header left
header left mirrored

Город Шанхай (Shanhai)

Шанхай – деловой центр материкового Китая и крупнейший порт.   Он привлекает прямых иностранных инвестиций больше, чем любой другой город мира.   Ведущими отраслями являются банковское дело, информационные технологии, автомобилестроение и нефтехимическая промышленность.

Шанхай в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 6340   31
Численность (миллионов человек) 16,3 0,7 25
ВВП (миллиардов юаней) 540,9 9,2 8
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 40646 17,7 1
Средняя зарплата (юаней) 23959 10 2
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 203,5 9,3 8
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 47,3 25,7 2
- видео и CD проигрывателей 57,8 3,2 10
- мобильных телефонов 80,1 61,4 6
Индекс потребительских цен (%) 0,5   2
Экспорт (миллиардов USD) 31,01 15,4 4
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 19,16 20 3
Импорт (миллиардов USD) 41,24 21,9 2
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 25,86 24,1 2
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 20963 15,4 3
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 4272 -0,4 4

Город центрального подчинения Шанхай с населением в 16 млн. человек – промышленный, торговый и финансовый центр Китая.   Город-космополит, задающий тон и в моде, и в бизнесе. Несмотря на то, что Шанхай довольно медленно становился открытым для экономических реформ, он никогда не терял своего исключительного статуса.   Прямых иностранных инвестиций он получает больше, чем любой другой город в мире.  Самыми крупными работодателями являются частные компании, число которых в городе превышает 230 тыс.  Они обеспечивают занятость более 28% трудоспособного населения.

Расположенный в устье Янцзы Шанхай – крупнейший речной порт Китая.  В 2001 году здесь проходил очередной форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, и многие ведущие мировые корпорации, посетившие его, вернулись сюда с новыми проектами. В 2010 году Шанхай станет первым городом из развивающейся страны, который будет принимать Всемирную выставку World Expo. Организация подобного мероприятия обойдется в 25 млрд. юаней, его посетят 5 млн. человек.

До Второй мировой войны Шанхай был одним из самых открытых городов в мире. Сюда стремились европейские евреи, потому что для въезда им не требовалось ни виз, ни документов, подтверждающих платежеспособность. Еще раньше город был настоящей меккой для искателей приключений из Англии, Германии, Франции, России и других стран. Присущая Шанхаю восприимчивость к иностранным идеям и культуре сделала его довольно космополитичным. Даже сегодня живущие в Китае иностранцы чувствуют себя наиболее комфортно именно в Шанхае. В городе их насчитывается более 300 тыс.

По официальной статистике, только 8 человек заболело и 2 умерло в Шанхае в результате вспышки эпидемии атипичной пневмонии в начале 2003 года. Небольшое количество заразившихся частично обусловлено ограничениями на въезд и выезд. Эпидемия, однако, нанесла определенный ущерб экономическому развитию города. Многие предприятия, работающие в сфере туризма, транспорта, в ресторанном бизнесе, были закрыты или на время приостановили свою деятельность, что вызвало рост безработицы. Многие популярные гостиницы были заполнены всего на 10%. Официальные источники сообщают, что в июне 2003 года в Шанхае было зарегистрировано 294 тыс. безработных, но эти данные не отражают безработицу среди сельских жителей и среди работников, уволенных с государственных предприятий.

За первую половину 2003 года в городскую недвижимость было инвестировано 41,7 млрд. юаней. Доля этого сектора в общем объеме ВВП города за этот период составила 6,4%. Рынок недвижимости попал под пристальный контроль после того, как несколько местных жителей затеяли громкий судебный процесс против крупного магната, занимающегося недвижимостью, Чжоу Чжэни (Zhou Zhengyi), которого журнал Forbes поставил на 11 место среди самых богатых людей Китая. Чжоу Чжэни обвиняют в том, что он в сговоре с правительственными чиновниками выселил людей с дорогостоящей земли, не заплатив им соответствующей компенсации. Сделки с землей в Шанхае часто становились в прошлом предметом взяток и мошенничества, этим в частности объясняется отсутствие крупных международных риэлтерских компаний на местном рынке недвижимости.

Бум на рынке недвижимости

Застой на городском рынке недвижимости, вызванный чрезмерной застройкой в начале и середине 90х годов 20 века, сейчас преодолен, и этот сектор экономики переживает подъем. К июлю 2003 года площадь жилых кварталов, которые не удалось заселить быстрее, чем за год после постройки, немногим превышала 1 млн. кв. метров, что на 21% меньше, чем в начале года. Согласно официально публикуемому индексу цен на недвижимость, стоимость жилья за год вырастет на 30%. Такой стремительный рост цен не может не вызывать опасений. Ожидается, что увеличившийся приток иностранных инвестиций подхлестнет спрос на офисные помещения.

В конце 2003 года мэрия начала готовить законопроекты, направленные на ограничение строительства небоскребов. Из-за безудержной застройки и усиленного выкачивания подземных вод увеличивается риск оседания грунта. В Шанхае более трех тысяч зданий в 18 этажей и выше, большинство из них построено в последнее десятилетие. Как сообщают, почва в городе оседает на 2 см в год.

В Шанхае раньше располагалась штаб-квартира банковской корпорации Hongkong and Shanghai Banking Corporation (HSBC). Крупнейшая в мире американская страховая корпорация AIG была основана в этом городе. В 1921 году здесь зародилась Коммунистическая партия Китая, а 70 лет спустя Шанхай был выбран местом, где была открыта первая фондовая биржа, контролируемая коммунистами.Будучи самым динамично развивающимся деловым центром страны, город наиболее сильно пострадал от прихода коммунистов к власти в 1949 году. Многие ведущие предприниматели Шанхая эмигрировали в Гонконг и способствовали превращению британской колонии в крупнейший торговый и промышленный центр. Своего политического влияния Шанхай никогда не терял, да и предпринимательский дух города во время правления коммунистов не был полностью уничтожен, а лишь пребывал в спячке. Шанхай всегда был очень важным городом, и центральное правительство не могло позволить себе экспериментировать здесь с экономическими реформами. В результате этого в 80е годы 20го века Шанхай отставал в экономическом развитии от прежде преимущественно сельскохозяйственной провинции Гуандун и ее специальных экономических зон.

Только в начале 1990х годов Пекин решил охватить реформами всю страну и открыть Шанхай для иностранных инвестиций. Сконцентрировав усилия на этом старом промышленном городе, центральное правительство стремилось не только вдохнуть в него новую жизнь, но и направить инвестиции вглубь страны, в другие провинции, расположенные вдоль берегов Янцзы.

Шанхай иногда называют ?головой дракона? из-за его расположения в устье реки Янцзы. Правительство сейчас вкладывает огромные средства в развитие инфраструктуры территорий, прилагающих к реке. В первую очередь речь идет о строительстве плотины Three Gorges Dam?в провинции Хубэй. Плотина поможет решить серьезные проблемы с нехваткой электроэнергии, с которыми Шанхай столкнулся в последние несколько лет. Жарким летом 2003 года предприятия города 5 раз были вынуждены приостанавливать производство, когда потребление энергии достигало пика. Более 2 тыс. заводов, включая Shanghai Volkswagen и Shanghai General Motors, испытывали перебои в электроснабжении. В сентябре 2003 года правительство города заявило, что выделит в течение ближайших 2 лет 12 млрд. юаней для борьбы с энергетическим кризисом.

ВВП города составил 441 млрд. юаней за первые 9 месяцев 2003 года (годовой прирост в 11,8 %). Оборот внешней торговли увеличился на 46 % за тот же период, выйдя на уровень 144,6 млрд. USD. По сравнению с 2002 годом импорт вырос на 46 % до 63,5 млрд. USD, а экспорт – на 37%, достигнув объема в 81,1 млрд. USD.

Рост цен

Шанхай – богатейший город Китая, но и один из самых дорогих. Обзор, проведенный Mercer Human Resource Consulting в 2003 году, поставил Шанхай на 11 место в мире с точки зрения дороговизны жизни. Многие международные корпорации переносят свой бизнес в другие провинции, где цены не так высоки. К примеру, крупнейший производитель товаров народного потребления англо-голландский концерн Unilever перенес почти все свои производственные линии из Шанхая в город Хэфэй близлежащей провинции Аньхой, ссылаясь на значительно более низкую стоимость земли и рабочей силы. В промышленных парках соседних провинций Цзянсу и Чжэцзян цены тоже намного ниже. По уровню заработной платы Шанхай стоит на втором месте среди городов континентального Китая. Рост зарплат обусловлен стремительными темпами экономического развития за последние 11 лет и увеличившимся числом транснациональных корпораций в городе.

Шанхай стал первым открывать для иностранных инвесторов те отрасли китайской экономики, которые оставались для них не доступными, например, финансы и торговля. На берегу реки Хуанпу (Huangpu) напротив более старого делового квартала Пуси (Puxi) находится район Пудун. Огромные инвестиции были направлены на создание в Пудуне финансовых и торговых зон, благодаря которым Шанхай вернул себе статус крупнейшего делового центра.

Столпы бизнеса довоенной эпохи, включая AIG и HSBC, вернулись в Шанхай. Сейчас в городе базируются представительства более 50 иностранных банков и 46 страховых компаний. В 2002 году Citibank, Standard Chartered, HSBC и другие зарубежные банки получили лицензии на право осуществлять обслуживание местного населения в иностранной валюте. Им впервые было позволено выйти на рынок розничных банковских услуг.

В 1992 году французский банк BNP Paribas и Industrial and Commercial Bank of China создали совместное банковское предприятие Industrial Bank of Paris and Shanghai. В ноябре 2003 года BNP Paribas вдобавок к своим 50% акций этого предприятия выкупил оставшиеся 50%. Таким образом, Industrial Bank of Paris and Shanghai стал первым китайским банком, полностью принадлежащим иностранному владельцу. Он продолжит деятельность под именем BNBP Paribas (China).

Шанхайские банки стали активнее выдавать частным лицам кредиты на открытие нового бизнеса. Лидером в этой области стало Шанхайское отделение Банка Китая (Bank of China), одного из четырех крупнейших государственных коммерческих банков в стране. Через это отделение за период до мая 2003 года было выдано подобных кредитов на общую сумму 200 млн. юаней, что составило рост в 107%. Банк добился этих показателей за счет предоставления льготных условий и упрощенной процедуре оформления заявок на кредит. В течение длительного времени малому бизнесу в Китае приходилось не легко из-за отсутствия поддержки со стороны банков в выделении кредитов на покупку или аренду офисных помещений.

В Шанхае и в Шэньчжэне находятся 2 фондовые биржи Китая. В июле 2003 года корпорация UBS первой среди иностранных финансовых учреждений получила право выйти на китайский рынок акций класса ?А?, ранее открытый только для местных инвесторов. Это произошло в рамках специальной программы, направленной на то, чтобы привлечь средства и знания зарубежных инвесторов на китайский рынок ценных бумаг.

Примерно треть населения Шанхая владеет акциями, и на Шанхайской фондовой бирже открыли свои представительства такие известные брокерские фирмы как Nomura и Merrill Lynch. Но если смотреть глобально, оборот местного фондового рынка все еще слишком мал по сравнению с Лондоном, Нью-Йорком или Токио. Китайский рынок акций отличается непостоянством, недостаточной прозрачностью и несовершенным законодательством.

В городе было основано несколько товарных бирж, где торгуют углем, металлом, нефтью, нефтехимической продукцией, зерном, автомобилями и строительными материалами. За первые 8 месяцев 2003 года через Шанхайскую фьючерсную биржу, специализирующуюся на меди, алюминии и каучуке, было осуществлено операций на сумму 561 млрд. юаней, что составило 61% всех фьючерсных сделок в стране.

В 2000 году в Шанхае была создана Алмазная биржа. Компания China National Arts and Crafts Import and Export Corporation совместно с Shanghai Lujiazui Group и с рядом зарубежных фирм, занятых в алмазном бизнесе, основали 2 района в Сюйцзяхуэй (Xujiahui) и в Луцзяцзуй (Lujiazui), где сосредоточены предприятия по обработке алмазов.

В Китае было учреждено несколько ?закрытых? взаимных инвестиционных фондов с целью поощрения активности инвестиционных учреждений. В 2001 году был создан первый ?открытый? взаимный фонд. Зарождающийся рынок паевых фондов сможет привлечь больше иностранных инвестиционных компаний и заставить их открывать свои региональные представительства в Шанхае.

Межбанковский валютный рынок

Китайский межбанковский валютный рынок, офис которого находится в Шанхае, играет все более значительную роль, особенно после того, как с 1996 года юань сталь частично конвертируемой валютой по текущим операциям. Общий объем сделок в иностранной валюте на межбанковском рынке достиг рекордной суммы в 59 млрд. USD за первое полугодие 2003 года. Кроме того, нескольким специально отобранным иностранным банкам, расположенным в Пудуне, было позволено совершать операции с местной валютой при условии, что размеры офисов этих банков будут не менее 1000 кв. м.

Премиальные доходы страховых компаний за первые семь месяцев 2003 года составили 18,4 млрд. юаней, что на 30% больше, чем за тот же период 2002 года. По данным китайского правительства на апрель 2003 года в Шанхае работало более 50 местных и иностранных страховых компаний, и еще 46 компаний открыли здесь свои представительства. Это такие фирмы как AIG, Tokio Fire and Marine, Manulife, Allianz, Winterhur, AXA. Компания AIG уже смогла занять 5% рынка услуг по страхованию жизни.

Страховые фирмы Японии особенно заинтересованы в Китае, так как японский рынок уже насыщен, и возможностей для роста у них нет. Самое крупное страховое общество Японии Nippon Life, специализирующееся на страховании жизни, основало совместное предприятие с государственной компанией SVA (Group), производящей электронику. Предприятие, в котором каждому из партнеров принадлежит по 50%, имеет уставной капитал в 300 млн. юаней. В сентябре 2003 года оно получило лицензию предоставлять услуги в области страхования на дожитие и страхования жизни.

В сентябре 2003 года голландский банк ABN AMRO получил разрешение приобрести 33% акций шанхайской компании Xiangcai Hefeng Fund Management, которая таким образом стала первой в Китае компанией по управлению фондами, частично принадлежащей иностранному инвестору. Xiangcai Hefeng – отделение по управлению активами крупнейшей в Китае маклерской фирмы Xiangcai Securities (седьмой по величине в стране).

Шанхай – один из самых оживленных речных портов материковой части Китая. За первое полугодие 2003 года его пропуская способность составила 5,2 млн. 20-футовых контейнеров, это на 36% лучше показателей того же периода 2002 года. За весь 2003 год количество принятых контейнеров должно достигнуть 11 млн., что позволит Шанхаю стать третьим крупнейшим портом в мире.

Была создана специальная группа, курирующая строительство гигантского комплекса глубоководных причалов. На отвоеванных у моря землях ниже устья Янцзы будут построены новые причалы на 50 судов. В настоящее время это самый крупный строительный проект в Шанхае, на его выполнение отведено 20 лет, и он позволит увеличить объемы перевалки контейнеров шанхайского порта в 3 раза, окончательно закрепив его статус супер-порта.

Проектом также предусмотрено строительство к 2020 году 25 контейнерных причалов на островах Яншань (Yangshan), административно относящихся к провинции Чжэцзян. Финансировать сооружение глубоководного комплекса будет консорциум из 10 китайских банков, который вложит в него в общей сложности 18 млрд. USD. В проект еще входит возведение 27-километрового моста и пешеходной дамбы к материковой части города, а также строительство жилых кварталов около Яншань, где смогут поселиться 500 тыс. человек. Эта часть работ потребует инвестиций в 100 млрд. юаней.

