header left
header left mirrored

Тань Сытун

  Тань Сытун

Родился:  10 марта 1865 г., Пекин, Китай.

Умер:  28 сентября 1898 г., Пекин, Китай.

Основные труды:  «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности») (1896 -1897).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Переоценка культурных ценностей необходима, чтобы Китай смог выжить в современном мире.

Центральное понятие конфуцианства - гуманность, жэнь.

Гуманности свойственны взаимодействие и непрерывность.

Идеи Мо-цзы могут быть использованы для пояснения понятия гуманности.

Буддизм также полезен для понимания гуманности.

Та же роль принадлежит и христианству.

Ценность гуманности может быть обоснована при помощи современных научных данных и технического прогресса.

Реформирование Китая должно осуществляться в соответствии с принципом гуманности.

Тань Сытун, «кометой» промелькнувший на интеллектуальном небосклоне Китая XIX в., может считаться наиболее ярким представителем нового поколения китайской интеллектуальной элиты, вынужденного одновременно сражаться как с призраком древней китайской традиции, так и с угрозой культурного и политического порабощения Западом. При этом он не был интеллектуалом в привычном понимании слова, «кабинетным ученым» - нет, это был политический борец, настоящий патриот, глубоко встревоженный отсталостью и беззащитностью родной страны перед Западом. Он с радостью отдал все силы делу реформирования Китая, а когда его взлет был остановлен реакционерами, мужественно принял венец мученика за идею. Образ этого яркого мыслителя и смелого общественного деятеля, участника неудавшихся «Ста дней реформ» 1898 г. навсегда сохранится в сердцах его соотечественников.

Семья Тань Сытуна происходила из уезда Люян провинции Хунань, но будущий мыслитель появился на свет в Пекине, где его отец служил заместителем начальника налогового управления (он завершил свою карьеру на посту губернатора провинции Хубэй). Благодаря частым переездам семьи из-за перемещений отца по службе Тань Сытун был хорошо знаком с особенностями жизни и обычаями разных провинций Китая, в том числе и слабо обжитых пограничных регионов. Вот почему он отличался не только редкой начитанностью, но и умел ездить верхом, знал боевые искусства Китая - редкое сочетание для молодого интеллектуала в его эпоху.

Как из-за личных пристрастий, так и благодаря различным случайным знакомствам духовное развитие Тань Сытуна в молодости отличалось эклектизмом - его не устраивали рамки какой-то одной школы, даже в конфуцианстве. Он штудировал и проповедовавшие идеи беззаботной жизни даосские трактаты, и исполненные чувства долга и рыцарства тексты Мо-цзы. Но более всего его привлекал буддизм, особенно китайский: он высоко ценил стремление к состраданию, равенству и равнодушию к смерти.

В конце 80-х годов Тань Сытун получил еще один источник информации о мире: его отец был назначен губернатором провинции Хубэй, в то время, благодаря покровительству Чжан Чжидуна (1837-1909), наиболее динамично развивавшегося района Китая, и здесь юноша смог, наконец, познакомиться с учеными, хорошо знавшими западную традицию. Благодаря этой возможности его представления о мире существенно расширились, и он всерьез занялся поисками «тайного источника» богатства и мощи Запада.

Его поразило христианское учение любви и братства, он жадно впитывал идеи протестантизма. Одновременно его притягивала и западная наука: он поглощал множество западных научных сочинений, которые переводились специальным отделом Цзян-наньского Арсенала. Начальником этого отдела был некто Джон Фрайер, англичанин, приехавший в Китай в 1861 г. и посвятивший жизнь пропаганде идей западной науки в стране, которая сама обладала мощной научной традицией, но в XIX в., в силу разных причин, оказалась в состоянии упадка. Тань Сытун и Фрайер познакомились в 1893 г., и молодой ученый был очарован глубиной познаний и самоотверженностью иностранца. Он еще усердней начал доискиваться источников преуспеяния Запада.

Между тем политическая ситуация в Китае все ухудшалась. Несмотря на начатые в 60-е годы XIX в. реформы, модернизация Китая тормозилась непрерывными внутренними восстаниями и внешними поражениями от Запада. Империалисты беззастенчиво грабили Китай, требуя от него все больших территориальных и политических уступок, нарушая его суверенитет, топча национальную гордость. Особенную опасность представляла Япония, бывший данник Китая - в 1894-1895 гг. Китай понес целый ряд поражений в морских сражениях с Японией, и стало очевидным, что даже ближайший сосед угрожает целостности Китая как государства, так и нации. Более того, под угрозой оказался авторитет китайской культурной традиции.

Глубоко переживавший близость катастрофы, Тань Сытун решил, что для выхода из кризиса необходимо одновременно заглянуть как можно глубже и в прошлое Китая, и за его пределы. Иными словами, пересмотреть свою традицию в контексте современности, обучаясь у Запада и заимствуя у него все передовое, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Тань Сытун стал активно искать выход, формулировать идеи предстоящей реформы. Именно тогда, в 1896-1897 гг., он начал писать прославившую его работу - «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности»),

При этом, как уже говорилось, Тань Сытун был не только идеологом, но и находился в гуще событий. В 1897 г. в родной провинции Хунань он основал Общество реформ, в следующем году император, решившийся ступить на путь реформ, подобных тем, что провел несколько лет назад японский император Мэйдзи, вызвал Тань Сытуна в столицу, удостоил аудиенции и назначил секрета рем четвертого разряда в Высший совет как раз для того, чтобы тот участвовал в осуществлении этих реформ.

К сожалению, 21 сентября 1898 г. реакционно настроенная вдовствующая императрица устроила переворот, и император оказался под домашним арестом, а реформаторы подверглись репрессиям. Хотя Тань Сытун мог избегнуть ареста и бежать за границу. Но он остался, сказав своим соратникам, что без мучеников Китай не выживет. Он решил стать жертвой, чтобы своей смертью ускорить приближение подлинных реформ и обновления Китая. 25 сентября его арестовали, и через три дня на пекинской площади ему и его товарищам отрубили головы. Он прожил на этом свете всего тридцать три года. Героизм Тань Сытуна снискал ему славу одного из величайших мучеников и реформаторов Китая.

ГУМАННОСТЬ И УЧЕНИЕ

Главный труд Тань Сытуна «Жэнь сюэ» был опубликован только после его смерти. Он едва успел передать рукопись за несколько дней до ареста одному из друзей. Через три месяца рукопись была напечатана в одном из китайских журналов, выходивших в Японии, а затем была издана отдельной книгой в Шанхае. Книга сразу же выдвинула его в первые ряды современных китайских философов.

«Жэнь сюэ» представляет собой собрание философских фрагментов, так и не приведенных автором в порядок. Но даже в таком виде мы убеждаемся, что эта работа принадлежит талантливейшему философу, которому пришлось работать в спешке, допуская некоторые неточности, неясности, противоречия и даже очевидные ошибки в работе. Но несмотря на эти недостатки, в книге представлены все основные идеи Тань Сытуна.

Интересно само заглавие работы. Обычно его переводят как «Учение о гуманности», однако китайский язык позволяет дать и другой перевод - «Гуманность и учение», который явственно обозначает две области, наиболее притягивавшие мысль Тань Сытуна. Но так или иначе, главным для каждого конфуцианца, в том числе и для Тань Сытуна, была идея гуманности (жэнь).

А содержание книги свидетельствует о том, что Тань Сытун не утратил веры в учение Конфуция. В современном ему конфуцианстве он решительно отвергал отказ от истинных ценностей Учителя, и прежде всего от гуманности. Тань Сытун полагал, что первоначальный смысл учения Конфуция был искажен многими поколениями правителей и их лукавых царедворцев, стремившихся сделать из конфуцианства орудие угнетения подданных и надзора за ними.

Тань Сытун считал современную ему социальную практику и мораль жалкой карикатурой на учение Конфуция. Именно из-за искажения конфуцианства в Китае возникло жесткое иерархическое общество, в котором подданные, дети, женщины были угнетены и подвергались эксплуатации со стороны правителей, родителей и мужчин. Чтобы вернуться к первоначальному учению Конфуция, следует до основания разрушить всю несправедливую систему общественных отношений в Китае, сложившуюся к XIX в.

А возвращение к главной этической ценности учения в ее первозданном виде, по мысли Тань Сытуна, не обходимо для того, чтобы конфуцианство смогло выжить в современном мире. Суть жэнь Тань Сытун определяет через тун - взаимосвязанность, единство. Для него очевидно, что императорский Китай, в котором узаконено угнетение по социальному, возрастному и половому признакам, никак не может считаться образцом государства, где ценится тун. Вот почему конфуцианство необходимо очистить от многовековых наслоений искажений и лжи, а для этого необходимо привлечь достижения других традиций и культур.

В частности, Тань Сытун чрезвычайно высоко оценивал учение Мо-цзы, в котором центральными понятиями были «равная любовь» (цзянь ай) и «рыцарство» (жэнь ся). По мнению Тана, эти две добродетели как нельзя лучше иллюстрируют суть конфуцианской гуманности, духа любви и братства. Моизм привлекал Тань Сытуна и интересом к естественнонаучным знаниям. Поэтому Тань Сытун призывал к воскрешению учения Мо-цзы, чтобы с его помощью возродить и истинное конфуцианство.

Другим учением, в котором не менее ярко проявляется дух конфуцианской гуманности, Тань Сытун считал буддизм. Он даже полагал, что высшая форма конфуцианской гуманности - это буддийское сострадание. Сострадание предполагает близость к тому, кому сострадаешь, благодаря состраданию разрушается психологический барьер отчуждения, сострадание способствует самореализации личности в ее отношениях с другими. Кроме того, сострадание предполагает равенство живых существ.

Философия буддизма настаивает на всеобщем единстве - временном, пространственном, биологическом. В буддизме не проводятся границы между прошлым, настоящим и будущим - все мы лишь плод сознания, одного сознания, и тем самым, по сути, мы - одно. Тань Сытун верил, что буддийский универсализм является лучшим противоядием от конфуцианской иерархичности и ролевого принципа построения социальных отношений (что, с точки зрения Тань Сытуна, было искажением первоначального учения Конфуция).

Помимо буддизма (пусть и не китайской, но все-таки китаизированной философии), Тань Сытун «открывает» конфуцианскую гуманность в христианстве, утверждая, что христианская концепция «любви к ближнему», жизнь самого Иисуса и его мученическая смерть на кресте за все человечество являются яркими примерами добродетели жэнь. Так как христианский Бог-творец - это Бог-Отец, а все люди - это его дети, следовательно, заключает Тань Сытун, все равны перед Господом, и эта вера является истоком западного парламентаризма, всеобщего равенства и уважения к личности. Таким образом, именно христианство способствовало возникновению современного Запада, в котором между правителем и подданными, между мужчинами и женщинами возможны отношения тун.

ГУМАННОСТЬ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

В поисках обоснования своего понимания жэнь Тань Сытун обращался не только к религии, но и к науке. Поскольку в то время чрезвычайной популярностью пользовалась концепция всепроникающего эфира, своего рода первоматерии, Тань Сытун и его объявил проявлением гуманности, ибо эфир, проникая всюду, скрепляет Вселенную и обеспечивает возникновение единого органического мира, в котором взаимодействуют живые существа. Высшей стадией развития этого типа гуманности является тун.

Единство природы мира подтверждается и феноменом электричества-силой, которая наиболее завораживала молодого философа. Электричество - это движущая сила прогресса и промышленности, оно обеспечивает сближение (благодаря телеграфу) далеких стран, работающие на электричестве машины производят все больше и больше товаров, которые облегчают жизнь человека, делают ее более удобной.

Другое проявление тун Тань Сытун видел в модном тогда феномене ментализма. Прочтя книгу Генри Вуда «Идейная суггестия посредством ментального фотопортрета» (переведенную на китайский язык Джоном Фрайером под названием «Профилактика заболеваний при помощи ментализма»), Тань Сытун заявил, что никогда не сомневался в способности сознания пронизывать пространство и время и влиять на вещи и явления. Сознание — это связующее звено между людьми, между человечеством и другими живыми существами, а также между планетами и звездами. Сила сознания, сила разума может преодолеть все преграды, и с ее помощью мы способны построить новое, гармоничное общество. Таким образом, сознание человека, обладающее способностью объединить в единое целое всех людей, также свидетельствует в пользу гуманности.

Тщательный анализ понятий гуманности и тун позволил Тань Сытуну создать в итоге стройную и убедительную программу реформ, необходимых для возрождения Китая. Эта программа предусматривала восстановление (в лютеровском стиле восстановления христианства) конфуцианства, возрождение моизма (в особенности его естественнонаучной программы и «рыцарства»), распространение буддизма как учения, проповедующего ценность сострадания. Кроме того, он рекомендовал заимствовать у христианства идеал братской любви и жертвенности. Одновременно он настаивал на внедрении западной науки, способствующей укреплению силы разума.

Тань Сытун выдвигал также программу перекройки социальных отношений в Китае, ликвидации насилия и угнетения старшими младших, мужчинами женщин. Автократическая монархия, согласно его мнению, должна была быть реформирована таким образом, чтобы правитель и подданные находились в более тесной связи, ибо только это может способствовать прогрессу и укреплению Китая.

ТАНЬ СЫТУН И СОВРЕМЕННОСТЬ

Несмотря на кажущуюся хаотичность и фрагментарность книги Тань Сытуна, его мысли нельзя отказать в стройности и логичности. Тань Сытун ставил перед собой одну главную цель - адаптировать идеи западной цивилизации и построить на этом основании программу реформ в Китае. С этой целью он заимствует теоретические положения как из древнекитайских учений, так и из современных ему западных научных теорий. При этом он не отказывался от конфуцианства, напротив, стремился освободить его от многовековых искажений и фальсификаций, для чего обращался к помощи других мыслителей, в том числе к Мо-цзы и Будде.

Тань Сытун был чужд узколобому национализму, отвергающему все некитайское. Он стремился спасти все ценное в китайской традиции, чему национализм мог только помешать. Понятие гуманности, с его точки зрения, давало возможность объединить ценности истинного конфуцианства и западной науки. Более того, изучение западной традиции способствует сближению цивилизаций, возникновению единого мира, в котором будут жить культурные и активные личности, способные полностью реализовать свои Возможности. Тань Сытун не скрывал своего восхищения фаустовско-прометеевским духом Запада и надеялся, что настанет день, когда восторжествует гуманность и Китай тоже сможет причаститься этого духа.

Тань Сытун верил, что ему удалось создать стройный и гармоничный синтез лучших идей Китая и Запада. Вместе с тем сам факт признания им необходимости привнести на Восток западные идеи свидетельствует о том, что он сумел преодолеть рамки собственной традиции. Таким образом, конфуцианство и китайская культура в целом перестали быть в 90-х годах XIX в. единственными ориентирами для китайской интеллектуальной элиты. Этот факт скорее всего ускользнул от внимания самого Тань Сытуна.

Ричард Х.Ши


   Ссылки

Википедия

Wikipedia

BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования