header left
header left mirrored

Хань Фэй-цзы

  Хань Фэй-цзы 

Родился:  около 280 г. до н.э., царство Хань, Китая.

Умер:  около 233 г. до н.э., царство Цинь, Китай.

Основные труды:  «Хань Фэй-цзы» (точная дата составления неизвестна).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды.

Награды и наказания – это главные инструменты управления.

Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления.

Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые моральные нормы в качестве стандарта поведения.

Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами.

Хороший правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем.

Порядок в обществе достижим только в том случае, когда «имена» соответствуют реальности.

Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении.

Хань Фэй, или, как его часто называют, «Учитель Хань Фэй», Хань Фэй-цзы, наиболее видный представитель школы легистов. Хотя сам по себе он не слишком оригинален и многое заимствовал у своих предшественников-легистов, Хань Фэй-цзы сумел, как никто другой, ясно, четко и доступно обобщить и сформулировать идеи, получившие название «легистских». Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что оно предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Его идеи управления и представления о человеческой природе, таким образом, в корне отличаются от конфуцианских (хотя отчасти близки даосским).

Хань Фэй-цзы жил в период, получивший название эпохи «Сражающихся царств». Главные библиографические сведения о нем содержатся в «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цяня: он родился в аристократической ханьской семье, примерно в 280 г. до н.э., изучал конфуцианскую теорию под руководством Сюнь-цзы. Его «однокашником» был человек по имени Ли Сы, позднее получивший пост премьер-министра первого китайского императора, цинского царя, проведшего наиболее крупную и радикальную в китайской истории реформу государства в легистском духе.

Хань Фэй-цзы сам пробовал заниматься государственной деятельностью и предлагал свои услуги в качестве советника царю Хань, однако безуспешно. Его разочарование в политической деятельности нашло отражение в сочинениях того периода. Наконец ханьский царь решил послать беспокойного философа послом в Цинь, но тут как разразилась война между царствами Хань и Цинь, и это путешествие Хань Фэй-цзы оказалось последним в его жизни. В царстве Цинь Хань Фэй-цзы был арестован, брошен в тюрьму, и в конце концов ему приказали выпить яд. Это произошло примерно в 233 г. до н.э.

Хань Фэй-цзы был умерщвлен несмотря на то, что сам будущий император восхищался сочинениями Хань Фэй-цзы и интересовался их автором. Однако его советник, тот самый однокашник Хань Фэй-цзы, Ли Сы, настоял на казни бывшего соученика на том основании, что он слишком предан интересам Хань и может причинить вред царству Цинь, вернувшись на родину.

В памятнике «Хань Фэй-цзы» собрано 55 глав, в сущности, самостоятельных сочинений, посвященных искусству управления государством и приписываемых Хань Фэй-цзы. Однако авторство большинства из них сомнительно, хотя некоторые действительно аутентичны.

ЭГОИЗМ ЧЕЛОВЕКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

На Хань Фэй-цзы сильное влияние оказали политическое положение эпохи, хаос, воцарившийся в Китае после окончательного краха династии Чжоу, непре6рывная борьба за власть между царствами, на которые распался некогда единый (пусть и условно) Китай. Каждое царство могло ожидать нападения противника снаружи и государственного переворота внутри страны.

В этих условиях Хань Фэй-цзы сконцентрировался на проблемах управления. Какой должна быть государственная политика, чтобы правитель мог не опасаться за собственную судьбу? Как остановить надвигающийся хаос? В качестве здоровой альтернативы конфуцианству он выдвинул легизм. Конфуцианская теория управления была, по мнению Хань Фэй-цзы, неэффективна, так как в ней делался упор на моральное совершенствование чиновников, правителя и подданных, а также на практику ритуала и церемоний (ли). Конфуцианцы ошибались в определении самой природы человека, и потому их политическая теория не могла привести к установлению порядка в обществе.

Хань Фэй-цзы полагал, что людям свойственно преследовать только личный интерес, и даже рождение и воспитание детей связаны с долгосрочными интересами родителей. Разумеется, существуют и альтруисты, однако их слишком мало, это исключение из правил, вот почему успешная теория управления должна базироваться на совершенно иных принципах, нежели конфуцианские, - ведь речь идет об управлении как можно большим количеством людей, и оно не может строиться на психологии меньшинства, каким бы добродетельным оно не было.

Хань Фэй-цзы не отрицал, что именно человеческий эгоизм, преследование собственной выгоды является причиной, корнями политического хаоса, однако как раз это и позволяет управлять людьми. У людей есть пристрастия и антипатии, и они стремятся вести себя так, чтобы получить желаемое и избежать неприятностей. Именно поэтому они больше всего реагируют на наказания и поощрения, которые и являются тем, что Хань Фэй-цзы и его последователи остроумно называли «двумя рукоятками» управления – действуя на жит рукоятки, правитель легко может манипулировать своими подданными, заставлять их подчиняться законам и делать то, что он хочет.

Наоборот, утверждает Хань Фэй-цзы, добродетельным человеком, идеалом конфуцианства, управлять гораздо сложнее – такой человек руководствуется отнюдь не собственной выгодой, поэтому воздействовать на него с помощью наказаний и наград не так-то просто. Нет такой «рукоятки», манипулируя которой можно было бы управлять таким подданным, заставить его подчиняться введенному правителем закону.

Однако не следует считать, что Хань Фэй-цзы отрицал утверждения конфуцианцев о том, что некогда, в период правления Яо и Шуня, в Китае был золотой век, и людьми можно было управлять, опираясь только на моральные ценности и добродетели. Хань Фэй-цзы признавал существование конфуцианского золотого века, только настаивал на том, что человеческая природа с тех пор не изменилась (как утверждали конфуцианцы), просто изменились материальные условия, в которых существовало общество. Просто в те времена всего было вдоволь, и люди могли позволить себе быть добрыми и щедрыми, а теперь – в эпоху, современную Хань Фэй-цзы – ресурсы истощены, людей стало много, и им приходится бороться за существование. Кроме того, нравы в древности были простые, и даже правители не пользовались своими привилегиями для того, чтобы жить в роскоши. Власть не доставляла особых материальных преимуществ, поэтому люди за ней и не гонялись, облегчая проблемы древних императоров, которые позволяли себе даже добровольно уступать трон.

Таким образом, для Хань Фэй-цзы различие между людьми древности и современности заключалась не в различии их моральных качеств, как утверждали конфуцианцы, а в материальных условиях существования. А так как эти условия резко изменились, то Хань Фэй-цзы отрицал справедливость их претензий на проведение политики управления при помощи моральных ценностей, на возврат к добродетельному правлению императоров золотого века.

К истории Хань Фэй-цзы относился очень серьезно. Ведь в ходе исторического процесса, с одной стороны, меняются материальные условия существования, и это позволяет утверждать, что характер правления тоже меняется. Однако, с другой стороны, Хань Фэй-цзы постоянно обращается к примерам из прошлого, и, более того, он настаивает на тщательном изучении истории, так как именно она (а не изучение каких-то абстрактных идеальных теорий) способствует определению наиболее эффективных современных методов управления.

Люди не склонны по доброй воле подчиняться воле закона, поэтому-то и нужны награды и наказания, с помощью которых можно заставить людей исполнять то, что требует закон. Именно поэтому Хань Фэй-цзы настаивал на жестоких наказаниях для преступников: если люди будут чувствовать, что наказание последует не слишком суровое, они непременно будут совершать преступления, искушаемые выгодой от преступления, если возможные последствия не будут катастрофическими. Поэтому легкие наказания за уголовные преступления, с точки зрения Хань Фэй-цзы, просто бесчеловечны.

Без суровых наказаний преступления будут множиться, ничем не останавливаемые, и наказания придется применять снова и снова. Если же наказания будут настолько суровыми, что никто не осмелится совершать преступления, то и наказания не будут применяться.

Но эффективность наказаний сильно зависит от раскрываемости преступлений. Поэтому Хань Фэй-цзы предусматривал введение наград за доносы о проступках близких. Кроме того, он выступал за введение системы коллективной ответственности (круговой поруки), в соответствии с которой соседи и родственники преступника также отвечают за его преступление. Это позволит без особых затрат выявить преступления и привести подданных к послушанию.

ЗАКОН, ВЛАСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – ТРИ ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Концепция эффективного управления Хань Фэй-цзы представляет собой конгломерат идей различных предшественников легизма. Они подчеркивали разные факторы, влияющие на эффективность управления, из которых Хань Фэй-цзы вычленил три главных: закон (фа), власть, или сила (ши), и политическое искусство (шу).

Значение закона (фа) Хань Фэй-цзы почерпнул из учения знаменитого циньского реформатора и государственного деятеля Шан Яна (умер в 338 г. до н.э.). Категория фа у Хань Фэй-цзы означает «писаный закон» – кодекс правил поведения, составленный правителем и обязательный для исполнения подданными. Такой писаный закон должен служить единственным критерием правильности поведения для людей, заменив собой все остальные нормы и представления о правильном и неправильном, в том числе почерпнутые из обычаев и ритуалов.

Сам Хань Фэй-цзы сравнивал такой закон с меловой линией, проведенной плотником, чтобы отделить прямое от кривого. Эта аналогия говорит о том, что Хань Фэй-цзы стремился сделать закон вполне однозначным, ясным и общедоступным. Легисты считали, что такой закон, воплощенный в указах правителя, способствовал бы стандартизации и унификации общественных норм поведения и самого поведения.

Хань Фэй-цзы настаивал на необходимости такой унификации – отсутствие ясных и общепонятных норм поведения облегчает некоторым индивидам извлечение личной выгоды за счет общества, за счет остальных людей. Хань Фэй-цзы пояснил все это на примере стандартизации мер и весов: если единицы мера и веса не стандартизированы, если в них царит разнобой, то некоторые нечестные торговцы воспользуются этим и извлекут сверхприбыль.

При этом законы не должны меняться слишком часто, так как частые перемены вносят хаос и беспорядок в умы людей. Если какой-то закон нужно модифицировать, то лучше его отменить целиком и ввести новый.

Вот почему Хань Фэй-цзы отвергал конфуцианский идеал правления при помощи личной добродетели и обычаев, освященных временем. Ни то ни другое не дает четкого и ясного представления о должном поведении. Хань Фэй-цзы аргументировал это тем, что сами конфуцианцы столько спорят о правильном значении ритуалов и добродетелей, что простые люди не в состоянии в этом разобраться и понять, как же им себя вести. Напротив, критерии поведения должны заключаться в писаном законе, а судьи должны быть учителями народа.

Частное же преподавание должно быть запрещено. Считается, что именно поэтому первый император Цинь Шихуан-ди столь жестоко расправлялся с тысячами конфуцианцев, погребая их живьем, а конфуцианские книги сжигая на кострах.

Вторым важным компонентом эффективного управления является ши, или сила, власть. Иногда этот термин переводится как авторитет. Концепция ши была заимствована Хань Фэй-цзы у Шэнь Дао. Суть ее заключается в том, что без авторитета власти даже совершенномудрый не смог бы эффективно влиять на народ. Напротив, даже не слишком умный правитель, обладающий авторитетом власти, легко может влиять на своих подчиненных. Без обладания такой властью правитель не может заставить народ уважать введенные им законы, заставить их исполнять свои указы.

Более того, Хань Фэй-цзы утверждал, что таким высоким авторитетом может быть наделен только один человек, сам правитель, и больше никто, даже представители аристократии. Хань Фэй-цзы обосновывал точку зрения о монопольном владении политическим авторитетом правителя и запрете на претензии на власть остальным подданным тем, что политические беспорядки, охватившие современные ему государства, в значительной мере были обусловлены претензиями получить власть со стороны многочисленных представителей аристократии.

Но как же правителю сохранить монополию на власть, постоянно пребывать на недосягаемой для подданных высоте? Хань Фэй-цзы настаивал на том, чтобы правитель был единственным источником наград и наказаний. Если министры и остальные чиновники не будут наделены правом самостоятельно карать и миловать, они не смогут использовать людей в собственных целях. Чиновники и аристократы должны быть лишены служебных привилегий и оставаться таким же подданными, как и все остальные граждане.

Третья составляющая эффективного управления – это искусство управления, шу, часто переводимое как «метод управления» или «уместность политических действий». Этой концепцией Хань Фэй-цзы был обязан бывшему премьер-министру Цинь, Шэнь Бухаю (умер в 337 г. до н.э.). С точки зрения Хань Фэй-цзы, несмотря на то, что только правитель обладает всей полнотой власти, политическим авторитетом, он не должен входить в частности повседневного управления государством.

Контроль над исполнением законов – это дело бюрократии, представители которой лишены политического авторитета, правитель же должен уметь искусно манипулировать своими чиновниками. Правитель должен овладеть искусством использования людей, в том числе искусством выявлять талантливых людей и назначать их на те посты, где они смогут функционировать наиболее эффективно. Он должен научиться управлять чиновниками так, чтобы они послушно исполняли его волю, а также справляться с собственными родственниками и домашними и представителями аристократии. Кроме того, правитель должен следить за тем, чтобы каждый подданный занимал свое место и не мог завладеть хотя бы частичкой его собственного политического «авторитета».

Эту концепцию Хань Фэй-цзы обсуждает довольно подробно. Самое главное, указывал он, состоит в том, что правитель должен быть непроницаем для окружающих, никто не должен знать, что ему нравится, а что не нравится, чтобы никто не оказался в состоянии манипулировать им самим.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Хань Фэй-цзы часто пишет о том, что имена (мин) должны соответствовать действительности (син). Поэтому при эффективном управлении названия вещей и должностей соответствуют действительности, вот почему название, присваиваемое правителем каждой должности, должно соответствовать служебным обязанностям чиновника. кроме того, чиновники обязаны докладывать государю о своих действиях, не преувеличивая и не преуменьшая их. Чрезмерная активность так же наказуемая, как и небрежение обязанностями. Правильность имен способствует устранению политического хаоса, поскольку и правитель, и чиновники хорошо понимают, чего им ждать друг от друга.

Хань Фэй-цзы настаивал на принципе соответствия имен реальности потому, что передача этого вопроса на откуп самим чиновниками могла бы ослабить контроль над ними правителя. Именно поэтому Хань Фэй-цзы восхвалял странный и жуткий поступок одного из ханьских правителей, предавших смерти хранителя царского головного убора только за то, что тот укрыл пьяного правителя платьем, когда тот растянулся на кровати – его преступление заключалось в том, что он превысил собственные полномочия, хотя бы и с добрыми намерениями.

ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ И ДАОСИЗМ

Часто говорят о тесной связи между учением Хань Фэй-цзы и даосизмом. Действительно, в некоторых главах «Хань Фэй-цзы» присутствуют даосские термины, а две главы могут даже рассматриваться как комментарии к «Дао дэ цзин». Впрочем, принадлежность этих глав самому Хань Фэй-цзы оспаривается. Если даосизм и повлиял на Хань Фэй-цзы, то только в двух отношениях: во-первых, Хань Фэй-цзы полагал, что в идеальном государстве правитель должен действовать, используя специфически даосский метод «недеяния» (увэй). Если созданы и доведены до подданных необходимые законы, а бюрократия соответствует номенклатуре и действует эффективно, то государство превращается в самостоятельно функционирующую машину, не требующую активного вмешательства правителя. В таком случае легистского правителя можно уподобить природе, порождающей вещи без видимого усилия.

Во-вторых, создавая законы и предписывая имена, правитель действует не по собственному произволу: он руководствуется критериями правильного и ложного, заключенными в космическом Дао. Что касается Дао, то он в состоянии его познать, как и даосский мудрец, только опустошив собственное сознание и пребывая в покое. Легисты утверждали, что когда правитель управляет должным образом, народ сам собой распределяется по местам, наиболее приличествующим его талантам и способностям. Те, кто способен познавать истину, и те, кто способен претворять ее на практике, сами приходят к государю и устанавливают необходимое соответствие между именами и реальностью. Так правитель приобретает мудрость, даже если он сам не является мудрецом.

Идеи Хань Фэй-цзы следует признать хорошо обоснованными и достаточно плодотворными. Однако несмотря на то, что в последующие века правители неоднократно прибегали к его теории, идеи Хань Фэй-цзы так и не попали в общее русло развития китайской философии. Интеллектуальному авторитету Хань Фэй-цзы сильно повредила осужденная конфуцианцами деятельность первого циньского императора и кратковременность правления его династии.

Причину падения этой династии позднейшие ученые, как и простые люди той эпохи, видели в жестокости, с которой Цинь Шихуан-ди, после того как в 221 г. до н.э. объединил Китай под своим правлением, проводил в жизнь легистские принципы управления. Это навлекло на циньскую империю многочисленные бедствия в результате чего ее быстро сменила династия Хань.

Ли Вэнцзя

   Ссылки

Wikipedia (англ.)

Википедия

Главы из трактата Хань Фэйцзы (русс.)

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования