header left
header left mirrored

О шаманстве

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

О ШАМАНСТВЕ

В одно время с покорением сибирских стран, мы получила первое сведение о шаманстве, дотоле неизвестном Европе. Наши ученые путешественники, обозревавшие Сибирь, не довольствуясь неотчетливыми о нем рассказами простых очевидцев, старались лично удостовериться в справедливости этих рассказов, они видели шаманов и шаманок, совершающих мистические обряды, и, судя по странным их действиям при сем, единогласно заключили, что шаманство есть ремесло, которым хитрые шарлатаны под благовидными формами грубо обманывают легковерных простаков из личных выгод. Долго в Европе безусловно верили сему мнению. Наконец наши миссионеры, живущие в Китае, узнали устав шаманского служения, изданный в Пекине в 1747 году на маньчжурском языке, и с сего времени открылось, что мы очень обманывались в своих мнениях на счет шаманства. То, что нам казалось грубым обманом в кочевых шарлатанах, составляет религию, господствующую ныне при китайском дворе и в Маньчжурия. Древние обряды ея, изложенные в вышепомянутом уставе, представляют стройную систему, основанную на понятиях чисто-религиозных. Кочевые сибирские шаманы, изучая обряды шаманства по устным преданиям, с течением времена не могли не обезобразить их грубыми изменениями и прибавлениями, произходившими от их невежества, по со всем тем удержали существенные части шаманского служения, как ниже увидим.

Начало шаманской религии, судя по простоте обрядов ея, должно относить к тем временам мира, когда люди еще не имели ни храмов для жертвоприношении, ни особливых сословий, посвятивших себя служению при жертвенниках. Религия эта и ныне совершенно чужда фанатической веронетерпимости, свойственной прочим языческим религиям (Маньчжуры, кроме шаманской религии, следуют обрядам всех других религий, терпимых китайскими законами. У них в похоронной процессии нередко бывают монахи трех религии, идущие в некотором отдалении одни от других. Каждое отделение облачено в свой служебный костюм и поет свои молитвы. В торжественные дни в самом дворце тибетские и монгольские ламы отправляют молебствия сряду по нескольку дней. Исламизм изключен по причине собственного его фанатизма.). Мы называем ее шаманством от слова шаман, заимствованного от тунгузского слова самань, которое означает человека, соединяющего в себе качество жреца, врача и волхва. История представляет нам таковых людей в Азии задолго до времен Р. X., но уже принадлежащими к особливым сословиям, исключительно посвятивших себя служению при храмах. К сожалению, до сего времени еще не открыто ни памятников, ни свидетельств исторических, по которым бы можно было заключить, в чем и до какой степени нынешнее шаманство разнствует от древнего. Что касается до нынешних шаманов в Маньчжурии, они принадлежат к какому-либо сословию в обществе, и название шамана носят только по исправлению должности жреца, которую они изучают и принимают на себя добровольно - без всяких обрядов посвящения и без утверждения правительством. Сверх сего, в Маньчжурии, и не было, и доселе нет ни храмов для шаманского служения, ни дней определенных для сего. Шаманов безвременно призывают в домы, где нужно их религиозное содействие по какому-либо случаю. Один Богда-хан, по преимуществу, пользуется правом иметь храмы и жрецов для шаманского служения.

В Пекине шаманское служение совершается в двух местах: во дворце государыни и в шаманском кашице, которое лежит во внутреннем городе, на юговосток от дворцовой крепости, по-китайски называется Тхан-цзы, что значит храм, Маньчжуры превратили сие слово в Танзэ, а собственного названия, без вещи, не имеют. 

В шаманском капище находятся три храма, как-то: главный храм, состоящий из одного зала в три звена; круглый храм, имеющий вид небольшого павильона, и малый храм, похожий на беседку. В этих храмах нет ни мебели, ни украшений каких-либо; даже наружность их очень проста. Во дворце государыни, в служебном зале, развешивается на шестине занавес: утреннем служении - на западной стороне, при вечернем - в северозападном углу, а посреди зала становится веха, утвержденная на каменной тумбе. В шаманском капище веха ставится пред круглым храмом, а от вехи проводятся чрез круглый храм в главный три бечевки, которые привязываются к северной стене над занавесом. Как при шаманском служении иногда сама государыня присутствует, а при ней ни один мужчина, исключая евнухов, быть не может, то должность шаманок исправляют женщины: почему в обоих храмах служение совершается одною шаманкою в шаманском одеянии; по правую ея сторону, несколько отступя назад, стоит подшаманка в обыкновенном своем одеянии. Шаманка читает молитвы и поет гимны плавно и тихим голосом, с важным и благоговейным видом. Но каким образом она действует в тайных молитвах при жертвоприношении, я не имел случая видеть. У государыни в храме онготам, хранителям лошадей, и при вечернем жертвоприношении употребляют по две свиньи; а при большом жертвоприношении, во 2-й день каждого месяца, также при большом жертвоприношении весною и осенью при водружении вехи, употребляют по одной свинье.

Штат шаманок при дворе состоит из 12 женщин. Должность сию исправляют жены дворцовых офицеров, и за это получают от двора одно только одеяние. Сверх шаманок еще находится 36 подшаманок, которые прислуживают шаманкам при обрядах, 37 женщин для толчения коры, и 19 женщин, делающих из той коры курительные свечи для шаманского служения. Все эти женщины суть жены дворцовых солдат. Оне получают от двора на содержание от ½ до 2-х лан серебра и по полумешку риса - ежемесячно.

Вот краткий очерк шаманства в древнем, сколько известно, и нынешнем его состоянии. Взглянем на нынешние обряды его.  

Шаманское служение состоит в жертвоприношении небу и онготам. По вероучению шаманов, под «небом» разумеется сила, управляющая миром - Бог, под «онготами» - души людей, которые в жизни сей делали добро людям, да и по смерти продолжали благотворить им.

Шаманское жертвоприношение разделяется на обыкновенное и временное или случайное; первое совершается во дворце государыни, последнее наиболее в шаманском капище. Обыкновенное жертвоприношение разделяется на ежедневное и ежемесячное.

Обыкновенное ежедневное жертвоприношение совершается каждый день утром в 3 и 4 часу пополуночи, вечером в 3 и 4 часу пополудни. При утреннем жертвоприношении молятся онготам: Шагямони, Бодисатва и Гуань-ди; при вечернем молятся онготам: Ахунь-нянси, Аньчунь-аяра, Мури-муриха, Надань-данхунь, Нархунь-сюаньчу, Эндури-сэнчу, Баймань-чжангин, Надань-вэйхури, Эньду-монголо, Катунь-нонинь (Последние десять онготов суть Тунгусы, что видно из их имен, чисто тунгузских. Что касается до первых трех, Шагямони и Бодисатва суть Индийцы, жившие за девять веков до Р. X. - Они основали буддайскую религию. Гуань-ди родом был Китаец, живший в III столетии по Р. X. Он обоготворен за верность к законному государю. По всей вероятности, сии три лица внесены в число тунгузских онготов уже по завоевании Китая Маньчжурами - по видам чисто политическим.).

Обряд ежедневного утреннего жертвоприношения заключается в следующем: в Служебном зале государыни, на столе, поставленном у самого занавеса пред изображениями трех онготов, ставят три блюдца с курениями, три чарочки с чистою водою и хлебенное. Шаманка начинает служение молитвою, которую читает на разпев, а ей подъигрывают на балалайке и гитаре. При молитве пред закланием животного снимают со стола парочки с чистою водою, стоявшие пред изображением Бодисатвы, - и как скоро затворят храм и закроют изображения трех онготов, то приводят жертвенное животное, и когда шаманка кончит чтение молитвы, то вливают воду в ухо животному, потом, выпустив кровь из него, разделяют животное на части и варят. Сварившееся мясо шаманка ставит на стол и чтением молитвы оканчивает служение.

При вечернем служении ставят на стол пред изображениями онготов пять блюдцев с курениями, пять чарочек с чистою водою и хлебенное. Шаманка, опоясавшись поясом с бубенчиками и с привскакиванием ударяя в ручной бубен, поет гимн, а ей подъигрывают на литавре и стучат в такт деревянным камертоном. По троекратном совершении сего обряда, шаманка читает молитву пред изображениями онготов. После сего приводят жертвенное животное и поступают с ним по обряду утреннего служения. Сварившееся мясо шаманка ставит на стол и читает молитву пред онготами. По окончании сей молитвы потушают курения в блюдцах и огонь в фонарях, скутывают печь, в которой мясо варилось, и опускают темный занавес; присутствующие выходят из храма, и дверь затворяется. Оставшаяся в храме шаманка, потрясая бубенчиками в руке и на пояснице своей, читает молитву на распев и молится; ей подъигрывают на литавре с деревянным камертоном. По четверократном довершении сего обряда, поднимают занавес, отворяют дверь храма, зажигают фонари, уносят жертвенное мясо и снимают изображения онготов. Если государь и государыня присутствуют при жертвоприношений, то и они делают поклонение; а на утреннем служении и жертвенное мясо получают.

Месячное жертвоприношение совершается ежемесячно: в 1-е число онготам, а во 2-е небу.

Месячное жертвоприношение онготам разделяется на утреннее и вечернее, и в обрядах тем только разнится от ежедневного жертвоприношениея, что здесь, вместо чистой воды, употребляется квашеное из проса вино, которое также вливается к ухо жертвенному животному.

Жертвоприношение небу несколько разнствует от ежедневного жертвоприношения. Пред каменною тумбою с вехою, поставленною посреди служебного зала, ставят длинный стол с тремя серебряными тарелками для предложений; из них средняя тарелка с рисом, а прочие пустые. На северовосток от вехи ставится длинный стол для жертвенного мяса. Во время служения подшаманка окропляет рис священною водою дважды пред молитвою и дважды по окончании молитвы. После сего приводят жертвенное животное, выпускают из него кровь, разнимают по хребетным позвонкам, срезывают с них мясо и варят. Из двух пустых тарелок на правую кладут позвонки, на левую желчь. Сваренное мясо изрезывают в куски и кладут в два сосуда, между который и еще поставляют два сосуда с просяною кашею. Подле сосудов кладут разливную ложку и палочки, употребляемые вместо вилок, а остальное мясо изрезывают в куски и, положив в лоханки, накрывают кожею. Подшаманка вторично окропляет рис водою, дважды пред молитвою и дважды после молитвы; между тем нанизывают шейные позвонки на ниточку и вешают на вехе, а срезанное с них мясо, окропленный рис и желчь кладут в сосуд, прикрепленный к верхнему концу вехи.

К временным жертвоприношениям принадлежат:

1) Жертвоприношение онготам в начале каждого из четырех годовых времен.

В начале каждой четверти года совершается особенное утреннее и вечернее жертвоприношение онготам, при котором в служебном зале опускают занавес и ставят блюдцы с курениями; но, вместо жертвенного животного, приводят к дворцу государыни двух белых лошадей и двух бычков; приносят два слитка золота, два слитка серебра, два куска штофа с полозами, два куска штофа с драконами, 10 кусков бархата, голи и разноцветных атласов, 40 концов китайки. Приведенных лошадей ставят по правую, а бычков по левую сторону дворцовых ворох; а золото, серебро и ткани евнухи приносят в храм и раскладывают на столе пред онготами и при утреннем и при вечернем служении. По окончании обряда и лошадей и бычков обратно уводят, а чрез три дня уносят золото, серебра и ткани, и все сдают в контору жертвенного скота, где продают и скот и ткани в пользу конторских расходов.

2) Моление онготам о ниспослании счастия.

О ниспослании счастия просят онготов Фули-фуду и Омоши-мама, которым жертву приносят при утреннем и вечернем служении вместе с прочими онготами. Исключение состоит в том, что подшаманка заблаговременно вырубает в западном дворцовом саду иву - вышиною в девять футов, в нижнем отрубе трех дюймов - и пред самым жертвоприношением водружает ее пред окнами государыни; пред онготами ставит вино и хлебенное, а на южной половине ставит стол моления о счастии; на сем столе расставляет девять сосудцев с вином, два блюда с вареными: карпами, два блюда с вареными перьменями, два блюда с просяною кашею и разное хлебенное. После сего шаманка начинает петь гимн, легко потрясая ножом с бубенчиками и молится по чиноположению утреннего служения. Подшаманка подает ей стрелу с привязанною к ней пенькою, после чего стол, приготовленный для моления о счастии, выносят на двор и ставят пред водруженною вехою. Вслед за сим и шаманка выходит на двор, легко потрясая левою рукою нож, а в правой держа стрелу с пенькою. Она становится пред столом по правую сторону ивы, поднимает стрелу вверх и, пенькою пригибая к себе ветвь ивы, троекратно поет гимн и молится. В сие время государь и государыня совершают поклонение и получают жертвенное мясо. Таким же образом совершается и вечернее служение, после которого относят иву в шаманское капище.

3) Жертвенное приношение в круглом храме.

В круглом храме приносят жертву онготам Ниохонь-Тайцзи и Удубынь-Бэйза. В новый год жертвоприношение совершается во 2-е, а в прочие месяцы в 1-е число. Предложение им состоит из временных яств и вина, и бумаги, развешиваемой на шесте. Шаманка, легко потрясая ножом поет молитвенный гимн и читает молитву; ей подъигрывают на литавре с деревянным камертоном, чем и оканчивается служение.

В юговосточном углу шаманского капища есть малый храм, в котором также в 1-е число каждого месяца приносят жертву онготу Шанси. Сия жертва состоит из временных яств и вина, и бумаги, развешиваемой на шесте. Евнух, совершающий служение, читает молитву и молится с коленопреклонением, с открытою головою, без курмы (верхнее одеяние) и пояса, и кланяется до земли.  

4) Омовение онготов.

Ежегодно в 8-е число четвертого месяца (в мае), онготов, чествуемых утренним жертвоприношением, переносят из дворца государыни в главный храм в шаманском капище. Изображения Бодисатвы и Гуань-ди предварительно развешивают на занавесе, а кивоты их вымывают в желтой чаше, наполненной чистою водою, разведенною медом (сытою). По совершении обряда, изображения обоих онготов влагают в кивоты, поставляют пред ними вино и хлебенное и развешивают бумагу на шесте. В этот же день совершают моление и пред онготами круглого храма. В обоих местах шаманка, легко потрясая ножом в руке, поет гимн и читает молитву. По окончании служения, изображения онготов, чествуемых утренним жертвоприношением, обратно относят во дворец государыни.

5) Жертвоприношение при водружении шаманской вехи.

Ежегодно весною и осенью совершают большое жертвоприношение при водружении шаманской вехи. За день или за два пред сим обрядом бывает во дворце государыни предварительное жертвоприношение, совершаемое по чину утреннего и вечернего жертвоприношения. После сего, изображения онготов, чествуемых утренним жертвоприношением, переносят из дворца государыни в главный храм в шаманском капище. Незадолго до перенесения онготов, евнух отправляется в горы в округе Цин-чжеу и срубает там ель, длиною в 20 футов, в поперечнике пять дюймов, с десятью коленцами или рядами сучьев. Это шаманская веха, которую водружают пред входом в круглый храм. В день жертвоприношения и в главном и в круглом храме поставляют пред онготами вино и хлебенное. От занавеса в главном храме протягивают чрез оба храма до вехи три бечевки, на которых развешивают бумагу, а на вехе выставляют флаг. На шесте в круглом храме также развешивают бумагу. В обоих храмах шаманки совершают обыкновенное моление. При троекратном чтении молитвы вторят им на балалайке, гитаре и деревянным камертоном. Если государь и государыня присутствуют при сем жертвоприношении, то и они пред молитвою совершают поклонение в обоих храмах. Государь получает жертвенное мясо.  

По окончании служения, при водружении вехи, изображения онготов обратно переносят из шаманского капища во дворец государыни, где в тот же день приносят им жертву по обряду месячного жертвоприношения, а на другой день по сему же обряду приносят жертву небу.

6) Жертвоприношение онготам - хранителям лошадей. Онготы Ниохонь-Тайцзи и Удубынь-Бэйза почитаются хранителями лошадей. Им приносят жертву сряду два дня. В первый день просят их о сохранении царских лошадей, а во второй о сохранении казенных лошадей на пастбищах. В первый день, при утреннем жертвоприношении, вешают на конских волосах из гривы и хвоста 70 пар шелковых лоскутков красного цвета, а при вечернем 30 пар шелковых лоскутков черного цвета, которые шаманка, по окончании служения, отдает в дворцовые конюшни. В следующий день при утреннем жертвоприношении развешивают 280, а при вечернем 30 пар шелковых лоскутков черного цвета, которые, по окончании служения, также раздаются по конюшням.

При сем случае в первый день купно приносят моление тем же онготам в круглом храме, куда приводят из царских конюшен 10 лошадей. К хвостам сих лошадей, и при утреннем и при вечернем жертвоприношении, во время молитвы привязывают темнокрасные и темные шелковые ткани для принятия счастия.

В новый год, в полночь на 1-е число, государь совершает поклонение пред онготами во дворце государыни; а потом, сопровождаемый князьями и вельможами маньчжурского племени, отправляется в шаманское капище, где поклоняется небу в круглом храме, делая три коленопреклонения; с девятью поклонами в землю. Отправляясь в поход, он таким же образом является в шаманское капище, где прежде совершает поклонение в круглом храме, а потом пред главным знаменем с изображением желтого дракона. Ежели государь вместо себя отправляет главнокомандующего в армию, то вместе с ним исполняет сей обряд напутственного поклонения. Таким же образом он совершает поклонение по счастливом возвращении из похода.

О. Иакинф


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования