header left
header left mirrored

Китайские художники - Чжоу Вэньцзюй

По материалам Википедии

Источник

Чжоу Вэньцзюй (кит. трад. 周文矩, пиньинь: Zhōu Wénjǔ) (около 917, Цзянькан, Цзюйжун — 975) — выдающийся китайский художник X века. Был придворным художником последнего императора Южной Тан Ли Юя.

Карьера 
Каталог императорского собрания живописи эпохи Сун «Сюаньхэ хуапу» сообщает о Вэньцзюе следующее: «Чжоу Вэньцзюй, родом из провинции Цзиньлинь уезда Цзюйжун, служил при императорском дворе Ли Хунжуна в ранге дайчжао Генеральной Академии. Был искусным живописцем и декоратором, по манере работы кистью следовал стилю императора Ли Хунжуна. Его свитки были посвящены изображению даосов, бодхисатв, людей, экипажей, дворцов, гор, лесов, источников». «В середине 937-943 годов император приказал Вэньцзюю нарисовать картину «Южная усадьба». Ознакомившись, был восхищён ею. В 968-975 годах Ли Юй преподнёс картину сунскому хранилищу. Сохранились картины «Прогулка весной», «Стирка одежды», «Глажение шёлка», «Вышивающие женщины» и др. Ныне собраны в императорском хранилище 76».

Свою карьеру Чжоу начал ещё при Ли Цзине (правил в 943-961гг), отце Ли Юя, предпоследнем правителе Южной Тан. К периоду правления Ли Цзина относится упоминание имени художника в связи с подношением императору картины «Южная усадьба», которая была одобрена его величеством, (в дальнейшем Ли Юй преподнёс её в дар сунскому императору). В 961 году Ли Цзин скончался, и власть перешла к его сыну Ли Юю, который в том же году основал императорскую Академию Ханьлинь. Чжоу Вэньцзюй стал её членом с самого основания, получив ранг дайчжао («ожидающий императорских указаний»).

Дайчжао был обязан по первому требованию являться к правителю для выполнения той или иной живописной работы; отчасти это напоминало труд личного фотографа. Го Жо-сюй в своих «Записках о живописи» (XI в.) описывает историю, как однажды правитель Ли Юй по поводу того, что в первый день нового года пошёл сильный снег, приказал устроить банкет. Собрались сановники, пировали, сочиняли стихи. И вот под утро, когда ночь была на исходе и стала рассеиваться мгла, а сановники возбуждённо скандировали стихи, решили позвать «известных мастеров, чтобы они нарисовали картину и (воплотили) в ней прекрасное». Далее, Го Жо-сюй перечисляет тех, кого подняли в такую рань: Гао Чунгу, Чжоу Вэньцзюя, Чжу Дэна, Дун Юаня, и Сюй Чунсы.

Стиль 
Го Жо-сюй сообщает, что Чжоу Вэньцзюй «…Работал в жанре „жэньу“ (то есть бытовые сценки), писал повозки, лошадей, постройки, деревья, горы и реки, особенно изящно изображал учёных женщин. Его стиль во многом близок Чжоу Фану, но (отличается) ещё большей изысканностью в (передаче) хрупкой красоты»[источник не указан 550 дней]. Такое определение стилистики Чжоу Вэньцзюя полностью оправдывает свиток «Портрет дамы с кошкой» из Национального Дворцового музея, Тайбэй (по всей вероятности, это копия, созданная в эпоху Мин, или Цин). На нём изображена молодая образованная женщина, вдумчиво читающая книгу. Она полна изящества, а детали окружения традиционно подчёркивают женскую красоту — цветы, бабочки, птички и т. д. Кошка, расположившаяся у её ног, добавляет ощущение мира и уюта.

Согласно древним источникам, Чжоу Вэньцзюй был мастером изображения интерьеров. Наряду с портретами образованных женщин, это было его второй главной специализацией. Среди немногочисленных его произведений, дошедших до наших дней, есть небольшой (40×70см) свиток «Играющие в вэйци перед двойной ширмой» (Гугун, Пекин; по всей вероятности, это копия свитка, созданная в эпоху Мин). На этом свитке художник изобразил императора Ли Цзина (в высоком головном уборе), наблюдающим, как его братья играют в вэйци (по другой версии, это император Ли Юй). «Двойная ширма» — отмеченное историками[какими?] китайского искусства изобретение Чжоу Вэньцзюя: художник, используя принцип матрёшки, написал сцену на фоне ширмы, на которой, в свою очередь, изображена другая сцена на фоне ширмы.

В каталоге Чжоу Вэньцзюя числится более дюжины произведений, и среди них есть один небольшой (37х58см) свиток, «Сад учёных» (Вэньюань ту), который сегодня приписывают кисти этого художника по стилистическим особенностям[источник не указан 550 дней]. Свиток ранее хранился в сунской императорской коллекции. Большой знаток живописи, художник и коллекционер император Хуэйцзун оставил на нём надпись, в которой сообщает, что это работа танского мастера Хань Хуана. Вполне возможно, что древний знаток ошибся, и свиток в действительности принадлежит кисти Чжоу Вэньцзюя. Художник изобразил на нём беседу учёных мужей, передав дух древних благородных собраний китайских интеллектуалов.

Чжоу Вэньцзюй также писал картины на религиозные — даосские и буддийские темы, используя в качестве образцов древние творения Цао Чжунда (VI в.) и У Даоцзы (ок.700 — 760 гг.)


Ссылки

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования