header left
header left mirrored

Горы Утайшань

ГОРЫ УТАЙШАНЬ (五台山)

 

Горы Утайшань являются одними из четырёх священных буддийских гор Китая. 

Расположенные на лёссовом плато реки Циншуй (清水河) в городском округе Синьчжоу(忻州市) в северо-восточной части провинции Шаньси, горы Утайшань занимают территорию площадью 2387 кв. км; их верхняя точка находится на высоте 3058 м над уровнем моря. Это самые высокие горы на Северо-Китайской равнине, они известны как «Крыша Северо-Китайской равнины». Горы Утайшань окружены пятью плосковерхими пиками без деревьев, которые в древние времена напоминали людям «террасы, построенные из почвы». Географически в пределах гор Ушайтань на восточной террасе расположен пик Морской Вид (Wanghai Feng - 望海峰), на западной террасе – вершина Висящая Луна (Guayue Feng - 挂月峰), на южной – пик Великолепие (Jinxiu Feng- 锦绣峰), на северной террасе – пик Пышная Листва (Yedou Feng - 叶斗峰), а на центральной террасе – вершина Зеленые Скалы (Cuiyan Feng - 翠岩峰). Отсюда название гор – Утайшань, что означает «Горы Пяти Террас». Они также известны как Горы Бога, потому что на них всегда «лед и снег, а летом нет жары», как описано в «Легендах Прохладных Гор», книге времен династии Тан. Красота вздымающихся и опадающих хребтов, текущие ручьи и пышная зелень – все это делает ландшафт гор Утайшань весьма впечатляющим.

В эту живописную красоту органично вплетены экстравагантные храмы, залы и павильоны, глубоко связанные с буддийской культурой. Первый буддийский храм – Черный Орел (Lingjiu - 灵鹫) был построен двумя индийскими престарелыми монахами по имени Касьяпаматанга и Дхармаратна между 58 и 75 годами, во время династии Восточная Хань. С тех пор за более чем тысячелетний период по всей территории гор Утайшань «проросли» сотни храмов. Они строились во времена правления династий Северная Вэй, Северная Ци, Суй, Тан и Поздняя Цин. В этих прекрасных, величественных храмах когда-то проживало более десяти тысяч буддийских монахов, делая горы Утайшань одним из самых влиятельных священных мест буддисткой культуры в Китае. Сегодня существует сорок семь буддийских построек, включающих храмы Сяньтун (显通寺), Тайюань (塔院寺), Лохоу (罗喉寺), павильон Десять Тысяч Будд (Wanfo Ge - 万佛阁) и храм Вершины Бодхисаттвы (Pusa Ding - 菩萨顶​). Все они словно звезды, которыми усеян чарующий ландшафт горных кряжей и ущелий. Великолепные здания, изысканные статуи, утонченные картины и другие драгоценные культурные реликвии внутри них являются неотъемлемой частью китайской сокровищницы древней архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства.

ДЕРЕВНЯ ТАЙХУАЙ (台怀镇)

Деревня Тайхуай – это маленький горный поселок, окруженный пятью высокими вершинами и красивым пейзажем гор Утайшань.

Здесь везде можно увидеть древние постройки: храмы, пагоды, павильоны и мемориальные ворота. Это центр экономической жизни и буддистской деятельности в горах Утайшань. Здание, которое больше всего притягивает внимание людей – белая пагода в тибетском стиле, расположенная в центре храмового комплекса Тайюань. Целиком выкрашенная в белый цвет, она имеет шестьдесят метров в высоту и построена в форме старинной китайской вазы. На ее карнизах висят двести пятьдесят два колокольчика. Говорят, что под пагодой спрятана святая реликвия Сакьямуни-Будды, что привлекает сюда множество буддистских паломников. Это способствует тому, что буддизм в данной местности становится все сильнее и влиятельнее. Храмы и пагоды в деревне составляют почти половину всех храмовых построек в горах Утайшань.

Храм Вершины Бодхисаттвы (Pusa Ding) (菩萨顶)

Храм Вершины Бодхисаттвы (Pusa Ding) находится на севере деревни Тайхуай.

Согласно легенде, на вершине жил и проповедовал бодхисаттва Манджушри, отсюда и название храма. Вершина также известна под названием «Духовный Черный Орел» (Lingjiu Feng), благодаря ее географическому положению, схожему с пиком Черный Орел. Сакьямуни-Будда описывал ее в городе Раджгир, расположенном к северо-востоку от Королевства Магадха. Первоначально храм был сооружен во времена правления династии Северная Вэй (368-534 гг.). Он был перестроен и расширен в 1644 году, при династии Цин. Это грандиозное культовое сооружение считается лучшим из всех храмов в горах Утайшань. Дорожка со ста восьмью каменными ступенями ведет к вершине, будто лестница в небо, берущая начало от храмов, что расположены внизу. Говорят, что сто восемь каменных ступеней символизируют сто восемь забот человечества, и нужно преодолевать их шаг за шагом (одна проблема – одна ступенька), чтобы познать истинное могущество Будды.

 ХРАМ СЯНЬТУН (Xiantong) (显通寺) 

 

         Храм Сяньтун находится в северной части деревни Тайхуай, это одно из пяти дзэнских мест в горах Утайшань и второй буддийский храм в Китае после храма Белая Лошадь (Baima Si).

Пройдя через ряд строительных работ во времена династии Северная Вэй, Тан, Мин и Цин, он стал самым крупным храмом в горах Утайшань. Внутри комплекса все здания очень хорошо сохранились благодаря упорядоченному расположению залов и вспомогательных комнат вдоль центральной оси, ориентированной с севера на юг. Самыми величественными и уникальными являются семь уровней залов на этой оси; один зал полностью отлит из бронзы. Пять бронзовых пагод расположены в соответствии с пятью направлениями перед бронзовым залом, в центре которого находится статуя сидящего Бодхисаттвы. На четырех внутренних стенах вставлены в ниши десять тысяч миниатюрных статуй Будды. Снаружи стены представляют изображения ландшафта, птиц и зверей. Сохранившиеся постройки считаются мировым достоянием благодаря своему элегантному стилю, гениальной архитектуре и изысканному интерьеру.

***

История гор Утайшань

Согласно легенде, горы Утайшань в древности называли «Горы Пяти Вершин» (Wufeng Shan - 五峰山). В то время погода была чрезвычайно суровая, целый год стояло лето с необыкновенной жарой. Проповедуя и преподавая философию буддизма в этой местности, бодхисаттва Манджушри (文殊菩萨) - по-китайски будда Вэньшу - очень сочувствовал страданиям здешних людей. Он оделся как монах нищенствующего ордена и прошел десять тысяч миль, чтобы в Восточном море просить помощи у Короля Драконов. Перед дворцом Короля он увидел большой зеленый камень, который умел вызывать прохладный бриз. Он оказался драгоценным камнем Короля Драконов(东海龙王的歇龙宝石). Манджушри ухитрился принести его с собой в горы Утайшань. Как только камень поместили на одной из равнин, вся территория превратилась в естественное прохладное пастбище с зеленой травой и прозрачной водой. Позже люди назвали долину «прохладной» и выстроили храм специально для зеленого прохладного камня. С тех пор Утайшань стали известны как «прохладные горы». Услышав об этом, Император Вэнь из династии Суй издал декрет о строительстве храма на каждой из пяти вершин, чтобы прославить бодхисаттву Манджушри: «Умнейший Манджушри» (Congming Wenshu - 聪明文殊) – на восточной вершине, «Манджушри – Рычащий Лев» (Shizihou Wenshu - 狮子吼文殊) – на западной, «Мудрый Манджушри» (Zhihui Wenshu - 智慧文殊) – на южной, «Чистейший Манджушри» (Wugou Wenshu - 无垢文殊) – на северной вершине, и «Непорочный Манджушри» (Rutong Wenshu - 孺童文殊​) – на центральном пике. Тогда бодхисаттва Манджушри смог наблюдать восход солнца на восточной вершине, яркую луну – на западной, горные цветы – на южной, и снег – на северной вершине.

Четыре чуда храма Свет Будды 

В храме Свет Будды (佛光寺) есть четыре чуда: деревянные постройки времен династии Тан, глиняные статуи, настенные изображения и каллиграфия.

Деревянные постройки времен династии Тан (唐木构)

Великий Восточный Зал в храме представляет оригинал и модель деревянных построек времен династии Тан: они просты, элегантны и величественны. Эти постройки отличаются великим разнообразием искусно сделанных орнаментов и строительных компонентов. Это одна из существующих сегодня китайских архитектурных структур, которыми пользовались на протяжении самого длинного отрезка времени в истории.

Глиняные статуи (泥塑)

Великий Восточный Зал имеет более тридцати цветных скульптур времен династии Тан и двести девяносто шесть архатов того же периода. Они демонстрируют чрезвычайно искусную работу и имеют высокую художественную ценность.

Настенные изображения (壁画)

В настенных нишах Великого Восточного зала есть четырнадцать изображений времен династии Тан. Они представляют различные состояния Будды и демонстрируют доброжелательство, милосердие и преданность. Все они сохранили оригинальный стиль картин эпохи Тан.

Каллиграфия(墨迹)

В Великом Восточном зале можно увидеть дюжину образцов древних каллиграфических стилей, существовавших во времена династии Тан, Цзин, Мин и Цин. Все они обладают очень высокой исследовательской ценностью.   


Ссылки

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования