header left
header left mirrored

Провинция Хайнань (Hainan)

Туризм и выращивание тропических фруктов – основные статьи дохода местной экономики.  Инвестиции поступают медленно, но остров Хайнань надеется подогреть интерес инвесторов к другим отраслям, в особенности к информационным и высоким технологиям.

Хайнань в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 33940   28
Численность (миллионов человек) 8 0,9 28
ВВП (миллиардов юаней) 60,4 10,7 28
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 7803 13,2 15
Средняя зарплата (юаней) 9480 13,9 27
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 20,4 9 28
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 14,2 74,3 17
- видео и CD проигрывателей 52,4 53,4 15
- мобильных телефонов 50,3 84 21
Индекс потребительских цен (%) -0,5   13
Экспорт (миллиардов USD) 0,67 5,9 26
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,35 18,1 15
Импорт (миллиардов USD) 1,12 12,1 22
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,6 17,6 14
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 2251 -62,1 18
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 512 9,6 15

Хайнань, чье название переводится как "в южной части моря", - тропический остров у южного побережья Китая. От Гуандуна его отделяет пролив Цюнчжоу (Qiongzhou). Это самая южная провинция КНР, территория ее немногим меньше Тайваня.

Здесь всего 2 крупных города – столица провинции Хайкоу (Haikou), расположенная на севере, и курортный город Санья (Sanya) на юге. Порт Хайкоу в течение столетий испытывал сильное влияние со стороны португальских купцов, в центре города еще сохранились здания в колониальном стиле. Во времена императорского правления остров считался задворками империи и отличным местом для ссылки политических изгнанников. Его еще иногда называют "хвостом дракона". Он по-прежнему остается одной из самых отдаленных провинций Китая и давно уже является признанным раем для контрабандистов.

Первоначально Хайнань был частью территории Гуандуна, но в 1988 году остров получил статус провинции после того, как центральное правительство объявило его одной из пяти специальных экономических зон (СЭЗ). Налоговые льготы и благоприятная инвестиционная политика способствовали притоку инвестиций в Хайнань. Однако это привело к полному беспорядку: в 1992 году цены на недвижимость выросли в 3 раза в течение полугода, и в конце того же 1992 года на острове открылась фондовая биржа без разрешения правительства.

Сейчас, по сообщениям властей, экономическая ситуация улучшилась, к Специальной экономической зоне начинают проявлять интерес иностранные инвесторы. В 2002 году ВВП провинции вырос на 10,7% по сравнению с 2001 годом и составил 60,4 млрд. юаней. За первые 5 месяцев 2003 года было получено прямых иностранных инвестиций в размере 273 млн. USD, что на 53% больше, чем за тот же период предыдущего года. Начиная с 1990 года общий объем инвестиций из-за рубежа превысил 9,5 млрд. USD. Более половины этой суммы поступило от гонконгских компаний, среди лидеров также инвесторы из Тайваня, Японии и США.

За первый квартал 2003 года объем внешней торговли составил 836 млн. USD (+ 57% по сравнению с тем же периодом 2002 года). В основном эти показатели достигнуты за счет значительного увеличения импорта, который вырос на целых 141% до 537 млн. USD. За тот же период экспорт снизился на 5,5 % до уровня 299 млн. USD. Одним из признаков оздоровившейся экономической ситуации стал частный сектор, приобретающий все большую значимость. Примерно 70% IT и фармацевтических компаний в СЭЗ – это частные компании. Однако, не все жители острова, а всего их насчитывается 8 млн. человек, смогли пожать плоды бурного экономического развития. Уровень бедности по-прежнему остается высоким.

Туризм – одна из опор экономики Хайнаня, в последние годы доля этого сектора в ВВП провинции составляла примерно 16%. Туристов с материковой части Китая привлекают длинные песчаные пляжи острова и его многочисленные поля для гольфа. Вспышка эпидемии атипичной пневмонии в первой половине 2003 года нанесла значительный ущерб туристической отрасли, т.к. местное правительство предприняло ряд мер для того, чтобы не допустить проникновения болезни на остров. В апреле были отменены все международные авиарейсы, и Туристическая ассоциация Хайнаня обратилась ко всем компаниям, работающим в сфере туризма, с просьбой временно не принимать туристов из других провинций страны. В мае 2003 года доходы туристической отрасли упали на 68 %, но уже с июня самые жесткие запреты были сняты.

В соответствие с требованиями ВТО, китайские и зарубежные инвесторы могут открывать частные туристические компании в провинции. Начала действовать программа, в рамках которой иностранные туристические группы могут получать визу непосредственно по прибытии на остров, в результате чего резко возросло число путешественников из-за рубежа. По официальной статистике в 2002 году их было 380 тыс.

В 2002 году главный курорт острова Санья получил иностранных инвестиций на сумму 137 млн. USD. Инвесторы из-за рубежа активно вкладывают средства в туристическую отрасль города. К примеру, более половины всех полей для гольфа в Санья финансируются из зарубежных источников. 58% отелей курорта имеют статус трехзвездочных и выше.

Экономический подъем в Хайнане начался после "южного турне" Дэн Сяо Пина в 1992 году, когда рост ВВП Хайкоу достиг невиданных 83%. Однако сохранить рекордные темпы роста после максимума 1992 – 1994 гг. не удалось. Ставка была сделана в основном на рынок недвижимости. В Хайкоу началось массовое строительство, город возлагал большие надежды на приток инвестиций в этот сектор. Когда в середине 90х годов стало ясно, что надежды эти не оправдались, рынок недвижимости рухнул. В течение многих последующих лет по всему городу можно было наблюдать недостроенные офисные и жилые здания, как грустный символ несостоявшегося экономического бума.

Потенциальных инвесторов также отпугнули громкие судебные дела по фактам мошенничества и присвоения имущества. Все началось с крупного финансового кризиса и банкротства банка Hainan Development Bank в 1998 году. Будучи главным источником финансирования местного правительства, банк вынужден был взять на себя долги некоторых разорившихся кредитных учреждений. Когда глава одного из этих учреждений скрылся с деньгами вкладчиков, банк рухнул.

В марте 2003 года аудиторы объявили, что были обнаружены фальсифицированные данные в бухгалтерских отчетах на сумму примерно 1,7 млрд. юаней. В ходе проверки счетов 62 государственных предприятий были выявлены недостачи на 570 млн. USD. Кроме того, пропали средства в размере 31 млн. юаней, выделенные Мировым банком и правительствами других стран на финансирование различных проектов.

В 2001 году Центральный банк Китая распорядился закрыть и реорганизовать инвестиционные компании Hainan Trust and Investment Co и Haikou Trust and Investment Co, после того как обнаружилось, что они нарушили законодательство. Были закрыты также компании Hainan Huayin International, Hainan Huitong International, Sanya Zhongya, Hainan SEG International.

Несмотря на постоянные коррупционные скандалы и все еще ощутимые последствия кризиса на рынке недвижимости, Хайнань обладает реальным экономическим потенциалом, главным образом с точки зрения сельского хозяйства и залежей полезных ископаемых. Провинция продает на экспорт более 20 видов фруктов и 30 видов овощей, а также корицу, кокосы, орехи кешью, рис, сахар и табак. Сельскохозяйственное производство играет очень важную роль в экономике Хайнаня, основной доход приносит выращивание кокосов, ананасов, бананов и каучука. Хайнань – единственная провинция Китая, где возделываются тропические культуры.

Были сделаны попытки реорганизовать сельскохозяйственный сектор, чтобы преодолеть традиционную зависимость от выращивания каучука и развивать производство других культур. Но все равно Хайнань продолжает оставаться одним из основных поставщиков каучука в Китае и крупнейшим производителем широкого спектра резиновых изделий, к примеру покрышек, латексных перчаток, ленточных конвейеров. Одно из самых больших государственных сельскохозяйственных предприятий Китая – Hainan Land-Reclamation Bureau – производит половину всего натурального каучука на острове.

Хайнань занимает 3-е место в Китае по выращиванию бананов, но в последнее время этот сектор испытывает серьезные проблемы в результате резкого падения цен на эту продукцию. Вступление Китая в ВТО также должно обострить ситуацию. Кофе в провинции начали выращивать с 1898 года, впервые его завезли вернувшиеся из-за рубежа китайцы. Провинция также экспортирует бамбук, кедр, красное дерево, пальмовые и фруктовые деревья, палисандр, ароматную древесину и кроме того домашний скот и шкуры животных. Рыбная промышленность на острове развивалась довольно быстрыми темпами. В 2002 году эта отрасль заработала 8 млрд. юаней, что составило примерно половину совокупного дохода всего сельского хозяйства провинции.

За последние годы тайваньские компании инвестировали 220 млн. USD в более чем 400 агропромышленных производств в Хайнане, обеспечивая работой более 35 тыс. местных фермеров. Это фермы по выращиванию фруктов, цветов, овощей, рыбоводческие хозяйства, а также предприятия по переработке сельхозпродукции и пиломатериалов и многое другое.

В 2002 году было создано Hainan Hongta Cigarette Co, совместное предприятие между Hainan Tabacco и Yunnan Yuxi Hongta Tabacco. Это самое крупное табачное производство в Азии с уставным капиталом в 200 млн. юаней. 51% акций в предприятии принадлежит Hainan Tabacco.

Когда-то Хайнань был засажен густыми лесами, но в результате промышленной лесоразработки, все растущей потребности в строительных материалах и в дровах, а также в сельскохозяйственных землях, ландшафт острова изменился. Сейчас лесом покрыто менее 8 % территории. Центральное правительство пообещало инвестировать 3,5 млрд. юаней в посадку новых деревьев. Провинция надеется, что к 2005 году лесом будет засажено 180 тыс. га пахотных земель и пустошей.

На острове найдены богатые залежи полезных ископаемых, в особенности боксита, меди, железной руды и олова. Здесь также находится львиная доля разведанных месторождений титана и циркона. В прибрежных водах остова найдены запасы нефти (29,1 млрд. тонн) и природного газа (11 месторождений, самое крупное из которых Ya 13-1 с запасами в 91 млрд. кубометров). Компания China National Offshore Oil Corp намерена инвестировать более 5 млрд. юаней в разработку месторождения Dongfang 1-1, которое в августе 2003 начало снабжать газом Хайкоу.

Газоэлектростанция в океане

В феврале 2003 года местное правительство объявило о планах строительства газоэлектростанции для подачи энергии в соседнюю провинцию Гуандун. По заявлению официальных властей, Хайнань может поставлять 600 мегаватт излишней энергии в другие провинции. Через пролив Цюнчжоу будет проложен высоковольтный кабель, который соединит Хайнань с энергосистемой южной части материкового Китая, куда входят провинции Гуандун, Юньнань, Гуанси и Гуйчжоу. Прокладка 31- километрового кабеля должна завершиться в 2005 году и обойдется она в 1,5 млрд. юаней. Кабель будет протянут от Хайкоу до города Чжаньцзян (Zhanjiang) в Гуандуне. Китай со временем планирует объединить все энергосистемы в единую сеть.

Японская автостроительная компания Mazda начала производство и продажи своих автомобилей в Хайнане в 1994 году. В 2003 году начался третий этап реконструкции завода Mazda, в результате которой годовой выпуск должен увеличится с 80 тыс. до 150 тыс. машин. Стоимость реконструкции составит 1,2 млрд. юаней. В настоящее время завод производит модели Premacy и седаны Mazda 323.

И все же традиционного промышленного производства в Хайнане нет. В этом также сыграл свою роль тот факт, что местные лидеры никак не могли определиться, чему отдать приоритет. Существовали принципиальные разногласия относительно того, какая отрасль экономики должна стать основополагающей для местной экономики – туризм, сельское хозяйство, высокие технологии или же сырьевой сектор. В последнее время снова наметилась тенденция развивать высокие технологии, например правительство поощряет исследования в области биотехнологии.

Провинция хочет, чтобы к 2010 году на предприятия высоких технологий приходилась пятая часть ее ВВП. В Хайнане имеют представительства Microsoft и производители компьютеров Legend и Great Wall. В марте 2003 года Nokia заключила контракт с Hainan Mobile Communications на сумму 30 млн. USD на развитие в провинции WAP-сервиса и расширение сети GSM 900. Новый партнер Nokia – Hainan Mobile – имеет абонентскую сеть в 250 тыс. пользователей.

Недостатки местной инфраструктуры частично объясняют, почему экономика острова отстает от других провинций Китая. Правительство Хайнаня пообещало, что в 2003 году будет потрачено 10 млрд. юаней на ключевые проекты по развитию промышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства и сектора недвижимости. Значительные средства были выделены на улучшение сообщения с материковой частью Китая. Приоритетным направлением считается развитие паромного и железнодорожного транспорта через пролив Цюнчжоу.

В январе 2003 года началось движение по первой железной дороге, соединяющей Гуандун с Хайнанем. Строительство ее обошлось в 4,5 млрд. юаней. Грузовые перевозки осуществляются по 139-километровой железнодорожной линии от крупного порта Гуандуна Чжаньцзян до Хайнаня при помощи железнодорожной паромной переправы, и затем еще одна ветка протяженностью 182 км идет вдоль западного побережья острова от Хайкоу до Санья. Ожидается, что пассажирской линией смогут ежегодно пользоваться до 4 млн. туристов, желающих посетить остров.

Японские оккупанты, использовавшие остров в качестве своей базы с 1937 по 1945 гг., в стратегических целях построили сеть дорог вдоль всего побережья. Недавно компания Hainan Expressway завершила сооружение 269-километровой скоростной автомагистрали вдоль восточного побережья острова, благодаря которой время в пути от Хайкоу до Санья сократилось примерно до 4 часов. Новое шоссе соединяет Хайкоу с промышленной зоной Янпу (Yangpu) в северо-западной части острова.

И в Хайкоу, и в Санья есть аэропорты. Мэйлань (Meilan), аэропорт Хайкоу, открылся в 1999 году. Стоимость его строительства составила 270 млн. USD. Сейчас это один из самых оживленных аэропортов страны, его пассажиропоток составил 5,6 млн. человек в 2002 году (аэропорт занимает 8ое место по стране по этому показателю). В результате эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году число приезжающих резко сократилось, но с августа ситуация начала улучшаться.

В конце 2002 года аэропорт разместил свои акции на Гонконгской бирже. Первый выпуск акций класса H принес компании примерно 100 млн. USD. Перед этим Мэйлань продал 20% своих акций аэропорту Копенгагена, который стал первым в истории иностранным акционером китайского аэропорта.

Экзотическое очарование национальных меньшинств

Народность Ли – самое большое по численности национальное меньшинство провинции Хайнань – насчитывает примерно 1 млн. человек среди восьмимиллионного населения острова. На втором месте идет народность Мяо – всего около 50 тыс. человек. Предки Ли поселились на острове еще 3 тыс. лет назад, а вот Мяо пришли сюда относительно недавно, 4-5 столетий назад. В юго-западных регионах Китая проживают миллионы представителей народности Мяо. Так как их общины в течение уже длительного времени разбросаны по всей стране, обычаи и костюмы, присущие разным общинам, отличаются друг от друга. Проживающие на Хайнане Мяо - это национальное меньшинство в рамках своей этнической группы.

На Хайнане есть автономные округа и города, где проживают только Ли или Мао, а также где представлены оба этих этноса. Например, в автономном округе Линшуй (Lingshui) проживают Ли. К этому округу относится крупный рыболовецкий порт Синьцунь (Xincun). А в округе Баотин (Baoting) обосновались общины как Ли, так и Мяо, в то время как на северо-западе в городе Даньчжоу (Danzhou) – только Мяо. Оба этих меньшинства вносят значительный вклад в развитие сельского хозяйства и туризма, ключевых отраслей экономики острова. Некоторые представители Мяо и Ли утратили связи со своими общинами, они работают в промышленности или в торговле и слились с основной массой китайцев.

Ли и Мяо представляют собой одну из главных туристических достопримечательностей. Туристы приезжают на остров из-за его пляжей и тропического климата, а малые народности добавляют экзотику и местный колорит. Например, туристов зазывают посетить город Туншэнь (Tongshen) в горах Учжи (Wuzhi), где проживают этнические общины. Культура Ли и Мяо интересна своей архитектурой, традиционными красочными костюмами, песнями и танцами, а также ремеслами. Ли знамениты своими ткаными изделиями.

Существует риск того, что народности Ли и Мяо превратятся всего лишь в достопримечательность острова, в одну из составляющих туристической отрасли, а посещение их деревень станет для туристов дополнением к традиционным видам отдыха. Но скорее всего, именно такое будущее их и ждет, для них это единственный способ влиться в экономическую жизнь острова, потому что альтернативой является только постепенная ассимиляция.

Региональные чартерные рейсы

Аэропорт города Санья Фэнхуан (Fenghuang) обслуживает с десяток внутренних маршрутов и осуществляет региональные чартерные рейсы. Авиакомпания Hainan Airlines Group зарегистрирована на Шанхайской фондовой бирже. 14,8 % акций этой авиакомпании принадлежат американскому инвестиционному фонду American Aviation Investment Fund, хотя недавно фонд получил разрешение продать свой пакет акций. Авиакомпания пострадала в результате эпидемии атипичной пневмонии, за первое полугодие 2003 ее убытки составили 981 млн. юаней. Число пассажиров сократилось на 8,4 % до 2,8 млн. человек, а оборот уменьшился на 14,4 % до 1,9 млрд. юаней.

В марте 2003 года Hainan Airlines начала поиск стратегических инвесторов за рубежом, готовых вложить 150 млн. USD в два ее подразделения – Yangtze River Express Co и International Lease Finance. Авиакомпания также намерена эмитировать на внутреннем фондовом рынке дополнительные акции, и кроме того она возможно разместит свои акции на Гонконгской бирже в 2004 году.

Хайнань расширяет свое портовое хозяйство. Всего на острове 70 причалов, к 12 из них могут швартоваться суда дедвейтом 10 тыс. тонн. Есть также контейнерный терминал. Строительство новых причалов в порте Янпу позволит увеличить годовой грузооборот с 1 млн. до 3,5 млн. тонн. Кроме того планируется построить нефтеналивной порт, который сможет принимать танкеры дедвейтом 200 тыс. тонн.

Зона экономического развития Янпу занимает площадь в 31 кв. км. Она была основана в 1992 году, и поначалу пользовалась поддержкой со стороны Дэн Сяо Пина. В то время самые благоприятные условия для инвесторов в Китае были созданы именно в этой Зоне. Однако первоначальные надежды не оправдались, и за десятилетие работы Зоне экономического развития Янпу не удалось добиться ощутимого результата.

Но постепенно крупные инвесторы приходят и сюда. На сегодняшний день самым значительным проектом является целлюлозная фабрика стоимостью 13 млрд. юаней, принадлежащая Sinar Mas Group. Среди недостатков Янпу иногда называют удаленное местоположение и отсутствие квалифицированной рабочей силы. Но зато здесь есть своя электростанция на 400 мегаватт, которая начала работать в тестовом режиме в августе 2003 года.

Хайкоу расположен на северной оконечности острова. Весь объем торговых операций с материковой частью Китая осуществляется в основном через этот портовый город. В Хайкоу все еще ощущаются последствия краха на рынке недвижимости середины 90х годов. Но экономические реформы, начатые местным правительством, дали положительные результаты. С 1998 года ВВП города рос в среднем на 10% в год, половину доходов в бюджет приносят частные предприятия.

Хайкоу растет

В 2002 году город Цюншань (Qiongshan), расположенный к юго-востоку от Хайкоу, был официально присоединен к столице провинции, чье население таким образом увеличилось с 800 тыс. до 1,5 млн. человек. Территория Хайкоу расширилась, и сейчас здесь выпускается 40% всей продукции острова.

В Хайкоу инвестиции в основном поступают в Зону промышленного развития Цзиньпань (Jinpan), где главным образом сосредоточены небольшие сборочные производства. В 20 км от города расположена Hong Kong and Macau International Zone. На ее территории базируется несколько транснациональных корпораций. Считается, что правительство провинции не уделяет ей достаточного внимания.

Иностранные инвестиции, поступающие в Хайкоу, в основном направлены в гостиничный сектор, туризм и розничную торговлю. В августе 2003 года Shangri-La Hotels and Resorts и Hainan First Investment Group объявили о том, что будут совместно управлять новым отелем, который должен открыться в 2005 году. В нем будет 364 комнаты; его 40-этажное здание станет самым высоким в городе.

В июне 2003 года мэрия Хайкоу пообещала инвестировать в течение 5 лет 7,3 млрд. юаней в улучшение городской инфраструктуры. По заявлениям чиновников, 5,2 млрд. юаней будет направлено на развитие сети дорог, в т.ч. на строительство 29 новых автострад.

Санья – оживленный порт и курортный город на южной оконечности острова. Население его составляет 440 тыс. человек. Между Санья и всеми крупными портами Китая установлено морское сообщение, осуществляются также пассажирские и грузовые перевозки в Гонконг. Сейчас единственный портовый комплекс, расположенный в устье реки Санья, обслуживает и пассажирские, и грузовые, и рыболовецкие суда, хотя в будущем предполагается направлять их в разные порты.

В 2005 году планируется завершить сооружение глубоководного грузового порта Наньшань (Nanshan), чей годовой грузооборот составит 5 млн. тонн. Пассажирские суда будут перебазированы в порт Байпайцзяо (Baipaijiao), а рыболовецкие в Людаовань (Liudaowan). В октябре 2003 года предполагалось закончить строительство Международного пассажирского порта Санья, стоимость которого составила 116 млн. юаней. В этот портовый комплекс будет входить искусственный остров, у которого смогут швартоваться международные круизные лайнеры.

Последствия кризиса на рынке недвижимости середины 90х годов оказались для города очень серьезными, многие здания здесь так и остались недостроенными. Несколько лет назад Хайнань получил разрешение Государственного Совета снести лишние здания. Снос новых строений – это очень редкое явление в Китае, другие регионы присылали делегации в Санья для изучения местного опыта.

Турагенства рекламируют остров Хайнань как "Китайские Гавайи" из-за его климата, песчаных пляжей и тропической растительности. Отдых здесь хоть и не такой изысканный, но вы найдете все то, что может предложить курорт на тропическом острове: густые лесные заросли, экзотическую флору и фауну, хорошую рыбалку, космополитическую обстановку. Кроме того, здесь есть несколько полей для гольфа.

К вашим услугам также водные лыжи, виндсерфинг, парусный спорт, теннис, дайвинг и катание на лодках. Самым привлекательным районом Санья является побережье залива Ялун (Yalong Bay). Десять лет назад это был пустынный пляж, а сейчас здесь располагаются несколько отелей, среди которых Gloria Resort и Holiday Inn Resort. Сеть Shangri-La Hotels and Resorts в сотрудничестве с Sanya Sunny Bay Development Co. планирует в 2005 году открыть свой первый пляжный комплекс в Санья, где будут минеральные источники и центр водного спорта.

Правительство Хайнаня многое сделало для развития туризма. В 2002 году в Хайкоу был открыт пятизвездочный Hainan New State Guest Hotel, единственный отель на острове, предназначенный для приема первых лиц иностранных государств. Были также сделаны попытки продвигать имидж Хайнаня как центра делового туризма, в особенности среди компаний Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, обращая их внимание на относительно низкую стоимость проведения здесь конференций. Специально для финала конкурса Мисс Мира 2003 в Санья был построен концертный зал на 4000 мест.

На северо-восточном побережье в 100 км от Хайкоу расположен город Боао, который специализируется на организации мероприятий мирового уровня. Здесь проходит ежегодный Азиатский Форум, которому оказывает поддержку центральное правительство КНР. Его посещают зарубежные лидеры, ученые и руководители корпораций, а прототипом его стал World Economic Forum в швейцарском Давосе. В 2003 году форум в Боао был отменен из-за эпидемии атипичной пневмонии, что нанесло некоторый ущерб стремлению Китая преподнести Боао как престижный азиатский аналог Давоса.

В Боао уже был отель, принадлежащей группе Westin, и специально для приема гостей форума были построены новые гостиницы. К середине 2002 года одна из строительных компаний Боао вложила 1,5 млрд. юаней в сооружение новых объектов. На территории площадью 42 кв. км в долгосрочной перспективе предполагается построить 25 отелей, 6 полей для гольфа и конгресс-центр.

Как и другие провинции Китая, Хайнань столкнулся с рядом социальных проблем, вызванных диспропорцией между числом новорожденных мальчиков и девочек. Начиная с 1993 года на каждые 100 девочек, рожденных в провинции, приходилось примерно 135 мальчиков, что значительно превышает обычное процентное соотношение 100 девочек на 105 мальчиков. Эта ситуация стала следствием демографической политики Китая "одна семья – один ребенок", и к тому же рождение мальчика всегда более желанно. Местное правительство предпринимает меры для того, чтобы исправить положение вещей.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования