header left
header left mirrored

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА КРЫШЕ МИРА

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА КРЫШЕ МИРА
ЯН СЮЕЦИ


1 июля 2006 года в 11:05 первый пассажирский поезд отбыл из Голмуда (провинция Цинхай) в Лхасу – административный центр Тибетского автономного района.
Спящее веками Цинхай-Тибетское нагорье разбудил шум поезда, мчащегося по стальной трассе. Открытие движения по этой высокогорной железнодорожной магистрали, которую называют «небесной дорогой», обратило на себя широкое внимание мирового сообщества.
ДОРОГА К ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Поезд мчится по рельсам. За окном мелькают извивающиеся горные хребты и безбрежная Гоби. Снег на вершинах гор Куньлунь становится под сиянием солнца еще более белым; орлы парят в синем небе как его охранники; тибетские антилопы спокойно пасутся у моста через реку Циншуйхэ...
На трибуну для получения приза «За охрану окружающей среды Китая», высшей китайской награды в области экологии, поднялся Сунь Юнфу, заместитель министра железных дорог Китая, заместитель главы группы по руководству строительством Цинхай-Тибетской железной дороги (ЦТЖД) при центральном правительстве Китая.
С начала строительства ЦТЖД этот проект обращал на себя большое внимание и долго подвергался критике. Цинхай-Тибетское нагорье включено Всемирным фондом дикой природы в список районов, подлежащих охране. Окажет ли строительство железной дороги отрицательное влияние на заповедные места обитания диких животных, экологическую систему высокогорных озер и заболоченных земель, растительный покров нагорья и холодного пояса, среду высокогорной мерзлоты, а также на природные пейзажи вдоль железной дороги?
Сегодня ответы на эти вопросы уже получены.
«Экологическое строительство – это наш исторический долг, а не бремя», – заявил руководитель Главного управления строительства ЦТЖД Хуан Дифу. По его словам, в течение всего процесса строительства этой железной дороги – от планирования и проектирования до завершения прокладки – строители руководствовались принципом охраны окружающей среды. Впервые в Китае в истории возведения крупных объектов была применена система приоритета природоохранного контроля и поручено независимой стороне осуществлять наблюдение над работой по охране окружающей среды во всем процессе строительства.
Проект по строительству ЦТЖД послужил хорошим примером в охране окружающей среды среди крупнейших строительных проектов страны. Управление строительством ЦТЖД впервые в истории прокладки железных дорог Китая подписало документ о выполнении обязательств по охране экологической среды с правительствами провинции и автономного района, через которые проходит железная дорога; впервые построили проходы для перемещения диких животных; впервые в Китае успешно обложены дерном земли в высокогорном районе.
По сообщению Государственного ревизионного управления Китая, во время прокладки магистрали 1,54 млрд. юаней (4,6% от общего объема капиталовложений в проект) было выделено на цели охраны окружающей среды. Такого показателя не знала история строительства железных дорог как в Китае, так и в мире.
ДОРОГА К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПОДЪЕМУ ТИБЕТА
Килограмм куриных яиц в Пекине продается за 4,8 юаня (0,6 доллара США), а в пекинских супермаркетах «Уолл-март» одно яйцо тибетских куриц стоит 3 юаня (0,4 доллара), причем разбирают их сразу. Компания «Уолл-март» планировала подписать контракт о поставке яиц с одним из тибетских предприятий, но план не был реализован, главным образом из-за проблем с транспортировкой.
Благодаря нагорной экосистеме Тибет обладает многочисленными специфическими ресурсами и выпускает особенную местную продукцию. Например, район Янбацзин богат запасами каолина, который широко применяется в производстве фарфоровых изделий, бумаги и огнестойких материалов. Тибет также богат сырьем для изготовления лекарств тибетской медицины. Можно с уверенностью сказать, что после открытия движения по ЦТЖД эти потенциальные преимущества Тибета принесут хорошую прибыль.
До сдачи в эксплуатацию ЦТЖД грузооборот во всем автономном районе составлял лишь 109 тыс. тонн в год, а теперь ежегодный грузооборот, выполняемый поездами лишь в одном направлении, достигнет 5 млн. тонн. Раньше перевозка каждой тонны грузов из внутренних районов в Тибет стоила около 600 юаней, после открытия ЦТЖД расходы на нее снизятся до 200 юаней. Тарифы на пассажирские перевозки также снизятся на одну треть. Заместитель генерального директора Тибетской компании по развитию горной промышленности Лю Сяоцзян после подсчета предположил, что себестоимость перевозок в горной отрасли автономного района снизится также на одну треть.
Неудобное транспортное сообщение и плохо развитая рыночная инфраструктура приводили к тому, что в случае снежных бурь или засухи в зимне-весенние периоды погибало большое количество домашнего скота, в том числе яков – главной тягловой силы местного сельскохозяйственного производства, что, естественно, причиняло крестьянам и скотоводам большой ущерб. Улучшение транспортных и информационных условий повысит возможности местных жителей в борьбе со стихийными бедствиями. По предварительной оценке, это позволит увеличить годовые среднедушевые доходы крестьян и скотоводов более чем на сто юаней. Кроме того, из-за географической отдаленности цены на привозимые товары в Тибете выше, чем в других провинциях и автономных районах страны. В среднем, по сравнению с остальным Китаем, в Лхасе цены выше в два раза. Теперь, когда товары будут доставляться по железной дороге, стоимость снизится, что значительно повысит покупательную способность тибетских жителей.
Кроме того, после ввода в эксплуатацию ЦТЖД в районах, прилегающих к станциям железной дороги, ожидается быстрое экономическое развитие. Если раньше крестьяне жили лишь выращиванием пшеницы и голозерного ячменя, теперь перед ними открываются новые возможности зарабатывать деньги.
Начальник Управления контроля над фондовыми бумагами Тибета Ян Дайган считает, что ввод в эксплуатацию ЦТЖД будет способствовать подъему экономики Тибета в целом, и в частности, приоритетному развитию производства лекарств тибетской медицины, экологически чистых продуктов питания, туризма и горной промышленности.
ДОРОГА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА
Просчитав будущую коммерческую выгоду в Тибете, предприниматель из города Чэнду (провинция Сычуань) И Цзянь построил в Лхасе еще до открытия движения по ЦТЖД гостиницу на 90 номеров. Перед тем как вложить деньги в этот проект, он несколько раз приезжал в Лхасу для изучения ситуации на месте и убедился в своем предположении: после сдачи в эксплуатацию железной дороги поток туристов в Тибет будет быстро увеличиваться.
Без строительства дороги И Цзянь не стал бы и думать об открытии этой гостиницы – ведь поездка в Тибет всегда была очень дорогой. Один билет на самолет авиалинии Пекин – Лхаса даже со скидкой стоил более 4000 юаней. Для туристов групповая поездка в Тибет обходилась дороже, чем поездка за границу. Поэтому огромные туристические ресурсы Тибета пока оставались мало использованы.
Теперь на поезде за 48 часов можно проехать из Пекина до Лхасы, преодолев 4064 км. Билет в жестком вагоне стоит 389 юаней, а в купейном – около 1000 юаней. ЦТЖД проходит по прекрасным местам: озеро Цинхайху, горы Куньлунь, заповедник Кукушили и Северо-Тибетская степь. Даже сама поездка доставит массу замечательных впечатлений.
Раньше по суше в Тибет можно было добраться лишь по автодороге из Голмуда в провинции Цинхай. Теперь на поезде туристы могут доехать до Лхасы прямо из Пекина и других городов. Тем не менее, начальник Туристического управления Голмуда Ма Вэньцин считает, что железная дорога открывает для туристической отрасли Голмуда новые шансы для развития. Его доводы таковы: 10–15% туристов, которые едут в Тибет на поезде, могут делать остановку в Голмуде, чтобы пройти в этом современном городе период адаптации к условиям высокогорья.
Результаты исследований, проведенных совместно Тибетским отделением Академии общественных наук Китая (АОНК) и Институтом промышленной экономики при АОНК Китая показали, что после введения в эксплуатацию ЦТЖД поток туристов в Тибет будет расти ежегодно в среднем на 30%, и в 2010 году число людей, побывавших в Тибете, возможно, достигнет 5,28 млн. человек, а доходы от туризма – 5,8 млрд. юаней.
ДОРОГА К ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«Не беспокойтесь, я уже в поезде!» – с волнением говорит родным по мобильному телефону тибетский скотовод Тубтан Дамчоэ из уезда Нагчу. Это его первая поездка на поезде. Коса, обернутая вокруг головы, заплетена красным шнурком. «Ведь сегодня большой праздник», – объясняет он.
Раньше Тубтан Дамчоэ выезжал из степи на лошади или мотоцикле. Самое дальнее место, до которого он мог добраться, это Голмуд. Каждая поездка в город для покупки каких-то вещей и предметов ширпотреба отнимала у него более 10 дней. Он очень рад, что появилась железная дорога, теперь до города добраться гораздо быстрее. У Тубтана Дамчоэ 5 детей, старшему из них уже 27 лет. Теперь есть планы вместе с детьми выезжать на заработки или для занятия бизнесом.
Статистика показала, что в 2005 году Тибет посетили 1,8 млн. туристов, а число тибетцев, отправлявшихся в путешествие, не достигло и одной десятой числа гостей автономного района. Кроме того, у многих крестьян и скотоводов Тибета уровень жизни, производства и образования пока невысокий. Уровень урбанизации в Тибете составляет лишь 40% среднего общенационального уровня.
Пекинский профессор Чжоу Тяньюн полагает: после открытия ЦТЖД ожидается, с одной стороны, расширение связей Тибета с другими районами страны и внешним миром и, с другой, увеличение числа тибетцев, выезжающих из родных мест на заработки, торговать и в туристические поездки. Таким образом у них расширится кругозор и усилится стремление к дальнейшему обновлению своей жизни.
Введение в эксплуатацию ЦТЖД открыло городкам и поселкам Тибета, расположенным вдоль железной дороги, редкий случай для развития. Железная дорога соединит эти места, наделенные богатыми ресурсами и ярким местным колоритом, в золотое кольцо, которое и дальше будет стимулировать развитие северной части Тибета и Лхасы.
Правительства провинции Цинхай и Тибетского автономного района уже заявили готовность содействовать развитию городов и поселков Цинхай-Тибетского нагорья.

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования