header left
header left mirrored

Китайские палочки

Палочки являются неотъемлемой частью китайской культуры.   Большей частью их изготовляют из бамбука и различных пород дерева.   Зажав палочки между большим пальцем, указательным и средним, и как бы открывая и закрывая их, можно взять кусочки еды с тарелки.   Столь простые на вид, они символизируют целую культуру.

Китайцы используют палочки с древних времен.   В наше время они называются kuai zi (筷子), а раньше их именовали zhu (箸).   Давайте взглянем на этот иероглиф.   В верхней части использован ключ «бамбук», потому что первые палочки делали именно из него.   А внизу изображен ключ «готовить в посуде».   Можно сделать логическое заключение, что палочки появились именно тогда, когда человечество научилось обрабатывать (то есть готовить) пищу.   Возможно, в древности палочки использовали, чтобы вынимать готовую пищу из котла.   Таким образом, можно было не испачкать пальцев и не обжечься.   Со временем палочки стали даже произведением искусства.   В наши дни они распространены не только в Китае, но и среди других народов Северо-восточной и Юго-западной Азии.   Палочки представляют интерес и с научной точки зрения.   В первую очередь они развивают пальцы.   По мнению японских ученых, при использовании палочек во время еды задействуется 80 суставов и 50 мышц плеча, предплечья, ладони и пальцев, а также головной мозг.   Так что применение палочек не только развивает ловкость рук, но и тренирует мозг. 

Происхождение палочек

В Китае палочками пользуются уже как минимум 3000 лет.   Возможно, их использовали и раньше, так как точно не установлено, когда палочки были изобретены.   Записок о культуре использования палочек действительно сохранилось очень мало.   О них остались лишь скромные упоминания в классических книгах.   В течение нескольких тысячелетий палочки не представляли никакого научного интереса, поэтому никто специально их не изучал (по крайней мере, никаких свидетельств таких исследований не было обнаружено).   Но в наше время палочки, как часть китайской культуры, привлекают людей со всего мира.

Первое упоминание о палочках относится к 11 веку до н.э.   Согласно Han Feizi, император Чжоу использовал палочки из слоновой кости.   Император Чжоу, последний правитель династии Шан, правил с 1075 по 1046 гг. до н.э.   Также три тысячи лет назад на территории Центрального Китая обитали дикие слоны.   Археологами были обнаружены письменные свидетельства о слонах и случаях их поимки.   Так что вполне возможно, что император Чжоу действительно использовал палочки из слоновой кости.   Так как в то время оружие было примитивным, то естественно, что охота на слона являлась делом нелегким.   Поэтому пара палочек из слоновой кости могла стоить нескольких жизней.

Можно с уверенностью предположить, что пара палочек императора Чжоу не было первой и единственной.   Но до сих пор не было обнаружено никаких письменных свидетельств о появлении и изобретении этого «столового прибора». 

Однако согласно легенде, при династии Ся (2070-1600 гг. до н.э.), Великий Юй возглавил народ в подготовке к наводнению.   Он был настолько занят работой, что даже обедать ему приходилось на рабочем месте.   Как-то расположился он со своими товарищами на берегу реки, чтобы покушать.   И никто не знал, как же выловить пищу из котла.   Тогда Великий Юй отломил две веточки и достал с их помощью из котла горячее мясо и овощи.

Чжэн Сюань в Каноне ритуалов упоминает о том, что древние китайцы обворачивали овощи листьями, обмазывали глиной и готовили их на костре, переворачивая с боку на бок двумя веточками.   Когда они были готовы, их доставали из костра палочками и разворачивали.   Некоторые ученые утверждают (например, Ло Чжуфэн), что палочки были изобретены при династии Ся (2070-1600 гг. до н.э.)

В общем, стоит заметить, что палочки не были единственным «столовым прибором».   Во время раскопок культуры Яншао эпохи неолита были обнаружены ложки.   В эпоху позднего неолита ложек было бы недостаточно для готовки пищи, так что существовали и другие приборы – палочки.   Но в любом случае и при династии Ся появились лишь прообразы современных палочек.   И лишь в эпоху Шан они стали больше походить на современные.

Палочки в разные времена носили различные имена.   При династии Цинь, более 2000 лет назад, их называли jia, а при династии Хань (206 гг. до н.э. – 220) – zhu (но использовался для обозначения иной иероглиф:  верхний радикал – «бамбук», а нижний – «помогать»).   При династиях Тан, Сун, Юань, Мин и Цин палочки также называли zhu, но обозначали уже знакомым нам иероглифом «箸».

Изменения названия начались при династии Мин.   У рыбаков провинции Чжэцзян на слово zhu было наложено табу, так как оно омонимично со словом «остановиться» и «корабельные черви».   Рыбаки боялись, что дело может остановиться, а лодки могут быть съедены корабельными червями.   Вследствие этих предрассудков, рыбаки стали обозначать палочки словом kuai zi, в иероглифе которого использовался радикал «быстрый».   Они верили, что это принесет им удачу.   В наше время палочки повсеместно именуют kuai zi, и лишь некоторые ученые и поэты используют zhu в своих работах и стихах.

С древности китайский повар резал пищу на небольшие кусочки так, чтобы ее было удобно брать палочками.   Но некоторые считают, что палочки и являются причиной появления этой древней традиции.

Благодаря усилиям археологов, за последние 50 лет в древних гробницах было обнаружено множество палочек.   До династии Цинь палочки главным образом изготовляли из бамбука или дерева, поэтому многие из них не сохранились до наших дней.

Первые палочки не из бамбука, раскопанные в Хуйцзячун провинции Аньхой, были бронзовыми.   Из-за эрозии палочки немного различались по длине, в среднем составляя 20 см.   Они относятся к эпохи Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.).   Самые знаменитые бамбуковые палочки (17 см) были раскопаны в 1973 году в Чанша, провинция Хунань.   Им уже более 2100 лет, они относятся к династии Хань.   Сейчас они выставлены в музее провинции Хунань.

В действительности, в Китае было обнаружено немало палочек эпохи Хань, например медные и бамбуковые палочки в провинциях Хубэй и Ганьсу.   На барельефе из Сычуани «Пир династии Хань» есть изображения и палочек.   Один из трех обедающих (слева) держит пиалу и палочки, а перед двумя другими палочки лежат на столе.   Это говорит о том, что палочки были обычным явлением при династии Хань.   Палочки эпохи Хань были округлыми, с тонкими кончиками и широким основанием.   Палочки эпохи Весны и Осени изготовляли из меди, а по форме они представляли собой цилиндр.   Так как медь легко окисляется, то постепенно на место медных палочек пришли серебряные.

В Сиане была обнаружена пара серебряных палочек эпохи Суй (581-618).   Длина их 20 см.   Они заостренные на концах и утолщаются посередине.   Это самые ранние из обнаруженных серебряных палочек.

За три века правления Танской династии (618-907) были сделаны огромные достижения в политической, экономической и культурной сферах, повысился также уровень жизни.   А на обеденных столах стали частенько появляться золотые и серебряные палочки.

В хрониках династии Тан упоминается министр Сун Цзин.   Как-то на пиру во дворце император подарил Сун Цзину пару палочек из золота.   В то время только при императорском дворе разрешалось использовать изделия из золота.   Министр был настолько польщен подарком императора, что даже не знал, что сказать в благодарность.   Заметив это, император Сюаньчжун сказал:  «Я дарю тебе не золото, а палочки, чтобы ты всегда оставался столь же прямым как они».   Министр никогда не использовал подарок для еды, а хранил его у себя дома.   Серебряные палочки эпохи Тан в основном найдены в гробницах высокопоставленных чиновников и знати.   Таких палочек было обнаружено превеликое множество, самые длинные из них достигали 33.1 см.   А длина палочек эпохи Весны и осени достигала 17-18 см. 

На фреске «Пир» в пещере № 473 в Дуньхуане можно увидеть как палочки, так и ложки.   А на фреске из гробницы эпохи Тан в городе Сиане пара палочек нарисована среди тарелок.   При династиях Сун, Юань, Ляо и Ся палочки также изготовляли из серебра и меди.   По сравнению с танскими, они короче (около 25 см, самые маленькие – 15 см).   В отличие от простых танских, формы палочек последующих династий радовали разнообразием.

Пара серебряных палочек династии Сун, раскопанная в провинции Цзянси, была шестиугольной формы.   А серебряные палочки той же эпохи, найденные в Сычуани, были украшены рисунками и орнаментами.   Начиная с династии Сун, изготовления палочек стало своего рода искусством.   На 4 серебряных палочках эпохи Юань (1271-1368), обнаруженных в городе Уси провинции Цзянсу, были также выгравированы имена мастеров.

При династии Мин (1368-1644) форма палочек резко изменилась.   Теперь верхушка стала квадратной, а нижняя часть – закругленной.   В 1980 году в могиле в уезде Хунсянь провинции Сычуань были обнаружены деревянные палочки с рисунком.   На каждой из сторон квадратной верхушки были выгравированы стихи.

Еще одни деревянные палочки (31 см) династии Мин были найдены в лодке в Нинлине провинции Хэнань.   В 1956 году в Пекине при раскопках гробницы минского императора Шэньцзуна были найдены палочки из эбенового (черного) дерева с верхушками, покрытыми золотом.

Палочки эпохи Цин – это настоящие произведения искусства.   Особенно распространены были бамбуковые и деревянные палочки с серебряным рисунком.   Серебряная мозаика, как правило, покрывала 6-7 см в нижней части, а вверху палочки соединялись между собой серебряной цепочкой.   Также популярностью пользовались палочки с серебряным рисунком вверху и внизу и с серебряным кольцом посередине.   Именно такие палочки упоминаются в 40 главе романа «Сон в красном тереме».   Но в конце правления Цин на место палочек с кольцом пришли палочки с серебреной цепочкой.

Разновидности палочек

С древности китайцы придавали огромное значение еде.   А палочки являются необходимым участником любого приема пищи.   Дабы удовлетворить прихоти императоров и знати, ремесленники изготовляли все более изящные и роскошные палочки.   Один коллекционер за многие годы собрал в своей коллекции более 1600 пар палочек.   Он разделил их на пять видов: деревянные, металлические, яшмовые, пластиковые, а также палочки из слоновой кости.

Бамбуковые и деревянные палочки

В наше время большинство палочек делают из бамбука и дерева.   Именно такие палочки можно увидеть на столе простой китайской семьи.   Но в богатых семьях используют палочки и из твердых пород дерева.   Первые палочки также изготовляли из бамбука и дерева.

Особую ценность представляют палочки из пальмового бамбука.   Такие палочки были редки и в древности.   Пальмовый бамбук произрастает в юго-восточной части Китая.   Он отличается особой твердостью.   Пурпурный бамбук также является редким материалом для изготовления палочек, поэтому и особо ценным.  

«Бамбуковые палочки наложниц с берега реки Сян».   По легенде, император Шунь во время похода на юг неожиданно умер.   Узнав о его смерти, две его наложницы, Архуан и Нуин, проплакали три дня и три ночи на берегу реки Сян.   У реки рос бамбук, а их слезы как раз скатывались на его молодые побеги.   Поэтому его и назвали «бамбук со следами слез» или «бамбук наложниц».

«Бамбуковые палочки с выгравированной головой льва из Цзянъаня провинции Сычуань».   Цзянъань в провинции Сычуань традиционной славился изготовлением палочек из бамбука.   Местные ремесленники даже получали награды на международных выставках.   Бамбук «нань» толстый, а расстояние между узлами большое, что идеально подходит для изготовления палочек.   Сначала бамбук кипятят в воде, затем сушат на солнце, полируют и делают из него палочки.   Часто верхушку украшают изображением головы льва.   Это одни из лучших бамбуковых палочек.

«Палочки из бамбука нань из провинции Хунань» имеют следующую особенность.   Если опустить палочки в воду и подуть на них, то появятся пузырьки, потому что в дереве множество микроскопических дырочек.   Палочки из такого дерева никогда не сгниют и не деформируются, и в них не заведутся черви.

В «Каноне ритуалах» династии Чжоу говорится, что по счастливому поводу стоит использовать палочки и ложки из боярышника, потому что он омонимичен со словом «хорошая примета».   На похоронах стоит использовать палочки из тутового дерева, так как название созвучно со словом «покойный».   Древесина тутового дерева желтовато-белая.   Это цвет традиционно использовали в погребальных обрядах.   Следующая история ярко иллюстрирует эту традицию.   Однажды ученого по имени Фань Цзинь, сдавшего императорский экзамен, пригласил на обед государственный чиновник Тан.   Хозяин предложил гостю серебряные палочки, но тот отказался сесть за стол.   Посчитав, что серебряные палочки недостаточно торжественны для такого случая, Тан заменил их палочками из слоновой кости.   Но Фань опять отказался занять место за столом.   И только когда хозяин узнал, что Фань находится в трауре по своей матери, то предложил ему белые деревянные палочки.   И тогда гость согласился начать трапезу.   Теперь Вы можете представить, как осторожно надо было относиться к выбору палочек.

«Палочки из твердых пород дерева» традиционно относятся к самым дорогим.   Они просты, изящны и отлично смотрятся с роскошным фарфором на обеденном столе.   В Китайских магазинах вы можете купить палочки, украшенные изображениями сосен, черепах и журавлей (то есть символами долголетия).   Это идеальный подарок для пожилого человека.

«Палочки из эбенового дерева» считаются наиболее ценными среди деревянных палочек.   Эбеновое дерево произрастает в Индонезии, Малайзии и провинции Гуандун, Китай.   Эбеновая древесина твердая, гладкая, темная, тяжелая и прочная.   Эбеновые палочки в сочетании с белым фарфором станут украшением любого обеда.

«Палочки из красного сандалового дерева» производит семья Сянь в районе Юэсю в Гуанчжоу.   Семья занимается производством палочек уже более 80 лет.   А нынешний владелец мастерской, Сянь Лянгуан, относится к третьему поколению ремесленников.   В наше время палочки ручной работы все еще пользуются популярностью в Гуандуне и Гонконге.   В семье Сянь палочки изготовляют из красного сандалового дерева и украшают изображением головы льва.

«Палочки из китайского падуба» просты и изящны.  Древесина падуба отличается твердостью и особым ароматом.   В провинции Шэньси говорят, что такие палочки радуют глаз, а в Хэнани утверждают, что они предупреждают появление язвочек во рту.   Как правило, палочки кремового цвета украшают различными рисунками.

«Палочки из железного дерева» изготовляют из древесины sago cycas.   Это дерево произрастает в горах провинции Аньхой. Они отличаются особой твердостью и, в отличие от многих других видов, тонут в воде.

Металлические палочки

В наше время редко встретишь человека, который пользуется металлическими палочками.   Но в древности они были очень популярны среди знати.   Первые металлические палочки делали из бронзы.   Такие палочки эпохи Весны и Осени были обнаружены при раскопках в Гуйчи, провинция Аньхой, и Аньян, Хэнань.

«Медные палочки» в основном вышли из употребления, так как они быстро окисляются и становятся опасными для здоровья человека.   Ли Шичжэнь, лекарь эпохи Мин, обнаружил, что медная посуда с напитками и чаем за ночь становится непригодной для питья.   И если больной выпьет лекарство из такого сосуда, то у него может пропасть голос.   Поэтому в последующие династии медь использовали лишь для поддержания огня в печи или в лампах.

«Серебряные палочки» - любимцы в течение нескольких тысячелетий, потому что считалось, что с их помощью можно обнаружить яд в пище, а также они красивы и долговечны.   В действительности такая проверка безопасности пищи ненадежна.   Серебро темнеет и чернеет только при контакте с мышьяком.

«Золотые палочки» всегда были очень дороги, ими пользоваться имел право только лишь император.   Даже высокопоставленным чиновникам не дозволялось кушать золотыми палочками.   В музеях можно увидеть и золотые палочки императрицы Цыси.   Также золотом украшались и яшмовые, и палочки из слоновой кости.   Золотые палочки символизировали превосходство императора, его величие.   Но в конце правления Цин и начале 20 века золотые палочки перестали быть прерогативой императорской семьи.   На столах промышленных магнатов и шанхайских гангстеров также появилась посуда из золота, в ее числе были и палочки.

Также палочки делают из алюминия, нержавеющей стали и различных сплавов.

Палочки из слоновой кости

Начиная с шанского императора Чжоу, палочки из слоновой кости считаются настоящей роскошью.   В классическом романе «Сон в Красно тереме» есть эпизод, когда бабушка Лю пытается квадратными палочками из слоновой кости «поймать» в тарелке варенные голубиные яйца.   Но ей это не удается, так как яйца постоянно выскальзывают из палочек.   Таким образом, автор подчеркивает, что простые китайцы не умели пользоваться палочками из слоновой кости – это был удел знатных и богатых.

Палочки из слоновой кости часто выглядят как настоящее произведение искусства, изображенные на них птицы кажутся живыми, а цветы словно источающими аромат.   Каждая пара палочек часто украшается неповторяющимся на других палочках орнаментом:  или «попугайчик на ветке красной сливы», или «сорока и орхидей», «утки в цветах лотоса» и т.п.…   Такие палочки никогда долго не задерживаются в магазинах.

Так как сейчас во всем мире запрещена охота на слонов, палочки из слоновой кости исчезли с обеденных столов, но их еще можно встретить в антикварных лавках.

«Палочки из костей различных животных» легко отличить от тех, что изготовлены из слоновой кости, хотя они и похожи.   Для изготовления палочек, главным образом, используют кости крупного рогатого скота, слонов, верблюдов и оленей.   Их украшают резьбой или гравировкой иероглифов.

Наибольшую ценность представляют палочки из панциря черепахи.   Цвет палочек может варьироваться от светло-коричневого до желтоватого.

Палочки из яшмы

Яшмовые палочки особенно популярны среди китайцев.   Еще в период неолита, то есть 7000-8000 лет назад, предки китайцев стали изготовлять изделия из яшмы.   Яшмовые бокалы, сосуды для вина и драконы часто встречаются при археологических раскопках периодов Цинь и Хань, но яшмовые палочки встречались нечасто.  

Трудно представить обеденный стол императоров династий Тан, Сун, Юань, Мин и Цин без яшмовых палочек.   Однажды императрица Цыси сломала изумрудные палочки.   Возможно, это произошло, потому что у императрицы были исключительно длинные ногти, и она не могла пользоваться палочками должным образом.   Императрица была необычайно суеверным человеком, поэтому она откинула палочки и решила казнить евнуха, который отвечал за палочки.   И лишь мольбы ее окружения спасли его от смерти – наказание сменили на 30 ударов палками.   Мастера в страхе за свои жизни не могли заснуть все ночь, думая, как решить эту проблему.   И решение нашлось – золотые кольца для укрепления палочек.

Многие камни подходят для изготовления палочек, но лучшие получаются из бирюзы.   Тем более, в Китае большие запасы высококлассной бирюзы.

И хотя коралл в действительности не минерал, его относят в один разряд с палочками из слоновой кости и яшмы.   Большинство палочек из коралла красного цвета.   Кроме того, что в антикварных магазинах часто встречаются подделки коралловых палочек.   Для их изготовления используют крашенные кости животных.

Пластиковые палочки теплоустойчивы, не впитывают масла, не подвергаются воздействию различных пищевых кислот.   Они идеально вписываются в современную жизнь.   Фарфоровые палочки отлично сочетаются с фарфоровой посудой, но сейчас они не имеют практического применения из-за своей хрупкости.

Палочки и китайские народные традиции

В каждой стране есть свои особые традиции.   Китай – это страна ритуалов, история которых насчитывает несколько тысяч лет.   Некоторые из них уже стали частичкой прошлого.   Но из поколения в поколения передаются «10 запретов при использовании палочек».

У ханьцев существует особый этикет в отношении и палочек.   После того, как гости расселись за столом, они не должны даже дотрагиваться до палочек, пока хозяин не начнет трапезу.   Закончив кушать, гость кладет палочки на пиалу, ожидая, когда доест и хозяин.   И только когда хозяин располагает палочки на столе, гости также могут переместить их с пиалы на стол, и только тогда встать из-за стола.   У некоторых малых народностей, проживающих на территории Китая, правила поведения могут отличаться от ханьских.   Например, в горных деревушках народности дун в Гуанси-Чжуанском автономном районе, хозяин ждет, когда гости приступят к еде.

За столом не следует тянуться палочками за далеко  расположенным блюдом.   Как-то ученый Ван Аньши потянулся на другой конец стола, чтобы взять свои любимые ребрышки косули.   Его жена была обескуражена таким неприличным поведением мужа.   Но позже она узнала, что он взял кусочек с блюда, расположенного рядом, то есть не нарушил этикет.   Но сейчас, благодаря крутящемуся столу «ленивой Сьюзан», не существует такой большой проблемы дотянуться до самого отдаленного блюда.

Поведение за императорским столом сильно отличалось от этикета простолюдин.   В своей книге о минской династии Сюй Чжэнь рассказывает следующую историю.   Ученый Тан Су был лишен своего чиновничьего поста и вернулся в родной город.   Император Чжу Юаньчжан относился к ученому с большой симпатией и был наслышан о его талантах, поэтому решил вызвать его обратно в столицу и пригласил на обед в императорский дворец.   После обеда ученый оставил палочки напротив себя.   Император спросил, к чему бы это.  Тогда ученый рассказал, что так принято среди простолюдинов.   Император был просто взбешен и сказал, что такое поведение недопустимо за императорским столом.   Ученый был наказан и направлен на службу конвоиром в Хаочжоу.   В действительности, ничего плохого в таком расположении палочек не было.   Так среди простого люда выражалось уважение к старшим.   Но император почувствовал себя глубоко оскорбленным этим жестом.   А вся проблема Тан Су – он ошибся в оценке характера императора.

При династии Цин было обычным делом использование различных столовых приборов в зависимости от ранга за столом во дворце императора.   В 1796 император Цяньлун устраивал роскошный пир.   Столы были поделены на два класса.   Первый был для императорской семьи и ее родственников, чиновников 2-х самых высоких рангов и иностранных представителей.   Столы этого класса сервировали квадратными эбеновыми палочками.   За столами второго класса располагались чиновники оставшихся семи рангов.   Палочки за этими столами также были из эбенового дерева, круглые и более короткие.

Палочки не были единственным столовым прибором, но именно они были отличительной чертой столового этикета в различных частях страны.   В Янчжоу провинции Цзянсу существовала следующая традиция.   Перед первой брачной ночью на супружеском ложе раскидывали палочки.   Гости должны были пойти в опочивальню новобрачных с красными палочками и пиалами.   Главный из гостей, тыкая палочками в пиалу, желал прибавления в семействе.   «Kuai zi» (палочки) можно перевести, как и «скорое рождение сына».   Далее гость говорит:  «Палочки с одного конца круглые, а с другого – квадратные, так пусть сынок будет чиновником богатым».   Каждый гость должен был разбросать палочки на брачном ложе, напевая пожелания новобрачным:  «Скорого пополнения», «Разбросанные палочки, словно многочисленные сыновья и внуки, наполняют дом», «Пусть дом будет полная чаша, а кладовые заполнены рисом».

В старые времена на свадьбе голову невесты покрывали красной материей.   В городе Цидун, провинция Хунань, прежде чем невеста войдет в опочивальню, жениху не разрешалось снимать красное покрывало с головы молодой.   Но свекровь должна была палочками приподнять его.

А сколько интересных традиций связанных со свадьбой у малых народностей.   На свадьбе у народа шэ в провинции Чжэцзян жениха не кормят, пока он не вошел в дом невесты.   Он должен спеть песни, и лишь тогда его накормят и напоят.   А если жених поет плохо, неумело, невесту ему не отдадут.

Особое место в свадебной церемонии народа туцзя в провинции Хубэй занимает «плач невесты».   Только после этого песнопения невеста может занять место в свадебном паланкине.   Этой песни матери народа туцзя начинают учить дочерей в возрасте 12-13 лет.   Обычно это выглядит так.   Невеста, разбрасывая палочки вокруг паланкина, поет: «Свет лампы озаряет 12 пар палочек.  Я и суженый мой неразлучны, словно пара палочек.  Я выхожу замуж и далеко разбрасываю палочки.  Старший брат подберет – будем ему счастье, младший братец – пусть сохранит их в ларце.  Младшая сестра найдет – будет ей жених богатый.  Так пусть всем они принесут счастье».   Текст песен может различаться, но смысл примерно одинаковый: невесте горько покидать отчий дом, она желает счастья родителям, братьям и сестрам.

Свадьба народа ачан в провинции Юньнань проходит веселее.   Когда жених приходит в дом невесты, ее отец готовит для него завтрак: «тофу», лапшу и жареный арахис.   Затем отец дает жениху пару метровых палочек из только что срезанного бамбука.   Такие палочки уже удержать проблематично, не то, что есть ими.   И пока жених старается позавтракать, гости развлекаются.   Так жениху напоминают, что счастье заполучить ох уж как нелегко.

У народа и в провинции Юньнань тоже есть свадебные традиции, связанные с палочками.   Сестры невесты по ее просьбы делают палочки с изображением головы дракона и цветами в подарок жениху.   На рогах и хвостах драконов прикрепляют два шелковых цветка.   Украшение располагают в верхней части палочек.   Эти палочки кладут как раз в блюдо, приготовленное невестой. Когда жених заходит в обеденный зал, гости начинают подшучивать над ним, например, бросают в его лицо пепел.   Чтобы они не делали, они не должны повредить палочки с драконами и цветами, так как те символизируют вечную любовь между супругами.

А после свадьбы у народа лису жених и невеста должны поменяться палочками и пиалами.   Считается, что так они обмениваются сердцами, чтобы прожить в гармонии всю жизнь.

У народа гэлао в провинции Гуйчжоу существует удивительная традиция брачного предложения.   Родители молодого человека, узнав о выборе своего сына, заворачивают в пару новых палочек в красную бумагу.   Когда они приходят в дом приглянувшейся девушки, они, не сказав ни слова, оставляют сверток на столе в гостиной.   А когда родители девушки откроют его и обнаружат там палочки, они поймут, что к их дочери сватаются.

На монгольской свадьбе танцуют танец с палочками.   После трапезы гости в приподнятом настроении выходят из шатра и начинают танцевать с палочками вокруг костра.   В такт они ударяют ими по своим плечам и бедрам.

В 1854 году наложница Ибинь (будущая императрица Цыси) забеременела.   Надеясь на счастливое разрешение, она велела евнуху закопать в земле палочки, кусок красного шелка, кусочки золота и серебра.   Эта императорская традиция распространилась и среди простого люда.   Южнее течения Янцзы быстрые и простые роды также связаны с палочками.   Когда женщина находится на позднем сроке беременности, ее мать посылает ей палочки, имбирь и рис, так как названия этих предметов омонимичны пожеланию «быстрого появления на свет драгоценного наследника».   Также существуют и другие традиции: палочки кладут в люльку новорожденного, их прячут под подушкой беременной жены, также считается, что палочки помогают при бесплодии.

В жизни человека после свадьбы, зачатия ребенка и его рождения существует множество традиций, связанных с палочками.   Их использую и в похоронных церемониях.   В гробницах различных династий было раскопано множество палочек.   Согласно традиционным похоронным обычаям, ханьцы оставляли пищу для покойника.   Палочки не должны были просто лежать на столе – их выткали в пиалу.   А чтобы они не падали, пиалу до верху наполняли рисом.   А если умер человек старше 70 лет, друзья и родственники на похоронах должны были «украсть» палочки и пиалу, словно похищая кусочек долголетия.

ИСТОРИИ  О  ПАЛОЧКАХ

В течение тысячелетий палочки можно было увидеть на столе каждой семьи, и богатой, и бедной.   Ни один китаец не сможет представить себе день без палочек.   Они служат за обеденным столом, их используют в гадании и даже как оружие.   С палочками связано множество занимательных историй.

Уже при династии Тан (618-907) палочки распространились во Вьетнаме и других странах.   В Японию палочки попали уже после династии Тан.   А сейчас каждый год 4-го августа японцы празднуют «День Палочек».   Японские палочки обычно короче и заостренней китайских.   Существуют различные палочки для овощей, рыбы, для приготовления пищи.   Одноразовые палочки обычно предлагают гостям, а после использования их выкидывают.   Несколько лет назад одноразовые палочки появились и в Китае, где стали особенно популярны в ресторанах.

Маттео Риччи (1552-1610), итальянский иезуит, один из первых представил китайские палочки европейцам.   Он их описывает в своих «Записках о Китае».   Честно говоря, для европейцев, привыкших использовать нож и вилку, еда палочками может стать настоящей проблемой.

Конфуз с палочками

У ханьского императора Цзин были не очень хорошие отношения с его министром Чжоу Яфу, который был приверженцем предшественника Цзина.   Министр Чжоу (как и предыдущий император) был против назначения на государственные должности родственников императора.   Цзин искал любую возможность, чтобы присмирить министра.   Как-то император пригласил министра на обед.   На столе были лишь огромные куски мяса – и ни одной пары палочек.   Министр очень расстроился, покинул стол, чтобы принести палочки.   Император Цзин решил упрекнуть Чжоу в поведении, не достойном титула министра.   «Потеряв лицо», Чжоу Яфу не ел пять дней и умер.

Отказ невесты

В эпоху Тан жил-был один ученый по имени Юй Чун.   Он занял первое место на императорских экзаменах.   Император Сюаньцзун решил выдать за него свою дочь Юнфу.   Девушка не хотела выходить замуж за отцовского избранника, но, как напрямую сказать ему об этом, не знала.   За обедом она умышленно сломала палочку.   Увидев это, император понял, что дочь не хочет выходить замуж за ученого.   Но император не мог забрать своего слова обратно, поэтому дочери пришлось выйти замуж за Юй Чуна.

Кто же станет министром?

Танский император Минцзун долго не мог решить, кого же назначить на должность министра.   И тогда написал он имена кандидатов на палочках и побросал их в фарфоровый кувшин.   Затем он тряс его, пока какая-то палочка не выпала на землю.   А тот кандидат, чье имя было написано на палочке, был назначен на пост.   Им оказался Лу Цзивэнь.

Проверка палочками

Лю Бовэнь, высокопоставленный чиновник, который помог Чжу Юаньчжану основать династию Мин, был человеком образованным и воспитанным.   Говорят, что, когда Лю впервые встретил будущего императора, тот как раз обедал.   Он попросил чиновника придумать стихотворение о палочках.   Заметив, что император держит в руках «палочки из бамбука у реки Сян, орошенные слезами наложниц», Лю Бовэнь сказал: «Две яшмы у реки Сян неразлучны, а слезы наложниц бесконечны».   Император догадался, что чиновник имел в виду историю о Архуан и Нуин, оплакивавших смерть императора Шунь, и посчитал его чересчур ученым, начитанным.   Услышав упрек в свой адрес, Лю Бовэнь сочинил следующие строки: «Чтобы династии Хань правила четыре столетья, Чжан Лян палочки занял».   Так он напомнил о случаи, когда Чжан Лян занял палочки, чтобы предотвратить ошибку пьяницы Ли Шэна и помочь Лю Бану основать династию Хань.

Прося Лю Бовэня сочинить стихи, Чжу Юаньчжан намекал, что и тот поможет ему в основании новой династии.   И действительно, пройдет немного времени, и Лю Бовэнь станет военным советником минского императора.

Как вероломный министр палочки коллекционировал

При династии Мин жил-был министр по имени Янь Сун.   В почтенном возрасте он был уволен и заточен в тюрьму за свои преступления, взятки и растраты.   Из его дома было конфисковано 27 159 пар палочек: 1 пара золотых, 1110 пар палочек из слоновой кости с золотым орнаментом, 2691 пара палочек из слоновой кости, 5931 пары палочек из бамбука, растущего у реки Сян, 1009 пар серебряных палочек, 6896 эбеновых и 9510 пар раскрашенных палочек.   У него была собрана крупнейшая коллекция палочек во все времена.

Можно ли писать палочками?

Во время похода на юг, цинский император Цяньлун остановился на берегу озера Тайху, недалеко от Сучжоу.   Время было позднее, поэтому решил он заночевать в рыбацкой лодке.   Император проголодался так, что не мог дождаться, когда приготовят еду.   Наконец-то на стол подали блюдо, известное как «дракон, плавающий среди монет», в его состав входили кусочки угря и сырые креветки.   Доев, император потребовал у хозяйки лодки еще, но та лишь зарыдала в ответ.   Оказалось, что угря и креветки ее сын поймал утром, а вечером его заточили в тюрьму за отказ выплатить дань.   Она не знала, как же ей жить дальше.   Услышав столь трагичную историю, император тут же пообещал написать письмо и вызволить рыбака из тюрьмы.   Но на лодке не оказалось ни туши, ни кисточки.   Тогда император развел в воде пепел, а вместо кисти использовал палочку и написал: «Это письмо написано палочками и пеплом.   Что сотворил сын этой пожилой женщины?   Ведь она на славу угостила императора».   Когда евнух привез начальнику уезда письмо императора, тот напугался до смерти, упал на колени и долго вымаливал прощения.

Убийство ивовыми палочками

В годы правления цинского императора Цяньлуна в одном уезде служил начальником некий Ма.   Как-то замаскировавшись под простолюдина, отправился он проинспектировать деревни своего уезда.   Проходя мимо деревушки Нюцзягоу, услышал шум.   Протиснувшись через толпу, он увидел мертвого крестьянина, лежащего у подножья холма.   Возле тела рыдала и причитала молодая женщина.   Как удалось выяснить Ма, крестьянина звали Лю Тешань, а девушка было его теперь уже вдовой.   Чиновник осторожно осматривал место преступления.   Он заметил, что хотя девушка плакала и громко, но горечи в ее голосе не слышалось.   Подозревая, что что-то здесь не так, он решил опросить жителей деревни.   Ему поведали, что крестьянин пахал на поле с утра и до полудня, пока жена не принесла ему обед.   В чашке Лю Тешань обнаружил ароматную курицу с арахисом.   В это время на поле работала еще пара молодых ребят.   От запаха обеда у них потекли слюни.   Поэтому Лю Тешань решил угостить друзей бульоном и кусочками мяса.   Вдруг его жена пожаловалась, что забыла принести палочки.   Она подошла к иве и отломала ветку.  Затем она топором разрубила веточку на две части и подала мужу вместо палочек.   Лю взял их и в один присест доел курицу с арахисом.   После обеда он опять приступил к работе.   Жена спокойно почистила посуду, выбросила палочки и уже была готова отправиться домой, как услышала крик мужа.   Когда его жена и другие крестьяне подбежали к нему, Лю Тешань уже был мертв.

После первоначального осмотра, было решено арестовать вдову.   И к осмотру тела приступили местные врачи.   Они решили, что ключ к разгадке заключен в принесенном обеде.   Но как это не странно, в курице и арахисе не было обнаружено ни капли яда.   Кроме того, крестьяне, которых угостил Лю Тешань, были живы и умирать не собирались.   Старый доктор вдруг вспомнил, что много лет назад, когда он только изучал медицину, его учитель рассказывал о похожем случае.   И тогда причиной убийства оказались палочки.   Эта сообщение вызвало шок.   Оказалось, что ни ивовые палочки, ни курица с арахисом не были отравлены.   Но если собрать их вместе, то они превращаются в гремучую смесь.

Началось тщательное расследование.   Вдова долго не признавалась в убийстве мужа, но когда ей были предъявлены доказательства, она все и рассказала.   Незадолго до убийства она познакомилась и подружилась с доктором.   Он-то и помог отправить мужа на тот свет.

Гу Вэйцзюнь и палочки

Гу Вэйцзюнь – известный дипломат начала 20 века.  В 1913 году его на обед пригласил Юань Шикай.   Обед устраивался в честь монгольских и тибетских правителей.   Юань Шикай восседала за одним столом, а гости – за другим.   Только Гу Вэйцзюнь присел, он почувствовал, насколько он проголодался.   Увидев на столе жареную утку, он потянулся к ней, чтобы палочками взять себе кусочек мяса.   Но ему не удалось отщипнуть ни кусочка утки.   Тогда он решил, что все дело в палочках.   Гу Вэйцзюнь наклонил голову и пригляделся.   Оказалось, что это была деревянная раскрашенная утка.   Так организаторы банкетов частенько присваивали чужие деньги.   Опытные чиновники, которые частенько сталкивались с таким, знали, что уток палочками лучше не трогать.   Но Гу Вэй Цзюнь, недавно возвратившийся из Северных Американских Штатов, этого не знал.

Джордж Бернард Шоу и палочки

Знаменитый драматург Бернард Шоу посетил Шанхай в 1933 году.   Сун Чинлин, вдова Сунь Ять-Сена, устроила в его честь ужин.   Драматург отказался от предложенных хозяйкой ножа и вилки.   Он решил попробовать есть палочками.   Пока он пытался поймать палочками хоть один кусочек мяса, он взмок от усердий.   Только ему удавалось ухватить один кусочек, как он падал опять в тарелку, не успев достичь рта.   Он утешил себя словами: «Должно быть это мясо кролика.   Как же я могу за ним успеть?»   Его шутка вызвала взрыв смеха за столом.   Затем Шоу все-таки зажал палочками мясо и сказал: «Если бы я не научился управляться палочками, поверили бы британцы, что я был в Китае?»

Королева Елизавета и палочки

В октябре 1986 года Королева Елизавета впервые посетила Китай.   Телекомпания BBC сняла целый цикл передач о ее визите.   Больше всего, британцы хотели увидеть, как их Королева будет кушать палочками на ужине в ее честь.   Увидев, как она ловко владеет китайскими столовыми приборами, они не могли сдержать восхищения.   Но мало кто знает, что перед визитом в Китай Елизавета Вторая упорно училась пользоваться палочками.   После ее визита палочки стали очень популярны в Британии.

Палочки как часть китайской культуры

В течение долгой истории существования палочек, ремесленники совершенствовали технику их изготовления из различных материалов, превращая обычный столовый прибор в экспонаты коллекций и шедевры.

В древности палочки были круглые, но позже при династии Мин нижняя часть палочек сохранила свою цилиндрическую форму, а верхняя стала квадратной.   Во-первых, это более удобно при использовании – они не скатываются со стола.   А во-вторых, квадратные части идеально подходят для гравировки – многие каллиграфы и ученые старались запечатлеть свои произведения на палочках.   Иногда можно встретить удивительные палочки с изображением следующих картин: дом, кусты, лодка и горы вдали.  

Больше всего для гравировки подходят бамбуковые палочки.   На подарочных пар палочках художники часто изображают горы на верхней их части, а но нижней – ветки сосны, павильон среди холмов и пр.

Палочки могут украшать резьбой с одной, двух или четырех сторон.   На одних бамбуковых палочках с серебряной мозаикой было запечатлено 4-строчное стихотворение.   Обычно стихи не вырезали на просто бамбуковых палочках.   Лишь однажды знаменитый художник на полностью бамбуковых палочках выгравировал стихотворение.   Их никогда не использовали для еды, независимо, какой бы изысканной она не была.

В антикварных лавках до недавнего времени встречались бамбуковые палочки с серебряной мозаикой эпохи Цин и с выгравированными стихами.   Цена за такую пару может достигать 4000-5000 юаней.

Правда ученые и поэты редко писали стихи о палочках.  Возможно, потому, что они считались простым предметом быта.   Однако пара известных поэтов все же оставили стихи о палочках.   Цинский поэт Юань Му написал «Песнь о палочках»:

«Стремитесь Вы схватить кусок,
Вас обрекают на страдания в устах,
Соль, уксус каждый день вкушая,
Но что есть что, не различая».

Некоторые литературоведы утверждают, что в этом стихотворении Юань Му жалуется на свою несчастную чиновничью жизнь.   Юань Му был не только известный поэт, но и гурман.   В 40 лет он оставил службу и перебрался в Нанкин, где построил сад Суй.   Прожил он здесь счастливую жизнь в окружении друзей.   А в 73 года написал известную во всем мире кулинарную книгу «Меню сада Суй».

Чжу Шужэнь, знаменитая сунская поэтесса, написала стихотворение-загадку о палочках.   Также стихотворения посвятил палочкам и Фэн Цзицай, вице-председатель Китайской Ассоциации Литераторов.

С древности в народе ходили различные загадки о палочках.  Например, два брата-близнеца, худы, хотя не едят лишь одни супы. Или маленькие круглые ножки с квадратной головой.   Часто палочки становились героями шуточных загадок.

Кроме гравировки палочки украшали мозаиками и жемчугом.   Например, в центральной части палочек из слоновой кости могла находиться вставка из рога дракона.   У народности мяо используют для изготовления палочек рога волов, а вверху и внизу вставляют кусочки слоновой кости.

Еще одной традиционной техникой украшения палочек было выжигание.   При династии Цин в провинции Юньнань жил талантливы ремесленник У Тянь.   Так как он был большой любитель вина, его часто приглашали в гости.   Как-то он перебрал и, заметив на столе новые палочки, приблизился к печке.   И вскоре на них появились изображения птиц, животных и цветов.

Подставки, держатели и ящики для палочек

В Цзянлине в ханьской гробнице № 167 была обнаружена бамбуковая подставка для хранения с 21 палочкой и разукрашенной ложкой.   Похожая подставка была найдена в ханьской гробнице в Юаньмэне, провинция Хубэй.   То есть подставки для палочек уже использовали при династии Хань (206 г. до н.э. – 220).   Подставки для палочек бывают 6 видов: керамические, фарфоровые, бамбуковые, деревянные, кирпичные и металлические

Керамические подставки для палочек

В поздний период правления династии Цин подставки глазурью покрывали лишь сверху.   Часто на подставках была надпись: «Сотни сыновей и тысячи внуков».   В то время Китай был аграрной страной, поэтому, чем больше сыновей и внуков было у крестьянина, тем больше рабочей силы и богаче семья.   Подставка под палочки являлась символом процветания семьи.   На других подставках писали: «В подставке 1000 палочек – в семье 500 человек».

В 50- е годы 20-го века крестьяне по-прежнему использовали керамические подставки.   Но надпись «100 сыновей и 1000 внуков» сменила другая: «Великий урожай» и «Да здравствует единство народа!», а на месте символом удачи, счастья и долголетия появились изображения пшеницы и риса.

Во времена Культурной революции появились подставки с изображениями рабочих, крестьян и солдат, изучающих избранные произведения Мао Цзэдуна.   А сейчас их можно встретить только лишь у коллекционеров, они уже стали частичкой прошлого.

Фарфоровые подставки

В отличие от керамических, фарфоровые подставки полностью покрывают глазурью, поэтому и цена на них выше.   В прошлом лишь в богатых семьях в городах можно было увидеть фарфоровые подставки.

При династии Цин особой популярностью пользовались подставки в форме трех зеленых листочков.   Их подвешивали на кухне, что создавало атмосферу сада.   В форме рыбки подставки встречались редко.  У такой рыбы была большая голова, а палочки вставляли в открытую пасть.

В эпоху правления цинского императора Гуаньсюя подставки расписывали красками.   Например, впереди изображали хризантемы, а на оборотной стороне – «6 год правления Гуаньсюя».

Бамбуковые подставки

На юге Китая бамбука много, поэтому такие подставки были особенно распространены в этой части страны.   Взяв часть бамбукового ствола, удаляли «внутренности», закрывали донышко и вешали на стену или ставили на стол.

При изготовлении бамбуковых подставок не использовали ни клей, ни гвозди.   Две подставки связывали между собой – вот и двойная подставка.

Деревянные подставки

Подобные подставки можно увидеть в доме-музее председателя Мао в Шаошани, провинция Хунань.   Деревянные поставки были популярны в лесистых и горных местностях.

Подставка из красного сандала с изображением единорога была редкостью в крестьянских домах провинции Хунань.   Обычно подставки из дерева были просты и незамысловаты.

На похоронах в богатых семьях обычно использовали подставки из дерева с иероглифом «сыновья почтительность».   В прошлом дети должны были не снимать траур в течение трех лет.   Гостям предлагали палочки из шелковицы, а на столе ставили деревянные подставки с указанной надписью.

Кирпичные подставки

Такие подставки изготовляли из глины, а потом обжигали в печи.   Гравировку можно было проводить как до, так и после обжига.  

Подставка с надписью «Не забывай об унижении нации» связана с историческими событиями.   В 1915 году в 1915 году Юань Шикай подписал унизительный договор с японцами.   Рабочие, торговцы и студенты по всей стране вышли на улицы городов, чтобы принять участие в демонстрациях против Юань Шикая.

Особым шиком в деревне считалось иметь кирпичную подставку с выгравированной парой рыб.   Подставки из красного кирпича встречаются редко.   Так как красный кирпич появился в Китае лишь в 1910 году, когда из него стали строить свои дома иностранцы.  Китайцы переняли способ изготовления кирпичей из красной глины, но подставки из такого кирпича все равно оставались редкостью.

Металлические подставки

Их редко встретишь в домах простых семей.   В древности металл был достаточно дорог, поэтому и недоступен для большинства китайцев.   Кроме того, металлические подставки быстро ржавеют, если вовнутрь попадает вода.

Кроме подставок существуют держатели и коробки для хранения палочек.   Держатели также известны как подушечки для палочек.   Они бывают в форме детей, часто лежащим животом на земле с поднятой головой и ножками.   Подушечки в форме детей, рыбок и других животных часто изготовляют из фарфора.   Медные держатели можно использовать не только для палочек, но и ложки. А в некоторых есть отверстие для зубочисток.

Коробки для хранения палочек в основном делают из твердых пород дерева.   Бывают коробки для одной пары палочек, для двух или пяти.   Лучшими считаются коробочки с серебряными нитками.   Коробка для двух пар палочек с иероглифом «лететь плечом к плечу» - лучший подарок для молодоженов.

На крышке от коробки для пяти пар палочек часто можно увидеть изображение сосен, журавлей, черепах и других символов долголетия.   Такие ящички обычно дарят пожилым людям.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования