header left
header left mirrored

Бо Цзюйи

По материалам Википедии

БО ЦЗЮЙИ (кит. 白居易, а также Бо Лэтянь 白乐天, Бо Сяншань 白香山, 772—846) — китайский поэт династии Тан. Брат Бо Синцзяня и троюродный брат канцлера Бай Миньчжуна. Сравнивал себя с гением стихов (诗仙 кит. shīxiān) или демоном стихов (诗魔 кит. shīmó). Жил в городе Тайюань провинции Шаньси. Родился в городе Синьчжэн провинции Хэнань. Его эссе характеризуются краткостью и особой остротой. Особенно преуспел в стихосложении в жанре ши. Этого поэта можно назвать одной из знаковых фигур в эпоху средней Тан. Произведения написаны доступным языком. Простота языка доходит до такой степени, что «даже старуха может понять» (老妪能解 кит. lǎoyùnéngjiě).

В ранние годы Бо Цзюйи активно занимался реформаторством, его заботила судьба простого народа. Он стал инициатором движения Новых юэфу, придерживался мнения, что поэтическое творчество не может быть оторвано от реальности, потому необходимо выбирать сюжеты из повседневной жизни, произведения должны отражать свою эпоху. Этот поэт стал одной из главных фигур китайского реализма вслед за Ду Фу. Несмотря на то, что до конца жизни Бо Цзюйи беспокоила судьба народа, неудачи на политическом поприще заставили поэта обратиться к «винным стихам». Данное обстоятельство отразилось и в его ироничном псевдониме «Пьяный господин, распевающий песни» (кит. 醉吟先生 zuìyínxiānsheng). Бо Цзюйи был особенно близок с поэтом Юань Чженем. Два литератора были единомышленниками в вопросах преобразования литературы. В конце жизни Бо Цзюйи сблизился с поэтом Лю Юйси и часто с ним обменивался стихами.

Произведения Бо Цзюйи существенно повлияли не только на все слои китайского общества, но и получили широкую известность в Японии, государстве Силла и т. д. Среди основных произведений можно отметить следующие: «Вечная печаль», «Певица», «Лютня», циклы Циньские напевы (кит. 秦中吟) и Новые народные песни (кит. 新乐府). Одной из важнейших эссеистических работ является Письмо к Юань Чжэню(кит. 与元九书), дающее программу Движения за обновление поэзии.

Происхождение
Согласно архивным записям, родиной Бо Цзюйи был город Тайюань провинции Шаньси, позже его семья перебралась в местечко Сягуй (ныне городской округ Вэйнань провинции Шэньси). Младшего двоюродного брата поэта по отцовской линии Бо Миньчжуна (англ.) называли «Шестым Ху из десятерых, носивших фамилию Ху» (十姓胡中第六胡). Учитывая этот факт, а также разбирая сборники Бо Цзюйи, выпущенные в период «Вечного торжества» (长庆 — 821—824 гг.) историк китайской литературы Чэнь Инькэ (англ.) пришёл к выводу, что род поэта идёт от западных племён, хотя и давно ассимилированных. Впоследствии это мнение стало общепринятым в научных кругах, историк литературы Яо Вэйюань также возводил родословную Бо Цзюйи к роду Ху из западных племён. Существует точка зрения, что поэт был потомком княжеского рода из государства Куча. Есть также ряд учёных, считающих данную точку зрения необоснованной.

Дед поэта Бо Хуан управлял двумя уездами: Цзао и Гун. Отец, Бо Цзигэн, во время правления Тан Дэцзуна занимал должность градоначальника в Сюйчжоу. Среди его заслуг была успешная борьба с мятежом Ли Чжэнцзи (англ.). Отец поэта служил также судебным чиновником, помощником ревизора в Сюйчжоу, занимал прочие должности и был удостоен права носить одежду из тёмно-красной ткани. (При династии Тан это право принадлежало чинам от 5-го класса и выше). Мать поэта имела была связана кровным родством с семейством Бо. Из этого рода происходила её бабка по материнской линии.

Родился в провинции Хэнань, в обедневшей, но знатной и образованной семье. В десять лет был послан учиться в Сиань. В 800 году выдержал императорские экзамены. Занимал высокие государственные должности, был правителем Ханчжоу и Сучжоу.

Творчество
Под влиянием Хань Юя обратился к «древнему стилю», интересовался народной поэзией, песнями простолюдинов (по преданию, читал стихи своей служанке и сохранял только те, которые она понимала). Автор поэм «Вечная печаль», «Певица».

Признание
Бо Цзюйи вместе с Юань Чжэнем вслед за Ду Фу возглавили реалистическое движение в поэзии.
Бо Цзюйи подходил к литературе с особым старанием. Считается, что упорство в учении сказалось на его здоровьи: привело к преждевременному старению. Он называл себя святым поэтом(诗仙) или же демоном поэзии(诗魔), образно говоря о глубоком погружении в творческий процесс.

В отличие от произведений многих других поэтов, стихи Бо Цзюйи при его жизни уже пользовались успехом в разных землях и среди различных сословий ,среди танских поэтов не было другого, чьи стихи стали бы так широко известны при жизни. Его произведения дошли до таких отдалённых земель, как Япония и Силла. Сборник произведений Бо Цзюйи (составленный им самим) оказал на японскую литературу огромное влияние.
В честь Бо Цзюйи назван кратер на Меркурии.

Публикации на русском языке
Бо Цзюйи. Четверостишья. М.:Гослитиздат, 1949, 224с. (Перевод с китайского, вступительная статья и комментарий Л.Эйдлина; Гравюры на дереве М.Пикова)
[Стихи]// Китайская классическая поэзия в переводах Л.Эйдлина. М.: Художественная литература, 1975, с.177-292.
Бо Цзюйи. Стихотворения / В пер. с кит. Л.Эйдлина; Вступит. статья и примеч. Л.Эйдлина. М.: Худож. лит., 1978. 303 с.


Ссылка

 

  1. http://baike.baidu.com/link?url=2IqpCa5g0dYyTZOWJLAWOJzwMZoZ5DU5n6Xkub6iP1T9e_x-Mf_wdBaFJwzBqjgdQIQDUdbWKt1F_SNVbMqfeK - кит. Байду
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Bai_Juyi - англ. Wikipedia

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования