header left
header left mirrored

Дворец Гугун

Гугун - запретный город





«Запретный город, центр высочайшей власти в течение пяти столетий, масштабный архитектурный ансамбль, включающий несколько павильонов и более 9 тысяч помещений, где сохранились мебель и произведения искусства, – этобесценноеисторическое свидетельство китайской цивилизации династий Мин и Цин.
Императорский дворец Гугун, один из хорошо сохранившихся масштабных средневековых деревянных дворцовых ансамблей, находится в самом центре Пекина. Еще и сегодня пекинцы его порою называют «Цзыцзиньчэн» («Пурпуровый запретный город») или «Запретный город», определением, пришедшим из глубины веков. Строить его начал Чжу Ди (второй император династии Мин) в 1406 году, и за 14 лет, рекордные для того времени сроки, строительство завершилось. На протяжении почти 500 лет здесь жили и царствовали 24 императора династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).


Блестящий шедевр древней архитектуры
Ширина всего Запретного города с восточной до западной части 753 м, длина с юга на север 961 м, площадь более 720 тысяч кв. м. Гугун – это более 9 тыс. помещений, крыши из желтой глазурованной черепицы, сине-белые каменные цоколи, балки и стропила, украшенные цветной с позолотой росписью. Поражает четкая симметрия и продуманность планировки, примененная древними зодчими в этом объекте. Главные павильоны построены на линии центральной оси с юга на север, остальные же архитектурные сооружения расположены симметрично и в строгой иерархии по ее обеим сторонам. Эта центральная осевая линия проходит через Гугун, на юге достигая Юндинмэнь, на севере Гулоу, Чжунлоу. Эта же линия является и центральной линией всего огромного города, 12-миллионной китайской столицы. Более того, она служила меридианом всей страны. Императорский дворец был абсолютным поднебесным центром. По 4 углам окружающей Запретный город стены стоят четыре угловые башни. В прошлом с внешней стороны Гугун окружал городской ров шириной 52 м, длиной 3800 м. Пройти внутрь ансамбля можно через четверо ворот: Умэнь на юге, парадные ворота Гугуна, Шэньумэнь на севере, Дунхуамэнь на востоке, Сихуамэнь на западе. Современные архитекторы считают, что планировка и строительство Гугуна, блестяще отразившие идею абсолютизма императорской власти, символизируют высокие традиции китайской культуры, свидетельствуют об успехе китайских зодчих. Гугун – всемирно признанный шедевр архитектуры.


Внешние павильоны
За долгую историю многие павильоны и храмы дворца были разрушены пожарами, их отстраивали заново, но в целом Гугун сохранил свой первоначальный вид. Комплекс состоит из двух главных частей: внешних павильонов и внутренних резиденций. За дворцовыми воротами поочередно расположены павильоны Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь, которые предназначались для проведения главных торжественных мероприятий государства. С двух сторон от них расположены павильоны Вэньхуадянь и Уиндянь.
Павильон Тайхэдянь – самое большое и самое великолепное сооружение в Гугуне, еще его называли «Цзиньлуаньдянь». Это здание для важнейших государственных церемоний. День рождения императора и день его восшествия на престол, свадьбы императоров, коронации императриц, государственные экзамены, встреча нового года, день начала зимы, оглашение государевых указов и т.д. – все наиболее значимые даты и события внутренней и внешней политики страны отмечались в этих стенах.
Тайхэдянь – прямоугольное здание высотой 28 м, 63 м в длину (с востока на запад) и 35 м в ширину (с юга на север) – имеет поистине царственную отделку. На карнизе установлены 10 скульптур животных. Крышу павильона поддерживают 72 деревянные колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон установлен на постаменте, перед которым изящные бронзовые журавли (символ успеха и удачи), курильницы, большие медные треножные сосуды (символ трона). Позади трона ширма тонкой работы. Вход в павильон Тайхэдянь охраняют свирепо ощерившиеся бронзовые львы, олицетворяющие силу власти.На просторной площадке перед павильоном установлены большая бронзовая черепаха, поднявшая кверху клыкастую, почти волчью пасть, – символ долголетия, бронзовый длинноногий журавль, как символ успешного продвижения по лестнице чинов, большие медные треножники и другие великолепно выполненные скульптурные изделия.
Позади павильона Тайхэдянь находится павильон Чжунхэдянь. Он служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции ритуала, в середине сезонов император знакомился здесь с содержанием молитв перед тем, как отправлялся в Храм Неба (21 Июня), в Храм Земледелия (22 ноября) для молебствий. А еще ежегодно в канун Нового года император устраивал тут банкеты, на которые приглашались вассальные князья. Здание павильона Чжунхэдянь имеет квадратную форму. Крыша по углам покрыта желтой глазурованной черепицей, в середине использована позолота. По обеим сторонам трона стоят золотые курильницы в виде китайских единорогов. Говорят, что этот мифический зверь может пробежать 9 тыс. км за день, знает все языки и ведает, что происходит в далеких странах. Их устанавливали возле трона в знак мудрости императора, вместе с тем эти скульптуры служили и утилитарной цели: в них жгли сандаловые благовония. Рядом располагали «транспортные средства» – императорские паланкины.
Следующий павильон Баохэдянь имеет площадь 1240 кв. м. В разные эпохи это место имело разное назначение. В династии Мин император отдыхал здесь перед церемониями, а в династии Цин в канун Нового года и на праздник Фонарей устраивал прием и банкет, на который ежегодно приглашал монгольских и уйгурских князей, знатных дворян и чиновников. Накрывали 70 столов, закалывали 63 барана и вскрывали 70 бутылок вина. В заключительные годы правления императора Цяньлуна в павильоне проводили государственные экзамены высочайшего уровня. С северной стороны Баохэдянь лежит самый большой камень в Гугуне, на котором вырезаны облака, дракон, морская вода и скала. Его длина 16,57 м, ширина 3,07 м, толщина 1,7 м, вес 250 тонн.


Внутренние покои
Цяньцингун, Цзяотайгун и Куньнингун – центральные внутренние резиденции, по обеим сторонам расположены шесть восточных и шесть западных резиденций, Дворец Цяньцингун был построен в период Минской династии, перестроен в 1797 г. В этом дворце находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. В конце правления Цинской династии в этом дворце императоры принимали глав иностранных дипломатических миссий. В восточном флигеле хранились: головной убор, костюмы, обувь императора, а в западном флигеле помещался кабинет императора.
Дворец Куньнингун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. В период Минской династии в нем была опочивальня императриц. В период Цинской династии этот дворец использовался по назначению только во время свадьбы императоров, обычно в его приемных покоях (5 западных комнат) устраивались религиозные церемонии поклонения духам и приношение им жертв. Две восточные комнаты оборудованы были под палаты новобрачных. В северно-западном углу была установлена кровать под балдахином из драгоценных тканей, на которых были вышиты сто мальчиков. После свадебной церемонии императрица должна была прожить здесь три дня.
На северной стороне Куньнингун разбит прекрасный сад с драгоценными растениями, декоративными камнями, красивыми горками и павильонами. Рядом павильоны Ваньчунь и Цяньцю – самые красивые среди сохранившихся до сих пор.
По объему дворцы Цяньнингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим павильонам внешнего двора. Внутренние резиденции образуют отдельную систему. У них собственная функция и собственный яркий стиль.


Богатая коллекция ценнейших памятников культуры
Гугун уникален ценностью своей коллекции, в нем хранится около миллиона памятников культуры многих династий (около 1/6 всех национальных сокровищ). Коллекция Гугуна включает древнейшие образцы цветной керамики, нефритовые изделия, изделия из бронзы, произведения каллиграфии, живописи, образцы резьбы по бамбуку, дереву, слоновой кости, а также фарфор, вышивку, канцелярские принадлежности и другие изделия прикладного искусства. Во время антияпонской войны в целях избежания грабежа со стороны агрессоров большое количество ценностей из Гугуна было вывезено на юг. После победы часть их была возвращена, часть вывезена на остров Тайвань. После освобождения с целью восстановления коллекции музей вернул и купил много утекших в другие руки памятников культуры, например, известные во всем мире картины «Унюту», «Цинминшанхэту».
Сегодня в Гугуне работают комплексные музеи: исторический музей искусств, музей живописи, музей игрушек, музей сокровищ и другие. Музей сокровищ, расположенный в восточной стороне Запретного города, показывает редкие произведения искусства, тончайшие работы великих мастеров. Например, Цинский панцирь, на котором вырезаны 16 драконов, выглядящих как живые. Панцирь состоит из 600 тысяч маленьких стальных пластинок, чья толщина 1 миллиметр, ширина 1,5 миллиметра, длина 4 миллиметра. Для соединения в центре каждой просверлено отверстие. Говорят, что на сборку этого панциря древние мастера затратили более 40 тысяч рабочих часов.
Охрана Гугуна
Безусловно, с самого основания центр государственной власти хорошо охраняют. Деревянные конструкции комплекса требуют тщательного ухода и постоянной реконструкции с учетом сохранения исторического облика, то есть, при ремонте в дело идут только те материалы, которые использовали во время основания дворца.
С 2002 года Фонд мирового культурного наследия ЮНЕСКО и китайское правительство совместно вложили 1,952 млрд. юаней в реставрацию Гугуна. По плану, она будет осуществляться в течение 18 лет. По размаху восстановительных работ это, можно сказать, самый капитальный ремонт с момента основания комплекса в 1420 году. По словам начальника музея Чжэн Синьмяо, это и самый тонкий ремонт в истории дворца, просмотрен и отреставрирован будет каждый кирпич, отремонтирована каждая трещина и т. д.
По плану ремонт осуществляется в три этапа: первый, с октября 2002 года до октября 2005 года, – реставрация Умэнь, Циньаньдянь и сооружений вокруг центральной линии. Второй, с ноября 2005 года до Олимпиады в 2008 году, – ремонт главных резиденций, таких как Тайхэдянь, Цяньцингун и другие. Третий, с 2008 до 2020 года, – завершить ремонт всего комплекса.
Параллельно идет грандиозная инвентаризация всех предметов и памятников культуры в запасниках музея, после окончания которой в 2010 году, ожидается, что количество единиц хранения в Гугуне увеличится на 1,4-1,5 мил. Чжэн Синьмяо сказал, что по итогам инвентаризации будет выпущен «Общий каталог памятников Гугуна».
За 15 лет планируется отремонтировать все древние строения Гугуна, открыть еще один комплексный музей, сделать открытыми для доступа посетителей возможно большее число резиденций. Тогда туристическая площадь Гугуна расширится от нынешних 33 % до 80 %.
С 10 до 18 июля 2005 года в городе Дурбане (ЮАР) состоялась 29-я сессия комитета Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, принявшая проект охраны буферной зоны Гугуна. Высоким собранием установлено, что к 86 га охраняемой зоны Гугуна теперь добавляется площадь буферной зоны (1377 га), в итоге общая площадь с особым режимом землепользования составит 1463 га. Это означает, что в буферной зоне запрещены масштабные снос и строительство, нельзя строить здания выше 9 м. Чтобы соответствовать облику Гугуна, в буферной зоне отныне строго ограничиваются строительные параметры: высота, цвет, общий стиль и дизайн отделки новых зданий. «Стоя на платформе трех павильонов (Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь), посмотрите вокруг, вы не должны увидеть высоких многоэтажных зданий, разрушающих пейзаж Гугуна», – так сформулировал специалист Комитета мирового культурного наследия Сюй Пинфан требование ЮНЕСКО к эффекту буферной зоны Запретного города.

Ссылки

Официальный сайт (кит., англ.)

UNESCO

Википедия  (англ.)

Запретный город (русс.)

TravelChinaGuide

Вокруг Света

CCTV (видео)

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования