header left
header left mirrored

Китай: обретение авианесущего корабля

Дмитрий Регентов
Цикл: «Военная мощь Китая»

Автор статьи благодарит Павла Ивановича Качура,  директора специальных проектов журнала "Армз", Россия за высказанные замечания и мнения по содержанию статьи и материалы по проектам кораблей советского периода, представленные для статьи.

Настоящей статьей начинается (смею надеяться) серия публикаций работ военного аналитика, моего коллеги - синолога ДМИТРИЯ РЕГЕНТОВА, который любезно разрешил использовать его материалы. 

И.Мажаров  

  Китай: обретение авианесущего корабля

Почему?

Развитие ситуации в последние годы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), характер которой определяется перенесением США центра своего внимания из Европы в Азию, заставляет страны региона все более внимательно следить за изменениями происходящими в соседних стран. (подробней об этом смотри в статье "Новый курс Америки. Доклад "Азия 2025" и стратегия "Joint Vision 2020"). В силу того, что в АТР отсутствует достаточно эффективный работающий региональный механизм консультаций, позволяющий разрешать многие диспуты между странами и находить какой то путь к снижению напряженности, район полон территориальных споров, можно сказать, тлеющих очагов локальных конфликтов. В отличие от Европы, где НАТО явилась той структурой, через которую был выработан эффективный механизм взаимодействия и консультаций, в Азии нет равнозначной военно-политической структуры ни в каком виде. 

Экономический кризис 1997-1999 гг. поставил под вопрос существования региональной политической структуры АСЕАН в том виде, в каком она существует. Даже создание в рамках АСЕАН Регионального Форума не помогло странам облегчить груз значительных проблем, накопившихся в течение долгого времени. К тому же, опыт работы Форума показывает, что он по характеру больше "разговорный", чем "деятельный" орган. 

Все это обуславливает повышенный интерес к увеличению военного бюджета, принятию какой-либо из стран этого региона программы модернизации вооруженных сил. Особенно, если это страны Китай или Индия, признанные кандидаты на главенствующую роль в этом регионе в 21 веке.

Китай, как и Индия, выгодно отличается от других стран региона наличием богатых природных ресурсов, народонаселением, продуманной политикой в области развития национальной экономики, что позволяет получать из года в год стабильный прирост в экономике.

Так, например, прирост ВНП КНР в этом году (2001), по заявлению Цю Сяохуа (Qiu Xiaohua) заместителя директора Государственного Комитета по статистике, учитывая расходы на реформу инфраструктуры, составит примерно 8 процентов. 

Внешний долг КНР уменьшился на 4 % и составил 132, 65 млрд. долларов. Государственный золотовалютный резерв на начало 2001 оценивался в 165,6 млрд. долларов США.

Стабильные темпы развития экономики позволили правительству КНР начать структурную и технологическую перестройку в вооруженных силах. Сокращая количественно численность ВС (с 3,5 млн. человек в 1998 году до 3 млн. человек в 2001 году и в планах сокращение еще на 500 тысяч человек до 2,5 млн. в 2010), руководство делает ставку на качественное повышение технологического уровня вооружений. Значительно возросло финансирование научно-технических исследований и науки, в целом. Так, в 2000 году на обслуживание научных работ и НИКОР было аккумулировано 146 млрд. юаней (что составляет, примерно, 17, 65 млрд. долларов США).

Ставя задачу построения сильного государства, руководство КНР, учитывая целый ряд негативных факторов, тормозящих развитие, разработало и приняло план по этапной модернизации вооруженных сил, как составляющей системы безопасности развития государства, и утвердила его первоочередность. Если рассматривать его, в общем, то план модернизации вооруженных сил КНР направлен на структурные изменения в составе ВС, повышение доли новых образцов боевой техники высоких технологий и модернизация существующих до уровня, позволяющего вести боевые действия в современных условиях.

В выступлениях на пленарном заседании депутатов от НОАК 4 сессии ВСНП 9 созыва члена Политбюро и Секретариата ЦК КПК, заместителя председателя Центрального военного совета (ЦВС) Чжан Ваньнянь (Zhang Wannian), члена Госсовета ЦК КПК, заместителя председателя ЦВС, члена Госсовета КНР Чи Хаотянь (Chi Haotian) подчеркивалось, что в период 10 пятилетки (2001-2005 гг.) НОАК должна сосредоточить усилия на обеспечении достижения значительных сдвигов в области эффективной подготовки военных специалистов, улучшении технического оснащения вооруженных сил и повышение их общей боеспособности в военных операциях с применением высоких технологий.

В рамках этого плана особенное внимание уделяется усилению и модернизации морского флота. Причинами такого особого внимания выступают целый ряд факторов, которые могут быть сведены в следующие группы:

а) Группа факторов военно-политического характера. Во-первых, военно-политический союз США и Тайваня, администрацию которого Китай рассматривает как незаконное правительство мятежной провинции. Союз, имеющий целью сохранение территориальной независимости острова, расценивается как угроза территориальной целостности Китая. К тому же, планы США развернуть в регионе ракетные системы театра военных действий (ТВД) (Theater Missile Defence), системы ПРО с привлечением к участию в программах своих региональных партнеров и союзников таких как Япония, Южная Корея, Малайзия несут потенциальную угрозу безопасности Китая и всей системе безопасности в регионе. Во-вторых, наличие у Китая ряда спорных островов в акватории прибрежных и внешних морей. Так например, острова Спратли (Наньша цюньдао) на которые одновременно претендуют Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филлипины, Парасельские острова (Сиша цюньдао), на которые предъявляет права Вьетнам, острова Сенкаку у Китая оспаривает Япония.

б) Группа факторов экономического характера. Во-первых, это возрастающее, с каждым годом, давление на прибрежную экономическую зону Китая со стороны соседних государств. Например, усиливающиеся трения с соседними странами из-за лова рыбы, в частности, с Филиппинами. Во-вторых, все большая зависимость от импорта из стран ЮВА углеводородного сырья в силу дисбаланса между потребностями энергетики и уровнем добычи, которая к 2010 году уже составит до 50% потребностей. В-третьих, дальнейшее вовлечение Китая в мировую систему глобальных транспортных перевозок - до 90% всех перевозок экспортных и импортных грузов Китая приходится на морские коммуникации. В четвертых, наличие пиратства, как угрозы экономической составляющей транспортных перевозок самого Китая в акватории Южно-Китайского моря, которые составляют до 27% от всего грузооборота страны. В пятых, наличие большого торгового флота с суммарным водоизмещением в 25,2 млн. двт. (4 место в мире по численности и 8 место в мире по грузоподъемности танкерного флота).

в) Группа факторов, связанных с защитой природных ресурсов, определяющих успешное развитие национальной экономики. К этой группе факторов следует отнести разведанные и предполагаемые запасы углеводородного сырья на шельфах Южно Китайского моря и в районе спорных островов Спратли. Морские районы богатые рыбными ресурсами составляющие значительную часть белкового рациона питания и являющиеся важным источником пищи в регионе.

Поэтому наличие мощных военно-морских сил, способных выполнить задачи правительства по установлению доминирующего контроля над акваторией внутренних морей, оказания влияния на формирование, в выгодном для Китая плане, военно-политической ситуации в регионе, отстаивание своих интересов в других частях океана является жизненно важной составляющей развития Китая, как одной из стран-лидеров мирового уровня. Китай официально - ядерная держава, является постоянным членом Совет Безопасности ООН, ряда международных организаций и одна из влиятельных стран-участниц форума стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.

Роль и значение авианесущего корабля в морской стратегии Китая.

Для полного понимания роли, которая отводится авианесущему кораблю в морской стратегии Китая, хотелось бы вкратце коснуться характера использования авианосца в существующих морских доктринах. 

Первой, по праву, можно считать доктрину, применяемую США и Японией (условно названная американско/японская тихоокеанская морская доктрина). Обе страны имеют прямой выход на большие водные пространства Тихого Океана, где разбросаны мелкие острова не позволяющие иметь достаточное количество баз для поддержания соответствующей группировки сухопутных и воздушных сил. Эта постоянная географическая составляющая морской стратегии поставила перед ВМС этих стран задачу постройки авианесущих силовых платформ способных, в независимости от баз, гибко действовать в тактическом плане, способных эффективно участвовать в операциях на суше и производить внезапные атаки на эскадры и морские базы противника. Такие корабли должны были иметь большой запас по ходу, обладать высокими способностями по проведению разведки в своих интересах, достаточной обороноспособностью, способностью действовать во взаимодействии с эскортом боевых кораблей. Такие задачи могла решать только крупная мощная авианесущая силовая платформа. Результатом осознания специфики района океанского ТВД стало создание больших авианесущих кораблей с авиагруппой в 50 - 100 самолетов.

Европейская доктрина (условно названная англо/французская) имеет значительные отличия от первой. В силу наличия разветвленной сети сухопутных баз на континенте, а также близость острова к континенту, что позволяет эффективно осуществлять воздушный контроль над морскими рубежами, роль авианосцев, как составляющей оборонного характера, невелика. В годы Второй Мировой Войны английские авианосцы использовались в качестве разведывательных платформ для обнаружения германских соединений и нанесения по ним торпедных атак. В настоящее время, основной задачей авианесущей группировки считается проведение операций в интересах командования сухопутных сил или в прибрежной зоне.

Советская, относительно молодая доктрина, сформировавшаяся на протяжении последних 50 лет, предусматривала строительство мощного морского флота, основываясь на положении об "активной защите морских рубежей". План по активному развитию флота после Второй Мировой войны был пересмотрен в пользу развития ПЛАРБ, отвечающих, принятой во времена Хрущева, концепции "дальнего ракетно-ядерного удара". В условиях нехватки средств, построение "сбалансированного" флота не представлялось возможным. Ситуация изменилась в 70 годы, когда авианесущие корабли стали рассматриваться в качестве эффективного средства проектирования силы. Всего было разработано пять проектов кораблей такого рода. Это: проект 1123 (класс "Москва" по классификации НАТО) первый корабль введен в строй флота 1966 г., проект 1143 (класс "Курилы" - "Киев") - 1975 г., проект 1143.4 (класс "Киев модифицированный") - 1987 г., проект 1143.5 (класс "Кремль") - 1990 г., проект 1143.7 (класс Блэкком-5) - не реализован. Но только последний реализованный проект 1143.5 - (с 1982 г. "Баку", с 1991 г. "Адмирал Кузнецов") отвечал всем требованиям, предъявляемым к универсальному авианесущему кораблю. Он позволял наносить удары непосредственно по кораблям противника, защищать группировку советских ядерных сил, защищать стратегические транспортные маршруты Советского Союза и наносить удары по маршрутам противника. Из анализа вооружения всех пяти проектов можно говорить о формировании "разно уровневой" доктрины использования авианесущих кораблей. Сочетание кораблей всех пяти классов позволяло осуществить задачи смешанного типа "тактическо-стратегического" характера.

Китайская морская доктрина, в своем развитии, также прошла несколько этапов. Все они совпадали с изменениями в экономико-политическом состоянии страны. Основанные в 1949 году китайские военно-морские силы (чжунго цзефанцзюнь хайцзюнь, Zhongguo jiefangjun haijun) на начальном этапе осуществляли стратегию "береговой обороны", разработанную в духе "Народной войны". Флот выполнял задачу охраны и защиты своей береговой зоны, не претендуя на акваторию, находящуюся вне установленной зоны. Вовлеченный в Корейскую войну Китай не имел достаточных сил для развития флота. Кроме того, американский флот практически взял под контроль акваторию, проводя тактику барражирования вод между Тайванем и Китаем. 

В середине 70-х годов экономическо-политическая ситуация в регионе меняется. Америка вывела войска из Вьетнама, увела флот из Тайваньского залива, отношения между Китаем и США стали "теплеть". Флот КНР начинает развиваться в рамках доктрины Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) "народной войны в современных условиях" и "военной стратегии активной обороны в исторических условиях высоких технологий". Но "культурная революция" не могла не сказаться негативно на успешном развитии флота. Выполнение плана развития так же стало под вопросом.

В начале 80-х годов в рамках курса коренных экономических реформ и построения сильного государства доктрина использования морских сил пересматривается с учетом внешнеполитических факторов. С возрастающим значением защиты морской экономической зоны и спорных островов пересматривается, соответственно, план развития флота. Основной задачей военно-морским силам ставится "оборона ближних морей" (эффективная оборона внутренних морей).

Изменения политической обстановки в мире в конце 80-х, начале 90-х годов предъявило новые, более жесткие требования к функциям морских сил в Азиатском регионе, поставила задачи нового уровня, которые невозможно выполнить без пересмотра действующей морской доктрины. В течение нескольких лет шло определение задач, которые должен выполнять флот Китая в 21 веке, осуществлялась разработка приоритетных направлений развития. Основными задачами в рамках новой морской доктрины, определенные китайскими экспертами, (которую можно назвать, "Доминирование в региональной акватории") являются:

а. Движение в сторону океана. Создание 300 мильной зоны территориальных вод Китая и осуществление эффективного контроля над целостностью прав Китая на акваторию.

б. Обеспечение и усиление морского суверенитета и морских прав Китая. Недопущение повторения ситуации прошлого века (19 века), когда Китай был оттеснен с морской арены, осуществлением принципа "не потерять ни сантиметра суши, не уступить ни сантиметра моря". 

в. Сохранение единства страны. Реагирование на проявление независимости Тайваня с нанесением удара по амбициям сепаратистов. Установление полного контроля в воздушной и морской области Тайваньского залива и обеспечение десантной операции.

г. Перенесение передней линии морской обороны за пределы экономической зоны Китая. Постепенное углубление морской обороны в западной части Тихого океана. Создание "голубой океанской оборонной силы" (Blue Ocean Defence Power, Lanshui Yanghai Fangyu Nengli) способной, в условиях мира и безопасности, играть решающую роль в Западной части Тихого Океана.

д. Превращение Китая в сильную державу Западной части Тихого Океана.

Как видно из контекста задач, значение мощной оперативной морской группировки, в структуре морских сил Китая, неизмеримо возрастает. Это так же обуславливает ввод в состав сил передовых боевых кораблей и построение тактики ведения боя на совершенно новых, отличных от прошлых, принципах.

Основой для построения новой тактики все командующие ВМС Китая, начиная с адмирала Лю Хуацюнь (Liu Huaqun) (кстати, бывшего слушателя Академии имени Ворошилова, СССР) считают "приобретение" авианесущего корабля, который сформирует боевую группу, "сбалансированную в трех измерениях силы" - воздушной, надводной и подводной. Говоря о формировании "сбалансированной" боевой группы, китайские специалисты видят авианесущую группу в качестве ядра группы. Анализ выступлений и статей показывает, что в состав первой авианесущей группы возможно включение, помимо авинесущего корабля, вертолетоносца (вероятно, что таким станет переоборудованное торговое судно) с 5 вертолетами системы оповещения, 10 вертолетами противокорабельной борьбы, связи, поиска и спасения. В состав также войдет боевая группировка из 6-8 боевых кораблей (фрегаты класса "Цзянху" "Jianghu", эсминцы класса "Луху" "Luhu") и 2-3 ударных подводных лодок с атомными силовыми установками, а также корабль обеспечения, корабль - топливный заправщик. Такой состав группы, в принципе, соответствует существующим принципам построения аналогичных групп, и китайские эксперты вряд ли смогут предложить что-то новое, как по составу, так и по принципам построения порядка. Вполне вероятно, что в разрабатываемой тактике построения и боевого использования можно будет увидеть, если таковая будет обнародована, значительное влияние американского "стиля" подработанного с учетом задач на театре действий в Южно Китайском море и внешнем периметре 300 мильной зона и западной части Тихого Океана.

История обретения

Не имевшие достаточного технологического опыта в строительстве кораблей такого класса китайские специалисты обратили свое внимание на международный рынок авианосцев. В течение двух десятков лет китайские "покупатели" активно проводили переговоры с потенциальными продавцами в Южной Америке, Европе, Австралии, России и Украине. Во многих случая они получали положительную реакцию на предложения продажи и подряд строительства. Но никогда Китай не обращался с такими вопросами к американским фирмам, так как китайцы прекрасно понимали, что американское правительство никогда не позволит такой технологии попасть в их руки. Доказательством этого может служить история с 52 тысячитонным авианосцем "Корэл Си" (USS "Coral Sea"), который был разделан силами американских фирм, что обошлось в круглую сумму. 

Первым авианосцем, к которому китайцы открыто проявили интерес, в форме покупки корабля в виде лома, был авианосец Винтицино дэ Майя (Vienticinco de Mayo) класса "Колоссус" (Colossus). Корабль был простроен в 1945 году для Британского флота, в 1948 продан Королевским ВМС Нидерландов, позже продан ВМС Аргентины. Пройдя модернизацию, корабль стал соответствовать уровню класса Супер Этендард (Super Etendard). Сделка активно прорабатывалась, но, в силу ряда причин объективно и субъективного характера, не была завершена.

Первым авианосец, который был куплен китайцами в виде металлолома за 1, 4 млн. долларов стал австралийский авианосец Мельбурн (Melbourne). Заложенный в 1943 году на верфях Виккерса (Wickers) (Англия) для Королевских ВМС Англии под именем Мажестик (Majestic), он был законсервирован и достроен только в конце 40-х - начале 50-х годов. В строй австралийских ВМС он был введен под именем "Мельбурн" (Melbourne) в 1955 году. Он прослужил самую долгую службу в рядах австралийских ВМС. Вплоть до 1985 года он находился в строю. После продажи корабля Китаю, он был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 году был разделан, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения строения авианосца. Так, в 1995 году палуба авианосца использовалась для летной подготовки пилотов морской авиации на специальных курсах, созданных по настоянию Адмирал Лю Хуацюнь (Liu Huaqiong). (До этого пилоты курса отрабатывали укороченный взлет и посадку на участке простой дороги.) Катапульта, тормозная система, лифтовые и другие механизмы стали объектами пристального внимания китайских специалистов, что говорило о наличии пробелов в технологической части по данным механизмам.

Большое внимание уделялось так же авианосцам, построенным во Франции. Во время визита в 1996 году в Париж делегации высокопоставленных военных Китая, была высказана заинтересованность в приобретении авианосца Климансо (Clemenceau), который был введен в строй флота в 1961 году и должен был быть выведен из состава в 1997 году. Но сделка не состоялась и корабль был сломан во Франции. Вместе с тем, при продаже Китаю вертолетов Супер Фрелон (Super Frelon) и Дофин (Dauphin) французская сторона выразила согласие на проведение обучения китайских пилотов, в рамках контракта, в посадке на авианосец.

Испанская кораблестроительная компания Импреса Насиональ, Базан (Empresa Nacional, Bazan) увидев заинтересованность Китая в авианосце среднего класса, предоставила на рассмотрение два проекта постройки авианесущего корабля. Оба проекта представляли собой низкостоимостные проекты легкого корабля, водоизмещением в 16 тысяч тонн, с обычным взлетом и посадкой, с возможностью иметь на борту 21 самолет и 4 вертолета. По своим характеристикам оба проекта соответствовали проекту авианосца ВМС Таиланда Чакри Нерубет (Chakri Nerubet). В 1995 глава компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, но переговоры закончились ничем. Позднее, представители китайской стороны посещали вышеупомянутый авианосец ВМС Таиланда, имея вполне конкретные цели ознакомления и установления возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности испытываемые Таиландом в тот момент.

Наиболее благоприятным рынком покупок для Китая стала Россия.

Первым удачным приобретением стал тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Минск". ТАВКР "Минск", второй в серии кораблей проекта 1143 был спущен на воду в сентябре 1975 года и введен в состав флота в 1978 г. Интересна история приобретения Китаем корабля. На момент продажи (середина 90 - х годов) 45 тыс. тонный "Минск" являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании, корабль отводится в один из портов Южной Кореи и "застревает" там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых и иных причин, оказалась не в состоянии "освоить" такой корабль и подвернувшиеся "кстати" в 1997 году китайские инвесторы из Шэньяна, Китай (Shenyang, Zhongguo) купили его за 5 млн. долларов США. Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану. После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 млн. долларов США, корабль, превращенный в аттракцион под названием "Минск Уорлд", встал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь (Shenzhen), недалеко от Гонкога (Hong Kong, Xiangang). После ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет "поверхность-воздух", и отработавшие свой ресурс самолеты "Миг 23", после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции. 

Второй удачной покупкой стало приобретение китайской компанией "Tianma Shipbreaking", Тяньцзин, КНР (Tianjing, Zhongguo) за 70 млн. юаней (примерно за 8,4 млн. долларов США) авианесущего крейсер "Киев". ТАВКР "Киев", головной корабль серии из трех кораблей проекта 1143 был спущен на воду в декабре 1972 г. и введен в состав флота в 1975 году. К моменту покупки ТАВКР "Киев" состоял 20 лет на службе (хотя был рассчитан на 25 лет) и был выведен из состава в 1995 году. 17 мая 2000 года корабль был буксирован из ВМБ "Видяево", Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду 30 августа 2000 года корабль длиной 273 метров встал на якорь в бухте порта. Первоначальные планы по слому и переплавке вероятно изменились, так как Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро по использованию корпуса ТАВКР "Киев" в туристическом бизнесе. Более всего вероятней, что корпус авианосца "Киев" будет использован в качестве тематического центра, подобно корпусу авианесущего корабля "Минск". Ремонт планировался осуществить с привлечением мощностей шанхайских судоверфей. На данный момент более детальной информации о судьбе корабля у автора нет.

Третья сделка по покупке авианесущего корабля на рынке постсоветского периода стало приобретение на Украине ТАВКР "Варяг". Заложенный в декабре 1985 году на верфях Черноморского судостроительного завода имени 61 коммунара в городе Николаев, Украина вторым в новой серии авианесущих крейсеров проекта 1143.5 (первым был ТАВКР " Адмирал Кузнецов") ТАВКР "Варяг" был спущен на воду в ноябре 1988 года. Длина его составляла 306 метров, ширина 72 метра, водоизмещение 67 тыс. тонн. Вооружение составили бы ракетные комплексы и авиационная группа в 60 самолетов. Из-за политических (распад СССР, неопределенность статуса Черноморского флота) и финансовых проблем (нехватка средств у государства России на продолжение строительства) крейсер, готовый на 70 процентов, в январе 1992 года был "заморожен", а в 1994 году Россия полностью отказалась от участия в достройке корабля. Учитывая, что николаевские судостроители тратили на поддержание на плаву корабля до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на установленное на корабле оборудование истекли, не имело смысла продолжать строительство и правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от него, продав по приемлемой цене. Покупатель нашелся только в 1998 году. В марте обладателем корабля стала компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, расположенная в Макао (Makao, Aomen) (бывшая португальская колония на юге Китая). Эта компания стала единственным участником международного тендера объявленного Украиной и, соответственно, покупателем корабля. Проданный за 20 млн. долларов США (стартовая цена тендера) корабль должен был быть отведен через Босфорский пролив для последующего ремонта и переоборудования в плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях предполагалось разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры. Совершенная сделка неожиданно наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в проливе. Мотивируя отказ, угрозой судоходства при проходе через узкий пролив Стамбула, Турция долгое время не соглашалась вести переговоры на эту тему. Отказав в пропуске судна, Турция, по всей вероятности, руководствовалась не только "угрозой судоходства". По замечаниям экспертов немалую роль в этом сыграли США, которые крайне обеспокоены действиями китайцев на этом направлении. По сообщениям прессы, ссылающейся на информированные источники, руководство НАТО и соответствующие службы США выражают сомнения в том, что построенный на 70 процентов авианосец будет использован для создания гостиничного комплекса, а не для постройки, соответствующего его профилю, корабля. А если к этому добавить факт присутствия во главе компании из Макао военных, хотя и бывших (глава компании бывший высокопоставленный военный, а из шести членов совета директоров четверо отставные офицеры Военно-Морских Сил КНР), переход Макао под юрисдикцию КНР в 1999 году и сумму перестройки в гостиничный комплекс в полтора миллиарда долларов США, то вероятность такого исхода представлялась возможным.

К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИДа. Во время визита министра иностранных дел Китая Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) в Турцию этот вопрос был обсужден и правительство Турции пошло навстречу. Китай также пошел навстречу Турция, пообещав предпринять все необходимые меры предосторожности при проводке и активизировать туристический поток китайских туристов в Турцию (ежегодно их количество оценивается в 180 млн. человек).

Таким образом, на начало 2001 года КНР получил в свое распоряжение четыре авианесущих корабля, один из них был разобран и досконально изучен, остальные три используются для получения информации техническо-конструкционного плана в тех областях, в которых китайские конструктора испытывают затруднения.

Примерные технические данные авианесущего корабля китайской постройки

Китайские теоретики и практики военно-морского дела в течение долгого времени обсуждали проблему использования авианосца. В последнее время дискуссия была перенесена со страниц специализированных изданий на страницы массовых, популярных изданий, и в Интернет. Но все участвующие в диспуте специалисты, как один, сходились на положении, что без авианесущего элемента в структуре морской силы не возможно достижения прочного, доминирующего положения в акватории, установление устойчивого контроля в заданном районе. Без авианосца, без авиационного прикрытия район действий флота или эскадры весьма ограничен. В качестве аргумента обе стороны приводили расчеты того, что авианосец с 40 самолетами соответствует по эффективности 200 - 600 самолетам берегового базирования. Кроме того, авианосец в 50 раз превосходит любой другой боевой элемент по зоне эффективного прикрытия.

В 1992 году был одобрен план разработки и строительства авианесущего корабля. План обсуждался во всех эшелонах власти, и в 1993 году руководящие лица ВМС Китая озвучили публично намерение Китая начать разработку и строительство авианесущего корабля. Но в силу ряда причин, план не был воплощен. Примерно, в 1995 году в японской печати появились сообщения о решении руководства Китая возобновить работы по этому плану, и стремлении построить два авианесущих корабля, в течение 10 лет, начиная с 1996 года. Вполне возможно, что в плане, имевшим изначально цель строительство двух кораблей этого проекта, будет осуществлена корректировка в сторону увеличения числа до трех. По мере спуска на воду, готовые авианосцы будут вводиться в строй трех флотов для придания им, тем самым, большей оперативности, мобильности в развертывании, повышения возможности в выполнении различных задач. 

Вполне очевидно, что в очертаниях первого авианесущего корабля Китая будут видны контуры английского проекта авианосца Мажестик (Majestic) со всеми вытекающими последствиями в компоновке. По всем характеристикам, собранным экспертами, авианесущий корабль проекта "9985" больше всего подходит под определение тяжелого авианесущего крейсера ТАВКР.

По сообщениям западных агентств, строительство авианесущего корабля проекта "9985" уже началось (вероятно в 1999 году) на Шанхайском судостроительном заводе (Shanghai jiannan zaochuanchang, Шанхай цзяннянь цзаочуанчан). Поставка стальных листов для строительства осуществляется металлургическим заводом "Шанхай Баошань" (Shanghai Baoshan gantiechang, Шанхай Баошань гантиечан). Водоизмещение корабля составит примерно 48 тыс. тонн. Доказательством может служить тот факт, что на военно-морских базах в Даляне (Dalian), Шанхае (Shanghai), Чжаньцзяне (Zhanjiang) ведется реконструкция причалов, после которой базы будут в состоянии принимать корабли такого класса. В качестве силовой установки, вероятней всего, будут выбраны паровые турбины типа TB 12 китайского производства (производства компании "Лудунчан" Ludongchang) позволяющие развить скорость до 30 узлов. 

При планировании оснащения системами вооружения, вероятно, будет учтен накопленный опыт боевого использования кораблей такого класса. Поэтому, вполне вероятно, что на авианосец первого проекта возможна установка корабельных ракетных систем вертикального старта. Кроме того, обязательно будут установлены ракетные системы ПВО ближнего радиуса действия и противокорабельные и противолодочные ракетные системы.

Для ведения боя в ближней зоне, поражения низколетящих объектов (самолетов и крылатых ракет) возможна установка 7-8 единиц 37-мм. скорострельных автоматических пушек китайского производства соединенные в единый комплекс через высокоскоростную систему управления огнем. 

Размещение корабельных запасов боеприпасов вероятней в корме и на баке.

Система управления огнем будет включать в себя комплекс РЛС и автоматизированную систему управления ведением боя. Вероятна установка самостоятельно разработанной Китаем радиолокационной станции системы ПРО и ПВО KS-1. Эксперты предполагают, что система автоматизации (включающая в себя систему управления огнем и систему отображения информации в реальном времени) будет соответствовать уровню аналогичных разработок ведущих стран 80-х годов.

Возможно, что предполагаемое использование Су-30, из-за его мощного радиолокационного потенциала, в качестве воздушного командного пункта, в связке с вертолетами системы оповещения, сделает систему управления наиболее эффективной и гибкой.

Системы и средства РЭБ и разведки вероятно всего будут установлены китайского производства. Они будут обеспечивать достаточную полноту разведки в интересах группы и защиты корабля. Ожидается, что предлагаемое комбинированное использование систем и средств (корабельных и контейнерных на подвесках боевых самолетов) значительно повысят уровень защищенности и выживаемости корабля.

Кроме того, использование контейнеров с разведывательной аппаратурой снизит количество самолетов разведывательной авиации в составе авиагруппы.

В состав авиагруппы вероятно войдут 24 боевых самолета, а также 13 дополнительных самолетов (разведчики, топливозаправщики, противолодочной обороны). Основу группы, судя по последним сообщениям прессы, все же составят боевые самолеты марки "Су-33". По сообщениям Дальневосточного филиала РБК (филиал компании "Росбизнесконсалтинг") от 22 апреля 2001 года на КНААПО завершились переговоры между российскими и китайскими специалистами по вопросам поставок "Су-27" ("Су-33" является вариантом, разработанным на основе "Су-27", для базирования на авианесущих кораблях). В качестве основного требования со стороны китайских заказчиков стало оборудование самолетов уникальной авионикой и возможностью взлетать с площадки размером в десять соток. Кроме того, высказывались предложения о включении в состав группы боевых самолетов китайского производства марки "Цзян-7", что, учитывая разницу в требованиях предъявляемых к обслуживанию этих двух типов, представляется маловероятным.

По аналогии с составом авиагрупп других авианесущих кораблей в мире, вероятно, включение в состав вертолетов для проведения спасательных операций, РЭБ и противолодочной обороны. Частично это подтверждается тем, что во время заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству России и Китая поднимался вопрос о продаже Китаю партии вертолетов семейства "Камов" - "Ка-27" - корабельного базирования и "Ка-28" - противолодочной обороны. 

Для использования в качестве разведывательного самолета возможна реанимация и закупка украинского самолета палубной авиации "Ан-71" либо модернизация и соответствующее оснащение самолета китайского производства типа "Юнь-7", "Юнь-10". Хотя последнее, маловероятно, в силу отсутствия у китайских конструкторов опыта создания машин такого назначения. "Ан-71" имеет радиус до 200 миль, продолжительность пребывания в воздухе до 5 часов, максимальная скорость 650 км/час, потолок 10800 метров и специально разработан для использования с авинесущих кораблей. Хотя проект и был в свое время остановлен, китайская сторона проявила интерес к данному самолету. Российский вариант палубного самолета - разведчика "Як-44Э" дальше макета не продвинулся и не может быть рассмотрен в качестве варианта для поставок.

Ожидается, что вступление в строй первого авинесущего корабля произойдет к 2005 году. Принимая во внимание факт закладки корабля в 1999 году, эксперты рассчитывают время вступления в строй примерно по такой схеме: тир года - время, необходимое для постройки, как минимум, один год, уйдет на оснащение, обучение и ходовые испытания займут 2 года, что все вместе составляет 6 лет. 

Таким образом, можно предполагать, что к 2005 году (или позже) Китай присоединится к "клубу" стран имеющих на вооружении авианесущие корабли, что конечно же скажется на военно-политическом положении в Юго-Восточной Азии и, в целом, в мире.

Источники:

  1. Статья. "Dragong's Dragonfly: The Chinese Aircraft Carrier." by Vijay Sakhuja, Research Fellow, IDSA. 
  2. Новостная лента Интернета: http://Asiatimes.narod.ru/ 
  3. Новостная лента Интернета: http://asiapacific.narod.ru 
  4. Новостная лента Интернета: www.insidechina.com 
  5. Новостная лента Интернета: http://military.china.com/zh_cn/news/ от 3 марта 2001.
  6. Статья "Флот против флота" Военно-морские сила Пекина и Тайбэя могут сыграть важную роль в гипотетическом конфликте между "двумя Китаями". Нарат Резяпов. Независимое военное обозрение, 2000.10.27
  7. Статья "Модернизация ВМС НОАК и региональная стратегия Китая" Константин Макиенко. Центр АСТ. (www.cast.ru/russian/publish/1997/june-july/6.html) 
  8. Новостная лента Интернета: www.km.ru 
  9. Сборник China Reform Monitor, No. 350, December 12.2000. American Foreign Policy Council, Washington, D.C. (www.afpc.ord/crm/) 
  10. Новостная лента Интернета: www.lenta.ru/world/1999.11.04 
  11. Новостная лента Интернета: www.allnews.ru/world/2000.12.04 
  12. Статья "Китайский Варяг идет в Дарданеллы" Алексей Синицин. "Известия" от 12 января 2001 г.
  13. Информационный ресурс: www.rusnet.nl/info/infomessage 
  14. Информационный ресурс: www.avias.com/aviation/314.html 
  15. Информационный ресурс: www.worldstat.ru/china_gos.html 
  16. Справочник: "Военно-Морской Флот России и СНГ. Справочник." Автор А. С. Павлов, 1992 г. Якутск.

Москва 28 мая 2001 года.

Регентов Дмитрий Павлович, Издательский Дом "РА Интервестник" (Москва, Россия), информационно аналитический отдел редакций журналов

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования