header left
header left mirrored

Предметы древнего китайского быта

Некоторые реалии древней китайской культуры

Счетные палочки  (算筹 суаньчоу)

Счетные палочки стали использовать в Китае задолго до изобретения абака и счетов. Согласно письменным источникам, суаньчоу были довольно широко распространены уже в период Чуньцю (9-8 вв. до н.э.), а также в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.).  По расчетам ученых счетные палочки были в хождении на протяжении 1500 лет, но к периоду династии Мин (1368-1644) их постепенно вытеснил абак (счеты).

Первоначально палочки были круглой формы, 0.23 см в сечении, длиной 12 см.  Позже они приобрели прямоугольную форму и стали короче (7-8 см в длину).  К самым ранним (периода Западной Хань, 206 г. до н.э. – 25 г. н.э.) относят счетные палочки, обнаруженные на раскопках в уезде Цяньюан пров. Шэньси, в количестве 30 штук. 

Основным материалом для изготовления древних счетных палочек служил бамбук, а также кости животных, однако встречаются экземпляры из железа, бронзы, слоновой кости и нефрита.

Для выражения чисел с помощью палочек с насечками китайцы использовали десятеричную систему счета.  Расположенные вертикально палочки представляли числа от 1 до 9, при счете на десятки, сотни, тысячи и т.д. палочки располагали горизонтально.  Незамысловатая система для выражения любого числа позволяет без труда овладеть правилами счета.  Согласно им на месте нуля в числе следовало оставить пропуск.

Изначально палочки для счета использовали для выражения только положительных чисел, по мере усложнения процесса вычисления палочки стали делать двух цветов: красные для обозначения положительных чисел, черные – для отрицательных.

Счетные палочки использовали не только для выполнения операций сложения, но и для вычисления квадратных и кубических корней, нахождения корней уравнений и вычисления числа π

Бронзовый треножник (鼎 дин)

5-6 тыс. лет назад дин использовали как котел для варки мяса и рыбы. Он был сделан из глины и стоял на 3 (реже 4) ножках, за что и получил свое название. 

С приходом рабовладельческого строя (бронзовой эры) треножники стали изготовлять из бронзы. Он стал важным предметом для совершения жертвоприношений в обрядах богопоклонения у рабовладельцев той эпохи.

Самым большим треножником, дошедшим до наших дней, считают треножник «Сымиу» периода династии Шан ( ок.17 -10 вв. до н.э.). Его вес составляет 875 кг, высота – 1,33 м, прямоугольной формы, стоящий на 4-х ножках. Изготовлен «Сымиу» был специально для императора Шан по случаю принесения жертв его почившей матери. Он признан образцом высокого искусства бронзовой эпохи во всем мире. Треножники этого исторического периода обладают уникальной формой и зачастую украшены изображениями животных, а также рисунками, характерными для того времени. Сейчас дины представляют из себя важный объект для изучающих устройство древнего общества.

К концу рабовладельческого строя по количеству бронзовых треножников во владении аристократа определяли его положение в обществе. Во время проведения обрядов император использовал комплект из 9 треножников, князья и бароны – комплекты из 7 треножников, младшее чиновничество – из 5 треножников, а ученые мужи – комплекты из 3 динов. По количеству треножников в могиле можно судить о статусе захороненного в ней человека.

В настоящее время посетители императорских дворцов и парков могут видеть множество треножников, служивших в свое время и украшениями, и символами занимаемого положения их владельца.

В период принятия буддизма в качестве государственной религии треножники использовали как курильницы для благовоний. Треножники, изготовленные из бронзы, железа и камня, самых различных размеров можно видеть и по сей день в старинных храмах Поднебесной. В известном ламаистском монастыре Пекина Юнхэгуне находится огромный бронзовый треножник 4,2 м в высоту. Надпись на нем гласит, что он был изготовлен в 12 год правления Цянлун (1747 г.) и использовался императорами династии Цин для совершения жертвоприношений в храмах. Согласно поверьям, во время обрядов в этот дин опускали сотни и сотни ароматических палочек.

Бронзовые треножники всегда ассоциировались у людей с высоким положением в обществе и притягивали незамысловатостью и величавостью форм. Это обеспечило процветание искусству изготовления их копий и дубликатов. Как правило, миниатюрные копии вырезают из нефрита, агата, покрывают глазурью, они служат украшеними рабочего стола. Это ремесло представляет собой важную отрасль китайского искусства.

Бронзовые зеркала (铜镜 тунцзин)

Как и их современные стеклянные собратья, бронзовые зеркала служили предметом быта в Древнем Китае.  Лицевая сторона тунцзин отполирована настолько, что отражает лицо смотрящегося.  В центре обратной стороны традиционно расположен шарик, остальная поверхность покрыта рисунками, что делает бронзовые зеркала также объектами искусства.  Большинство тунцзин были найдены на раскопках древних могил, однако отдельные экземпляры хранятся в семьях, где они бережно передавались из поколения в поколение.

В Китае бронзовые зеркала стали использовать не позднее 11 в. до н.э. Об этом свидетельствуют 5 зеркал, найденные в останках Ин (могильное захоронение №4, Аньян, пров. Хэнань).  Зеркала пользовались особой популярностью в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.).  На тунцины того периода зачастую нанесены один-два ряда украшений.  Как правило, изображали морды животных, цветы и листву, драконов и фениксов и т.д.  В период династии Западная Хань зеркала стали толще, и украшали их изображения сверхъестественных существ, наносили геометрические узоры, фигуры птиц и животных.  Именно в этот время на зеркалах появляются первые незамысловатые надписи, как то: «Помни обо мне, никогда не забывай меня», «Вечная удача, нескончаемое удовольствие» и др. пожелания благополучия.  В периоды династий Сун и Юань (10-14 вв.) мастера стали изготовлять зеркала более изощренных форм – круглой, овальной, ромбовидной, восьмиугольной; зеркала могли быть как с ручкой, так и без нее.

Особого внимания заслуживает одно зеркало периода династии Западная Хань.  В диаметре оно составляет 11,5 см, с традиционными для того времени узорами на внешней стороне, на первый взгляд оно мало чем отличается от других, за исключением надписи, гласящей: «Весь мир озарен ярким солнечным светом».  Когда солнечные лучи падают на его гладкую поверхность, отражение на стене полностью повторят узор и надпись на внешней стороне зеркала, словно свет проникает сквозь бронзу.  Феномен этого зеркала ставил в тупик многих ученых на протяжении столетий, за это его прозвали «волшебным».  В настоящее время редкий экземпляр хранится в Шанхайском музее.  Тайна «волшебного зеркала» научно объяснена, было изготовлено множество копий для коллекционеров. 

Бронзовые зеркала – обычный атрибут похоронного обряда – часто находят при проведении археологических раскопок.  Их оставляют в изголовье могилы или на грудной клетке почившего, упакованными в лакированные шкатулки с заколками или в специальных мешочках.  Зачастую зеркала располагали на крыше усыпальницы или по углам гроба, т.к. существовало поверье о волшебной силе зеркал отпугивать злых духов.

Паланкины (轿子 цзяоцзы)

Паланкин (цзяоцзы) – традиционное средство передвижения в Китае, который изначально назывался «цзянюй», от «цзян» - «плечо».  Свое современное имя «цзяоцзы» паланкин получил сравнительно недавно.  

В прежние времена существовало два класса седанов – для чиновников («гуаньцзяо») и для частных лиц («миньцзяо»).  Следовало соблюдать строгие правила в отношении отделки паланкина – ее выбор осуществлялся в соответствии с занимаемым постом владельца.  Император пользовался различными паланкинами в зависимости от важности мероприятия: на официальные приемы полагалось приезжать в церемониальном паланкине; специальный паланкин полагался для осуществления регулярных проверок в Гугуне;  цзяоцзы облегченной конструкции –для выездов на охоту и путешествий за пределами столицы;  а также специальный запасной паланкин, сопровождавший императора во время всех его перемещений на случай, если ему захочется его поменять. Для ежедневного пользования в распоряжении императора также имелись специальные паланкины. Отделка паланкина зависела от его предназначения – утепленный вариант для зимы и простой для лета.  Два таких паланкина в настоящее время экспонируются в зале Полной гармонии Запретного города Гугун.

Паланкины чиновников и прочих официальных лиц разнились в соответствии с принятой ранговой системой.  Но при этом какого бы ранга ни был владелец паланкина, его перемещение по городу всегда сопровождалось барабанным боем и стражей, расчищающей путь господину.  Встречая на улице высокопоставленное лицо в паланкине, простолюдинам полагалось замолчать и отойти в сторону.  Чем выше занимаемый пост чиновника, тем большее число сопровождающих лиц и носильщиков ему следовало иметь.  При этом чиновникам низших рангов позволялось иметь двух носильщиков, а более титулованным – до 8 носильщиков.  Число носильщиков императорского паланкина достигало 16 человек.

Частные паланкины не отличались изысками в отделке, но полагались лишь землевладельцам и городским богачам.  Материалом для таких паланкинов служил бамбук или дерево.  Обладая повышенной мобильностью, они использовались для транспортировки на ровной местности и на горных тропах.  Некоторые изнеженные представители мелкого дворянства также нанимали себе охрану, сопровождавшую их в путешествиях.

Однако помимо перечисленных существовал еще специальных свадебный паланкин, который брали в наем по случаю бракосочетания.  Их называли «хуацзяо» («цветочные паланкины») или «сицзяо» («паланкины счастья»).  Лучшие экземпляры свадебных паланкинов были отделаны яркой шелковой тканью с вышитыми пожеланиями удачи, декорированные драгоценными камнями.  Самым простым украшением для паланкина служили шелковые ленты.  Согласно китайской традиции в день свадьбы невеста должна было скрывать свое лицо от посторонних глаз.  Для этого был изобретен «двойной паланкин» - маленький, на котором невесту переносили из дома, ставили в большой, таким образом невеста оставалась не увиденной.  В некоторых районах Китая эта традиция сохранялась даже после образования КНР (1949 г.).  Современная молодежь предпочитает автомобили, а паланкин занял свое место в истории.

Традиционное глубокое кресло (太师椅 тайшии)

Тайшии (в дословном переводе «кресло наставника императора») больше известно среди китайцев как «дедушкино кресло».  В отличие от европейских кресел традиционные китайские кресла – с прямой спинкой и подлокотниками - делают из древесины твердых пород и не обивают материей.  Кресла самых разных видов можно увидеть по сей день в императорских дворцах, а также особняках придворных и чиновников.  Реже они хранятся непосредственно у населения. 

Название кресла впервые прозвучало в 12 в. в период династии Северная Сун.  Чтобы задобрить могущественного и жестокого премьер-министра и наставника императора, некто преподнес ему с подарок удобный стул с подставкой под голову, по форме напоминающий листок лотоса.  Оригинальный дизайн кресла пришелся по душе высшему чиновничеству, и имя закрепилось.  К периоду династии Мин (1368-1644) ручки и спинку кресла стали делать полукруглой формы.

В настоящее время наиболее часто встречаются кресла, сохранившиеся с периода правления династии Цин (1616-1911).  Эти кресла имеют прямые ручки и спинки, изготовлены в основном из древесины розового дерева, красного сандалового лерева или падаука и часто инкрустированы мрамором с изысканным природным узором.  На юге сидения кресел зачастую плели из коры ротанга для сохранения прохлады.

Как правило, тайшии большого размера и в комнате их ставят парами – с чайным столиком между ними для создания соответствующей атмосферы.  Кресла со скрещенными ножками периода династии Сун, с закругленными формами периода династии Мин, с прямой спиной династии Цин, разной формы и конструкции, принято называть тайшии.  Прежде их принято было изготавливать только для высокопоставленных чиновников, поэтому в богатых домах на них усаживали почетных гостей.   В постановках исторических пьес кресло неизменно присутствует на сцене как часть декораций, характеризующая то время.

Изделия из бронзы (青铜器 цинтунци)

В древности изделия из бронзы считали настоящими сокровищами за их оригинальный дизайн, традиционный орнамент и обилие надписей.

История Древнего Китая подразделяется на Каменный век и Железный век. Самое раннее из найденных каменных орудий датируется 3000 г. до н.э.  На периоды династий Шан и Чжоу приходится расцвет китайского Бронзового века.  Именно тогда искусство изготовления бронзовых предметов достигло своего пика.  После периода Весны и Осени, а также периода Воюющих государств в Китае наступил Железный век. 

Бронза – это сплав из меди и цинка или меди и свинца голубовато-серого цвета.  Большинство музеев КНР, а также некоторые крупные музеи за пределами Поднебесной, обладают полной коллекцией бронзовых изделий Китая, вплоть до ранних образцов династий Шан и Чжоу.  Некоторые из представленных экспонатов передавались из поколения в поколение как часть национального достояния, однако большинство из них были обнаружены на археологических раскопках.

Существует 3 типа бронзовых предметов: для совершения жертвоприношений, оружие и изделия смешанного назначения.

Под категорию ритуальных орудий попадают различные изделия, которые аристократы использовали при совершении обрядов жертвоприношения. К ним относятся блюда для еды, сосуды для вина, чайники и музыкальные инструменты.

Бронзовое оружие представлено образцами ножей, мечей, копий, алебард, топоров и кинжалов.

К третьей категории относятся предметы домашнего обихода.

В Древнем Китае привилегия изготовления бронзовых предметов принадлежала императорской семье и знати. В то время цинтунци символизировали высокий статус обладателя.

Уникальность китайских бронзовых изделий заключается в обилии надписей, которые являются основными главами в развитии каллиграфии в Китае.

Древние монеты (古币 губи)

Как известно, в древности практиковался натуральный обмен. Следующим шагом в развитии товарообмена стало появление денег – универсального средства для совершения торговых операций.  В Древнем Китае деньги имели самые разные формы, прежде всего, в их качестве могли выступать различные ракушки, нефрит, золото, серебро и бумага.

Морские раковины – древнейший вид денег, известный в Китае. Благодаря своему небольшому размеру и твердой текстуре, они стали особо популярны в периоды династий Шан и Чжоу, и превратились в символ благосостояния.  Даже сейчас китайцы называют самые ценные вещи «баобэй» - «драгоценная раковина».  В то же время их редко использовали как погребальные предметы.

Металлические деньги в форме мотыги произошли от традиционного орудия крестьянского труда. Они также напоминают лопату, за что их называют «деньги в форме лопаты».

Бронзовые монеты в форме раковин пришли на смену обычным морским ракушкам с развитием товарообмена и сокращением предложения натуральных «баобэй». Чтобы восполнить недостаток естественных раковин, их стали изготовлять из камня, кости, фарфора и бронзы. Со временем все остальные виды были вытеснены бронзовым вариантом. Такая ситуация сохранялась вплоть до унификации денежной системы, проведенной в 221 г. до н.э. императором Циньшихуаном, когда их целиком изъяли из обращения.

Монеты в форме ножа, сделанные из бронзы, были в хождении на протяжении периодов Весны и Осени, а также Воюющих государств.  Их форма была заимствована от специального оружия тех дней.

Бронзовые монеты с квадратным отверстием.  Первые монеты с круглым отверстием впервые появились в Китае во времена Воюющих государств. Это делало их удобными для связывания вместе.  С приходом к власти императора Циньшихуана и унификации денежного обращения страны, круглые отверстия были заменены квадратными, чтобы соответствовать древней теории о том, что небо имеет круглую форму, а земля – квадратную.  Феодальный строй в Китае держался на протяжении 2000 лет, столько же находились в хождении круглые бронзовые монеты с квадратными отверстиями, несмотря на смену династий.  И лишь после свержения династии Цин на смену бронзовым деньгам пришли денежные банкноты.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования