header left
header left mirrored

Казахи и другие народности тюркской языковой группы

Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
"Cиньцзян: Этнографический очерк", автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

  Казахи и другие народности тюркской языковой группы

С точки зрения лингвистики тюркский язык относится к алтайской языковой семье, название тюркского языка происходит от названия «тюрки» - древних племен, кочевавших на Монгольском плато и северных отрогах Тяньшаня.  Тюркский язык - один из наиболее распространенных языков в Синьцзяне.  Говорящие на тюркском языке этносы являются приверженцами исламизма, это уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары. Почти все они в древности переселились в Синьцзян из Средней Азии, где и сегодня сосредоточенно проживают их соплеменники. 

Казахи 

Казахи - одна из крупных народностей Синьцзяна, говорящая на языке тюркской группы.  Истоки казахского этноса можно проследить до времен, когда в долине Или и Семиречье (Средней Азии) кочевали племена саков, усуней, канцзюй и северных сюнну.  Но формирование современных казахов как устойчивого этноса произошло в 15 веке после ассимиляции племени циньчажэней (кыпчаков) циньчаской языковой группы и других племен, говоривших на иных языках.  Казахи в истории делились на три региональных группы:  улаюйцы (большие юйцы), эртуюйцы (средние юйцы) и цицзикъюйцы (малые юйцы).  В условиях экспансии Царской России на Восток и объединения Цинским Китаем Синьцзяна средние юйцы и малые юйцы частично оказались под властью русских (ныне самостоятельная республика Казахстан), что касается больших юйцев и части средних юйцев, то они подпали под власть Китая. 

По статистике 1998 года численность казахов в Синьцзяне составляла 1287 тысяч, то есть они стоят на 3-м месте по численности в семье народностей СУАР.  Проживают они главным образом в Северном Синьцзяне. 

Предки казахов верили в шаманов, среди них были в хождении зороастризм и несторианское учение.  Сегодня большинство казахов являются приверженцами ислама, хотя сохранились случаи обожествления природы и природных явлений, а кое-где в отдаленных селах есть еще шаманы и знахарки, по поверью способные изгонять злой дух.  У синьцзянских казахов не принято со­вершать молитву в специальных мечетях, обычно для этого используются обыкновенные юрты.  Похороны совершают по мусульманскому обычаю, но от времен шаманизма сохранились случаи приношения жертв в виде заколотого барана, конского седла, посуды и холодного оружия.  Праздники в основном справляются мусульманские: «курбан», «жоуцзыцзе», в то же время отмечается праздник «наужоуцзыцзе» (21-го числа 3-го месяца по персидскому календарю). 

Главным занятием синьцзянских казахов является кочевое скотоводство.  Аул - низовая производственно-хозяйственная единица, в которую входят жители, близкие по крови.  Пастбище аула является коллективной собственностью сельчан и открыто для выгона скота всех дворов, скот находится в частной собственности двора.  Пастбища делятся на осенне-весенние, зимние и летние.  В год скот четыре раза перегоняется с одного пастбища на другое. 

Одежда, пища, жилье и средства транспорта неразрывно связаны со скотоводческим сырьем.  Мясо овец идет в пищу, конина считается деликатесом, каждодневными напитками являются чай с молоком (не только коровьим, но и верблюжьим) и кумыс.  Кроме того, казахи едят изделия из муки.  Жилье казахов - юрта с отверстием наверху, которую можно свернуть и перевезти на новое кочевье.  Внутри развешиваются и стелятся ковры.  Почти круглый год казахи носят доху из овчины, мужчины зимой носят меховые шапки-тебетеи о четырех углах или круглой формы, летом - белые войлочные калпаки (от тюркского калпак — шапка), отделанные черной замшей.  Замужние женщины покрывают голову белым платком, некоторые носят закрывающую лицо паранджу, которую не полагается снимать в присутствии родителей мужа и незнакомых мужчин.  Незамужние девушки зимой и летом носят головные уборы, которую также не полагается снимать в присутствии незнакомых мужчин. 

Казахская семья состоит из супругов и несовершеннолетних детей. Браки заключа­ются между разными племенами.  Свадебный обряд включает церемонию подношения женихом калыма за невесту.  Овдовевшая женщина, как правило, выходит вторично замуж за одного из братьев мужа либо за родственника семьи мужа.  На протяжении жизни обязательными являются обряды первого месяца новорожденного, присвоения имени, первой езды верхом на коне, обрезания для мальчиков, участие в конных состязаниях, когда участники стараются завладеть тушкой барашка, обряд жениховства, когда девушка на коне настигает парня и ударяет его плетью, кроме того, участие в конных состязаниях и борьбе. 

Казахи - большие любители народных сказаний.  В репертуаре сказителей-акынов около тысяч сказаний и легенд.  Широкой популярностью пользуются мифы о сотворении мира, на Земле, праотце человечества Адамате, национальном тотеме «Волке», прародительнице казахов Деве-Лебеди, предание о чудесном коне Пилаке и др. П исьменность казахов использует арабский алфавит.  Наиболее распространенным музыкальным инструментом является домра.  Выдающимися музыкальными произведениями являются сюита «Жаворонки» и историко-музыкальная поэма «Жаворонки».  Танцы казахов отличаются темпераментностью, быстротой и легкостью движений. 

Киргизы 

Киргизы - одна из древних народностей Синьцзяна.  Киргизский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.  Численность киргизов в Синьцзяне 164 тысячи (перепись 1998 г.), проживают они главным разом в Илийском округе и Кызылсу-Киргизском автономном округе. 

Синьцзянские киргизы имеют с киргизами Средней Азии одни этнические корни, их предками были племена «цзянькунь» (дин. Хань), «сяцзясы» (дин. Тан), киргизы (дин. Юань).  Киргизские племена первоначально проживали в верховье Енисея, потом постепенно перекочевали на Юго-Запад, в район Тяньшаня.  Джунгарские монголы называли их «бруты».  После того как Цинский Китай покорил Джунгарское ханство, 20 киргизских племен признали власть цинского императора и влились в много­национальную семью народов Синьцзяна.  Для обозначения киргизов, проживающих на территории Китая, и киргизов, проживающих в Средней Азии, в китайском языке существуют два различных названия.  Поселения киргизов имеют структуру «нэйсин» (однофамильцы) и структуру «30 фамилий», которая делится на 4 больших племени, кроме того, «30 фамилий» делятся на «правую» и «левую» части.  Низовой поселковой единицей является аул. 

В 16 веке проповедник суфизма Исхак популяризовал суфизм среди киргизов, но сегодня большинство киргизов принадлежат к суннитам, кроме того, есть приверженцы шиитской секты ислама, а также сохранились традиции шаманизма.  В народе по-прежнему живы предания о создании богом Тэнгри Солнца, Луны, Звезд, Земли, гор и рек и самого человека.  Из праздников отмечаются по мусульманскому обычаю «курбан» и «жоуцзыцзе», а кроме того, сохранился обычай отмечать древние праздники:  Начало года по весеннему солнцестоянию («нолуцзыцзе»).  Наряду с мусульманскими обрядами обрезания, свадьбы в присутствии ахуна и похорон, киргизы сохранили древний обычай перепрыгивания через костер, что, согласно поверью, помогает изгонять злой дух. 

Традиционным занятием киргизов является пастбищное скотоводство.  В годы народной власти немало киргизов стали подвизаться на поприще земледелия и лесного хозяйства.  В 1956 году в Кызылсу было создано лесничество, которое позднее выросло в Управление лесного хозяйства, в подчинении которого имеется несколько лесохозяйств.  О современных киргизах можно говорить как о народности, наполовину занимающуюся скотоводством, а наполовину растениеводством.  На смену войлочным юртам пришли глинобитные дома с деревянным остовом, появились также кирпичные постройки.  В помещении киргизы любят вешать на стены ковры и устилать пол коврами.  В пище преобладает баранина и мучные изделия, но овощей мало.  Мужчины, женщины и дети носят длин­нополые чепаны, внутрь одевают камзол с длинными рукавами и стоячим воротом, застегивающийся на одну сторону.  Зимой носят головной убор - тебетей, отделанный мехом, летом калпак (от тюркского калпак — шапка), отороченный черной замшей.   Так же, как и казашки, киргизские девушки до замужества не носят головного платка, а после замужества повязывают голову разноцветными платками.  Пожилые женщины закрывают лицо белой шелковой паранджой.  Зимой устраиваются гулянья «дяоробцо», а летом пирушки «сернэ», посвященные урожаю и весеннему приплоду скота.

Киргизская письменность использует арабский алфавит, в словаре много слов, заимствованных из уйгурского, казахского, монгольского и ханьского языков.  Известным литературным произведением является эпос «Манас», который наряду с монгольским эпосом «Джангэр» и тибетским эпосом «Гэсар» является важнейшим выдающимся историческим эпосом Китая.  В прошлом «Манас» существовал в виде устных сказаний, а в годы Китайской Народной Республики была проведена большая работа по сбору и приведению в порядок различных вариантов устных сказаний.  Всего было собрано более 200 тысяч строф главного текста и около миллиона строф, включая варианты.  Главы эпоса: «Манас», «Саматай», «Сайтак», «Кайнайниму», «Сайд», «Аслабач Бэкбай», «Сомубилак» и «Чигетай».  В них повествуется о древнем герое Манасе, кроме того, выведено около 100 других персонажей. 

Узбеки 

Узбеки, проживающие в пределах Синьцзяна, говорят на языке тюркской группы, исповедуют ислам и имеют сородичей-узбеков в Средней Азии.  В начале 16 века племена, гово­рившие на тюркском языке и проживавшие в Байчжанском ханстве, ассимилировали племена иранской группы, проживавшие в Хэчжуне, в Ферганской долине, положив начало узбекской национальности.  Узбеки учредили на местах органы управления: в Коканде, Андижане, Самарканде, Бухаре. 

По статистике 80-х годов 20 века, в мире численность узбеков составляет 17 миллионов, они проживают главным образом в Узбекистане, а также в Казахстане, Киргизстане, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Иране, Турции, США, Саудовской Аравии и тих местах. 

Синьцзянские узбеки являются потомками анцзиян и кокандцев, которые в годы Цинской династии переселились в Синьцзян.  Позднее еще одна партия узбеков пришла в Синьцзян вместе с войском Агуб-хана.  Для отличия от зарубежных узбеков в китайском языке для обозначения синьцзянских узбеков введено другое наименование.  По переписи 1998 года, численность синьцзянских узбеков составляет 13731, из них 70% проживают в Северном Синьцзяне, 30% в Южном.  Среди узбеков больше горожан, чем сельских жителей.  Особенно много узбеков оживают в городах Урумчи и Инин, что касается узбеков - сельских жителей, то больше всего их в уезде Мулэй.  В 1987 году в уезде Мулэй была образована Дананьгоу-Узбекская автономная волость. 

По уровню образования узбеки стоят на сравнительно высоком уровне.  Они во многом схожи с уйгурами:  по внешнему облику, языку, манере одеваться, обычаям свадеб и похорон.  Между узбеками, уйгурами и татарами довольно часты смешанные браки.  Мусульманство было введено узбекским ханом Цзиньчжанского ханства.  В настоящее время большинство узбеков относятся к суннитской ветви ислама. Узбекская письменность использует арабский алфавит. Узбеки - отличные предприниматели.  Среди 8 крупнейших бан­ков, функционировавших в Урумчи в начале 20 века, 5 банков были открыты узбеками.  Узбеки-крестьяне занимаются главным обра­зом выращиванием плодов и овощей. 

Татары 

Татары - одна из национальностей Синьцзяна, говорящая на языке тюркской группы.  Как известно, в пределах Российской Федерации также проживает народность - татары.  Но следует отметить, что российские татары в прошлом произошли от монгол.  В период династии Мин среди монгольских племен, возвысившихся на месте ойратов, были татары.  Европейцы именовали монгол «татарами».  А синьцзянские татары к монгольским племенам отношения не имеют. Давно, во времена Казанского ханства его правители - болгары, учитывая вошедший в привычку у соседних племен страх перед монголами, стали называть себя и племена кипчаков, находившихся под их властью, «татарами», намекая, что они якобы происходят от монгольских племен.  Таким образом они хотели повысить свой престиж среди соседних племен.  Название «татары» так и сохранилось за татарами и кипчаками, хотя между ними и монголами не было родственных связей.  В 16 веке эти народности, самоназвавшиеся «татарами», вошли во владения Царской России, причем часть совершили длительный переход в Среднюю Азию.  Приверженцы ислама, татары в условиях России восприняли европейскую, в особенности русскую, культуру.  Татары известны как предприимчивые коммерсанты. 

В середине 19 века стали наблюдаться случаи переселения татар из России в Синьцзян, после Октябрьской революции богатые татарские купцы и кулаки вместе с отступавшими войсками белой армии пришли на территорию Китая, где осели, пополнив собой многонациональную семью народов Синьцзяна.  Как уже указывалось выше, китайцы стали называть этих переселившихся в Китай татар иначе, чем татар Средней Азии (хотя произношение обоих названий очень схоже).  По статистике 1998 года, в Синьцзяне проживало 4668 человек татар, они проживают главным образом в Алтайском округе, Чанцзи-Хуэйском автономном округе и в городе Тачэн. 

Синьцзянские татары принадлежат к суннитской ветви ислама, но есть среди них и приверженцы Мазара.  Татары, проживающие в Татарской автономной республике Российской Федерации, пользуются письменностью, осно­ванную на русском алфавите.  Эта письменность непонятна для синьцзянских татар.  Последние пользуются уйгурской письменностью. Кроме того, татары, проживающие в городах, поль­зуются китайской иероглифической письменностью. 

Первые татары, переселившиеся в Синьцзян, занимались главным образом коммерцией, в частности они подвизались в банковском деле, составив конкуренцию финансистам-узбекам.  В середине 30-х - сер. 40-х годов 20 века татарские бизнесмены стали объектом репрессий, и многие из них разорились.  Тогда немало татар переселились в сельскую местность, занявшись аграрным производством или ремесленным промыслом.  Среди татар, проживающих в городах, значительную прослойку составляют интеллигенты. 

Татары - большие мастера по части театральных представлений, музыки, вокала и танцев.  Татары строят дома с плоской крышей, как и уйгуры, но делают обычные окна, а не окно в потолке, как в уйгурских домах.  Татары строго следят, чтобы в помещении было чисто убрано, пища схожа с пищей уйгуров, причем татарские женщины умеют печь разнообразные изделия из теста.  В одежде преобладает черный цвет.  Верхняя одежда шьется с прямым разрезом ворота и широкими рукавами.  Женщины - отличные вышивальщицы.  В обычаях татар сказывается влияние европейской культуры.  Что касается семейных устоев, брака, похорон и повседневного этикета, то тут татары остаются верными традициям, общим для всех тюрко-язычных восточных народов.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования