header left
header left mirrored

1. Японо-американские противоречия в китае

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: История войны на Тихом океане (в пяти томах). — М.: Издательство Иностранной литературы, 1957, 1958.

Закон о ленд-лизе и милитаризация экономики Соединенных Штатов

Хотя политика, проводившаяся в соответствии с Новым курсом Рузвельта, и отличалась от политического курса правительства Республиканской партии периода 20-х годов, тем не менее ее подлинная цель состояла в содействии развитию монополистического капитала. Поэтому она не смогла по-настоящему разрешить противоречий американского капитализма. Несморя на то, что в 1937 году был достигнут уровень промышленного производства 1929 года, в сентябре произошло падение стоимости акций на ньюйоркской бирже, а в ноябре производство в некоторых отраслях промышленности достигло самого низшего уровня 1932–1933 годов. Кризис продолжался и в 1938 году. Какую же политику стало проводить правительство Рузвельта, когда оно столкнулось с новым кризисом?

Индекс промышленного производства в Соединенных Штатах (1929 год=100)

 

Год 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940
Индекс 83 68 53 63 68 79 94 103 81 98 114

 

Вскоре после падения курса акций, 5 октября 1937 года, президент произнес в Чикаго речь, в которой призывал [181] «подвергнуть карантину» агрессора. Речь президента была воспринята как отказ от традиционной политики нейтралитета и вызвала широкие отклики. Вполне понятно, что такие газеты, как «Нью-Йорк сан», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Чикаго трибюн» и другие, примыкавшие к Республиканской партии, подвергли эту речь Рузвельта нападкам, однако прогрессивный в то время журнал «Нэйшн» выступил в поддержку политического курса Рузвельта, подчеркнув, что гарантии коллективной безопасности, в каком бы смысле они ни истолковывались, не ведут к войне. В поддержку Рузвельта выступил и тогдашний секретарь Коммунистической партии США Браудер, приветствовавший на страницах журнала «Нью мэссиз» критику нейтрализма, данную Рузвельтом, и обещавший ему «полную и безоговорочную поддержку со стороны всех членов компартии». Действительно, если провозглашенный Рузвельтом «карантин» не остался бы простым жестом, его осуществление, несомненно, явилось бы конкретным шагом, который смог бы приостановить агрессию фашистских государств.

Однако никакого изменения в политике США ни по отношению к гражданской войне в Испании, ни по отношению к японской агрессии в Китае, которая омрачала тогда весь мир, не произошло. В январе 1937 года президент провел через Конгресс специальный закон, предоставивший ему право применять положения закона о запрещении вывоза оружия к «гражданским войнам».

Сотрудничая с лондонским Комитетом по невмешательству в дела Испании, он продолжал запрещать вывоз оружия для республиканской армии, которая в то время боролась с фашизмом. 1 апреля 1939 года, вскоре после того как Франко занял Мадрид, Рузвельт заявил о признании правительства Франко. По принятому в мае 1937 года закону о нейтралитете президент в случае признания им наличия «состояния войны» где-либо за пределами США мог запретить вывоз оружия, однако это положение не было применено им к японо-китайской войне.

Такая политика, когда агрессора, вместо того чтобы «подвергнуть карантину», помещали в теплицу, создавая [182] наиболее благоприятные условия для размножения болезнетворных бактерий, проявилась также и во время Мюнхенского совещания. Перед самым открытием совещания, 26 сентября 1938 года, Рузвельт обратился к премьер-министрам Англии и Франции, президенту Чехословакии Бенешу и Гитлеру с посланиями аналогичного содержания, в которых просил их по возможности избежать столкновения. Одновременно он просил Муссолини содействовать успешному окончанию совещания. Подобное вмешательство президента создало благоприятную обстановку для заключения между Англией, Францией, Германией и Италией Мюнхенского соглашения, рассчитанного на то, чтобы, принеся в жертву Чехословакию, избежать войны.

Таким образом, положения знаменитой речи президента «Подвергнем агрессора карантину» не были воплощены в жизнь в том виде, в каком они были провозглашены. Его речь была использована для того, чтобы заставить народ проникнуться опасностью войны, которая могла вспыхнуть за пределами США, и преодолеть кризис в американской экономике на базе расширения военного производства.

Изменения в направлении расходной части бюджета США (в %)

 

Год 1934 1935 1936 1937 1938 1939
Расходы на государственную оборону 7,4 9,7 10,3 11,1 12,9 14,4
Расходы на помощь безработным 27,3 24,7 27,6 30,8 23,8 18,4

 

В новогоднем послании на 1938 год президент говорил: «Американское правительство в прошлом прилагало усилия, направленные на сокращение вооружений. Однако в настоящее время, в условиях резкого обострения положения и беспорядков на мировой арене обязанностью правительств всех держав стало обеспечение гарантий [183] того, что они будут следовать принципам, способствующим мирному разрешению международных конфликтов. В таких условиях американское правительство, уважая права иностранных государств, должно осуществить широкие военные приготовления, чтобы заставить и иностранные державы уважать права Америки».

Это заявление нашло свое практическое выражение в бюджете, а именно расходы, предназначавшиеся для оказания помощи безработным, были сокращены, а расходы на оборону увеличены. Подобная политика преодоления кризиса за счет расширения военного производства проявилась и в принятом в мае 1938 года «Новом законопроекте Уинсона относительно расширения военно-морского флота». Прошедший через Конгресс в мае 1934 года законопроект Драмера — Уинсона предусматривал широкое строительство вспомогательных военных судов в рамках международных соглашений о тоннаже военно-морского флота. В противоположность этому новый проект Уинсона ставил своей целью строительство самого крупного в мире флота, прежде всего строительство линкоров, авианосцев и крупных военных кораблей, и предусматривал огромные бюджетные ассигнования в сумме 1050 миллионов долларов на это строительство. Однако политика преодоления кризиса путем расширения военного производства на первых порах осуществлялась в форме помощи Англии и расширения военных приготовлений внутри самой Америки в связи с началом второй мировой войны в Европе. Об этом наглядно свидетельствует таблица, помещенная на стр. 184.

Индекс производства в США по отраслям промышленности (1935–1937 годы =100) (стр. 184)

 

Годы 1938 1939 1940
Квартал I II III IV I II III IV I II III IV
Отрасли производства средств производства Сталь 53 51 72 98 35 85 114 163 124 124 159 171
Станки 88 77 78 86 93 96 104 121 124 125 139 154
Самолеты 103 98 94 101 121 153 189 239 290 331 455 587
Железные дороги 96 61 61 68 83 74 75 121 154 119 133 167
Судостроение 103 95 96 97 112 122 133 141 152 163 207 240
Другие металлы, кроме стали 75 67 78 100 95 94 114 152 143 127 145 170
Отрасли производства средств потребления Скоропортящиеся материалы 89 89 98 102 104 104 108 116 ПО ПО 112 119
Текстильные изделия 69 73 96 103 106 106 ИЗ 124 109 104 114 132
Кожаные изделия 85 87 97 102 105 100 104 106 97 89 95 104
Автомобили 62 51 52 88 102 84 84 103 126 103 91 132
Домашняя утварь 81 80 91 96 99 101 107 118 114 113 117 125

 

К концу 1939 года сумма американских капиталовложений в Англии достигла 11 365 миллионов долларов, что составило 42 процента всех капиталовложений США за границей. То обстоятельство, что американские банкиры и капиталисты имели такие огромные интересы в Англии, нашло свое отражение и в американской внешней политике того времени. США стали оказывать помощь Англии с начала второй мировой войны, вспыхнувшей 3 сентября 1939 года. 4 ноября 1939 года Конгресс принял дополнения и изменения к закону о нейтралитете. Теперь союзные державы могли закупать в Соединенных [185] Штатах оружие по принципу «плати и вези сам» («плати наличными деньгами и вывози на своих судах»). В апреле 1940 года США заключили с Комитетом союзных государств по закупке оружия контракт на продажу самолетов на сумму в 1 миллиард долларов.

В сентябре того же года США заключили с Англией соглашение о военно-морских базах и передали Англии 50 эсминцев. В течение года в Англию из США было вывезено материалов на сумму около 800 миллионов долларов. К январю 1941 года Англия поглощала около 65 процентов всего американского экспорта капитала.

А между тем Англия еще не выплатила более 5600 миллионов долларов в счет погашения долговых обязательств, остававшихся со времени первой мировой войны. На основании закона Джонсона, запрещавшего предоставление капиталов и займов странам-должникам (закон от 13 апреля 1934 года), предоставление капиталов и займов Англии было запрещено. Это предусматривалось также законом о нейтралитете (от 4 ноября 1939 года), запрещавшем предоставление капиталов и займов воюющим государствам. Однако критическое положение, в котором оказалась Англия в результате поражения Франции в июне 1940 года, сделало помощь со стороны Америки крайне необходимой. Чтобы разрешить возникшую дилемму, в декабре 1940 года Рузвельт предложил законопроект, согласно которому определенные капиталы ассигновались на производство вооружения внутри страны, а затем эта продукция «отдавалась в долг» Англии. Перед тем как передать этот законопроект на обсуждение Конгресса, Рузвельт сообщил английскому торговому представителю, что ассигнуемые капиталы составят 3 миллиарда долларов. Законопроект был представлен Конгрессу 10 января 1941 года, а 11 марта он был принят палатой представителей (против законопроекта голосовало 165 депутатов) и сенатом (против голосовал 31 депутат). Так Конгресс принял закон «О предоставлении взаймы вооружения».

Равным образом принятые в 1940 году 76-й сессией Конгресса законы «О строительстве двух океанских флотов» и «Об усилении закона о нейтралитете» имели в [186] виду расширение внешних рынков в ходе войны на основе помощи иностранным государствам и развертывание военного производства внутри страны. Одновременно Конгресс утвердил расходы на «государственную оборону» в сумме около 17 700 миллионов долларов. Правда, в эту цифру входят и суммы, которые были истрачены на военные расходы после 1940 года, однако в бюджете на текущий финансовый год, который окончился 30 июня 1941 года, расходы военного министерства составили около 8,7 миллиарда долларов, а расходы морского министерства — 3,37 миллиарда долларов.

Как уже отмечалось выше, подобное расширение военного производства осуществлялось с целью защиты монополистического капитала от кризиса. Это станет более ясно, если мы заглянем за кулисы (американского правительства, стоявшего тогда у власти, и посмотрим, кто непосредственно осуществлял его политику.

Летом 1940 года военным и морским министрами были назначены Стимсон и Нокс. Стимсон был племянником одного из близких друзей семьи Моргана. Во времена президентства Гувера он занимал пост министра внутренних дел и был известен как сторонник объединения с Республиканской партией. Нокс являлся издателем газеты «Чикаго дейли ньюс». Во время выборов 1932 года он заявил: «Любое страхование жизни непрочно, любой вклад опасен». С помощью Рэндома он стал помощником президента. Он, так же как и Стимсон, был сторонником объединения с Республиканской партией. Стеттиниус, назначенный в это же время советником по промышленным материалам в Комитет советников по вопросам обороны государства, являлся директором «Юнайтед Стейтс стил компани». Кнудсен, имевший отношение к этому комитету, был директором компании «Дженерал моторс».

Антивоенное движение в Америке

Принцип «подвергнем агрессора карантину» так и не был осуществлен на практике. По отношению к агрессору проводилась политика умиротворения. После заключения [187] в августе 1939 года советско-германского договора о ненападении подобная политика вползания в войну приняла черты откровенно империалистической политики, направленной как против Германии, так и против Советского Союза. Вот почему, как показали данные обследования общественного мнения в период с сентября 1939 года по май 1940 года, более 96 процентов населения Америки было против вступления США в войну. Газета «Дейли уоркер», а также прогрессивные профсоюзы и молодежные организации выдвинули лозунг «Янки не пойдут». 6 апреля 1940 года ими была организована антивоенная демонстрация. В августе был создан Комитет защиты Америки путем отказа от войны, а с 31 августа по 2 сентября в Чикаго состоялся конгресс «срочной мобилизации на борьбу за мир». Так было положено начало движению «мобилизации Америки на борьбу за мир» (АРМ). 11 ноября, отмечая день заключения перемирия в первой мировой войне, население более тридцати городов провело массовые митинги, а сам день 11 ноября стал днем движения за «мобилизацию Америки на борьбу за мир». В январе — феврале 1941 года Вашингтон заполнили многочисленные делегаты, выразившие протест против политики подготовки к войне, и прежде всего против закона о ленд-лизе. Движение АРМ поддержало крестьян графства Уилл, штата Иллинойс, выступивших против конфискации земли для строительства военного завода Дюпона, а также протест против отказа нанимать негров на предприятия оборонной промышленности в Южной Каролине. Подобная поддержка оказывалась и в других районах страны. 4–6 апреля 1941 года в Нью-Йорке состоялась конференция представителей американского народа, созданная по инициативе АРМ. На этой конференции была принята программа, состоявшая из семи пунктов. Она наглядно раскрывает характер антивоенного движения американского народа (в этом отношении особенно следует отметить 4 и 6 пункты). В программе говорилось:

«1) Руки прочь от второй мировой войны! Мы протестуем против всех мероприятий, которые втягивают Америку в войну, в том числе и против отправки американской [188] армии в страны по ту сторону океана. Требуем прекращения действия англо-американского военного союза.

2) Требуем охраны и повышения жизненного уровня американского народа.

3) Требуем восстановить и расширить свободы, предусмотренные конституцией. Требуем защиты права на забастовки, протестуем против ограничения свободы образования. Требуем оказать поддержку жертвам гитлеровского террора. Требуем полного уничтожения расовых предрассудков.

4) Не возлагать бремя военных расходов на нуждающихся. Требуем отмены налога на военную службу, требуем конфискации прибылей военного времени. Протестуем против несправедливых налогов в отношении нуждающегося населения.

5) В случае призыва на военную службу требуем обеспечить мобилизованным права, которыми пользуются все граждане.

6) Требуем проведения мирной внешней политики, установления дружественных отношений со странами Латинской Америки и прекращения эксплуатации их американским монополистическим капиталом. Прекратить помощь внутренним и внешним врагам Китая; оказать действенную помощь борьбе единого Китая в деле завоевания свободы. Предоставить подлинную независимость Пуэрто-Рико и Филиппинам. В целях предотвращения расширения войны установить дружественные отношения с Советским Союзом.

7) За мир между народами! За мир без контрибуций и аннексий, за мир, основанный на праве колоний на самоопределение!»

Вполне понятно, что американское правительство, стремившееся преодолеть кризис путем расширения военного производства, пыталось подавить это антивоенное движение трудящихся масс Америки. Под предлогом необходимости борьбы с «тоталитаризмом» в связи с заключением советско-германского договора о ненападении правительство Рузвельта облекло Федеральное бюро расследований (ФБР) правами тайной [189]политической полиции и начало обрушивать репрессии на компартию. В июне 1940 года введением закона «О регистрации иностранцев» был установлен контроль над мыслями.

5 сентября 1940 года полиция, прибегнув к открытому насилию, подавила в Вашингтоне крупную антивоенную демонстрацию, которая была организована АРМ. Большую роль в антидемократических репрессиях сыграла комиссия Дайса, созданная как раз накануне Мюнхенского совещания. О подлинных целях этой комиссии мы можем судить по словам и делам Салливена, который в начальный период работы комиссии был приглашен сотрудничать в нем в качестве ответственного за учет и статистику. Салливен был известен как пропагандист антисоветских взглядов. До работы в комиссии он был связан с движением проживавших в США украинских националистов, ведших пропаганду против Советской Украины, и поддерживал тесные отношения с такими американскими фашистскими организациями, как «Серебряные рубашки» и «Союз американцев немецкого происхождения». Эта антисоветская комиссия занималась «охотой на красных». Испытывая страх перед «красными», правительство Рузвельта сквозь пальцы смотрело на то, как в США росла нацистская пятая колонна в виде всевозможных фашистских организаций, намеревавшихся путем взрыва важнейших американских заводов создать благоприятную для Германии военную обстановку. Более того, эти организации использовались правительством для проведения антикоммунистической политики.

После нападения Гитлера на Советский Союз в июне 1941 года обстановка существенным образом изменилась. Прогрессивный лагерь и прежде всего члены профсоюзов выступили в поддержку антифашистской войны и решили, не отказываясь от защиты демократических прав (право на забастовки и др.), содействовать расширению производства военных материалов. Однако реакционные силы американского монополистического капитала были рады начавшейся войне против Советского Союза, надеясь, что она создаст благоприятную [190]конъюнктуру. Это особенно ярко проявилось в выступлении сенатора Гарри Трумэна вскоре после начала войны. Политика американского монополистического капитала теперь была направлена на то, чтобы путем оказания соответствующей помощи обеим воюющим странам преодолеть кризис внутри страны. Вместе с тем американский империализм стремился к взаимному ослаблению воюющих стран с тем, чтобы после войны навязать им «мир», который привел бы к установлению американского господства над всем миром.

Правительство Рузвельта было не чем иным, как правительством монополистического капитала. Но, говоря так, не следует считать, что оно составляло одно целое с теми реакционными элементами крупного монополистического капитала, которые поддерживали агрессивную политику нацистов и японского империализма. В той степени, в какой Рузвельт противостоял крайне реакционным силам Уолл-стрита, он пользовался поддержкой народных масс, несмотря на то, что проводимая им политика оказания помощи союзникам — в данном случае мы говорим о посылке оружия союзным державам — обеспечивала прибыли монополистическому капиталу. Тем не менее, поскольку эта политика была направлена против стран «оси», она пользовалась широкой поддержкой американского народа и имела определенное прогрессивное значение. Особенно это касается того периода, когда в результате нападения гитлеровской Германии на Советский Союз фронт союзных держав стал носить характер антифашистской коалиции.

Таков был характер правительства Рузвельта, если говорить о нем в целом. Но посмотрим, какую политику проводило это правительство на Дальнем Востоке.

Японо-китайская война и Соединенные Штаты

Соединенные Штаты не могли молча смотреть на начавшуюся в июле 1937 года агрессию Японии против Китая. Во-первых, японская агрессия полностью опрокидывала расчеты США на то, что Китай останется [191] крупнейшим потенциальным рынком сбыта для мирового капитализма. Во-вторых, она означала, что Япония прибирает к своим рукам страну, являвшуюся самым желанным для США объектом вложения капитала. В-третьих, если в результате агрессии Японии удалось бы освоить богатейший китайский рынок, то прекратился бы ввоз из Америки в Японию хлопка и железного лома, а это означало бы потерю для США важнейшего японского рынка. В-четвертых, обосновавшись в Китае, Япония захватила бы чрезвычайно выгодные позиции, чтобы оторвать от США Юго-Восточную Азию, откуда американские капиталисты получали каучук, олово, хину, манильскую пеньку и другие важнейшие стратегические материалы. Захват Японией Китая усилил бы также опасность полной потери Соединенными Штатами рынков на Тихом океане.

Немедленно после начала японской агрессии, 14 июля 1937 года, государственный секретарь США Хэлл опубликовал заявление относительно необходимости свято соблюдать международные договоры. Затем он обратился к Японии и Китаю с предложением отказаться от войны. 5 октября президент США в своей речи «Подвергнем агрессора карантину» косвенно критиковал действия Японии, а на следующий день, 6 октября, Государственный департамент опубликовал заявление, в котором констатировалось, что действия Японии нарушают договор девяти держав и антивоенный пакт Бриана — Келлога. Но все это были лишь словесные угрозы — конкретных шагов к пресечению японской агрессии США не предпринимали. На Брюссельской конференции участников Вашингтонского договора девяти держав присутствовал представитель США Норман Дэвис. Однако, как заявил сам президент, «американское правительство, безусловно, не чувствовало себя связанным какими-либо обязательствами по отношению к правительствам других держав». Несмотря на то, что на этой конференции Америка должна была взять на себя инициативу, она заняла пассивную позицию, в связи с чем работа конференции не дала никаких результатов. [192]

Подобная непоследовательная позиция США объяснялась следующим: США считали, что отразивший японскую агрессию независимый Китай уже не будет больше американским рынком и, чтобы поделить с Японией китайский рынок и направить японскую агрессию против Советского Союза, не нужно понапрасну раздражать Японию.

Двойственная позиция США и так называемая «твердая» политика Хэлла, который «стремился избежать самого малейшего вмешательства», привели к тому, что, вполне успокоившись, Япония, согласно ранее намеченному плану, в декабре расширила фронт войны, перенеся ее в Южный Китай. Правда, США направили Японии ноты в связи с инцидентом с канонеркой «Пенэй» в декабре 1937 года и бомбардировкой Кантона в конце мая 1938 года. Однако американское правительство не приняло по отношению к Японии таких конкретных мер, как бойкот японских товаров, который был начат возмущенным американским народом.

Действительно, Соединенные Штаты оказывали Китаю материальную помощь. Но за четыре года — с 1936 по 1939 год — из Китая ушло 730048 тысяч юаней серебром. Большая часть этой суммы по американо-китайскому финансовому соглашению была скуплена американской государственной казной и пошла на финансирование расходов Китая в связи с антияпонской войной. В декабре 1938 года представитель правительства Чан Кай-ши прибыл в Вашингтон, чтобы просить у США заем. Американское правительство через экспортно-импортный банк предоставило Китаю заем в сумме 25 миллионов долларов. В 1939 году Япония оккупировала остров Хайнань и остров Спратли. В ответ на это в марте 1939 года США вторично предоставили Китаю заем в виде материалов на сумму 1280 тысяч долларов. В марте 1940 года через экспортно-импортный банк Америка предоставила Китаю новый заем в сумме 2 миллионов долларов.

Но в это время американский экспорт направлялся не только в Китай. США продолжали экспортировать товары и в Японию, которая вела агрессивную войну [193] против Китая. В июне 1938 года американское правительство обратилось к производителям и экспортерам самолетов, частей к самолетам, моторов, оружия, авиабомб, мин с просьбой не вывозить их продукцию в районы, где она используется для уничтожения гражданского населения. Но это обращение взывало лишь к совести промышленников и представляло собой всего лишь «моральное запрещение» вывоза военных материалов, не подкрепленное никакими мерами принуждения. В начале 1939 года, когда стали обнаруживаться планы Японии относительно продвижения на юг, американское правительство оказалось перед необходимостью предпринять какие-либо конкретные меры для обуздания Японии. В мае премьер Хиранума прибег к угрозе, заявив, что Япония подвергнет бомбардировке Чунцин. Одновременно он обратился с призывом сотрудничать с Японией в деле осуществления планов поддержания мира в Европе. Однако его предложения предусматривали, что «имущие» государства пойдут на уступки государствам «неимущим», и в этом отношении целиком соответствовали стремлениям стран «оси». На эти предложения Хиранума Хэлл ответил: «Прежде чем решать вопрос урегулирования международной обстановки в целом, Япония должна ликвидировать ею же вызванный беспорядок в Восточной Азии». Однако дальше этого заявления Хэлл не пошел и никаких конкретных мер для сдерживания Японии не принял. 20 мая английский посол в США беседовал с заместителем государственного секретаря Уэллесом относительно возможности применения совместных санкций в отношении Японии. Уэллес ответил английскому послу, что американское правительство не желает вступать в слишком сложные отношения с другими государствами и намеренно следовать своим путем. Подобная умиротворенческая позиция США в отношении Японии создала благоприятные предпосылки для «дальневосточного мюнхенского совещания» между Арита и Крейги, состоявшегося 23 июля.

11 июля председатель комиссии по иностранным делам американского сената Питмен предложил проект резолюции, предоставлявший президенту право запретить [194] торговлю с Японией. Однако рассмотрение этого проекта было отложено до следующей сессии Конгресса, открывавшейся в январе 1940 года. Зато президенту и Хэллу весьма понравился проект, внесенный 18 июля лидером оппозиционной Республиканской партии Ванденбергом. По этому проекту американское правительство должно было оповестить Японию, что США намерены денонсировать японо-американский торговый договор, то есть этот проект вовсе не означал запрещения торговли с Японией. 26 июля Америка уведомила Японию о своем намерении отказаться от торгового договора. Этот акт американского правительства преследовал цель заставить Японию задуматься над «занятой ею позицией, при которой бесцеремонно попираются американские права и интересы в Китае», и активизировать «лагерь умеренных», который, как полагало правительство США, существовал внутри Японии. Одновременно с этим актом американское правительство намеревалось оторвать Японию от Германии и направить острие японской агрессии против Советского Союза.

Взрыв войны в Европе дал американскому правительству благоприятный предлог для запрещения вывоза стратегических материалов. 26 сентября 1939 года президент предложил всем частным предпринимателям прекратить вывоз одиннадцати видов материалов. Но этот контроль, по существу, ничем не отличался от контроля, который тогда вводила сама Япония, и был настолько неэффективен, что японское правительство не сочло даже нужным заявить США какой-либо протест по этому поводу.

Результаты этой внешне «твердой», а на самом деле от начала до конца умиротворенческой политики США были следующими. Доля Америки в общей сумме японского импорта составила в 1937 году 33,6 процента, в 1938–33,4 в 1939–34,3 процента. При этом в американском экспорте особенно увеличилась по сравнению с 1928 годом доля таких необходимых для военного производства материалов, как металлический лом, металлообрабатывающие станки, промышленное оборудование, нефть и др. Это видно из нижеследующей таблицы. [195]

Объём американского экспорта в Японию (в тыс. долл.)

 

Год Хлопок Лес Удобрения Продукты переработки нефти Металлический лом Медь Станки и оборудование
1928 109399 15636 6025 21717 3090 2358 862
1939 42488 2858 2137 45290 32593 27567 24578

 

Больше того, объем американского экспорта в Японию не шел ни в какое сравнение с объемом американского экспорта в Китай. Так, если в 1937 году из США в Японию было вывезено материалов на сумму 288558 тысяч долларов, то в 1938 году американский экспорт в Японию составил 239 575 тысяч долларов, а в Китай — 34 772 тысячи долларов.

Америка не хотела, чтобы Япония утвердилась в качестве победителя на Дальнем Востоке. Вместе с тем она не хотела и полного разгрома Японии. Оказывая военную помощь одновременно и Японии и Китаю, США стремились к тому, чтобы дать этим странам обескровить друг друга и установить после войны свое господство на Дальнем Востоке. Вместе с тем США преследовали еще одну более важную для себя цель. Оказывая помощь японскому капитализму, они хотели направить японскую агрессию в «северном направлении», проявившуюся, например, в событиях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-гол в 1939 году.

Продвижение Японии на юг и позиция Америки

Японо-американский торговый договор был денонсирован 26 января 1940 года. Но он перестал существовать только на бумаге, и его денонсация не означала прекращения торговли между США и Японией.

Экспорт американского сырья, в особенности нефти и металлического лома, ответственность за который взяли [196] на себя частные компании, продолжал способствовать ухудшению положения на Дальнем Востоке.

Несмотря на подобный характер денонсации японо-американского торгового договора, с точки зрения Японии торговые связи с Америкой, которая до этого являлась главным поставщиком военных материалов для Японии, после этого акта американского правительства должны были нарушиться. При таких обстоятельствах Япония не могла молча выжидать дальнейшего развития событий. Провал агрессии против Советского Союза в районе реки Халхин-гол и заключение советско-германского договора о ненападении чрезвычайно затруднили для Японии продвижение в северном направлении. С другой стороны, у Японии еще не хватало сил, чтобы скрестить оружие с Америкой. Поэтому Японии во время пребывания у власти кабинетов Абэ и Ионай пришлось уделить основное внимание разрешению китайского вопроса и постепенному продвижению в район Южных морей.

После провала попыток пойти на сговор с правительством Чан Кай-ши с целью установления мира перед Японией встала перспектива длительной войны. Чтобы обеспечить себя необходимыми для такой войны материалами, Япония устремила свои взоры на ресурсы стран Южных морей. В январе 1940 года Япония заявила голландскому правительству о денонсации японо-голландского соглашения о юрисдикции, посредничестве и арбитражном суде, а в феврале предъявила ему требование смягчить ограничения во внешней торговле, расширить в Голландской Индии привилегии, предоставляемые японским предпринимателям, смягчить правила въезда японских рабочих, нанимаемых японскими торговцами, обосновавшимися в Голландской Индии, установить взаимный контроль за выпуском газет и т. д.

Активизации японской политики продвижения на юг способствовало благоприятное развитие событий на фронтах в Европе в результате расширения германской агрессии. В апреле 1940 года германские войска вторглись в Данию и Норвегию. Немедленно после этого, 15 апреля, министр иностранных дел Арита выступил с [197] заявлением, в котором подчеркнул необходимость сохранения существующего положения в Голландской Индии. В заявлении говорилось, что «Япония в экономическом отношении находится в тесных, взаимно дополняющих друг друга связях со странами Южных морей и в особенности с Голландской Индией». Это был намек на необходимость предоставления Японии особых привилегий.

Американское правительство на словах заявило протест против этих новых агрессивных действий Японии, начавшей продвижение в южном направлении, однако каких-либо практических мер не приняло. Хэлл игнорировал предложение министерства финансов о необходимости расширения сферы применения положения о «моральном запрещении» экспорта и, пользуясь тем, что для принятия проекта члена сената Питмена была необходима поддержка этого проекта самим Хэллом, продолжал отклонять запрос Питмена. Но это еще не все. В связи с началом 10 мая германского вторжения в Голландию, Бельгию и Францию увеличилась опасность, что потерявшие своих хозяев колонии, расположенные в районе Южных морей, попадут в руки Японии. Несмотря на это, Рузвельт потребовал от английского правительства, к которому обратилось правительство Голландии с просьбой взять на себя оборону Голландской Индии, официально заявить о невмешательстве Англии в дела Голландской Индии и об отсутствии необходимости оказывать помощь правительству Голландии со стороны английского правительства (такое требование мотивировалось якобы «заботой» Рузвельта о том, чтобы не дать Японии предлога для агрессии). Одновременно Рузвельт потребовал, чтобы английское правительство заявило о немедленном отводе англо-французских войск из Голландской Индии. Это было на руку японским агрессорам. 16 мая японский генеральный консул сделал директору экономического департамента Голландской Индии Ван Моку заявление, «содержавшее в себе одновременно и соболезнование, и требования, и скрытую угрозу», а 18 мая он в письменной форме передал ему требование, в котором устанавливались как минимум тринадцать [198] видов сырья, в том числе бокситы и нефть, которые Голландская Индия должна была вывозить в Японию. Указанное в требовании количество сырья намного превышало количество, которое до сих пор Япония ввозила из Индонезии. 30 мая американский посол в Японии Грю возобновил переговоры с Арита. Целью этих переговоров было убедить японское правительство в том, что, во-первых, победа Германии не будет способствовать спокойствию и процветанию Японии и, во-вторых, расширение торговли в сотрудничестве с США и увеличение богатств мирными методами пойдет на пользу Японии. Создался своего рода «порочный круг». Но важны были не слова, а дела. 18 июня капитулировала Франция. Сразу же после этого Арита отклонил предложение Америки о том, чтобы США и Япония на основе взаимного обмена нотами совместно признали свое стремление поддержать статус-кво на Тихом океане путем мирного пересмотра существующего положения. Вслед за этим Арита выступил по радио с речью о «новом порядке в Великой Восточной Азии».

Япония не только на словах, но и на деле замышляла использовать создавшуюся ситуацию для продвижения на юг. Японское правительство не удовлетворилось обещанием, данным ему в апреле 1940 года генерал-губернатором Индо-Китая, заявившим, что Индо-Китай приостановит отправку в Китай военного снаряжения и военных материалов. На другой день после обращения Франции с предложением о перемирии на совещании четырех ведущих министров кабинета в Токио было решено в форме меморандума потребовать от французского правительства в Индо-Китае не только прекращения поставок материалов в Китай, но и предоставления Японии права посылать в Индо-Китай военные инспекционные группы, чтобы удостовериться в этом. 6 июня немецкие войска, прорвав линию Мажино, устремились в глубь Франции. В связи с этим правительство Голландской Индии, игнорировавшее до этого требования Японии, направило японскому правительству ответ, в котором выразило свое согласие на сотрудничество с Японией. Однако Арита счел это недостаточным и запросил [199] у правительства Голландской Индии, намерено ли оно направить в Японию указанные виды товаров в указанном количестве независимо от того, какая сложится обстановка. Этот запрос также, по существу, носил характер ультиматума. От английского правительства Япония потребовала вывести английские войска из Шанхая, а также закрыть гонконгскую границу и Бирманскую дорогу.

Мероприятия по запрещению торговли с Японией

В это время английское правительство, которое, несмотря на поражение под Дюнкерком, было полно решимости продолжать войну с Германией, считало, что японскую агрессию можно остановить двумя способами. Первый заключался в следующем: полностью запретить торговлю с Японией, послать в Сингапур военные корабли и таким образом оказать давление на Японию. Второй предусматривал, что Англия, выдвинув приемлемые условия урегулирования на Дальнем Востоке, привлечет на свою сторону Японию. Что же касается США, то они не хотели проводить по отношению к Японии ни «жесткого курса», ни политики «умиротворения».

Для США начать войну с Японией означало навсегда потерять возможность на последнем этапе войны продиктовать миру условия мирного урегулирования. Включение же Японией в сферу своего влияния Дальнего Востока означало для США навсегда потерять существующие и потенциальные рынки сбыта. Америка решила проводить среднюю между этими двумя курсами внешнеполитическую линию.

В конце июня Объединенный комитет с целью отклонить посягательства Германии и Японии на территории в юго-западной части Тихого океана объявил, что английские и французские владения, находящиеся к востоку от Японии, входят в сферу действия доктрины Монро.

2 июля Рузвельт, применив закон «Об усилении государственной обороны» в области экспорта, ввел систему [200] лицензий на материалы трех групп. В первую группу входили все виды вооружения, военных материалов и военного сырья, во вторую — все виды сырья, признанные в то время «стратегическими» в условиях чрезвычайного времени, в том числе алюминий и магний. К третьей группе принадлежали части к самолетам, всевозможные установки, прикладные детали, оптические приборы и оборудование для металлургических заводов. Казалось, что по отношению к Японии США взяли твердый курс. В действительности США только на словах распространили действие доктрины Монро, на практике же вооруженные силы посланы не были. Что же касается трех групп материалов, экспорт которых был запрещен, то это положение не распространялось ни на нефть, ни на металлический лом, в которых Япония особенно нуждалась. Кроме того, была введена лишь система лицензий, но не запрещение вывоза. Право решения о предоставлении лицензий и выдача самих лицензий были возложены на государственный департамент, в котором был создан специальный отдел контроля. Начальником этого отдела был назначен Джозеф Грин, который во время гражданской войны в Испании «запретил вывоз двадцати семи самолетов, предназначавшихся для Греции, испугавшись, что эти самолеты попадут в руки испанских республиканцев»{260}.

Благодаря всему этому только в марте 1941 года США поставили Японии металлообрабатывающих станков на сумму более одного миллиона долларов. В первом и четвертом кварталах 1941 года в Японию и Маньчжурию было экспортировано меди намного больше, чем за тот же период предыдущего года. Подобная политика США по отношению к Японии носила явно умиротворенческий характер. Она привела к тому, что и Англия стала на путь умиротворения Японии. В результате такой политики выполнялись все требования Японии и дело кончилось тем, что была закрыта Бирманская дорога. [201]

Победа Германии над Францией еще более сблизила Японию с Германией. В первой декаде июля среди работников Генерального штаба усилились настроения разрешить японо-китайский конфликт с помощью Германии. В связи с этим произошла смена кабинета Ионай, выступавшего против использования Германии. 16 июля военный министр Хата подал в отставку. Это привело к падению кабинета Ионай. Императорским указом формирование нового правительства было поручено Коноэ, стоявшему в самом центре движения за установление новой структуры. Коноэ пригласил в Огикубо кандидатов на посты министров своего кабинета Тодзио, Иосида и Мацуока. 19 июля состоялось так называемое «совещание в Огикубо», решения которого легли в основу «Программы мероприятий, соответствующих изменениям в международном положении» и «Основной программы национальной политики». В соответствии с принципами, изложенными в этих документах, второй кабинет Коноэ и осуществлял свою внешнюю политику. 1 августа японское правительство направило меморандум Индо-Китаю, а 29 августа между Японией и Францией было заключено соглашение, по которому Японии предоставлялись те привилегии в военной области, которые она требовала от Индо-Китая. В виде платы за обещание Японии уважать французский суверенитет в Индо-Китае вишистское правительство признало «первенство интересов Японии в экономической и политической областях на Дальнем Востоке».

В середине августа Япония направила в Голландскую Индию делегацию в составе семи человек. Эта делегация — ее возглавлял президент компании «Мицуи буссан» Мукаи Тадахару — должна была провести частные переговоры с заинтересованными лицами. 27 августа в Голландскую Индию со специальной миссией был направлен министр промышленности и торговли Кобаяси Итидзо. В это время английское правительство через своего посла заявило правительству США, что до сих пор Англия оказывала моральную поддержку голландскому правительству и различным нефтяным компаниям в Индонезии, в связи с чем оно просило бы и американское [202] правительство оказать этому правительству такую же поддержку. На эту просьбу Англии Хэлл ответил согласием. Во время этих переговоров пользовавшийся «моральной поддержкой» Ван Мок передал США просьбу о быстрейшей доставке оружия, которое Голландская Индия задолго до этого закупила в Америке.

11 сентября Хэлл ответил на эту просьбу Ван Мока следующее: 1) американское правительство желает по-прежнему получать полную информацию по вопросам, представляющим взаимный интерес, с тем чтобы принять соответствующие решения в рамках уже установленного политического курса; 2) что касается нефти, то американские нефтяные компании в Голландской Индии хорошо осведомлены о намерениях Америки; 3) американское правительство не желает вмешиваться в создавшуюся обстановку и не намерено по собственной инициативе выходить на арену, пока отсутствует необходимость в оказании помощи иностранным государствам. Подобная позиция Америки как нельзя больше устраивала японское правительство. Дело кончилось тем, что 23 сентября Япония ввела свои войска в северные районы Индо-Китая.

4 сентября 1940 года на совещании четырех министров кабинета Коноэ по предложению Мацуока был рассмотрен другой чрезвычайно важный внешнеполитический вопрос — вопрос о Тройственном пакте. После приезда в Токио в июле 1940 года германского посла Штамера переговоры о заключении пакта значительно продвинулись вперед, приняв конкретные формы. Однако на заседании Совета связи, состоявшемся 14 сентября, заместитель начальника Главного морского штаба выразил сомнение в победе Японии в случае японо-американской войны. 19 сентября на императорской конференции беспокойство по поводу обеспеченности Японии стратегическими материалами выразил начальник Главного морского штаба. Все это свидетельствовало о том, что перспектива японо-американской войны вызвала в Японии возражения. Эти возражения не были лишены основания. В самом деле, пакт с Германией, заключенный [203] в ноябре 1936 года, не носил уже антисоветского характера.

После заключения в августе 1939 года советско-германского договора о ненападении Тройственный пакт преследовал цель усилить этот японо-германский пакт, направленный теперь против Англии и Америки{261}. Его заключение должно было противопоставить Японию Соединенным Штатам. Однако Коноэ заявил, что «Германия, заключив с Советским Союзом договор о ненападении, должна будет выступить в роли посредника и приложить усилия для урегулирования японо-советских отношений, а также для достижения мира между Японией и Китаем».

В связи с этим возникло мнение, что ухудшения японо-американских отношений можно будет избежать. Такого мнения стало придерживаться большинство, и, наконец, 27 сентября Тройственный пакт в Токио был подписан.

Внешнеполитический курс японского правительства преследовал две цели: захватить ресурсы стран Южных морей и временно смягчить отношения с Советским Союзом, чтобы затем, выиграв время, так или иначе приступить к непосредственному осуществлению агрессии против СССР. Но было совершенно ясно, что продвижение на юг на основании Тройственного пакта вызвало [204] сильное недовольство американского правительства. В виде ответной меры на продвижение Японии в южном направлении американское правительство 25 сентября 1940 года приняло решение предоставить Китаю дополнительный заем, а 26 сентября заявило о «запрещении» вывоза в Японию металлического лома и металлов. Вполне понятно, что американское правительство, перед которым в создавшейся тогда военной обстановке не стоял вопрос о жизни и смерти, как он стоял перед Англией, по-прежнему лелеяло мечту о том, что Япония все-таки направит свою агрессию в северном направлении, и в области экспорта металлолома и металла продолжало следовать системе лицензий. Об этом с полной очевидностью свидетельствует приведенная ниже таблица.

Американский экспорт металла в японию (в тыс. фунтов стерлингов)

 

  Годы
1940 1941
Металлический лом 47000 227 000
Чугун и листовая сталь 1487 5614

 

Но как бы то ни было, а подобное мероприятие американского правительства сделало чрезвычайно неустойчивым один из каналов снабжения Японии наиболее важными для нее материалами. 10 августа 1940 года английское правительство заявило об открытии Бирманской дороги, а премьер Черчилль выступил с речью, в которой подверг резкой критике действия Японии. Через своего посла Англия неоднократно предлагала правительству США конкретный план совместных оборонительных мероприятий против Японии, однако всегда получало ответ, свидетельствовавший о стремлении США избегать конкретных действий. Рузвельт в предвидении президентских выборов выступил с заявлением, в котором [205] оправдывал внешнеполитическую программу Демократической партии. Играя на чувствах американского народа, он сказал: «Мы не будем участвовать в войне, которая ведется иностранными государствами, если только сами не подвергнемся нападению. Мы не пошлем свою армию и флот воевать за пределы нашей страны, на территорию иностранных государств». Хотя Рузвельт и обратил внимание на факт агрессии со стороны тоталитарных государств Европы и Азии, однако он не принимал конкретных мер для прекращения этой агрессии. Наоборот, осуждая агрессию только на словах, он поощрял агрессоров и по существу оказывал материальную помощь агрессивным государствам.

                            

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования