Сюнь-цзы |
---|
Родился: около 300 г. до н.э.
Умер: около 215 г. до н.э.
Основные труды: «Сюнь-цзы» в 32 главах, под редакцией Лю Сяна (77 г. до н.э.)
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ
Человек по природе зол.
Источником зла являются неконтролируемые желания и чувства.
Человеческую природу можно исправить путем воспитания.
Основания общества – это такие «искусственные» установления, социальные изобретения, как законы, образование, ритуал.
Все в мире обусловлено естественными причинами. Религия не имеет никакого значения, боги и демоны – просто вымысел и предрассудки.
Религиозные ритуалы функциональны только в той мере, в какой они способствуют улучшению эффективности общества и морали.
Сюнь-цзы, или «Учитель Сюнь», по имени Сюнь Цин, жил в конце эпохи «Сражающихся царств» и в конце своей жизни увидел объединение Китая под эгидой правления первого императора династии Цинь – Цинь Шихуана.
Сюнь-цзы, как и другие философы из «ста школ», заложившие основы философского наследия Китая, трудился в академии Цзися. Он служил советником правителя и первого министра царства Ци, а также двух правителей царства Цинь, впоследствии уездным начальником в царстве Чу (где в итоге удалился на пенсию), а также в царстве Чжао.
Эта деятельность наложила отпечаток на его философские воззрения, в результате чего в его трактате нашли отражение не только философские, но и политические теории.
Сюнь-цзы поклонялся Конфуцию, он презирал современные ему конфуцианские «школы». Он был знаком с их руководителями, называвшими себя жу («ученые» или «специалисты по ритуалу»), по работе в Цзися, и именно против этих «еретиков-жу» направлена большая часть его критики. Наиболее влиятельными среди современных ему конфуцианцев были последователи Мэн-цзы, и Сюнь-цзы написал немало, опровергая его концепцию природы человека.
Кроме того, сильное раздражение вызывали у Сюнь-цзы последователи Мо-цзы, моисты, приверженцы социального равенства, аскетизма и всеобщей любви. С точки зрения Сюнь-цзы, их воззрения были не просто наивны, но и опасны для общества. Работая в Цзися, Сюнь-цзы познакомился и с работами Шэнь Бухая, Ян Чжу, Хуэй Ши, Гунсунь Луна, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Цзоку Яня и многих других, о ком мы и знаем-то благодаря упоминаниям Сюнь-цзы. В этом смысле «Сюнь-цзы» является бесценным источником по истории китайской философии, в особенности конца эпохи Чжоу.
Его собственная теория в значительной мере обязана своим появлением дискуссии с моистами, сторонниками Мэн-цзы, даосами и спорщиками, легистами, так называемыми «шестью школами» доциньской философии.
ЧЕЛОВЕК ПО ПРИРОДЕ ЗОЛ
Сюнь-цзы писал, что «человек по природе зол, добрым он становится вследствие воспитания». Среди китайских философов такое заявление сделал только он. Мэн-цзы, который до него изучал этот вопрос, даже и предположить не мог такого вывода. Всего полвека назад Мэн-цзы спорил по поводу человеческой природы с Гао-цзы, утверждавшим, что человек по природе не добр и не зол, доказывая, что человек по природе добр и что он наделен «четырьмя задатками», или «четырьмя ростками», потенциальными источниками основных конфуцианских добродетелей. Сострадание перерастает в «гуманность», жэнь, стыд перерастает в долг-справедливость, почтительность перерастает в «ритуальную благодарность», ли, и способность к суждению перерастает в «знание», чжи.
Иначе говоря, традиционные конфуцианские добродетели – это всего лишь достигшие полного развития чувства человека. Если развитие происходит в полной мере (а как сказал Мэн-цзы, «все, что правильно вскармливается, не может не достичь расцвета»), то человек становится мудрецом.
Очень важно понять, что речь идет о непрерывном процессе. Китайские философы классического периода считали, что природа человека (син) – это нечто неизменно данное, но находящееся в постоянном развитии. Знак син этимологически связан со знаком шэн – «жизнь», но жизнь, понимаемая как процесс, а не как нечто раз и навсегда данное. Таким образом, син – это совокупность развития личности за все время жизни.
Сюнь-цзы полагал естественным, что человек стремится к удовлетворению своих желаний, как бы это ни было эгоистично. «Каждый стремится к собственно выгоде», - писал он. Сюнь-цзы соглашался с Мэн-цзы в том, что люди поступают в основном в соответствии со своими чувствами, но придерживался другой точки зрения на природу этих чувств. Это не «ростки», вроде сострадания, стыда, уважения и т.п., а эмоции, вроде любви, ненависти, горя, печали и радости. В ответ на стимулы внешней среды эти чувства превращаются в желания, которые человек стремится удовлетворить, невзирая на то, какими эгоистичными и антиобщественными ни были бы его поступки. А так как желаниям человека нет предела, то выражения их беспорядочны и социально опасны.
Если Мэн-цзы полагал, что естественное развитие человеческих чувств ведет к обретению добродетели (шань), то Сюнь-цзы доказывал, что такое развитие приводит только к появлению зла (э). Он утверждал, что добродетельные поступки – верность, преданность, сыновняя почтительность, милосердие, - противны человеческой природе, и, совершая их, человек просто «наступает себе на горло».
Однако нельзя сказать, что Сюнь-цзы разработал теорию зла, аналогичную западным философским теориям. Он считал, что зло – просто результат неконтролируемого выражения человеческих чувств. Человек склонен к эгоизму, животным чувствам и ненасытности, вот почему его следует научить контролировать свои чувства и эмоции.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Несмотря на убежденность в том, что человек по природе зол, Сюнь-цзы как убежденный конфуцианец не сомневался в том, что он поддается совершенствованию и способен стать мудрецом. Этого состояния можно достичь под руководством наставников и правителей, следуя установленным ими стандартами поведения. «Человек становится добрым в результате постепенного накопления правил поведения, навязанных ему окружением».
Ключевым словом для философии Сюнь-цзы является вэй – творить, действовать, создавать, изобретать. Добро – это нечто «изобретенное» человеком, придуманное мудрецами-правителями в начале эпохи Чжоу. Эти моральные нормы передавались от правителей и от мудрецов – ученикам. Их можно постичь путем образования и самосовершенствования.
В соответствии с философией Сюнь-цзы образование – ключевой процесс для формирования «цивилизованной» личности, а ритуалы, прежде всего государственные, - это главное средство создания культуры. Ли было основной категорией в философии Конфуция, и Сюнь-цзы немало позаимствовал из его теории ритуала. Сюнь-цзы полагал, что ли – это правила должного поведения как при церемониале, так и в повседневной жизни, они помогают человеку чувствовать себя менее эгоистичным. Он не отрицал, что такое воздействие не совсем естественно. Но ведь и дерево, чтобы стать колесом, или металл, чтобы стать мечом, должны подвергнуться обработке. Так и человек становится чистым и беспорочным с помощью самосовершенствования, образования и практики ли.
Различие между естественным и искусственным справедливо также и для чувств и разума. Чувства естественны, а мысли «искусственны».
Приятное и неприятное, счастье и страх, печаль и радость, проистекающие из природы человека (син), называются чувствами. Когда чувства овладевают человеком и рассудок начинает выбирать между ними, возникает мысль. Если рассудок способен действовать на основании разумных критериев, это и называется «творением» (вэй).
Рассудочность – это искусственное формирующее действие, обуздывающее эмоции и подавляющее естественные эгоистические желания.
Способность обуздывать естественные импульсы и побуждения отличается человека от животных. Только благодаря ей возможно возникновение общества, в ином случае это было бы просто невозможно. Сюнь-цзы утверждал, что людей от животных отличает способность к «дифференциации», то есть способность к рациональному мышлению и социальному сосуществованию. «Люди слабее быков…и все же мы используем быков, а не они нас. Почему?… Потому, что мы способны к различению».
Сюнь-цзы превозносил идеал иерархического общества, отвергая даосский и моистский эгалитаризм, он подчеркивал необходимость разделения общественного труда, а также четкого определения социальных ролей, того, что Сюнь-цзы и его конфуцианские предшественники называли «исправлением имен».
Успешное управление государством предполагает правильное распределение наград и наказаний. В этом случае возникают социальные нормы, ведущие к установлению «добра» в обществе, которое становится гармоничным.
НАТУРАЛИЗМ СЮНЬ-ЦЗЫ
Сюнь-цзы занимал скептическую позицию в отношении религии. Он не верил ни в духов, ни в демонов, ни в знамение, ни в гадания. Он не признавал сверхъестественных причина как природных, так и общественных событий, не верил, что природные знамения могут предвещать социальные беспорядки и влиять на человеческие судьбы. Сюнь-цзы учил, что главная мудрость заключается в том, чтобы разделять небесный, земной и человеческий миры (так называемую «триаду»), из которых пониманию человека доступен только последний мир. Он считал, что человеческие деяния обладают этической ценностью.
Сюнь-цзы долго обсуждает разного рода странные явления, в том числе затмения и прочие знамения, и затем делает вывод:
Такое всегда происходило в мире…таким вещам следует удивляться, но не следует их бояться! … Среди всех несчастий опасны только те, что созданы самим человеком….вот им следует удивляться и опасаться их одновременно!
Яснее всего Сюнь-цзы изложил свои представления на этот счет в концепции Неба (тянь). Ранние конфуцианцы интерпретировали Небо в антропоморфных терминах, утверждая, что оно способно направлять жизнь людей, вознаграждать и наказывать, радоваться человеческим поступкам или чувствовать отвращение к ним. В отличие от них Сюнь-цзы, возможно под даосским влиянием, определяет тянь всего лишь как естественный ход вещей, совершенно не зависящий от поведения человека. Он утверждал, что тянь безучастно к жизни людей, оно безгласно и иррациональное, непознаваемо. «Поэтому-то поистине глубокий человек не занимается его изучением».
Разумеется речь не идет о том, что Сюнь-цзы отвергал ритуал, или церемонии. Просто он утверждал, что ритуал не обладает какой-либо магической действительностью:
Люди молятся о дожде, и в самом деле идет дождь. Почему? Если ли для этого какие-либо основания? Я утверждаю, что нет. Вы могли не молиться о дожде, и он все равно пошел бы.
Однако если принимать ритуал как он есть, не смешивая его с мистикой, а понимая его как способ организации поведения и чувств человека, то он может быть полезен. Сюнь-цзы утверждал, что религия играет роль своеобразного орнамента – вэнь. Вэнь обозначает порядок, образец, чувственную и эстетическую гармонию. Орнамент, в сущности, тоже представляет собой искусственное «образование». Он задает образец для поведения человека и общества, вот почему религиозное воспитание является, согласно Сюнь-цзы, неотъемлемой частью воспитания.
Ритуал позволяет направить выражение человеческих чувств в надлежащее русло, преодолеть природный эгоизм, вредоносные желания. Однако говорить о его мистической деятельности было бы просто смешно.
Поэтому-то благородный муж рассматривает его как чисто декоративное явление, а простолюдины считают его божественным. Благоприятно считать его декоративным, неблагоприятно считать его божественным.
ВЛИЯНИЕ СЮНЬ-ЦЗЫ
Сюнь-цзы не был популярен при жизни, как Мэн-цзы или Мо-цзы. Когда он умирал, его система моральных ценностей и политическая теория были отвергнуты народившейся империей, вместо них были приняты суровые законы легистов. Даже его лучшие ученики, Хань Фэй-цзы и Ли Сы, перебежали к легистам, а школа конфуцианцев, жуцзя, оказалась слишком слабой и раздробленной, чтобы противостоять политике первого циньского императора.
Однако после воцарения династии Хань конфуцианство возродилось и стало господствующей идеологией, теория ритуала Сюнь-цзы делается доминирующей, и некоторые фрагменты из «Сюнь-цзы» вошли практически целиком в канонические «Записки о ритуале» («Ли цзи»).
Ханьские конфуцианцы, в том числе Ван Чун, согласились с предлагаемой Сюнь-цзы демистификацией ритуала. Ван Чун отвергал веру в духов и демонов, а также социальные интерпретации теории знамений. На протяжении всей последующей истории Китая конфуцианцы разделяли мнение, впервые высказанное Сюнь-цзы, относительно того, что ритуал играет прежде всего роль социального регулятора и не обладает магической действенностью.
Зато в отношении природы человека впоследствии победила точка зрения Мэн-цзы, и вообще его ценили больше. Один из основоположников неоконфуцианства, Чжу Си, терпеть не мог Сюн-цзы, и под его влиянием творения Сюн-цзы были забыты почти вплоть до настоящего времени. Однако и до сунского периода, когда жил Чжу Си, на «Сюнь-цзы» был написан только один комментарий (танским Ян Ляном), тогда как у «Мэн-цзы» было уже девять авторитетных комментариев. Тем не менее соперничество линий Сюнь-цзы и Мэн-цзы продолжалось на протяжении всей интеллектуальной истории Китая, и каждый этический трактат косвенно содержал полемику с Сюнь-цзы.
Рэндолл Л.Надо
Ссылки