header left
header left mirrored

Ли Ханьсян

По материалам Википедии

Источник

Ричард Ли Ханьсян (кит. трад. 李翰祥, пиньинь: Lǐ Hànxiáng; 18 апреля 1926 года, Цзиньчжоу — 17 декабря 1996 года, Пекин, Китай) — китайский, гонконгский и тайваньский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр, известный рядом работ различных поджанров китайской костюмно-исторической драмы 1960—1980-х годов.

Биография и карьера
Будущий кинематографист родился 18 апреля 1926 года в Цзиньчжоу провинции Ляонин Китайской Республики. Первая его «встреча с кино» состоялась в 10-летнем возрасте, когда он сыграл одного из детей детектива Чарли Чена в американском фильме «Чарли Чен в цирке» (1936, в титрах не указан).

В юности Ли Ханьсян учился изобразительным искусствам в бэйпинской художественной академии, позже на переводчика в Шанхае.

В 1948 году Ли переехал в Гонконг, где работал с киностудиями в качестве художника-декоратора, помощника режиссёра и актёра «по требованию». Его дебют в качестве самостоятельного режиссёра-постановщика состоялся в 1956 году в фильме «Кровь на снегу» (Blood in Snow или Red Bloom in the Snow; в оригинале «Сюэ Лихун» по имени главной героини) с Ли Лихуа в главной роли, принёся ему первую серьёзную известность среди зрителей и критиков, а также предложение работы от Shaws Company, позднее переименованной в кинокомпанию Shaw Brothers.

Перейдя к Шао, Ли Ханьсян снимает ряд картин в жанре костюмно-исторической драмы, начиная с первого цветного фильма студии «Страна и красавица»[en] (1959) с Линдой Линь Дай, многие из которых были оценены номинациями и призами региональных и международных фестивалей, включая технический гран-при и несколько номинаций в Каннах и номинацию от страны на «Оскар», и прославили студию. Один из нескольких снятых им музыкальных фильмов в стиле китайской оперы хуанмэй «Лян Шаньбо и Чжу Интай» (экранизация одноимённой старинной легенды) поныне считается квинтессенцией жанра и вдохновлял ряд других кинематографистов (включая, например, Энга Ли, создателя «Крадущегося тигра»)

В 1963 году Ли Ханьсян, стремясь в большей свободе творчества, переезжает на Тайвань, где при поддержке Лока Ваньтхоу[en] (главы студии MP&GI[en]) основывает киностудию «голливудского типа» Grand Motion Pictures Co., Ltd[zh], также известную как Guolian Film Company. На собственной студии Ли снимает ряд картин, включая получивший приз Golden Horse за лучшую режиссуру фильм «Си Ши, прекраснейшая». Вклад режиссёра в кинематограф был оценен включением его местным отделением всемирной федерации Junior Chamber International в список года «10 выдающихся молодых людей Китайской Республики». Студия Ли Ханьсяна просуществовала до 1970 года, когда закрылась из-за финансовых проблем, однако осталась заметным этапом в развитии киноискусства республики.

В начале 1970-х годов Ли возвращается к Shaw Brothers, с которыми остается практически до завершения кинематографической работы студии в 1983 году. Большинство его работ в этот период составляют «костюмно-эротические» фильмы в собственном стиле с сеттингом в Китае времён поздней империи Цин или ранней республики «эпохи милитаристов», однако к этому же периоду относятся и несколько фильмов с боевыми искусствами, и новая музыкальная постановка «Сна в Красном Тереме» в 1977 с Бриджит Лин и Сильвией Чан (в стиле хуанмэй, ранее «отставленном» студией Шао в конце 1960-х в пользу уся-фильмов), и комедия о кино «Мерцающие сполохи» (1982; режиссёр использовал родственное название для своей книги того же года), и премированная дилогия о последних правителях Цинского Китая «Вдовствующая императрица» и «Последняя буря»[en] (1975—1976, с Лизой Лу Янь и Айви Лин По в ролях вдовстрвующей имератрицы Цыси и императрицы Цзинфэнь соответственно).

После 1983 года режиссёр возвращается в континентальный Китай, где продолжает и эротическую, и историческую тему, сняв, в частности, ещё четыре фильма о конце империи Цин — «Сожжение императорского дворца» (1983), «Правление за занавесью» (1983), «Последний император» (1986) и ещё одну «Вдовствующую императрицу» (1989, с Гун Ли) — первые из которых стали актёрским дебютом Тони Люн Ка-фая[en] в роли императора Сяньфэна.

Последней работой кинематографиста стала съёмка в 1996 году в Пекине 40 серий телесериальной экранизации на сюжет «Сожжения Дворца Эфан[en]». Ли Ханьсян умер вечером 17 декабря 1996 года от сердечного приступа.

Семья
Дочь кинематографиста Ли Тиньлон (Маргарет Ли) - также известная актриса, обладательница двух номинаций на лучшую женскую роль Hong Kong Film Awards.

Фильмография
С появлением на экране

(как актёр, «от автора», камео)

В съёмочной группе
(как режиссёр, продюсер, сценарист, художник и т. п.)

Номинации и награды 
Кинематографические 

(Перечислено не всё, чем отмечены его фильмы, а только с прямой привязкой к деятельности Ли Ханьсяна — номинации и награды за лучшие фильмы и/или режиссёрскую работу и аналогичные, а также включение в списки избранного для фильмов для фильмов его режиссуры, остальное — по соответствию его функциям в фильмах: автора сценария, художника-постановщика и т. д.)

Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль

  • 1958 — приз Golden Harvest в категории «Лучшая режиссёрская работа» («Дяочань», 1958)
  • 1959 — приз в категории «Лучший фильм» («Страна и красавица»[en], 1959)

Каннский кинофестиваль (Франция)

  • 1960 — номинация на «Золотую пальмовую ветвь» («Пленительная тень», 1960)
  • 1962 — «Технический гран-при» (Vulcain Award[en]) и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» («Великая наложница», 1962)
  • 1963 — номинация на «Золотую пальмовую ветвь» (Empress Wu, 1963).

Тайбэйский кинофестиваль Golden Horse (Китайская республика)

  • 1962 — поощрительный приз для драматических художественных фильмов («Великая наложница», 1962; соответствует 2 месту в шорт-листе номинации «Лучший фильм»)
  • 1963 — призы в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» («Лян Шаньбо и Чжу Интай», 1963)
  • 1966 — призы в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» («Си Ши, Прекраснейшая», 1965)
  • 1997 — спецприз за пожизненные достижения (посмертно)

Huabiao Awards[en] (КНР)

  • 1983 — спецприз («Правление за занавесью» и «Сожжение Юаньминъюаня», 1983)

Hong Kong Film Awards

  • 1983 — номинация в категории «Лучший сценарий» («У Сун», 1982)
  • 1984 — номинации в категориях «Лучший сценарий» и «Лучшая режиссёрская работа» («Правление за занавесью», 1983)
  • 1987 — номинации в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» («Последний император», 1986)

Четыре фильма режиссёра — «Империя и красавица» (1959), «Пленительная тень» (1960), «Лян Шаньбо и Чжу Интай» (1963) и «Последняя буря» (1976) были отобраны в соответствующие годы как номинации от Сингапура (первый) и Гонконга (остальные три) на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», однако не вошли в шорт-лист номинации.

Кроме того, ряд работ режиссёра был включён в списки избранных творений китайского или гонконгского кинематографа, в частности:

  • Список 100 лучших кинолент за историю кинематографа китайского региона по версии отборочного комитета Hong Kong Film Awards:
  • «Страна и красавица» (Гонконг, 1959), «Лян Шаньбо и Чжу Интай» (1963) и «Зима» (Тайвань, 1969), на позициях № 47, 38 и 48 соответственно.
  • Список 100 Years of Hongkong Cinema по версии китайского журнала о кино Movieview: «Лян Шаньбо и Чжу Интай» на позиции № 1 (возглавляет список).
  • Список 100 величайших фильмов Гонконга по версии кинообозревателя «Time Out Hong Kong» Эдмунда Ли (с кратким обзором по каждому фильму):
  • «Императрица У Цзэтянь» (1963), «Лян Шаньбо и Чжу Интай», «Страна и красавица» и «Правление за занавесью» на позициях № 88, 4, 40 и 47 соответственно.
  • Список 100 «must see» фильмов Гонконга, изданном в 2011 году Гонконгским Киноархивом[en] и Департаментом культуры и отдыха[en] правительства Гонконга: «Сюэ Лихун» (1956), «Императрица У Цзэтянь» и «Правление за занавесью».

Другие
В 1965 году, после переселения режиссёра на Тайвань, он был включен местным отделением всемирной федерации Junior Chamber International за вклад в развитие кинематографа Тайваня в список «10 выдающихся молодых людей Китайской Республики».

Примечания 

  • ↑ Перейти к: 1 2 David Zou, Classic Chinese Cinema:The Love Eterne на портале Taste of Cinema, 6 мая 2012.
  • ↑ Rick Lyman, WATCHING MOVIES WITH/ANG LEE; Crouching Memory, Hidden Heart — The New York Times, March 09, 2001.
  • ↑ Перейти к: 1 2 中華民國十大傑出青年歷屆當選人名錄 (кит.). 國際青年商會中華民國總會. Проверено 23 сентября 2013.
  • ↑ Guolian Film Company (кит.) в «Энциклопедии Тайваня» на официальном сайте Министерства культуры Китайской Республики[en].
  • ↑ Tien-Lang Li (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • ↑ Обозначения функции в съёмочной группе фильма: продюсер или другой член продюсерской группы (П), режиссёр (Р), член режиссёрской группы (Рг), автор сценария (С), художник-постановщик (ХП), автор песен (Л, «лирицист»).
  • ↑ Факторы «оцененности» фильма в целом (в отличие от раздела "Номинации и награды в статье" — не только по функции в этом фильме Ли Ханьсяна): номинации (ном), премии (пр), включение киноинституциями в списки избранного кино (сп) и критика.
  • ↑ Фильм на официальном сайте Каннского кинофестиваля.
  • ↑ Список лучших китайских кинолент на официальном сайте Hong Kong Film Awards.
  • ↑ Edmund Lee, The 100 Greatest Hong Kong Films на официальном сайте «Time Out Hong Kong», 14 марта 2012.
  • ↑ 100 must see Hong Kong movies на сайте Департамента Культуры и Отдыха[en] правительства Гонконга.

Литература 
Книги авторства Ли Ханьсяна 

  • 李翰祥 《三十年細說從頭》. — Тайбэй: 聯經出版事業公司, 1982. — 334 p..
  • 李翰祥 《銀海千秋》. — Гонконг: 天地圖書有限公司, 1997. — 260 p. — ISBN 9622579159, 9789622579156..

Других авторов о Ли Ханьсяне и его творчестве 

  • 蔡國榮編 《六十年代國片名導名作選》. — Тайбэй: 電影事業發展基金會, 1982. — 191 p..
  • 焦雄屏 《改變歷史的五年:國聯電影研究》. — 萬象圖書股份有限公司, 1993. — 327 p. — ISBN 9576694663, 9789576694660..
  • 《永远的李翰祥: 紀念專輯》 / 宇葉熒編. — Тайбэй: 錦繡出版, 1997. — 144 p. — ISBN 9577203140, 9789577203144..
  • 竇應泰 《大導演李翰祥》. — Харбин: 哈爾賓出版社, 1997. — 529 p. — ISBN 7806390278..
  • 蒲鋒, 李照興編 《經典200:最佳華語電影二百部增訂版》. — Гонконг: Гонконгская ассоциация кинокритиков, 2005. — ISBN 962-8271-58-X.
  • 黃愛玲編 《風花雪月李翰祥》. — Гонконг: Издательство Гонконгского Киноархива, 2007. — 271 p. — ISBN 9628050400, 9789628050406..
  • 焦雄屏, 區桂芝 《李翰祥:臺灣電影的開拓先鋒》. — Тайбэй: 躍昇文化出版, 2007. — 278 p. — ISBN 9576307287, 9789576307287.

Ссылки

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования