header left
header left mirrored

Лунмэньшику

Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику
ХУАН ЛИВЭЙ

 

«В пещерах и нишах района Лунмэнь сохранились наиболее выдающиеся произведения изобразительного искусства позднего периода династии Северная Вэй (386 – 534 гг.) и династии Тан (618 – 907 гг.). Эти художественные произведения на буддийские сюжеты представляют собой лучшие образцы резьбы по камню в Китае».
Культура многих народов мира записана в камне. Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику («Ворота дракона»), расположенный в 13 км к югу от города Лоян пров. Хэнань, – это каменная летопись истории страны V – X вв.
Сооружение комплекса Лунмэньшику началось более 1 500 лет тому назад при императоре Сяовэнь династии Северная Вэй и продолжалось более 400 лет. На склонах гор, на протяжении 1 км с севера на юг, насчитывается более 1 300 пещер, 2 345 пещерных храмов, 3 600 каллиграфических гравюр, более 50 буддийских башен-пагод и свыше 97 тыс. статуй. Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику вместе с Могаоку в Дуньхуане (пров. Ганьсу) и Юньганшику в Датуне (пров. Шаньси) называют «тремя сокровищницами каменной скульптуры Китая», которые занесены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.
Императорский стиль
Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику был возведен на склонах горного ущелья Лунмэнь на берегах реки Ишуй. Район Лунмэнь – не только важный транспортный узел, но и очень красивая местность с хорошим климатом. Издавна люди любили посещать эти места, чтобы насладиться природными красотами. Камни в местных горах очень хорошо поддавались обработке и подходили для резьбы и скульптуры. Вот почему храмовый комплекс было решено построить именно здесь.
В истории Китая Лоян был столицей 9 династий, императоры большинства которых были буддистами и весьма способствовали распространению и развитию этой религии. Денег на создание храмов и их украшение не жалели. Поэтому Лунмэньшику до сих пор поражает своим масштабом и великолепием, это поистине императорский стиль.
С 493 г., с момента переноса по указу императора Сяовэня (династия Северная Вэй) столицы в Лоян, началось активное строительство многочисленных буддийских монастырей и храмов, в том числе и сооружение комплекса Лунмэньшику.
Лунмэньшику – был местом паломничества членов императорских домов династий Северная Вэй и Тан. Благодаря повышенному вниманию сынов Неба к созданию комплекса, здесь были сосредоточены самые лучшие мастера резьбы по камню, которые создали настоящие шедевры. Комплекс Лунмэньшику служит косвенным примером силы императорской власти и имеет глубокое религиозное значение. В подъеме и падении Лунмэньшику отразилось изменение отношения к буддизму правящей власти в течение V – X вв. и социально-политические преобразования того времени.
Пещеры династии Северная Вэй
Самой первой была сооружена пещера Гуян. В ней несколько сотен ниш. Стены пещеры оформлены искусно выполненными изображениями, основанными на буддийских сюжетах. Очень часто статуи Будды создавались на средства прихожан. На каждой статуе выгравированы имена дарителей, дата создания и событие, в честь которого ее установили. Эти статуи стали бесценными материалами для изучения каллиграфии и скульптуры династии Северная Вэй.
В пещере Гуян сохранились 19 из 20 надписей Лунмэньшику, которые считаются самыми ценными памятниками каллиграфии периода Северная Вэй и своеобразной вехой в истории развития китайской письменности. В них сочетаются стили лишу династии Хань и кайшу династии Цзинь.
Позже были построены три пещеры Биньян. Центральная считается самой красивой из созданных во время правления Северная Вэй. На ее сооружение ушло 24 года. В пещере 11 статуй Будды, главная из которых статуя Шакьямуни, по обеим сторонам четыре статуи учеников и Боддхисатв. Стены пещеры украшают барельефы Боддхисатв и знаменитых монахов-подвижников. Изображения выглядят как живые. К сожалению, за долгие годы существования комплекса многие шедевры были украдены и вывезены за границу.
Из пещер, построенных в последние годы правления императорского дома Вэй, знамениты пещеры Ляньхуадун («Лотос»), Хошаодун («Горящий огонь»), Хуанфугундун («Князь Хуанфу»), Вэйцзыдун («Каллиграфия династии Вэй») и т. д. Пещера Яофандун («Пещера рецептов лекарств») получила свое название из-за многочисленных лекарственных рецептов, которые записаны на ее стенах. Эти рецепты появились даже раньше, чем знаменитый трактат по медицине «Цяньцзиньфан» («Тысяча золотых рецептов с комментариями»), который был написан известным лекарем династии Тан Сунь Сымяо и считается первой энциклопедией клинической медицины.
Пещеры династии Тан
В течение ста с лишним лет после падения династии Северная Вэй сооружение Лунмэньских пещерных храмов постепенно сворачивалось. Лишь с династии Тан строительство возобновилось, было возведено 60 %пещер. В основном они расположены на западных склонах гор Лунмэньского ущелья и тянутся с юга на север. Те, что находятся на восточной стороне, были построены в период императрицы У Цзэтянь. В число шедевров Лунмэньских пещерных храмов, построенных при династии Тан, входят Цяньсисы («Монастырь подземного ручья»), Ваньфодун («Пещера десяти тысяч Будд») и Фэнсяньсы («Монастырь поклонения предкам»).
Фэнсяньсы – самая грандиозная пещера в комплексе Лунмэньшику, была сооружена на собственные деньги принцессы У Цзэтянь до ее вступления на престол. Открытая ниша была сделана в точности по описанным в «Хуаяньцзин» канонам. В пещере установлена великолепная статуя Будды Вайрочаны высотой 17,14 м. Высота головы статуи достигает 4 м, а его уши – 1,9 м. Полноватый лик Вайрочаны выражает спокойствие и гармонию. Создавая это произведение, авторы имели цель отразить богатство и могущество династии Тан, а также и ее высочайшие достижения в культуре. Великолепное мастерство скульпторов древнего Китая вызывает восхищение и сегодня. Существует мнение, что прообразом этой статуи послужила сама императрица У Цзэтянь.
По сравнению с династией Северная Вэй, в пещерах, сооруженных при динасии Тан, преобладают изображения Будды Майтрейи. Это объясняется тем фактом, что императрица У Цзэтянь поклонялась именно этому воплощению Будды.
Второй расцвет Лунмэньшику завершился вместе с правлением У Цзэтянь. В 705 году она отреклась от престола и скончалась. В комплексе Лунмэньшику стали все реже сооружать статуи Будды Майтрейи.
В течение более 1 500 лет древние скульпторы писали летопись развития и упадка буддизма, могущества и падения династий. В этой «книге» они оставили потомкам бесценные произведения скульптуры, каллиграфии, архитектуры, а также сведения об одежде, музыке и даже медицине тех времен. Поэтому пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику по праву можно назвать самым огромным учебником китайской истории.

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования