header left
header left mirrored

Восточные могилы

Восточные могилы Дунлин
 

В отличие от Минских гробниц, где архитектура проста и величественна, могилы маньчжурских императоров Цин (1644–1911 годы) изумляют пышностью декора. Некрополь представителей последней правящей династии оказался разделенным на 2 части: к юго-западу от столицы находится Западное императорское кладбище с китайским названием Силин.

В противоположной от него стороне раскинулось Восточное императорское кладбище Дунлин. В период правления маньчжуров при сооружении императорских гробниц особое внимание уделялось выбору места погребения. Занимавшиеся этим специалисты стремились к созданию пространства, где могла бы отразиться главная идея учения фэн-шуй: гармония природы и построек как результата человеческой деятельности.

По древнему обычаю, царский сын устраивал могилу рядом с погребением отца. Однако император Юнчжэн, нарушив вековые традиции, отверг указанное астрологами место на Дунлин и решил после смерти расположиться вдали от предков. Его прах торжественно захоронили на новом кладбище Силин, устроенном к западу от столицы. После того как следующий император Цяньлун приказал похоронить себя в Дунлин, могилы отцов и сыновей стали располагать в разных местах: поочередно в Дунлине и Силине.


Восточные могилы Дунлин цинской династии, расположенные в 125 км к востоку от Пекина, были построены с 1661 году. Общая площадь комплекса составляет 2500 кв. км. Это один из крупнейших хорошо сохранившихся и художественно выполненных погребальных ансамблей в Китае. В 15 могилах общей площадью 80 кв. км были похоронены 5 императоров, 15 императриц, 136 наложниц, 2 принцессы и 3 принца, всего 161 человек.

 


Уважаемые в центре

Восточные могилы Дунлин представляют собой погребальный комплекс, спланированный по конфуцианской схеме «главенствующего центра», то есть сообразно принципу различия «старшего и младшего», «высокого и низкого».
На протяжении долгой истории Китая императоры всех династий поддерживали идею «торжественного погребения», рассматривая могилы как свои посмертные дворцы. Императорская могила называется «лин» уже с середины периода Чжаньго, (Воюющие царства) (475-221 гг. до н. э.). В течение тысячелетий в Китае сооружались многочисленные императорские погребальные комплексы, часть из которых сохраняется и поныне. Императорские могилы династии Цин достигли самого высокого уровня.
В древнем Китае считали, что при выборе места захоронения и жилища следует особо учитывать такие факторы, как окружающая природная среда, направление горной цепи и течения рек, размещение строений на местности, поскольку все они могут влиять на дальнейшее развитие рода в целом и жизнь и судьбу потомков в частности. На это обращали большое внимание создатели минских и цинских императорских могил, стремясь учитывать расположение гор и рек. Главная идея учения «фэншуй» – «гармония человеческой деятельности и природы» – выражала стремление создать органичное единство архитектурных сооружений и окружающего ландшафта.
Восточные могилы Дунлин цинской династии расположены у подножия гор Чанжуйшань на территории города Цзуньхуа пров. Хэбэй. Шуньчжи (по девизу царствования 1638-1661 гг.) – первый император после объединения всего Китая под властью маньчжурской династии Цин когда-то охотился здесь и был тронут красотой местного пейзажа. Он распорядился обустроить свое погребение в этих зеленых горах. Так в Чанжуйшань появился грандиозный и роскошный некрополь.
15 императорских могил расположены по традиционному принципу: «уважаемые в центре», «по поколению» и «от высокой степени до низшей». Могила Сяолин (императора Шуньчжи) расположена на центральной оси комплекса. Могилы остальных императоров следуют по порядку старшинства в роду и, соответственно, находятся по обеим сторонам могилы Сяолин. Такая «веерообразная» архитектоника погребений символизирует следование сыновей и внуков за отцами и дедами. На левой стороне от Сяолин находится Цзинлин (могила императора Канси (1654-1722 гг.)), а дальше Хойлин (императора Тунчжи (1856-1874 гг.)). На правой стороне от могилы Сяолин находится Юйлин – могила императора Цяньлуна (1711-1799 гг.), а дальше находится Динлин – могила императора Сяньфэна (1831-1861 гг.). Могилы императриц и наложниц императоров расположены на линии, проходящей ниже могил императоров, что показывает их подчиненное положение и существующие между ними отношения «господина и рабы». Священные дороги, ведущие к могилам императриц, соединяются со Священными дорогами, ведущими к могилам императоров. А Священные дороги к могилам императоров объединяются со Священной дорогой к могиле Сяолин. В результате формируется огромное символическое «генеалогические древо», отражающее стремление к непрерывному продолжению рода и вечному правлению императора.

 


На востоке или на западе?
Восточные могилы Дунлин по всем правилам древних геомантов находятся в благоприятном месте. Но императора Юнчжэна, внука императора Шуньчжи, оно не устроило: он приказал выбрать другое место для своего погребения. В чем причина?
Существует мнение, что, якобы, Юнчжэн исправил завещание отца, императора Канси, и, узурпировав власть, преследовал своих братьев. Опасаясь, что на том свете отец-император накажет его, он решил строить свою могилу в отдаленном месте.
На самом же деле император Юнчжэн, довольно-таки сведущий в теории фэншуй, посчитал расположение своей будущей могилы в районе Дунлин неидеальным и, невзирая на возражения чиновников, единолично принял решение о новом месте будущей могилы – на территории уезда Исянь пров. Хэбэй. В 1730 году усыпальницу Юнчжэна – Тайлин начали строить, и к 1737 году строительство завершилось.
Но возникли сложности. Где хоронить потомков? В Дунлине или в Силине? Император Юнчжэн оставил проблему своему сыну, которыйнашел своеобразное решение – отстроить свой погребальный комплекс в районе Дунлин, тем самым установил новое правило: сооружать в дальнейшем могилы отца и сына в разных местах – если отец покоится в Дунлине, то сына хоронить в Силине, и наоборот, когда для отца последний приют устроен в Силине, то для сына – в Дунлине. Самое забавное, что в действительности расположение двух императорских усыпальниц относительно местности почти не различается. Тем не менее, с тех пор императорский некрополь цинской династии поделен на две части: расположенные к востоку от Пекина, в уезде Цзуньхуа пров. Хэбэй, Дунлин (Восточные могилы) и, соответственно, к западу, в уезде Исянь пров. Хэбэй, Силин (Западные могилы)
Притягательная роскошь
Могила Сяолин – это могила первого императора цинской династии. Она расположена у подножия главной вершины гор Чанжуйшань. Это крупнейшая в погребальном комплексе Дунлин могила совершенной архитектуры. У входа в комплекс Сяолин стоит башня с перечнем заслуг императора, гармонично расположены каменные статуи животных, каменные мосты на Священной дороге, ворота Лунъэньмэнь (Доброта императора), павильон Лунмэньдянь и Башня Минлоу (Надземная башня). Здесь возведены несколько десятков крупных и маленьких архитектурных ансамблей, которые находится симметрично относительно центральной оси. Священная дорога вымощена камнем и кирпичом. Балки помещений украшены цветной росписью. Крыши и поверхности стен покрыты желтой глазурованной черепицей.


Юйлин – могила императора Цяньлуна (1711-1799гг.). Здесь такжепохоронены две императрицы и три наложницы. Подземный дворец Юйлина поражает красотой отделки. Сооруженный из камня, он украшен буддийскими скульптурными и барельефными изображениями. Долгое по времени строительство шло с большим размахом. Применялись довольно сложные технологии. Глубина подземного дворца Юйлина составляет 54 м. Общая площадь – 372 кв. м. В сооружении использована традиционная арочная конструкция, полностью выполненная из камней. Погребение включает: одну Священную дорогу, четверо каменных ворот и три главных арочных зала. На первых воротах «Чжаомэнь» искусно вырезаны рельефные изображения четырех богов. За этими воротами находится передний зал, в котором установлены надпись «це» и печать «бао» из белого сандала. Надпись и печать перечисляют почетные звания императора. Через четвертые ворота попадаем в центр подземного дворца. На потолке арки вырезаны три буддийских лотоса. На восточной и западной стенах – цыши (знак богатства), Будда Майтрея, Боддисатва Самантабхадра и восемь волшебных предметов бабао (символов буддизма): колесо жизни, раковина, зонт, победное знамя, цветок лотоса, драгоценная ваза, золотая рыбка и бесконечный узел паньчан. Мраморные стены и поверхности арочной крыши украшены буддийскими изображениями и сутрами на санскритском и тибетском языках.


Павильон Лунъэньдянь является главным архитектурным ансамблем каждой могилы. Технологии строительства павильона Лунъэньдянь, а также Восточного и Западного павильонов в Путоюй-дидунлине, могиле императрицы Цыси (1835-1908 гг.), имеют высочайший уровень. Кроме того, Цыси – единственная из императриц цинской династии, имеющая подземный погребальный дворец. По историческим записям, здесь сосредоточены ценности общей стоимостью свыше ста миллионов лян серебра (один лян = 50 г.). К сожалению, эти сокровища недолго лежали под землей. В июле 1928 года начальник 12-го корпуса Народно-революционной армии Сунь Дяньин приказал саперам взорвать ночью подземные погребальные дворцы императора Цяньлуна и императрицы Цыси. Все ценности были разграблены. В книге «Шицайтан-цзацзи» содержится такое свидетельство: «Открыв гробницу Цыси, люди были поражены сверканием жемчуга. Солдаты, каждый с ручным фонариком в руках, были испуганы. В ужасе смотрели они на покойную Цыси, которая лежала, как живая. На ее пальцах виднелся белый пух длиной больше трех сантиметров. Военачальники взяли самые большие жемчужины и другие крупные ценности, а солдаты попрятали в карманы предметы помельче. Командующий приказал снять с императора халат и забрать у покойника все оставшиеся сокровища». Грабеж могил Дунлин поразил весь Китай, просочилась информация и за пределы страны, она потрясла мир. Испугался и Сунь Дяньин. Он раздал награбленное высокопоставленным чинам Китайской Республики.

Самым оригинальным сооружением комплекса Дунлин является Цзинлин, или могила императора Канси, правившего 61 год. Так долго трон не занимал ни один из правителей Китая. На 1 год меньше находился у власти его сын Цяньлун, похороненный в могиле Юйлин. Достигнув 86 лет, он передал власть сыну и последние годы довольствовался титулом императорского отца. Благодаря множеству буддийских скульптур и рельефных изображений подземный дворец в Юйлин часто называют Торжественным подземным залом поклонения Будде.

Комплекс Восточных могил Дунлин включает в себя: 

Цзинлин -- могила императора Канси (1654 -- 1722 гг.). Император Канси -- сын императора Шуньчжи. Он правил дольше всех императоров Китая -- 61 год. Период правления императора Канси знаменовал собой последнюю эпоху расцвета феодального общества Китая -- "Кан цянь шэн ши". 

Юйлин -- могила императора Цяньлуна (1711 -- 1799 гг.). Он находился у власти 60 лет. После этого он 3 года носил титул отца правящего императора, пока не скончался на 89-м году жизни. В период правления императора Цяньлуна "Кан цянь шэн ши" достиг наивысшего подъема. Подземный дворец Юйлина украшен буддийскими скульптурными и барельефными изображениями, потому его называют "Торжественным подземным залом поклонения Будде". 

Динлин -- могила императора Сяньфэна (1831 -- 1861 гг.). Он занимал престол всего 11 лет. Весь период правления Сяньфэна в стране не прекращались внутренние и внешние неурядицы. Из-за нехватки денег в казне при строительстве могилы пришлось использовать массу устаревших материалов. По качеству строительства эта могила намного уступает построенным ранее. 

Хойлин -- могила императора Тунчжи (1856 -- 1874 гг.). Император Тунчжи был единственным сыном вдовствующей императрицы Цыси и скончался на 19-м году жизни. Он прожил меньше всех других императоров Цинской династии. На финансирование строительства могилы средств не хватало, к тому же оно велось слишком поспешно. Всего 21 год спустя деревянные конструкции наземных дворцов стали разрушаться, из-за чего впоследствии пришлось перестраивать могилу. 

Чжаосилин -- могила матери императора Шуньчжи. Она воспитывала императора Шуньчжи и императора Канси, когда те были детьми, а потом помогала им в управлении государством. Она прославлена историками как выдающаяся женщина-политик в начальный период Цинской династии. 

Путоюй-диндунлин -- могила императрицы Цыси (1835 -- 1908 гг.). Она являлась "Гуйфэй" ("драгоценная наложница") императора Сяньфэна. Устроив дворцовый переворот, она захватила власть и правила Цинской империей в течение 48 лет. Цыси была недовольна ранее построенным надгробным залом, под предлогом невозможности реставрации дала приказ его перестроить. В строительстве нового могильного комплекса были использованы лучшие материалы. Могильный комплекс лидирует среди всех гробниц Минской и Цинской династии по уровню технологий и роскоши отделки. 

По ритуалу погребения, могила сына должна находиться там же, где могила отца, а могилы потомков должны находиться рядом с могилами предков. Однако император Юнчжэн посчитал расположение своей будущей могилы в районе Дунлин неидеальным и, невзирая на возражения чиновников, единолично принял решение о новом месте будущей могилы -- на территории уезда Исянь пров. Хэбэй. Так началось строительство Западных могил Силин. Его сын, император Цяньлун, решил отстроить свой погребальный комплекс в районе Дунлин и установил новое правило: сооружать в дальнейшем могилы отца и сына в разных местах -- когда для отца -- в Дунлине, то для сына -- в Силине, а когда для отца -- в Силине, то для сына -- в Дунлине. В действительности, размещение двух императорских усыпальниц почти не различается. 

Комплекс Западных могил Силин включает 14 могил, в том числе могилы 4 императоров. Масштабы и уровень строительства всех положенных по ритуалу сооружений наглядно показывают процесс перехода Цинской династии от расцвета к упадку. 

Главными могилами комплекса являются: 

Тайлин -- могила императора Юнчжэна, к строительству которой приступили в 1730 г. Это первая могила в Силине. Ее размещение и форма в полном объеме соответствуют учению "Фэншуй". По масштабу строительства и функциональному назначению могила занимает главное место среди всех остальных могил комплекса Силин. 

Чанлин -- могила императора Цзяцина. По масштабам и уровню архитектурного исполнения могила схожа с могилой Тайлин. 

Мулин -- могила императора Даогуана, ее строительство началось в 1831 г. В тот период государство испытывало заметные финансовые трудности. Чтобы подать пример бережливости, император Даогуан отдал указ сократить число сооружений, которые запланировали построить. Некоторые погребальные залы стали менее грандиозными, нежели в других, построенных в прежние времена комплексах могил. 

Чунлин -- могила императора Гуансюя, ее сооружение началось в 1909 г. Она стала последним императорским погребальным комплексом в Китае.

 

Ссылки

Официальный сайт - http://www.qingdongling.com/ (кит/англ/кор)

UNESCO

Wikipedia 

TravelChinaGuide

Tripadviser

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования