header left
header left mirrored

Горы Суншань

Центральные священные горы Суншань (Song Shan)

 

Горы Суншань (嵩山) находятся на северо-западе города Дэнфэн(登封) в провинции Хэнань, на востоке соседствуя с Чжэнчжоу – столицей провинции, на западе – с древней столицей Лоян, на юге – с рекой Ин, и с Желтой рекой(Хуанхэ) – на севере. Они занимают территорию площадью 450 кв. км, простираясь более чем на 60 километров с востока на запад. Это одно из мест, где зародилась китайская цивилизация. В древние времена горы Суншань называли Вайфан (外方), Сунгао (嵩高) и Чунгао (崇高). Горы Суншань известны благодаря своему пленительному природному ландшафту. Они состоят из двух горных хребтов – Тайшишань (太室山) на востоке и Шаошишань (少室山) на западе; оба горных массива насчитывают по тридцать шесть пиков. Из семидесяти двух вершин в горах Суншань высочайшей является Пик Связь с Небом (连天峰), который находится в горном хребте Шаошишань – его высота 1512 метров. Горному массиву Суншань присуща комплексная топография. Там есть густые леса, волнообразные горные гребни, многочисленные пещеры, а также долины с глубокими водоемами и повсеместными водопадами. В горах Тайшишань крутые скалы похожи на прямую линию, соединенную прямо с небом, а плоская терраса обеспечивает открытый обзор местности.

Горы Суншань, являясь одним из древнейших хребтов в Китае, имеют многовековую историю и глубокие культурные корни. Они полны исторических мест и культурных реликвий, которые ассоциируются с многочисленными легендами. В горах Тайшишань насчитывают около четырехсот храмов, монастырей и школ, где учат гармонично соединять три различные философии – конфуцианство, буддизм и даосизм. Много знаменитых даосских монахов писали книги и читали лекции в Монастыре Центральных Гор Суншань (中岳庙). Среди них был и индийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции – Дхарма / 达摩), который однажды нашел приют в Шаолиньском монастыре. Известные мыслители и ученые Фань Чжунъянь (范仲淹) и Сыма Гуан (司马光) преподавали в Академии Сунъян. Признанные литературные деятели – такие, как каллиграф Янь Чжэньцин (颜真卿) и поэт Су Дунпо (苏东坡) – оставили будущим поколениям много знаменитых поэм, стихотворений и каллиграфических произведений.

Шаолиньский монастырь (少林寺)

Расположенный в густом лесу у подножия гор Шаошишань, в центре массива Суншань, Шаолиньский монастырь был построен в 495 г. императором по имени Сяовень, чтобы обеспечить жилье индийскому монаху Бодхидхарме. В этом месте зародились дзэн-буддизм и боевое искусство Шаолиня. Основные строения монастыря – жилой комплекс площадью, превышающей 30 тыс. кв. м. - место, где монахи выполняли свои буддийские функции. Вдоль центральной оси монастыря стоят несколько зданий, включающих храмовые ворота, Зал Небесного Короля (天王殿) и Зал Махавиры (大雄宝殿). Дополнительные помещения были построены по обе стороны от центральной оси, они включают Часовую Башню (钟楼), Барабанную Башню (鼓楼), Зал Шестого Предка (六祖殿) и Зал Манджушри (文殊殿). Шаолиньский монастырь широко известен благодаря своей древней и таинственной буддийской культуре. Бодхидхарма, ученик двадцать девятого поколения Сакьямуни-Будды, прошел через суровые трехлетние испытания перед тем, как прибыл сюда в 527 году и основал исключительно влиятельную школу Чань-буддизма (禅宗), истоком которой был махаяна-буддизм. (Позднее это учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век)  Поэтому буддисты всего мира иногда называют Шаолиньский монастырь «родовым храмом чань-буддизма». Его слава достигла расцвета при династии Тан (618-907 гг.) и завоевала репутацию «монастыря номер один под небесами».

Сегодня Шаолиньский монастырь известен не только благодаря своей древней и таинственной буддийской культуре, но также благодаря всемирно известному боевому искусству. Говорят, что «китайское военное искусство – лучшее в мире, а лучшее боевое искусство родилось в Шаолине». Шаолиньский монастырь породил Ушу (боевое искусство), которое после полутора тысячелетий совершенствования и развития стало культурным феноменом особого рода и признанной во всем мире аутентичной школой боевых искусств.

Академия Сунъян (嵩阳书院)

Академия Сунъян, изначально известная как Храм Сунъян, находится у подножия Тайшишань, на юге гор Суншань. Это знаменитое священное место, связанное с конфуцианством, и одна из четырех величайших древних академий в Китае. Остальные три – Академия Интянь (应天书院) в г. Хойчжоу, провинция Хэнань; Академия Юэлу (岳麓书院) в провинции Хунань и Академия Пещера Белого Оленя (白麓书院) в провинции Цзяньси. Академия Сунъян была основана в 484 году во время династии Северная Вэй и стала выдающейся школой при династии Северная Сун (960-1279 гг.). Здесь преподавали такие известные ученые, как Фан Чжунъянь, Чэн И, Чэн Хао и Сыма Гуан. Академия Сунъян была одним из мест, где зародилась идеалистическая философия династии Сун. Академия перестраивалась и расширялась во время династий Юань (1279-1368 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). Во время наивысшего расцвета Академии в ней училось несколько сот студентов, там находилось свыше тысячи книг.

Во время войны времен поздней династии Мин, Академия Сунъян была разрушена, а перестроили ее в 1674 году при династии Цин. Сохранившаяся архитектура основана на строительных принципах династии Цин, она сохраняет черты традиционного строительства. Основные постройки от центральных ворот до библиотеки сутр выровнены по центральной оси и разделены на пять дворов. Впереди находятся три зала Цзюаньпэн (卷棚大门) – эти залы от начала до конца представляют собой открытые галереи без дверей. За ними следует мемориальный зал предков (先圣殿), лекционный зал (讲堂), храм Конфуция (道统祠), и в самом конце находится библиотека. По обеим сторонам от центральной оси расположены: Храм Чэнчжу (程朱祠), Зал Лицзэ (丽泽堂) и Библиотека Босюэчжай (博学斋书舍). Вся архитектура Академии проста, элегантна, торжественна и отличается классическим стилем.

Астрономическая Обсерватория (观星台 )

Расположенная на севере горного массива Суншань, Обсерватория является старейшим сооружением своего рода из существующих в Китае. Всемирно известное здание астрономических наук, Обсерватория Суншань была построена между 1276 и 1279 гг. во времена династии Юань – около 730 лет назад. Все инструменты для астрономического наблюдения были изготовлены тогда же и хорошо сохранились. Это единственная уцелевшая из двадцати семи древних обсерваторий, построенных для проведения измерения географической широты. Беспрецедентная в Китае деятельность, известная как «измерение четырех морей»(四海测验), была проведена китайским астрономом по имени Го Шоуцзин (郭守敬) во времена династии Юань (1279-1368 гг.). В двух внутренних дворах обсерватории имеется семь сооружений, включающих переднюю защитную стену (Zhaobi - 照壁), передние ворота (Shan Men - 上门), вторые входные ворота (Chuihua Men - 垂花门), гномоническую платформу герцога Чжоу (Zhougong Ceying Tai - 周公测验太), основной зал (大殿), террасу наблюдения за звездами (Guanxing Tai - 观星台) и зал Чжунсы (Zhong Si Dian - 螽斯殿). Десятки астрономических измерительных инструментов были установлены для наблюдения за длиной теней, отбрасываемых солнцем, чтобы сделать выводы о делении года на сезоны. А регулярные движения солнца, луны и звезд использовались в качестве основы для создания календаря. Обсерватория отражает астрономические достижения Китая того времени, имевшие большую исследовательскую ценность и оказавшие огромное влияние на мировую историю астрономии и архитектуры.

***

Легенда о «Скале матери Ци»

Согласно легенде, Великий Юй (Da Yu) построил систему для контроля над наводнениями в горах Суншань. Когда отец завещал ему работу над этой системой, Великий Юй приложил все усилия и умственные способности, чтобы создать ирригационную и землечерпательную систему. После некоторых исследований он понял, что отведение воды в другие места будет более эффективно, чем строительство дамбы для удержания воды. Он решил проложить путь через горы Тайшишань. Он превратился в желтого медведя и работал день и ночь, чтобы закончить работу как можно раньше. Жена каждый день приносила ему еду. Они решили, что когда Великий Юй будет чувствовать голод, он начнет бить в барабан, чтобы дать сигнал жене. Но однажды упала одна скала и случайно ударила по барабану. Жена подумала, что время нести ему еду. Когда она подошла к горе, то вместо мужа увидела большого желтого медведя. Беременная жена Великого Юй пришла в ужас и убежала. Во время бега она начала превращаться в большую скалу. Великий Ю закричал ей: «Мой сын!», и из скалы появился ребенок. Позже он стал Ся Ци, вторым правителем династии Ся. Скала же, в которую превратилась его мать, получила название «Скала матери Ци». 


  Ссылки

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования