ДАЛЯНЬ (Дальний, кит. трад. 大連, упр. 大连, пиньинь: Dàlián; яп. — Дайрэн) — город в северо-восточной части Китая, порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуостроваЛяодун — Квантунском полуострове. Второй по величине город провинции Ляонин. На западе примыкает к Бохайскому заливу и является частью формирующейся экономической зоны Бохайского кольца. Кроме того, является «воротами» для Северо-восточных провинций КНР. Длина береговой линии — 1 906 км (за исключением островов). Население — 6,2 млн человек.
История
Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлкаЦиннива (青泥洼) на арендованной у Китая территории. Состоял из трёх частей: Административный городок, Европейский город, Китайский город. На строительство города Россия затратила 30 млнзолотых рублей (около 11,5 млрд современных российских рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городовКитайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был планирован и красиво, и интересно. По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье отОхотского до Южно-Китайского моря.
В 1904 году в ходе Русско-японской войны 1904-05 годов взят японцами и по Портсмутскому мирному договору находился под властью Японии. Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. В августе 1945 года город был освобождён советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.
Климат
Город находится в зоне муссонного умеренного климата. Характеризуется влажным летом из-за Восточно-Азиатского муссона и холодной, ветреной и сухой зимой, отражающей влияние обширныхСибирских антициклонов. Для такой низкой широты климат города относительно холодный. Зима по суровости примерно такая же как в Северной Норвегии, расположенной на 35° севернее. Например, вПортугалии, находящейся примерно на той же широте что и Далянь, средняя температура января около +10°С. Средний минимум температуры в январе около −6 °C, а средний максимум июльской температуры около 27 °C. Среднегодовая норма осадков 610 мм, но она может сильно варьироваться от года к году.
Климат Даляня | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −0,4 | 1,4 | 7,2 | 14,6 | 20,2 | 24,2 | 26,6 | 27,3 | 23,9 | 17,5 | 9,7 | 3,1 | 14,6 |
Средняя температура, °C | −3,6 | −1,8 | 3,7 | 10,6 | 16,2 | 20,7 | 23,8 | 24,5 | 20,7 | 14,1 | 6,3 | −0,2 | 11,2 |
Средний минимум, °C | −6,8 | −5 | 0,2 | 6,6 | 12,2 | 17,2 | 21,0 | 21,6 | 17,4 | 10,6 | 2,8 | −3,5 | 7,9 |
Норма осадков, мм | 8,9 | 5,8 | 12,1 | 24,7 | 47,0 | 83,2 | 140,1 | 155,4 | 65,1 | 29,0 | 20,0 | 10,6 | 601,9 |
Административное деление
Город субпровинциального значения Далянь делится на 6 районов, 3 городских уезда, и один уезд.
С экономической точки зрения Далянь разделен на пять районов с различным статусом.
Экономика
Крупный порт с грузооборотом свыше 40 млн т в год, значительный внешнеторговый и промышленный центр Китая. Развита металлургия, машиностроение, станкостроение, судостроение (в том числе производство подводных лодок), химическая, нефтеперерабатывающая, электронная, строительная, текстильная, пищевая отрасли промышленности. Является крупной рыболовной базой Китая.
В городе Далянь находится 6 нефтеперерабатывающих предприятий.
В 1998 году в городе был основан Банк Даляня.
В 2003 году Государственный совет КНР принял программу по превращению Даляня в международный транспортный центр Северо-Востока КНР.
ВВП в 2008 году оценивался на уровне 385,8 млрд. юаней или 62 940 юаней на душу населения (рост составил 16,5 % к предыдущему году). Двузначные темпа роста экономики характерны для Даляня с 1992 года.
Образование
На 2009 год в Даляне имелось 15 Вузов и филиалов вузов национального значения и провинции Ляонин, основные из них:
- Даляньский университет иностранных языков
- Даляньский политехнический университет
- Даляньский университет рыболовного хозяйства
- Ляонинский педагогический университет
- Даляньский университет иностранных языков
- Дунбэйский университет финансов и экономики
- Даляньский технологический университет
- Даляньский медицинский университет
- Даляньский университет
- Даляньский университет транспорта
- Даляньский университет национальностей
Туризм
Далянь — один из центров морского отдыха и курортно-санаторного лечения. Пляжи Даляня имеют протяжённость более 900 км. Имеются как песчаные, так и галечные пляжи. Пляж Синхайвань способен разместить до 30 тыс. чел., здесь проводится большинство городских соревнований по водному спорту.
В городе расположен парк Синхай с тысячелетней историей. В парке есть городок аттракционов, морской пляж, бассейн, фонтаны, зоны отдыха и крупнейший в Китае морской океанариум с подводным тоннелем длиной 118 м, где обитает более 10 тыс. рыб. Кроме того, известными местами туризма и отдыха являются Даляньский музей природы и Природный зоопарк города Далянь.
В 5 км к югу от Даляня расположен остров Банчуй с длинным пляжем из белого песка.
Город является туристическим центром для туристов из Японии, Южной Кореи и России. Четыре международные авиалинии, соединяющие Далянь с Владивостоком, Иркутском, Хабаровском и Южно-Сахалинском, делают удобным посещение города российскими туристами. Местные турагентства разработали туристические маршруты для туристов из России.
В 2006 году Национальным бюро по туризму КНР, наряду с Ханчжоу и Чэнду, был признан лучшим городом для туризма в КНР.
Достопримечательности
• Церковь Святейшего Сердца Иисуса — единственный католический храм в городе, историческо-архитектурный памятник;
• Улица Туаньцзецзе (кит.团结街) в районе Сиган (кит.西岗区), известная под именем «Русской улицы». Начинается у моста Шэнлицяо (кит.胜利桥) и заканчивается у исторического здания Гражданской управы г. Дальний, построенного в 1900 г. (ул. Бэйяньтайцзе, 1). «Русская улица» отдана в распоряжение пешеходов и является одной из визитных карточек местной туриндустрии. На улице сохранились такие исторические памятники, как здание Пароходства КВЖД (№ 35, построено в 1902 г.) и «Дом главного инженера» (№ 1, постр. в 1900 г., ныне Даляньское инженерно-морское училище).
• Квартал, образованный улицами Шэнлицзе (кит. 胜利街), Туаньцзецзе и Яньтайцзе (кит.烟台街), сохранивший индивидуальную застройку коттеджного типа, относящуюся к русскому периоду истории города.
• Ансамбль площади Чжуншань (кит. 中山广场). Площадь была заложена еще русскими властями города, которые присвоили ей название Николаевская. Планомерная застройка площади началась уже в японский период истории Даляня. Круглая в плане площадь украшена такими историческими зданиями, как бывшая контора Банка Иокохама Сёкин Гинко (Yokohama Specie Bank, постр.в 1909 г., ныне офис Банка Китая), бывшее здание Гражданской администрации Дайрена (№ 2, построено в 1908 г.), здание Мэрии Дайрена (№ 5, построено в 1915—1919 гг., ныне офис Торгово-промышленного банка Китая), а также бывший отель «Ямато» (ныне гостиница «Далянь биньгуань», здание построено в 1909—1914 гг.). В 1945-55 гг. в нем проживали чины командования советских войск, расквартированных на Квантунском (Ляодунском) полуострове. 27 октября 1945 г. в отеле проходило совещание представителей всех слоев даляньского общества, созванное соввоенадминистрацией для упорядочения жизни на Квантуне. В июне 1962 г. в отеле останавливался премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай.
• Бывшее здание Консульства СССР (1925-нач.1950-х гг.). Находится на ул. Лусюньлу (кит. 鲁迅路) в районе Чжуншань (кит. 中山区), д.№ 2. В 1942-45 гг. под крышей дипломатического учреждения действовала резидентура разведки КПК под руководством Лю Фэнчуаня (кит.刘逢川, убит в Порт-Артуре в 1945 г.). Ныне здание используется госучреждениями по линии социального обеспечения.
• Ул. Чанцзянлу (кит.长江路), на которой можно увидеть вагоны ретро-трамвая и сохранившиеся здания японского периода. На Чанцзянлу также находится бывшее Морское собрание г. Дальнего (№ 12-1). Здание в русском стиле было построено около 1900 г., впоследствии служило конторой японского Пароходного общества «Ямасита».
Транспорт
В черте города расположен Даляньский международный аэропорт Чжоушуйцзы. Осуществляются международные и внутрикитайские рейсы.
Новый аэропорт Даляня находится на стадии сооружения. Ввод в эксплуатацию намечен между 2013 и 2015 годами.
Город соединяет с центром провинции скоростная автодорога Шэньян-Далянь (Шэнь-Да), которая тянется через весь Ляодунский полуостров. Данная магистраль связывает пять крупнейших городов провинции — Шэньян, Аньшань,Ляоян, Инкоу, Далянь. Есть ветка на Хэйхэ (202 национальная автодорога до Хэйхэ), на которой начальным пунктом является Далянь. В окрестностях Даляня находится пять автовокзалов.
Также существует железнодорожное сообщение. Кроме имеющегося железнодорожного вокзала, планируется строительство нового вокзала, а также обновление транспортного коридора Северо-Востока КНР, а именно — железнодорожной ветки Далянь — Харбин. Финансирование проекта будет предоставлено администрациями трех провинций — Цзилинь, Ляонин,Хэйлунцзян. Планируется, что новая специализированная железнодорожная линия протяженностью 904 км будет закончена в конце 2011 года. К моменту окончания строительства ветка на Северо-Востоке будет самой современной на территории всего Китая.
Далянь — это крупный морской транспортный узел и порт, который обслуживает суда более 150 стран и регионов мира. Осуществляются ежедневные рейсы в другие города и районы на морском побережье Китая, например, Яньтай, Тяньцзинь(новый порт) и ряд других.
Происшествия
16 июля 2010 года в городском порту на нефтепроводе, принадлежащем китайской компании PetroChina, произошёл взрыв (по некоторым данным, в процессе перекачивания нефти из танкера); возникший пожар не могли потушить 15 часов. В результате в Жёлтое море вылилось как минимум 1,5 тыс. т нефти, что повлекло загрязнение 430 км² водной поверхности.
6 сентября 2011 года в городе произошло сильное наводнение, пострадало более 20 000 человек, многие из них остались без крова. Парализовано движение автотранспорта
Ссылки