В августе 2003 года был дан зеленый свет строительству судоверфи, которая станет самой большой в мире. Она расположится вдоль 8-километровой береговой линии острова Чансин (Changxing) и обойдется в 3,6 млрд. USD. Благодаря этой верфи к 2015 году China State Shipbuilding Corp станет крупнейшей мировой судостроительной корпорацией. У China State Shipbuilding Corp есть сейчас 2 больших судостроительных завода в пригороде Шанхая, и корпорация намерена перенести все производство оттуда на новую верфь, где она сможет строить суда общим дедвейтом 12 млн. тонн. Строительство, завершить которое планируется за 10 лет, должно было начаться в конце 2003 года.

Территория Пудуна будет расширена за счет острова Чунмин (Chongming), расположенного в устье реки Янцзы. В настоящее время экономика острова, основу которой составляет традиционное сельское хозяйство, сильно отстает в развитии от самого города. В феврале 2003 года городской совет согласился выделить 12,2 млрд. юаней на сооружение тоннеля и моста, которые свяжут остров с Пудуном. Сначала будет проложен туннель протяженностью 8,5 км, который соединит Пудун с небольшим островком Чансин, а оттуда до Чунмина будет сооружен мост длиной 9,5 км. Власти надеются превратить остров в туристический центр, объявив в марте 2003 года, что там будет создан заповедник. В течение ближайших семи лет планируется инвестировать около 3 млрд. юаней в сохранение заболоченных земель острова, являющихся средой обитания для миллионов перелетных птиц.

Трубопровод природного газа Синьцзян (Xinjiang) – Шанхай протяженностью 4200 км является главным элементом кампании по более широкому применению газа. Начиная с января 2005 года, в Шанхай по трубопроводу будет ежегодно транспортироваться 20 млрд. кубометров природного газа от месторождения Tarim около города Синьцзян. Ожидается, что со вступлением газопровода в строй, воздух в мегаполисе значительно улучшится за счет сокращения использования топлива, загрязняющего атмосферу.

В ближайшее десятилетие Шанхай планирует потратить 3 млрд. юаней на развитие сети газоснабжения. С компаниями Dutch/Shell и BP ведутся переговоры с целью привлечения их к инвестированию. Первая стадия проекта будет завершена к 2004 году, она предусматривает строительство магистрали и двух терминалов и обеспечит доставку природного газа с месторождений Восточно-Китайского моря и из газопровода Синьцзян. К 2005 году потребление природного газа в Шанхае должно составить 3 млрд. кубометров в год.

Шанхай занимает первое место в Китае по производству интегральных схем и легковых автомобилей, и второе место по выпуску других автотранспортных средств, а также стали и пластмассы. В 2002 году 36% всех автомобилей в стране было сделано в Шанхае. Город также входит в пятерку крупнейших национальных производителей кондиционеров воздуха, сталелитейной продукции, химического волокна, станков и чугуна. В ближайшие годы в городе планируется создать пять новых производственных комплексов для электронной индустрии, автомобилестроения, нефтехимии, а также для производства энергетического оборудования и стального проката.

За последние три года Холдинг легкой промышленности Шанхая, принадлежащий муниципальному правительству, закрыл или приватизировал 200 государственных предприятий, занятых в сфере легкой промышленности, а также закрыл или приватизировал 1000 из 1200 заводов этой отрасли. Было сокращено более 140 тыс. работников. Деньги, полученные от продажи предприятий, будут вложены в новые, предположительно более выгодные проекты. Подобным образом было продано множество мелких компаний по всему Китаю. Местные власти воплощают в жизнь решение центрального правительства оставить в руках государства только несколько сотен крупных предприятий.

Профессиональная переподготовка

Во всех отраслях промышленности сокращение численности персонала рассматривается как основное средство повышения производительности труда, даже если это создает необходимость последующей переподготовки кадров. В Шанхае начала реализовываться грандиозная программа профессиональной переориентации работников, уволенных в результате реструктуризации государственных предприятий.

Иностранные компании продолжают рассматривать Шанхай как самый привлекательный объект для инвестиций в Китае, и со времени вступления страны в ВТО поток инвестиций в город только растет. За первое полугодие 2003 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику города вырос на 60% по сравнению с предыдущим годом и превысил 6 млрд. USD. За первые 10 месяцев года было одобрено 3700 инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и было заключено инвестиционных контрактов на сумму 9,7 млрд. USD (годовой прирост в 26%). Шанхай получает также значительный объем внутренних инвестиций. В 2002 году другие регионы Китая вложили в экономику Шанхая более 50 млрд. юаней, что на 85% больше, чем в 2001 году.

Шанхай поощряет участие иностранных инвесторов в модернизации и в управлении Зонами промышленного развития города. Большинство этих зон было создано в 80е и 90е года и сейчас требует реконструкции. Бондовый район Вайгаоцяо (Waigaoqiao) смог привлечь иностранных инвестиций в размере примерно 7 млрд. USD с момента своего основания в 1990 году. Сектор информационных технологий занимает около 60% в общем объеме промышленного производства этого района. Здесь представлено 45 из 500 крупнейших мировых корпораций, включая GM, Lucent, Mitsubishi, Shell.

Много иностранцев работает на различных совместных предприятиях, основанных крупнейшей государственной автомобилестроительной корпорацией Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Например, на 2х заводах, созданных совместно с General Motors и с Volkswagen. Во втором квартале 2003 года прибыль SAIC выросла на 115 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года до уровня 653 млн. юаней. Общий доход составил 1,9 млрд. юаней (рост в 66%).

Shanghai Volkswagen – одно из самых успешных совместных предприятий в стране. В 2002 году оно стало первым китайским автомобилестроителем, выпустившим 2 млн. машин. В июле 2003 года партнеры, каждому из которых принадлежит по 50% акций, договорились вложить в предприятие 3,4 млрд. USD в течение ближайших 5 лет. Эти огромные инвестиции должны к 2008 году увеличить производственную мощность Shanghai Volkswagen до 700 тыс. автомобилей в год. Стороны решили продлить срок действия договора о сотрудничестве до 2030 года и собираются создавать в Шанхае новый завод по производству двигателей, который потребует дополнительных инвестиций в 278 млн. USD. Первоначально этот завод будет выпускать 180 тыс. двигателей в год.

Чтобы сохранить свое лидирующее положение на рынке, Shanghai Volkswagen развивает сеть сервисных центров и ремонтных мастерских по всей стране. Также предполагается вложить 1,5 млрд. юаней в строительство технического центра и испытательного полигона. Компания рассматривает расширение как единственный способ противостоять увеличившейся конкуренции. В мае 2003 года она впервые вышла на экспортный рынок легковых автомобилей и поставила 10 пассатов на Филиппины. Всего до конца года планировалось продать на экспорт 1000 машин.

Помимо 50% в совместном предприятии с Volkswagen, корпорации SAIC принадлежат 20% акций Shanghai General Motors. Это самое крупное совместное предприятие между Китаем и США. Завод, оценивающийся в 1,5 млрд. USD, производит седаны Buick и семейные автомобили Sail. В июле 2003 года компания заявила, что инвестирует 2 млрд. юаней в расширение производственных мощностей, чтобы увеличить годовой выпуск машин до 400 тыс. к 2007 году, по сравнению с 110 тыс. в 2002 году.

Завод по производству автобусов

Еще одним проектом с участием SAIC является создание совместного предприятия с Volvo, которое станет крупнейшим в Китае заводом, производящим автобусы. Каждому из партнеров будет принадлежать по 50%. Shanghai Sunwin Bus Corp потребует инвестиций в размере 97 млн. USD.

В 2001 году в Шанхае началось строительство ?международного автомобильного города?, Зоны экономического развития, созданной для привлечения ведущих мировых производителей и автодилеров. Это будет самый большой в Азии центр по продаже и обслуживанию автомобилей, завершить который планируется к 2006 году. Располагаться он будет в городском районе Аньтин (Anting), недалеко от завода Shanghai Volkswagen.

К услугам ведущих автостроителей в Шанхае представлено множество производителей комплектующих. Например, Magneti Marelli, дочерняя компания концерна Fiat, открыла завод по выпуску автомобильной электроники, целью которого является ускорить разработки в области электронных инжекторов. Компания также занимается системами контроля двигателя автомобиля и системами впрыска топлива.

Компания Baoshan Iron and Steel подписала контракт на сумму 243 млн. юаней с крупнейшим мировым производителем стали корпорацией Arcelor (Люксембург) о создании совместного предприятия. Около Шанхая планируется построить первый в Китае завод, который будет изготавливать сваренные лазером детали кузова для местной автопромышленности. Пуск в эксплуатацию намечен на 2004 год, годовая производительность составит 2 млн. штук. Корпорации Arcelor будет принадлежать 25% акций этого завода. Компания Baoshan также собирается учредить совместное предприятие с японским концерном Nippon Steel по производству тонколистовой стали. Этот проект потребует инвестиций в размере 3,5 млрд. юаней.

Производство стали увеличивается в 4 раза

Завод по производству нержавеющей стали – еще одно совместное предприятие, в котором задействована компания Baoshan, на этот раз с немецким концерном Thyssen Krupp. Предусмотрены инвестиции в размере 180 млн. USD с целью четырехкратного увеличения годового объема выпускаемой продукции до 270 тыс. тонн к концу 2004 года. В общей сложности партнеры собираются потратить 1,4 млрд. USD на расширение своего бизнеса. Планируется также построить установку по преобразованию стали в горячекатаную нержавеющую сталь.

Началось строительство крупнейшего в Китае нефтехимического комплекса, который, как ожидается, сможет в ближайшее десятилетие привлечь инвестиций из-за рубежа на сумму 150 млрд. юаней. Парк химической промышленности будет располагаться в Цаохэцзин (Caohejing) на окраине Шанхая. Он сможет удовлетворить быстро растущий спрос на этилен, нехватка которого остро ощущается на местном рынке. В Парке будет базироваться Shanghai SECCO, совместное предприятие стоимостью 2.7 млрд. USD, созданное BP Amoco, Sinopec и Shanghai Petrochemical (дочерняя компания Sinopec). Завод начнет работать в 2005 году и сможет выпускать 900 тыс. тонн этилена в год.

Shanghai Petrochemical уже располагает самыми мощными крекинг установками в Китае. Вложив в расширение производства 785 млн. USD, компания смогла увеличить годовой выпуск этилена с 400 тыс. до 700 тыс. тонн. В 2002 году чистая прибыль Shanghai Petrochemical выросла в семь раз и составила 916 млн. юаней. Увеличение прибыли обусловлено главным образом возросшими ценами на нефтепродукты, которые для компании являются еще одним основным источником дохода.

Немецкий концерн Bayer строит в Шанхае завод, который будет выпускать 100 тыс. тонн поликарбонатов в год. Концерн планирует также инвестировать 3,1 млрд. USD в строительство восьми заводов на территории Парка химической промышленности для производства систем покрытий, термопластов, базовых химикатов и полимеров. Крупный китайский производитель бытовой техники Haier тоже открыл здесь фабрику.

В Шанхайском Парке химической промышленности концерн BASF ведет строительство самого большого в мире производственного комплекса по получению тетрагидрофурана и политетрагидрофурана. Эти компоненты применяются в производстве эластичных волокон. Завод стоимостью 300 млн. USD, единоличным владельцем которого является BASF, вступит в строй в 2004 году и будет производить эластичное волокно ?спандекс? для спортивной одежды и купальников.

Для всего Китая Шанхай является признанным законодателем стиля жизни, этим объясняется важность розничного рынка товаров и услуг в городе. Объем розничных продаж за первые 9 месяцев 2003 года достиг 164 млрд. юаней, с 1989 года этот сектор экономики рос на 15,5% ежегодно. За последние несколько лет особенно возросли расходы местных жителей на культурно-развлекательные и образовательные услуги, а также на покупку персональных компьютеров.

Активно развиваются сети супермаркетов. Когда в 1995 году Carrefour пришел на местный рынок, гипермаркеты были вообще здесь не известны, а сейчас гигантские магазины играют значительную роль. В Шанхае действует более 3000 круглосуточных магазинов, 2000 супермаркетов и 70 гипермаркетов. Здесь представлены сети Carrefour, Hymart, Metro и Lotus. В июле 2003 года испанская сеть магазинов Dia Group, которой владеет Carrefour, впервые открыла в Шанхае четыре дисконтных магазина. Партнером группы Dia выступает Shanghai Lianhua Supermarket. Их совместное предприятие Dia – Lianhua Retail получило одобрение Министерства торговли Китая открыть в Шанхае 300 магазинов к 2006 году.

В марте 2003 года Wal-Mart заявил, что активно ищет торговые площади в городе. В 2002 году между Wal-Mart и Citic был подписан договор об открытии супермаркетов в Шанхае и в его окрестностях. Другие западные сети, такие как 7-Eleven и Circle-K также стремятся выйти на местный рынок.

В апреле 2003 года четыре крупнейшие государственные сети розничной торговли (среди них Lainhua и Hualian) объединились в единую компанию Bailian, чтобы успешнее противостоять нашествию иностранных конкурентов. Совокупный годовой доход этой группы превышает 70 млрд. юаней, в ее состав входит 1400 торговых точек в 20 провинциях Китая.

Правительство города инвестирует 700 млрд. юаней в улучшение инфраструктуры трех основных торговых районов города: Nanjing Road, West Nanjing Road и North Sichuan Road. Также запланирована генеральная реконструкция четвертой крупной торговой улицы – Huaihai Road.

Город выделяет 47 млрд. юаней для строительства новых туристических объектов к 2006 году. Будет построено 4 тематических парка, например парк студии Universal стоимостью 7,2 млрд. юаней, и самое большое в мире колесо обозрения, которое расположится в северной части исторического района Бунд. По официальной статистике, в 2002 году город посетили 2,7 млн. иностранных туристов, в том числе из Тайваня и Гонконга.

Кораблестроение на подъеме

Судостроительная промышленность Китая занимает третье место в мире после Японии и Южной Кореи, а Шанхай – главная ее производственная база. Здесь строится почти 50% всех судов в стране, что соответствует примерно 5 % мирового выпуска. Судостроительные мощности города претерпят в ближайшее время существенные изменения. Верфь Jiangnan будет перемещена на остров Чансин в устье Янцзы. Нынешняя территория этой верфи на берегу реки Хуанпу потребуется для выставки World Expo, которая будет проходить в 2010 году. Еще одна верфь, Shanghai Shipyard, также будет перенесена в устье Янцзы, на остров Чунмин.

Верфь Jiangnan принадлежит China State Shipbuilding Corp, намеревающейся стать крупнейшей в мире судостроительной корпорацией к 2015 году. Компания планирует увеличить годовую производительность до 8 млн. тонн к 2010 году, как раз когда завершится строительство судоверфи Jiangnan, которая к 2015 году должна выйти на уровень 12 млн. тонн в год, обогнав судоверфь № 1 в мире, южнокорейскую Ulsan. Этот объем будет составлять почти 2/3 национального производства, и позволит Шанхаю оставить далеко позади своих конкурентов на китайском рынке, таких как города Далянь (Dalian) и Гуанчжоу.

Шанхайские судостроители могут рассчитывать на то, что спрос на их продукцию (чья широкая гамма включает и военные корабли, и океанские контейнеровозы) будет постоянно расти. Пропускная способность одного только порта Шанхая составит 10 млн. контейнеров в 2003 году, и по всей стране строятся новые и расширяются уже существующие морские и речные порты.

Однако для того, чтобы Шанхай стал лидером мирового судостроения, необходимы иностранные инвестиции. Строительство и расширение верфей на острове Чансин обойдется примерно в 30 млрд. юаней, а пока что китайские кораблестроители не очень активно сотрудничают с зарубежными партнерами.

Развитие сектора услуг

В 2003 году сильно увеличился объем иностранных инвестиций в сектор услуг. Почти 60% предприятий с иностранным капиталом, представленных в городе, работает именно в этом секторе. Особенно много образуется новых компаний, оказывающих услуги в области недвижимости, консалтинга, инфраструктуры, логистики, транспорта или грузоперевозок. В 2003 году и UPS, и FedEx решили перенести свои региональные головные офисы из Гонконга в Шанхай.

Доля сектора услуг в общем объеме ВВП Шанхая составляет примерно 50%. Местное правительство стремится привлечь как можно больше инвестиций из-за рубежа. В 2002 году оно заявило, что приоритетным является развитие таких направлений, как финансовые и банковские услуги, страхование и телекоммуникации. Также неплохие перспективы у сектора услуг в области культуры, образования, выставок, спорта и туризма. В 2004 году Шанхай первым из китайских городов будет принимать у себя этап Гран-при Формулы 1.

Транспортное сообщение в плотно застроенном городе было улучшено за счет сооружения 47-километровой кольцевой эстакады, по которой путь от аэропорта Хунцяо (Hongqiao) до делового района Бунд на побережье можно проделать за 45 минут. В марте 2003 года муниципальное правительство объявило конкурс проектов застройки восточного участка набережной Хуанпу. Эта территория простирается на 15,5 км к востоку от Бунда, там планируется построить офисные здания и роскошные жилые кварталы.

В течение ближайших 6 лет местные власти собираются инвестировать 50 млрд. юаней в дорожное строительство. Уже ведется сооружение большого количества новых дорог. Всего предполагается построить 3600 км новых магистралей, включая 300 км надземных кольцевых дорог. В феврале 2003 года город Сучжоу в соседней провинции Цзянсу объявил о намерении построить новую автостраду до Шанхая, чтобы разгрузить движение на действующем 4х-полосном шоссе.

В пределах внешней кольцевой автодороги местное правительство к 2020 году планирует соорудить еще 6 туннелей и мостов через Хуанпу. В октябре 2003 года было завершено строительство туннеля по улице Далянь. В 2003 году было открыто 6-полосное движение автотранспорта по мосту Лупу, который считается самым длинным арочным мостом в мире. Длина его пролета составляет 550 метров. Строительство обошлось в 2,5 млрд. юаней. Мост возвышается над рекой на 50 метров, что позволяет судам беспрепятственно проходить под ним.

К сентябрю 2003 года количество автомобилей в городе достигло 1,4 млн. (в 2000 году их было 1 млн.). К концу 2005 года будет запрещено перемещаться на мотоциклах в центральной части города, этот запрет уже действует на некоторых особо оживленных улицах. В Шанхае насчитывается примерно 40 тыс. такси. Город планирует построить 5 больших автобусных терминалов. Многие жители отдаленных пригородов мегаполиса вынуждены тратить на дорогу до работы более 2 часов.

Улучшить управление движением

Растущее количество личного автотранспорта грозит полностью парализовать движение на улицах города. Муниципальное правительство подготовило законопроект, целью которого является улучшение ситуации на дорогах путем ограничения количества машин и ужесточения допустимых норм загрязнения. С февраля 2003 года все новые машины должны пройти проверку на соответствие нормам выбросов ?Евро-2?, прежде чем их владельцы смогут получить номера.

В городе сейчас есть три линии метро, и к 2005 году будет построено еще девять. В расширение сети метрополитена город намерен вложить 100 млрд. юаней. К 2007 году общая протяженность линий надземной и подземной железной дороги увеличится почти на 50 км, а к 2010 – еще на 400 км. Siemens Transportation Systems заключила контракт на сумму 108 млн. USD на поставку 28 метропоездов (начиная с 2004 года). Немецкий концерн будет сотрудничать с Zhuzhou Electrical Locomotive Works.

В 2003 году на развитие городской инфраструктуры было выделено 55 млрд. юаней, что на 14% больше, чем в 2002 году. Половина этой суммы пойдет на развитие транспорта в рамках подготовки к World Expo 2010, а также с целью повышения значимости Шанхая как крупнейшего транспортно – логистического узла региона. В работе находятся проекты по строительству мостов через Хуанпу и новых линий метро. Были направлены средства на строительство нового глубоководного порта, на развитие набережной реки Хуанпу и на сооружение второй взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Пудуна.

Самым значительным транспортным проектом, реализованным в Шанхае, стала высокоскоростная железная дорога на магнитном подвесе, которая соединяет центр города с аэропортом Пудун. Испытания этой магнитной железной дороги начались в конце 2002 года. Это первое коммерческое применение данной технологии в мире. В проект инвестирует правительство Германии, а также корпорации Siemens и ThyssenKrupp. Китайскую сторону представляет компания Shanghai Maglev Transportation Development, которая заявила, что линия будет пущена в эксплуатацию в 2004 году. Ее стоимость составляет 1,4 млрд. USD.

Также планируется построить высокоскоростную железную дорогу между Пекином и Шанхаем. Если ее строительство будет завершено (а на это потребуется 100 млрд. юаней), то она позволит сократить время, затрачиваемое на поездку между этими городами, до 6 ч вместо 15 ч в настоящее время. За проект ведут борьбу консорциумы японских, французских и немецких компаний, его осуществление должно начаться до 2006 года.

В ближайшие годы будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая протянется с востока на запад вдоль Янцзы и соединит Шанхай с провинцией Сычуань (Sichuan). Она позволит срезать примерно 500 км на участке Шанхай – Ухань (Wuhan). Сообщение между Шанхаем и городами Чунцин (Chongqing) и Чэнду (Chengdu) также станет более прямым. Сейчас эта трасса проходит через Хунань и Гуйчжоу (Guizhou). Новая магистраль позволит преодолевать путь из Шанхая в Чунцин всего за сутки, а сейчас на это требуется 41 час.

Очистка сточных вод

Предпринятая Шанхаем модернизация городской системы очистки сточных вод – самый крупный проект подобного рода в мире. В 1999 году Азиатский банк развития выделил кредит в 300 млн. USD на проведение очистки сильно загрязненной речки Сучжоу. Сейчас на ее водной поверхности опять появилась ряска, что является положительным знаком. Завершить очистительные мероприятия на этой реке планируется к 2006 году, и потратить на них в общей сложности 23 млрд. юаней.

Муниципальное правительство выделило 36 млрд. юаней на воплощение в жизнь очень амбициозной программы по охране водных ресурсов, направленной на предотвращение наводнений, очистку сточных вод и улучшение качества водопроводной воды. Программа рассчитана на 5 лет (до 2005 года). В июне 2003 года Международный банк реконструкции и развития пообещал ассигновать 200 млн. USD на улучшение экологической обстановки в регионе. По оценке Всемирного банка более чем 3 млн. жителей мегаполиса вынуждены пользоваться водопроводом и канализацией, которые не находятся на должном уровне, и к 2006 году городские свалки не смогут больше справляться с объемом мусора. Часть кредита Всемирного банка будет предназначена для охраны водного бассейна реки Хуанпу, уровень загрязнения которой в последнее время растет. Хуанпу – основной источник питьевой воды для Шанхая.

Шанхай все успешнее конкурирует с Пекином в области информационных технологий. Корпорация Microsoft намеревается перенести свою штаб-квартиру из Пекина в Шанхай, привлеченная льготами местного правительства и более благоприятным, по мнению Microsoft, климатом для ведения бизнеса. В 2002 году Microsoft и Shanghai Alliance Investment объявили о создании совместного предприятия, которое будет заниматься разработкой программного обеспечения для транснациональных корпораций, присутствующих в Китае.

В 2003 году корпорация Intel вложила 100 млн. USD в расширение производственных мощностей своего завода, расположенного на территории Зоны свободной торговли Вайгаоцяо, где она выпускает и испытывает микропроцессоры Pentium IV. В 2002 году американская компания Cirrus Logic заключила контракт с Shanghai SVA на создание в городе центра разработки и производства аудио и видео компонентов для потребительской электроники.

Телекоммуникационная инфраструктура Шанхая – одна из самых развитых в стране. К 2003 году в городе насчитывалось более 6,2 млн. абонентов сотовой связи (уровень насыщения рынка составляет 93 мобильных телефона на 100 семей), и 6 млн. абонентов фиксированной связи. В 2000 году компания AT&T создала в Пудуне совместное предприятие по предоставлению услуг интернет – телефонии. Это был первый случай выхода иностранного инвестора на телекоммуникационный рынок Китая.

В 2001 году французская компания Alcatel заплатила 312 млн. USD за приобретение контрольного пакета акций своего совместного предприятия Shanghai Bell, которое она намерена превратить в ведущий научно-исследовательский центр. Концерн Siemens собирается начать производство базовых станций стандарта CDMA на своем совместном предприятии по производству оборудования для сотовой связи, и с этой целью дополнительно инвестирует 30 млн. USD. Siemens построил Промышленный парк стоимостью 120 млн. USD в Районе ориентированного на экспорт производства Цзиньцяо (Jinqiao) в Пудуне. Немецкий концерн выбрал Шанхай местом расположения своей региональной штаб-квартиры, как и многие другие транснациональные корпорации, число которых постоянно растет. В 2002 году местное правительство подготовило ряд законопроектов для увеличения притока инвестиций в этот сектор.

Место встречи – Шанхай

В прошлом, когда экономика была плановой, выставки и деловые встречи преимущественно организовывались в Пекине. Но с переходом страны к рыночной экономике, Шанхай с его деловой хваткой стал более привлекателен для проведения подобных мероприятий. Экзотическая смесь восточной и западной культуры всегда манила в Шанхай туристов, а сейчас город становится и центром делового туризма, так называемой MICE-индустрии: деловых встреч, инсентивного туризма, конференций, выставок (англ. MICE – meetings, incentives, conventions, exhibitions). (Инсентивный туризм: поощрительные / мотивационные поездки для сотрудников компании, клиентов, дилеров и т.п. – Прим. переводчика). В 2002 году в проводимых в Шанхае выставках и ярмарках приняли участие примерно 20 тыс. компаний, в т.ч. 5 тыс. зарубежных. И это без учета менее крупных выставок.

Бурно развивающаяся экономика города несомненно большой плюс, но когда та или иная компания планирует деловое мероприятие, она учитывает также и местный колорит. Помимо своего исторического очарования, Шанхай может предложить и насыщенную ночную жизнь, олицетворением которой является ресторанно -развлекательный комплекс Xintiandi, построенный в виде жилой улочки 30х годов прошлого века.

Для проведения бизнес - мероприятий необходимы гостиницы и конгресс-центры. В Шанхае более 20 пятизвездочных отелей и десятки отелей три и четыре звезды. До эпидемии атипичной пневмонии, разразившейся весной 2003 года, все пятизвездочные гостиницы города заполнялись на 70%. В отелях класса люкс, таких как St. Regis и Westin, обслуживание MICE сектора занимает 20% в их деятельности. Этот бизнес может быть очень доходным: стоимость двухдневного пребывания для делегации, куда входит номер в гостинице, питание, обзорная экскурсия по городу и торжественный ужин, может составлять примерно 1200 USD с человека.

В Шанхае есть несколько больших выставочных комплексов, например недавно построенный Shanghai New International Expo Centre. Еще можно упомянуть Shanghai Exhibition Centre (бывший Дом китайско-советской дружбы), расположившийся напротив отеля Ritz-Carlton, и Shanghai International Convention Centre на набережной в районе Пудун.

Государство продолжает некоторым образом вмешиваться в индустрию делового туризма. Организаторов крупных выставок и других мероприятий просят выбирать местом их проведения поочередно то Пекин, то Шанхай, хотя никаких письменных распоряжений на этот счет не поступало. Но даже когда главной выставочной площадкой становится Пекин, Шанхай все равно не пустует. Муниципальное правительство тоже начало активно продвигать образ Шанхая как центра MICE-индустрии. При городской администрации по туризму был создан департамент по конгрессам и выставкам, представители которого каждый месяц встречаются с менеджерами по маркетингу отелей.

Шанхай приобрел большой опыт в умении продвигать свой положительный образ, выиграв право провести у себя World Expo 2010. Подготовка к этой выставке позволит городу усовершенствовать инфраструктуру, особенно в недостаточно развитых районах Пудуна. Муниципальное правительство рассчитывает, что во время World Expo город посетят миллионы человек, принеся в экономику города более 11,8 млрд. юаней. Сектор делового туризма только выиграет от проведения подобного значительного мероприятия.

Зоны экономического развития

По мере того, как в 90е годы продвигались реформы и усиливался экономический рост, в Шанхае резко увеличилось число зон экономического развития. На сегодняшний день создано примерно 40 зон, каждая со своей программой льгот и со стандартами инфраструктуры.

Раньше всех были созданы три зоны развития экономики и техники Хунцяо, Миньхан (Minhang) и Цаохэцзин, расположенные на юго-западе и на западе Шанхая. Они были учреждены муниципальным правительством в 80х годах, и получили также поддержку центральных властей. Производственным предприятиям с иностранным капиталом эти зоны предоставляют льготную ставку налогообложения в 15%, против стандартной ставки в 30%. Заводы-производители на 2 года освобождаются от налогов, а затем в течение 3х лет имеют 50% налоговую скидку.

Новый район Пудун – самая значительная из всех зон экономического развития Шанхая. Пудун расположен в восточной части города на берегах реки Хуанпу. На его территории было создано несколько суб-зон, ориентированных на специфические секторы экономики. Например, Парк высоких технологий Чжанцзян (Zhangjiang), Зона свободной торговли Вайгаоцяо и Зона сектора финансовых услуг Луцзяцзуй. Для привлечения иностранных инвестиций Пудун ввел ряд льгот для предприятий с иностранным капиталом, в т.ч. субсидии и гранты, которые предприятие обычно получает в виде возврата уплаченного налога. Однако в настоящее время Пудун испытывает серьезную конкуренцию со стороны экономических зон соседних провинций Цзянсу и Чжэцзян, где затраты ниже, особенно на производство.

В ноябре 2003 года муниципальное правительство окончательно одобрило создание трех зон ориентированного на экспорт производства Цаохэцзин, Цинпу и Миньхан. Сейчас в городе 5 подобных зон. Было получено также разрешение расширить Зону ориентированного на экспорт производства в Сунцзян (Songjiang), одной из первых, утвержденных центральным правительством. Она расположена на территории Промышленной зоны Сунцзян, в 18 км от центра города и в 42 км от аэропорта Пудун. За 2 года своей работы (с 2001 года) Зона привлекла инвестиций на сумму 637 млн. USD. Объем торговли в Сунцзян составил 2 млрд. USD, т.е. 43% от совокупных результатов всех 38 зон ориентированного на экспорт производства, созданных в Китае. Зона предлагает большой пакет налоговых и таможенных льгот, и она удобно расположена вблизи от центральных автомобильных и железных дорог, а также аэропортов.

Многие из 33 предприятий, расположенных в Промышленной зоне Сунцзян площадью 6 кв. км, принадлежат японцам. Здесь открыли заводы Hitachi Cable, Mitsui Composite Plastics, Minolta Optical Instrument, Kenwood. В июне 2003 года тайваньская компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Co начала строительство завода стоимостью 898 млн. USD по производству 8-дюймовых кремниевых пластин, первая очередь которого должна вступить в строй в конце 2004 года. Завод будет выпускать 35 тыс. пластин в месяц. Малазийская компания Ultimate Semiconductor Co подписала соглашение с муниципальным правительством об инвестировании 400 млн. USD в создание предприятия по изготовлению чипов.

Зона Цзиньцяо занимает территорию в 20 кв. км и является важным производственно-экспортным центром. Здесь базируются многое транснациональные корпорации, а именно IBM, Alcatel, Courtaulds, Johnson & Johnson, NEC, Hewlett-Packard, Hitachi и Toshiba. Siemens делает здесь источники питания для телефонных станций, а Kodak – пленку. В Цзиньцяо расположено совместное автостроительное предприятие GM и SAIC. Немецкий концерн Robert Bosch вложил 320 млн. USD в создание завода по производству топливосберегающих устройств для двигателей.

