header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[1 Стили и жанры китайской живописи

Стиль "гунби" и стиль "сеи"

В представлении многих картины китайских художников написаны на один манер и представляют собой вольную композицию нанесенных тушью мазков и штрихов.  На самом деле следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль "гунби" и стиль "сеи".

Для картин в стиле "гунби" ("тщательная кисть") характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали.  Иногда этот стиль так и называют "стилем четких линий".  Сделав обрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками.  Поскольку такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле "гунби" выглядят очень декоративно.  Именно в стиле "гунби" работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.

В отличие от картин "гунби" в картинах, написанных в стиле "сеи" ("передача идеи"), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета.  Художник больше заботиться о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.  Стиль "сеи" называют также стилем "грубой кисти".  Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация.  Именно в стиле "сеи" работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения.  Картины в стиле "сеи" трудно поддаются копированию и имитированию.  В большинстве случаев художники "сеи" писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле "гунби", но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность.  В более зрелый период китайской живописи картины в стиле "сеи" заняли доминирующее положение.

На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль "гунби", на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль "сеи".  Стиль "гунби" был обязательным для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль "сеи" оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов.

Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы "гунби" и "сеи", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.

Три жанра китайской живописи

Человеческие образы, пейзаж, фауна-флора - таковы три важнейших жанра китайской живописи.  Тут уместна параллель с западной живописью, где имеются портретный жанр, пейзажный жанр и натюрморт.

По времени возникновения наиболее ранним следует считать жанр "люди", так как еще в первобытном обществе наши предки рисовали на скалах фигуры людей и животных, используя для этого природные минеральные красители:  мел, квасцы, графит и пр. В эпоху Вэй - Цзинь - Южных и Северных династий, то есть 1500 лет назад жанр "люди" достиг зрелости.  Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование "передавать" в портрете внутренний мир пейзажа", заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта.  Последующие поколения художников остались верными этой концепции.  Уже на ранней стадии развития китайской живописи мастерство портретного жанра достигло высокого уровня.

Пейзажный мир называют в Китае жанром "горы и воды".  По объему коллекции картин этого жанра и по силе влияния жанр "горы и воды" несомненно лидирует среди других жанров. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907).  Особое положение пейзажного жанра объясняется в частности широким распространением в Китае концепции о единстве человека и природы.  Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград. Человеческие качества: благородство, одаренность и т.п. способны "тронуть" природу.  А человек, пусть даже живущий в городе и занятый служебными делами, неизменно мечтает быть поближе к горам, лесу и водоемам и желает слиться с природой.  Художник, создавая пейзажное произведение, стремится передать свое тяготение к природе и в то же время вызвать ассоциации у зрителя.  Как уже упоминалось выше, в количественном аспекте пейзажные картины составляли большинство среди картин различных жанров.

Жанр фауны-флоры называют также жанром "цветы и птицы".  Для этого жанра характерны темы трав, бамбука, камней, а также зверей, птиц, насекомых и пр.  У истоков этого жанра были орнаменты, наносимые в глубокой древности ремесленниками на гончарные изделия и художественные поделки.  То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром "горы и воды".  В династию Тан жанр "цветы и птицы" стал самостоятельным жанром.  Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека.

Неизвестный художник. Деревья на туманном берегу

Жэнь Бонянь(1840-1895).Портрет Суань Ханьвэя

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования