Отчет по результатам исследования
В последние годы легковые автомобили стали самой большой переменной величиной, оказывающей влияние на весь автомобильный рынок Китая, более того – самой активной и привлекающей наибольшее внимание его частью. В первой половине этого года рынок легковых автомашин сначала сдерживали, а затем он стал развиваться при относительно слабом спросе, и хотя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство и реализация возросли соответственно на 1,46% и 3,54%, но далеко не достигли предполагаемого уровня. В этом году генеральный план размещения производства легковых автомобилей в количестве 650-700 тыс. шт. был сверстан путем сведения вместе объемов производства на начало года по каждому заводу легковых автомобилей в Китае. В том числе:
- в группе предприятий “1-й автозавод” (Чанчунь) запланировано выпустить 123 тыс. автомобилей трех марок: «Хунци», «Ауди», «Джета»;
- в компании “Шэньлун” 2-й автозавод запланировано к выпуску 58 тыс. легковых автомобилей серии «Фукан»;
- в Чунцинской компании «Чанъань» – 50 тыс. автомобилей серии «Аото»;
- на “Хонде” в Гуанчжоу – 30 тыс. автомашин;
- в Шанхайской автомобилестроительной группе запланировано выпустить 250 тыс. автомашин;
- в Тяньцзиньской компании “Сяли” – 100 тыс. автомашин.
Но вплоть до настоящего времени в стране всего выпущено 650 тыс. легковых автомобилей (включая модели, начинающиеся на “6”), что составляет только около 85% выполнения годового плана, объем реализации составил примерно 600 тыс. автомашин (включая модели, начинающиеся на “6”). Превышение производства над реализацией означает только одно – увеличение запасов на складах, и это совершенно нехорошая новость для любого производителя.
Благоприятная обстановка с автомашинами высшего класса
В целом в этом году конъюнктура рынка для высококлассных легковых автомобилей складывается неплохая. К позитивным факторам можно отнести и атаку новой продукции, которая привела к тому, что в конкурентном раскладе различных марок в этом году произошли глубокие изменения, способствовавшие расширению рынка.
Поступление на рынок «Ауди 6» заполнило брешь в ценовом промежутке свыше 370 тыс. юаней, существовавшую на авторынке Китая. Поступление в продажу «Бьюика GL8» ознаменовало появление в Китае многофункционального автомобиля. Появление на рынке «Пассата B5» восполнило пробел в ценовом промежутке 190–290 тыс. юаней.
В этом году объемы реализации этих трех моделей вкупе с «Хондой-Yage» гуанчжоуского производства в сумме превзошли чистый прирост всего рынка легковых автомобилей.
Быстро растет доля, которую занимают на рынке шанхайский «Дженерал Бьюик» и гуанчжоуская «Хонда-Yage», особенно «Хонда-Yage», которая лидирует и по объему производства и по продажам: за год было выпущено и реализовано свыше 30 тыс. автомашин, достигнута рекордная отметка для отечественных легковых автомобилей такого класса. Шанхайский «Дженерал» хотя и не достиг предполагаемого объема производства в 50 тыс. автомобилей, но, как и прежде, добился более чем 50% роста. Ввиду сильного конкурентного давления со стороны шанхайского «Пассата B5», начиная со второй половины года 1-й автозавод коренным образом перестроил свою стратегию продаж, стал повышать уровень послепродажного обслуживания. Для «Ауди 6» с одной стороны, были добавлены элементы компоновки, с другой стороны, ощутимо понижена цену. Благодаря этому для «Ауди 6» была восстановлена тенденция к росту, ее доля на рынке снова заметно стала расти. К концу года гуанчжоуская «Хонда» со своей долей в 5,3% на рынке легковых машин возглавила список высококлассных автомобилей, следом за ней идет «Пассат» со своими 4,2%, доля шанхайского «Дженерал Бьюик» составила 3,8%, а «Ауди» достигла показателя 2,8%. Совокупная доля этих марок легковых автомобилей на рынке превысила 16%, что почти на 10% больше по сравнению с прошлым годом.
По предварительным подсчетам, в 2001 году не появится слишком много новых моделей высококлассных легковых автомобилей. Конкуренция по-прежнему будет происходить между шанхайским «Дженерал Бьюик», гуанчжоуской «Хондой-Yage», шанхайским «Фольксваген Пассат» и «Фольксваген Ауди» 1-го автозавода. Автозаводы будут продолжать в соответствии с требованиями на базе уже имеющихся моделей усиливать их техническое содержание, а также изо всех сил состязаться в средствах реализации.
Обострение соперничества между легковыми автомобилями среднего класса
В этом году ситуацию в целом с легковыми автомобилями среднего класса можно охарактеризовать как обычную: есть как позитивные, так и негативные моменты. Если говорить в общем, то конкуренция на этом сегменте рынка становится еще более острой и, если сравнивать с высококлассными автомашинами, особенно жесткой.
Объемы производства и продаж легковых «Хунци» каждый месяц то поднимаются, то падают, но все-таки медленно растут.
Общий объем выпуска старой и новой серий «Сантаны» в 2000 году составил 119869 шт., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 41,96%. А объем продаж в 2000 году составил 200104 шт., что на 1,75% меньше по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Хотя популярность старой модели «Сантаны» идет на спад, производитель успел своевременно отрегулировать производственные пропорции и поэтому запасы ее на складах крайне незначительны. Что касается «Сантаны 2000GSI», то в прошлом году ее производство и реализация имели тенденцию к подъему, и в этом году медленно будут возрастать. Доля «Сантаны» на рынке легковых автомобилей в 2000 году уже снизилась до 33,3%, но рост доли «Джеты» все же восполнил потери «Фольксвагена» на этом рынке. Общая доля «Фольксваген» снизилась до менее чем 50% и составляет 49,5%. Очень хорошо показала себя новая модель «Пассат В5». С момента ее появления на рынке в апреле 2000 года ее производство и объемы продаж идут вверх и достигли соответственно 22828 и 22574 шт. Данная модель относится к сфере конкуренции высококлассных машин, но все же теснит и автомобили среднего класса.
Выпуск и реализация «Джеты 2V» и новой «Джеты 2V» 1-го автозавода достигают соответственно 32185 и 31808 шт., и 41987 и 40755 шт. Положение с производством и продажей этих двух моделей превзошло все ожидания, но и складские запасы также велики. Разочарование вызвала ситуация с производством и реализацией «Джеты 5V» в первом полугодии, но начиная с июля объемы выпуска и продажи значительно возросли и после четвертого квартала стабилизировались, запасы на складах невелики. Что касается новой «Джеты 5V», то весь год ее производство и продажа шли волнообразно, а во втором полугодии ситуация стала еще более трудной для понимания. Однако, в общем и целом, производство и реализация все же имеют тенденцию к росту. Показатели производства и реализации «Джеты АТ» в первом полугодии то внезапно шли вверх, то резко снижались, а во второй половине года наблюдается постоянный спад, и вряд ли уже произойдет воскрешение из мертвых. Усовершенствованная модель «Фольксваген Джеты» - «Цяньвэй» («Авангард»), начиная с конца прошлого года и вплоть до сегодняшнего дня, все время остается на положении “темной лошадки” и в борьбе с «Сантаной» и «Фукан» за рынок такси то и дело одерживает верх. Подъемы и спады «Джеты» в полной мере свидетельствуют о степени ожесточенности рыночной конкуренции и доказывают, что перед лицом рыночных изменений, которые могут произойти в любое время, производитель должен отреагировать в кратчайшие сроки - только так можно вновь завевать рынок.
Годовые объемы производства и продажи автомобилей «Фукан 1.4L» составили соответственно 28927 и 26976 шт., так что не будет преувеличением назвать его лидером. Для самого 2-го автозавода это тоже стало неожиданностью. Данная ситуация стала возможной только благодаря обновлению таксомоторного парка повсеместно по всей стране. По двум моделям «Фукан» - 1.6L и 1.6L c автоматической коробкой передач – пассивная ситуация начала выправляться только начиная с третьего квартала 2000 года. В общей сложности было произведено 11616 и продано 11912 автомобилей, но на складе еще находятся 2857 шт. В 2001 году компании «Шэньлун Фукан», несомненно, надо урегулировать структуру этого вида своей продукции. Производство автомобиля «Фукан 988» в 2000 году, начиная с момента окончания Праздника Весны, идет ритмично. В целом положение дел в компании “Шэньлун” благоприятное, но в конце периода запасы на складе остаются немалыми.
Легковой автомобиль «Фэншэнь» компании “Дунфэн” с объемом двигателя 2 л в этом году также вступил в боевые ряды. Эта модель представляет собой не что иное, как «Юньбао» производства г.Гуанчжоу прошлых лет. После продвижения его на рынок в этом году Министерство Общественной Безопасности КНР сразу заказало 4000 этих автомобилей. Но стремления компании этим не ограничивались, он намерен и дальше развивать легковые автомобили низшего класса. Таким образом, «Фэншэнь» будет продолжать восполнять лакуны в продукции компании “Дунфэн”, что сформирует на 2-м автозаводе систему серийных автомобилей различных видов высшего, среднего и низшего классов, а сам 2-й автозавод вместе с 1-м автозаводом и Шанхайским автозаводам образуют систему из трех взаимно конкурирующих сил.
Кроме этого, сошедший с линии в конце этого года легковой автомобиль «Чжунхуа» также заслуживает внимания. Можно догадаться, что в 2001 году рынок легковых автомобилей среднего класса будет продолжать испытывать сильное давление рынков сверху и снизу, а конкуренция будет еще более жестокой.
Междоусобная война на рынке легковых автомобилей низшего класса
Годовые объемы производства и реализация тяньцзиньских автомобилей «Сяли» значительно снизились и на протяжении этого года переживают отрицательный рост. Масштаб падения достигает примерно 15%, доля на рынке снизилась примерно на 12%. Запасы на складе огромны, так что реализовать в 2001 году несколько десятков тысяч автомобилей, скопившихся на складе, будет чрезвычайно не просто! Замораживание финансовых средств станет главной проблемой, препятствующей развитию “Сяли” в настоящее время. Колебание годовых объемов выпуска и продажи «Сяли» серий TJ7100U и TJ7130U – то резкое повышение, то крутой спад – действительно является непонятным.
Четыре предприятия, выпускающие микроавтомобиль «Аото», за первые одиннадцать месяцев этого года произвели в общей сложности 49140 автомобилей, что на 17,70% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2000 году было продано 48076 автомобилей, на 17,03% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но эти объемы производства и продажи достигнуты главным образом за счет работы двух предприятий – Чунцинского и Сианьского автозаводов “Аото”, что же касается Цзяннаньского и Цзянбэйского автозаводов “Аото”, то их объемы выпуска и реализации настолько малы, что ими можно пренебречь при подсчетах.
Объем производства гуйчжоуского «Юньцюе» («Жаворонок») составил 800 шт., продано 1440 автомобилей. Объемы производства и реализации сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно на 41,73% и 5,64%; количество автомашин на складе приближается к 500 шт. Исходя из валового объема производства и реализации ситуация не оставляет места для оптимизма. То, что предприятию будет трудно достичь предполагаемых целей, – это уже свершившийся факт, если только в последнем месяце 2000 - начале 2001 года не произойдет чудо. Но вероятность этого невелика. Данный завод является совместным предприятием, сравнительно давно созданным автомобильной промышленностью Китая с японской автомобильной фирмой. Но, проработав до сегодняшнего дня, это предприятие так и не смогло добиться какого-либо прогресса. По-видимому, это закономерные плачевные последствия неискреннего подхода к сотрудничеству со стороны японских бизнесменов. Хорошо, что в “Фудзи дзюко” уже осознали это и в будущем году собираются предпринять довольно значительные действия для исправления этой застойной ситуации.
Производственные мощности пекинской серии BJ 2020T, BJ 2021 крайне незагружены, ни производство, ни реализация не достигают 100000 шт. В этом году положение с реализацией китайских отечественных внедорожников крайне неблагоприятное и вызывает тревогу, за исключением большой части пирога, вырванного чанфэнским «Лебао» («Гепард») (г. Чанфэн в пров. Аньхуй), а в 2001 году многофункциональный автомобиль шэньянской компании “Цзиньбэй Дженерал” завладеет еще одной частью этого рынка.
В этом году среди машин низшего класса некоторые модели – «Юеда», «Ингээр», «Цзили», «Байли», «Аньчи» – отвоевали себе определенную долю рынка, и в будущем году действия этих моделей только могут усилиться. И это тоже дает новый ключ к переменам на рынке легковых автомобилей в 2001 году.
Более существенным является то, что новые модели машин, представленные «Сайоу» и «Сяли 2000», уже в конце 2000 года вступили в боевые ряды, добавим к ним новый «Фольксваген Поло», который возможно увидит свет в 2001, а это значит, что ситуация на рынке легковых автомобилей в новом тысячелетии непременно будет еще более интересной.