На территории Цзиньцяо есть небольшой деловой район, где расположились офисные здания, филиалы банков и бондовый склад. В Цзиньцяо есть также жилой квартал площадью 3,7 кв.км и несколько образовательных учреждений, включая филиалы университетов Шанхая и Фудань. Там же находится кампус бизнес школы China Europe International Business School, которую Financial Times внесла в список 50 лучших бизнес школ мира в 2003 году. Однако отсутствие железнодорожного сообщения является серьезным недостатком в глазах компаний, стремящихся выйти на рынки за пределами Шанхая. Доступ к шанхайскому контейнерному терминалу также затруднен, что вынуждает многие местные фирмы прибегать к услугам порта в Вайгаоцяо.

Первый бондовый район Китая

Зона Вайгаоцяо стала первым бондовым районом, созданным в Китае. Здесь появились первые торговые совместные предприятия, а затем и полностью иностранные торговые фирмы. Основной сферой деятельности этих компаний является импорт-экспорт. Инвесторы могут ввозить товары из-за рубежа и продавать их на территории Китая, не прибегая к услугам китайских импортно-экспортных фирм. Некоторые инвесторы, становясь членами местных товарных бирж, сами начинают выступать в качестве посредников между китайскими или иностранными компаниями, расположенными за пределами зоны.

Примерно 3500 компаний базируется в Вайгаоцяо. Ведущий японский инвестор компания Ricoh открыла здесь завод стоимостью 44 млн. USD в сотрудничестве с Shanghai Fax Machine. Иностранные компании Bosch, Siemens, General Motors, Lucent, Polaroid имеют на территории Вайгаоцяо склады или центры продаж и послепродажного обслуживания. Хотя льготы в первую очередь предоставляются предприятиям, открывающим производство, но на деле многие фирмы здесь просто регистрируются.

В Вайгаоцяо есть свой глубоководный порт. В 2003 году велся третий этап работ по расширению контейнерного терминала, который будет оборудован 2 причалами для приема судов в 35 тыс. тонн и контейнерным складом площадью 700 тыс. кв. м. Грузооборот терминала составит 400 тыс. 20-футовых контейнеров в год. Руководство порта основало совместное предприятие с компаниями Cosco, Shanghai Industrial Holdings и с гонконгской фирмой Hutchison International Port Holdings. Hutchison также владеет 37% акций предприятия Shanghai Container Terminals, которое управляет тремя контейнерными терминалами в Шанхае.

Парк высоких технологий

Парк высоких технологий Чжанцзян пользуется все большей популярностью среди иностранных высокотехнологичных предприятий. Он расположен в Пудуне на площади 25 кв. км. С центром Шанхая его связывает метрополитен. Парк активно стремится привлекать к сотрудничеству зарубежные компании сектора IT и биотехнологий. За период 2000 – 2003 гг. в парк было инвестировано более 8 млрд. USD, в основном из-за рубежа. В Чжанцзян находится 96 предприятий по выпуску интегральных схем.

Несмотря на общий спад, наблюдающийся сейчас в индустрии микросхем, муниципальное правительство пообещало к 2015 году сделать Шанхай мировым лидером по выпуску чипов. Сначала предполагается сконцентрироваться только на производстве, а затем постепенно перейти и к проектированию чипов, примерно за семилетний срок. В Парке программного обеспечения Чжанцзян располагается более 1000 профильных компаний, например Microsoft, индийская Satyam Computer Services, а также Sony. В развитие Парка программного обеспечения Пудуна инвестируется примерно 1,6 млрд. юаней с целью превращения его в ведущий в Китае центр по производству ПО к 2006 году. Здесь уже представлено примерно 180 фирм – разработчиков программ.

В августе 2003 года компания Legend Group, крупнейший в Китае сборщик компьютеров, открыла в Чжанцзян свой завод стоимостью 60 млн. юаней, где она выпускает 1,5 млн. десктопов и 360 тыс. ноутбуков в год. Голландский электронный гигант Philips вложил 687 млн. USD в линию по производству микросхем на своем совместном предприятии Advanced Semiconductor Manufacturing. В июле 2003 года была запущена первая очередь этой линии. Когда она заработает на полную мощность, она сможет изготавливать 30 тыс. восьмидюймовых чипов в месяц.

В июне 2003 года корпорация Honeywell, производящая электронное и аэрокосмическое оборудование, решила перенести свой головной офис по азиатско-тихоокеанскому региону из Сингапура в Шанхай. Корпорация считает, что это позволит ей воспользоваться благоприятной экономической ситуацией в Китае, а также получить доступ к более обширному рынку квалифицированной рабочей силы. В 2002 году китайское подразделение GE объявило о намерении вложить первые 12 млн. USD в создание научно-исследовательского центра в Парке высоких технологий Чжанцзян. Помимо вложения средств, GE также перенесет сюда технологии и оборудование со своих других предприятий в США и Индии.

Научные учреждения в Чжанцзян представлены, к примеру, филиалом университета Цзяотун (Jiaotong) и центром Shanghai New Drug R&D Centre. Восемь институтов, возглавляемые Университетом Фудань и шанхайским отделением Китайской Академии наук, основали здесь центр генной инженерии. Среди других компаний, расположенных в парке, можно упомянуть Motorola, Matsushita, Boehring Ingelheim, Allied Signal.

Шанхай планирует построить университетский городок в районе Янпу (Yangpu). Здесь уже находится порядка 17 образовательных учреждений, в том числе Фудань, Тунцзи (Tongji), 2ой медицинский университет. На территории площадью 60 кв. км проживает около 200 тыс. преподавателей и студентов. В течение ближайших 5 лет город намерен в 2 раза увеличить число учебных заведений.

К югу от Пудуна лежит зона Синхо (Xinghuo), в которую уже поступило более 6 млрд. юаней в качестве инвестиций из Китая и из-за рубежа. Здесь успешно работают японские Blue Star Jeans, Cosmos Food, Donghe Auto Parts, а также китайские Xinghuo Paper Mill, Hualian Pharmaceutical и Zhongxi Pharmaceutical. Земля в Синхо намного дешевле, чем в центральных районах Шанхая. Здесь было построено 6 новых пристаней, что сделало этот район еще более привлекательным в глазах инвесторов. До центра города отсюда можно добраться за 2 часа на машине.

Город растет вширь

Дома на некогда густонаселенной старой улице Цзянгоу Лу были снесены, и территория отдана под застройку гонконгской фирме Hutchison Whampoa. Бывшие жители этой улицы, расположенной в южной части старинного Французского квартала, были переселены в западный пригород Шанхая, раскинувшийся за мостом Сюйпу в часе езды от центра города.

Власти крупных китайских городов постепенно стали проводить политику субурбанизации. Массовая миграция населения в пригороды впервые началась в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Она стала результатом правительственных мер, направленных против неэффективного использования земли. На территории городов было множество перенаселенных кварталов с антисанитарными условиями, в то время как строительные фирмы наперебой предлагали проекты постройки современных деловых и жилых комплексов. Начался планомерный снос старых районов, жители которых переселялись в новые малоэтажные дома в пригородной зоне.

Субурбанизация оказывает огромное влияние на общество и на местную экономику. Например, в торговом районе Пекина Ванфуцзин (Wangfujing) в последние годы резко сократилось количество покупателей. Торговля уходит в пригороды, куда переселись многие бывшие жители центральных районов города.

Та же самая тенденция наблюдается и в Шанхае. По статистике ежегодно примерно 70-80 тыс. семей перемещается из центра города на окраину. Этот процесс идет с 1998 года. Модные торговые центры, такие как на улице Наньцзин Лу, сейчас в основном посещают приезжие, а местное население все чаще выбирает магазины, расположенные, например, в Сюйцзяхуэй (Xujiahui), что в 8 км к западу от центра города.

По мере того, как жители переселяются в пригороды, за ними следует и бурно развивающийся рынок потребительских товаров. За долю на этом рынке иностранные гипермаркеты Metro, Carrefour, Lotus вынуждены бороться с местными компаниями, и эта ожесточенная конкуренция только способствует процессу субурбанизации. Супермаркеты должны предоставлять широкий ассортимент качественных товаров по конкурентоспособным ценам, для чего им требуется больше торговых площадей и развитая логистическая сеть. Все это они могут найти в пригородах, где земля дешевле и больше места.

Загородные моллы, типичные явления американской жизни, постепенно приходят в Китай. В 2002 году в заголовки газет попал построенный на берегу реки в районе Луцзяцзуй Super Brand Mall с его 250 тыс. квадратных километров торговых площадей (хотя большая их часть так и осталась пустовать). Этот молл покажется карликом по сравнению с поистине гигантским Rainbow Mall, который раскинется на площади 330 кв. км в районе Пуси Губэй. Его открытие намечено на 2004 год.

Но дело не только в магазинах. Пригород, где много зелени, где чисто и тихо, и где жилье дешевле, становится все более привлекательной альтернативой центру города, хотя раньше многие думали по-другому. Все распространеннее становится ситуация, и не только среди иностранцев или тайваньцев, когда человек живет за городом, а работает в центре. Развитие окраинных районов на 90% обусловлено притоком туда населения. Хотя многим, особенно старшему поколению, не легко покидать свои дома.

Другим фактором является увеличение числа владельцев личного автотранспорта. Жилое строительство в пригородных зонах более гибко отвечает требованиям населения – у каждого дома теперь есть гараж, и предметом спора между архитекторами и строителями становится вопрос, достаточно ли предусмотреть место только для одной машины в семье?

Выставочный центр

В 2001 году в Шанхае завершилось строительство самого крупного в Азии выставочного комплекса Shanghai New International Expo Centre, расположившегося в районе Хуаму в Пудуне. Это совместное предприятие, в котором 50% принадлежит Pudong Land Development, и 50% владеют 4 немецкие компании. В 2001 году в конгресс - центре Pudong International Convention Centre проходил форум лидеров стран АТЭС, что значительно повысило престиж Пудуна. Проведенное в 2002 году исследование поставило Шанхай на 4 место среди лучших выставочных городов азиатско-тихоокеанского региона.

Международный аэропорт Пудун (1,5 млрд. USD) позволил разгрузить другой аэропорт Шанхая Хунцяо, чей грузо- и пассажиропоток значительно превышал заложенные при проектировании нормы. В 2002 году через 2 городских аэропорта прошло 24,7 млн. пассажиров. В будущем Pudong International сможет принимать 70 млн. пассажиров и 5 млн. тонн груза в год, что в 2 раза превысит пропускную способность гонконгского аэропорта Chek Lap Kok. В 2003 году начался второй этап расширения аэропорта в Пудуне (инвестиции в это составят 12 млрд. юаней). К 2004 году планируется построить вторую взлетно-посадочную полосу, а к 2007 году – второй терминал.

В мае 2003 года самолетостроительная корпорация Boeing объявила о том, что приобрела контрольный пакет акций в совместном предприятии по ремонту и сервисному обслуживанию самолетов, расположенном в аэропорту Пудун. Партнерами Боинга выступают Shanghai Airlines, Shanghai Airport Group, ANA и Taikoo Aircraft Engineering Group. Завод, стоимость которого 100 млн. USD, будет также заниматься переоборудованием пассажирских самолетов в грузовые.

Район Луцзяцзуй, расположенный на территории Пудуна как раз напротив Бунда, постепенно становится деловым центром Шанхая. Луцзяцзуй занимает площадь в 28 кв. км, из них 1,5 кв. км отданы под финансовые учреждения.

Для того, чтобы привлечь инвесторов в Луцзяцзуй, муниципальное правительство ввело ряд льгот, главным образом предназначенных для банковского сектора. Сюда были перенесены Городская комиссия по внешней торговле, Шанхайское отделение Народного банка Китая (People’s Bank of China) и Фондовая биржа Шанхая. Все это сделано для создания дополнительной рекламы району Луцзяцзуй. Шанхайская биржа в новом здании занимает площадь в 2 раза превосходящую площадь Токийской биржи, которая до этого считалась самой большой в Азии.

В 2002 году было объявлено о том, что в Луцзяцзуй будет построен самый высокий в мире небоскреб. Здание получило название Shanghai Global Financial Centre. После террористической атаки на США 11 сентября в проект строительства были внесены изменения для соблюдения требований безопасности. В новом небоскребе будут располагаться в основном офисы, хотя на верхних 10 этажах будет гостиница. Власти Шанхая умалчивают о высоте здания, ограничившись лишь первоначальным заявлением в 2001 году, что небоскреб возвысится на 466 м, т.е. превзойдет Petronas Twin Towers в Малайзии высотой 450 м.

В начале 2003 года в Пудуне был основан Банковский промышленный парк. В 2002 году создана компания China Union Pay Co, учредителями которой стали 4 крупнейших государственных коммерческих банка Китая и 67 различных финансовых учреждений. China Union Pay Co начала строить в парке свой информационно-процессинговый центр. Ожидается, что к 2008 году парк получит инвестиций в размере 10 млрд. юаней.

Многонациональная Зона развития экономики и техники

Зона развития экономики и техники Миньхан лежит в 30 км от центра города на юго-западе. Здесь обосновались такие транснациональные корпорации как Bristol-Myers Squibb, Johnson & Johnson, PepsiCo, Xerox, Mitsubishi, Braun, Singer. В последние годы транспортное сообщение с центром Шанхая и с портами стало очень хорошим, и оно должно еще улучшиться благодаря тому, что будет построена новая кольцевая автодорога, и к Миньхан будет протянуто метро. Электро- и водоснабжение находятся сейчас на должном уровне.

Расположенная в западной части Шанхая Зона Хунцяо площадью 0,7 кв. км уникальна тем, что это единственная непромышленная Зона развития экономики и техники, одобренная центральным правительством. Здесь большой выбор первоклассных офисных помещений и фешенебельных гостиниц. Зона очень удачно расположена в непосредственной близости от аэропорта Хунцяо, внутренняя кольцевая автодорога связывает ее с Бундом и Пудуном.

В центральной части Пуси расположен Парк высоких технологий Цаохэцзин. Несмотря на довольно высокую стоимость земли, здесь находятся крупнейшие американские корпорации Intel, AT & T, 3М, Dupont, General Electric, а также Philips, Air Liquide, Ciba-Geigy, Toshiba, Mitsui, Acer. Компания Kerry Properties расширила свой бизнес в Шанхае, основав с Shanghai Caohejing High-Tech Park Development Co совместное предприятие стоимостью 30 млн. USD, в котором каждому из партнеров принадлежит по 50%. Предприятие займется развитием логистической инфраструктуры на территории парка.

Британская компания BAE Systems и муниципальное правительство объединят свои усилия в строительстве специализированного парка высоких технологий, первая стадия которого обойдется в 500 млн. USD. Парк площадью 155 акров расположится на территории зоны Цаохэцзин. Его совладельцами будут BAE, Arlington Securities и Shanghai Caohejing High-Tech Park Development Co. Замысел заключается в том, чтобы создать комплекс в виде университетского городка, где бы разместились научно-исследовательские подразделения высокотехнологичных компаний.

Зона промышленного развития Цзядин (Jiading) находится на северо-западе Шанхая, не далеко от автострады на Сучжоу и в 25 км от аэропорта Хунцяо. Близостью завода Shanghai Volkswagen объясняется большое количество производителей автозапчастей в этом районе. Здесь также представлены компании Toyota, Fujitsu, Wacoal, Itochu, Mitsubishi, GE, Ericsson.

Тайваньским компаниям были предоставлены различные льготы, чтобы привлечь их к инвестированию в сектор высоких технологий и к модернизации традиционных отраслей промышленности в Шанхае. Большинство проектов с участием тайваньского капитала сосредоточено в Цзядин и Сунцзян. В 2002 году в Цзядин началось строительство Промышленного парка площадью 6 кв. км, предназначенного специально для тайваньских высокотехнологичных предприятий. Помимо производственных мощностей здесь будет построен и жилой квартал.

Ведущий мировой производитель электронной продукции сингапурская компания Flextronics International также начала сооружение Промышленного парка, завершить которое планируется к 2006 году. Парк раскинется на территории в 45 га в районе Цзядин. Его специализацией станет производство узлов, кабеля, металлических и пластмассовых деталей, необходимых для сборки продукции на месте.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования