header left
header left mirrored

Меры народного продовольствия в Китае

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

МЕРЫ НАРОДНОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В КИТАЕ

В Китае, отдельно взятом от покоренных, земель, считается круглым числом около 360 миллионов жителей обоего пола и около 43 миллионов десятин удобной земли, на которой помещается толикое многолюдство — со всеми своими заведениями по хлебопашеству и промышлености. Многие не верит этому и полагают, что в одной которой-нибудь из сих статей должна быть ошибка. Я скажу на это, что наши математические выкладки по сему предмету не могут быть постоянным правилом для всех стран: местные обстоятельства более или менее изменяют его.

Под землями удобными разумею все земли, которые своими произведениями проносят доход владельцам, например: низменные места, превращенные в пруды для разложения рыбы, песчаные места под водяным камышем, коноплем и бобартским просом. Но здесь в числе 43 мильйонов десятин полагаю только хорошую землю, которая исключительно употреблена под хлебопашество. Сенокосов и паровых полей не знают в Китае. В южных странах дважды к году снимают срацинское пшено, и в средний урожай получают сто на один. В северной половине Китая более сеют пшеницу и просо, и также успевают снимать по две жатвы, засевая в одно время пшеницу и просо чрезбороздно. Пшеница созревает в изходе мая и в начале июня, а просо в сентябре. Скотоводства нет, а содержание небольшого числа домашнего скота мало требует хлеба.  

Присовокупите к сему подвоз риса с островов Южного Океана и из Индии, а с другой стороны умеренную жизнь Китайца, и вы найдете вероятным, что при таких условиях десятина земли может дать годовое пропитание восьми человекам.

Но здесь представляется нам одно постороннее обстоятельство, которое с первого взгляда противоречит утверждаемой нами вероятности, и даже нередко приводит самое китайское правительство в затруднение. Это неурожай, случающийся от разных причин.

В Северном Китае весна вообще суха, а лето бывает дождливо. В течение лун мартовской, апрельской и частию майской небо всегда почти ясно, а дождь есть случайность весьма редкая. С половины апреля начинаются постоянные жары выше 20° по реомюру в тени. Ранние хлебы, напоеваемые из водопроводов, скоро и густо ростут. Но когда засуха продолжится до июня и далее, то от непомерных жаров пересыхают самые источники, направленные к поливке полей; хлебы тотчас выгарают, и тогда неурожай неизбежен. С другой стороны и дожди в продолжение лета довольно часты, и нередко в полном смысле проливные. В это время низменные места иногда долго бывают покрыты водою, и хлебы на корню согнивают. Но когда, при продолжительных и проливных дождях, реки, усиливаемые горными потоками, выйдут из берегов, тогда воды разливаются на большое пространство, и подобное наводнение нередко сопровождается разрушением городов и селений. В благополучные годы иногда поднимается сильная саранча, которая опустошает поля, особенно в Южном Китае, неменее засухи и наводнения. Сия физические несчастия (правительство называет общим бедствием и определяете их меру в 10 степеней, которые собственно означают меру потери семен, употребленных на посев. Сем образом, когда не получают ни одного зерна от посева, это считается бедствием в десять степеней.

При общем бедствии, постигшем какую-либо страну, бедные прежде прочих начинают чувствовать голод; но вместо того, чтобы, оставя домы, пуститься в мир для сбора даяния, они идут в поля, где без разбора копают коренья растений, обрывают лист с дерев, и все это сваривая употребляют вместо риса и проса, обыкновенной пищи Китайцев. Между тем правительство заботливо печется о вспоможении несчастным, и его распоряжения по сему случаю показывают глубокое знание в науке управления.

Но прежде, нежели приступим к обозрению распоряжений правительства в подобных случаях, я обращу внимание читателей на состояние хлебных магазинов, которые составляют основание народного продовольствия..

Для содержания хлеба в запасе учреждены магазины: 1) казенные, 2) запасные, 3) деревенские, 4) общественные; правительство наполняет магазины 1-го и 2-го разряда сбором поземельного оброка разным хлебом в зерне. Деревенские магазины основаны пожертвованиями народа и находятся в непосредственном его распоряжении, исключая губерний Шань-си и Гуан-си, где они заведеные были правительством, и потому состоят в казенном ведомстве. Общественные магазины основаны пожертвованиями разных сословий. Они в существе своем одинаковы с деревенскими магазинами, и по той же причине состоят в разпоряжении общества.

Огромные хлебные магазины в Пекине и в Тхун-чжеу, в 21 версте от Пекина на восток, также военные магазины по губерниям и складочные при судоходном канале, не причисляются к вышепомянутым четырем разрядам, потому что в первых хранятся хлебные запасы, доставляемые из казенных магазинов для выдачи войскам, а в последних хлеб временно складывается для погрузки в сплавные суда., Сколько ежегодно хранится наличного хлеба в казенных и запасных магазинах, можно видеть в следующей табели, где хлеб считается мешками, а мешок в 160 гинов, что равняется 5 пудам 32 8/11 фунтам. 

Название губерний. Количество хлеба.

в казенных магазинах. в запасных магазинах.

В Чжи-ли. 1,197,524 проса.  
— Шань-дун 2,945,300 —  
— Сань-си 2,273,032 —  
— Хэ-нань 2,725,999 — 1,053,000 *
— Цзян-су 1,558,000 —  
— Ань-хой 947,000 риса. 200,000 проса
— Цзян-си 1,320,713 проса.  
— Фу-цзянь 2,962,559 —  
— Чже-цзян 3,926,561 —  
— Ху-бэй 1,955,433 —  
— Ху-нань 1,487,712 —  
— Шань-си 3,083,011 хлеба.  
— Гань-су 6,630,428 —  
— Сы-чуань 2,887,917 проса 800,000 проса
— Гуань-дун 2,860,730 —  
— Гуан-си 1,274,388 —  
— Юнь-нань 836,674 хлеба.  
— Гуй-чжеу 2,000,009 проса 10,000 проса

* В сем количестве есть 697,000 мешков риса.

Не советую верить неосновательным известиям, будто бы в Китае и казначейства и хлебные магазины опустошены злоупотреблениями чиновников. Нет сомнения, что по уездам есть недочет в некоторых казначействах и недостаток в наличном хлебе в магазинах; но сии недочеты и недостатки неприметны в общей сложности наличного, и притом строго доправляются правительством. Неурожаи в 1853 году от засухи, с апреля до августа продолжавшейся, и в 1835 году от саранчи, истребившей хлеб в семи губерниях — не могли произнести волнений в народе; а это довольно доказывает полноту в хлебных магазинах в Китае.

Оброчный хлеб, взносимый в казенные магазины, дозволено принимать заменою одного другим, смотря по местным произведениям. В сем случае количество принимаемого хлеба равняют с ценою проса или пшеницы. На-пр. в губернии Цзян-су смешок ячменя принимается за полмешка проса или пшеницы.

Из хлеба, хранящегося в магазинах, вычитается убыль под названием усышки и утечки. Вычет на сию убыль соразмеряется с сухостию и влажностию почвы в губерниях, и с тем, как долго хлеб лежит в магазинах. Чиновники, заведывающие магазинами, по усмотрению изменения в хлебе, могут продать оный низшею ценою, а осенью пополнить покупкою нового хлеба. Сим образом старый хлеб обменивается новым.

Продажа хлеба, хранящегося в казенных магазинах по губерниям, дозволяется в количестве 2/10 а 7/10 должны оставаться в запасе. Впрочем, смотря по свойству почвы, в некоторых местах продают половину и даже 7/10: но в урожайные годы не продают более 1/10 или много 2/10. Хлеб из магазинов продается обыкновенно в урожайный год с понижением пяти, а в неурожайный десяти процентов против справочных рыночных цен. После осенней уборки магазины пополняются новым хлебом, покупаемым на вырученную сумму. В деревенских же и общественных магазинах хлеб обменивается ссудою оного землепашцам — с обязательством возвратить зерном же после осенней уборки.

При сдаче хлеба в магазинах от одного чиновника другому, оба обязаны донесть высшему начальству. Начальствующим чиновникам в обязанность поставлено по временам свидетельствовать магазины и справляться, по каким ценам продан был старый, и по каким куплен новый хлеб. Что касается до деревенских и общественных магазинов, если заведывающие оными старшины расхитят хлеб, обывателям дозволено приносить правительству жалобы на них.

Обозрев положение казенных хлебных магазинов, обратимся, к обозрению самых мер, на которых правительство основывает свои распоряжения к продовольствию народа при общем бедствии.

В таком государстве, где количество обработываемой земли несоразмерно мало в отношении к многолюдности, правительство первою мерою считает поощрять и усиливать землепашество. На сей конец уездным правителям дозволено набирать трудолюбивых, бережливых и благонравных землепашцев, и давать нм, для поощрения прочих, шарики 15 класса (что соответствует чину канцеляриста). Если в какой губернии откроются земли, удобные для обработания, то местные начальники обязаны вызывать желающих распахивать нови и снабжать их волами и семенами на посев. На земле, удобной для посева хлеба, запрещается садить табак.

Второй предмет попечения правительства о земледелии есть предупреждение саранчи, т. е. истребление оной в самом начале. Саранча обыкновенно родится по низменным местам близ больших, озер и рек, почему местным начальникам в обязанность поставлено ежегодно в февральской и мартовской лунах наблюдать приближение превращения куколок ее. Как скоро саранча появится, то немедленно собирают солдат и крестьян, которые, перекапывая землю, истребляют самые куколки, а в сухое врёмя выжигают их, пуская огонь по ветоши. Если же саранча успеет окрылиться и подняться, местные начальники предаются суду за беспечность.

Чрезвычайные наводнения в Китае очень нередки, особенно в равнине, по которой Желтая Река катится к морю от поворота ее на восток. Хотя река сия в опасных местах укреплена двойною плотиною, береговою и другою в нескольких верстах от берега, со всем тем от сильных дождей в Хухэнорских Горах и на западных пределах Китая она поднимается неимоверно высоко и получает столь сильное стремление, что разрывает обе плотины, разрушает города и селения и потопляет большое пространство полей с хлебом. В подобном случае местные начальники обязаны собирать народ для спасения погибающих, утопших хоронить на счет казны, а разорившихся от наводнения ссужать деньгами на поправление. О количестве денежных пособий в сем несчастий существуют особливые положения для каждой губернии.

Сильная засуха, равно как и большое наводнение имеют одно последствие — неурожай хлеба. В сих случаях, начальник губернии, в след за донесением государю о бедствия народа, предписывает немедленно отворить магазины и предварительно снабдить бедных жителей хлебом на один месяц; потом, определив степень общего бедствия и разделив жителей на бедных и крайне-бедных, вторично представляет государю о продолжении вспоможения. При общем бедствии в десять степеней, крайне-бедным прибавляется хлебное вспоможение на четыре, а бедным на три месяца. Сие вспоможение понижается по степеням общего бедствия так, что при шести степенях прибавляется только крайне-бедным на один месяц, а ниже прекращается. Выдача хлеба из магазинов ежедневно производится.. Возрастным выдают по полугарнцу (риса или проса), а малолетным половину менее.

При неурожае от засухи, наводнения и саранчи обыкновенно возвышаются цены на хлеб по мере недостатка в оном: почему правительство, желая облегчить положение несчастных, открывает продажу хлеба из казенных магазинов по ценам низшим против рыночных. Ежели не достанет хлеба в магазинах, то на счет казны производится закуп оного в смежных губерниях. По окончании всего, проданный хлеб заменяется вновь купленным, а суммы, употребленные на покупку хлеба, возвращаются в казначейство.

Если после неблагополучного года в следующую весну маломощные землепашцы будут нуждаться в хлебе на посев, то дозволяется заимообразно отпускать им оный и на посев и на пропитание. Если бедствие от засухи или наводнения воспоследует летом, то, сверх вспоможения, законом положенного, еще ссужают хлебом и на осенний посев. Сия ссуда хлеба производится из казенных магазинов на условии возвратить оный после осеннего убора в будущем году притом без процентной наддачи.

Потерпевшим от общего бедствия, сверх прочих льгот и пособий, прощаются государственные подати также сообразно степеням оного. При бедствии 10-ти степеней прощается 7/10, при бедствии 9-ти степеней прощается 6/10, при бедствии 6-ти 5-ти степеней 1/10. В сие время немедленно прекращается сбор податей; и то, что следует собрать за исключением прощеннего, рассрочивается при бедствии от 10 до 8-ми степеней на три года. Бедствие ниже 5-ти степеней не считается бедствием, и если по разрешении государеву бывает отсрочка, то до летней только уборки, а летний сбор сего времени откладывается до осени.  

Для продовольствия народа в неурожайных местах требуется большой подвоз хлеба из соседних мест: почему испрашивают у государя дозволения обвестить об этом купечество, торгующее хлебом. В сем случае хлеб, отправленный на продажу в неурожайные места, освобождается от пошлины в таможнях; а препровождающим оный правительство выдает свидетельства, которые они обязаны предъявлять местным начальством. Если же продадут хлеб, недостигнув до назначенного места, или тайно провезут оный в другие губернии, то, сверх взъискания двойной пошлины, предаются суду. Правительство, по употреблении всех возможных ему средств к пособию, наконец дозволяет и частным людям участвовать в пособии народу хлебом. Купец, изъявивший желание в неурожайный год сделать пожертвование хлебом, должен просить начальство; после чего дозволяется ему самому распоряжать своим пожертвованием, а уездным чиновникам запрещается вмешиваться в его разпоряжения. О учинивших значительное пожертвование начальник губернии обязан представлять государю к награждению. Жители деревень в неурожайные годы особенно затрудняются в снискании пропитания; почему правительство разрешает начальников губерний производить в сие время нужные казенные работы, как-то: прочищение каналов, починку городских стен и плотин, и сим образом доставлять народу способы к снисканию пропитания.

Вышеизложенные меры пособия народу во время общих бедствий не одну имеют цель; но главная заключается в том, чтобы постигнутые общим бедствием, не оставляли своих жилищ без крайней нужды: ибо движение народа в подобных случаях нередко начинается беспорядками, и потом, когда правительство употребит свои меры к прекращению оных, превращается в междоусобие. Посему-то о бедствии, постигшем какую-либо страну, начальник губернии обязан немедленно донести государю, а в след за сим отправить чиновников определить степени бедствия; на место же, постигнутое необыкновенным бедствием, должен лично отправиться, и оттоль донести государю о мерах, какие надлежит употребить для вспоможения несчастным.  

В 1853 году была в Китае засуха, незапамятная в летописях истории. С половины апреля до августа т. е. продолжение самых жарких месяцев, не видали капли дождевой. Правительство было в крайнем затруднении. Богда-хан, для укрепления народа в терпении, молился небесным силам в разных местах. Вот его молитва, читанная им в храме Духу Земли в 18-й день 6-й луны (в июле):

«Со смирением помышляю, что в обширных пределах поднебесных я не в силах оказывать помощь в бедственное время наводнения или засухи. При продолжительном бездождии со всею искренностию молюсь только о повсеместном неукоснительном излиянии благотворных дождей, и все чают изполнения благости сей. В нынешнем году с самого наступления лета (В 1835 году начало лета определено 25 апреля в 2 часа 35 минут пополудни.) не было дождя в продолжение нескольких месяцев. Это есть необыкновенная засуха. Я растерзан горестию и страхом; но не в силах отвратить бедствия. Пеший я ходил в три жертвенника молиться духам Ше и Цзи, но не сподобился получить от них отличной милости. Вероятно, с продолжением жизни умножились мои погрешности и вины. Увлекаясь надменностию, я мог выступать из пределов, начертанных обрядами; иногда одною ошибочною мыслию навлекал гнев неба; а иногда по самонадеянности погрешал в выборе людей к государственным должностям. Во всех сих случаях я заслуживал милосердое указание неба. Ныне хотя глубоко раскаяваюсь и обвиняю себя, но уже не в силах помочь бедствию. С благоговением очистив дух и тело, пеший прихожу в жертвенник земли принести моление. Августейший дух царицы-земли, соучаствующий в действиях верховного неба! Призри на землю во дни настоящей засухи, достигшей крайнего предела. После малых жаров (Малые жары в 1835 году начались июня 26 числа в 6 часов 28 минуть пополуночи, а летний убор хлеба бывает в исходе мая и в начале июня.) народ отчаялся в надежде на урожай, и, обращаясь к своему царю, обвиняет его в беспечности о подданных, безвинно — страждущих (Китайцы признают, что небо (Бог) избирает богда-хана для управления в его лице народами на земле. В следствие сего мнения богда-хан обязан управлять с такою же справедливостию и святостию как бы Небо непосредственно управляло царством. Когда случаются какие-нибудь физические бедствия, как то: засухи, наводнения, саранча, землетрясения и проч., то народ полагает, что богда-хан допустил погрешности в управлении, и Небо чрез физические бедствия вразумляет его к исправлению тех погрешностей. Вот почему причину физических бедствий изключительно приписывают правителю государства.). Увы! стыд и трепет попеременно объемлют меня, но не могу придумать мер. С благоговением молю тебя, августейший Дух Земли! прости меня, клянущегося обновить (исправить) себя. Пролей некосненно тук милостей и спаси народ мой. Изнемогая под тяжестию скорби и раскаяния, приношу тебе жертву».

О. Иакинф.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования