header left
header left mirrored

Провинция Тайвань (Taiwan)

Остров Тайвань расположен у юго-восточного побережья континентальной части Китая.  Его восточное побережье омывается водами Тихого океана.  На западе остров отделен от провинции Фуцзянь Тайваньским проливом.  Провинция Тайвань состоит из острова Тайвань и более 80 прилегающих к нему островов, включая острова Пэнху с общей площадью 36 тыс. кв. км.  В древности остров Тайвань называли Ичжоу или Люцю.  Многочисленные исторические записи и документы запечатлели панораму первоначального освоения Тайваня китайцами.  С середины ХII века Центральные правительства различных эпох и династий Китая учреждали на Тайване административные органы и пользовались правом юрисдикции над ним.  Весь процесс общественного развития Тайваня проникнут традициями китайской культуры.  

Таковы основные факты, которые остались непоколебимыми и в течение японской оккупации Тайваня после китайско-японской войны в 1894 г.  После победы китайского народа в войне Сопротивления японским захватчикам в 1945 г.  Центральное правительство Китая восстановило административные органы власти в провинции Тайвань.  В 1949 г. незадолго до провозглашения КНР гоминдановские власти, находившиеся на континенте, бежали на Тайвань.  В 1950 г. одновременно с началом войны в Корее США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот.  В 1954 г. правительство США подписало с тайваньскими властями "Договор о совместной обороне", так возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая. 

Правительство КНР длительное время прилагает усилия для решения тайваньского вопроса и объединения Родины.   1 января 1979 г. США признали правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью Китая, прекратив "дипломатические отношения" с тайваньскими властями.  Правительство США заявило также о денонсации "Договора о совместной обороне" и выводе войск с Тайваня.  На таком историческом фоне в КНР был сформулирован курс: "Мирное объединение на основе принципа одно государство - два строя".  Его основное содержание и главные положения сводятся к следующему: 

Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.

После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.

С 1992 г. компетентные органы континента и Тайваня — Ассоциация по развитию отношений между двумя сторонами пролива и Фонд обменов между берегами Тайваньского пролива — начали деловые контакты и переговоры по возникающим вопросам взаимоотношений между берегами, а также по торговле. Фактически каналы неправительственных контактов уже открыты.

В апреле 1993 г. между председателем Ассоциации по развитию отношений между двумя сторонами пролива Ван Даоханем и председателем Фонда обменов между берегами Тайваньского пролива Гу Чжэньфу были проведены в Сингапуре переговоры, ознаменовавшие важный исторический шаг в отношениях между обеими сторонами Тайваньского пролива. В 1994 г. представители упомянутых организаций Тан Шубэй и Цзяо Жэньхэ встретились дважды (в Пекине и Тайбэе), что принесло удовлетворительные для обеих сторон результаты.

30 января 1995 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Цзян Цзэминь выступил с речью на тему «Продолжать бороться за великое дело объединения Родины», в которой были выдвинуты предложения из восьми пунктов, суть которых сводится к следующему:   твердо отстаивать принцип "одного Китая"; последовательно вести мирные переговоры между обеими сторонами Тайваньского пролива; всемерно добиваться мирного объединения, не давая обещания о неприменении силы; расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами; сообща продолжать и развивать лучшие традиции китайской культуры; возлагать надежды на тайваньских соотечественников; приветствовать визиты представителей политических партий и деятелей различных кругов Тайваня на континент и обмен мнениями по вопросам отношений между двумя берегами и мирного объединения Родины; руководители обеих сторон должны в соответствующем качестве совершать взаимные визиты. 

4-го марта 2005 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул предложение из четырех пунктов по развитию связей между двумя берегами Тайваньского пролива в новой обстановке, в соответствии с которыми следует решительно придерживаться принципа "одного Китая"; ни в коем случае прекращать усилия, направленные на достижение мирного объединения Родины; в решении тайваньского вопроса возлагать надежды на тайваньский народ; подтвердить твердую позицию в отношении раскольнических действий сторонников "независимости Тайваня". 

Со дня основания КНР 157 стран мира установили дипломатические отношения с Китаем. Все эти государства признают существование одного Китая, одного законного китайского правительства – Правительства КНР, а также статус Тайваня, как части Китая.

В марте 2005 г. на 3-й сессии ВСНП 10-го созыва был рассмотрен и принят "Закон КНР против сецессии", разработанный на основе Конституции.  Целью разработки данного закона является сдерживание сепаратистских сил, стремящих к "независимости Тайваня" и борьба с ними, содействие мирному воссоединению Родины, обеспечение мира и стабильности в районе Тайваньского пролива, защита суверенитета и территориальной целостности страны, коренных интересов китайской нации.  Таким образом, основные политические установки КПК и правительства КНР, направленные на решение тайваньского вопроса, закреплены законом. 

Природные ресурсы Тайваня

Несмотря на то, что на Тайване обнаружено более 50 видов минералов, остров в целом небогат минеральными ресурсами. Среди полезных ископаемых наиболее важен уголь, запасы которого в районе Тайбэя и некоторых других областях достигают 254 млн. тонн. 

Неподалеку от Тайбэя обнаружены месторождения меди и золота. Запасы железа и песка незначительны. К северу от Тайбэя найдены сера и серный пирит (около 2,5 млн. тонн). Велики запасы мрамора и известняка в Хуаляне на восточном побережье – 330 млн. тонн. В районе Хуаляня расположены также основные месторождения доломита (мрамора или известняка, насыщенного карбонатом магния). 

В небольших объемах найдены нефть, фосфор и природный газ. Обнаружены также марганец, асбест, тальк, песок для производства стекла и другие полезные ископаемые. Соль производится путем выпаривания морской воды. 

Горные участки острова богаты лесом. На Тайване добывается значительное количество камфарного сырья. 

Экономика Тайваня

Частный сектор: Правительством учрежден консультативный комитет, осуществляющий наблюдение за производством; главная задача этого органа состоит в оказании содействия внешней торговле. Существует только один орган кооперативного кредитования – Кооперативный банк Тайваня, находящийся в общей собственности правительства и кооперативов. Помимо этого учреждены четыре частных коммерческих банка. 

Общественный сектор: В целях стимулирования расширения производства и экономического роста, начиная с 1953 г. правительство принимает четырехлетние планы экономического развития. Десять государственных предприятий осуществляют отраслевую государственную монополию по производству (добыче) следующей продукции (оказанию услуг): сахар, нефть и газ, удобрения, алюминий, медь, судостроение и судоремонт, железнодорожный транспорт. 

С тем, чтобы ускорить темпы экономического развития правительство контролирует частные предприятия и оказывает им помощь в освоении новых технологий и размещении иностранных инвестиций. Большинство предприятий обрабатывающей промышленности сотрудничают с иностранными компаниями в технических областях. 

Островное положение Тайваня обусловливает ограниченность его внутреннего рынка и ресурсов. Поэтому в целях поддержки производства и уменьшения его себестоимости он должен активно участвовать во внешней торговле и осваивать зарубежные рынки. В будущем, несмотря на низкую стоимость рабочей силы, следствием успехов и быстрого экономического роста может стать ее дефицит. 

Сельское хозяйство 

Четверть территории Тайваня занята землями сельскохозяйственного назначения и возделывается. Обрабатываются также заболоченные местности, сухие русла рек и подверженные воздействию приливов участки земли в западной части острова. 

Основная сельскохозяйственная культура – рис, плантации которого занимают свыше 400 тыс. га.  На большинстве рисовых полей получают два урожая в год и почти две трети выращиваемого риса. 

Еще одна важная сельскохозяйственная культура, занимающая почти 100 тыс. га возделываемых земель – сахарный тростник. Чайные плантации расположены преимущественно в северной части острова, конопляные и джутовые – в южной, центральной и восточной. 

Основная экспортируемая сельскохозяйственная культура – ананас. В большом числе выращиваются и экспортируются овощи и такие фрукты, как бананы, «личжи», «лунъянь», персики, арбузы и апельсины. Общее количество выращиваемых овощей удовлетворяет спрос населения острова. 

Лесное и рыбное хозяйство 

Благодаря преимущественно горному рельефу, Тайвань богат лесом. Вопросы лесопосадки, лесозащиты и лесопользования находятся в ведении Лесного ведомства Тайваня. Годовой объем производства в лесной отрасли (включая производство фанеры) составляет около 1 млн. м3, не считая леса, идущего на дрова. 

Добыча рыбы осуществляется в объеме до 650 тыс. тонн в год. Около 12 % этого объема приходится на продукцию рыбоводства. Лов ведется в реках и прибрежных водах. Благодаря теплому тихоокеанскому течению, в районе к востоку от острова ведется активный промысел рыбных ресурсов, в особенности тунца. В целях оказания содействия развитию рыбной отрасли и увеличения рыболовецкого флота создано Тайваньское ведомство рыбного хозяйства. 

Предложения из восьми пунктов

1. Твердое отстаивание принципа одною Китая - это основа и предпосылка мирного объединения Родины. Суверенитет и территорию Китая недопустимо расчленять ни при каких обстоятельствах. Следует решительно выступать против любых слов и действий, нацеленных на создание «независимого Тайваня», решительно отвергать все концепции, ратующие за «раскол и раздельное управление», за «два Китая на определенный период времени» и т. д. и т.п.

2. Мы не возражаем против развития экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами на общественном уровне. Согласно принципу одного Китая и в соответствии с уставами соответствующих международных организаций. Тайвань под названием «Тайбэй Китая» уже состоит в Азиатском банке развития, участвует в Совещании по вопросам экономического сотрудничества Азиатско-тихоокеанского региона, является членом других международных экономических организаций. Однако мы протестуем против акций Тайваня, направленных на так называемое «расширение международного жизненного пространства» и имеющих целью раскол страны под видом «двух Китаев» либо «одного Китая и одного Тайваня». Все патриотически настроенные тайваньские соотечественники и дальновидные деятели понимают, что подобные акции не решают вопроса. Наоборот, они позволяют тайваньским сторонникам «независимости» с большей наглостью срывать процесс мирного объединения. Только мирное объединение страны на деле даст тайваньским соотечественникам возможность вместе со всеми народами Китая сполна ощутить то уважение и почет, каким окружают нашу великую Родину на международной арене.

3. Переговоры между двумя берегами по мирному объединению — наша неизменная платформа. В ходе этих переговоров к ним можно подключить наиболее авторитетных деятелей из различных партий и общественных организаций обеих сторон. В докладе на XIV Всекитайском съезде КПК, состоявшемся в октябре 1992 г., я говорил: «На основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы, включая обсуждение с тайваньской стороной вопроса о порядке проведения двусторонних официальных переговоров, определение их формы, приемлемой для обеих сторон». Говоря о том, что «на основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы», мы подразумеваем, конечно, разные проблемы, в которых заинтересованы тайваньские власти. Нами не раз предлагалось провести переговоры насчет официального прекращения состояния вражды между двумя берегами и это постепенного осуществления мирного объединения. Здесь я еще раз со всей серьезностью предлагаю провести такие переговоры, притом в качестве первого шага обе стороны могут договориться о том, чтобы официально прекратить состояние вражды между двумя берегами. На этой основе обе стороны возьмут на себя обязательство защищать суверенитет и территориальную целостность Китая, планировать дальнейшее развитие отношений между двумя берегами. Что касается наименования, места и формы политических переговоров, то приемлемое для обеих сторон решение в конечном счете можно будет найти, если пораньше начать консультации на равных началах.

4. Нужно всемерно добиваться мирного объединения, придерживаться принципа, в соответствии с которым китайцы не воюют с китайцами. Не давая обязательства не применять силы, мы тем самым действуем наперекор вовсе не нашим тайваньским соотечественникам, а против попыток внешних сил вмешиваться в дело объединения Китая и осуществить замысел относительно «независимости Тайваня». Мы вполне уверены в том, что соотечественники, проживающие на Тайване, в Сянгане, Аомэне и за границей, понимают эту нашу принципиальную позицию.

5. В условиях развития мировой экономики в XXI веке необходимо всемерно расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами во имя совместного процветания и счастья всей китайской нации. Мы выступаем за то, чтобы политические разногласия не сказывались на экономическом сотрудничестве двух берегов, не мешали ему. Мы будем и впредь неизменно проводить политику поощрения тайваньских инвесторов, претворять в жизнь «Закон КНР об охране инвестиций соотечественников с Тайваня». Независимо от обстоятельств нами будут практически гарантироваться все законные права и интересы тайваньских предпринимателей. Надо и дальше расширять взаимное общение и обмен между соотечественниками двух берегов, укреплять взаимопонимание и взаимное доверие. Установление прямых почтовых, транспортных и торговых связей — это не только объективная потребность развития экономики и всестороннего общения между двумя берегами. Это отражает интересы соотечественников и с той, и с другой стороны, поэтому очевидна необходимость предпринять практические шаги для скорейшего установления таких тройственных прямых связей. Надо содействовать деловым переговорам сторон. Мы согласны на основе взаимных льгот и выгод вести переговоры и заключать на гражданских началах соглашения об охране прав и интересов тайваньских инвесторов.

6. Богатейшая пятитысячелетняя культура, созданная сыновьями и дочерьми народов Китая, от начала до конца является связующим духовным звеном, соединяющим всех китайцев, важной основой для осуществления мирного объединения, Соотечественникам с обоих берегов предстоит сообща продолжать и развивать лучшие традиции китайской культуры.

7. 21 млн. тайваньских соотечественников, как уроженцы самой провинции Тайвань, так и других провинций, являются китайцами во плоти и крови. Нам следует полностью считаться с их образом жизни и желанием быть хозяевами самим себе, защищая их законные права и интересы. Наши соответствующие партийные и правительственные органы, в том числе аккредитованные за рубежом, должны крепить связи с соотечественниками с Тайваня, прислушиваться к их мнениям и запросам, принимать в расчет и идти навстречу их интересам, максимально помогать им в преодолении трудностей. Нам хотелось бы, чтобы на острове Тайвань была социальная стабильность, чтобы экономика там развивалась и люди жили зажиточно. Нам также хотелось бы, чтобы все политические партии Тайваня содействовали развитию отношений между двумя берегами с позиции разума, дальновидности и конструктивности. Мы приветствуем обмен мнениями с тайваньскими политическими партиями и деятелями различных кругов по вопросам отношений между двумя берегами и мирного объединения, приветствуем также их посещения и визиты. История навеки запомнит заслуги тех, кто внесет свой вклад в великое дело объединения Родины.

8. Мы приветствуем визиты руководителей тайваньских властей в соответствующем качестве. Мы также готовы принять приглашение тайваньской стороны посетить Тайвань. Можно совместно обсудить государственные дела, а можно для начала обменяться мнениями только по некоторым вопросам. Даже взаимные поездки друг к другу, и те будут полезны. Наши дела, дела китайцев, должны решаться нами самими, здесь не требуется никакого внешнего форума. От одного берега до другого рукой подать, люди с надеждой смотрят друг на друга, и общение рано или поздно начнется, ведь нельзя же, как говорится, «до самой смерти не ходить друг к другу».

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования