header left
header left mirrored

Историко-этнографические процессы в Синьцзяне

Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
"Cиньцзян: Этнографический очерк", автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

  Историко-этнографические процессы в Синьцзяне 

Синьцзян-Уйгурский автономный район расположен на северо-западной окраине Китая, на востоке граничит с провинциями Ганьсу и Цинхай, на юге примыкает к хребту Куньлунь, отделяющему Синьцзян от Тибета, на северо-востоке граничит с Монголией, на севере граничит с Россией, на северо-западе с Казахстаном, на западе с Киргизстаном, Таджикистаном и Афганистаном, на юго-западе с Пакистаном. Район Синьцзяна в китайской истории назывался в древности “Западными территориями”.  Его положение на стыке двух материков - Европы и Азии - обусловило оживленную миграцию народов. Этот край, изобилующий обширными пустынями, перерезаемыми зелеными коридорами оазисов, издревле отличался этнической пестротой.  На протяжении веков одни этносы прекращали свое существование в качестве самостоятельных (вместе со своим языком и религией), но отклики о их существовании сохранились в других национальностях.  Проживающие на территории СУАР 13 «коренных» национальностей прошли в истории сложный процесс смешения, ассимиляции и рестру­ктуризации. 

Как свидетельствуют данные археоло­гических и антропологических изысканий, в доисторические времена Синьцзян населяли племена белой расы индоевропейской группы (саки), относящиеся к монголоидной расе племена (цяны) и промежуточные этносы. 

Одно время главной этнической общностью Синьцзяна были цяны, относящиеся к древнекитайско-тибетской языковой группе.  Обнаруженные археологами на территории Синьцзяна кольцеобразные ракушки (служившие деньгами), добывавшиеся в Восточно-Китайском море, а с другой стороны, обнаруженные в Хэнани, в захоронении богатого рабовладельца поздней эпохи Шан (17-11 вв. до н.э.) изделия из хотанского нефрита свидетельствуют о суще­ствовании в глубокой древности торговых связей между цянами и внутренними районами Китая. В книге «Предание о царе Му-ване» описывается путешествие царя Му-вана (династия Чжоу) в Западные территории.  Он посетил районы Чима, Жунчэн, Чжэньхань, Сиванму, Шоуюй, Чжугань.  Население всех этих мест говорило на языке, понятном для приезжего из внутренних районов Китая, то есть вероятнее всего это были цяны. 

Во 2-м веке цяны перестали играть главенствующую роль в этнографической архитектонике Западных территорий, на главное место выдвинулись племена саков индоевро­пейской языковой группы, относящиеся к белой расе.  Люди сакских племен занимались торговлей, в частности продавали в Западные страны шелк китайского производства.  Уже тогда был проторен торговый путь из Азии в Европу, получивший в истории название Шелкового пути.  От названия шелка «serеs» в европейских языках произошло название «seris» («сайлис»), которое означало торговцев шелком - выходцев из нынешнего Синьцзяна, постепенно название «сайлис» распространилось на всех китайцев вообще. 

Что касается третьего этнического типа, то это были метисы, занимавшие промежуточное положение между цянами и саками. 

На первых порах торговля между внутренними районами Китая с Западными тер­риториями имела ограниченный масштаб и включала использование денег-ракушек в обмен на синьцзянский нефрит, но постепенно торговля разрослась, на Шелковом пути наступило оживление, что укрепило связи Западных территорий с Центральной Китайской равниной.  В 119 - 115 годах до н.э. китайский император (дин. Западная Хань, 206г. до н.э. - 25г.) послал в Западные территории экспедицию во главе с Чжан Цянем.  Эта экспедиция способствовала установлению между Центральной Китайской равниной и Западными территориями прочных постоянных связей, был официально проторен торговый караванный путь (Шелковый путь), экспедиция явилась прологом присоединения Западных территорий к династии Западная Хань.  

В 60 году до н.э. правительство Западной Хань учредило в Западных территориях должность наместника, что означало включение этих территорий в карту государственных владений Китая.  Начиная с Западной Хань в исторических летописях Древнего Китая стали значительно чаще встречаться упоминания о Западных территориях этнографического характера.  Так есть упоминания о населении «36 царств Западных территорий.  В облике одних явно были черты саков (высокое переносье, глубокие глазницы, густая волосяная растительность на лице), другие были похожи на ханьцев (цяны, у которых не росли борода и усы), третьи имели черты смешанной желто-белой расы.  В более поздний период в Западных территориях появились племена сюнну монголо-тунгуской языковой группы (северная ветвь монголов).  Кроме того, после того, как центральное китайское правительство учредило в Западных территориях должности наместника «духу» и военачальника «уцзи», в Западные территории переселилось немало ханьцев, составивших самостоятельную этническую группу. 

Племена, проживавшие к северу от Тяньшаня, занимались главным образом кочевым скотоводством и вошли в историю под названием «синго» (кочевые племена), среди них гла­венствующее положение занимали сначала сюнну (2 в. до н.э. - 2 в. н.э.) и северные сюнну, а позднее сяньбэй и жужани. 

Сяньбэй и жужани принадлежали к Алтайской языковой группе (говорили на древнеманьчжурском и древнемонгольском языках).  В более поздний период активизировались тюрки, которые заняли главенствующее положение в Западных территориях.  В 12 - 13 веках существовало государство Западная Ляо, созданное киданями;  в 13 веке в результате военных походов монголов территории к северу от Тяньшаня оказались под властью монгольского хана, в период с 1634 по 1755 год монголы основали здесь Чагэтайское ханство, Восточно-Чагэтайское ханство и Джунгарское ханство (основателями последнего были ойраты).  Вплоть до установления Цинской династии в Китае (1644-1911) за обширной территорией к северу от Тяньшаня укрепилось название «Джунгария». 

К югу от Тяньшаньского хребта население вело оседлый образ жизни, и о здешних госуда­рственных образованиях говорили как о «государствах-городах».  Население этой области относилось к восточно-иранской ветви индоевро­пейской языковой группы. Главными госуда­рствами-городами на территории нынешнего Южного Синьцзяна были Цюцы, Яньци, Керия, Шулэ и Шаньшань.  У большинства из них имелась своя письменность.  В Яньци и Куче население говорило на восточно-тохарском, а также на западно-тохарском языках, в Лоулане и Хотане в употреблении была письменность «кхарошти», в Хотане говорили на керийском языке.  В описываемый период культура древних этносов индоевропейской группы в Синьцзяне пережива­ло кульминацию в своем развитии. Что касается оазисов Турфана и Хами на восточных отрогах Тяньшаня, то здесь, в древних государствах Гаочан и Иу сосредоточенно проживали ханьцы, переселившиеся с Центральной Китайской равнины.   В 327 году правители ханьской династия Ранняя Лян основали здесь Гаочанский округ «цзюнь», который постепенно разросся до размеров царства.   При династии Тан (618 -907) на месте Гаочанского царства был образован округ Сичжоу, просуществовавший до 803 года.   На древней стоянке Астана в Турфане археологи обнаружили большую коллекцию предметов обихода ханьцев, свидетельствующих о концентрированном проживании в этом районе ханьцев.

Императоры Танской династии проводили политику раздельного подхода по отношению к ханьскому и «чужеродному» населению и сумели удержать власть над Западными территориями.  Северные предгорья Тяньшаня издавна были местом обитания кочевых тюркских племен, тогда как к югу от Тяньшаня существовали города-государства народов индоевропейской группы. Влияние цянов и монголо-тунгусов значительно ослабло, а численность ханьцев возросла, причем ханьцы расселились не только в Турфанской впадине, но и в восточной части северных отрогов Тяньшаня.  Местами сосредоточенного прожива­ния ханьцев были Сичжоу (Турфан), Тинчжоу (район от Джимсара до Чанцзи) и Ичжоу (район от Хами до Баркуля).  

Географическое положение Западных территорий на стыке Востока и Запада и Шелковый торговый путь обусловили узловую роль этого района, где перекрещивались торговые пути и культурное влияние Востока и Запада.   Принесенные из Персии зороастризм и манихейство, буддизм из Индии получили здесь широкое распространение.  Особенно популярным был буддизм.  К описываемому периоду относится появление таких буддистских памятников, как Кызылские пещерные храмы Тысячи Будд, Кумутурские пещерные храмы Тысячи Будд, монастырь Чжаогули в Цюцы, Буддистский монастырь в Керии и др.  Эти памятники - свидетельство сосуществования в Западных территориях многих культов и религий. 

В 40-е годы 9-го века в этнографической архитектонике Западных территорий произошли изменения, связанные с массовой миграцией сюда уйгурских племен, проживавших в районе между Алтайскими горами и горами Большого Хингана.  Дойдя до Турфанской впадины, уйгуры смешались с проживавшими там тюркскими народностями (гэлолу и др.), затем распространились по южным предгорьям Тяньшаня.  Постепенно они перешли к оседлому образу жизни.  Процессы этнографического смешения и ассимиляции продолжались и в новых местах их расселения, причем уйгурский язык (тюркской языковой семьи) занял господствующее положение.  Почти одновременно произошло распространение исламизма на восток из Караханского ханства (с центром в Каши). 

В 13 веке монгольские завоеватели покорили Западные территории, да и захватили власть над Центральной Китайской равниной, основав монгольскую по происхождению династию Китая - Юань.  Второй сын Чингисхана Чагэтай (?-1241) основал Чагэтайское ханство, в которое вошли районы к югу и северу от Тяньшаньского хребта и к востоку от реки Амударьи.  Позднее Чагэтайское ханство раскололось на Восточное и Западное ханства, в Восточном Чагатайском ханстве главным языком стал тюркский, а в годы правления Тимурленга («железного хромого») в качестве официальной религии был признан исламизм.  Кое-где, например, в Куче исламизм был введен силой.  К моменту основания Яркендского ханства в многочисленных городах-царствах на обширной территории Южного Синьцзяна в основном была завершена исламизация и введение тюркского языка. То был период, непосредственно предшествовавший формированию нынешней уйгурской национальности. И в этот же период произошло формиро­вание современных этносов в пределах Китая: казахов, киргизов, узбеков, таджиков и татар. 

Очевидно, что в этнографической истории Синьцзяна не было случая, чтобы одна-единственная этническая общность занимала центральное, довлеющее положение все время, с глубокой древности до наших дней. 

Современная этническая архитектоника Синьцзяна является результатом длительного процесса реструктуризации, смешения и ассимиляции разных этнических конгломератов и групп. 

Факты говорят о том, что несмотря на широкое распространение тюркского языка и исламизации в Синьцзяне все же продолжали сосуществовать бок о бок культуры и национа­льные особенности многих народностей.  В середине 17 века монголы находились в состоянии раздробленности, их племена делились на три части: одна находилась в северной части Монгольского плато, другая в южной, третья в западной.  Западные монголы назывались также ойратами - здесь был союз четырех племен: джунгарского, торгоутского, дорбутского и хошутского.  Джунгарское племя кочевало в районе к северу от Тяньшаня, в долине реки Бокк близ гор Сали к востоку от Тарбагатая, позднее джунгары покорили остальные три ойратских племени, захватили долину реки Или и создали Джунгарское ханство.  Таким образом на территории Синьцзяна сложились два правящих этноса: к югу от Тяньшаня правили хуэй (уйгуры-мусульмане), а к северу от Тяньшаня правили джунгары, религией которых был буддизм (тибетская разновидность).  Джунгары то и дело предпри­нимали военные набеги на окраинные районы Китайской империи: Цинхай, Тибет и другие места.  Правительство династии Цин (1644-1911) в 1690-1757 годах вынуждено было не раз посылать войска для отпора джунгарам и, наконец, подавило непокорных. 

Установив свою власть над Синьцзяном, цинское правительство тем самым воспрепятствовало экспансии Царской России на Восток и набросало абрис государственных владений Китая на Западной окраине.  В Синьцзяне были заложены основы для дружественного сосу­ществования 13 национальностей, которые считаются в Синьцзяне «коренными».  В период правления Цинов, в 1771 году мигрировавшие в Поволжье в 1628 году торгоуты, не пожелавшие жить в условиях политики национального угнетения, проводимой царской администрацией, вернулись на Родину, в Синьцзян.  Во главе их стоял Убаси-хан.  Кроме того, в Синьцзяне осели выходцы из казахов, киргизов, узбеков, таджиков, татар и других национальностей Средней Азии, не пожелавшие жить под властью Царской России.  Цинское правительство предприняло в целях укрепления западной границы заселение окраин переселенцами из внутренних районов, в том числе военными частями, которые, наряду с охраной границ, распахивали целину и сеяли хлебные культуры, обеспечивая себя провиантом.  В числе переселенцев были, помимо ханьцев, также хуэй, маньчжуры, сибоцы, дауры.  Все эти народности сыграли свою роль в политической и хозяйственной жизни Синьцзяна.  Из 13 «коренных» национальностей русские пришли в Синьцзян позже остальных национальностей, а именно в начале 20 века. 

По языковому признаку 13 национальностей Синьцзяна можно разделить две большие группы: этносы, говорящие на тюркском языке, и этносы, говорящие на других языках, помимо тюркского.  По религиозному признаку также можно выделить две группы: этносы, исповедующие ислам - уйгуры, киргизы, казахи, таджики и хуэй; и этносы, исповедующие другие религии, помимо - ислама.  По социальному положению и роду хозяйственной деятельности национальности Синьцзяна можно разделить на этносы, главным занятием которых является скотоводство (казахи, киргизы, таджики), и остальные народности, занимающиеся главным образом земледелием.  По признаку географического размещения можно выделить следующие группы: уйгуры проживают главным образом в Южном Синьцзяне, киргизы проживают в западной части Южного Синьцзяна, таджики проживают на Памирском плато, монголы и казахи проживают в Северном Синьцзяне, сибоцы проживают в Илийском округе, остальные национальности рассеянно проживают в разных местах к югу и северу от Тяньшаня. 

История свидетельствует о том, что в Синь­цзяне на протяжении длительного времени происходили этногенетические процессы: миграция, смешение, ассимиляция разных народностей.  В результате сегодня Синьцзян является районом проживания многих национальностей, между которыми существуют сложные родственные (близкие и отдаленные) и кровные связи.  Все эти народности существуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, практически неотделимы друг от друга.  У них общая судьба, общие пути развития и прогресса.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования