header left
header left mirrored

3. Диктатура Тодзио и политическая структура движения помощи трону

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: История войны на Тихом океане (в пяти томах). — М.: Издательство Иностранной литературы, 1957, 1958.

Сущность диктатуры Тодзио

Власть, осуществлявшую руководство войной на Тихом океане, обычно называют «диктатурой Тодзио». Что представляла собой эта диктатура? Как она была установлена? В обстановке приближавшейся войны военный министр Тодзио — генерал действительной службы — по совместительству занял посты премьер-министра и министра внутренних дел. По своей сущности диктатура Тодзио являлась диктаторским режимом, осуществлявшимся [288] через бюрократический аппарат императорской власти, костяком которого были военные круги. Разогнав или подчинив себе все политические силы, кроме военщины, эта диктатура преследовала цель обеспечить создание унифицированной структуры, приспособленной для ведения войны. Поэтому кабинет Тодзио являлся не чем иным, как «кабинетом чиновников», укомплектованным представителями бюрократического лагеря, готовыми безропотно подчиняться приказам премьера. Действуя в тесном контакте с министром хранителем печати Кидо, кабинет Тодзио никому не позволял приближаться к императору, кроме лиц, занимавших ответственные посты в высших органах вооруженных сил, правительстве и т. д. Кабинет избегал выдвигать представителей политических кругов, целиком отдавая предпочтение военщине; в этом отношении не делалось исключения даже членам императорской фамилии и дзюсинам.

Немедленно после начала войны кабинет Тодзио отдал приказ об аресте многих левых деятелей культуры и представителей интеллигенции, выступавших против войны. Были арестованы Миямото Юрико и другие. Предлогом для их ареста послужило обвинение в шпионской деятельности. Вслед за этим, 16 декабря 1941 года, на 78-й чрезвычайной сессии парламента был принят закон «О чрезвычайном контроле за словом, печатью, собраниями, организациями». По этому закону вводилась система специальных разрешений (на основании предварительного уведомления властей) не только на организацию собраний и обществ, отвечавших целям правительства, — закон требовал получения разрешения на существование уже созданных обществ. В отношении слова и печати этот закон предусматривал не только простое запрещение, но и давал право отдавать приказы о полной приостановке изданий. Из более чем 500 обществ, подавших заявления с просьбой разрешить им продолжать деятельность, почти половине было отказано. Одним из первых было распущено Общество по распространению знаний о конституции. В то время все существовавшие ранее политические партии, профсоюзы, крестьянские союзы и другие организации были уже распущены. В виде исключения был оставлен [289] Союз реформы системы землевладения, руководимый Хирано Рикидзо и его сторонниками. Поэтому, естественно, что объектом контроля стали правые организации. В том, что правительство должно было контролировать даже правые организации, поскольку они не всегда действовали в соответствии с требованиями структуры, установленной для ведения войны, видно, какая обстановка сложилась в тот период в стране.

Диктатура Тодзио имела опору главным образом в лице военных кругов и использовала в основном состояние опьянения успехами на первом этапе войны. Она основывалась на политическом насилии, осуществлявшемся жандармскими методами под предлогом того, что этого требуют задачи ведения войны. Эта диктатура не смогла завоевать сколько-нибудь активной, пусть даже неискренней, поддержки народа, и поэтому ее база была слабой. Как следствие этого диктатура Тодзио не могла что-либо предпринять для ликвидации противоречий, существовавших внутри армейских кругов, на которые она опиралась, и в особенности для ликвидации противоречий между армией, флотом, высшим командованием и органами военного управления. Стало почти обычным делать, например, вопреки трезвому расчету существенные различия между армией и флотом в отношении снабжения материалами и т. д. Когда же ставился вопрос о политических мерах для выхода из этого положения, то причину всех противоречий и трений искали лишь в личных качествах Тодзио.

Выборы под лозунгом помощи трону

В апреле 1942 года кабинет Тодзио, используя благоприятную обстановку, сложившуюся в результате побед на первом этапе войны, провел так называемые «выборы под лозунгом помощи трону». Во время этих выборов проявились слабые стороны диктатуры Тодзио. В то время членами парламента по иронии судьбы оставались лица, избранные во время выборов 1937 года — выборов, которые характеризовались значительным увеличением числа депутатов от Социалистической массовой партии. Срок их депутатских полномочий истек еще в 1941 году. Но после [290]изменения характера движения за новую структуру правительство, опасавшееся возникновения трений в случае выборов, продлило срок депутатских полномочий членов парламента еще на один год.

С целью избежать «возникновения трений» во время выборов кабинет Тодзио взял в свои руки контроль за выдвижением кандидатов. Пригласив представителей от обеих палат парламента, «Ассоциации помощи фронту», финансовых кругов, Союза резервистов, журналистских кругов и других им подобных организаций, правительство поручило им создать какой-либо орган для выдвижения кандидатур. В результате был создан Совет политической структуры помощи трону, председателем которого стал бывший премьер генерал Абэ. Этот совет и его отделения выдвинули 466 кандидатов. Но, установив подобную систему выдвижения кандидатур, правительство остановилось на полпути, ибо, создавая видимость своей приверженности конституции Мэйдзи, оно вынуждено было неоднократно заявлять, что избирателям не обязательно голосовать за выдвинутых кандидатов. В этом заключалась трагедия всей диктатуры бюрократии, не имевшей политической опоры на местах. Установленный порядок выдвижения кандидатур разрешал отделениям Совета помощи трону выдвигать по меньшей мере одну новую кандидатуру. Было объявлено, что все кандидатуры могут быть избраны. Путем избрания новых лиц, отличающихся от кандидатов, которых обычно выдвигали старые политические партии, правительство намеревалось сделать вид, будто оно удовлетворяет требования народа. Но, с другой стороны, для избрания большинства выдвинутых кандидатур не было другого выхода, кроме использования в какой-то мере базы политических партий. Вышеупомянутые мероприятия как раз свидетельствовали о той дилемме, которая встала тогда перед правительством.

За две недели до выборов газета «Асахи» под аншлагом «До сих пор неправильно используется энтузиазм в практическом осуществлении идеала помощи трону»{306} поместила подборку статей корреспондентов газеты на периферии, [291] из которой явствовало, что система «выборов под лозунгом помощи трону» скрывала полное отсутствие энтузиазма у народа. «Власти заранее инструктировали кандидатов и доверенных лиц, указав желательные для них рамки высказываний. Таким путем власти стремились предостеречь и обезопасить себя»{307}.

Вследствие усиления контроля кандидаты только и занимались тем, что восхваляли политику правительства и призывали к продолжению войны. Полемика, развернувшаяся на страницах печати, отличалась вялостью, депутаты жаловались на пассивное отношение публики к предвыборным митингам, а в газетах то и дело появлялись сообщения о несостоявшихся митингах. Тем не менее в результате развернувшейся в провинции охоты за голосами (эта охота осуществлялась по заранее разработанному плану, причем к ней были привлечены учащиеся и соседские группы), число не явившихся на голосование было значительно меньшим, чем прежде. По стране в голосовании приняло участие в среднем 83 процента, избирателей. Выдвинутым кандидатам оказывалась значительная помощь всевозможными административными учреждениями и организациями Союза помощи трону «Сонэндан», объединенных в то время в единую централизованную организацию. Кроме того, было известно, что правительство для финансирования выборов использовало часть средств, ассигнованных на чрезвычайные военные нужды. Что же касается кандидатов, которые не были выдвинуты Советом политической структуры помощи трону, и в особенности так называемых «либералов», то в отношении их применялись всевозможные репрессии. На выборах большинством голосов были избраны 382 кандидата, выдвинутых Советом политической структуры помощи трону, и 84 других кандидата (включая Сайто Такао). Таким образом, число депутатов Совета помощи трону составило более 80 процентов от общего числа избранных. Среди депутатов нового парламента 199 были избраны впервые, 247 депутатов были членами парламента предыдущего [292] созыва и 20 депутатов являлись членами парламента в прошлом. Как видно, процент вновь избранных был довольно значительным, однако в конечном счете в своем новом составе парламент существенно не отличался от прежнего и его депутаты опирались на местах на ту же базу, что и старые политические партии. Но кое-какие изменения все же произошли. Как писала газета «Асахи» от 19 апреля 1942 года, «лица, руководившие предвыборными кампаниями в прошлом, были мобилизованы для руководства просветительным движением либо в форме Ассоциации помощи трону, либо в форме организаций «Сонэндан». Поэтому прежнее движение в форме партий стало «невозможно». Иными словами, теперь сами ассоциации помощи трону и объединения «Сонэндан» играли роль организаций, являвшихся базой прежних политических партий.

Политическая ассоциация помощи трону и контроль над народом

После выборов вместо Совета политической структуры помощи трону опять-таки по предложению правительства был создан Подготовительный комитет по сосредоточению политических сил движения помощи трону. 25 мая на базе этого комитета начала функционировать Политическая ассоциация помощи трону, председателем которой был назначен Абэ Нобуюки. Руководство этой ассоциацией осуществляла коллегия, состоявшая из 117 человек (112 членов обеих палат парламента и 5 представителей различных кругов). Фактически же все управление ассоциацией сосредоточили в своих руках Маэда Ёнэдзо, Ома Тадао и некоторые другие. В своем выступлении по радио в связи с организацией ассоциации ее председатель Абэ заявил: «В будущем парламент должен воедино слиться с правительством и отдать все силы активному проведению государственной политики в тесном сотрудничестве с правительством». Иными словами, цель создания ассоциации заключалась в том, чтобы учредить организацию, которая вместе с Ассоциацией помощи трону служила бы опорой правительству и способствовала [293] проведению политики военного времени. Политическая ассоциация помощи трону объединяла всех депутатов обеих палат парламента (за исключением депутатов, против которых было начато уголовное дело), в том числе и тех, которые не были выдвинуты на выборах. Вместе с депутатами парламента и представителями финансовых и журналистских кругов это составило 1300 человек. Создание каких-либо других политических организаций в парламенте не разрешалось. Однако, хотя все представленные в парламенте силы и объединялись ассоциацией, в провинции ей не удалось создать своих отделений. Это была, так сказать, трава, не имевшая корней. 27 мая 1942 года открылась очередная сессия парламента. В этот день состоялась церемония открытия сессии, затем с программными речами выступили премьер-министр, а также министр финансов и министр иностранных дел. С докладами о военной обстановке выступили военный и морской министры. На другой день, 28 мая, состоялось пленарное заседание, на котором был обсужден бюджет. Одновременно были проведены заседания специальных комиссий. 29 мая, после соответствующей церемонии, сессия закрылась. Таким образом, это был не более как «парламент помощи трону», в котором депутатам не оставалось ничего другого, как аплодировать выступавшим. Один из депутатов парламента, выдвинутых на выборах Советом политической структуры помощи трону, следующим образом отозвался об этой сессии: «Сердца и мысли всех были проникнуты духом общего примирения и сотрудничества», однако «Политическая ассоциация помощи трону ловко использовала внутренний механизм парламента. Рассмотрение дел в парламенте происходило с удивительной быстротой. Создавалось впечатление стремительного движения какой-то машины»{308}.

Одновременно с реорганизацией политических сил внутри парламента осуществлялась реорганизация Ассоциации помощи трону. Созданная как центральный орган движения за новую структуру, эта ассоциация уже с [294] момента своего образования представляла собой не более как бюрократический аппарат, не оправдавший возлагавшихся на него надежд. В результате неоднократных реорганизаций бюрократический характер ассоциации усилился еще более. В связи с созданием кабинета Тодзио вице-президентом ассоциации был назначен генерал Андо Кидзабуро, руководитель северокитайской «Новой народной ассоциации». После этого тенденция к усилению бюрократического характера ассоциации стала проявляться еще более, и эта организация превратилась в простой аппарат мобилизации народа на войну. Реорганизация ассоциации преследовала цель усилить ее руководящую роль в этой области. Организации «Сонэндан», созданные ранее как низовые ячейки Ассоциации помощи трону и носившие характер самостоятельно действовавших объединений обновленческих элементов, еще до выборов в парламент были реорганизованы и объединены в самостоятельную организацию, находившуюся под непосредственным руководством президента ассоциации. Во время выборов они выполняли роль движущей силы. Однако по мере того как ширились масштабы деятельности «Сонэндан», начались сетования по поводу того, что «они перестали играть роль воспитательных организаций и, не будучи политическими организациями, превратились в ни на что не способные объединения»{309}.

Реорганизация Ассоциации помощи трону была проведена в июне 1942 года. Все массовые движения, руководимые до этого министерствами внутренних дел, просвещения, сельского хозяйства и лесоводства, промышленности и торговли и другими, были объединены и поставлены под контроль ассоциации. Так, ассоциация стала осуществлять руководство обществами служения отечеству через производство, обществами служения отечеству через торговлю, лигами служения отечеству через сельское хозяйство, обществами служения отечеству через морской транспорт, Патриотическим женским союзом Великой Японии и Молодежной партией Великой Японии. Под видом оказания помощи ассоциация захватила в свои руки [295] руководство ассоциациями поселков и городов. Она же организовывала кампании за реформу системы выборов, за увеличение денежных вкладов, за. сбор и бережливость в использовании материальных ценностей, за покупку займов и т. д. Таким образом, ассоциация внешне стала играть роль центрального органа, осуществлявшего контроль над народом.

В действительности же она не имела никакой самостоятельности и осуществляла свою работу под руководством бюрократии и в особенности военщины, являясь всего лишь ширмой, которой старались прикрыть бюрократический контроль.

Средством, при помощи которого поселковым и сельским ассоциациям, а также соседским группам — этим низовым организациям Ассоциации помощи трону — удалось установить свой контроль над населением, явилось их превращение в органы распределения жизненно важных продуктов народного потребления, что позволило накрепко привязать к ним каждую семью. Стоит только вспомнить ту сложную процедуру заполнения карточек и получения разрешения на переезд, которая существовала в то время, чтобы стало понятным намерение властей восполнить слабость бюрократического контроля путем использования этих организаций поселковых и городских боссов.

Усиление централизованной системы бюрократического контроля в результате реорганизации Ассоциации помощи трону привело к тому, что «расширились функции по самоуправлению поселковых, городских и других собраний, но, с другой стороны, они стали организациями, занимающимися под руководством Ассоциации помощи трону непосредственным контролем»{310}. Это сохранило за ними прежние функции вспомогательных административных органов.

Эти органы контроля осуществляли надзор за всеми сторонами жизни народа и стремились мобилизовать все силы народа на войну. Тем не менее они не смогли обеспечить [296] активного сотрудничества народа. Одним из свидетельств явилось возникшее в то время недовольство соседскими группами и городскими ассоциациями, которое не прекращалось ни на минуту.

Наблюдались случаи привлечения к уголовной ответственности старост соседских групп, пытавшихся угрожать отказом от выполнения своих обязанностей по распределению продуктов. Как это явствует из писем, посылавшихся в редакции газет, имело место немало случаев несправедливого распределения, когда, например, соседские группы выдавали продукты не по числу людей, а по числу дворов. Все испытывали недовольство, однако многие опасались выражать его открыто. Некоторые указывали на слишком маленькие нормы распределения. В письмах содержались предложения создать систему учета и проверки при соседских группах и городских собраниях{311}.

В первый год войны была организована кампания за справедливое распределение продуктов, которой стремились придать характер народного движения. Народ был недоволен установленной системой контроля, но она была тем стержнем, на котором зиждилось господство местных боссов, и поэтому разрешение данного вопроса было нелегким делом.

После создания Политической ассоциации помощи трону и реорганизации Ассоциации помощи трону руководство Политической ассоциации предприняло попытки укрепить свое политическое влияние на местах путем создания в целях объединения своих действий с органами Ассоциации помощи трону Комитета политических исследований. Однако вопреки этим расчетам Ассоциация помощи трону, как видно из резолюции Центрального совета сотрудничества Ассоциации помощи трону от сентября 1942 года (резолюция провозгласила необходимость 1) повышения морального духа, 2) увеличения производства, 3) приспособления жизни к условиям войны и 4) укрепления государственного строя), все более превращалась во вспомогательный административный орган. [297]

Создание министерства по делам Великой Восточной Азии

Как раз в тот период, когда кабинет Тодзио путем создания Политической ассоциации помощи трону и реорганизации Ассоциации помощи трону установил в стране так называемую политическую структуру помощи трону, японская армия в результате морских боев в Коралловом море и в районе острова Мидуэй начала терпеть неудачи. Это способствовало появлению признаков, свидетельствовавших о колебаниях диктатуры Тодзио.

Еще ранее, в канун нового 1942 года, начальник военного управления военного министерства Муто посетил министра иностранных дел Того, а также генерала Окада Кэйсукэ и выразил пожелание провести замену Тодзио на посту премьера с целью завершения войны. В апреле 1942 года, когда проводилось укрепление центральных учреждений армии сторонниками Тодзио, на место Муто начальником военного управления был назначен генерал-майор Сато Кэнрё.

В то время среди части работников Генерального штаба все громче стали раздаваться голоса, высказывавшие пожелание назначить на должность военного министра <вместо Тодзио. — Ред.> другое лицо. Однако ни первое, ни второе пожелания внешне не отразились на политической обстановке. Но после окончания первого этапа военных операций, когда возник вопрос о найме судов для морских перевозок, на заседаниях Совета связи гражданские лица и в особенности министр иностранных дел Того стали настаивать на том, чтобы в интересах увеличения производства суда нанимались в предусмотренном ранее количестве. Одновременно они предлагали использовать сложившуюся ситуацию в целях заключения мира между Германией и СССР и разрешения китайского вопроса. Между этой группой чиновников и военными кругами, замышлявшими на базе достигнутых на первом этапе войны успехов еще более расширить масштабы военных операций, стали возникать противоречия. В политической области эти противоречия открыто проявились [298] прежде всего в связи с вопросом о создании министерства по делам Великой Восточной Азии.

Планы, связанные с созданием этого министерства, созрели в мае — июне 1942 года. Предполагалось все японские органы, функционировавшие на территории Великой Восточной Азии (за исключением Японии), поставить под единый контроль вновь создаваемого министерства. Оно же должно было заниматься всеми вопросами управления Маньчжоу-Го, Китая, Таи, Индо-Китая и другими захваченными территориями, «исключая лишь вопросы чисто дипломатические». В задачу министерства, по мысли его создателей, входила мобилизация всех ресурсов Восточной Азии с целью использования их для ведения войны. Одновременно предполагалось достичь объединения и упорядочения работы всех японских учреждений, действовавших на оккупированной территории Китая. В особенности армия настаивала на создании такой системы, при которой должности послов и главнокомандующих были бы объединены в одну — таким путем армейские круги намеревались захватить в свои руки всю власть на оккупированных территориях. Но против этих планов армии выступил военно-морской флот, такую же позицию заняли чиновники министерства иностранных дел, и прежде всего послы.

Воспользовался этим министр иностранных дел Того, который, стремясь к объединению руководства дипломатией в одном центре, также выступил с протестом против намечавшихся планов. Свою позицию он подкреплял примером Бюро развития Азии, работа которого закончилась провалом, и ссылками на то, что намечаемое мероприятие больно бы ранило самолюбие стран Восточной Азии. Более того, уклоняясь от ухода в отставку, Того замышлял добиться отставки всего кабинета Тодзио. Однако 1 октября 1942 года Того в конце концов был вынужден покинуть свой пост.

Резкие голоса протеста стали раздаваться даже в Тайном совете, члены которого выдвинули довод, что создание министерства будет означать сведение стран Восточной Азии на положение вассальных государств. В Тайном совете высказывались также пожелания превратить «чистую [299] дипломатию» (имелось в виду формальное следование дипломатическому церемониалу при заключении договоров и т. д.) в «обычную дипломатию». Но дело кончилось тем, что, стремясь избежать политических изменений, правительство санкционировало проект, и 1 ноября министерство по делам Великой Восточной Азии начало функционировать.

Новая политика в отношении Китая

В это время бои на острове Гуадалканал становились все более ожесточенными; после ноября 1942 года затруднения в транспортных средствах поставили японскую армию в исключительно тяжелое положение. Создалась такая обстановка, когда перевозки можно было осуществлять только на подводных лодках и эсминцах. 31 декабря 1942 года Главная ставка приняла решение осуществить «обходный маневр» силами частей, расположенных на острове. В соответствии с этим решением с 1 по 7 февраля 1943 года была проведена эвакуация японских войск с острова. Таким образом, бои на острове Гуадалканал закончились поражением японской армии. Вопреки предположениям внезапно начавшееся контрнаступление союзных войск привело к изменению всей военной обстановки. Все это заставило кабинет Тодзио, пришедший к власти на волне побед, достигнутых в первый период войны, изменить внутреннюю и внешнюю политику.

В области внешнеполитической изменение политики в отношении стран Восточной Азии началось еще до создания министерства по делам Великой Восточной Азии (силой, определявшей направление этой политики, как выявилось во время создания указанного министерства, была военщина). Конкретно это проявилось в принятии нового политического курса в отношении Китая.

После начала войны политика Японии в отношении Китая претерпела изменение: от проводившейся ранее политики мирного урегулирования Япония перешла к твердому курсу, преследовавшему цель добиться капитуляции Китая; при этом планировалось организовать наступление на Чунцин. Однако перспектив на быстрое разрешение китайского вопроса не появилось. Но в связи с контрнаступлением [300]американской армии, о котором говорилось выше, в армейских кругах стали раздаваться голоса о желательности изменения политики в отношении Китая (более 600 тысяч японских войск было приковано к китайскому фронту) — собственно, это было неизбежным следствием всей создавшейся обстановки.

Случай, который непосредственно был использован для изменения политики, представился в связи с планом привлечения правительства Ван Цзин-вэя к участию в Тихоокеанской войне. Этот план возник из опасений, что «душа и совесть китайцев постепенно отдаляются от Японии, национальное правительство <правительство Ван Цзин-вэя. — Авт.> непрерывно слабеет, и если так будет продолжаться и впредь, не исключена возможность возникновения чрезвычайно опасного положения». Привлечением режима Ван Цзин-вэя к участию в войне японское правительство намеревалось, «во-первых, усилить военное сотрудничество, необходимое для достижения победы, и объединить в максимальной степени военную мощь обоих государств <иными словами, по-прежнему всемерно выкачивать из Китая металл, хлопок и другие виды важнейших материалов> и, во-вторых, максимально усилить национальное правительство, то есть укрепить политические позиции правительства и помочь ему установить необходимый контроль над идеологией народа». (Из выступления министра по делам Великой Восточной Азии Аоки на заседании Совета связи 17 декабря.) Исходя из этой точки зрения, в конце декабря 1942 года императорская конференция приняла «Основной курс урегулирования китайского вопроса с целью завершения войны в Великой Восточной Азии». Этот политический курс предусматривал усиление политического авторитета правительства Ван Цзин-вэя «путем отказа по мере возможности от вмешательства в его дела, возвращения сеттльментов, отмены права экстерриториальности и т. д.», что «лишало бы чунцинское правительство главнейших доводов в пользу продолжения сопротивления». Тем не менее было провозглашено, что «очередной задачей экономической политики в отношении Китая является увеличение количества [301] используемых материальных ценностей, необходимых для завершения войны», то есть Япония, прикрываясь лозунгом «военного сотрудничества», намеревалась усилить экономическое ограбление Китая. 9 января 1943 года правительство Ван Цзин-вэя подписало китайско-японское соглашение о возвращении сеттльментов и отмене права экстерриториальности и одновременно заявило о своем вступлении в войну на Тихом океане. Заслуживает внимания тот факт, что примерно в это же время, а именно 11 и 14 января, между чунцинским правительством, Англией и США было подписано соглашение об отмене права экстерриториальности. Новый курс в отношении Китая был продолжен дальше.

В январе 1943 года японское правительство приняло решение о предоставлении независимости Бирме. В конце концов аналогичные принципы были распространены на политику в отношении всех стран Восточной Азии, о чем свидетельствовала принятая в конце мая 1943 года «Руководящая программа осуществления политического курса в отношении Великой Восточной Азии».

Усиление диктатуры

Зимой 1942 года, когда обнаружились признаки неминуемого поражения японских войск на острове Гуадалканал, заколебалась и вся политическая структура помощи трону.

Политическая ассоциация помощи трону существовала по-прежнему, однако в октябре 1942 года появились новые организации. Так, двести шестьдесят депутатов парламента, находившихся в зависимости от Политической ассоциации помощи трону, создали так называемую «Экономическую лигу депутатов», которая задачей своей деятельности ставила расширение производительных сил, реорганизацию производства, упорядочение системы снабжения материальными ресурсами. Вновь избранные члены парламента организовали свой клуб — «Сэйсин курабу». Поэтому 81-я очередная сессия парламента несколько отличалась от предшествовавших ей чрезвычайных сессий. [302]

Выступая по случаю окончания дебатов, председатель нижней палаты Окада Тадахико заявил: «Прежде всего премьер-министр, а также остальные государственные министры, говоря об улучшении всех политических вопросов в будущем, сказали здесь много слов, свидетельствовавших об их искренности и самоотверженности. Но выполнят ли они эти обещания, за этим уж должны следить сами депутаты парламента. Поэтому, несмотря на роспуск парламента на каникулы, мы должны продолжать выполнение своих обязанностей». Хотя это были всего лишь слова, тем не менее они заслуживают внимания. 81-я сессия парламента утвердила громадный бюджет в 47,4 миллиарда иен, в том числе 20 миллиардов иен на чрезвычайные военные расходы. Сессия утвердила также восемьдесят девять различных законопроектов. Следует обратить внимание на то, что эти законопроекты предусматривали дальнейшее сосредоточение административных прав в руках премьер-министра и расширение компетенции правительства. Подобным усилением диктатуры пытались преодолеть как внутренние, так и внешние противоречия, которые обострялись по мере ухудшения военного положения.

Но политика усиления диктатуры не могла не встретить сопротивления. На 81-й сессии на основании специального закона об административном управлении в военное время были чрезвычайно расширены права премьер-министра. Этот закон основывался на двусмысленном толковании изданного ранее императорского указа об административных правах в военное время. С одной стороны, в целях расширения производства важнейших материалов он отменял все запрещения и ограничения, предусмотренные уже существовавшими законами, а с другой — закреплял за премьером право решать вопросы административного управления производством. Заслуживает внимания заявление Тодзио во время обсуждения законопроекта: «Сейчас стали говорить о так называемой политической диктатуре... Но Тодзио в данном случае сам по себе всего лишь ничтожный подданный императора... Я отличаюсь от других лишь тем, что на меня возложены обязанности [303] премьер-министра. Премьер начинает сиять только тогда, когда на него падет свет, излучаемый Его Величеством Императором. И если нет этого света, премьер равносилен каменному идолу. Положение премьера поэтому совершенно отличается от положения того, кого в Европе обычно называют диктатором». Иными словами, Тодзио объяснял факт сосредоточения в его руках власти волей императора и необходимостью руководства войной, то есть его права основывались на его положении представителя императорской бюрократической системы. Но вместе с тем положение, в котором оказался Тодзио, создалось в результате усилий, предпринятых с целью обуздать оппозиционные силы в период, когда его кабинет начал переживать политический кризис.

Одновременно с указанными мероприятиями проводилась централизация управления промышленностью в провинции, а также централизация всей системы административного управления. Так были созданы Токийский городской округ, реорганизована система управления городов, поселков и деревень, созданы торгово-промышленные экономические советы и т. д. Стала более строгой система отбора служащих и уменьшены права городских, поселковых и сельских муниципалитетов.

На сессии также обсуждался вопрос об изменении специального уголовного кодекса для военного времени. На очередной сессии парламента, состоявшейся в 1941 году, была принята статья, гласившая: «лица, совершившие убийство с целью внесения беспорядка, мешающего осуществлению государственной политики в условиях военного времени, подлежат смертной казни или приговариваются к пожизненным каторжным работам». Теперь эта статья была расширена: в нее было внесено дополнение, предусматривавшее применение этой меры наказания к лицам, «серьезно нарушающим общественное спокойствие с целью внесения беспорядка в осуществление государственной политики или прибегающим к насильственным действиям и угрозам, или подстрекающим к совершению преступных действий, направленных на вызов беспорядков, или другое какое-либо нарушение общественного спокойствия». На вопрос депутатов [304] относительно смысла, вкладываемого в понятие «государственная политика», представитель правительства ответил, что под «государственной политикой» имеется в виду «основная политическая структура государства, основная политическая структура, существующая на вышеуказанной базе в настоящее время, а также основной политический курс, осуществляемый этой структурой». Например, продолжал представитель правительства, пропаганда отмены японо-китайского «Договора об основах взаимоотношений» и пропаганда войны будут рассматриваться как действие, «серьезно нарушающее общественное спокойствие с целью внесения беспорядка в осуществление государственной политики»{312}.

Во главе сил, выступавших против подобного усиления диктатуры, стояли участники Общества восточного направления Накано Сэйго, Митамура Такэо, а также Акао Бин из Общества строительства государства и другие представители правого лагеря. Они обрушились с резкой критикой на «бюрократическую политику правительства». Парламентский комитет склонялся к тому, чтобы отвергнуть или по крайней мере исправить внесенный законопроект. Но под нажимом руководства Политической ассоциации помощи трону, замышлявшего протащить законопроект без поправок, девять членов комитета во главе с Мадзаки Кацудзи (вице-адмирал, брат Мадзаки Дзиндзабуро) вышли в отставку. Наконец, после выступления премьер-министра, стремившегося предупредить провал законопроекта, данный законопроект без поправок был принят парламентом.

Вопрос об объединении ассоциации помощи трону и политической ассоциации помощи трону

По мере ухудшения положения на фронтах усиливалась критика в отношении кабинета Тодзио и лидеров Ассоциации помощи трону, являвшихся марионетками кабинета. Это проявилось в разногласиях, возникших в период [305] работы 81-й сессии парламента, по вопросу об объединении Политической ассоциации помощи трону и Ассоциации помощи трону. Политическая ассоциация как верхушечная организация, не имевшая отделений на периферии, не пользовалась политическим влиянием. Это вызвало определенное недовольство. Так зародилось течение, ставившее целью слияние Политической ассоциации с Ассоциацией помощи трону, чтобы таким путем создать сеть низовых организаций. Однако правительство выступило с протестом против подобных планов. Объясняя свою позицию, оно заявило, что слияние двух организаций накануне сессии парламента приведет к созданию органа, который «будет пользоваться громадным политическим влиянием, а это, пожалуй, закончится тем, что его положение будет аналогично положению бакуфу. Существование же такого органа у нас, в Японии, разрешить нельзя»{313}. Подобная позиция правительства по-прежнему вызывала недовольство, которое глубоко укоренилось и скрытно распространялось. Чтобы избежать обострения положения, необходимо было провести реорганизацию и кабинета Тодзио и Политической ассоциации помощи трону. Настало время, когда уже нельзя было поддерживать дух народа одним «Военно-морским маршем», возвещавшим победы японской армии в войне. Некоторые успехи в районе Новой Гвинеи и Соломоновых островов, достигнутые Японией после общего ухудшения военной обстановки, с утра до вечера навязчиво расписывались в каждой передаче последних известий. Однако люди, слушая их, не могли побороть в себе чувства неуверенности. «Что особенно чувствуется при знакомстве с положением, сложившимся за последнее время в провинции, так это заметное изменение отношения масс к чтению газет... Сейчас создалось такое положение, когда читателей уже не всегда захватывают крупные заголовки газетных статей. Чрезвычайно сильным стало стремление вдумчиво прочитывать статьи. Например, сообщения, в которых говорилось о разгроме немецких войск под Сталинградом и отступлении из Харькова и Ростова, [306] были снабжены маленькими заголовками, однако они зачитывались буквально до дыр. Читатели усматривали в этих сообщениях чрезвычайно глубокий смысл»{314}.

Неверие народа в правительство и военные круги в обстановке дальнейшего ухудшения условий жизни стало глубоко укоренившимся чувством. «Народные организации», и прежде всего Ассоциация помощи трону, игравшие роль вспомогательных административных органов, начали терять контроль над народом. В ответ на быстро углублявшиеся социальные противоречия для осуществления контроля над народом необходимо было либо перейти к господству, опирающемуся на штыки и ничем не прикрытое насилие, либо допустить существование массовых организаций, которые в какой-то степени допускали бы самоуправление народа и которых так боятся господствующие классы.

Таким образом, в системе контроля над народом неизбежно назревали изменения.

                  

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования