header left

К теме:

Этнические группы КНР

Другие разделы:

Гос.устройство Китая

Бизнес с Китаем

www.chinadata.ru

 

 

 

header left mirrored

Происхождение народа чжуан

Чжуан-дунские народы являются самой значительной по численности группой среди национальных меньшинств КНР, их насчитывается свыше 10 млн чел. Самыми крупными из чжуан-дунских народов являются чжуан — 7.5 млн чел., а также буи— 1280 тыс. чел. и дун — 710 тыс. чел. Чжуан-дунские народы преимущественно расселены в Гуанси-Чжуанском автономном районе, провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Хунань и Гуандун.

Проблема происхождения чжуан-дунских (или тайских) народов в значительной степени связана с аустрической проблемой и теорией заселения юга Восточной Азии мигрантами из Юго-Восточной Азии и индонезийского островного мира. Наиболее полно эту точку зрения изложил в 40-х годах XX в. Пауль Бенедикт, который, принимая за протоаустрический субстрат один из диалектов языка народности ли, живущей на о. Хайнань и сравнивая его с языками мяо, вьетнамским и тайским, считал все перечисленные языки аустрическими. Вьетнамцев и индонезийцев он относил к протоаустрическим пародам на том основании, что предками и тех и других считались упоминаемые в древних хрониках «юэ». Однако никто из исследователей, разделяющих концепцию П. Бенедикта, не обратил внимания на то, что термин юэ в китайских летописях 1 имеет различное значение.

В древнейших китайских исторических памятниках упоминаются племена саньмяо, которые расселялись к югу от р. Янцзы. Справа (т. е. на запад) от них — озеро Дунтин, слева (т. е. на восток) от них—озеро Пэнли (современное оз. Поянху), к югу от них находится гора Вэиынань, к северу — гора Хэншань».

Сопоставление археологических данных и письменных источников позволяет предполагать, что во II—начале I тысячелетия до н. э. между озерами Поянху и Дунтинху в единой группе племен саньмяо находились мань — предки народов мяо и яо — и некоторые группы юэ, стоявшие на неолитической стадии развития и, несомненно, являвшиеся автохтонным населением этих районов.

В период, предшествующий династии Хань, в районах к югу от среднего течения р. Янцзы и по морскому побережью (районы современных провинций Фуцзянь и Чжэцзян) древними китайскими историческими трудами зафиксированы следующие этнографические группы юэ: дунъюэ (на юго-восток от оз. Дунтин), минъюэ (приморские районы) и сиюэ (на запад от минъюэ, в современной провинции Гуандун).

Таким образом, в прибрежной полосе юго-восточного района материковой части Восточной Азии жили племена миньюэ и дунъюэ, бывшие, вероятно, предками малайско-полинезийских народов. На западе от миньюэ жили древние сиюэ и лоюэ (вьетнамская форма лак-въет), и т. п. — предки чжуан-дунских народов. От этой ветви частично происходят и вьетнамцы; это, видимо, первая из обособившихся и переселившихся в районы нынешнего Вьетнама группа древних юэ, встретившаяся там с предками мон-кхмеров, которые также участвовали в этногенезе вьетнамцев. В настоящее время многие советские, китайские и вьетнамские ученые считают, что вьетнамский язык относится к китайско-тибетской семье, давая вместе с тем объяснение наличию мон-кхмерских элементов во вьетнамском языке. Второй отделившейся от этой этнической общности группой, по всей вероятности, были предки современных ли острова Хайнань. Предки древних ли составляли наиболее удаленную к востоку ветвь этнического пласта чжуан-дунских народов, поэтому у них были определенные контакты с группой миньюэ. Отсюда — близость некоторых элементов языка ли к малайско-полинезийским языкам. Еще до переселения древних ли на о. Хайнань предки чжуан-дунских народов были, видимо, крупной этнической общностью с единым языком — праязыком всех современных чжуан-дунских народов. В конце I тысячелетия до н. э. эта этническая общность в исторических памятниках чаще всего именуется боюэ. Обычный перевод боюэ — «сто (все) юэ», однако есть основания видеть в данном термине этноним, так как у различных чжуан-дунских народов в той или иной форме древний этноним боюэ бытует как самоназвание. Возможно, что в I тысячелетии, н. э. началось разделение чжуан-дунской общности на более мелкие группы, давшие начало современным чжуан, тай, дун, шуй, маонань, мулао. Самым поздним было выделение народности буи, до сих пор сохраняющей наиболее тесные связи с чжуан в языке, материальной и духовной культуре.

Единство чжуан-дунских народов, их этническое родство не вызывает сейчас никакого сомнения. Ученые на богатом материале показали, что в языковом отношении чжуан-дунские народы, составляя самостоятельную языковую группу, имеют много языковых параллелей с языками группы мяо-яо, что, в свою очередь, является свидетельством существования во II тысячелетии до н. э. единой этнической общности предков современных чжуан-дунских народов и народов группы мяо-яо.

Таковы общие истоки этногенеза и этнической истории народов чжуан-дунской группы, которые в силу более раннего, чем у других народов южного Китая, развития экономики и культуры, оседлого образа жизни и использования поливного земледелия, уже в первые века нашей эры играли значительную роль в сложении особенностей культуры и быта пришлого китайского населения областей к югу от р. Янцзы.

ЧЖУАН

Народ чжуан — самый крупный из некитайских народов КНР — прошел путь, отмеченный многими героическими событиями. К 1958 г. общая численность чжуан в Китае достигала свыше 7.5 млн чел.

В Гуанси-Чжуанском автономном районе чжуан более 7 млн чел., они населяют 73 уезда и города этого района, но наиболее сконцентрированы в 42 уездах на западе и в центре. Кроме того, 480 тыс. чжуан (этнических групп нун и ша) обитает в провинции Юньнань, 116 тыс.— в провинции Гуандун и 14 тыс. — в провинции Гуйчжоу. Таким образом, чжуан, проживающие в Гуанси, где они занимают 130 тыс. кв. км, или 60% всей площади, и составляют 37% ее населения, являясь наиболее компактной группой этого народа.

Бывшая провинция Гуанси (ныне Гуанси-Чжуанский автономный район), место основного обитания чжуан, является одной из самых плодородных областей Китая. Четыре горных хребта пересекают ее вдоль и поперек. Однако это хребты невысокие, самые значительные вершины не достигают 1.5 км над уровнем моря. Реки имеют широкие плодородные долины, из которых наиболее славятся своими благодатными почвами долины рек Цзоцзян, Юцзян и Хуншуйхэ.

Климат в основном субтропический, осадков выпадает много, и вегетационный период длится круглый год. Благоприятный климат, благодатная почва создали условия для произрастания более 5000 видов растений. Недаром Гуанси называют ботаническим заповедником Китая. Недра здесь богаты залежами угля, марганца, олова, вольфрама и нефти.

У чжуан четыре наиболее распространенных самоназвания — бучжуан, буту, буи и бунун. Китайцы зовут их чжуан.

5 марта 1958 г. был создан Гуанси-Чжуанский автономный район, включающий всю территорию бывшей провинции Гуанси. Столицей района стал город Наньнин.

Язык

Чжуан по языку относятся к чжуан-дунской группе китайско-тибетской семьи языков. Особенно близок языку чжуан язык народа буи, который в настоящее время пользуется почти такой же письменностью, как и чжуан.

Язык гуансийских чжуан включает два диалекта — южный и северный, они разграничены реками Юйцзян и Юцзян. Существенными различиями диалектов являются фонетические расхождения. Ни основного словарного фонда, ни грамматического строя диалектные различия почти не затрагивают. Таким образом, чжуан обладают исторически сложившейся языковой общностью.

Это имело большое значение для успешного распространения новой фонетической письменности и оказывает заметное влияние на весь ход культурного строительства у чжуан. Компактное проживание основной группы единого народа, его языковая общность играют выдающуюся роль в деле национального формирования чжуан, чему также способствует историческое единство культуры и экономики этого народа.

Происхождение народа чжуан и его история

Проблема происхождения чжуан, а следовательно, и других народов одной с ними языковой группы представляется чрезвычайно сложной, а недостаток материала не позволяет делать окончательные выводы.

Как уже отмечалось выше, племена, известные во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. под этнонимами лоюэ и боюэ, являлись предками чжуан-дунских народов, а следовательно и чжуан, бывших, очевидно, уже с того периода коренным населением современного Гуанси- Чжуанского автономного района. О том, что в этническую территорию древних лоюэ входили и районы современного обитания чжуан Гуанси, мы находим свидетельства в ряде поздних исторических памятников. Так, в географическом разделе хроники X в. н. э. «Цзютаншу» говорится: «На севере уезда (Сюньхуа) воды реки, это река Цзанкэ, в просторечии она называется Юйчжуан, или Лоюэ, а то еще говорят Вэнь. Это и есть древние земли (племен) лоюэ». В историческом памятнике того же времени «Тайпинхуаныойцзи» также отмечается, что современный уезд Гуйсянь является местом обитания древних лоюэ. Именно в районе, населенном древними лоюэ, т. е. прежде всего в пределах Гуанси, в III в. до н. э. и возникло «государство» Наньюэ.2

Наньюэ, по всей вероятности, было ранней формой объединения не всех древних лоюэ,3 а только той их части, которая была известна уже тогда как боюэ и среди которых основную роль играли предки собственно чжуан.4

В 195 г. до н. э. император ханьской династии У-ди вынужден был признать независимость Наньюэ. К сожалению, об этом государственном образовании сохранились лишь отрывочные сведения, которые сводятся к тому, что люди Наньюэ занимались подсечно-огневым земледелием, что они не знали письменности и не умели выплавлять железо; все население подразделялось на многочисленные племена, которые имели своих вождей. Вождям соплеменники обязаны были подносить подарки. В случае смерти близкого жители Наньюэ приносили жертву небу.

Достаточных оснований считать Наньюэ государством нет. Это объединение, созданное политиком, бывшим военачальником Циньской империи Чжао То, носило временный характер. Чжао То попытался ввести административную систему, характерную для Китая, но для этого еще не было условий. Наньюэ, по свидетельству памятника «Цяньханыпу», получало от Китая железные изделия, а главное — оружие; от о позволило Китаю осуществлять экономическое давление на Наньюэ. В I в. до н. э. ханьские императоры начали войну с Наньюэ. В 43 г. до н. э. боюэ потерпели решающее поражение и Наньюэ распалось. Одна часть племен ушла на запад в горы, другая — по южному побережью Гуандуна на юго-запад, в районы Юго-Восточной Азии.

После разгрома Наньюэ в исторических памятниках для тех же районов Гуанси, где обитали древние лоюэ и боюэ, мы находим различные этнонимы, восходящие к древнему наименованию предков чжуан. Так, в географическом разделе хроники VII в. «Суйшу» говорится: «Ли и ляо, которые ценят бронзовые барабаны, повсеместно встречаются в 25 округах области Линнань» (древнее китайское название областей к югу от циньского и ханьского Китая, современных Гуанси и Гуандуна). Сообщая о населении этих же районов, исторический памятник X в. «Тайпии- хуаныойцзи» отмечает, что на территории современного уезда Гуйсянь «вдоль подножья гор на несколько сот ли все лижэнь — это тоже варвары...»

Таким образом, лоюэ (позднейшие ляо и ли5) древних и средневековых письменных источников являются ранними насельниками современного Гуанси-Чжуанского автономного района, а исторические названия лоюэ-ляо-ли — вероятные изменения одного из этнонимов предков чжуан. Эти данные позволяют говорить о непрерывном обитании предков чжуан в пределах современного Гуанси-Чжуанского автономного района на протяжении тысячелетий.

Вплоть до X—XI веков этноним чжуан в исторических хрониках не упоминается. В результате китайского завоевания земель к югу от Янцзы часть боюэ была ассимилирована китайцами. К X в. н. э. группа племен боюэ как единое целое перестала существовать. Это было вызвано еще и тем, что с прогрессом производительных сил происходил быстрый процесс разложения первобытнообщинного строя этих племен, обособление одной группы от другой. В силу сложившихся исторических условий из всех прежних боюэ выделяется своим социально-экономическим развитием группа племен, консолидирующихся в народность чжуан. В отчете о посещении иных земель чиновником китайской династии Сун Фань Чэн-да говорится о «белых чжуан», населяющих Гуанси. У этих чжуан, пишет Фань Чэн-да, имелись письменные знаки, свои законы и обычаи, свои правители и чиновники.

Таким образом, начиная со времени сунской династии (X—XIII вв.) в китайских исторических хрониках уже говорится о народе чжуан, достигшем высокой ступени хозяйственного и культурного развития и начавшем длительную борьбу за свою независимость. В ответ на попытку императоров династии Сун изгнать чжуан с равнинных районов Гуанси и южной Хунани чжуан подняли одно из самых значительных в своей истории восстаний. Под руководством Нун Чжигао 6 восставшие отбили натиск китайских войск, освободили область Нинчжоу и провозгласили государство Наньтяньго («Небесное государство Юга»). В течение первых месяцев войны с императорским Китаем преимущество было на стороне армии чжуан. Они заняли область Цзючжоу и осадили город Гуанчжоу. Но силы оказались неравными. Оправившиеся от первых поражений, китайские войска в конце концов сумели разгромить государство Наньтянь и присоединить чжуанские земли к Китаю. В период господства в Китае монгольской династии Юань (XIII—XIV вв.) и династии Мин (XIV—XVII вв.) чжуан неоднократно поднимались на борьбу против феодально-национального гнета. В этой борьбе, которая встречала поддержку у китайского крестьянства, крепло этническое единство чжуан и их связи с другими угнетенными народами, и прежде всего с мяо, яо, дун, буи, населявшими соседние районы и провинции.

Особенно ярко сказалось это единство в годы великой крестьянской войны — движения тайпинов, направленного против маньчжурской династии Цин (1644—1911 гг.) и феодального гнета.

В 1851 г. в Гуанси к восстанию, поднятому Хун Сю-цюанем и Ян Сю- цином, примкнул крупный чжуанский помещик Вэй Чанхуэй. Он привел более 1000 чел. под знамена тайпинов и стал одним из вождей Тайпин- тяньго. Вэй Чанхуэй носил титул «царь севера» (бэйван). По мере расширения тайпинского восстания в ряды повстанцев вливались новые и новые отряды, сформированные из чжуан. И даже в то время, когда Вэй Чанхуэй, видя, что восстание против маньчжурской династии выливается в антифеодальное движение крестьянских масс, в силу своей классовой принадлежности пошел против тайпинов, против их выдающегося вождя Ян Сю-цина, многие тысячи чжуан остались верными целям восстания. Они продолжали борьбу бок о бок с китайцами и мяо в тайпинской армии Ши Да-кая.

Тайнинское восстание потерпело поражение, но оно явилось прологом освободительной борьбы народов Китая против иностранного и феодального гнета. Чжуан героически сражались вместе с другими народами в отрядах армии «Черных флагов» против французской агрессии в Китае и Вьетнаме. В годы гражданской войны в Китае 1927—1937 гг. чжуан вместе с братскими народами создали более десяти советских районов в междуречье Цзоцзян и Юцзян, организовали в те годы 7-ю и 8-ю Красные Армии Китая. Навсегда сохранится память о верном сыне народа чжуан Вэй Бацюне, выдающемся военачальнике революционных войск, отдавшем жизнь за победу народной революции. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования