First Automobile Works (FAW) (Автомобильный завод № 1) — китайская государственная автомобилестроительная компания.
***
Тип Государственная корпорация
Основание 15 июля, 1953 (Чанчунь)
Расположение Чанчунь, Китай
Ключевые фигуры Сюй Жианю (председатель) Сюй Сяньпин (президент)
Отрасль машиностроение
Продукция автомобили
Оборот $32 млрд (2008)
Чистая прибыль $1,1 млрд (2008)]
Число сотрудников 132,000 (2007)
Подразделения Besturn, Hongqi
Дочерние компании FAW Car Company, FAW Jilin, FAW Tianjin
Сайт www.faw.com
***
История
FAW — старейшая китайская автомобилестроительная компания.
Первый в Китае завод по производству автомобилей, созданный при содействии СССР, начал работу в г. Чанчунь в 1953 году. Проходная завода полностью идентична проходной ЗИЛа. Персонал проходил стажировку в СССР.
Тогда компания производила одну единственную модель грузовика Jiefang (Цзефан, ‘Освобождение’) — копию советского грузовика ЗИС-150. В 1959 году появился правительственный лимузин Hongqi (Хунцы - "Красное знамя"), выпускавшийся в небольших количествах до 1989 года. С 1 августа 1989 года выпускался седан Audi-100, первоначально под маркой Хунцы.
Завод стал основой автомобильного кластера провинции Цзилинь. К началу 2006 года в провинции работало 22 предприятия, выпускающих автомобильную технику. В городе Чанчунь и окрестностях растет число заводов производителей комплектующих для автомобилей. Среди них: Brose, Faurecia, Siemens VDO Automotive, Thyssen Krupp Automotive, TRW, Valeo и ZF Lemförder. Автомобилестроительная промышленность доминирует в отраслевой структуре провинции Цзилинь, и на её долю приходится более 50 % экономики региона.
В декабре 2010 года завершилось строительство нового завода, построенного совместно с GM, в городе Чанчунь. Мощность завода может быть увеличена с 80 тысяч до 200 тысяч автомобилей в год.
Филиалы, офисы и дистрибьюторы FAW Group размещаются в более чем 80 странах и регионах мира, в том числе Россия, Украина, Казахстан.
В мае 2011 года начал работать завод в Харбине, построенный совместно с GM. Мощность завода составляет 100 тысяч лёгких грузовиков в год.
Производство
В настоящее время FAW производит автомобили 6 категорий, в том числе грузовики малой, средней и большой грузоподъёмности, внедорожники, легковые автомобили, автобусы, малолитражные автомобили.
По объёмам производства автомобилей FAW занимает второе место в Китае после Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC).
В 2008 году FAW продала 1 миллион 530 тысяч автомобилей на общую сумму 218,4 млрд юаней (около $32,1 млрд).
Размер активов FAW в 2007 году оценивался в 102,4 млрд юаней (около $12,4 млрд.), штат сотрудников компании составлял 132400 человек. Группа FAW создала три крупных промышленных базы на северо-востоке Китая, полуострове Цзяодун и в провинции Шаньдун, а также технологический центр инновационных идей и разработок. В 2006 г. корпорация FAW заняла 470-е место в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний Fortune 500, а также 1-е место в рейтинге 500 крупнейших промышленных предприятий Китая 2008 г.
Совместные предприятия
FAW принадлежит 27 дочерних компаний и ещё в 20 компаниях FAW владеет контрольным пакетом акций. FAW создала совместные предприятия по производству автомобилей для китайского и мирового рынка с Volkswagen, Toyota, Ford и Mazda и др. В августе 2009 года было создано совместное предприятие с GM.
В 2005 году в России было продано 433 лёгких грузовика FAW, что составило 4,2 % рынка иностранных автомобилей грузоподъёмностью до 3,5 т. Создано совместное предприятие с российской компанией «Ирито» для сборки грузовиков в г.Гжель.
Летом 2006 года началась сборка внедорожников и пикапов FAW в г. Бийск. C 2007 года здесь же ведётся сборка самосвалов.
В ноябре 2007 года ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (ЗАО «АМУР», Свердловская область) начала сборку 10 и 20-тоннажных самосвалов. Грузовики выпускаются под торговой маркой «АМУР». В 2008 г. планируется увеличить производство до 1000—2000 грузовиков в год.
22 ноября 2007 года создано совместно предприятие с мексиканской компанией Grupo Elektra SAB. Завод стоимостью $150 млн будет построен в штате Мичоакан. Производство автомобилей FAW начнётся в 2010 году. Проектируемая мощность завода 100 000 автомобилей в год.
По соглашению с заводом Алтай и Zhongxing Automobile (англ.) ранее выполнялась сборка внедорожников «Адмирал».
Гибридные автомобили
Совместное предприятие Sichuan FAW Toyota Motor в декабре 2005 году начало производство Toyota Prius. На первом этапе планировалось продавать 3000 шт в год. Prius в Китае продаётся по цене $40 000, что почти в 2 раза дороже, чем в США.
FAW приобрёл у Toyota mild hybrid лицензию. На этой технологии FAW разработал седан Hongqi.
FAW начала производство гибридных автобусов Jiefang с параллельной гибридной системой по технологии компании Enova осенью 2005 года.
Гибридный автобус Jiefang потребляет топлива на 38 % меньше обычного автобуса. Выхлопы сокращаются на 30 %.
На автобусе установлены никель-металл-гидридные аккумуляторы.
FAW планировал произвести 1000 гибридных автобусов к 2010 году для Олимпиады 2008 в Пекине и World Expo 2010 в Шанхае.
Автобусы
В структуру First Automotive Works входит компания FAW Bus and Coach, на своих двух заводах выпускающая междугородные и туристические модели с собственными шасси и двигателями (мощностью от 150 до 241 л. с.).
Автобусы предлагаются в различных вариантах длины: 8,6 м, 10,4 м, 11,4 м, с количеством сидений от 26 до 51.
FAW DK 61011 — междугородный, длина 11,4 метра, 48 мест для сидения.
FAW CA 6860 — междугородный, длина 8,6 метров, мест для сидения от 26 до 34. Масса автобуса 10 тонн, двигатель 6-литровый (190 л. с.).
Бренды
FAW выпускает автомобили под собственными брендами:
- Xiali
- Hongqi,
- Jiaxing
- Besturn B50 и B70