[22] Отсветы заходящего солнца |
---|
Как и всякое общественное явление, живопись художников-интеллектуалов в Китае имела свое начало и свой конец. На закате этого течения в нем подвизались такие блестящие художники, как У Чаншо, Чжао Чжицянь и Ци Байши
У Чаншо
У Чаншо (1844-1927) родился в деревне Аньцзи (пров. Чжэцзян) в интеллигентной семье. В детстве учился в частной школе "сышу". Мальчиком полюбил вырезание печатей. В 20 лет покинул родной дом и отправился в Ханчжоу. В Ханчжоу, а также в Сучжоу и Шанхае учился живописи и каллиграфии. В кругу деятелей, с которыми общался, были известные поэты, художники, коллекционеры: Чжан Сюн, Ху Юань, Пу Хуа, Лу Хой, Пань Цзуинь, У Юнь и другие. Знакомство с живописными и каллиграфическими работами мастеров расширило его кругозор и способствовало повышению его мастерства. к 30 годам он решил заняться живописью и обратился к художнику Жэнь И с просьбой быть свои наставником. Жэнь И высоко ценил каллиграфические способности У Чаншо. Между ними установились отношения дружбы, которые продолжались много лет. В 1913 году У Чаншо вместе с несколькими единомышленниками основал Издательский дом "Силэн", сам У Чаншо стал его первым директором.
У Чаншо оставил богатое наследие каллиграфических работ, картин и литературных произведений. Он охотно помогал начинающим художникам. Среди тех, кому он давал советы, были Чэнь Шицзэн, Ци Байши, Ван Чжэнь, Пань Тяньшоу, Чэнь Баньдин, Ван Ги, Ша Мэнхай.
У Чаншо. Хризантемы и тыквы-горлянки. Свиток, бумага. У Чаншо. Хризантемы. Свиток, бумага. |
В живописи У Чаншо разрабатывал главным образом тему "цветы". Занявшись живописью, уже в зрелом возрасте он лишь к 40 годам отважился выставить свои работы на суд публики. Более ранние его работы свидетельствуют о влиянии Жэнь И, в более поздних работах чувствуется влияние Чжао Чжицяня, Сюй Вэя, "человека с горы Бада", восьмерки янчжоуских оригиналов. Будучи превосходным каллиграфом, У Чаншо и в своих картинах использовал некоторые приемы каллиграфии, так постепенно сложился его особый стиль. Стихотворное сопровождение к картинам он всегда сочинял сам, надпись делал стилем "цаошу", да и печати свои он вырезал собственноручно. Таким образом, его полотна являли собой образец синтетического единства живописи, поэзии, каллиграфии и граверного мастерства. Ему по праву принадлежит видное место в художественном мире Китая на рубеже 19-го и 20-го столетий.
Ци Байши
Ци Байши (Ци Хуан, 1864-1957) родился в деревне Синцзу (Сянтань, пров. Хунань). Семья жила бедно. В 15 лет Ци Байши начал учиться столярному делу и овладел навыками тонкой обработки и резки по дереву. Когда ему было 20 лет, в руки к нему попала книга в картинках "Сад горчичного зерна", иллюстрации в которой представляли собой гравюры по дереву. Ци Байши стал пробовать рисовать сам, сначала рисовал портреты женщин-красавиц, потом познакомился с людьми из образованной прослойки, стал учиться стихосложению и граверному делу. В 40 лет он покинул родной край, побывал в Хубэе, Шэньси, Хэбзэ, Цзянси, Гуандуне, Гуанси, обрел множество знакомых и узнал много нового. С 1917 года осел в Пекине, где посвятил оставшуюся жизнь живописи. На старости лет к нему пришла мировая слава. В 1953 году он был выдвинут на пост первого председателя Всекитайского общества художников, был избран депутатом Всекитайского Собрания народных представителей, в 1955 году был удостоен международной премии Мира.
Ци Байши. Цветы лотоса. Свиток, бумага. |
Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Внешне его картины продолжали традиции художников-интеллектуалов, так, например, в них сочетались живопись, каллиграфия, поэзия и граверное мастерство, однако в то же время в них явно чувствуется самобытность и оригинальность автора, жизнь которого сложилась так непохоже на жизнь обычного интеллигента. Долго прожив в деревне, Ци Байши с удовольствием писал деревенские пейзажи, овощи, плоды, насекомых, рыб. Его творчество близко и понятно народу.
Ци Байши. Цыпляты под пальмой. Свиток, бумага, тушь. |
По манере исполнения работы Ци Бацши относятся к стилю "сеи": свободный полет кисти, густые мазки тушью, лаконичная композиция и отсутствие нарочитой помпезности. В его картинах, кроме того, присутствует тонкий юмор. Широкую популярность приобрела его картина "Креветки", выполненная в черно-белых тонах. Крохотные твари на картине написаны так, что ощущается полупрозрачность их тел. Их существование кратковременно, но и они наслаждаются отпущенной им жизнью, вот что хотел сказать художник. Может быть именно симпатия к "малым тварям" руководила Ци Байши, когда он рисовал цыплят, головастиков, стрекоз.