header left
header left mirrored

Экзаменационная система в Китае

В средневековье в эпоху правления династии Суй (581-681) в Китае сложилась строгая и стройная экзаменационная система на государственную должность. В последующую эпоху Тан (618 - 907) система экзаменов получила дальнейшее развитие, даже простые, но эрудированные люди имели возможность с помощью успешной сдачи государственных экзаменов, занять престижную должность чиновника.  

Экзаменующемуся предстояло выдержать три серьезных испытания. Первый экзамен проходил на уездном уровне. Он продолжался один день и, выдержавший его, удостаивался степени "сюцая" - "отточенное дарование". Эта степень "сюцая" давала человеку прекрасный карьерный старт, он мог занять мелкую должность в уездной администрации. Один раз в три года проходили экзамены провинциального уровня. Те, кому удавалось успешно сдать эти экзамены, получали степень "цзюйжэнь" - "Представляемый".

Третий, высший тур экзаменов, проходил в столице страны в специальном месте для проведения экзаменов, доступ в которое имел весьма ограниченный круг лиц. Обычно для участия в столичных экзаменах собиралось 8—9 тысяч претендентов занять должность в государственном аппарате. Лишь немногие удостаивались ученой степени "цзиньши" - "продвинутый в обучении". А лучшие из лучших допускались к экзаменационному испытанию, на котором присутствовал сам император. Десять наиболее отличившихся в этих экзаменах получали право быть представленными лично императору. Трое из этих десяти с почетом выходили из дворца через главные ворота. Для многих из них это действо становилось   главным событием жизни.

В период господства династии Тан дворцовые экзамены проходили в первый месяц по Лунному календарю в столице Тан – городе Чанань (нынешний Сиань). А в течение второго месяца, после того, как оглашали результаты экзаменов, император в парке "Цуцзян" чествовал победителей, устраивал торжественный банкет в их честь. После таких чествований, новоиспеченные "цзиньши" должны были совершить прогулку по городу. Существовала и такая традиция, когда цзиньши дозволялось   начертать свое имя на каменной стеле, высившейся возле знаменитой "Башни диких гусей". Поэтому, даже сегодня, на этой стеле в городе Сиань можно увидеть эпитафии цзиньши, сделанные в эпоху разных династий.

Таким образом, в средневековом Китае существовал принцип меритократии ("власть просвещенных"). Этот принцип   неуклонно соблюдался в период правления большинства династий. С помощью этого принципа в сферу государственного управления шел постоянный приток "свежей крови". История Китая знает также немало случаев, когда видными государственными деятелями, реформаторами, учеными и мудрецами становились выходцы из социальных низов.

Можно сказать, что экзаменационная система создала для бедных ученых людей возможность послужить на благо государства. В результате повысился и административный уровень чиновничества.

Однако в период позднего феодализма экзаменационная система пришла в упадок. На экзаменах следовало показать степень владения сугубо конфуцианским знаниям. Экзаменационные сочинения в тот период были ограничены косностью этого учения. Немало мудрецов считали, что   экзаменационная система сильно сковывала способности и таланты интеллигентов того времени.


Ссылки

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования