header left
header left mirrored

4. Углубление противоречий военной экономики

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: История войны на Тихом океане (в пяти томах). — М.: Издательство Иностранной литературы, 1957, 1958.

Развитие военной экономики

Основа военной экономики Японии — государства, развязавшего войну на Тихом океане, была чрезвычайно слабой. При недостатке важнейших видов сырья и капиталов, необходимых для развития военной экономики, в современных условиях невозможно вести крупную империалистическую войну. Но именно в силу этого недостатка монархо-фашистские правители, и прежде всего монополистический капитал Японии, вступили в войну на Тихом океане с целью расширения сферы колониального господства и обеспечения максимальных прибылей на основе развития военной экономики. Заправилы Японии замышляли создать запасы важнейших видов сырья и, используя «молниеносные» победы в самом начале [307] войны, захватить страны Южных морей, установить здесь свое господство и таким путем быстро закончить войну.

Но запасы сырья, которыми обладала Япония в момент развязывания войны, были весьма незначительными. По данным Американского управления по изучению результатов стратегических бомбардировок, нефтяные запасы Японии были равны 43 миллионам баррелей. На этих запасах Япония едва могла продержаться один год. Запасы бокситов исчислялись в 254740 тонн. Если учесть уровень потребления бокситов в 1941 году, то их хватило бы всего на девять месяцев.

Постепенно уменьшались запасы стали; предполагают, что ее хватило бы на четыре месяца. Такое же положение сложилось и с металлоломом, запасы которого исчислялись всего в 4468 тысяч тонн. Оборудование сталеплавильных заводов расширялось, однако из-за недостатка сырья одна треть их производственных мощностей была вынуждена простаивать. И вот, имея такие незначительные запасы сырья и ограниченные из-за его недостатка производительные силы, находившиеся на чрезвычайно низком уровне, заправилы Японии развязали разрушительную войну, требовавшую громадного количества материальных ресурсов.

Единственным желанием господствующих классов было как можно скорее установить колониальный гнет в странах Южных морей и путем снабжения себя сырьем этих стран создать автаркическую систему. Говоря об экономических причинах войны на Тихом океане, необходимо подчеркнуть, что она была развязана именно во имя осуществления этой идеи автаркии.

Расширение оккупированных территорий в районе Южных морей в результате военных действий японской армии на первом году войны привело к тому, что у господствующих классов Японии создалась иллюзия возможности осуществления их мечты. Вывоз нефти из стран Южных морей начался весной 1942 года. Всего до конца этого года было вывезено 6213 тысяч баррелей. Кроме того, 9359 тысяч баррелей нефти и нефтяных продуктов было использовано в самих странах Южных морей на нужды [308] японской армии. Вывоз бокситов (запасов бокситов в самой Японии хватило бы на девять месяцев) достиг наивысшей цифры в 1942 году и был равен 450 134 тоннам.

Все это как будто открывало радужные перспективы относительно получения важнейших видов стратегического сырья. Однако в странах «сферы совместного процветания» удалось захватить сырья намного меньше того количества, которое вначале предполагалось захватить и использовать для создания производственной базы военной экономики. Кроме того, количество этого сырья не шло ни в какое сравнение с количеством сырья, которое было необходимо для военного производства, учитывая, что потребности в сырье чрезвычайно быстро увеличивались.

Годовая мощность предприятий по рафинированию нефти, которыми располагал «японо-маньчжуро-китайский экономический блок», была равна 35 миллионам баррелей. Такое количество в какой-то степени могло удовлетворить годовую потребность Японии в нефти. Поэтому те 6210 тысяч баррелей, которые она могла вывозить из стран Южных морей, положения не меняли. В тот период «японо-маньчжуро-китайский экономический блок» производил всего 5 миллионов баррелей натуральной и искусственной нефти. Вполне понятно, что в связи с громадными потребностями в нефти в военное время ее запасы уменьшались. То же самое происходило и с бокситами. Запасы бокситов, исчислявшиеся накануне войны, в декабре 1941 года, в 250 тысяч тонн, несмотря на вывоз этого вида сырья из стран Южных морей, к концу 1942 года уменьшились до 209 427 тонн. Медленное использование ресурсов стран Южных морей объяснялось разрушением промышленности в результате войны и медленным ходом восстановительных работ из-за сопротивления местного населения.

Такое положение привело к тому, что «об исключительных темпах» развития важнейших отраслей промышленности как основы военной экономики не приходилось и думать. Под воздействием противоречий военной экономики производство в этих отраслях либо стояло на одном уровне, либо снижалось. В 1942 году, первом году [309] войны на Тихом океане, заметно увеличилось лишь производство алюминия, выпуск же стали и других металлов увеличился на незначительный процент. Что же касается угля, то в 1942 году по сравнению с 1941 годом его добыча уменьшилась. Низкий уровень производства стали сдерживал развитие всей военной экономики. В 1941 и 1942 годах из запасов слитковой стали было взято соответственно 1207 тысяч и 1206 тысяч тонн, вследствие чего в 1943 году запасы этого металла снизились до 2605 тысяч тонн. При таком уровне потребления стали ее запасы через два года полностью бы исчезли. Дело в том, что если в предвоенном 1940 году с Малаккского полуострова и Филиппин было ввезено в Японию 3 миллиона тонн стали, то в течение всего 1942 года — лишь 1,5 миллиона тонн.

Производство важнейших видов сырья (в тыс. тонн)

 

  Годы
1941 1942
Уголь 55602 54178
Кокс{~1} 4567 4773
Железная руда{~2} 6625 7669
Чугун{~3} 4982 5184
Сталь 9837 7099
Прокат 5120 5166
Алюминий 152 226
Алюминий в слитках 72 103

 

{~1}За исключением кокса, произведенного газовыми и химическими компаниями. 
{~2}Включая железистые пески и серный колчедан, добытые в Японии, а также руду, ввезенную в Японию. 
{~3}Включая импортированный чугун (цифры взяты из доклада Американского управления по изучению результатов стратегических бомбардировок). 

Несмотря на проявившуюся тенденцию к застою и уменьшению уровня производства в основных отраслях [310] промышленности, производство вооружения с 1941 по 1942 год увеличилось на 30 процентов. Особенно возрос выпуск кораблей, орудий и самолетов. Но увеличение выпуска кораблей и самолетов объяснялось чрезвычайно низким уровнем производства этих видов вооружения в 1941 году, так что количество выпущенных самолетов и кораблей удовлетворяло потребности японской армии при проведении военных операций. К тому же в 1942 году существенно уменьшились капиталовложения для модернизации оборудования предприятий, производящих вооружение. По оценке Американского управления по изучению результатов стратегических бомбардировок, новые капиталовложения в военную промышленность в 1942 году в ценах 1940 года составили 2,5 миллиарда иен и уменьшились по сравнению с 1941 годом (в этом году было вложено 2,8 миллиарда иен) на 300 миллионов иен. Это объяснялось тем, что противоречия военной экономики вызвали не только сокращение производства товаров народного потребления, но привели и к сокращению военного производства.

Однако отмеченное выше увеличение производства вооружения в условиях застоя производства важнейших видов материалов было достигнуто за счет использования материалов, предназначенных для невоенных отраслей промышленности, за счет ущемления интересов важнейших отраслей промышленности. Так образовался своего рода порочный круг, приведший к дальнейшему углублению противоречий. По оценке Американского управления по исследованию результатов стратегических бомбардировок, в 1942 году капиталовложения в невоенные отрасли промышленности в ценах 1940 года составили 900 миллионов иен и уменьшились по сравнению с 1941 годом на 600 миллионов иен (в 1941 году в мирные отрасли промышленности было вложено 1,5 миллиарда иен). Расходы же населения уменьшились с 26 миллиардов до 23,8 миллиарда иен. Военная мобилизация японской экономики, осуществлявшаяся в условиях сокращения потребления масс и разрушения отраслей промышленности, производящих товары народного потребления, ущемляла интересы основных отраслей промышленности [311] и преследовала цель путем использования запасов сырья увеличить непосредственно производство вооружения.

Как уже было отмечено выше, война на Тихом океане была развязана с целью преодоления кризиса в военной экономике и увеличения сверхприбылей. Однако уже на своем первом этапе война в силу своей сущности пошла по пути разрушения экономики Японии. Но, несмотря на это, господствующие классы, строившие оптимистические [312] планы под впечатлением побед на первом этапе войны, игнорировали опасность, угрожавшую военной экономике.

Разглагольствуя о необходимости «увеличения производства в невиданных масштабах», они на деле не ударили палец о палец, чтобы добиться этого увеличения. Так, например, награбленное в странах Южных морей сырье — нефть, каучук и т. д., — несмотря на уменьшение их запасов, беспланово отпускалось частным предприятиям.

В конце 1942 года, когда военное положение Японии особенно осложнилось, противоречия стали развиваться с невиданной быстротой. Высадка американских войск на острове Гуадалканал в августе 1942 года явилась поворотным этапом в развитии военной обстановки. В результате развернувшихся в этот период боев и наступательных операций подводных лодок чрезвычайно увеличились потери судов, в связи с чем значительно приблизилась опасность блокады Японии.

В октябре — ноябре 1942 года потери флота составили 482 тысячи тонн. Тоннаж торгового флота по сравнению с декабрем 1941 года начал уменьшаться. В результате быстрых потерь авиации и постепенной утраты господства Японии в воздухе над всеми районами нависла угроза «изменения военной ситуации» и возникла крайняя необходимость в «увеличении в невиданных масштабах» производства самолетов.

В конце 1942 года стал необходимым коренной пересмотр всех экономических планов, начиная с «плана производства подвижных средств». Главное внимание было обращено на производство самолетов и военных судов. Начал осуществляться в широких масштабах перевод мирных отраслей промышленности на военные рельсы, сопровождавшийся сокращением производства товаров народного потребления. Одновременно был усилен контроль над капиталами, материалами и рабочей силой, которые направлялись в приоритетные отрасли промышленности. Производство товаров народного потребления упало ниже уровня, необходимого для поддержания жизни; было полностью запрещено производить замену или [313] модернизацию оборудования, производящего предметы народного потребления. Больше того, в громадных масштабах осуществлялось перемещение этого оборудования в приоритетные отрасли промышленности.

Но все эти усилия натолкнулись на недостаток капиталов, материалов и рабочей силы. Особенно остро ощущался недостаток тяжелого оборудования, строительных металлоконструкций и высококвалифицированных кадров. В связи с этим встала необходимость проведения дальнейшей концентрации, принудительной рационализации производства, принудительной мобилизации рабочей силы, а также максимального сокращения народного потребления.

В результате этих мероприятий в 1943 году капиталовложения в промышленность, производящую вооружение, увеличились до 4,5 миллиарда иен против 2,5 миллиарда в 1942 году{315}. 70 процентов этой суммы было истрачено на оборудование, производящее готовое вооружение: самолеты, военные суда, орудия и т. д. Так монополистический капитал в промышленности, непосредственно производящей вооружение, осуществлял быстрыми темпами накопление капитала и получал прибыли.

Изменение процента прибылей в зависимости от отрасли промышленности

 

  Годы
1939 1940 1942
Текстильная промышленность 10,6 12,1 16,1
Машиностроение 45,4 56,2 69,7
Металлургическая промышленность  —  — 24,5

 

Данные Уэсуги Сэйитиро. Взяты из книги Иноуэ и Усами «Кики-ни окэру нихонсихонсюги-но кодао» («Японский капитализм в кризисный период»)» [314] 

Так, общая сумма прибылей компаний в довоенном 1937 году составляла 210 миллионов иен, в 1941–480, в 1942–530, в 1943–630 миллионов иен. Эти прибыли через военное производство сосредоточивались в руках монополистического капитала. В то же время происходило снижение реальной заработной платы и уменьшение количества товаров. Все это вело к усилению классового неравенства.

Реорганизация системы экономического контроля

По мере расширения масштабов войны на Тихом океане укреплялась «новая экономическая структура», представлявшая собой систему господства монополистического капитала в военное время. Практическое осуществление программы новой экономической структуры, разработанной в принятых в конце 1942 года «Принципах новой экономической структуры», запаздывало. Однако после начала войны на Тихом океане программа стала быстро претворяться в жизнь: одно мероприятие следовало за другим.

Прежде всего необходимо было упорядочить систему мобилизации средств для военной экономики через финансы и денежное обращение. Иными словами, надо было найти пути, которые позволили бы в условиях все углублявшейся инфляции извлекать за счет народных масс из совокупного национального производства капиталы, необходимые для покрытия военных расходов и финансирования военной промышленности. В соответствии с «Основными принципами политики в области финансов и денежного обращения», принятыми в июле 1940 года, проводилась реорганизация всей финансовой системы в условиях военного времени. Эта реорганизация началась прежде всего с реорганизации и укрепления Японского банка как центрального банка Японии. Все правительственные финансовые учреждения, а также провинциальные и центральные банки были объединены и подчинены единому контролю Японского банка. Таким образом намеревались создать единую систему, которая [315]охватывала бы все денежное обращение в условиях военного времени, и прежде всего кредитную систему Японского банка, и установить над этой системой контроль. Можно сказать, что задача заключалась в том, чтобы, используя эту систему, расширить реализацию займов в качестве основного источника финансирования военных расходов и обеспечить необходимое поступление и распределение финансов. Реорганизация имела в виду одновременное использование всей этой системы для политики «контролируемой инфляции».

24 февраля 1942 года был опубликован и вошел в силу закон «О Японском банке». В соответствии с этим законом с 1 мая началась реорганизация Японского банка, в результате которой банк укрепил свое положение как специального правительственного финансового учреждения и центра всех финансов военного времени. Путем введения постоянно действующей системы ограничений эмиссии банка был установлен контроль за денежным обращением и таким образом подведена вполне определенная база для проведения политики инфляции. Одновременно определилось положение Японского банка как центрального банка «сферы совместного процветания». Банк стал тем стержнем, на который опиралось империалистическое господство.

18 апреля правительство опубликовало закон «О контрольных ассоциациях в сфере финансов», а 23 мая был создан единый контрольный орган в масштабе всей страны — Финансовая контрольная ассоциация, состоявшая из представителей Японского банка, отраслевых контрольных финансовых ассоциаций, шести специальных банков и четырех депозитных банков. Председателем этой ассоциации был назначен управляющий Японским банком. Это мероприятие преследовало цель обеспечить единое руководство всеми финансовыми учреждениями страны при доминирующей роли в этом руководстве Японского банка. Так была создана система господства финансового капитала в условиях военного времени.

Отраслевые контрольные финансовые ассоциации были созданы в девяти отраслях финансово-банковской деятельности. Они контролировали деятельность обычных, [316] провинциальных и доверительных банков и сберегательных касс, а также страховых обществ, обществ взаимного кредита, компаний по держанию облигаций, городских кредитных кооперативов и крестьянских товариществ. Эта система ассоциаций обеспечивала единый контроль в использовании финансов, главную роль в котором играл Японский банк, и распространяла господство последнего на все финансовые учреждения страны.

В апреле этого же года был создан Депозитный банк. Этот банк брал на себя ответственность за хранение средств городских и центральных банков, кроме того, в его задачу входило обеспечивать финансы военного времени достаточным количеством промышленного капитала.

С целью упорядочения военно-оккупационных денежных знаков на оккупированных территориях и упрочения денежного обращения в колониях 30 марта был учрежден так называемый Депозитный банк развития стран Южных морей. Учреждение этого банка явилось подготовительной мерой для создания системы денежного обращения на оккупированных территориях. Это мыслилось достичь путем обмена оккупационных денежных знаков, введенных для оплаты военных расходов и расходов по освоению оккупированных территорий, на выпущенные этим банком денежные знаки, а также путем выпуска банковских билетов центральными банками, которые в будущем должны были быть созданы во всех оккупированных странах. Так закладывалась система финансовых учреждений для колониальной эксплуатации стран Южных морей.

Одновременно с расширением масштабов Тихоокеанской войны быстрыми темпами происходило укрепление картелей как органов контроля в системе господства монополистического капитала в условиях военного времени. В соответствии с первым распоряжением на основании закона «Об организациях в основных отраслях промышленности» в декабре 1941 года были созданы Контрольная ассоциация горной промышленности (председатель — президент компании «Нихон когё» Ито Бункити), [317] Контрольная ассоциация цементной промышленности (председатель — президент компании «Асано сементо» Асано Соитиро), Контрольная ассоциация паровозо — и вагоностроительной промышленности (председатель — президент компании «Кися кайся» Сима Ёдзиро), Контрольная ассоциация автомобильной промышленности (председатель — президент компании «Дизэру дзидося» Судзуки Сигэясу). В январе 1942 года были организованы Контрольная ассоциация электротехнической промышленности (председатель — президент компании «Ясукава дэнки» Ясукава Дайгоро), Контрольная ассоциация промышленного машиностроения (председатель — президент «Рикюкай» Окоти Масатоси), Контрольная ассоциация промышленности точного машиностроения (председатель — президент компании «Осака кико» Хара Сёмэй), Контрольная ассоциация металлургической промышленности (председатель — управляющий компанией «Фурукава дэнко» Судзуки Мота), Контрольная ассоциация внешней торговли (председатель — президент компании «Нихон мэнка» Минами Годзабуро), Контрольная ассоциация судостроительной промышленности (председатель — президент компании «Мицубиси дзюкогё» Сиба Косиро).

4 августа 1942 года правительство издало второе распоряжение о контрольных ассоциациях, в соответствии с которым ассоциации были созданы в хлопчатобумажной, шелкопрядильной, трикотажной, шерстяной и льняной промышленности, а также промышленности искусственного шелка. Одновременно отраслевые ассоциации были созданы в химической промышленности, промышленности цветных металлов, а также в маслобойной, кожевенной и резиновой промышленности. Председателями этих ассоциаций были назначены представители монополистического капитала соответствующих отраслей промышленности. Так, монополистический капитал провел принудительную картелизацию важнейших отраслей промышленности и создал систему своего контроля.

18 февраля 1942 года был опубликован закон «О передаче прав контрольным ассоциациям», в соответствии с которым ассоциациям были переданы принадлежавшие [318] правительству широкие права контроля: контроль за распределением сырья, масштабами производства и т. д. Этот закон вошел в силу на основании специального распоряжения, изданного 21 января 1943 года. В соответствии с этим законом монополистический капитал упрочил свое господствующее положение в области контроля. На этой основе происходила концентрация капиталов и материалов в руках монополий и осуществлялась принудительная реорганизация мелких и средних предприятий. Эта концентрация капиталов и производства становилась все более интенсивной по мере развития военной экономики. [319]

Кроме того, передача в руки монополистического капитала права контроля дала ему возможность заключать сделки на черной бирже и получать незаконные прибыли; таким путем капиталисты пытались вырваться из противоречий военной экономики. Система контрольных ассоциаций и по своему назначению и по своим функциям представляла собой систему военного господства монополистического капитала, призванную обеспечить получение максимальных сверхприбылей в условиях военного времени.

В октябре 1943 года была создана Ассоциация военной авиационной промышленности, объединившая всех промышленников, занимавшихся производством самолетов для сухопутной армии. Ее главой был назначен председатель совета директоров компании «Мицубиси дзюкогё» Гоко Киёси. По примеру армии аналогичная ассоциация была создана и в военно-морском флоте. Таким образом, монополистический капитал форсировал картелизацию промышленности, производящей вооружение, которая ранее получала заказы непосредственно от армии и флота.

В апреле 1943 года была учреждена ассоциация по эксплуатации судов, игравшая роль контрольного органа флота. Этой ассоциации придавалось особое значение. Все эти органы составляли систему, которая обеспечивала баснословные прибыли от военной экономики.

С другой стороны, наряду с созданием и укреплением картелей был создан государственный орган, призванный дополнить систему картелей. Этот орган явился вспомогательным звеном в системе господства монополистического капитала, необходимым для поддержания военной экономики, и его создание свидетельствовало об усилении государственного монополистического капитализма в условиях военного времени. Мы имеем в виду создание в декабре 1941 года так называемой Ассоциации по эксплуатации промышленного оборудования. В задачу этой организации входило осуществление рационализации производства и перевод свободного промышленного оборудования в приоритетные отрасли промышленности, [320] а именно в военную промышленность. В то время благодаря курсу на «расширение производительных сил в условиях военного времени» разбухли главные отрасли промышленности. Однако в связи с тем, что этот процесс развивался стихийно, при отсутствии всякой плановости, в условиях недостатка материалов образовалось большое количество свободного оборудования. Кроме того, из-за сосредоточения основных материалов в военной промышленности в мирных отраслях производства определенная часть оборудования не использовалась. Так, согласно данным Промышленного банка, свободное оборудование в стоимостном выражении составило 8,5 миллиарда иен, а простаивающего оборудования — 2,4 миллиарда иен. Встала необходимость перевести это оборудование в централизованном, плановом порядке в военную промышленность. В задачу вышеназванной организации входила покупка простаивающих заводов и оборудования, выполнение подрядов на строительство новых военных предприятий, финансирование строительства новых торговых судов, покупка судов и т. д. Правительство предоставило этой организации 200 миллионов иен, кроме того, ей было разрешено выпустить заем на сумму, в десять раз превышавшую сумму ее основного капитала. Эти займы также были превращены в капитал. Президентом Ассоциации по эксплуатации промышленного оборудования был назначен представитель монополистического капитала Фудзивара Гиндзиро. Организация занималась переводом оборудования текстильных предприятий на военные заводы, строительством судов и продажей их по низким ценам пароходным компаниям, а также строительством содовых заводов, заводов по производству промышленных солей, карбона, синтетического каучука и других предприятий химической промышленности. Организация также строила алюминиевые, сталелитейные и другие заводы. Она развила широкую деятельность по эксплуатации промышленных предприятий, распространив ее на Маньчжурию и Северный Китай (к концу 1942 года ее капиталовложения составили около 700 миллионов иен). Она осуществила перемещение простаивающего оборудования в другие предприятия на сумму почти [321] 900 миллионов иен. Эта организация играла важную роль в системе, при помощи которой монополистический капитал поддерживал и развивал военную экономику. Убыток этой организации в 2 миллиарда иен был целиком покрыт правительством, оказавшим таким путем помощь монополистическому капиталу.

В интересах поддержания и развития военной экономики для монополистического капитала представляло чрезвычайную важность накопление и эффективное использование важнейших материалов. Такая задача была возложена на Организацию по использованию важнейших материалов и контролю над ними. Эта организация была создана в феврале 1942 года с капиталом в 20 миллионов иен, предоставленным ей правительством. Непосредственной целью вновь созданной организации был контроль за складскими запасами материалов, а также контроль за важнейшими материалами, добываемыми в странах Южных морей.

В мае 1942 года в сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями она приступила к скупке излишков складских товаров, а в октябре этого же года ей было предоставлено право принудительной скупки товаров. Так усиленными темпами осуществлялась концентрация в руках монополистического капитала важнейших видов сырья и материалов, необходимых для поддержания и развития военной экономики.

В первый год войны на Тихом океане монополистический капитал осуществлял, следовательно, реорганизацию системы производства в соответствии с требованиями военного времени, создавая картели и в качестве их вспомогательных органов различные государственные учреждения. Однако изменение военной обстановки в конце 1942 года и вызванная этим необходимость еще большего развития военного производства заставили провести новую реорганизацию и усиление всей контрольной системы.

На заседании кабинета министров 27 ноября 1942 года было принято решение о создании Комитета по увеличению производства в условиях чрезвычайного времени. Должность председателя комитета занял сам [322] премьер-министр, а его членами были назначены начальник Планового бюро и другие члены кабинета министров, а также высшие правительственные чиновники. Одновременно был издан приказ о создании в провинции советов связи префектуральных управлений, являвшихся низовыми организациями комитета. Этим была создана единая система экономического господства, объединявшая центр и провинцию.

В марте 1943 года был издан «Особый закон об административном управлении в военное время», предоставивший правительству «широкое право на издание приказов». Предоставление этого права премьер-министру и другим членам правительства преследовало цель сосредоточить производительные силы и направить их в пять приоритетных отраслей промышленности: сталелитейную, угольную, судостроительную, авиационную и промышленность цветных металлов. В действительности же эти «приказы» исходили от монополистического капитала. Именно для этого премьер-министр Тодзио назначил представителей монополистического капитала советниками кабинета министров. Эти должности заняли председатели контрольных ассоциаций сталелитейной промышленности Тоёда Тэйдзиро и промышленного машиностроения Огава, председатель Организации по эксплуатации промышленного оборудования Фудзивара Гиндзиро, управляющий Японского банка Кэцудзё Тоётаро, президент компании «Мицубиси дзюкогё» Гоко Киёси, председатель Ассоциации по эксплуатации судов Ямасита Камидзабуро и председатель Контрольной ассоциации промышленности цветных металлов Судзуки Тадахару (президент компании «Сёва дэнки»). Все они являлись защитниками интересов монополистического капитала. Вырабатывавшиеся ими «приказы» проводились в жизнь чрезвычайно усилившейся государственной властью. Все это свидетельствовало об усилении непосредственного подчинения государственного аппарата монополистическому капиталу и дальнейшем развитии государственно-монополистического капитализма. Этот процесс в конце концов привел к созданию в 1943 году министерства вооружений. [323]

Трудовая мобилизация и рационализация производства

Принудительная мобилизация рабочей силы и система военного контроля над рабочей силой, равносильная каторжному режиму, были важными составными элементами «новой экономической структуры». Эта система создавалась в течение нескольких лет, предшествовавших войне на Тихом океане. Биржи труда целиком были переданы в руки правительства, а система мобилизации узаконена. В результате введения так называемой «системы регистрации профессий» и «регистрации населения» рабочие были буквально в принудительном порядке прикованы к работе. Ограничения в передвижении рабочей силы были установлены и ранее, однако в то время это положение, как правило, выполнялось непоследовательно; по мере же расширения войны на Тихом океане стала проводиться жесткая политика принудительного труда — так называемая «политика распределения рабочей силы».

В декабре 1941 года был опубликован указ «О регулировании спроса и предложения рабочей силы», согласно которому наем и увольнение рабочих важнейших отраслей промышленности проводились только с санкции управляющих бирж. Была введена система принудительного распределения всей рабочей силы, вплоть до детей и подростков, оканчивающих начальную школу. В феврале 1942 года был опубликован указ «Об организации труда на важнейших предприятиях». По этому указу в основных отраслях промышленности отменялись всякие ограничения рабочего дня и заработной платы. Продолжительность рабочего дня и размер заработной платы устанавливались по усмотрению специальных чиновников, посылаемых правительством на предприятия. Это означало, что был сделан переход от предусмотренного законом косвенного контроля за усилением эксплуатации рабочей силы к непосредственному контролю. Наиболее жестокой формой контролируемого труда был труд мобилизованных рабочих, число которых к тому времени чрезвычайно увеличилось. Так, если в 1939 году их насчитывалось [324] 850 человек, то в 1940 году — уже 311 724, а в 1942–623385. Для рабочих, мобилизованных в промышленность, были установлены буквально каторжные условия труда. Они жили в общежитиях под неослабным контролем жандармов и полицейских. Над ними постоянно висела угроза наказания и лишения пайка. Путем отмены ограничений продолжительности рабочего дня и размера заработной платы предприниматели нещадно эксплуатировали рабочих, условия жизни которых были равносильны условиям военной тюрьмы. Эта категория рабочих была для монополистического капитала источником получения сверхприбылей.

Наряду с мобилизованными рабочими такой же беззастенчивой эксплуатации путем принудительного труда подвергались рабочие, вывезенные из колоний, и пленные, эксплуатация которых осуществлялась в наиболее жестокой форме. Эта категория рабочих использовалась главным образом на работах в шахтах и рудниках. Они жили за железными решетками под надзором жандармов и полицейских, им всегда угрожала плеть надсмотрщика. По мере расширения войны труд колониальных рабочих использовался во все больших масштабах. Например, если число перевезенных в Японию корейских рабочих в 1941 году составило 53 492 человека, то в 1942 году оно уже достигло 112007, а в 1943–122 237 человек. В то время как система военной экономики для монополистического капитала являлась источником получения максимальных сверхприбылей, для рабочих она означала военную тюрьму в собственном смысле этого слова.

Как уже отмечалось выше, укрепление системы контроля усилило ограбление монополистическим капиталом мелких и средних предпринимателей. Это ограбление неизбежно должно было принять особенно беззастенчивые формы в Японии, где военное производство быстро росло при отсутствии возможностей для сколько-нибудь существенного увеличения всего национального производства. Реорганизация мелких предприятий и концентрация производства в руках монополистического капитала, перевод невоенных отраслей промышленности на [325]военные рельсы, иными словами, вся пресловутая «рационализация производства» по мере развития войны особенно усилилась. Это усиление преследовало цель расширения военного производства. Проведение рационализации было возложено на вышеупомянутые контрольные ассоциации, являвшиеся органами господства монополистического капитала в условиях военного времени. Связанные с рационализацией выкуп и продажа оборудования осуществлялись Организацией по эксплуатации промышленного оборудования. В мае 1942 года на основании закона «О всеобщей мобилизации нации» был издан указ «О рационализации производства», официально предоставивший правительству право на проведение принудительных мероприятий по рационализации производства. Затем было опубликовано постановление «О слиянии и рационализации производства». Согласно этому постановлению, рационализации подлежали широкие сферы производства.

Так, в 1942 году произошло 410 случаев слияния компаний с капиталом в 2,9 миллиарда иен, а в 1943 году — 570 случаев, причем слиянию подвергались компании с общим капиталом в 7,8 миллиарда иен. В результате этого число предприятий лакокрасочной промышленности уменьшилось с 300 до 60, число цементных компаний — с 20 до 6, число стекольных заводов — с 800 до 90, число судостроительных компаний — с 23 до 10. Число веретен в текстильной промышленности, равное 13700 тысячам, уменьшилось в 7,7 раза, а число текстильных компаний сократилось до 10. Капиталы и материалы этих компаний были переданы монополиям и направлены в военное производство, иными словами, превращены в источник получения сверхприбылей военного времени.

Число случаев слияния компаний (стр. 326)

 

Отрасли промышленности Годы
1940 1941 1942 1943
Обрабатывающая 90 185 204 289
Текстильная 13 51 36 31
Металлургическая 15 22 14 21
Машиностроительная и инструментальная 19 52 55 114
Химическая 14 26 30 60
Пищевая 5 6 15 12
Гончарная 4 6 5 7
Смешанная 20 22 49 44
Горная 9 14 11 6
Другие отрасли 117 179 196 275
Всего 216 378 411 570
(капитал ликвидированных компаний в миллионах иен) (851) (1774) (3223) (3303)

 

Данные взяты из «Статистического ежемесячника» Промышленного банка. 

Организация по эксплуатации промышленного оборудования использовала оборудование мелких заводов в качестве металлолома, а их владельцы в соответствии с пресловутой системой трудовой мобилизации были отданы под ярмо принудительного труда.

В связи с необходимостью пополнять предприятия рабочей силой проводились принудительные «упорядочения» в отношении мелких торговцев. Так, к середине [326] 1943 года только в одном Токио были закрыты 11 тысяч торговых точек. Их владельцы также были мобилизованы на работу в промышленность. Для проведения «упорядочения» мелких и средних торговых и промышленных предприятий с целью «приведения в порядок» их капиталов и долгов был учрежден Народный депозитный банк. За полтора года своей деятельности (с ноября 1941 года по июнь 1943 года) этот банк на основании распоряжений правительственных учреждений оказал финансовую помощь 216400 закрытым предприятиям на общую сумму в 185 миллионов. Таким образом, на каждое предприятие пришлось всего по 800 иен. Больше того, большая часть выплачиваемых сумм в принудительном порядке была сдана в сберегательные кассы и превращена в промышленный капитал военного производства монополистов.

При проведении подобной рационализации производства монополистический капитал невоенных отраслей [327] промышленности проводил концентрацию производства этих отраслей, а излишки капитала вкладывал в военную промышленность. Такие крупнейшие объединения монополистического капитала в текстильной промышленности, как компания «Дайнихон босэки», «Тоё босэки», «Канэбо босэки», «Ниссэй босэки», «Фудзи гасу босэки» и другие, частично продолжали выпуск текстиля и переключились одновременно на производство самолетов и других видов продукции приоритетных отраслей промышленности. При переходе на производство этих видов продукции текстильные машины и другое оборудование покупалось по высоким ценам для использования в качестве металлолома (при официальной цене 81 иена за тонну металлолома текстильное оборудование покупалось по 1354–1818 иен за тонну). Кроме того, проводились всевозможные гарантийные мероприятия с целью обеспечения капиталов. Рационализация производства означала крах для мелких и средних предприятий. Однако для монополистического капитала дзайбацу перевод невоенных отраслей промышленности на военные рельсы, концентрация капиталов и материалов в военной промышленности, предоставление компенсаций, особые мероприятия в области налогообложения и т. д. уже сами по себе давали огромные выгоды. Все эти мероприятия проводились для ускорения процесса накопления и увеличения прибылей. Для монополистического капитала рационализация производства являлась важнейшим средством обеспечения максимальных прибылей. Проводя рационализацию с помощью государственного аппарата и картелей, этих составных частей системы господства монополистического капитала, последний форсированными темпами осуществлял концентрацию производства и накопление капиталов.

Концентрация производства в военное время (число предприятий в зависимости от их размеров)

 

Год С числом рабочих менее 5 от 5 до 10 от 10 до 30 от 30 до 100 от 100 до 500 от 500 до 1000 свыше 1000 Общее количество предприятий с числом работающих свыше 5 человек
1939 569 827 75147 44888 13181 3698 473 380 137767
1940 554412 76810 43451 13021 3622 507 394 137805
1941 550619 76358 43412 12407 3451 452 377 136457
1942 512802 68763 41142 12213 3336 453 425 126332

 

Данные взяты из «Японского статистического ежегодника». 

Доля оплаченного капитала отраслевых компаний дзайбацу к оплаченному капиталу всех компаний страны (данные характеризуют положение только в Японии) в %

 

  Доля оплаченного капитала четырех крупнейших дзайбацу Доля оплаченного капитала девяти крупнейших дзайбацу
годы
1937 1941 1946 1937 1941 1946
Финансы 22,5 25,2 49,7 23,6 26,8 53,0
Тяжелая промышленность 14,6 18,0 32,4 24,9 29,8 47,8
Горная промышленность 20,9 22,9 28,3 35,5 34,8 50,1
Металлургическая 9,2 12,3 25,8 14,7 22,8 41,1
Машиностроительная 18,6 22,9 46,2 31,6 39,9 65,1
Судостроительная  — 1,7 5,0 9,5 1,7 47,8
Химическая 11,3 15,4 31,4 18,3 24,1 38,3
Легкая 7,0 7,5 10,7 13,5 13,3 16,3
Другие отрасли 6,1 5,7 12,9 7,5 7,7 15,5
Производство электроэнергии и газа 3,0 4,3 0,5 3,6 7,3 0,5
Перевозки по суше 5,4 2,4 4,9 6,4 4,0 5,6
Морские перевозки 16,2 25,7 60,8 19,2 30,3 61,4
Земляные и строительные работы            
Складское дело 16,1 15,5 22,7 71,2 19,3 29,4
Внутренняя и внешняя торговля 5,3 2,7 13,6 6,4 3,5 20,2
Всего 10,4 12,0 24,5 15,1 18,5 34,5

 

Четыре крупнейших дзайбацу — Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда; девять крупнейших дзайбацу — четыре из первой группы плюс Аюкава, Асано, Фурукава, Окура и Номура. Данные взяты из книги «Нихон дзайбацу то соно кайтай («Японские дзайбацу и их роспуск»). [329] 

Провал продовольственной политики военного времени

Сельское хозяйство Японии — государства, развязавшего войну на Тихом океане, — с самого начала не могло удовлетворять потребности страны в сельскохозяйственных продуктах. Организованное тогда движение за увеличение сельскохозяйственного производства и вступившая в действие система снабжения базировались на отсталой структуре сельского хозяйства. При проведении этих мероприятий неизбежно приходилось рассчитывать на привозной рис. По мере изменения военной обстановки от снабжения привозным рисом стала зависеть вся судьба военной экономики.

По предварительным подсчетам, в первый год войны предполагалось использовать для снабжения 73 367 тысяч коку риса (включая 9 миллионов коку, которые Япония должна была вывезти из Кореи и с Тайваня). Потребности же риса исчислялись в 80 849 тысяч коку, то есть «схватка составляла 7500 тысяч коку. Впоследствии в результате увеличения количества риса, шедшего на удовлетворение нужд военного времени, и прекращения ввоза риса из Кореи ежегодно стало не хватать 10 миллионов коку. Значительную часть недостающего риса, начиная с первого года войны, приходилось восполнять за счет привозного риса, а остальную — путем использования риса нового урожая. Только такими методами удавалось спасти положение.

В такой обстановке были проведены мероприятия по усилению государственного контроля за производством и потреблением риса.

Начало системе контроля за производством риса было уже ранее положено дополненным и исправленным законом «О крестьянских объединениях», положением «О контроле за обрабатываемыми землями» и другими законами и распоряжениями. С изданием указа «О контроле за сельскохозяйственным производством» (опубликован 27 декабря 1941 года, вошел в силу 10 декабря 1942 года) создание этой системы было закончено. Обязанность совместного ведения сельскохозяйственных [330] работ и совместного использования сельскохозяйственных орудий была распространена не только на членов сельскохозяйственных обществ. Были заново введены планирование производства и контроль за уходом рабочей силы из деревни, причем функции планирования и контроля возлагались на сельскохозяйственные общества.

С изданием закона «О контроле над сельскохозяйственными продуктами» (опубликован 21 февраля, вошел в силу 1 июня 1942 года) было закончено создание централизованной системы контроля в области потребления сельскохозяйственных продуктов, рассчитанной на полное подчинение государству производства и потребления важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Были учреждены центральная и местные организации по контролю за продовольствием, что создало новую базу для проведения политики низких цен на рис. Указ «О контроле за сельскохозяйственным производством» был вскоре дополнен «Правилами отчетности о состоянии сельскохозяйственного производства», вменявшими в обязанность сельскохозяйственным предпринимателям, а также нанимателям рабочей силы, сельскохозяйственных орудий и скота докладывать об имеющихся у них орудиях производства и рабочей силе.

Но одновременно с усилением государственного контроля в области сельскохозяйственного производства происходило дальнейшее ухудшение в снабжении материалами и рабочей силой, необходимыми для сельского хозяйства. Среднегодовая доля металла, отпускаемого для сельскохозяйственных машин и орудий, уменьшилась на 36 процентов{316}. Ощущался недостаток нефти, резиновых изделий. Все это привело к тому, что употреблявшиеся в сельском хозяйстве двигатели начали постепенно выходить из строя. Создалось такое положение, когда возникли трудности в снабжении даже мелкими сельскохозяйственными орудиями.

Уменьшилось потребление искусственных удобрений. [331]

Так, в 1942 году был использован только 71 процент азотистых удобрений от уровня 1937 года, фосфорных — 58 процентов, калиевых — всего 1,2 процента{317}.

Правда, развернувшееся с января 1942 года движение «за увеличение производства естественных удобрений» частично восполнило недостаток искусственных удобрений, однако воспрепятствовать сокращению количества удобрений, вносимых в почву, оно не смогло.

Количество удобрений, внесенных на 1 тан посевов риса (в канах) (стр. 332)

 

Год Азотистые удобрения Фосфорные удобрения Калиевые удобрения
купленные удобрения собранные удобрения всего купленные удобрения собранные удобрения всего купленные удобрения собранные удобрения всего
1938 1,628 1,326 2,954 1,021 0,576 1,597 0,903 1,777 2,080
(100) (100) (100) (100) (100) (100) (100) (100) (100)
1939 1,628 1,326 2,954 1,021 0,576 1,597 0,903 1,266 2,080
(100) (100) (100) (100) (100) (100) (100) (100) (100)
1940 1,542 1,423 2,956 1,026 0,620 1,646 0,289 1,177 1,555
(95) (107) (100) (108) (108) (105) (32) (108) (75)
1941 1,412 1,509 2,921 0,875 0,661 1,537 0,384 1,348 1,732
(87) (114) (94) (85) (115) (99) (43) (114) (82)
1942 1,376 1,623 2,999 0,501 0,720 1,221 0,078 1,458 1,536
(84) (122) (101) (49) (125) (77) (9) (124) (73)
1943 1,279 0,703 2,682 0,431 0,760 1,191 0,038 1,534 1,572
(79) (53) (101) (42) (132) (75) (4) (130) (77)
1944 1,146 1,861 3,007 0,222 0,843 1,065 0,035 1,632 1,723
(70) (140) (102) (22) (146) (67) (4) (139) (83)
1945 0,300 1,861 2,161 0,070 0,843 0,913 0,021 1,688 1,709
(18) (140) (73) (7) (146) (57) (2) (143) (82)

 

Данные взяты из «Нихон ногё нэмпо» («Японский сельскохозяйственный ежегодник»), изд. Ассоциации демократических ученых. 

Пополнение сельского хозяйства рабочей силой происходило после 1941 года уже не с такой быстротой вследствие сокращения ее источников, несмотря на то, что в городах имело место ухудшение продовольственного положения, снижение реальной заработной платы, увеличение интенсификации труда и т. д. В 1942 году в сельское хозяйство пришло 480 тысяч человек, однако число квалифицированных рабочих-мужчин в сельском хозяйстве по сравнению с 1941 годом уменьшилось на 390 тысяч, что свидетельствовало о продолжавшемся снижении качества труда в сельском хозяйстве. Такое затруднительное положение с рабочей силой усугублялось все увеличивавшимися призывами в армию{318}. Все это привело к интенсификации труда оставшихся рабочих, в особенности труда стариков, женщин и детей. Вместе с тем вынужденное повышение оплаты труда в сельском хозяйстве создало для сельскохозяйственного предпринимательства дополнительные трудности.

Заработная плата сельскохозяйственных и поденных рабочих, которую начали выплачивать на основании нового указа «О контроле над заработной платой» (этот указ был опубликован и вошел в силу в октябре 1940 года), уже в ноябре 1941 года во многих районах Японии, (на острове Хоккайдо, в районе Токио — Ёкогама, на Токкайдо, в районе Кёто — Осака — Кобэ, побережья Внутреннего моря, на Северном Кюсю и т. д.) превысила официально установленную заработную плату рабочих [333] рудников, равную 2 иенам 50 санам. Сообщают, что в некоторых местах она достигала даже 10 иен{319}.

Однако указ «О контроле за сельскохозяйственным производством» не смог противопоставить всем этим неблагоприятным условиям в области сельскохозяйственного производства какой-либо конструктивный метод их преодоления. Он по-прежнему толкал на одностороннее преодоление противоречий путем интенсификации сельскохозяйственного труда на базе старой структуры сельского хозяйства. Больше того, в результате применения этого указа увеличился грубый произвол в решении вопросов о совместном ведении сельскохозяйственных работ, усилилась тенденция к уходу лучших сельскохозяйственных рабочих и полупролетариев из деревни. В такой обстановке политика увеличения сельскохозяйственного производства, лишенная с точки зрения научной основы каких-либо перспектив, была заменена идеологическим движением. Еще в больших, чем раньше, масштабах проводилось обучение «отрядов содействия» и «отрядов руководства», созданных при Лиге служения отечеству через сельское хозяйство, «тренировочном пункте Утихара», «районных сельскохозяйственных учебных пунктах» и т. д., а также внедрялось движение за увеличение производства путем интенсификации физического труда. Выступая с приветствием на съезде Императорского аграрного союза в ноябре 1942 года, министр сельского хозяйства и лесоводства Ино прямо заявил: «Говоря об укреплении положения деревни нашей империи, я думаю, что нужно отказаться от экономического подхода к руководству политикой в области сельского хозяйства, как это было до сих пор, и, изменив курс, стремиться в будущем придавать движению преимущественно идеологический характер»{320}.

Число обучавшихся в так называемых «отрядах служения [334] отечеству путем содействия увеличению сельскохозяйственного производства» с марта 1942 года по январь 1943 года составило в общей сложности 40 тысяч человек{321}.

Разъехавшись по всей Японии, члены этих отрядов составили ядро идеологического движения за увеличение сельскохозяйственного производства. Широко практиковалось привлечение рабочих горной и других отраслей промышленности, а также находящихся в отпуске военнослужащих к работам в порядке оказания помощи деревне. В соответствии с распоряжением заместителей министра просвещения и министра сельского хозяйства и лесоводства от 1 октября 1942 года особенно большие масштабы приняла мобилизация учащихся. На острове Хоккайдо, где особенно остро ощущался недостаток рабочей силы, с 1942 года стала применяться система «отрядов трудового служения», сформированных из учащихся сельскохозяйственных школ.

Благодаря сравнительно благоприятной погоде в 1942 году было собрано 66775 тысяч коку риса, что превысило среднегодовой сбор риса за последние пять лет примерно на 3352 тысячи коку. Однако такие результаты свидетельствовали о чрезвычайно ограниченных производственных возможностях японского сельского хозяйства, ибо до выполнения поставленной цели — собрать 71 639 тысяч коку — было еще далеко, в то время как изменение военной обстановки заставляло отказаться от привозного риса. Это создавало непосредственную угрозу продовольственного кризиса.

26 октября 1942 года Чрезвычайный продовольственный комитет при Совещательном совете по вопросам политики вторично вынес решение «О чрезвычайных мероприятиях в области продовольственной политики». В соответствии с этим решением прежде всего был сделан крен в сторону увеличения обрабатываемых рисовых полей, а также перевод обрабатываемых площадей под [335] суходольный рис, просо, кукурузу и саго. Одновременно предусматривалась рационализация садоводства и культивирования чая, увеличение сбора удобрений, объединение различных крестьянских организаций, расширение обществ по совместному ведению сельскохозяйственных работ. Кроме того, было решено провести такие мероприятия в области потребления, как уменьшение степени очистки риса, повышение процентного содержания пшеничной муки, введение системы снабжения рисом, смешанным с хлебными злаками, и т. д.

В области контроля за рабочей силой в сельском хозяйстве было намечено объединить сельскохозяйственные организации. В марте 1943 года был опубликован закон «О сельскохозяйственных организациях», в соответствии с которым были созданы Центральное сельскохозяйственное общество, объединившее в себе Императорский аграрный союз, Центральное общество производственных союзов, Императорское животноводческое общество, Национальную лигу шелководства и Центральный совет чайноводческих союзов.

Одновременно Национальная торговая лига и Центральный банк производственных союзов были реорганизованы в Национальное сельскохозяйственное экономическое общество и Центральный банк земледелия и лесоводства. С другой стороны, начатое в 1942 году под руководством Ассоциации помощи трону движение за проведение заготовок риса с середины февраля 1943 года было организовано по всей стране, и к концу марта был заготовлен 41 миллион коку риса.

Так усиливался контроль во всех областях сельскохозяйственного производства. Однако положение со снабжением продовольствием продолжало ухудшаться. Доля очищенного риса быстро снижалась: с 7/10 до 5/10, с 5/10 до 2/10 (в январе 1943 года); с 1943 года было введено «снабжение смешанными продуктами», которое включало толченую пшеницу, картофель, вермишель и сухари. Поощрялось также использование «природных продуктов» вплоть до плодов и трав. Так, после 1943 года, когда стало труднее ввозить рис из-за границы, правительство путем предоставления населению различных зерновых и [336] выдачи ранее обычных сроков продуктов нового урожая с трудом поддерживало хотя бы низкий уровень снабжения продовольствием.

С давних пор феодальный характер структуры японского сельского хозяйства являлся одной из важнейших причин агрессивности японского империализма. Вместе с тем эта структура, поддерживавшая на низком уровне производительные силы в сельском хозяйстве и вызывавшая необходимость ввоза риса из-за границы, явилась важнейшим фактором, обусловившим разгром японского империализма.

                                              

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования