header left
header left mirrored

Комплекс Юньганшику

Пещерно-храмовый комплекс Юньганшику
ХУАН ЛИВЭЙ

 

 

В пещерно-храмовом комплексе Юньганшику, расположенном в городе Датуне провинции Шаньси, сохранились 252 пещеры, свыше 51 тысячи каменных изваяний. Юньганшику – великолепный образец пещерных храмов Китая периода Южных и Северных династий (V-VI вв.). В их числе комплекс «Пять пещер Таньяо» -- ярчайшая из жемчужин буддийского зодчества.
Так называемые пещерные храмы – это искусственные пещеры, вырубленные в склонах гор. Они считаются более прочными и долговечными по сравнению с обычными зданиями. Традиция устраивать храмы в пещерах пришла в Китай вместе с буддийским учением из Древней Индии, где буддийские монахи уходили отшельничать в горы в поисках просветления.
Пещерно-храмовый комплекс Юньганшику расположен у южного подножия гор Учжоу, в 16 км к западу от города Датуна провинции Шаньси. Самое высокое место именуется Юньган, отсюда и название всего комплекса. Юньганшику начали строить в 460 году, более 1500 лет назад. На склонах гор протяженностью в 1 км с востока на запад насчитывается 53 пещерных храма. Наряду с подобными культовыми сооружениями Могаоку в Дуньхуане и Лунмэньшику в Лояне, Юньганшику входит в число трех крупнейших пещерно-храмовых комплексов Китая.
Царство, высеченное в камне
По сравнению с другими пещерными храмами комплекс Юньганшику, безусловно, более масштабный. Он прекрасно сохранился до наших дней, в том числе и многочисленные храмовые изваяния. Императоры династии Северная Вэй (386-534 гг.), во время правления которой началось строительство комплекса, мобилизовали силы всей страны к его сооружению. Династия Северная Вэй была основана сяньбийцами – народом, жившим в Северном Китае. Они завоевали большую часть Северного Китая и поработили местные народы, включая ханьцев.
В истории возникновения и строительства Юньганшику отразилось политическое развитие династии Северная Вэй. Стилистика сооружений и скульптурного оформления многообразны, поэтому условно по времени сооружения пещеры Юньганшику ученые делят на три вида: пещеры раннего, среднего и позднего периодов.
В начале правления династии Северная Вэй, чтобы получить поддержку народа, новые правители не только с почтительностью относились к местным монахам и буддийским общинам, но и активно участвовали в укреплении буддийской культуры.
В 398 году, после того, как столицей царства был объявлен Датун, в округе активно приступили к строительству монастырей. А в царствование императора Вэньчэна (452-465 гг.) для буддийского учения и вовсе настали золотые времена. Вэньчэн назначил почтенного монаха Таньяо главным духовным лицом своего царства. Таньяо, когда-то побывавший в Дуньхуане, видел там пещерно-храмовый комплекс Могаоку. Идея возвести нечто подобное в Датуне понравилась императору. И под руководством Таньяо здесь началось крупномасштабное сооружение пещерных храмов.
Скульптурная сокровищница
Горные склоны Юньганшику украшают свыше 51 тысячи изваяний, демонстрирующие высокую технику обработки камня. Эти произведения древних мастеров не только сокровищница древнекитайского искусства, но и памятник мировой истории скульптуры.
Пещеры, высеченные под руководством Таньяо, именуют «Пятью пещерами Таньяо». Время их сооружения является ранним периодом истории комплекса. В строительных работах были задействованы свыше 40 тысяч ремесленников и мастеров, включая буддистов из Тяньчжу (территория современной Индии) и Царства Львов (сегодняшняя Шри-Ланка). Отсюда и грандиозность этих сооружений и в некоторой степени нетипичность архитектурных приемов.
Статуя сидящего Будды высотой в 13,7 метра, размещенная на внешней стороне 20-й пещеры, считается символом пещерно-храмового комплекса Юньганшику. У Будды степенный, полный лик, широкие плечи. На нем одеяние индийского монаха, одно плечо открыто. Ниспадающие складки облачения Будды, обозначенные простыми линиями, придают статуе объем, и несут в себе черты одежды жителей скотоводческих районов Средней Азии. Будда сидит в позе динъинь, что означает «погружаться в созерцание для получения успокоения души». Грандиозные, внушительные размеры скульптуры служили напоминанием современникам, что «Сын неба есть воплощение Будды». Поэтому данная статуя Будды являлась и символом императора Вэньчэна, который восстановил буддийское учение и приказал построить пещерно-храмовый комплекс Юньганшику.
Расцветом Юньганшику считается средний период, который длился тридцать лет (464-494 гг.). В горах Учжоу была высечена стена высотой в 30 метров и длиной около 600 метров, были сооружены более десяти крупных пещер, которые называются «Галереей пещер Тайхэ» (Тайхэ – девиз правления тогдашнего императора). Пещеры этого периода отличаются изяществом, тонкостью и великолепием оформления, типичными чертами скульптурного искусства династии Северная Вэй.
В числе сокровищ, созданных в это время, 17-метровая статуя Шакьямуни в 5-й пещере – самая грандиозная изо всех статуй Юньганшику. Пещера под номером 6 считается «первой из великолепных пещер» Юньганшику, поскольку абсолютно все внутреннее пространство пещеры покрыто прекрасным рельефом: Будда, бодхисатвы, архаты, летающие феи, священные птицы и звери, цветы и т. д. Плотно наполненный изобразительный ряд олицетворяет собой богатство и великолепие буддийской культуры. На стенах и на центральном столбе пещеры вырезаны 40 барельефов и горельефов, которые рассказывают историю принца Сиддхартхи Гаутамы с момента рождения до его превращения в Будду Шакьямуни.
Поздний период Юньганшику начинается с 494 года, когда столицу Северной Вэй перенесли из Датуна в Лоян. От этого времени до наших дней сохранилось 207 пещер. По сравнению с построенными ранее, они уже не столь грандиозны, поскольку большинство из них были возведены не государственным, а, так сказать, частным образом – на средства чиновников среднего и низшего рангов и народными обществами. А правители постепенно сокращали вложения в строительство пещер в Датуне. Еще одной их особенностью является то, что в поздних пещерах достаточно четко прослеживаются следы ханьского культурного влияния. Худощавые фигуры и лики статуй, их убранство, характерные для южных ханьцев того времени, символизируют процесс популяризации ханьской культуры в династии Северная Вэй.
Взаимопроникновение культур
Пещерные храмы, которые в момент возникновения и ранний период можно назвать абсолютным заимствованием в архитектуре, в процессе исторического слияния с китайской культурой постепенно обретали китайскую специфику.
Первые изменения появляются в изваяниях Юньганшику среднего периода. Будда с Запада уже одет как тогдашние ханьские чиновники. В чертах ранних статуй явственен облик иноземца: полноватое лицо, высокий нос и глубокие глаза. Поздние же статуи уже выглядят как китайцы. Это начало китаизации комплекса Юньганшику и даже всей пещерной архитектуры Северного Китая.
Появившийся в комплексе Юньганшику стиль резьбы китайских дворцов и китайские ниши широко применяются в дальнейшем строительстве пещерных храмов. В композиции и орнаменте поздних пещер более четко прослеживается китайский стиль, свидетельствующий об углублении китайского влияния на буддийское искусство.
Юньганшику можно назвать своеобразной летописью взаимного проникновения культур. Разнообразные стили буддийской скульптуры слились в единый ансамбль в комплексе Юньганшику. В этом смысле «Юньганская модель» считается своего рода переломным моментом в истории буддийского пещерно-храмового зодчества Китая, оказавшая определенное влияние на комплексы Могаоку в Дуньхуане и Лунмэньшику в Лояне.
Храмам в горах Учжоу более тысячи лет. Годы оставили на них неизгладимые следы. Многие изваяния изменились до неузнаваемости под воздействием дождей и ветров. Часто пещеры высекались в мягких породах скал и, конечно, разрушились от времени. После образования КНР правительство вложило немало сил в то, чтобы сохранить храмовый комплекс. В окружающем комплекс Юньганшику районе расположены угольные шахты. Чтобы уменьшить вредное влияние производства на памятник, государство ассигновало 260 млн. юаней на строительство объездной тридцатикилометровой дороги, которую проложили в полутора километрах от Юньганшику. А бывшее шоссе рядом с пещерами сделали пешеходной туристической дорогой.
Холодные камни ожили в свое время в человеческих руках. Задача современного общества – сохранить эту жизнь для потомков, чтобы очарование Юньганшику радовало не одно поколение людей.

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования