header left
header left mirrored

Чжоу Дуньи

  Чжоу Дуньи

 

Родился:  1017 г., Индао, пров. Даочжоу (ныне Хунань). 

Умер:  1073 г.

Основные труды:  “Тайцзиту шо” (“Объяснение Схемы Великого Предела”), “Туншу” (“Проникновение в “Книгу перемен”).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Схема Великого Предела позволяет соединить космологию и этику. Активная деятельность и покой взаимно порождают друг друга.

Добро и зло возникают вследствие деятельности человека в зависимости от того, находится ли она в гармонии с Космосом. 

Основным критерием для различения добра и зла является искренность. Главная добродетель — это срединность.

Каждый человек может, при условии самосовершенствования, достигнуть состояния совершенномудрого.

В государстве следует править при помощи добродетели, ритуала и музыки, которые должны служить цели воспитания подданных.

Мудрец, взявший за образец Небо и Землю, совершенно невозмутим и не причастен той или иной партии.

Главными концепциями неоконфуцианства, причем взаимосвязанными и нераздельными, являются принцип, природа человека судьба.

Чжоу Дуньи (он же Чжоу Ляньси, или Чжоу Маошу) многие считают “отцом-основателем” сунского (960—1279) неоконфуцианства. К этому времени китайская философия приняла слишком эклектичный и синкретический вид, вот почему слава Чжоу Дуньи в значительной степени обусловлена успехом его синтеза даосских и буддийских элементов с конфуцианской философской парадигмой.

Чжоу Дуньи родился в Индао, в современной Хунани. Его дядя, Чжэн Сян, помог ему стать помощником префекта Фэннина (в 1040), и с этого момента и до конца жизни он служил на самых различных постах: в магистрате (1046-1054), начальником отдела кадров при префекте (1056 - 1059), в управлении по образованию и снова помощником префекта (1061 -1064). В последний период он создал свою школу, названную (учениками Чжоу Дуньи уже после его смерти) по имени реки, протекавшей неподалеку от дома, “Порожистым потоком” (Ляньси).

Чжоу Дуньи отличался такой любовью ко всему живому, что даже не позволял подстригать траву возле своего дома. Особенно он любил - за чистоту и спокойствие - лотосы. У него учились (1046 - 1047) видные представители неоконфуцианства братья Чэн. Чжоу Дуньи настолько почитал буддизм, что Чэн И даже называл его “бедным чаньским монахом”. Действительно, буддизм и даосизм оказали очень сильное влияние на его философию, как бы ни старались впоследствии принизить это влияние ортодоксальные конфуцианцы.

Как и Шао Юн (1011-1077), Чжоу Дуньи придавал важное значение различным графическим схемам, по преданию принадлежавшим даосскому мудрецу Чэнь Туаню (906—989). Основные разногласия между Шао Юном и Чжоу Дуньи лежат в области интерпретации нумерологии: Чжоу Дуньи интерпретировал Схему Великого Предела чисто символически, Шао Юн же - еще и нумерологически. Как и другие неоконфуцианцы, Шао Юн считал, что в основе структуры Вселенной лежат принципы, описанные в “Книге перемен” (“Каноне перемен”), но он упорно привносил в свои интерпретации числа.

Другим важным различием является отказ Шао Юна от антропоцентрической перспективы. Чжоу Дуньи и другие неоконфуцианцы обычно отталкивались от природы человека и далее переходили к космологии. Шао Юн же, напротив, считал человека всего лишь одним из множества типов живых существ, пусть и наиболее значимым.

Можно выделить два аспекта вклада Чжоу Дуньи в сунскую философию. Во-первых, он разработал философско-этическую интерпретацию Схемы Великого Предела, ставшую основной парадигмой сунской мысли. Во-вторых, он был основоположником рационалистической интерпретации “Книги перемен”, которую, можно сказать, практически заново ввел в философский оборот.

СХЕМА ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА

Для даосов Схема Великого Предела являлась вспомогательным средством визуализации медитации в дисциплине “внутренняя алхимия”, а Чжоу Дуньи переосмыслил ее как космологическую и этическую парадигму. Указанная схема представляет собой серию кругов. Сверху надпись: “Беспредельное и Великий Предел” (уцзи эр тайцзи).

Ниже следует пустой круг, означающий “Беспредельное”. Другой круг обозначает Великий Предел - круг, делящийся на две половины, черную и белую (инь и ян). К этому кругу линиями присоединена система из пяти связанных линиями маленьких кружков, обозначающих пять элементов (у сип). Слева расположены два кружка, обозначающих янские элементы - огонь и дерево внизу. Справа находятся иньские кружки - вода сверху и металл снизу. В центре, естественно, расположен кружок, обозначающий землю.

Линии, идущие от кружков-элементов, сходятся на маленьком кружке, находящемся чуть ниже земли, на линии, соединяющей металл и дерево. Об этом кружке в тексте Чжоу Дуньи ничего не говорится, и скорее всего, это - алхимический символ.

Под схемой пяти элементов находится еще один круг, около которого слева находятся иероглиф цянь, обозначающий мужской принцип, и справа иероглиф кунь, обозначающий женский принцип. Они символизируют силы, порождающие тьму вещей, весь Космос.

Своей славой Чжоу Дуньи во многом обязан тому, что он дал этой схеме конфуцианскую космологическую и этическую интерпретацию, которая легла в основу сунского неоконфуцианства. Чжоу Дуньи начинает с “Беспредельного и Великого Предела”, и далее объясняет, как движение Великого Предела приводит к возникновению силы ли и как истощение движущего импульса приводит к состоянию покоя и силе инь. Ян и инь, движение и покой, взаимопорождают друг друга и, таким образом, приводят к появлению двух сил - лян и.

Благодаря взаимосвязи и превращениям сил инь и ян возникают пять элементов - вода, огонь, дерево, металл и земля. Когда пять сил (у ци) находятся в состоянии гармонии, течение четырех времен года совершается надлежащим образом. Когда Беспредельное, две формы, пять элементов мистически объединяются, возникает мужское и женское, а они в свою очередь, зачинают и порождают тьму вещей, то есть все вещи.

Человек получает эти элементы в наиболее чистом виде, и благодаря этому он является самым разумным и мудрым. Когда человек действует, то проявляются пять моральных принципов: гуманность, долг-справедливость, долженствование, мудрость и верность. Благодаря человеческой активности возникают добро и зло, различные формы поведения. Мудрец руководствуется в своих действиях срединностью, правильностью, гуманностью и должным. Благодаря им он способен урегулировать все конфликты. Спокойствие мудрец считает высшим состоянием человеческой души.

Чжоу Дуньи приводит выдержки из “Книги перемен” для того, чтобы сравнить мудреца с Небом и Землей, Солнцем и Луной, четырьмя временами года. Совершенный человек культивирует чистоту моральных принципов и в конце концов обретает счастье, в то время как низкий человек постоянно нарушает их, и его участь печальна. Завершает свое сочинение Чжоу Дуньи восхвалением “Книги перемен”, утверждая, что именно ее смысл призвана объяснить Схема Великого Предела.

Очевидно, что Чжоу Дуньи заимствовал две важные концепции из даосизма - Беспредельное (уцзи) и Спокойствие. Это и привело к развитию некоторых противоречий в философии неоконфуцианства. Чжу Си (1130-1200) возражал против точки зрения Лу Сяншаня (1139-1193), утверждавшего, что Беспредельное и Великий Предел - одно. Он считал их фазами развития одного и того же Единого, а также отрицал различие понятий активности и спокойствия: они нераздельны.

“ПРОНИКНОВЕНИЕ В “КНИГУ ПЕРЕМЕН”

В “Проникновении в “Книгу перемен” Чжоу Дуньи развивает этическую теорию неоконфуцианства, заимствуя из “Чжун юна” концепцию искренности. Чжоу Дуньи считал, что искренность и совершенномудрие взаимосвязаны: “искренность - это основа мудрости”, “совершенномудрие - не что иное, как искренность”.

Искренность - источник пяти добродетелей и всей благой деятельности. Чжоу Дуньи утверждал, что подлинная искренность проявляется в недеянии, что она является той незаметной движущей силой, благодаря которой и возникают добро и зло. Это положение также породило немало споров в неоконфуцианстве: ведь если воспринимать это утверждение буквально, то получается, что искренность является источником не только добра, но и зла.

Обычно неоконфуцианцы выходили из положения, заявляя, что человек по природе добр, но его действия могут быть недобрыми. Зло возникает вследствие того, что, вступая в контакт с внешними объектами, человек может отклоняться от Срединного пути, и это приводит ко злу. Вот почему срединность, Срединный путь, считается в неоконфуцианстве идеалом морали.

Чжоу Дуньи утверждал, что любой человек может достичь состояния совершенномудрого. На его философию сильное влияние оказали даосские и буддийские практики, и он верил, что лучшее средство для этого - научиться концентрироваться на чем-то одном. Такая концентрация способствует освобождению человека от различных желаний, не связанных с предметом концентрации. А это позволит достичь состояния успокоенности, “пустотности” и прямоты. В этом состоянии человек проникает в суть вещей, обретает совершенномудрие и не привязан к какому-то конкретному мнению, к чьей-то стороне. Это практически и есть состояние совершенномудрого.

В теории управления Чжоу Дуньи придерживался традиционных конфуцианских ценностей. Правитель должен управлять путем личного примера, своей добродетели, воспитывая народ при помощи церемоний и ритуала. Правитель должен прежде всего очистить свое сердце. Это означает, что он должен быть гуманным, мудрым, “правильным” и вести себя соответствующим образом. Если все это ему удастся, то добродетельные ученые стекутся к его двору, чтобы служить ему. Чжоу Дуньи отводил важную роль в упорядочении поведения людей ритуалу и церемониям, как и музыке, которая должна гармонизировать их души.

Особое значение в философии Чжоу Дуньи имеет понятие “объективности”, или “беспристрастности”, то есть “отсутствия пристрастий”. Человек должен прежде всего научиться беспристрастно относиться к себе, и тогда он сможет беспристрастно относиться к другим. Образцом тут выступают Небо и Земля - они беспристрастно относятся ко всем вещам, и совершенномудрый точно так же должен относиться к окружающим. Глава 22 “Проникновения в “Книгу перемен” названа “Принцип, природа человека и судьба”. Несмотря на то, что в тексте главы эти термины не используются, Чжоу Дуньи считается первым неоконфуцианцем, выдвинувшим концепцию о взаимосвязи и неразрывности понятий принципа {ли), природы человека (син) и судьбы (мин). Практически каждый неоконфуцианец развивал идеи, заявленные Чжоу Дуньи в заглавии этой главы. В полном объеме указанная концепция представлена в философии Чжу Си.

Джеймс Д.Селлман


Cсылки

Википедия

Wikipedia

BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования