header left
header left mirrored

Народонаселение и развитие Китая в 21 веке

Материал пресс-канцелярии Госсовета КНР (декабрь 2000 г.)

I. ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Развитие человечества вступает в 21 век. Стремительный прогресс науки и техники, резкие изменения в мировом экономическом порядке и структуре экономики, вопросы народонаселения и развития - эти важные проблемы сегодняшних реалий все более приковывают широкое внимание международной общественности. Идти путем продолжительного и стабильного развития, способствующего скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, и экономики и общества, защиты ресурсов и окружающей среды, с другой, уже становится общим вопросом разных стран мира. 

2. Китай является развивающимся государством с наибольшим населением в мире. Выборочные обследования показывают, что до конца 1999 года численность населения страны достигла 1 миллиарда 200 миллионов человек (не включая население ОАР Сянган, района Аомэнь и провинции Тайвань), что составило около 21% населения мира. В целях более точного прогнозирования тенденций и закономерностей в изменениях народонаселения страны, проведения контроля над ростом населения, повышения комплексных качественных характеристик нации, разработки правильных политических установок по проблемам народонаселения и социально-экономического плана развития страны в 21 веке, китайское правительство в ноябре 2000 года провело 5 перепись населения страны. По завершению подсчетов цифровых данных, итоги данной переписи будут своевременно обнародованы. 

3. Громадное население, бедность страны, сравнительная недостаточность природных ресурсов на душу населения - это основные реалии сегодняшнего Китая. Многие проблемы и противоречия, возникшие в ходе социально-экономического развития страны тесно связаны именно с проблемами народонаселения. Демографический вопрос уже стал главным и ключевым фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие Китая. Сможет ли Китай успешно разрешить проблемы народонаселения непосредственно повлияет на улучшение жизни народа, на повышение качественных сторон населения, на дело мира и развития на Земле. 

4. Правительство Китая, исходя из интересов стратегических целей строительства модернизации государства и учитывая нынешние реалии страны, разработало и осуществляет в жизнь свою демографическую политику, внося тем самым огромный вклад в стабилизацию роста населения Китая и всего мира, в дело содействия развития и прогресса человечества. Китайское правительство готово вместе с международным сообществом и впредь прилагать неустанные усилия в разрешении проблем народонаселения и развития. Китайское правительство убеждено, что в 21 веке проблемы народонаселения и развития в стране получат еще более блестящее решение и что Китай внесет еще более весомый вклад в дело прогресса и цивилизации человечества. 

II. НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

5. Начиная с 70-ых годов 20 века, в особенности со времени проведения политики реформ и открытости, Китай разработал демографическую политику контроля над ростом населения и повышения качественных характеристик населения, стал всесторонне осуществлять плановое деторождение, как фундаментальную политику государства. Государство поощряет поздний брак и позднее рождение ребенка, призывает к рождению одного ребенка в семье, согласно законодательным установкам допускает рождение второго ребенка. В отношении национальных меньшинств также проводится политика планового деторождения. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения действуют соответствующие политические установки, разработанные с учетом местных реалий. 

6. Китайское правительство уделяет большое внимание проблемам народонаселения и развития и включило их в повестку дня своей работы, как важную составную часть разработки генерального плана социального и народохозяйственного развития страны, причем акцент последовательно ставится на координирование взаимодействия роста населения и социально-экономического развития, потребления ресурсов и защиты окружающей среды. 

С 90-х годов 20 века центральное правительство ежегодно созывало собеседование по вопросам народонаселения и развития, изучало и анализировало главные проблемы народонаселения и развития, разрабатывало важные политические установки и меры в этом плане. С помощью государства было организовано совместное осуществление установок по народонаселению и плановому деторождению соответствующими органами и народными организациями. Были приложены усилия к тесной увязке планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, защиты экологии, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, усовершенствования системы социального обеспечения, повышения положения женщин в целях кардинального разрешения данной проблемы. 

7. Посредством почти 30-летних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система урегулирования роста населения и планового деторождения, отвечающим требованиям рынка. 

Дело народонаселения и развитие в Китае добилось общепризнанных в мире успехов. Значительно улучшилось состояние прав человека на существование и развитие, его экономических, социальных и культурных прав. 

- Осуществлен эффективный контроль над чрезмерным ростом населения. Коэффициент рождаемости и естественного прироста населения соответственно снизился с 33,43% и 25,83% в 1970 году до 15,3% и 8,77% в 199 году. Общий коэффициент рождаемости стал ниже уровня сменяемости населения и по этому показателю страна вошла в число стран мира с низкой рождаемостью. Китай при условии отсталой экономики в сравнительно короткий срок осуществил исторический переход с категории воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к категории с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения, пройдя, таким образом, путь, на который некоторые развитые страны потратили десяток, а то и сто с лишним лет. 

- Быстрое развитие национальной экономики, заметное усиление совокупной мощи государства, значительное повышение уровня жизни народа. Со времени осуществления планового деторождения рождаемость населения сократилась на 300 с лишним миллионов человек, что в огромной мере уменьшило государственные и социальные затраты, предназначенные для потребностей растущего поколения, смягчило давление население на ресурсы и экологию, содействовало развитию экономики и улучшению жизни народа. Была досрочно достигнута цель - четырехкратное увеличение валового национального продукта в сравнении с 1980 годом. Жизнь народа в основном достигла среднезажиточного уровня. На конец 1999 года численность крестьян, живущих за чертой бедности в селах Китая сократилась с 250 миллионов человек в конце 70 годов до 34 миллиона человек, ее удельный вес во всем сельском населении страны снизился с 33% до 3%. Проблема питания и одежды беднейших слоев сельского населения страны уже практически разрешена. 

- Заметные успехи достигнуты в деле образования, медицины и здравоохранения и других сферах общественной деятельности. На конец 2000 года в стране в основном осуществлено обязательное 9-летнее образование, ликвидирована безграмотность среди людей молодого и среднего возраста. Если в 1978 году на 10 тысяч человек в среднем приходилось 8,9 человека со средним и высшим образованием, то в 1999 году этот показатель достиг 32,8 человека. В основном достигнута цель - каждому человеку предоставить услуги элементарного обслуживания. Коэффициент смертности беременных женщин снизился с 94,7 человек на 100 тысяч в 1990 году до 56,2 человек на 100 тысяч в 1998 году. Коэффициент рождаемости ребенка в больницах в 1999 году достиг 60,8% и выше. Предполагаемая продолжительность жизни населения в 1999 году повысилась до 71 года, что достиг уровня такого показателя в среднеразвитых странах. 

- Заметно повысилось положение женщин, гарантированы права ребенка, непрерывно повышается уровень жизни престарелых. В настоящее время среди кадровых работников государственных учреждений, управленческого персонала госпредприятий и специалистов разных профилей женщины составляют одну треть. В 1999 году число работающих женщин составило 46,5% всего занятого населения страны, что превысило международный уровень - 34,5%. Доходы женщин составляют 80,4% доходов мужчин. Коэффициент смертности детей ниже 5-летнего возраста с 1998 году составил 42%, что снизился на 31,8% по сравнению с 1991 годом. В 1999 году 99,1% детей школьного возраста поступило в школы, 94,4% из них продолжили учебу в средних школах. Коэффициент плановой вакцинации годовалым младенцам в 1999 году составил соответственно - вакцинации ВСG 97,8%, вакцинации полиомиелита - 97,4%, вакцинации коклюша, дифтерита и столбняка - 97,8%, иммунологической вакцинации кори 97,5%. В 1999 году около 30 миллионов пенсионеров в стране были охвачены системой основного страхования по старости. Число государственных благотворительных домов для престарелых достигло 1000 с лишним, а домов для престарелых на коллективных началах - приблизительно 40 тысяч. 

- Общественное мнение все более зрело смотрит на проблемы народонаселения: контролировать рост населения благоприятствует осуществлению стратегии продолжительного и стабильного развития, скоординированному решению проблем народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, ресурсов и экологии, с другой; необходимо ограничить рождаемость, нельзя допускать самотек; в решении демографической проблемы необходимо обращать внимание не только на количественную сторону, но и на качественную - на повышение уровня комплексных характеристик населения, улучшение жизни и благосостояния народа в целях всестороннего развития человека; вопрос народонаселения по существу является вопросом развития и его окончательное решение возможно только при всемерном развитии экономики, общества, культуры и других областей. Одновременно с этим, во взглядах людей на брак, рождение ребенка и старость происходят глубокие изменения. Патриархальные традиции ранних браков и многодетности, старые представления о счастье многодетности и о превосходстве рождения мальчика над девочкой постепенно сменяются научными, прогрессивными взглядами, выступающими за более поздний брак и позднее рождение ребенка, за рождение меньше детей, но здоровых, за одинаковое отношение к рождению мальчика и девочки, все больше людей понимают и сознательно осуществляют плановое деторождение. Среди женщин фертильного возраста средний возраст вступления в брак повысился с 20,8 года в 1970 году до 23,57 лет в 1998, коэффициент комплексного предупреждения беременности женщин фертильного возраста достиг 83%. Состав семьи уменьшился с 4,84 человека в 1971 году до 3,63 человека в 1998 году. 

- Непрерывно расширяется обмен и сотрудничество Китая с различными странами мира в области народонаселения и развития. Китай полностью понимает важное значение решений проблемы народонаселения и развития в стабилизации роста населения мира, в содействии мира и развития на Земле и обязуется соблюдать и активно претворять в жизнь основные принципы и дух Международных деклараций по демографическим проблемам. После проведения в 1994 году Международного форума о вопросам народонаселения и развития китайское правительство предприняло ряд мер для активного внедрения в жизнь "Программы действия международного форума по проблемам народонаселения и развития". За последние годы Китай сообща я фондом ООН по народонаселению, Всемирной организацией здравоохранения, Международной Лигой планового деторождения и другими международными организациями, правительствами и народными организациями соответствующих стран провел весьма успешное сотрудничество в области здорового воспроизводства народонаселения, воспитательно-просветительной работы среди подростков и молодежи, срочного предупреждения беременности, участия мужской части населения в мероприятиях планового деторождения. Успешное выполнение Китаем плана демографического развития и планового деторождения, предоставило различным странам полезную практику, которая получает все большее признание в мире. 

8. В последующие 10 с лишним лет народонаселение и развитие в Китае вступят в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости Китай постепенно перейдет от категории низкой рождаемости к категории нулевого прироста населения, численность населения, достигнув пиковой отметки, будут постепенно снижаться. Надо воспользоваться историческим моментом сокращения рождаемости населения, уменьшения затрат общества на рост населения, изобилия трудовых ресурсов, всемерно развивать дело образования и науки, увеличить социальные вклады и накопления, с тем, чтобы заложить прочный фундамент для ускоренного развития экономики страны, укрепления совокупной мощи государства и осуществления неуклонного и стабильного развития народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, защиты ресурсов и экологии, с другой. Одновременно с этим, становление и усовершенствование системы социалистической рыночной экономики и неуклонное, здоровое развитие народного хозяйства предоставит довольно мощную материальную основу для решения проблем народонаселения и развития. 

9. Китайское правительство ясно понимает, что противоречия между народонаселением и развитием в Китае по-прежнему остаются весьма острыми и что страна стоит перед рядом серьезных вызовов и трудностей; численность населения в стране долгое время будет увеличиваться, в предстоящие 10 с лишним лет миллионов человек в год, что окажет огромное давление на экономику, общество, ресурсы, экологию и на продолжительное и стабильное развитие страны; трудно будет радикальным образом изменить довольно низкий уровень качественных характеристик населения, что не будет отвечать требованиям стремительного развития науки и техники; резкое увеличение экономически активного населения усилит нажим на трудоустройство; общество вступит в стадию постарения в состоянии экономической неразвитости, что осложнит создание целостной системы социального обеспечения; надолго сохранится состояние неравномерного развития экономики и общества в разных регионах; тяжелейшая задача остается решение проблемы по ликвидации бедности; увеличение миграционного населения, наплыв сельского люда на города, новое расселение населения в разных местах - все это окажет влияние на традиционную систему социально-экономического управления и соответствующую демографическую политику страны; в ходе усовершенствования системы социалистической рыночной экономики появятся новые противоречия и проблемы, решение вопроса народонаселения и развития по-прежнему стоит перед большими сложностями. 

III. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ 

10. Исходные позиции Китая в решении проблемы народонаселения и развития таковы: признать существующие реалии страны, а именно - громадное населения; недостаточность распределения ресурсов на душу населения, сравнительно отсталый уровень экономики и науки, при этих условиях необходимо заимствовать опыт управления и научные достижения других стран мира и в увязке с китайской реальностью решать появляющиеся проблемы народонаселения и развития, идти своим специфическим путем в решении проблем народонаселения и развития; придерживаться стратегического курса продолжительного и стабильного развития, в ходе которого решать демографические проблемы, добиться гармоничного развития народонаселения и экономики, общества, защиты ресурсов и экологии в целях осуществления модернизации страны и всестороннего развития человека; добиться достижение основной цели - полного осуществления прав человека, увязывая всеобщность принципов прав человек, увязывая всеобщность принципов прав человека с конкретной действительностью Китая, ставя на приоритетное место права человека на существование и развитие, повысить уровень пользования народом прав человека, в частности, правом гражданина, политическим, экономическими, социальными, культурными и другими основными правами, и свободой. Уважать разные культурные традиции, религиозные обычаи и установившиеся представления населения, на основе хорошо продуманных приоритетных пунктов и условий развития, единства права и обязанности гражданина, разработать и реализовать план и политические установки по народонаселению и развитию в целях содействия обретению каждым членом общества равных шансов развития. 

11. Цель народонаселения и развития в Китае заключается в следующем: 

- К 2005 году сдержать численность населения страны в пределах 1 миллиарда 330 миллионов человек (не включая население ОАР Сянгана, района Аомэнь и провинцию Тайвань), коэффициент ежегодного естественного прироста населения не должен превышать 9%. Повсеместно предоставить услуги медицинского обслуживания, в частности, в области здорового воспроизводства, развернуть работу по выбору противозачаточных средств с учетом большинства из них, снизить смертность беременных женщин до 42 человек на 100 тысяч, смертность младенцев до 31% приблизительно. Укрепить и расширить успехи внедрения 9-летнего обязательного образования, упор данной работы ставить на бедные районы м районы проживания нацменьшинств, практически удовлетворить потребности городов и подготовленных сельских районов в осуществлении образования высшей средней школы, повысить брутто-коэффициент числа учеников средней школы до 90% и выше, значительно повысить брутто-коэффициент абитуриентов ВУЗов. В городах и сельских районах, где имеются условия, создать первоначальную систему социального обеспечения. 

- К 2010 году сдержать численность населения страны в пределах 1 миллиарда 400 человек, обеспечить народу более зажиточную жизнь. Заметно улучшатся качественные характеристики нации, продолжительность сроков получения образования людей приблизится к передовому уровню развивающихся стран, население воспользуется услугами элементарного медицинского обслуживания и здорового воспроизводства, повсеместно осуществится программа по принятию выборочных противозачаточных мер с учетом большинства средств, нормализуется половое соотношение рождаемости. Будут приложены усилия к разрешению проблем постарения, к созданию первоначальной системы социального обеспечения, охватывающую все общество. 

- К середине 21 века численность населения страны достигнув пиковой отметки (приблизительно 1 миллиард 600 миллионов человек), будет постепенно сокращаться. Значительно улучшатся качественные характеристики и здоровье населения, массовой масштаб приобретает высшее и среднее образование. Будет создана целостная и эффективная система социального обеспечения. Более рациональной станет структура расселения и трудоустройства, значительно поднимется уровень урбанизации. Жизнь народа станет зажиточной, средний доход гражданина достигнет уровня среднеразвитых стран, общество будет более цивилизованным, и практически будут осуществлены гармоничное развитие народонаселения и экономики, общества, защиты ресурсов и экологии и модернизация страны. 

12. Основные принципы, которых придерживается Китай в решении проблем народонаселения и развития: 

- Комплексно решать проблемы народонаселения и развития. Ускорить социально-экономическое развитие, придавать особое внимание развитию науки и техники и делу образования, повысить уровень жизни народа и качественные характеристики населения, включить решение демографических проблем в разработку генерального плана социального и народохозяйственного развития страны, разработать и усовершенствовать различные вспомогательные политические установки, содействовать гармоничному развитию народонаселения и экономики, общества, защиты ресурсов и экологии, стабилизовать и усовершенствовать действующую политику рождаемости. 

- Комплексно урегулировать демографические проблемы. Создать и усовершенствовать аппарат управления и систему контроля народонаселения и планового деторождения, отвечающей требованиям рынка, прибегнуть к законодательным, просветительным, экономическим и административным мерам в комплексном решении вопроса народонаселения. 

- Сочетать государственное руководство с волеизъявлением масс. Государство вырабатывает политические установки и предоставляет необходимые гарантийные меры, равно учитывая интересы государства и личности, перспективы и краткосрочные интересы, интересы целого и частного, сочетает административное управление и массовую работу, повышает сознательность и активность участия масс. 

- Продвигать вперед в едином направлении, руководить по отдельным статьям. Упор делать на сельские и экономически отсталые районы, разработать приоритетные принципы, выявить показательную роль городов и развитых регионов, способствовать дальнейшему развитию разных регионов. 

- Ставить в центр внимания всестороннее развитие человека. Уважать статус народа, как хозяина страны, защищать его законные права. Сочетать плановое деторождение с развитием экономики, с работой по оказанию помощи народу как богатеть за счет честного труда, по образованию новых счастливых семей, предоставлять населению качественные услуги. 

IV. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 

Осуществление планового деторождения и предоставление качественного сервиса в области здорового воспроизводства населения

13. Сохранить низкий уровень рождаемости. Стабилизировать действующую политику планового деторождения, придерживаться намеченного и доказавшего себя на деле курса работы по народонаселению и плановому деторождению, создать отвечающую требованиям системы социалистической рыночной экономики аппарат управления и систему контроля. Усилить работу в низах, активно создавать условия для вовлечения работы по народонаселению и плановому деторождению в русло системы управления и предоставления комплексного сервиса низовых организаций квартальных комитетов. Придерживаясь конкретного подхода и надлежащего руководства, упор работы делать на плановое деторождение в сельских районах, в частности, в районах центрального и западного Китая, осуществить равномерное продвижение работы в разных регионах. Реформировать и усовершенствовать систему организаторской ответственности в работе по достижению цели решению проблем народонаселения и планового деторождения, способствовать изменению образа мышления и методов работы по плановому деторождению. 

14. Действенно предоставлять качественный сервис. Придерживаться принципа приоритета просветительной пропаганды, принятия противозачаточных мер, проведения регулярно работы, популяризировать научные знания, предоставить населению качественный сервис с производстве жизни и рождении детей, в максимальной мере удовлетворить запросы населения относительно планового деторождения и здорового воспроизводства, содействовать всестороннему развитию человека. 

15. Развивать дело здорового воспроизводства и соответствующих отраслей хозяйства. Повысить качество и наукоемкость продукции здорового воспроизводства, ускорить процесс обращения научных достижений в производство надлежащей продукции. Усилить научно-технические исследования и разработки в программе здорового воспроизводства и расширить строительство отраслевых баз. Распространять новую технику и новую продукцию, оптимизировать структуру продукции. Усилить управление рынком, нормализовать рыночную деятельность. 

Улучшить комплексные характеристики всего населения

16. Улучшить качественные характеристики нового поколения. Развивать дело здравоохранения женщин и детей, улучшить состояние их здоровья. Популяризовать знания о здоровом воспроизводстве и правильном кормлении ребенка. Проводить медицинский осмотр перед вступлением в брак и во время беременности, предоставить консультации по проблемам наследственности и услуги по обнаружению болезней новорожденных, профилактике и комплексному лечению детских заболеваний. Усилить медицинское обслуживание в предродовой и родовой периоды, советовать роженицам рожать в больницах и кормить ребенка грудью. Улучшить здоровье матери и ребенка, уменьшить случаи родовых травм, снизить коэффициент дефективности новорожденных. 

17. Улучшить физическое здоровье населения. Делай упор на предоставление услуг элементарного медицинского обслуживания на селе, усилить строительство сети медобслуживания в деревнях, развивать и усовершенствовать систем комплексных медицинских услуг на селе, создать и усовершенствовать систему элементарного медицинского обеспечения разной формы на селе. Вглубь развернуть просветительные мероприятия по важности здоровья крестьян, повысить сознание крестьян важности своего здоровья и способность самоконтроля над здоровьем. Развернуть всенародное движение за закалку здоровья, укрепить и улучшить здоровье населения. Улучшить условия жизненной среды, предоставить консультационные услуги по психическому здоровью, содействовать физическому и психологическому здоровью населения. Усилить работу по оказанию медицинских услуг в периоды молодости, беременности, климактерия и старости, повысить качественный уровень жизни населения. Развернуть активную профилактику и осуществить контроль над СПИДом и другими заразными заболеваниями. 

18. Повысить общеобразовательный уровень населения. Развивать дело элементарного образования, профессионального образования для взрослых и старых людей, снизить коэффициент неграмотности. Защитить право на образование несовершеннолетних, женщин, людей нацменьшинств, людей с физическими недостатками, бедных и специфически особых людей. Углубить реформы в области образования, всемерно продвигать дело просвещения в целях повышения качественных характеристик населения, обратить при этом большое внимание на воспитание творческих начал и развитие практических способностей человека, качественно повысить уровень подготовки специалистов. 

Продолжить осуществление 9-летнего обязательного образования, ликвидацию неграмотности среди людей молодого и среднего возраста, расширить масштабы внедрения высшего и среднего образования. Усовершенствовать систему по продолжению образования и постепенно создать систему пожизненного образования. 

19. Повысить идеологический и моральный уровень населения. Усилить понятие законности и законодательства у населения, изжить отсталые нравы и обычаи, взгляды и представления, сформировать новые ценностные ориентиры и моральные критерии, новое социальное поветрие и культурные традиции. Проявить внимание к здоровому росту подрастающего поколения, развернуть многообразные культурные и просветительные мероприятия, повысить моральный уровень подростков и молодежи, со всей серьезностью предотвратить опасные действия молодежи и подростков. 

Охрана прав женщин и детей 

20. Охранять право женщин на труд. Наделить женщин равными с мужчинами правами на производство и хозяйствование, повысить экономическое положение женщин. Расширить сферы занятости, увеличить шансы на трудоустройство, повысить уровень занятости женщин. Гарантировать трудовые права женщин в отношении зарплаты, выходных и социальных отпусков, условий труда, социального страхования и других сферах, надлежаще поставить работу по охране особого женского труда. 

21. Охранять политические, экономические и культурные права женщин. Ликвидировать дискриминацию женского пола, осуществить равноправие между мужчиной и женщиной. Гарантировать право женщины на участие в политической жизни общества и на образование, поощрять женщин утверждаться на позициях самоуважения, уверенности в себе, опоры на собственные силы и возмужание, создавать условия для участия женщин в управлении и решении важных проблем. Ратовать за равенство, цивилизованный образ жизни и дружную атмосферу в семье нового типа, за уменьшение домашних забот для работающих женщин. Охранять особые интересы несовершеннолетних, престарелых и женщин с физическим недостатками, карать грубую силу, посягательства на женщин, похищение и продажу женщин, разврат и проституцию и другую противозаконную преступную деятельность, надежно гарантировать право неприкосновенности личности и право на имущество женщин. 

22. Согласно закону охранять право женщин на рождение ребенка. Усилить у женщин понятие важности собственного здоровья, помогать им изменять взгляды на брак и рождение ребенка, согласно закону охранять право женщин на брак, на создание семьи, на рождение ребенка, а также права в период менструации, беременности, родов, кормления ребенка. Усилить просветительную работу об ответственности мужчин в работе планового деторождения и воспитании детей, повысить право голоса женщины в решении семейных проблем. Регулярно проводить медицинское обследование и профилактику женских заболеваний, гарантировать необходимое медицинское обслуживание в течение всего жизненного цикла женщины. Через разные финансовые каналы решать денежные проблемы с затратами на противозачаточные средства, предупреждение беременности и роды, обеспечить женщину необходимым медицинским обслуживанием и резонной материальной дотацией в период беременности, родов и кормления. Запретить дискриминацию и тиранию в отношении женщин, родивших девочек, или страдающих бесплодием. 

23. Помогать женщинам, находящимся в трудном положении, освободиться от бедности. Целенаправленно организовывать курсы по повышению общеобразовательного уровня и по оказанию помощи бедным, помогать женщинам овладевать трудовыми и производственными навыками, повышать их способности к достижению зажиточной жизни. Надлежащим образом поставить работу по оказанию медицинской помощи девочкам сиротам, изувеченным девочкам, одиноким и старым женщинам, не имеющим законных опекунов, потерявшим трудоспособность или оставшимся без средств к существованию. 

24. Охрана права детей. Охранять права детей на существование и развитие, право быть защищенным и право на участие. Улучшить среду жизненного роста детей. Воспитать всесторонне развитых в моральном, умственном, физическом и эстетическом отношениях детей. Мобилизовать все общество на заботу и помощь девочкам, детям с физическими недостатками и из разведенных семей, особенно бедным бездомных детям, запретить умерщвление новорожденных и отказ от них, строго карать противозаконную преступную деятельность такую, как тирания, изувечивание и похищение детей. 

Оптимизация распределения трудовых ресурсов

25. Активно и без поспешности продвигать вперед процесс урбанизации. Усилить строительство инфраструктуры и сервисных объектов в городах, качественно повысить строительство и развитие городов, оптимизировать городскую отраслевую структуру. Упор делать на развитие маленьких городов, активно развивать средние и малые города, усовершенствовать функции центральных городов регионов, выявлять радиальную и подтягивающую роль крупных городов. В едином порядке планировать развитие городов и сел, рационально размещать маленькие городки и сельские населенные пункты, выявлять роль деревни, как центра местной экономики и культуры, содействовать интенсивному развитию городов, усовершенствовать всекитайскую систему гармоничного развития крупных, средних, малых и небольших городов и городков. 

26. Содействовать упорядоченной миграции и перемещению населения. Создать единый, открытый конкурентоспособный и упорядоченный рынок трудовых ресурсов, реформировать управленческую систему мест прописок городского населения, постепенно урегулировать политические установки относительно изменения мест прописок, гарантировать право гражданина на нормальное перемещение места жительства и выбора профессий, содействовать рациональной миграции и расселению населения между городом и деревней и между регионами, рационально распределять людские ресурсы. Реформировать систему административного управления, отдавая приоритет местным властям, создать эффективную сеть управления и сервиса в предоставлении разнообразных услуг миграционному населению. 

27. Расширить сферы занятости. Реформировать систему трудоустройства, расширить сферы занятости и улучшить ее структуру в городах и селах. В дальнейшей мере развивать трудоемкие отрасли производства, активно развивать коллективное хозяйство и единоличные предприятия, создавая тем самым больше рабочих мест. Создавать системы периодической занятости, распространить форму гибкой занятости. Развивать рынок трудовых сил, совершенствовать систему услуг по трудоустройству, усилить профессиональную подготовку, создать систему трудоустройства с рыночным ориентиром. Для улучшения социальной среды в целях всестороннего развития труженика создать в городах и городках систему социального обеспечения, охватывающую все трудовое население. 

Смягчение и уменьшение бедности

28. Осуществить стратегию крупномасштабного освоения Запада. Придерживаясь позиции развития экономики и контроля над ростом населения, как говориться, браться за дело двумя руками, включить контроль над ростом населения, повышения качественных характеристик населения, рациональное расселение и разработку людских ресурсов в разработку единого стратегического плана крупномасштабного освоения Запада. Осуществить меры по оказанию помощи восточной части страны западной части, городов - селам, передовых районов - отсталым регионам. Учитывая неодинаковые причины бедности в разных регионах и в разные периоды, разработать надлежащие политические установки по оказанию помощи бедным районам, чтобы данная работа постепенно перешла от решения проблем питания, одежды бедного населения к повышению всего уровня социально-экономического развития данной местности. Осуществлять политику развития с уклоном в сторону бедных районов, посредством перевода платежа через финансовые каналы, инвестирования проектов, развития научно-технического образования, улучшения экологии, трудового обмена и другой деятельности, способствовать социально-экономическому развитию бедных регионов, постепенно поднимать силы бедных районов к саморазвитию. 

29. Сократить численность бедного сельского населения страны. Придерживаясь курса оказания помощи бедным районам методом освоения, усилить мощность штурмовых операций по ликвидации бедности, предпринять экономические, научно-технические, воспитательные меры, меры планового деторождения и другие для радикального изменения устоявшихся представлений бедного населения и их метода производства и образа жизни, поощрять меньше рожать детей, быстрее идти к зажиточности. Основным предметом работы и главным объектом помощи бедным районам должны стать беднейшие слои населения региона, при этом упор надо делать на места концентрированного проживания подобной части населения в целях улучшения условий их жизни и труда. Повысить научный уровень в развитии сельского хозяйства, расширить рынки, производить нужные рынку товары. Популяризировать образование, поднять уровень медицины и здравоохранения, улучшить качественные характеристики населения и поднять способность человека к саморазвитию. В местах, где имеются условия, постепенно создать систему социального обеспечения, снизить коэффициент возвращения к бедности. 

30. Предотвратить обеднение городского населения. Постепенно создавать и совершенствовать режим оказания помощи бедным горожанам, осуществить программу повторного трудоустройства, в широком плане расширить сферу занятости. Усовершенствовать систему основного страхования по старости, медицинского страхования, страхования на случай безработицы, обеспечить минимальный прожиточный уровень, повсеместно создавать режим страхования на случай производственных аварий, страхования по рождаемости в целях рассредоточения профессионального страхования. Развернуть работу по восстановлению здоровья работников особых профессий, восстановлению работоспособности травмированных тружеников. Поощрять население в оказании взаимной помощи и развертывания благотворительной деятельности, вести различные операции по коммерческому страхованию, сформировать многослойную сеть безопасного социального обеспечения. 

Охрана прав престарелых

31. Создать и усовершенствовать систему обеспечения по старости. Сформировать порядок услуг по благосостоянию престарелых, основой которого должно стать семейное содержание и домашний уход за престарелыми, его опорой - благотворительные услуги квартальных районов, его дополнением - работа благотворительных органов общества. Создать с городах систему основного страхования по старости, в селах придерживаться принципа оказания домашней заботы о престарелых, совершенствовать правила оказания материальной поддержки и режим "5 гарантий", а именно: гарантии питания, одежды, жилья, медобслуживания, погребения. Постепенно сформировать систему социального обеспечения по старости, сочетающую государственные, общественные, семейные и личные интересы, приложить усилия к улучшению состояния здоровья и жизни престарелого населения. 

32. Создать хорошую социальную среду для гарантии прав престарелых. Разработать и усовершенствовать законодательства и политические установки по охране прав престарелых. Усилить ревизский надзор над выполнением законов. Карать третирование, притеснение и бросание на произвол судьбы престарелых и другую противозаконную деятельность. Развивать лучшие традиции китайской нации, такие, как почтение престарелых и забота о них, гарантировать им средства к существованию и представление медицинского обслуживания, проявлять к ним внимание и заботу, дать им возможность продолжить образование, достойно провести досуг, мирно, спокойно и радостно прожить жизнь на склоне лет. Поддерживать престарелых в их желании продолжить свое образование, выявить их потенциал в участии общественной жизни, поощрять их опираться на свой ум и силы. 

33. Всемерно развивать отраслевое хозяйство для престарелых. Проводить исследования, разработку и производство материальных и духовных товаров, отвечающих потребностям престарелых. Идти путем отраслевого хозяйства, обобществлять услуги по обеспечению содержания престарелых в городах и селах, создавать и развивать сервисные программы и сеть обслуживания престарелого населения. Осуществить льготные меры в области налогообложения, предоставления кредитов, через разные каналы аккумулировать средства, полномерно использовать социальные ресурсы, развивать отраслевое хозяйство для престарелых. 

Улучшить экологическую среду жизни человека 

34. Усилить понимание важности гармоничного развития народонаселения и защиты ресурсов и экологии. Усилить единое планирование контроля над ростом населения, защиты окружающей среды и освоения ресурсов, укрепить подпорную роль народонаселения, ресурсов и экологии в развитии экономики. Изменить традиционные представления и образ жизни людей в отношении ресурсов и экологии, принять превентивные меры по защите экологии, нарушителей порядков подвергать взысканию, изменить положение ухудшения экологии в целях значительного улучшения экологии городов и сел страны. Усовершенствовать правила платного использования природных ресурсов и обновления ресурсов за счет материального возмещения. Повысить коэффициент комплексного использования ресурсов и его экономический эффект, пресечь разрушительное освоение ресурсов, смягчить противоречия между приростом населения и экономики, с одной стороны, и ограниченностью ресурсов, с другой. 

35. Изменить образ жизни и производства. Изменить образ жизни и производства чрезмерно расходующие ресурсы, сильно загрязняющие экологию и препятствующие продолжительному развитию, сформировать новую структуру потребления и формы хозяйствования, экономящие ресурсы и защищающие экологию. 

36. Охранять экологию важных регионов. Центр тяжести охраны ставить на регионы с наиболее острыми противоречиями народонаселения и экологии ресурсов. Научно обоснованно, рационально размещать районы, наделенные городскими функциями, повышать коэффициент единой переработки сточных вод и отбросов в городах, популяризировать чистые источники энергии, очистить воздух от загрязнений, усилить работу по озеленению. Рационально и экономно использовать земельные ресурсы, в особенности, пахотные угодья, ускорить темпы инфраструктурного строительства, рационально планировать производственную структуру и ее размещение, избежать пути "сначала загрязнение, а потом ликвидация его последствий". Принять усиленные превентивные меры против загрязнения бассейнов рек, гарантировать качество питьевой воды, пресечь варварское освоение ресурсов, в плановом порядке освобождать часть пахотных земель и обращать их в луга, озера, леса, крупномасштабно вести озеленение и работы по укреплению почвы и водных источников, предотвратить опустынивание земель, развивать экологически чистое сельское хозяйство. Усилить охрану многообразия биологических видов, пахотных земель, водных источников, лесных массивов, пастбищ и других природных ресурсов и всей биосферы в целом. 

V. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

Усилить правовое строительство 

37. Разработать и усовершенствовать законы и нормативные акты. Ускорить темпы разработок законодательства, повысить уровень исполнения законов, нормализовать, наделить правовой силой и научным обоснованием управленческую работу низов. Ускорить демократизацию в низах, осуществить демократический режим в вынесении решений, в управлении и контроле работы. Усилить пропаганду и воспитание в области законодательства, поднять у граждан сознание важности знания законов и правопорядков. Распространить режим исполнения административными органами законодательств, повысить качественные характеристики государственных служащих, формировать порядок работы в низах по комплексному урегулированию проблем народонаселения и планового деторождения. 

39. Усовершенствовать ревизский режим в выполнении законов. Усилить ревизскую работу над соблюдением законов. Создать полный режим ревизорства, включающий контроль со стороны юстиции, администрации, общественного мнения, общества и народных масс. Создать режим открытых судебных разбирательств. Создать порядок оценки и аттестации выполнения администрацией законов, гарантировать здоровое развитие народонаселения и планового деторождения. 

Усовершенствовать режим, направляющий интересы населения 

40. Создать режим управления и контроля народонаселения и развития. Разработать стратегию и план демографического развития, отвечающие социально-экономическому развитию, создать и усовершенствовать систему политических установок и управленческие меры по комплексному урегулированию народонаселения и планового деторождения, сохранить баланс между народонаселением и социально-экономическим развитием, освоением ресурсов и защитой окружающей среды. 

41. Создать режим, направляющий интересы населения в области народонаселения и планового деторождения. Посредством развития экономики, популяризации знаний, развития медицины и здравоохранения и других мер направлять людей сознательно участвовать в плановом деторождении. Разработать соответствующие политические установки приоритетного предоставления малых кредитов, выбора производственных проектов, получения научно-технической помощи и других мер в отношении семей, участвующих в плановом деторождении. Сочетать работу по народонаселению и планового деторождения с развитием экономики, оказывать помощь бедным районам в освоении ресурсов, в создании счастливой семьи нового типа. Помогать крестьянам разрешать практические трудности, поощрять их меньше рожать, быстрее идти к зажиточности. С семей, нарушивших правила планового деторождения, взимать плату за социальное поддержание. 

42. Создать порядок поощрения семей к участию в плановом деторождении. Награждать за ограничение рождаемости, делать уклон в сторону интересов благосостояния семей и отличившихся лиц. Семьям с одним ребенком выделить определенную сумму премии, в городах и селах, где имеются условия, родителям одного ребенка по уходу на пенсию, согласно обстоятельствам, предоставить необходимую материальную помощь. Семьям, участвующим в плановом деторождении, при распределении доходов коллективного хозяйства, пользовании услугами коллективного благосостояния, при разделе земли на стройку дома, при взятии земельного подряда и при трудоустройстве, оказании медицинской помощи, распределении квартир, принятии детей в ясли и школу и при других делах, предоставить приоритетные права. 

43. Создать систему социального обеспечения, благоприятные народонаселению и развитию, в особенности плановому деторождению. В деревнях создать систему обеспечения по старости и по здоровью детей, режим оказания медицинских услуг на кооперативных началах, бесплатной медицинской помощи материи ребенку, бесплатной вакцинации и операций по предупреждению беременности. В городах усовершенствовать комплексную систему страхования по старости, безработице и страхования безопасного рождения ребенка. Усовершенствовать режим по обеспечению прожиточного минимума городских жителей, постепенно повышать уровень прожиточного минимума. Поощрять общество принимать участие в благотворительных мероприятиях и организовывать помощь добровольцев, разрешать насущные проблемы населения. 

Усилить воспитание и пропаганду

44. Мобилизовать все общество и правительственные ведомства различных уровней на участие и поддержку строительства культуры во имя общего блага в области народонаселения и планового деторождения, создать архитектонику общественной пропаганды и воспитания. Посредством СМИ и в доступной и привлекательной форме развернуть регулярную воспитательную пропаганду, обращенную лицом в низы, к семьям, к народным масса, создать атмосферу всенародного внимания к проблемам народонаселения и планового деторождения. 

45. Развивать дело культуры в области народонаселения, содействовать всестороннему прогрессу общества, сформировать новую культуру в отношении рождения ребенка. Воспитывать людей в духе общественных моральных критериев и лучших семейных традиций, чтобы они соблюдали общественный порядок и законы, жили в супружеском согласии, любили детей и уважали престарелых. Содействовать сформированию научно обоснованных, цивилизованных, прогрессивных взглядов на супружество и рождение ребенка, на семейную жизнь и на старость. Принимать такие новые взгляды, как меньше рожать, быстрее идти к зажиточности, равноправие между мужчиной и женщиной, предпочтение позднего брака и позднего рождения ребенка, усилить всенародное осознание важности решения проблемы народонаселения. Активно проводить воспитание в области народонаселения, возрастных проблем юности, полового здоровья и здоровья престарелых, популяризовать научные знания о применении противозачаточных средств и предупреждения беременности, о рождении здорового ребенка и его воспитании, о здоровом воспроизводстве и здоровом старении. 

Создать систему научно-технического новаторства 

46.Поднять научно-технический уровень работы по народонаселению и развитию. Создать науку о народонаселении и развитии передового мирового уровня, содействовать смычке общественных и естественных наук, продвигать вперед развитие новых отраслей науки, смежных и соприкасающихся наук по народонаселению, образовать многоотраслевую и целостную науку о народонаселении, предоставив тем самым теоретическую основу для разработки научно обоснованной политики народонаселения и развития. 

47. Продвигать вперед дело научно-технического новаторства. Полномерно использовать последние достижения современной науки и техники, в особенности в области биологии, информатики, новых материалов и т.д. Усилить исследования в области фундаментальных наук, создать важную государственную лабораторию отраслевых наук по народонаселению и развитию, научно-технические центры и базы научно-технических новшеств, повысить творческий потенциал всего фонда науки и техники. Умножить научно-технические достижения в области народонаселения, в особенности, в таких ключевых звеньях, как урегулирование рождаемости и здорового воспроизводства населения, рождение здорового ребенка и его кормление и воспитание, бесплодие. Поднять уровень научных исследований и технического освоения, форсировать освоение новой техники, заимствование и распространение новой продукции. 

48. Качественно улучшить предоставление услуг, особенно технических услуг. Предоставить качественные услуги в области здорового воспроизводства, рождаемости, предупреждения беременности, лечения бесплодия, акцент делать на техническую помощь. Активно реализовывать программу "выбор противозачаточных средств с учетом большинства из них", вести профилактику и медицинское обследование женских заболеваний. Усовершенствовать работу низовых квартальных органов по оказанию здравоохранительных технических услуг, образовать комплексную модель медицинских услуг, отвечающую требованиям рынка. Создать систему гарантии качества услуг по плановому деторождению и ревизскую систему проверки качества работы. Улучшить условия предоставления услуг, нормализовать стандарты услуг, расширить сферы их предоставления, повысить качество услуг. 

49. Осуществить руководство в области народонаселения и развития с помощью информатики. Создать и усовершенствовать современную систему информатики в целях сбора информации, предоставления докладов, аналитических выводов и их публикации в области урегулирования проблем народонаселения, планового деторождения и здорового воспроизводства. Создать информационную сеть, архив документации и материалов, банк данных народонаселения и развития и планового деторождения, охватывающие низы в целях общего пользования информационных данных. Используя современные средства и информатику, своевременно популяризовать знания, предоставить информационные данные, проводить пропаганду, распространять научно-популярную литературу и открывать подготовительные курсы. 

Увеличивать капитальные вложение 

50. Постепенно увеличивать капитальные вложения в дело народонаселения и планового деторождения. Создать порядок работы, гарантирующий стабильность вложений, включить средства, предназначенные для планового деторождения в финансовый бюджет правительств различных уровней и гарантировать их предоставление. Постепенно поднять уровень финансовых вложений центра и на местах в дело народонаселения и планового деторождения, прирост вложение должен опережать прирост финансовых доходов. Делать уклон капитальных вложений планового деторождения в сторону центральных и западных регионов, районов проживания нацменьшинств, районов, пострадавших от стихийных бедствий и регионов с финансовыми трудностями. 

51. Создать режим разработки политических установок по народонаселению и плановому деторождению. Поощрять общественные организации и предприятия увеличивать вложения в эту область. Разработать льготные политические установки и меры премирования, методом материального стимулирования создать режим здоровой циркуляции общественных вложений. Создать порядок аккумуляции средств через многочисленные каналы, поощрять денежные пожертвования среди населения, общества и со стороны международного сообщества. Создать общественный Фонд народонаселения и планового деторождения и Фонд развития. Предоставить льготы в отношении процентных ставок и сроков кредитов. Поощрять предприятия и отдельные лица делать вложения в объекты по народонаселению и плановому деторождению. 

52. Повысить эффект использования средств. Обратить внимание на бедные и отдаленные районы, усилить строительство сети услуг по народонаселению и плановому деторождению в низах, разработать план капитального строительства и стандарты технического оборудования. Согласно конкретным обстоятельства различных мест рационально размещать и использовать ресурсы технической помощи соответствующих ведомств, выявить взаимодополняющие преимущества подобной помощи, повысить эффективность вышеуказанных вложений, усовершенствовать систему перевода платежа через финансовые каналы и режим выделения финансовых средств правительствами различных ступеней. 

Выявить роль неправительственных организаций и народных обществ

53. Выявить роль Федераций женщин Китая, профсоюзов, комсомольских организаций и общественных структур по плановому деторождению, обществ престарелых, неправительственных организаций, квартальных уличных комитетов и других массовых и общественных организаций самоуправления в управлении и предоставлении услуг в области народонаселения и планового деторождения. Правительство создает условия, разрабатывает порядок работы и политические установки относительно участия народных обществ в работе по народонаселению и развитию, привлекает их на участие в принятии решений, уважает право их голоса, предоставляет им средства, технику, информацию и направляет их работу. 

54.Согласно требованиям - усовершенствовать организационную структуру, создать режим постоянной работы, идти вперед и подавать пример, активно оказывать всемерные услуги - усилить строительство общество планового деторождения. Помогать и поддерживать эти общества, согласно их особенностям, развертывать многообразную пропаганду и воспитательную работу, предоставлять услуги, мобилизовать и направлять народные массы на самоусовершенствование, самоуправление и самообслуживание, с тем, чтобы эти общества стали мостом, соединяющим правительство и народные массы. 

Расширить международный обмен и сотрудничество

55. Активно участвовать в международных мероприятиях по народонаселению и развитию, предоставить международному сообществу возможность всесторонне ознакомиться с политикой и успехами Китая с области народонаселения и развития и усилиями, приложенными им для улучшения состояния прав человека в стране, углубить взаимопонимание на основе равенства и взаимного уважение, расширить сферы общих взглядов, находить общее при наличии разногласий. 

56. Усилить сотрудничество с международными и региональными организациями, правительственными и народными организациями различных стран, расширить сферы сотрудничества, разнообразить его формы. Развернуть сотрудничество в области совместных научных исследованиях фундаментальных наук народонаселения и планового деторождения, пропаганды и воспитания, предоставления комплексных услуг. Создать базы сотрудничества, выявить роль примера. Развернуть двустороннее и многостороннее сотрудничество с области народонаселения и планового деторождения, усилить международный обмен и подготовку руководящих, управленческих и технических кадров. Осваивать и заимствовать последние достижения науки, новейшие технологии и технику и полезный опыт.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования