header left
header left mirrored

"Доклад комитета.." Евлампия

ИЕРОМОНАХ ЕВЛАМПИЙ

ДОКЛАД КОМИТЕТА,

СОСТАВЛЕННОГО ИЗ ЧЛЕНОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА, ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КНЯЗЯ И-СИНЬ, ГУН-ЦИН-ВАНА, БРАТА ИМПЕРАТОРА.

Исполняя высочайшее повеление, комитет представляет на благоусмотрение вашего императорского величества мнение свое о присланном в верховный совет проекте советника палаты финансов, Ван-мао-иня, о государственных ассигнациях.

В четвертый год правления Сянь-Фын, третьей луны, 5 числа (21 марта 1854 года), в верховном совете получен следующий высочайший указ:

«Ван-мао-инь, будучи советником палаты финансов, действует только по указанию купцов, а потому, и в докладе своем, он предлагает меры и средства, которые выгодны для купцов и совершенно бесполезны для правительства. Неужели сердце его до такой степени нечувствительно к пользам государства? И сам же еще просит судить его, думая тем оправдаться пред целым светом! Очевидно, что он не сошелся в мнениях с (министром) Ци-цзюнь-цзао в не в ладах с ним. Но человеку, изучившему творения древних мудрецов, приличен ли такой образ действий? Он говорит, что если будет и разжалован, то не посмеет роптать или раскаиваться; но если бы я, в справедливом негодовании, в самом деле отрешил его, то он тайно и чрез других станет взыскивать сотни способов вредить нашим действиям. В своем проекте, он, повидимому, желает успешного хода государственным ассигнациям; но в сущности, думает только остановить их ход и, доведя дела до крайности, заставить, чтобы по необходимости действовали по его планам. Вот какие сети ставил он, думая, что я их не замечу! Повелеваю членам (государственного) верховного совета, рассмотрев этот проект, передать Гун-цин-вану и Цзай-цюаню, дабы они, немедленно обсудив его, представили о нем свое мнение, для предупреждения пустых толков».  

Советник Ван-мао-инь в своем проекте говорит: «Со времени изобретения ассигнаций, употребление их никогда но было долговечно. При династиях Танской и Сунскойсуществовали ассигнации под названиями: фэй-чаоцзяо-цзынянь-цзы, которые, судя по их названию и назначению, до тех пор пользовались кредитом, пока имели достаточные фонды. Только династия Юань совершенно запретила употребление серебра и монеты, оставив одни ассигнации: ни правительство не выпускало в народ, ни народ не представлял правительству других денег, кроме ассигнаций, и номинальные деньги заменяли действительные; но известно, что и эта система была мало по малу изменена. При Минской династии в народ выпускаемы были одни ассигнации, а в казну принимались только монета и серебро, - отчего ассигнации, едва появились, как и потеряли всякий кредит. Такова была судьба ассигнаций при разных династиях. По этому, еще в первый год правления, я представлял проект о введении ассигнаций, которые имели бы действительные фонды. При нынешних затруднительных обстоятельствах, прежде предложенные мною способы неприложимы, и только способ, как из казны выпускать монету с ассигнациями, в известной пропорции, так и в казну принимать в той же самой пропорции, был бы хорош; но в столице расходы казны чрезвычайны, а сборы не велика; в армию лишь отпускаются деньги, а не получаются оттуда; в провинциальных городах на оборот, деньги только собираются в казну, а не выпускаются на казны. Если в этом обращении государственных капиталов не будет участвовать купечество, то а ассигнации не будут иметь успеха, а пока купечеству не доставлен будет способ, что бы оно из обращения ассигнаций навлекало выгоды, до тех пор оно не примет государственных ассигнаций в торговые обороты. Внимательно обсудив этот предмет, я предлагаю четыре способа, которые, быв сообразны с желаниями купцов, могут дать ход и движение государственным ассигнациям».

Рассуждая о государственных ассигнациях, комитет думает, что они введены, по причине чрезвычайных расходов государства, как для пользы казны, так и для выгод народа. Они могут удобно и с пользою обращаться между войсками и народом, для ежедневных их потребностей, например: всякий купец, приезжающий в столицу с известными товарами, имея возможность продать их на серебро, или нонету, может также продать их и на государственные ассигнация. Приобрев таким образом государственные ассигнации и возвратясь домой, может на них снова покупать товары и таким образом они пойдут в ход. Но если желательно, чтобы купечество употребляло в торговле ассигнации, необходимо, чтобы и народ, в каждой губернии, желал иметь их; а чтобы народ желал приобретать ассигнации, надо требовать, чтобы подати и все казенные повинности были взимаемы от народа, в установленной палатою финансов пропорции, серебром и ассигнациями. Только надо непременно принимать ассигнации от самих плательщиков податей, а не от спекулянтов, наперед скупивших ассигнации. Ныне лана чистого серебра, на полный вес, по биржевому курсу меняется по 5 тысяч слишком малых чохов, а между тем ассигнация в 4 тысячи чохов, или ассигнация в лану серебра, ценимая палатою финансов также в 4 тысячи малых чохов, заменяет в податях лану настоящего серебра. Народ, платя часть казенных повинностей ассигнациями, может чрез то сделать большие сбережения. Почему же народу не принимать бы ассигнаций? или бояться их? А между тем, едва ассигнации были выпущены, как тотчас упали в курсе. Причина та, что пока народ еще не ознакомился с государственными ассигнациями, и купечество еще не успело обменять на них своих товаров, спекулянты заблаговременно скупили множество ассигнаций, платя по 600 и 800 чохов за ассигнацию в 1000 чохов и отправясь с ними по городам, продавали их правительственным лицам. Неблагонамеренные градоправители при сборе податей по прежнему взимали с народа одно чрезвычайно дорогое серебро и, накупив весьма дешевых ассигнаций, представляли ими государственные подати в казначейства. Таким образом, ни правительство еще не видело наличного серебра, ни народ не облегчив в повинностях, а только доставлен случай мелким чиновникам обогатиться, и теперь никто не желает иметь ассигнаций. По этому главными виновниками безуспешного хода государственных ассигнаций были презренные торгаши. Следует только принять строгия меры, определив наказание за подобные злоупотребления и дела получат правильный ход. Как же советникВан-мао-инь утверждает, что областные начальники, станут ли принимать ассигнации от подрядчиков, или от самого народа, - это будет все равно. Он сам подал мысль о введении ассигнаций, а теперь, говоря подобным образом, он полагает препятствие свободному ходу их. Это для нас непостижимо! Рассмотрев с должным вниманием все четыре статьи проекта; комитет высказывает о них свое беспристрастное мнение;

К проекте Ван-мао-иня предлагается:  

1) «Дозволить владельцам государственных ассигнаций получать на них монету».

В подлинном докладе представляются следующие доводы: «Монетный двор ежемесячно доставлял в палату финансов по 60 миллионов чохов; а со времени введения больших монет, в 10 и 50 чохов начал доставлять Около 110 миллионов чохов; теперь же, когда начали лить монету в 100 и более чохов, можно отлить ее в месяц, более, чем на 200 миллионов чохов. Если палата станет выпускать, как и в последние пред сим месяцы только по 110 миллионов ежемесячно, то в течение трех месяцев в казначействе может скопиться более 300 миллионов чохов; или если даже увеличить выпуск против последних месяцов 50 миллионами, в таком случае, чрез 6 месяцев, в казначействе может скопиться остатков 300 миллионов чохов. При этом объявить народу, что чрез полгода он может являться с государственными ассигнациями и получать на них монету. Народ, узнав, что есть монета и что можно получать ее безвозбранно, не станет и торопиться обменивать ассигнации. Естественно, когда есть монета и можно получать ее всякому, никто не спешит ее получением. В случае же, если бы монеты не стало, а народ продолжал предъявлять ассигнации и не было бы возможности удовлетворить всех, то и тогда ничто не воспрепятствует объявить, что в этот срок выдача приостановлена, а позволяется снова чрез полгода являться всякому за получением монеты. Народ, убедившись, что ассигнации не совершенно пустая вещь, сам собою не станет спешить меною их на монету. Это важный и необходимый способ успокоить народное сомнение».

Комитет думает, что государственное казначейство увеличило выпуск монеты большими чохами, собственно, для пополнения недостатка серебра на жалованье и провиант войскам. Вся монета, сколько ее отливается и выпускается на жалованье, а не сберегается в казначействе; а так как и всей монеты все еще недостаточно на текущие расходы, то по необходимости пришлось пополнять этот недостаток ассигнациями. Если убавить выпуск монеты, в каждый месяц, более чем на 100 миллионов чохов, от откуда и чем заменить этот недостаток на текущие расходы? Очевидно, что потребуется еще увеличить выпуск ассигнаций на 100 миллионов. Имея же монету, не выдавать ее, а выпускать вместо ее ассигнации велев народу чрез полгода являться за монетой, и, по наступлении срока выдачи, удовлетворить одних сполна, другим велеть еще ожидать полгода, - в этом способе комитет не видит ни какой пользы. При томе же, если бы количество сбереженной монеты совершенно равнялось количеству выпущенных вместо нее ассигнаций, то сумма ассигнаций, выпущенных в прежние месяцы и теперь выпускаемых в определенном законом количестве, будет превышать сумму монеты неизвестно во сколько раз? Выдавая монету за ассигнации в полгода один раз, почему знать, кому выдавать ее и кому не выдавать? А между тем, с каждым годом, количество ассигнаций будет умножаться. Вообще, выдача по траста миллионов чохов в обмен ассигнаций, чрез каждые полгода, послужить народу только поводом к раздору и беспорядкам. Ван-мао-инь говорит, что это успокоит народ, а мы думаем, что это лишь поселит в народе сомнение и больше ничего. Средства предлагаемые в этой статье неудобоисполнимы, а потоку и не должны быть приняты.

2) «Дозволить народу на казенные ассигнации получать серебро».

Рассмотрев эту статью проекта, комитет совершенно согласен с высочайшим мнением, что она выгодна лишь купцам, а отнюдь не правительству.

Например, в проекте говорится: «Если желательно, чтобы государственные ассигнации имели успех, надо стараться, чтобы они были приняты в торговле; а в торговле они будут приняты лишь тогда, когда на них можно будет получать настоящее серебро. Ныне в каждой губернии собираются подати и разные пошлины чистым серебром; но так как можно дозволить, вместо серебра, при взносе податей, представлять известную часть ассигнациями, то почему не дозволить за казенные ассигнации получать серебра, объявив купцам, что они могут являться, с имеющимися у них государственными ассигнациями, в конторы, где сплавляется податное серебро, и там обменивать их? коль скоро повсюду станут выдавать серебро за государственные ассигнации, то и самые, ассигнации беспрепятственно станут приниматься».

В этой статье Ван-мао-инь предлагает, чтобы правительство выпускало чистое серебро и покупало пустые ассигнации, а также народу предоставило одни пустые ассигнации, а от него требование настоящего серебра. Лучшего средства - отнять у народа способы его пропитания, а купцам наполнить свои мешки и кладовые, - нельзя и придумать! подати и пошлины, собираемые наличным серебром, составляют обычный государственный доход, и начальники провинций, собрав эти подати, должны их представить из плавильных контор в казначейство серебром же. Когда податей и разных сборов, будет достаточно для государственных потребностей, тогда и ассигнации окажутся не нужными, - это весьма ясно: к чему выпускать повсюду на разные расходы ассигнации, когда казна богата наличным серебром? эта статья также неудобоисполнима, а потому и отвергается.

3) «Пригласить торговые дома употреблять на покупку серебра государственные ассигнации».

В этой статье говорится: «Торговые дома, сколько ни соберут частных ассигнаций, отправляются с ними ежедневно на баржу и покупают серебро; а меняльные лавки являются на баржу с серебром и покупают чохи. Не бесполезно было бы предложить бирже, чтобы она от покупающих серебро на частные ассигнации требовала в известной пропорция и государственных ассигнация. Таким образом купцы, зная, что на казенные ассигнации можно купить серебро, без опасения станут принимать их; а как скоро в лавках и на рынках станут принимать государственные ассигнации, то и потребители, обыкновенно разменивающие серебро на легкую монету, непременно будут представлять в лавки государственные ассигнации. При этом еще можно пригласить всех менял, чтобы они, при размене серебра, прибавляли к ассигнациям своей лавки известную часть и казенных ассигнаций; а когда меняльные лавки станут выдавать казенные ассигнации наравне с своими, то народ, меняющий серебро на частные ассигнации, без опасения станет принимать и казенные.

Рассмотрев эту статью проекта, комитет находит, что все в ней сказанное может случиться уже тогда, когда ассигнации сами собой приобретут кредит. Каждый купец ведет свои дела, как сам знает: голоден, - так ест, чувствуя жажду - пьет, и нет необходимости увещевать его к атому. Предложенный способ неудобоисполним.

4) «Предложить закладным лавкампри выпуске и приеме капиталовприбавлять часть и казенных ассигнаций».

В этой статье докладчик рассуждает так: «Ныне, если кто уплачивает долг в закладную лавку и представляет для этого казенные ассигнации, то лавка не смеет не принять их. Но при заеме денег под залог вещей, почти никто не желает принимать казенные ассигнации, так что они только поступают в закладные лавки, а не выходят из них. Может статься, что собственный капитал лавки скоро истощится, а казенные ассигнации только сберегаются, но не поступают в оборот, и лавка по необходимости закроется; по закрытии же закладных лавок, бедным людям не останется средств доставать деньги в нужде. Посему я предлагаю пригласить закладные лавки, чтобы они впредь, как при выпуске, так и при приеме капиталов, употребляли в известной пропорция и казенные ассигнации».

На это комитет отвечает, что еще при первом выпуске ассигнаций, нарочно наклеены были повсюду объявления от палаты финансов, коими повелевалось, чтобы выпускаемые ассигнации без опасений были принимаемы, не только в закладных лавках, во вообще повсюду, как между войсками, так и между народов. Посему и эта статья не может быть принята.

Советник Ван-мао-инь, служа в палате финансов и заведывая изготовлением государственных ассигнаций, не может поддержать их в должном равновесии и только заботится о выгодах купцов, - а потому и весь проект его весьма неоснователен. Ныне расходы на армию чрезвычайны, и Ван-мао-инь, заведывая расходами казначейства, лучше всех знает это; по этому он же должен бы, что есть сил, стараться придумать такие меры, которые равно были бы полезны и войску и народу. Комитет, рассмотрев со вниманием его проект, находят, что все в нем направлено к пользе купечества и ничего нет полезного для казны, и так как Ван-мао-инь сам подал мысль о введении ассигнаций, а теперь заботится лишь о выгодах купцов, но не о пользе правительства, то очевидно, что он забыл свой долг, и потому его представления не должны быть приняты.


 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования