header left
header left mirrored

Провинция Чжэцзян (Zhejiang)

Чжэцзян занимает одно из ведущих мест по объему получаемых инвестиций.  Цены здесь более низкие, и это делает провинцию привлекательной альтернативой Шанхаю.  Среди основных отраслей – текстильная и бумажная промышленности, а также судоходство.  Большое количество товаров, производимых в Чжэцзяне, идет на экспорт.

Чжэцзян в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 101800   25
Численность (миллионов человек) 46,5 0,7 11
ВВП (миллиардов юаней) 779,6 15,5 4
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 16838 25,1 4
Средняя зарплата (юаней) 18785 14,6 4
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 287,8 12,6 4
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 27,3 36,1 4
- видео и CD проигрывателей 55,3 9,3 11
- мобильных телефонов 89 53 4
Индекс потребительских цен (%) -0,9   22
Экспорт (миллиардов USD) 31,57 30,1 3
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 9,2 29,6 6
Импорт (миллиардов USD) 14,79 16,9 6
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 5,38 12,8 8
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 12111 8,2 7
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 3076 39,1 7

Чжэцзян – одна из богатейших провинций Китая. В 2002 году местная экономика развивалась быстрыми темпами, ВВП составил 780 млрд. юаней (рост в 15,5%). Среднегодовой чистый доход городского населения вырос на 16% до уровня 10761 юаней, что в 2 раза превышает доходы сельских жителей. На города Цзясин (Jiaxing), Ханчжоу (Hangzhou), Шаосин (Shaoxing) и Нинбо (Ningbo) приходится 75% общего объема промышленного производства провинции и более 80% получаемых ею инвестиций.

Как и в случае с северным соседом - провинцией Цзянсу, движущей силой экономического подъема в Чжэцзяне стали негосударственные предприятия, которых в провинции насчитывается примерно 250 тысяч.  В 2002 году доля частных компаний в общем объеме ВВП составляла 45%.  Сейчас частным компаниям позволено инвестировать во все те отрасли, которые открыты для инвестиций государственным и иностранным компаниям.

И Цзянсу, и Чжэцзян теперь почти на равных борются с Шанхаем за прямые иностранные инвестиции. Столица провинции Ханчжоу – один из основных городов-спутников Шанхая. Она может похвастаться хорошо развитой инфраструктурой и значительно более низкой стоимостью земли и рабочей силы. Напротив Шанхая через пролив Ханчжоу расположен крупнейший глубоководный порт Нинбо.

В 2002 году Чжэцзян занимал третье место среди провинций Китая по объемам экспорта, который вырос по сравнению с 2001 годом на 30% до 31,6 млрд. USD. Объем импорта увеличился на 16,9% до 14,8 млрд. USD.  Более 4000 предприятий получили разрешение вести внешнеэкономическую деятельность, хотя государственные предприятия продолжают превалировать в этой сфере.В 2002 году администрация провинции утвердила создание 3364 предприятий с участием иностранного капитала, общее число которых превышает теперь 12 тыс. Большинство инвестиций сосредоточено в таких отраслях как фармацевтика, электроника и химическая промышленность. В последние годы заметно выросла инвестиционная активность тайваньских фирм.  В конце 2003 года в провинции насчитывалось более 3750 компаний, основанных тайваньскими предпринимателями, и совокупный объем их инвестиций составил 90 млрд. USD.

Самая плотно населенная часть провинции Чжэцзян, где самое развитое сельское хозяйство, расположена на севере равнины Тайху. Основу сельскохозяйственного производства традиционно составляют рис, шелк, рыба, морепродукты и чай. Провинция стоит на первом месте в Китае по добыче морской рыбы, и на втором по выращиванию чая и цитрусовых, а также по разведению тутового шелкопряда. Процветает производство продуктов питания и напитков, а пивоваренная промышленность Чжэцзяна занимает третье место по стране.

В результате реструктуризации сельского хозяйства в эту отрасль стали инвестировать промышленные и коммерческие предприятия. Чжэцзян развивает производство ценных сортов водорослей, лекарственных средств на основе морских микроэлементов, косметической продукции, а также нефтехимического сырья. Инвестиции особенно активно поступаю в фармацевтическую отрасль, в провинции базируется более 70 иностранных компаний, занятых в фармацевтическом бизнесе.

Чжэцзян занимает лидирующее место в Китае по объему производства химического волокна и стиральных машин. Кроме того, провинция входит в пятерку ведущих производителей тканей, станков, цемента, интегральных схем, химических пестицидов, кондиционеров воздуха и бумаги. Более 6 тыс. частных предприятий занято в таких отраслях как машиностроение, химическая и биохимическая промышленность.

В рамках текущей пятилетки провинция намерена вложить 24 млрд. USD в развитие сектора информационных технологий и в подготовку более 1 млн. специалистов этой отрасли. Правительство предоставит финансовые, налоговые и экспортные льготы, а также позаботится о материально-техническом обеспечении местных производителей программного обеспечения и интегральных схем. В сентябре 2003 года американская компания Versa Technology, производящая оборудование для широкополосной связи, инвестировала 30 млн. USD в строительство завода в городе Шаосин. Это будет совместное предприятие между Versa Technology и японской компанией Softbank, которое расположится на территории Зоны промышленного развития Паоцзян. Завод должен вступить в строй в июле 2004 года.

Провинция Чжэцзян – один из лидирующих в Китае производителей шелка, а также синтетического волокна и шерсти. Кроме того, это крупнейший поставщик пера и пуха. Текстильная промышленность провинции – самая рентабельная в Китае. За 2002 год ее чистая прибыль составила 10,8 млрд. юаней (годовой рост в 21%).

Текстильные предприятия

В августе 2003 года инвестиционный банк Morgan Stanley (США) вел переговоры о приобретении 25-35 % акций Zhejiang Hengyi Group, крупнейшего в Китае частного текстильного предприятия. Сделка должна была быть оформлена к июню 2004 года. В 2002 году чистая прибыль Zhejiang Hengyi выросла на 63% по сравнению с предыдущим годом и составила 200 млн. юаней.

За последнее десятилетие чулочно-носочная промышленность города Датан (Datang) заняла лидирующие позиции в Китае. В городе более 8000 фабрик, выпускающих носки. В 2002 году было выпущено более 8 млрд. пар носков на общую сумму 13 млрд. юаней. Для поощрения развития этой отрасли правительство Чжэцзяна предоставило ряд льгот, а также учредило премию в 1 млрд. юаней для предприятий, чья продукция стала национальным брендом.

Многие города провинции, например Ханчжоу, пользуются популярностью среди туристов из других областей Китая. В 2002 году Чжэцзян посетило 80,2 млн. китайских туристов, на 16% больше, чем в предыдущем году. Доходы от туризма выросли на 19% и составили 8,6 млрд. USD. За тот же период число иностранных туристов увеличилось на 26% до 2 млн. человек.

Ситуация с нехваткой электроэнергии в Чжэцзяне – одна из самых острых среди провинций восточного Китая, хотя уже предпринимается ряд мер с целью ее улучшения. В 2003 году было принято решение о строительстве второй атомной электростанции в городе Тайчжоу. В октябре 2003 года должны были быть пущены в строй вторая и третья очереди атомной электростанции в Циньшань (Qinshan), что позволит увеличить ее установленную мощность до 3000 мегаватт. Проектная мощность первой очереди электростанции в Тайчжоу составит 2000 мегаватт. Ожидается, что к 2010 году 10% электроэнергии провинции будет генерироваться именно на атомных электростанциях.

Город Нинбо планирует инвестировать 20 млрд. юаней в строительство двух теплоэлектростанций. Они будут построены в портах Сяншань (Xiangshan) и Цянцзяо (Qiangjiao) округа Нинхай (Ninghai). Местные энергетические компании вложили примерно 11 млрд. юаней в электростанцию в Сяншань, которая после пуска в эксплуатацию сможет вырабатывать 480 мегаватт энергии.

В 2002 году компания Huaneng Power International, крупнейшая в Китае негосударственная энергетическая компания, заключила договор с Комиссией по развитию и планированию провинции Чжэцзян и с компанией Zhejiang Provincial Electric Power. Согласно этому договору, Huaneng возьмет на себя строительство и последующую эксплуатацию электростанции мощностью 2400 мегаватт, работающей на угле. Электростанция будет построена в округе Юйхуань (Yuhuan), стоимость ее составит 10 млрд. юаней.

В сентябре 2003 года компания Zhejiang Southeast Electric Power одобрила план строительства в восточной части провинции электростанций, работающих на газе. Проект потребует инвестиций в размере 2,6 млрд. юаней, три четверти которых будет покрыто за счет внешнего финансирования. В 2002 году в провинции было одобрено сооружение двух первых электростанций, работающих на газе. Энергетическая мощность электростанции в Баньшань (Banshan) составит 900 мегаватт. Работать она будет на природном газе, который будет поступать по строящемуся сейчас трубопроводу Синьцзян – Шанхай протяженностью 4200 км. Пуск в эксплуатацию намечен на 2005 год. К 2006 году предполагается увеличить энергетическую мощность электростанции в Сяошань (Xiaoshan) до 600 мегаватт.

Было обнаружено 6 месторождений природного газа в неглубоких прибрежных водах рядом с городами Сяошань, Цзюбао, Юйхан, Хайянь и Хуангу. Их общие запасы оцениваются в 343 млн. кубометров газа, что в 10 раз превышает годовой объем потребления газа городом Ханчжоу. Но это не должно создавать иллюзию энергетического благополучия, в целом в провинции ощущается нехватка энергоносителей, запасы которых составляют, к примеру, всего лишь 4% от годовой добычи газа в Сычуань, а угля и нефти в Чжэцзяне практически нет.В конце 2003 года центральное правительство должно было одобрить план создания совместного предприятия стоимостью 254 млн. USD между нефтяными гигантами BP и Sinopec. К 2007 году предприятие намеревается управлять 500 бензозаправочными станциями в Чжэцзяне. Корпорации BP будет принадлежать 40% акций создаваемого предприятия, а Sinopec - 60%.

Почти все железнодорожные линии провинции были проложены еще до прихода к власти коммунистов, но их модернизация уже началась.  До конца 2003 года предполагалось начать строительство трех новых железнодорожных веток, в том числе и еще одной 321-километровой линии, которая соединит город Вэньчжоу (Wenzhou) со столицей провинции Фуцзянь Фучжоу, а также линии Ханчжоу – Сюйаньчэн (Xuancheng) в провинции Анхой. В 2005 году должна завершится электрификация ветки Цзянси, стоимость которой составила 9 млрд. юаней.

В провинции также идет строительство автомобильных мостов через залив Ханчжоу. В 2003 году началось сооружение 36-километрового моста из Нинбо до Цзясин стоимостью 11,8 млрд. юаней. Мост позволит сократить время в пути от Шанхая до Нинбо с нынешних 4 до 2 часов. Строительство его предполагается завершить в 2008 году.  Еще один мост протяженностью 13,6 км, строительство которого должно было начаться в 2004 году, соединит автостраду Шан'юй (Shangyu) на южном берегу залива с автострадой Цзясин. Этот проект оценивается в 6 млрд. юаней, его завершение намечено на 2008 год. Благодаря новому мосту от Шанхая до Шан'юй можно будет добраться за полтора часа.

К 2005 году в провинции планируется завершить сооружение сети автомобильных дорог общей протяженностью 2 тыс. км. 12 автострад соединят Чжэцзян с другими провинциями. 112-километровая кольцевая автодорога вокруг Ханчжоу связана с несколькими ключевыми региональными магистралями. Zhejiang Expressway, одна из крупнейших компаний в Китае, обслуживающих платные автомобильные дороги, объявила в августе 2003 года, что собирается инвестировать 5 млрд. юаней в расширение автострады Ханчжоу – Шанхай, одной из самых рентабельных. Проект предусматривает строительство нового 96-километрового отрезка трассы около Цзясин, который должен частично открыться для движения к концу 2005 года.

По объему рынка услуг мобильной связи Чжэцзян уступает лишь Гуандуну. Количество абонентов возросло с 3 млн. человек в 2000 году до почти 10 млн. к июлю 2003 года. Компания Zhejiang Mobile стоит на втором месте среди китайских операторов GSM-сетей. В июне 2003 года она заключила контракт на сумму 30 млн. USD с компанией Alcatel на расширение и модернизацию своей GSM/GPRS сети, что позволит увечить число пользователей до 16 млн. человек.

Ningbo Bird, крупнейшая в Китая компания, занимающаяся продажами мобильных телефонов, объявила о том, что за первое полугодие 2003 ее чистая прибыль составила 107 млн. юаней, что на 90% превышает показатели предыдущего года. Компания зарегистрирована на Шанхайской бирже. Совместно с Sagem (Франция) она основала предприятие по производству мобильных телефонов с оборотом 25 млн. USD. Со временем объем выпускаемой продукции должен составить 15 млн. штук.

Столица провинции Ханчжоу с городским населением в 2 млн. человек считается крупнейшим в Азии центром швейной промышленности. Местной специализацией является пошив одежды из синтетических тканей (третья часть от общего объема выпуска данной продукции по стране). Кроме того, Ханчжоу – один из крупнейших мировых центров оптовых и розничных продаж шелка.

За первый квартал 2003 года ВВП города составил 39,9 млрд. юаней, что на 14,2 % выше, чем за тот же период предыдущего года. Для компаний, стремящихся сократить свои накладные расходы, Ханчжоу является все более привлекательной альтернативой Шанхаю, где стоимость рабочей силы и земли растет очень быстро. Хотя за последние годы цены на недвижимость в столице постоянно ползут вверх, и в сентябре 2003 года стоимость стандартного жилья в Ханчжоу составляла 5396 юаней за квадратный метр (годовой рост в 4,8%).

Мост через залив Ханчжоу

В июне 2003 года началось строительство 36-километрового моста через залив Ханчжоу, который, как утверждают в Китае, станет самым длинным мостом в мире через океанский залив. Мост будет способствовать большей интеграции Чжэцзян и Шанхая, двух самых экономически развитых регионов страны.

Сейчас, пока этот новый шестиполосный мост еще не построен, автомобильное движение осуществляется по длинной автостраде Шанхай - Нинбо, проходящей вдоль залива через Ханчжоу. Мост позволит сократить расстояние между Шанхаем и Ханчжоу на 179 км.  Помимо моста предусмотрено строительство новых промышленных комплексов по обе его стороны. У северной оконечности моста – в Цзясин – строится промышленная зона площадью 25 кв.км. А около южной оконечности, где строительство началось намного раньше, район Цыси уже вовсю пожинает экономические плоды этого проекта. Расположенный восточнее город Нинбо надеется на то, что благодаря новому мосту компаниям легче будет принять решение в пользу переезда из Шанхая в Чжэцзян, чтобы избежать стремительно растущих цен в деловой столице Китая.  Строительство моста обойдется в 12 млрд. юаней, и оно станет настоящим экзаменом для китайских инженеров.  Приливы в заливе очень сильны, и мост будет открыт всем стихиям. В плохую погоду возможно придется перекрывать движение по мосту, и в таких случаях автомобилисты должны будут опять пользоваться старой перегруженной трассой, проходящей вдоль побережья. Изучение всех этих проблем заняло несколько лет, подготовка к строительству началась примерно 10 лет назад.

Финансирование проекта будет осуществляться как из частных, так и из государственных источников. Часть расходов возьмут на себя расположенные в Чжэцзяне компании, хотя основные средства поступят от государственных банков. В провинции ведется также строительство моста (6 млрд. юаней), который соединит с материком город Чжоушань (Zhoushan), расположенный на одноименном острове. Еще один шестиполосный мост через залив Ханчжоу свяжет между собой Шан'юй на юге и Хайнин (Haining) на севере (в Цзясин).  14-километровый мост откроется для движения в 2008 году, и благодаря ему путь от Шанхая до Шан'юй будет короче на 100 км.

Зеленый город

В 1998 году центральное правительство объявило Ханчжоу городом с образцовой экологией. Он удостоился такого звания первым среди столиц провинций Китая. Если сравнивать качество воздуха в крупнейших китайских городах, то в Ханчжоу он один из самых лучших. На каждого жителя столицы приходится 6,8 кв.м зеленых насаждений. Начиная с 1998 года Чжэцзян потратил 50,4 млрд. юаней на различные природоохранные программы, включая строительство 24 водоочистных сооружений.

Путешествие на скоростном поезде из Ханчжоу до Шанхая занимает 2 часа. Рядом с городом располагается речной порт, способный принимать небольшие суда дедвейтом до 1500 тонн. В 1999 году были завершены дноуглубительные работы на 1800-километровом канале Пекин – Ханчжоу, благодаря чему более крупные суда могут проходить по нему. В 2003 году началось продление канала до Нинбо. Ближайший океанский порт Чжапу (Zhapu), в который могут заходить суда дедвейтом до 10 тыс. тонн, лежит в 70 км от Ханчжоу, но местные компании предпочитают пользоваться услугами портов Шанхая и Нинбо, до которых немногим менее 200 км.

В Ханчжоу пришли такие иностранные инвесторы как Bosch, Siemens, Motorola, Mitsubishi, Iveco. Samsung и Nokia создали в городе свои научно-исследовательские центры. В 2003 году компания General Electric Power System начала строить завод по производству оборудования для гидростанций. А косметический концерн Mary Kay заявил, что инвестирует 100 млн. юаней создание своей второй фабрики на территории Зоны Развития экономики и техники Ханчжоу. Помимо производства, здесь будет располагаться технический и логистический центр.

В апреле 2002 года японская корпорация Toshiba открыла в районе ориентированного на экспорт производства свой новый завод по выпуску ноутбуков. В 2003 году предполагалось изготовить 750 тыс. ноутбуков, а в будущем этот показатель должен увеличиться до 2 млн. шт. в год. В 2002 году Toshiba приобрела большой участок земли в Ханчжоу с целью строительства здесь своей крупнейшей производственно-технической базы.

В 1998 году компания Eastcom, известная также как Hangzhou Oriental, начала производство первых в Китае цифровых мобильных телефонов. В 1990 году компания начала импортировать мобильные технологии, и сейчас она имеет лицензионное совместное производство с корпорацией Motorola на выпуск и продажу сотовых телефонов и на предоставление телекоммуникационных услуг.

Одним из крупнейших совместных предприятий химической промышленности стал завод, в создание которого Rh?ne-Poulenc и Hangzhou General Pesticides Plant вложили 88 млн. USD. Завод выпускает пестициды, разработанные французской компанией для защиты рисовых посевов, капусты и других основных сельскохозяйственных культур.

Передовая Зона экономического развития

Зона развития экономики и техники Ханчжоу занимает лидирующее положение среди других инвестиционных зон города. Расположена она в 20 км к востоку от города, на ее территории базируется более 100 предприятий с иностранным капиталом. Зона развития экономики и техники Сяошань находится в непосредственной близости от города и в 10 км от нового международного аэропорта. Ее администрация хочет сделать ставку на компании, занятые в легкой и химической промышленности, а также электронике. Основным инвестором здесь выступает японская корпорация Yamaha. В Ханчжоу есть также Зона развития высоких технологий, которая разделена на три отдельных суб-зоны, каждая из которых имеет связи с университетами и научно-исследовательскими институтами.

В 2003 году в Ханчжоу началось строительство нового пятизвездного тематического отеля The World Leisure Exposition Garden, который станет основной площадкой для проведения выставки World Leisure Expo 2006. Общий объем инвестиций в строительство составил 3,5 млрд. юаней. Отель был спроектирован Велдоном Симпсоном (Veldon Simpson), построившим в Лас Вегасе отели MGM Grand и Luxor.

В апреле 2003 года была открыта для посетителей первая половина торгово-развлекательного комплекса Xihu Tiandi, созданного по образу и подобию Шанхайского комплекса Xintiandi. После завершения строительства, которое ведется гонконгским девелопером Shui On Group, Xihu Tiandi раскинется на площади в 50 тыс. кв.м. Этот проект потребует инвестиций в размере 1 млрд. юаней.

Нинбо – динамично развивающийся портовый город с населением в 5,5 млн. человек. В 2002 году рост ВВП города составил 13%. В 2003 году китайское правительство впервые опробовало в Нинбо новую образовательную программу, смысл которой заключается в том, что начальным и средним школам будут предоставляться специальные средства для учреждения стипендий для нуждающихся учеников.

Нинбо издавна был важным торговым городом. Это был один из первых портов, открытых для внешней торговли в 1842 году. Сейчас он занимает 20 место среди самых оживленных портов в мире. Это природный глубоководный порт, что является несомненным преимуществом по сравнению, например, с Шанхаем, где постоянно необходимо проводить различные дноуглубительные работы для предотвращения заиливания.

Порт Нинбо состоит из гаваней Бэйлунь (Beilun), Чжэньхай (Zhenhai) и Нинбо. Его темпы роста – одни из самых высоких среди портовых городов Китая за последние годы. Это один из немногих китайских портов, чей грузооборот превышает 100 млн. тонн в год. В 2002 году через Нинбо прошло 1,8 млн. контейнеров, что на 52% больше, чем в предыдущем году. За первые 8 месяцев 2003 года объем экспортных операций составил 7,5 млрд. USD. В основном на экспорт идут станки, электроника и одежда.

Главный контейнерный терминал Нинбо – Ningbo Beilun International Container Terminal – это совместное предприятие с компанией Hutchison Port Holdings, крупнейшим портовым оператором в мире. Предприятие с оборотом в 242 млн. USD было создано в 2001 году для управления портом Бэйлунь. Hutchison является держателем 49% акций. Администрация порта Нинбо пытается привлечь других потенциальных партнеров к расширению порта и к строительству новых портовых комплексов на острове Дасе (Daxie), напротив уже существующих терминалов. Отсюда осуществляют свои рейсы шесть из 10 ведущих мировых судоходных компаний, в том числе Norasia Lines, Wilh.Wilhelmsen, Maersk.

Транспортная инфраструктура Нинбо развивается быстрыми темпами. За период с 1999 по 2004 год город вложил более 20 млрд. юаней в улучшение транспортного сообщения. Эти средства были главным образом потрачены на 8 ключевых проектов, таких как расширение местного аэропорта, строительство 4х новых скоростных автомагистралей и канала. Между Нинбо и Шанхаем курсируют суда на воздушной подушке, хотя их рейсы часто отменяются в штормовую погоду.

Развитая транспортная система

Новая скоростная автострада Ханчжоу – Шанхай, проходящая вдоль побережья, значительно улучшила транспортное сообщение с Ханчжоу. После того, как будет завершено строительство шестиполосного моста через залив Ханчжоу, который соединит округ Цыси в Нинбо с Чжапу в Цзясин, добраться из Нинбо до Шанхая и до Ханчжоу можно будет значительно быстрее.

Проблема с нехваткой энергоносителей продолжает стоять в Нинбо очень остро. Мэрия города воплощает в жизнь программу по подаче природного газа с нефтегазоместорождения Чуньсяо (Chunxiao) в Восточно-Китайском море, в рамках которой должно быть газифицировано 190 тыс. квартир, и которая позволит снизить потребление угля, и следовательно, уменьшить загрязнение окружающей среды.

Помимо морских перевозок, экономика Нинбо держится на небольших предприятиях, выпускающих технику, одежду, в том числе спортивную, а также игрушки и продукты питания. Многие из этих предприятий продают свой товар на экспорт. Постепенно растет число высокотехнологичных компаний. Основная часть предприятий в Нинбо расположена в сельской местности, многие из них перешли в частную собственность или были акционированы.

Инвесторы Тайваня охотно вкладывают деньги в экономику Нинбо. В конце 2003 года в городе насчитывалось примерно 1300 тайваньских компаний, чей совокупный объем инвестиций составил 4 млрд. USD. Крупнейшая тайваньская нефтехимическая компания Formosa Plastics ведет работу над тремя проектами в городе, один из которых – завод по производству ПВХ стоимостью 1 млрд. USD, расположенный в Зоне развития экономики и техники. Компании Mitsubishi Chemical (Япония) и Citic вложили 316 млн. USD в строительство завода по выпуску очищенной терефталовой кислоты в Зоне экономического развития Дасе, который будет пущен в строй в конце 2005 года.

В 2003 году должно было начаться сооружение большого нефтехимического завода на территории Нефтехимического Комплекса Нинбо, который с 1998 года прошел ряд модернизаций, последняя из которых состоялась совсем недавно. К 2020 году комплекс будет занимать площадь более 70 кв. км. Здесь находится крупнейший в Китае нефтеперегонный завод Zhenghai Refinery, принадлежащий корпорации Sinopec. Недавно была пущена в эксплуатацию установка по производству этана стоимостью 20 млрд. юаней.

В Нинбо расположено одно из самых больших в Азии предприятий по производству картона – Ningbo Zhonghua Paperboard стоимостью 1,4 млрд. USD. Одним из его инвесторов является сингапурская компания Asian Paper Industrial. К 2004 году Ningbo Zhonghua Paperboard планирует в три раза увеличить выпуск своей продукции. Провинция намерена развивать бумажную промышленность, с этой целью в Нинбо, Цзясин и Фуян (Fuyang) будет построено три производственных комплекса. Кроме того, будет создано 15 крупных предприятий, что позволит увеличить годовой выпуск бумаги и картона до 5 млн. тонн. Все эти проекты потребуют инвестиций в размере 2,4 млрд. USD.

Зона развития экономики и техники Нинбо была создана в 1984 году, иностранные инвесторы основали здесь порядка 400 предприятий. Объем использованных инвестиций превышает 1 млрд. USD. Зона расположена в 43 км от аэропорта Нинбо Lishe, с городом ее соединяет 18-километровая автострада.

Среди крупных инвесторов Зоны развития экономики и техники Нинбо можно упомянуть Concord Oil, Exxon, Dow Chemical, Shell, Chia Tai, Marubeni, Itochu. В создание своего нефтехимического завода Concord Oil вложил 1 млрд. USD. Инвестиции компании Exxon в предприятие по выпуску жидкого нефтяного газа составили 29 млн. USD, и почти такая же сумма была вложена в завод, производящий смазочные масла.

Инвестиции в автомобильную промышленность

В июне 2003 года компания Ningbo Huaxiang, производящая автозапчасти, объявила о намерении инвестировать 1,2 млрд. юаней в строительство в городе предприятия по сборке автомобилей. Этот завод будет выпускать пикапы, спроектированные компанией Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing, которая ежегодно производит 600 тыс. автомобилей. В апреле 2003 года компания Guorun Holdings заявила о создании в Нинбо совместного предприятия с Zhejiang Geely Auto, единственной в Китае частной автомобилестроительной компанией. Предприятие с оборотом 200 млн. юаней будет производить 2 модели недорогих автомобилей.

В 2002 году компания Ningbo Electronics Information, входящая в группу China PTIC Information Industry Group, заключила контракт на создание центра высоких технологий в Технологическом Парке Нинбо. Общий объем инвестиций в этот проект составит 580 млн. юаней. Здесь будут располагаться заводы, производящие интегральные микросхемы, оптико-волоконное оборудование и полупроводниковые устройства.

Международный Парк Программного Обеспечения Нинбо, первый в Китае подобный парк, ориентированный на экспорт, был создан в 2000 году. Помимо освобождения от уплаты налогов и от необходимости лицензировать свою деятельность, расположенные здесь софтверные компании имеют ряд других льгот, среди которых бесплатная аренда офисов и жилья сроком на три года, получение субсидии на развитие бизнеса, и в течение 2 лет они имеют право на 50% возмещение телекоммуникационных расходов. Ведущая китайская софтверная компания China Top Group принимает активное участие в создании этого Парка. Здесь располагается множество небольших и средних фирм, к примеру Yofor International, Pacific First Technologies, China United Online.

В июне 2003 года японская сталелитейная корпорация Nisshin Steel решила дополнительно инвестировать 511 млн. USD в свое совместное предприятие, расположенное в Нинбо, которое Nisshin Steel основала с шанхайской компанией Baosteel Group. Эти средства позволят к концу 2003 года увеличить выпуск нержавеющей стали с 160 тыс. тонн до 240 тыс. тонн.

В августе 2003 года концерн ABB, мировой лидер в производстве силового и электротехнического оборудования, заключил 2 контракта на общую сумму 21 млн. USD с Ningbo Baoxin Stainless Steel. В рамках этого соглашения будет построена крупнейшая в мире технологическая линия по выпуску нержавеющей стали, что позволит компании Baoxin более чем в 2 раза увеличить объем своего производства до 700 тыс. тонн нержавеющей стали в год.

Остальные инвестиционные проекты в Нинбо не столь масштабны, несмотря на относительно не высокий уровень цен в городе. Множество компаний из Гонконга, Тайваня, Европы и США основали небольшие совместные предприятия, в основном в пригородной зоне, и занимаются производством и экспортом товаров легкой промышленности, одежды, спортивной одежды, игрушек и продуктов питания.Эти компании предпочитают базироваться за пределами трех инвестиционных зон Нинбо, одобренных центральным правительством. Объем прямых иностранных инвестиций в Нинбо составил 5 млрд. USD, и только треть этого объема приходится на инвестиционные зоны. На их территории зарегистрировано примерно 9000 предприятий, но всего лишь 10% из них основаны с участием иностранного капитала. Многие фирмы перемещаются из зоны в зону в поисках наиболее льготного налогообложения.

За последние годы значительно расширился бондовый район Нинбо. Половина из недавно созданных здесь предприятий занята в сфере высоких технологий, многие из них основаны тайваньскими инвесторами. Город предложил 2 больших участка земли Сингапуру в надежде на то, что на их территории будут построены промышленные парки как в Сучжоу. Общая площадь этих участков составляет примерно 200 кв.км, т.е. почти треть территории самого Сингапура.

Глубоководный порт

Инвестиционная компания Citic, опирающаяся на поддержку центрального правительства, вложила примерно 2 млрд. юаней в строительство крупнейшего глубоководного ?супер-порта? и торговой зоны на острове Дасе, к востоку от уже существующих портовых комплексов Нинбо. Новой порт расположится в 600 м от береговой линии материка. Среди его достоинств - защищенные гавани и глубина акватории 20-46 м. Предусмотрено строительство 40 причалов. В марте 2003 года корпорация China Merchant Holdings подписала договор о намерениях с Citic и с Администрацией порта Нинбо, в рамках которого будет построено четыре или пять причалов на острове. Строительные работы начались в 2003 году.

Основная функция порта Дасе будет заключаться в приеме крупных контейнеровозов и нефтеналивных танкеров и в дальнейшей перевалке их грузов на мелкотоннажные суда, которые затем смогут доставить груз в небольшие морские, а также в расположенные на Янцзы речные порты.

На острове Дасе есть Зона развития высоких технологий площадью 30 кв. км. Самое значимое здесь предприятие с участием иностранного капитала – завод по производству жидкого нефтяного газа (97 млн. USD), созданный совместно с BP Amoco. Завод был пущен в эксплуатацию в ноябре 2002 года. В июле 2003 года эта зона была открыта для иностранных судов, а обслуживать внутренние морские перевозки она начала на год раньше. За первое полугодие 2003 через нее прошло 10,1 млн. тонн грузов, в основном таких как сырая нефть, жидкий нефтяной газ и мазут. В 2002 году компания Philippine Steel Pipe Group (Филиппины) основала совместное предприятие стоимостью 60 млн. USD с компанией Ningbo Kexing Corrosion Control Project. Завод будет выпускать более 300 тыс. тонн стальных труб в год, в основном с антикоррозийным покрытием для использования под водой.

Город Вэньчжоу с населением 7 млн. человек расположен в 350 км к югу от Шанхая. Предприятия города, находившиеся в частной собственности, каким-то чудом пережили 60е и 70е годы 20 века – период массовой коллективизации по всему Китаю. Жена Мао Цзэдуна Цзян Цин (Jiang Qing) сказала однажды, что если китайцы хотят узнать, что такое капитализм, то они должны отправиться в Вэньчжоу. В настоящее время более 90% ВВП города приходится на негосударственные предприятия. Хотя многие предприятия официально считаются коллективной собственностью, фактически они являются частными акционерными компаниями. Частный сектор обеспечивает работой 1,5 млн. человек.

В Вэньчжоу проводится эксперимент, целью которого является более активная работа государственных банков с частными лицами. Центральное правительство надеется, что ?плавающие? процентные ставки и привлекательные условия мелкого кредитования заставят население охотнее прибегать к услугам банков для получения кредитов и хранения вкладов. В настоящее время частные предприятия в основном ведут свою деятельность за рамками государственной системы регулирования.

Город Вэньчжоу издавна был центром обувной и кожевенной промышленности, и в последнее время многие компании переориентировали свой бизнес на высший сегмент рынка. Кожаные изделия фабрик Вэньчжоу продаются в Париже и Италии, а также в Восточной Европе, Ближнем Востоке и Вьетнаме. Компания Kangnai – один из ведущих в Китае производителей обуви с ежегодным оборотом в 400 млн. юаней, чья торговая сеть насчитывает 2000 обувных магазинов по всей стране. Компания хочет расширить свое присутствие за рубежом и стать международным брендом.

Другими важными отраслями в Вэньчжоу являются текстильная промышленность, машиностроение, нефтехимия и фармацевтика. Расположенный неподалеку город Цяотоу (Qiaotou) специализируется на производстве пуговиц, а Люши (Liushi) – на производстве низковольтных выключателей. Группа CHINT с оборотом в 5 млрд. юаней – крупнейшее в Китае предприятие, выпускающее низковольтное электрическое оборудование. Пока что объем иностранных инвестиций в город не велик, хотя на Вэньчжоу приходится более 30% китайского экспорта в Россию. Сейчас в городе создается Зона экономического развития, которая находится в 11 км от аэропорта и в 3 км от порта Лунвань (Longwan).

Сейчас порт Вэньчжоу может принимать суда дедвейтом до 10 тыс. тонн, но уже ведется строительство глубоководных портов, у чьих причалов смогут швартоваться суда дедвейтом 100 тыс. тонн. Американские энергетические компании Oxbow Power и Sithe Energies владеют 40% акций городской электростанции мощностью 600 мегаватт. Азиатский банк развития финансирует совместный проект провинций Чжэцзян и Шаньси, направленный на улучшение качества водоснабжения. В рамках проекта, инвестиции в который составляют 510 млн. USD, к 2010 году планируется полностью удовлетворить потребность в воде Вэньчжоу и его окрестностей.

Чжоушань – самый крупный из 1390 островов, расположенных напротив побережья Нинбо. Некоторые из них имеют глубоководные гавани. Здесь находится крупный международный нефтяной терминал, который обсуживает танкеры, направляющиеся из ближневосточных стран в Южную Корею, Японию и в Юго-Восточную Азию. Приливы и отливы на Чжоушань – одни из самых сильных в мире, что позволило построить на острове приливную электростанцию, всего лишь третью в мире. Грузовые рейсы из аэропорта Чжоушань в огромных количествах доставляют свежую рыбу, крабов и креветки в Шанхай.

Чжэцзян и Шанхай получили одобрение центрального правительства на строительство нового глубоководного порта вокруг двух небольших островов архипелага в заливе Ханчжоу. К 2020 году здесь будет 60 причалов с глубиной 15 м, и пропускная способность порта составит 25 млн. контейнеров в год. С материком его соединит новый мост через залив Ханчжоу. Введение в эксплуатацию первой очереди порта Яншань (Yangshan), намеченной на 2005 год, обойдется в 14,3 млрд. юаней. Порт сможет обслуживать контейнеровозы нового поколения вместимостью 8 тыс. контейнеров.

Банковская реформа

В 2003 году Вэньчжоу был выбран площадкой для проведения широкомасштабного эксперимента в банковском и финансовом секторе. Финансовым институтам города предоставляется больше свобод, они могут устанавливать банковские проценты по вкладам и кредитам на свое усмотрение. Правительство стремится стимулировать рост мелкого кредитования.

Выбор Вэньчжоу для подобного эксперимента очень интересен, ведь город и без этого сильно отличается от остального Китая. Подавляющее большинство предприятий в городе – это частные фирмы, на долю госсектора приходится всего 10% компаний, вклад которых в общий объем промышленного производства составляет всего 4%.

Методы ведения бизнеса государственными предприятиями и учреждениями являются главными причинами проблем финансового сектора в Китае. За многие годы образовался огромный дефицит как следствие прочно сложившегося ?междусобойчика? между государственными банками, государственными предприятиями и чиновниками на местах. На этом фоне выгодно выделяются крупные государственные банки Вэньчжоу, где процент не действующих кредитов (т.е. кредитов, по которым не выполняются условия первоначального соглашения) составляет менее 5%, что намного меньше средних показателей по стране.

Столь малая доля не действующих кредитов как раз и обусловлена слабым государственным и сильным частным сектором в Вэньчжоу. Хотя финансовые институты города не сильно выиграли от столь благоприятной экономической ситуации. Частный бизнес не стремится прибегать к услугам государственных институтов. Растет уровень личных доходов, и люди предпочитают кредитовать друг друга, а не нести свои сбережения в банк. Власти, движимые государственными интересами и стремлением сохранить свой контроль над местной экономикой, сделали все возможное, чтобы пресечь подобную практику в других городах. Но в Вэньчжоу государственный сектор никогда не был силен, и экономика здесь всегда опиралась как раз на такие неформальные финансовые взаимоотношения.

В рамках проводимого в Вэньчжоу эксперимента предполагается увеличить процентные ставки по вкладам, чтобы заставить население нести свои деньги в банк. Банки и кредитные кооперативы станут более доступными для мелких вкладчиков. По сравнению с частными заимодавцами, они дают возможность получить более высокий доход с меньшими рисками.

По мере того, как банковские услуги станут более доступными, исчезнут такие негативные явления как, например, ростовщичество. Следующим шагом банковской реформы должно стать увеличение объема кредитов для малых и средних частных предприятий, которым всегда было нелегко найти источники финансирования.

Реформа банковской системы в Вэньчжоу проводится для того, чтобы подстроить ее под нужды местных предприятий, в первую очередь негосударственных, главной потребностью которых является возможность получения небольших кредитов. В этом плане Вэньчжоу является первопроходцем. В будущем, по мере усиления частного сектора, вся экономика Китая скорее всего пойдет по пути, проложенном Вэньчжоу.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования