header left
header left mirrored

Роль ханьцев в развитии и стабильности Синьцзяна

Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
"Cиньцзян: Этнографический очерк", автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

  Роль ханьцев в развитии и стабильности Синьцзяна

Ханьцы относятся к одной из коренных национальностей Синьцзяна, история их проживания в этом районе насчитывает более 2 тысяч лет, то есть они появились в Синьцзяне раньше монголов, казахов, киргизов, маньчжуров, хуэйцев и сибоцев, а также раньше, чем произошло переселение предков уйгуров на запад.  На всем протяжении истории Синьцзяна ханьцы были временным этносом на его территории, они внесли весомый вклад в процветание, прогресс и стабильность Синьцзяна.  По статистике 1998 года численность ханьцев в Синьцзяне равняется 6,7411 млн. человек, местами их проживания являются большие города, уезды в Северном Синьцзяне и поселки Синьцзянского производственно-строительного корпуса.  По численности ханьцы занимают в Синьцзяне 2-е место после уйгуров. 

История развития ханьцев в Синьцзяне 

Появление ханьцев в Западных территориях можно проследить до династии Западная Хань, правившей в Китае в 1-м веке до н.э.  Тогда в Западных территориях китайским прави­тельством были учреждены должности на­местника «духу» и военачальника «уцзи», проводилась политика создания поселений, где военные части занимались распашкой целины и выращивали хлебные культуры в целях само­снабжения (политика «туньтянь»).  Ханьцы принесли с собой передовую по тем временам агротехнику:  искусственное орошение, вспашку с помощью плуга, внесение удобрений, а также технику разведения шелкопряда и шелкопрядения.  Об этом свидетельствуют обнаруженные среди руин древнего государства Ния остатки оросительного канала и легенда о «восточной принцессе», которая привезла в Хотан грены шелкопряда.  Археологические находки в горо­дище поглощенного пустыней древнего царства Лоулань - деревянные дощечки с письменами на ханьском языке в - говорят о том, что в период с Хань (206 г. до н.э. - 220 г.н.э) до династий Вэй и Цзинь (220-420) здесь находилось «военное ханьское поселение».

Местом наиболее сосредо­точенного проживания ханьцев был район Турфана (в древности Гаочан).  Из захоронения Астана-Карахэчжо в Турфане были извлечены в большом количестве ханьские письменные памятники, а также высохший труп ханьца.  Эти находки - свидетели существования органов ханьской администрации в Гаочане в период от династии Цзинь (265-420) вплоть до утраты танским императором власти над Сичжоу (Западным округом).  На протяжении указанного периода в Гаочане проживало большое количество ханьцев, причем культура их стояла на довольно высоком уровне.  Выдающимися памятниками культуры этого периода являются стела «Жэнынанбэй», «Люпинго чжи Гуаньюн», «Цзянсин бэньсинцзюнь», «Духуайбао», Кызылкские пещеры Тысячи Будд и др.  Эти памятники говорят о том, что, наряду с этни­ческими общностями индоевропейской группы, западными цянами и тюркскими племенами ханьцы в глубокой древности населяли этот западный край. 

В годы правления Танской династии, объединившей обширные территории Китая, численность ханьцев в Синьцзяне резко возросла.  Согласно документам, сохранившимся в учре­жденной Китаем в Синьцзяне администрации наместничеств в округах Аньси и Бэйтин и учрежденной системе уездов в Сичжоу, Ичжоу и Тинчжоу, а также в четырех военных поселениях, численность ханьского населения в Ичжоу Хамийского округа в 742 году составляла 2467 дворов, 11570 душ.  В подчинении Ичжоу были 3 уезда:  Иу, Начжи и Жоуюань и 15 волостей.  В Сичжоу Турфанского округа в 713- 741 годах было зарегистрировано 9016 ханьских дворов, 9476 душ.  В подчинении Сичжоуской администрации было 5 уездов:  Гаочан, Цзяохэ, Тяньшань, Лючжун и Пучан, всего 24 волости. В Тинчжоу (Джимсар) в указанный период было зареги­стрировано 2236 дворов, 9964 душ.  В подчинении Тинчжоуской администрации было 3 уезда:  Цзиньмань, Пулэй и Луньтай.  Позднее был учрежден уезд Сихай. Всего 9-10 волостей.  К этой численности следует прибавить 30 тысяч ханьских солдат, расквартированных в 4 поселках округа Аньси, и 30 тысяч солдат трех армий, квартировавшихся в Памире, Тяньшане и Иу.  В целом при Танской династии численность ханьцев в Синъцзяне составляла более 100 тысяч, что по масштабам тех времен было значительной цифрой. 

В период, последовавший за династией Тан, удельный вес ханьцев в населении Синьцзяна несколько поубавился, так как резко возросла численность уйгуров.  Новая тенденция роста ханьского населения обнаружилась в период династии Западная Ляо (1132-1211).  В это время в составе 18 племен Елюдаши, мигрировавших в Западные территории, были кидани, тюрки и ханьцы.  Последние были выходцами из округов Фэнь и Цзинь (в нынешней Шаньси).  В период Монгольского ханства (год основания 1206) была учреждена провинция Бешбари (Джимсар) (год основания 1251) - первая в истории Синьцзяна административная единица в ранге провинции.  В одном из округов Бешбари - Цяньцянь, на западе доходившем до долины реки Цзяньшуй, про­живали ханьские мигранты.  В Бешбари ханьские военные части стали главной силой в создании военных поселений «туньтянь» (система поселений «туньтянь» была создана китайскими правителями для укрепления границ и для разрешения проблемы продовольственного снабжения пограничных войск) в период династии Юань (1271-1368).  Организационную работу по созданию военных поселений возглавил главнокомандующий «юаньшуай» (должность, введенная центральным китайским прави­тельством).  

В 1279 году юаньское правительство распорядилось послать в Вожуй (Хотан) сда­вшиеся монголам сычуаньские войска Южной Сун («синьфуцзюнь») под командованием Лю Эня и ганьсуское войско, состоявшее в основном из ханьцев («хэсицзюнь»), приказав им создать на новом месте военные поселения.  Численность солдат указанных войск составила 10 тысяч.  Для руководства этими поселениями в Вожуе была создана резиденция Комиссара по умиротворению («сюаньвэйши») и главнокомандующего («юаньшуая»).  В 1280 году юаньское правительство направило на поселение в Бешбари Сучжоуское войско (Ганьсу) в составе нескольких тысяч ханьских солдат, во главе которого стоял военачальник-ханец Ци Гунчжи, и 7-тысячное войско «синьфуцзюнь».  Ци Гунчжи в 1281 году был возведен в должность «юаньшуая» и «сюаньвэйши».  Вслед за тем в Бешбари было послано на поселение еще 3 тысячи ханьских солдат под командованием Ли Цзина.  Постепенно военные поселения ханьцев расширились и охватили Хами, Тэнцзер (Фукан), Илихэй (Или), Цюйсянь (Куча).  К 1282 году военные поселения Бешбари расширились до уезда Мулэ.  В период максимальной численности ханьцев в Бешбари насчитывалось 11 тысяч ханьского населения, площадь распаханных полей составляла 500 тысяч му (около 33 тысяч гектаров) из расчета 50-60 му на человека.  В 1287 году юаньское правительство приказало переселить в Цемо около тысячи жителей Ганьсу, с тем чтобы они осели и прижились на новом месте.  Так постепенно численность ханьцев в Западных территориях стала снова возрастать. В середине династии Юань и в Минскую династию численность ханьцев в указанных территориях резко упала, что объясняется ослаблением политических связей между Восточными и Западными территориями. 

Новый рост ханьского населения наблюдается в годы после того, как цинский император Цяньлун (годы правления 1736 - 1795) объединил под властью Китая весь Синьцзян. Первый пик роста ханьцев продолжался до нашествия Агуб-хана.  В это время цинское правительство предприняло меры административного обустройства Синьцзяна. Помимо учрежденных должностей генерал-губернатора в Или и военачальника «дутуна» в Урумчи, были учреждены округ Чжэньси (Баликунь), в ведении которого были уезды Ихэ, Цитай и др., округ Дихуа (Урумчи), в ведении которого были уезды Чанцзи, Фукан и др. Военными делами всех этих административных единиц командовал урумчийский «дутун», а административно они подчинялись провинциальному правительству Ганьсу.  Поэтому среди ранних мигрантов было много выходцев из Ганьсу, в особенности из уездов Дуньхуана, Аньси и Юймэня.  Количество солдат, живших в поселениях и работавших на полях, превышало 20 тысяч.  Эти солдаты постепенно обзаводились семьями, но их, в отличие от гражданских мигрантов, называли «бинху» (солдатские дворы).  Как гражданские переселенцы, так и «бинху» внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства Синьцзяна. 

Среди ханьцев, посещавших Синьцзян, было немало ханьских торговцев, которые сыграли роль в развитии хозяйственных связей внутренних районов с западными окраинами.  С приходом ханьцев в облике Синьцзяна произошли немалые перемены.  В Северном Синьцзяне появились довольно крупные города:  Дихуа, Гуннин, Гучэн (Цитай), были построены пагода Чжэньлунта на Красной горе в Урумчи, резиденция генерал-губернатора в Инине и другие впечатляющие архитектурные сооружения.  Ханьцы поклонялись Конфуцию и Святому Гуаньди, в 1792 году в Цитае был построен храм Гуанъди, кроме того, во многих местах были построены храмы в честь Конфуция.  Все эти памятники являются свидетельством проникновения в Синьцзян ханьской культуры. 

В 1865-1876 годах из-за вторжения войск Агуб-хана численность ханьского населения стала быстро уменьшаться.  Однако в 1884 году вновь наступил рост численности ханьцев.  В четырех административных единицах «дао» (округ) численность ханьцев составила 144 123 человека (по данным «Атласа Синьцзяна»), они проживали главным образом в Северном Синьцзяне, особенно много их было в уездах округа Чжэньди.  Значительно меньше ханьцев проживало к югу от Тяньшаня. 

В описываемое время среди ханьского населения в Синьцзяне, наряду с выходцами из Ганьсу, значительную долю составляли хунаньцы, состоявшие в войсках «сяньцзюнь», посланных на поселение в Синьцзян, хэнаньцы-солдаты хэнаньских войск, кроме того, на поселения ссылались осужденные преступники, среди которых были выходцы из Фуцзяни и Гуандун.  Эти мигранты принесли в Синьцзян, в частности в Аксу и Цяньдэ (Мицюань) культуру выращивания заливного риса и перца.  Большую активность проявили шаньсийские торговцы.  Обосновавшись в Дихуа, Цитае и Турфане и развернув торговлю в разных местах Западных территорий, они создавали на своем пути множество шаньсийских гостиниц и торговых домов.  До сих пор в Урумчи сохранился Шаньсийский квартал, где раньше проживали шаньсийские купцы. 

В годы Китайской республики состав ханьского населения (по провинциальному признаку) в Синьцзяне еще более усложнился.  В годы правления Ян Цзэнсиня (май 1912 - июль 1928), помимо партии юньнаньских переселенцев, в Синьцзян стали переселяться жители многих внутренних провинций Китая.  Большую часть их составляли выходцы из Ганьсу.  Эта волна миграции продолжалась и в годы правления Цзинь Шужэня (июль 1928 - апрель 1933).  При Шэн Шицае (апрель 1933 - сентябрь 1944) в Синьцзян переселилось немало ханьцев из Северо-Восточного Китая.  В 1943 и 1944 годах нанкинское правительство организовало две партии переселенцев в Синьцзян, всего около 10 тысяч человек.  Среди них большую часть составляли выходцы из провинции Хэнань.  Позднее в Синьцзяне было дислоцировано 100 тысяч гоминьдановских военных частей, среди них значительную часть составляли ганьсуцы и сычуаньцы, на втором месте стояли хэнаньцы. Они были размещены в Северном Синьцзяне.  В 40-е годы 20 века численность ханьцев в Синьцзяне составляла 340 - 350 тысяч. 

В период Китайской Народной Республики (1949), после мирного освобождения Синьцзяна по призыву китайского правительства в Синьцзян на работу из внутренних районов приехало большое число управленческих работников, инженерно-технического персонала, выпускников высших и средних учебных заведений, демобилизованных армейцев.  Все они плечо к плечу с местным населением участвовали в строительстве Синьцзяна.  В 1955 году был учрежден Синьцзян-Уйгурский автономный район.  В том же году командование НОАК решило создать в Синьцзяне Производственно-строительный корпус, в задачу которого входило путем участия в строительстве Синьцзяна уменьшить финансовое и налоговое бремя синьцзянцев и центрального правительства по содержанию войск.  Несколько сот тысяч солдат и командиров войсковых частей пре­вратились в солдат Производственно-строительного корпуса, в котором был сохранен порядок боевых войск и организационные структуры:  дивизии, полки и роты.  Помощь внутренних провинций имела результатом блестящие успехи в демократических преобразованиях и хозяйственном строительстве Синьцзяна.  С прокладкой железной дороги Ланьчжоу-Урумчи еще более возрос приток ханьцев в СУАР, ханьцы стали второй по численности большой национальностью района.  Синьцзянский Производственно-строительный корпус (СПСК) превратился в 10 аграрных и одну промышленную дивизию.  В 1994 году СПСК считывал в своих рядах 2 миллиона 224 тысячи человек, 13,6% всего населения Синьцзяна. 

Народные обычаи и культура

Ханьцы в Синьцзяне не только играли роль стабилизирующей силы, не только содействовали экономическому процветанию края, но и внесли новые веяния в народные обычаи и культуру Синъцзяна.  Выходцы-ханьцы из разных провинций в Синьцзяне вступили в тесный контакт с местными этническими группами, в процессе которого постепенно ослабли земляческие и родовые традиции, строго соблюдавшиеся на родине их предков.  Под влиянием общеразговорного северокитайского диалекта «путунхуа» в Северном Синьцзяне ложился урумчи-шихэцзыский диалект китайского языка.  В быту синьцзянские ханьцы охранили лишь немногочисленные свои исконные традиции: например, они по-прежнему придерживаются сельскохозяйственного календаря при проводах старого и встрече нового года, отмечают праздник Середины осени, на сезон «цинмин» устраивают поминки по предкам.  Но в остальном они переняли новые обычаи.  Например, в похоронном обычае они отказались от предания останков покойника земле и стали прибегать к кремации, они перешли к планированию семьи, в корне изменив старые традиционные представления, согласно которым многодетство считалось неотъемлемым условием благополучной семьи. 

Ханьцы в целом оказались наиболее восприимчивыми к новым веяниям и тем самым оказали стимулирующее влияние на другие национальности.  По роду занятий ханьцы выгодно отличаются высоким удельным весом технически образованных кадров.  Они играют решающую роль в таких отраслях, как нефтепоиск и нефтедобыча, гражданская авиация, железнодорожный и автодорожный транспорт, строительство, медицинское обслуживание, про­изводство электроприборов, компьютеров, а также в области финансов и бухгалтерского учета.  Синьцзяньские ханьцы дали стране немало талантливых писателей и поэтов, чьи про­изведения пользуются известностью не только в Синьцзяне, но и за его пределами. 

Подводя итоги сказанному, мы видим, что история ханьцев в Синьцзяне уходит корнями к тем временам, когда начался процесс аннексии Синьцзяна китайскими правителями.  На протяжении 2 тысячелетий ханьцы в Синьцзяне бок о бок с другими национальностями осваивали и строили этот край и вместе с другими народностями пережили социальные беды и невзгоды.  Исторические факты убедительно свидетельствуют о том, что ханьцы являются важным звеном многонациональной семьи народностей Синьцзяна, играющим неоспоримую роль в процветании синьцзянской экономики и культуры и политической стабилизации края. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования