header left
header left mirrored

КОМПЛЕКС МОГАОКУ

ПЕЩЕРНО-ХРАМОВОЙ КОМПЛЕКС МОГАОКУ
ЧЖАО ЦЗЮНЬ


В 1987 г. пещерно-храмовой комплекс Могаоку был внесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.
Комитет мирового наследия так оценил этот памятник культуры: «Пещерно-храмовой комплекс Могаоку расположен в стратегически важном узле на древнем Шелковом пути, который был не только перевалочным пунктом в торговле между Востоком и Западом, но и центром слияния различных религий, культур и знаний. 492 пещеры и пещерных храма в Могаоку известны всему миру своими образцами расписной скульптуры и настенной живописи и демонстрируют величие тысячелетнего буддийского искусства».
ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЧУДО В ПУСТЫНЕ
Могаоку находится далеко от многонаселенных городов, но при этом обладает такой магнитной силой, что каждый паломник готов преодолеть далекий путь, чтобы посетить его.
Пещерно-храмовой комплекс Могаоку расположен в пустынном местечке Северо-Западного Китая – на склонах горы Миншашань в окрестностях города Дуньхуан провинции Ганьсу. Горные обрывы, растянувшиеся на два километра, испещрены большими и малыми пещерами. Максимальная высота их достигает 40 м, а минимальная – не превышает 0,3 м. Эстакады, висящие над обрывами, стали коридорами, связывающими пещеры.
В пещерах – царство расписных скульптур и фресок. Тематика скульптур и стенописи обширная: иконография будд, буддийские каноны, важные события в истории распространения буддизма и т.д. Эти пещеры являются не только буддийской святыней, но и сокровищницей искусства.
МОНАХ ЛЭЦЗУНЬ И МОГАОКУ
Дуньхуан, где находится пещерно-храмовой комплекс Могаоку, является ныне небольшим провинциальным городом. А по-китайски слово «дуньхуан» означает «громадный и великолепный». В свое время он, действительно, был таковым. Во II веке до н.э. Чжан Цянь в качестве посланника императора династии Хань У-ди много лет провел в Западных землях и открыл Великий шелковый путь – транспортную магистраль, связывавшую Восток с Западом. В те времена Дуньхуан, находящийся на поворотном пункте Великого шелкового пути, был оживленным торговым городом и центром буддизма
По преданию, началось все в 366 г. н.э. Как-то под вечер буддийский монах Лэцзунь проходил мимо горы Миншашань. Он неожиданно увидел над вершиной горы яркое золотистое свечение. Казалось, сюда явилась тысяча будд. Лэцзунь остался жить в этом месте и стал вырубать на склонах горы скульптуры будд. Поверив его рассказу об увиденном чуде, последователи буддизма начали прибывать сюда из различных мест и жертвовать деньги на сооружение пещерного комплекса. Строительство продолжалось при десяти династиях, на протяжении более тысячи лет. Во время Танской династии – самого процветающего периода в истории Древнего Китая – число пещер в Могаоку перевалило за тысячу, и поэтому их стали назвать «Пещерами тысячи будд».
До наших дней в пещерно-храмовом комплексе Могаоку сохранилось более 700 пещер. В 492 из них представлены более 2000 расписных скульптур, около 50 кв. м настенной росписи и 5 древних деревянных построек. Недаром Могаоку считается самой крупной по масштабам, самой богатой по числу реликвий и самой древней в мире «великолепной сокровищницей буддийского искусства».
НАСТЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
Среди образцов скульптуры в пещерах Могаоку преобладают статуи будд, бодхисатв и небесных владык. Созданные в разное время статуи разнообразятся как по выражению лиц и поз, так и по одеянию. Вершиной искусства пещерно-храмового комплекса Могаоку является настенная роспись. Если соединить эти фрески, то из них образуется галерея длиной около 30 км. Тематика настенной живописи посвящена буддийским канонам, воспроизводящим подлинные события из истории распространения буддизма, а также сюжетам китайских, индийских и среднеазиатских народных легенд. Среди них есть и картины, посвященные эпизодам жизни Будды Шакьямуни, рисунки, изображающие святых и благочестивых верующих. Наряду с картинами на религиозные темы широко представлены и бытовые сцены, изображающие реальных людей разных национальностей и социальных слоев. Например, фрески, показывающие торжественный выезд императора; работу крестьян на полях, рыбную ловлю, охотников и кузнецов; свадебные и похоронные обряды; торговлю, выступления музыкантов и танцоров, акробатические представления и т.д. и т.п. Именно поэтому западные ученые называют дуньхуанские фрески «настенной библиотекой».
Более тысячи лет в Дуньхуане проживали представители самых разных наций и народностей, вели диалог китайская, индийская, греческая и исламская культуры. Образцы настенной живописи и ваяния в пещерах Могаоку и отражают это величественное многообразие культур различных времен. Эти произведения – цвет искусства разных исторических периодов. Наиболее быстрые темпы строительства пещер наблюдались в великую эпоху Тан. Именно в этот период родились как самые большие, так и самые крохотные статуи будд, настенные рисунки, посвященные сюжетам сутр о подвижничестве и самосозерцании, отдельные портреты. Все эти работы восхищают посетителей своей выразительностью и индивидуальностью.
ВАЖНЕЙШЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ В ХХ ВЕКЕ
Самой удивительной в комплексе Могаоку является пещера под номером 17 – «Цанцзиндун» («Хранилище сутр»).
Это была небольшая тайная пещера, три метра в длину и ширину. В ней хранятся более 50 тыс. памятников культуры IV – XI вв., включая сутры, документы, картины на шелке, ритуальные принадлежности для буддийских обрядов и другие реликвии. Содержание этих манускриптов касается почти всех сфер общественной жизни Китая, Средней Азии, Южной Азии и Европы – истории, географии, политики, национального вопроса, военного дела, языкознания, литературы, искусства, религии, медицины, науки и техники. Обнаруженные документы представляют большую редкость и оцениваются как «Большая энциклопедия времен средневековья». В 1900 году пещера была случайно обнаружена и стала важнейшим открытием в области мировой культуры в XX вв. Неожиданная находка древних манускриптов в пещерах Могаоку вызвала в мире подлинный ажиотаж. В Дуньхуан нахлынули ученые и авантюристы с Запада. Менее чем за 20 лет 40 тыс. сутр, а также многочисленные бесценные фрески, скульптуры были украдены и вывезены из Китая за рубеж. Ныне две трети культурных памятников, найденных в пещере «Цанцзиндун», находятся в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США.
После обнаружения дуньхуанских манускриптов группа китайских ученых приступила к их изучению. В 1910 году вышли в свет первые монографии о результатах исследований. Затем в мире появилась новая ветвь науки – дуньхуановедение, изучающее пещеры Могаоку, найденные в пещере «Цанцзиндун» письменные памятники и историю Великого шелкового пути. Можно сказать, что Дуньхуан находится в Китае, а изучают его во всем мире.

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования