header left
header left mirrored

Город Пекин (Beijing)

Китайская столица гордится своей развитой промышленностью и образованной рабочей силой.   В преддверии Олимпийских игр 2008 года все силы брошены на улучшение инфраструктуры и состояния окружающей среды.

Пекин в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 140000   22
Численность (миллионов человек) 63,4 0,2 8
ВВП (миллиардов юаней) 356,9 8,5 14
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 5817 19,5 24
Средняя зарплата (юаней) 9296 17,6 29
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 122,9 7,5 15
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 11,8 54 22
- видео и CD проигрывателей 46,4 27,2 20
- мобильных телефонов 50,8 107,7 20
Индекс потребительских цен (%) -1   24
Экспорт (миллиардов USD) 2,33 7,2 15
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,46 7,1 12
Импорт (миллиардов USD) 1,88 27,3 14
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,67 19,1 13
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 1914 -6,9 21
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 384 14 18

Великий хан Хубилас, внук Чингисхана, правивший Монгольской империей во второй половине 13 века, построил свою столицу на месте нынешнего Пекина и назвал ее Dadu ("Великая столица"). В 15 веке династия Мин назвала город Beijing – Бейцзин ("Северная столица"). Сейчас в Пекине располагается мощный аппарат центрального правительства, а также правительство муниципалитета. Примерно четверть жителей занята на той или иной административной работе. Кстати, непосредственно на городскую часть приходится менее 5% территории муниципалитета Пекин.

Пекин – важнейший узел железнодорожных и воздушных путей Китая. Расположенный в 100 км от моря город не имеет собственного порта, но хорошее транспортное сообщение с соседним Тяньцзинь (Tianjin) обеспечивает ему доступ и к морским путям. Запланировано сооружение семи кольцевых дорог, строительство некоторых из них уже завершено. В 1960 году Пекин стал первым китайским городом, где появилось метро. Сейчас ведутся работы по прокладке линии метрополитена к северным пригородам, чтобы затем дотянуть ее до международного аэропорта.

Пекин гордится своей высококвалифицированной рабочей силой. Специалистов с высшим образованием здесь больше, чем в любом другом городе Китая. В столице насчитываются сотни научных институтов и университетов, включая престижные Пекинский университет и университет Цинхуа (Qinghua). Большое количество квалифицированных технических и научных работников сыграло важную роль в привлечении иностранных научно-исследовательских предприятий в город. К примеру, в 2003 году Motorola объявила о намерении инвестировать 100 млн. USD в Пекинский исследовательский центр, а компания Nortel Networks пообещала в течение 3 лет выделить в 2 раза большую сумму на строительство нового университетского городка в районе Чаоян (Chaoyang).

За первые 9 месяцев 2003 года ВВП Пекина составил 246,2 млрд. юаней (+ 10% по сравнению с тем же периодом 2002 года). Эти темпы роста, однако, позволили столице занять лишь 23 место среди 30 провинций и муниципальных образований материковой части Китая. Такие не блестящие результаты частично объясняются вспышкой эпидемии атипичной пневмонии в начале года.

По сообщениям властей, поддерживать экономический рост во время эпидемии помог объем получаемых инвестиций, в первую очередь в недвижимость. За первые 6 месяцев 2003 года в жилой сектор и в легкую промышленность было вложено 71,4 млрд. юаней, причем примерно половина средств поступила от частных инвесторов.

Производство потребительских товаров – традиционный для Пекина сектор экономики, но развита также и тяжелая промышленность. Ключевые отрасли – сталелитейная, машиностроительная и текстильная промышленность, довольно сильны автомобилестроение и нефтехимия. Производство продуктов питания и напитков – краеугольный камень местной экономики. В последнее время растет значимость легкой промышленности и сферы услуг. В 2002 году Пекин занял второе место по выпуску персональных компьютеров и интегральных схем.

Местное правительство решило сделать швейную промышленность приоритетным направлением развития на ближайшие годы. Была разработана программа создания Международного Текстильного города. Будут открыты 4 производственных комплекса в пределах 5-ой и 6-ой кольцевой автодороги, и ведущим компаниям этой отрасли будут предоставлены различные льготы для поощрения развития их бизнеса. Дополнительные средства выделяются на усовершенствование технологической базы и на проведение международных конкурсов и выставок среди дизайнеров и модельеров. В Пекине насчитывается более 1370 предприятий швейной индустрии, некоторые из них довольно крупные.

Пекин – это витрина, по которой о Китае судит весь мир. В рамках подготовки к Летним Олимпийским Играм 2008 года огромные средства направляются на инфраструктуру. В августе 2003 года правительство заявило, что проведение Игр обойдется в 230 млрд. юаней, включая расходы на развитие инфраструктуры и на сооружение новых спортивных объектов. В одном только Пекине будет потрачено 169 млрд. юаней на улучшение транспортного сообщения, экологической обстановки, систем связи и водоснабжения. Львиная доля инвестиций (10 млрд. юаней ежегодно) пойдет на развитие транспортной сети, в первую очередь легкой железной дороги.

Расширение сети дорог

К моменту открытия Игр общая протяженность городской железной дороги увеличится с 54 км (на начало 2003 года) до примерно 200 км. В конце 2002 года началось строительство 28-километровой линии метрополитена, которая протянется на север от района Фэнтай (Fengtai) и соединит между собой 5 городских кварталов. Кроме того, будет отремонтировано примерно 200 км дорожного полотна на территории города, и будут построены 5-ая и 6-ая кольцевые автострады. В 2003 году началось сооружение 4 олимпийских стадионов из 19 запланированных. К Олимпиаде также предполагается построить "супер больницу" на 5 тыс. коек, что потребует инвестиций в размере 720 млн. USD.

В августе 2003 года консорциум, во главе которого стоит Citic, и куда также входит американская компания Golden State Holding Group, выиграл тендер на строительство главного олимпийского стадиона в Пекине, которое обойдется в 423 млн. USD. Консорциум возьмет на себя финансирование 42% этой суммы, а муниципальное правительство – оставшихся 58 %. Консорциум получил право управлять стадионом в течение 30 лет после завершения Олимпиады.

Пекин – одна из самых загрязненных столиц в мире, но постепенно ситуация выправляется. Правительство прилагает все усилия для того, чтобы экологическая обстановка в городе отвечала стандартам, установленным Международной организацией здравоохранения и Олимпийским комитетом. Десятки загрязняющих производств были перенесены из центра города, а для сотен других правительство выделило значительные субсидии на установку очистительных сооружений. К 2007 году планируется сократить использование угля с нынешних 26 млн. тонн до 15 млн. тонн в год, заменив его природным газом. Были ужесточены нормы выбросов выхлопных газов для автомобилей, которых в городе насчитывается 2 млн.

Металлургический гигант Capital Iron & Steel, главный источник загрязнения окружающей среды в Пекине, закрыл в феврале 2003 года один из своих сталелитейных заводов, в результате чего производство стали сократилось на 2 млн. тонн и составляет теперь 6 млн. тонн в год. Компания вложит 2,8 млрд. юаней в перенос 75% своих мощностей в соседнюю провинцию Хэбэй. Кроме того, Capital Iron & Steel расширяет свою сферу деятельности и проявляет интерес к высоким технологиям, недвижимости и сектору услуг. В связи со вступлением Китая в ВТО, давление на Capital Iron & Steel должно возрасти, так как международные сталелитейные корпорации, такие как японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO прилагают все силы для того, чтобы укрепить свое присутствие на китайском рынке.

В процессе подготовки к Играм будет потрачено 12 млрд. USD на различные меры по очистке сточных вод, в том числе на строительство новых очистных и перерабатывающих сооружений. В конце 2002 года начались работы по приведению в порядок реки Чаобай (Chaobai), где пройдут олимпийские соревнования по гребле на лодках и байдарках. Ожидается, что к 2005 году в городе будет подвергаться переработке до 80% сточных вод, по сравнению с 50% в 2003 году.

Как результат многочисленных усилий по охране окружающей среды, предпринимаемых властями, заметно выросло число предприятий, работающих в природоохранной сфере. В начале 2003 года в муниципалитете насчитывалось более 800 таких предприятий, их общий годовой доход составил 1,2 млрд. юаней. Муниципальное правительство заявило, что в период с 2003 по 2007 год потратит еще 45 млрд. юаней на мероприятия по улучшению экологической ситуации. Ожидается, что подготовка к Играм принесет компаниям природоохранной отрасли доход в 22,5 млрд. юаней.

На столицу периодически обрушиваются песчаные бури, зарождающиеся в центральных районах страны. Для защиты от них будут высажены леса в близлежащей провинции Хэбэй, на что выделяется примерно 1,8 млрд. юаней. В рамках этого же проекта будут перенесены на другое место целых 2 города с общим населением в 80 тыс. человек. К 2008 году муниципальное правительство хочет расширить зеленый пояс вокруг Пекина на 412 кв. км. Уже завершен первый пояс вокруг центра города, второй охватит оставшуюся часть и пригороды.

Инвестиционный климат в Пекине за последние годы улучшился. Однако процесс регистрации нового предприятия продолжает оставаться запутанным, таможенная очистка и все внешнеторговые операции довольно накладны для ведения бизнеса. Но с целью привлечения все большего потока инвестиций, а также для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, Пекин принял ряд законов, направленных на создание более благоприятных условий для работы иностранных компаний. Постепенно ослабевает контроль за частными фирмами, им разрешается регистрироваться на фондовых биржах и придерживаться правил международной торговли.

Местное правительство сокращает свой штат и упраздняет многие департаменты для того, чтобы повысить эффективность собственной работы. Оно также пообещало отменить многие административные пошлины, взимаемые сейчас с иностранных предприятий, и всерьез заняться борьбой с незаконными поборами и штрафами.

За первые 9 месяцев 2003 года муниципалитет Пекина использовал прямых иностранных инвестиций в размере 1,2 млрд. USD, что составило годовой прирост в 9,8%. К началу 2003 года здесь насчитывалось свыше 9 тыс. предприятий с иностранным капиталом. Более половины поступлений в бюджет от сбора подоходного налога приходится как раз на такие предприятия. Пекин – излюбленное место базирования зонтичных компаний, которые выполняют управленческие функции для своих многочисленных филиалов в Китае, например в области управления персоналом и финансами.

Известные зарубежные инвесторы

В последние годы значительно выросло число всемирно известных транснациональных корпораций, представленных в Пекине.  Речь идет о Xerox, AT&T, IBM, Bayer, Daewoo, NEC, Ericsson, Cadbury Schweppes.   Крупнейший в мире производитель оптико-волоконного кабеля американская компания Lucent Technologies открыла здесь совместное предприятие, а Oracle – исследовательский центр.

За период с января по июль 2003 года чистый доход на душу городского населения Пекина составлял 7038 юаней, за год он вырос на 12,6 %. На предприятиях с иностранным капиталом работники получают намного больше, чем в стопроцентно китайских компаниях. Менеджеры высшего звена корпораций, расположенных в Пекине, имеют самую высокую зарплату по стране.

В 2002 году Пекин экспортировал товаров на сумму 8,3 млрд. USD, что на 5,3 % выше показателей 2001 года. В основном на экспорт идет оборудование, программное обеспечение, электроника. Доля экспорта частных компаний выросла до 64 млн. USD. За первые 7 месяцев 2003 года на предприятия с иностранным капиталом пришлось 2/3 от всех экспортных продаж Пекина.

Пекин – важнейший центр автомобилестроительной промышленности и основной автомобильный рынок Китая. За первые 7 месяцев 2003 года здесь было произведено более 180 тыс. машин, по сравнению с тем же периодом 2002 года рост составил 90%. Пекинские автостроители задались целью к 2005 году увеличить выпуск до 500 тыс. машин в год на общую сумму в 50 млрд. юаней.

Основные предприятия этой отрасли – Beiqi Futian (ведущий производитель легких грузовиков), Beijing Hyundai и Beijing Jeep Corp. В августе 2003 года Beijing Hyundai заявил о том, что к концу года должен завершиться второй этап расширения производственных мощностей, что позволит увеличить количество выпускаемых машин с 100 тыс. до 150 тыс. в год.

Beijing Jeep – совместное предприятие между Daimler Crysler и Beijing Automotive Industry Corp – начало производство модели Jeep 2500 в мае 2003 года. В последние годы компания несла огромные убытки, но она надеется, что сможет изменить ситуацию к лучшему. Компания намерена каждый год выпускать по новой модели. В 2002 году Daimler Crysler и Beijing Automotive заключили договор о сотрудничестве сроком на 30 лет.

Четвертый по величине японский автомобилестроитель Mitsubishi Motors разместил производство своего внедорожника Pajero Sport на заводе Beijing Jeep. Это первый случай, когда автомобиль под маркой Mitsubishi собирается в Китае. Производство началось в январе 2003 года, первоначально планируется выпускать 10 тыс. машин в год.

Туризм очень важен для местной экономики. Эпидемия атипичной пневмонии в первой половине 2003 года нанесла серьезный ущерб туристической отрасли. В тот период столицу посетило 720 тыс. туристов из других областей Китая (спад на 48%), и всего лишь 26 тыс. туристов из-за рубежа (спад на 91%). По информации правительственных чиновников, к июню 2003 года убытки индустрии туризма от эпидемии составили 11 млрд. юаней. Снижение числа туристов началось в первых числах апреля 2003 года, и к маю процент заполняемости пятизведочных отелей Пекина упал до 6%.

Крупный центр розничной торговли

Пекин – второй после Шанхая крупнейший в Китае центр розничной торговли. За первое полугодие 2003 года общий объем розничных продаж достиг 89,4 мдрд. юаней, темпы роста равнялись 13,7 %, что на 10% ниже показателей за первый квартал. Снижение вызвано в первую очередь вспышкой эпидемии атипичной пневмонии. Экономические потери для города составили примерно 3,2 млрд. юаней за первые 6 месяцев, и основной удар пришелся как раз на сферу услуг.

Муниципальное правительство поощряет развитие сетей розничной торговли в городе. За первое полугодие 2003 года открылось более 400 супермаркетов и 260 круглосуточных магазинов. В апреле Dia Group, подразделение крупнейшей французской розничной сети Carrefour, объявила о намерении открыть 540 дисконтных магазинов в Пекине и его окрестностях. Группа Dia будет работать совместно с китайской компанией Shoulian. В начале 2003 года в Пекине было представлено 15 зарубежных розничных компаний.

В апреле 2003 года лидер мирового рынка розничной торговли американская Wal-Mart открыла свой первый магазин в районе Шицзиншань (Shijingshan), и в ближайшие годы планирует отрыть в Пекине еще три магазина. В конце 2003 года должны были начать работать более 400 новых круглосуточных супермаркетов, в том числе 7-Eleven и Champion (Франция). Компания Starbucks Coffee быстро распространила свою сеть по всему Пекину, и даже на территории Запретного Города есть одна кофейня. В 2001 году Starbucks Coffee в сотрудничестве с Sohu.com начала предоставлять услуги бесплатного доступа в интернет из некоторых кофеен.

Пионерами в создании розничных сетей совместно с иностранными партнерами были CVIC Plaza и Yansha Youyi Shopping City, которые были открыты в 1992 году. Затем в Пекин пришли Parkson малазийской Goldlion Group, японская Seiyu, французская Carrefour. В южной части главной торговой улицы Пекина Ванцзюйцзин (Wangjujing) расположена Oriental Plaza, владельцем которой является Ли Ка-шинг (один из богатейших людей в Азии, президент группы Hutchison Whampoa – Прим. переводчика). В октябре 2003 года компания Kingfisher Group (Великобритания) открыла в Пекине свой самый большой в мире магазин товаров для дома B&Q, разместившийся на площади 23225 кв. м. Это уже 14-й магазин B&Q в Китае, а всего компания намерена создать 70 торговых точек по стране. В первый уик-энд после открытия продажи в Пекинском B&Q составили 6,6 млн. юаней.

Консорциум, состоящий из 13 местных компаний розничной торговли и инвестиционных фирм, во главе которого стоит Dong An Group, планирует в ближайшие годы отрыть 1500 супермаркетов, гипермаркетов и дисконтных магазинов. На сегодняшний момент консорциуму уже принадлежат 500 магазинов, общий объем продаж в которых достигает 3 млрд. юаней в год.

Крупнейший японский производитель пива компания Asahi Breweries объявила о своих планах инвестировать 5 млрд. юаней в строительство пивоваренного завода в Пекине. Этот завод, который станет 6-м совместным предприятием Asahi в Китае, должен заработать в начале 2004 года. Китайский рынок пива оценивается в 6 млрд. USD, и хотя он довольно сильно раздроблен, в последнее время наблюдается консолидация пивной промышленности.

Застой в мировой экономике вкупе с негативными последствиями эпидемии атипичной пневмонии вызвали небольшое падение спроса на офисные помещения и снижение цен на аренду офисов в первом квартале 2003 года. Стоимость аренды офиса класса А в центре составляла примерно 26 USD/кв. м, а в других районах города 20 USD/кв. м. Незанятыми оставалось примерно 19% площадей (в конце 2002 года было 18%).

В попытке привлечь квалифицированный зарубежный персонал муниципальное правительство объявило, что иностранцам, покупающим здесь жилье, будет предоставляться 80% налоговая льгота с доходов, полученных за предыдущий год. Кроме того для иностранцев была упрощена процедура оформления соответствующих документов и отменены административные пошлины, что уровняло их в правах с местным населением при покупке квартиры или дома.

В ближайшие 5 лет Пекин намерен начать строительство 12 млн. кв. м жилых помещений, в ответ на быстро растущую численность населения. Будет снесено более 3 млн. кв. м ветхих домов. По оценке правительства к 2008 году население муниципалитета превысит 16 млн. (в 2002 году здесь проживало 14,2 млн. человек).

Излюбленным местом расположения иностранных компаний стала территория в районе третьей кольцевой автодороги между Lufthansa Centre и China World Trade Centre. Много коммерческих помещений строится в торговом районе Ваньфуцзин (Wangfujing), а также на улице Financial Street, расположенной недалеко от западной части второй кольцевой автодороги, к северу от Changan Avenue. В последние годы Financial Street стала финансовым центром Китая. Здесь сосредоточены штаб-квартиры и офисы более 300 учреждений и крупнейших банков.

Иностранные финансовые организации широко представлены в Пекине. Здесь открыли филиалы Mitsubishi Bank, HSBC, Standard Chartered, Citibank и другие банки. В Пекине также находятся офисы более 100 зарубежных страховых компаний и других финансовых учреждений. Вступление Китая в ВТО открыло местный рынок страховых услуг для иностранных компаний. В августе 2003 года была основана Citic Prudential Beijing, которая стала первым в Пекине англо-китайским совместным предприятием в страховом бизнесе. Компания задалась целью выйти на уровень годового дохода в 100 млн. юаней к концу 2004 года.

Ставка на транснациональные корпорации

Пекинская Зона развития экономики и техники расположена в округе Дасин (Daxing) за пределами 5-ой кольцевой автодороги недалеко от шоссе Тяньцзинь – Пекин. Первоначальный замысел создания этой Зоны заключался в том, чтобы перенести государственные предприятия из густонаселенного центра города на окраины. Сейчас же главный интерес для Зоны развития экономики и техники представляют многонациональные корпорации. Территория Зоны сильно расширилась со дня ее основания в 1991 году, сейчас она включает в себя жилые кварталы, а также медицинские и образовательные учреждения. Как говорят, бюрократия здесь не выходит за разумные рамки, и действует она довольно эффективно. Несомненным преимуществом для ведения бизнеса является наличие таможенного пункта.

На территории Зоны представлены такие транснациональные корпорации как Nokia, Lucent Technologies, Coca-Cola, Volkswagen. На сегодняшний день самым крупным предприятием является завод по производству мороженого, открытый компанией Wall, филиалом англо-голландского концерна Unilever. В создание этого завода было вложено 250 млн. USD.

Среди других крупных инвесторов можно упомянуть американские корпорации Cummins Engine, AT&T, Kimberley – Clark, европейские Rhone-Poulenc, Leigh Mardon, Carnaud/MetalBox, а также японские Mitsui и Matsushita Electric. У Matsushita в Пекине есть шесть совместных предприятий, всего же по стране у нее 34 дочерних компании, самой прибыльной из которых является Beijing Matsushita Tricolor Tube. Крупнейший мировой производитель пневматического оборудования японская корпорация SMC Corp инвестировала 55 млн. USD в создание своего завода на территории Пекинской Зоны развития экономики и техники.

В 2001 году муниципальное правительство начало здесь строительство комплекса по производству микроэлектроники. За 10 лет предполагается построить 20 линий по выпуску интегральных микросхем. Управляющая компания Пекинской Зоны развития экономики и техники объявила о том, что собирается учредить так называемую компанию-инкубатор, с целью содействия развитию новых китайских и зарубежных предприятий в сфере высоких технологий. Кроме того, муниципальное правительство собирается создать центр фармацевтической промышленности в этой Зоне.

Концерн Nokia совместно со своими партнерами инвестировала 10 млрд. юаней в Пекинский промышленный парк Синван (Xingwang), который раскинулся на площади в 50 га на территории Зоны развития экономики и техники. Здесь располагается научно-производственный и маркетинговый центр Nokia, а также несколько компаний, которые занимаются изготовлением компонентов для оборудования Nokia. В 2001 году шведский концерн открыл собственное совместное предприятие по выпуску мобильных телефонов и систем сотовой связи. Финская компания Eloteq, производящая электронику, также намерена обосноваться здесь. Eloteq выкупила долю IBM в Beijing GKI Electronics, совместном предприятии с Great Wall Shenzhen стоимостью в 25 млн. USD.

В 2002 году британская Exel открыла в Синван специализированный логистический центр, который оказывает расположенным здесь компаниями услуги в области перевозки и складирования грузов. Nokia собирается расширять Парк, чтобы в нем могло разместиться больше компаний, т.к. вся его нынешняя территория уже занята.

В районе Хайдянь (Haidian) на северо-западе Пекина расположена Зона экономического развития Чжунгуаньцунь (Zhongguancun). Это самая большая экономическая зона в столице, и основана она была раньше других в 1988 году. В Хайдянь сосредоточено самое большое в Китае количество высших учебных заведений мирового уровня, к примеру Пекинский университет и университет Цинхуа. Ежегодно здесь получают дипломы 20 тыс. студентов и 4 тыс. аспирантов.

Китайская Силиконовая долина

В Чжунгуаньцунь, которую называют Китайской Силиконовой долиной, обосновалось более 6,5 тыс. высокотехнологичных компаний. Среди них есть известные китайские компании, например Legend, Stone, Founder. Здесь также насчитывается свыше 1000 предприятий с участием иностранных инвесторов, среди которых Microsoft, IBM, Hewlett-Packard.

В Пекине находится региональная штаб-квартира Hewlett-Packard. Корпорация совместно с китайским производителем компьютеров Legend выпускает в год 270 тыс. принтеров под маркой HP. Ведущий в Китае поставщик программного обеспечения Founder – одна из шести государственных компаний, получающих со стороны правительства существенную поддержку в своем стремлении занять место среди 500 крупнейших мировых корпораций.

В Чжунгуаньцунь производится 40% поставляемого на китайский рынок программного обеспечения. В 2002 году Cadence Design Systems Asia и Beijing Zhongguancun Software Education создали учебный центр по подготовке разработчиков программ.

На территории зоны Чжунгуаньцунь располагается Shangdi Information Industry Base, где в основном и сосредоточены предприятия высоких технологий. Уже поступили инвестиции более чем от ста фирм, например компания Procter & Gamble вложила 24 млн. USD в создание научно-исследовательского центра. Здесь же находится штаб-квартира холдинга Legend. Японские компании Mitsubishi Electric и Mitsui совместно с китайским концерном Stone Group, работающим в сфере информационных технологий, инвестировали 2 млрд. USD в завод по производству полупроводников.

В 2003 году началось строительство логистического комплекса стоимостью 3 млрд. юаней на территории Научного Парка Чжунгуаньцунь. Завершить строительство предполагается к началу 2006 года. К проекту проявляют интерес крупнейшие розничные сети Carrefour, Wal-Mart, Metro и др. В 2002 году в Чжунгуаньцунь была открыта международная школа для детей иностранных работников.

Экспортная зона высоких технологий

Экспортно-производственный район Тяньчжу (Tianzhu), ориентированный на экспорт высоких технологий, был основан в 2002 году. Сюда уже поступило более 300 млн. USD инвестиций из-за рубежа. В Пекине есть и другие зоны экономического развития, которым еще только предстоит набрать обороты. На юго-западе расположена Зона экономического развития Фэнтай (Fengtai) площадью 50 кв. км, где сосредоточено большое количество исследовательских институтов и технических специалистов. Ожидается, что в будущем она сможет стать городом-спутником Пекина. Зона Шилун (Shilong) (10 кв. км) находится неподалеку от Capital Iron & Steel Works, и еще одна промышленная зона строится рядом с аэропортом.

Международный аэропорт Пекина – самый оживленный аэропорт в Китае. В первом полугодии 2004 года должно начаться строительство новых объектов на его территории, которое обойдется в 10 млрд. юаней. За год до начала Олимпиады будет построен третий терминал и новая взлетно-посадочная полоса. Сейчас ведется ремонт первого терминала, который с октября 2004 года будет принадлежать совместному предприятию между China Southern Airlines и филиалом компании Beijing Capital Airport.

В последние годы пассажиропоток аэропорта увеличивался примерно на 3 млн. в год. Во время проведения Игр он должен будет принимать до 5,6 млн. пассажиров в месяц. В конце 2003 года будет завершено строительство второй автострады до аэропорта, что позволит разгрузить напряженное движение на используемой сейчас трассе.

В 2003 году был одобрен план сооружения еще одного международного аэропорта для столицы с расчетом на будущее. Но ввиду отсутствия места на территории муниципалитета, скорее всего под строительство будет выбрана площадка в соседней провинции Хэбэй. Новый аэропорт должен быть построен к 2015 году.

Пекин – это еще и важнейший железнодорожный узел Китая. Пять пекинских вокзалов имеют прямое сообщение почти со всеми столицами других провинций. В 50е годы 20 века была проложена железная дорога от Пекина к бывшим республикам Советского Союза. Одна дорога проходит по северо-востоку Китая, а другая пересекает Монгольскую Народную Республику.

В 1997 году был открыт Западный железнодорожный вокзал. Стоимость строительства превысила 600 млн. USD, половина этой суммы была получена в виде займа от правительства Японии. Этот вокзал – конечный пункт железнодорожной ветки Цзинцзю (Jingjiu), которая связывает Пекин с Коулун, и благодаря которой путь от Пекина до Гонконга можно проделать всего за 30 часов. На линии Пекин – Шанхай курсирует поезд класса люкс, сервис на котором соответствует четырехзвездочному отелю.

Дасин станет центром биотехнологий

В районе Дасин, что в 20 км к югу от центра Пекина, будет располагаться Пекинский центр биоинженерии и фармацевтики. Центральное правительство рассматривает передовые технологии как стратегически важное и первоочередное направление развития. В этой связи и местные власти, и фармацевтические компании по всей стране оказывают поддержку исследованиям в области биоинженерии и биомедицины.

Работа над многими проектами уже ведется. Например, провинция Шаньдун считает биотехнологическую промышленность одной из трех ключевых отраслей, на развитии которых провинция сконцентрируется в ближайшие 5 лет. Расположенная на юге провинция Хайнань надеется создать крупнейшее в стране медико-биологическое предприятие.

Логично предположить, что Пекин не может остаться в стороне от этого процесса. Здесь сосредоточены лучшие в стране учебные заведения, в том числе и институты, специализацией которых являются биотехнологии и биомедицина. В столице накоплен большой опыт и знания в этой области.

Дасин – это довольно амбициозный проект. Производственный комплекс раскинется на площади в 28 кв. км в южной части Пекина. Местное правительство заявило, что к середине 2003 года уже поступило инвестиций на сумму 2 млрд. юаней от примерно десяти биоинженерных и фармацевтических компаний. Предполагается, что к 2007-08 году Пекинский центр биоинженерии и фармацевтики будет выпускать продукции на сумму 10 млрд. юаней в год, и что за десятилетний срок он станет крупнейшим подобным комплексом в Китае.

Были сделаны попытки привлечь к финансированию иностранные компании, но это оказалось не так легко сделать. Иностранные инвесторы понимают, что биотехнологии – это очень науко- и капиталоемкий сектор экономики, а перспективы инвестирования в эту отрасль в Китае довольно туманны. Кроме того, защита интеллектуальной собственности в этой стране очень слабо развита, особенно это касается соответствующей законодательной базы.

Высокоскоростная железная дорога

Между Пекином и Шанхаем предполагается построить высокоскоростную железную дорогу протяженностью 1300 км. Центральное правительство рассматривает сейчас различные технологические подходы к решению данного вопроса. Также запланирована высокоскоростная железнодорожная ветка между Пекином и Гуанчжоу. Если она будет построена, то действующая сейчас обычная линия будет использоваться только для грузовых перевозок.

Общая протяженность скоростных автомагистралей в столице составляет 200 км, и постоянно ведется строительство новых. Автострады соединяют Пекин со столицей провинции Хэбэй Шицзячжуан и с Тяньцзинь. К 2008 году в Пекине будет 700 км дорог, в т.ч. 93-километровая 5ая кольцевая автодорога.

В 2003 году количество автомобилей в Пекине увеличилось до 2 млн., из них 1,3 млн. – личный автотранспорт. Это обусловлено ростом доходов населения, а также тем, что автомобиль продолжает оставаться символом статуса. По прогнозам экспертов, число машин в городе вырастет до 3,5 млн. к 2008 году, с учетом того, что цена на них становится все доступнее.

В то время как до Тяньцзинь можно добраться за 2 часа, в самом Пекине уличное движение очень затруднено. Основные магистрали сильно перегружены, передвигаться на машине по городу становится все проблематичнее. Муниципальное правительство распорядилось, чтобы все новые автомобили были оборудованы системами впрыска топлива и каталитическими дожигателями выхлопных газов. В Пекине установлены самые жесткие по стране нормы выбросов в атмосферу. Тяжелым грузовикам запрещено въезжать на территорию города в дневное время. И все же очень часто над Пекином весит смог, главными виновниками которого являются выхлопные газы автомобилей.

Перебои с электроснабжением случаются теперь не так часто, как раньше, хотя увеличившееся количество кондиционеров воздуха оказывает серьезную нагрузку на энергосистему. За период до 2009 года Энергоуправление Пекина планирует инвестировать 40 млн. юаней в модернизацию городских электросетей и оборудования. В провинции Хэбэй будет построена ветряная электростанция для того, чтобы обеспечить Олимпийские Игры экологически чистой электроэнергией. Эта электростанция – совместный проект между Хэбэй и Пекином. Стоимость ее составит 1,6 млрд. юаней.

Благодаря трубопроводу, доставляющему природный газ от прибрежного месторождения в провинции Шааньси (Shaanxi), выросло число потребителей газа в Пекине. Сейчас в столице газифицировано 70% квартир. Этот процент еще более увеличится после того, как в 2004 году будет закончено строительство второго газопровода от месторождений в Шааньси, Ганьсу и Нинся (Ningxia) на северо-западе Китая. К 2008 году потребление газа должно составить 5 млрд. куб. м, что в 4 раза превысит нынешний объем.

Все большее беспокойство вызывает нехватка воды. С одной стороны, нельзя допускать чрезмерного выкачивания грунтовых вод, и в то же время необходимо искать другие источники питьевой воды, прежде чем к 2010 году будет завершен грандиозный проект по повороту рек с юга на север. Пекину удалось договориться с провинциями Хэбэй и Шаньси (Shanxi) по вопросу водоснабжения. С сентября 2003 года началась переброска воды из второго по величине водохранилища Шаньси в водохранилище Гуаньтин (Guanting) в пригороде Пекина.

Для сохранения водных запасов правительство намеревается уменьшить площадь сельскохозяйственных угодий, засаженных рисом. Кроме того, в северном округе Хуайжоу (Huairou) были пробурены 42 скважины, которые в случае острой необходимости смогут давать 335 тыс. кубометров воды ежесуточно. Использовать эти скважины можно будет уже с июня 2004 года.

В последние годы Пекин часто упрекали в том, что он гонится за прогрессом в ущерб культурному наследию. Однако в марте 2003 года был обнародована программа по сохранению исторических кварталов вокруг Запретного Города. Данная программа предусматривает финансирование в размере 120 млн. юаней. Некоторые здания на охраняемых территориях будут снесены по причине слишком плотной застройки, отсутствия канализации, а также в виду затрудненного доступа для спецтранспорта в эти районы. Дома в традиционном стиле, которым грозит исчезновение, были взяты под особую защиту. С 1990 года под охраной находятся целые кварталы узких улочек, так называемых hutongs. Будет проведена реставрация старинных зданий, расположенных к северу от Запретного Города.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования