header left
header left mirrored

Буи: язык, этногенез и история

Народность буи принадлежит к числу крупных национальных меньшинств Китая. По данным переписи 1953—1954 гг. их насчитывалось 1 247 883 чел., по данным 1959 г. — около 1270 тыс. чел. Все они живут в провинции Гуйчжоу, причем наиболее компактно на юго-западе и юге провинции, где вместе с мяо буи образуют Цяньнаньский автономный округ народностей буи и мяо. В нем живет 855 тыс. чел. буи. В Цяньдун- наньском автономном округе народностей мяо и дун, в части его, примыкающей к Цяньнаньскому автономному округу народностей буи и мяо, живет свыше 16 тыс. буи. Остальные расселены среди китайского населения провинции Гуйчжоу, особенно к северу от г. Гуйян.

Самоназвания буи — буюэи, буи, буёй. В старой литературе они известны под названиями чжунцзя, туцзя, бэньди, шуйху, ицзу. В 1953 г. было решено принять в качестве единого названия всей народности наиболее широко встречающееся самоназвание — буи.

Язык

По языку буи относятся к китайско-тибетской семье языков, чжуан-дунской группе, языковой подгруппе чжуан. Различается три местных говора: говор буи южных уездов, па нем говорит свыше 500 тыс. чел., говор буи в основном восточных и северо-восточных уездов, на нем говорит свыше 400 тыс. чел., говор буи западных и северо-западных уездов, на нем говорит свыше 200 тыс. чел. Существенной разницы между этими говорами нет, есть только некоторые различия в фонетике, но это не является препятствием для общения. Среди 3500 отобранных для сравнительного изучения слов одинаковые слова составляют 70%.

Язык буи очень близок к языку чжуан, особенно к его северному диалекту. Чжуан северных районов Гуанси-Чжуанского автономного района и буи провинции Гуйчжоу свободно понимают друг друга. При сравнительном изучении диалектов языков чжуан и буи ученые установили, что диалектные различия в языке чжуан очень часто оказываются сильнее, чем между языком буи и северным диалектом языка чжуан. Все это позволяет предполагать, что у чжуан и буи по существу общий единый язык.

В ноябре 1956 г. в г. Гуйяне состоялась научная конференция по вопросу о создании письменности буи, в которой наряду с учеными приняли участие и кадровые работники буи. На конференции был принят проект письменности буи на латинской основе. В качестве норматива было решено принять говор уезда Хуэйшуй.

Этногенез и история

Этногенез и история буи по существу еще не разработаны. Наиболее распространенной яв. дется теория о переселении буи из провинции Гр аней, где они жили в районе нынешнего г. Наньнин, вместе с чжуан. Действительно, близость буи и чжуан несомненна. Более того, можно даже определенно утверждать этническое родство буи и чжуан. Очевидно, племена юэ, жившие в районе южнее р. Янцзы, составили основной пласт в их этногенезе. Родство буи и чжуан подтверждается анализом всей их материальной и духовной культуры. Показательно, что чжуан, живущие в северной части провинции Гуанси, имеют в подавляющем большинстве самоназвание буи. Нет ни малейшего сомнения в том, что территория нынешнего Гуанси-Чжуанского автономного района, заселенная народностью чжуан, входила в ареал формирования, народов чжуан-дунской группы. Буи являются коренным, во всяком случае самым ранним известным населением южных районов Гуйчжоу. Следовательно, ареал формирования народов чжуан-дунской группы включал и территорию, ныне за - нимаемую буи в провинции Гуйчжоу. Таким образом, можно утверждать, что ранняя история буи, как и вся последующая, является совместной историей буи и чжуан. Названия этих народов — чжуан и чжунцзя, как тогда назывались в китайской литературе нынешние буи, в китайских хрониках появляются приблизительно в одно и то же время. Обращает на себя внимание также фонетическая близость названий этих народов — чжуан и чжунцзя — и их самоназваний.



История буи полна примеров неоднократных выступлений против господства феодалов. Уже в начальный период Тайпинского восстания буи приняли в нем участие, поднявшись против притеснений и произвола местных угнетателей. Славной страницей в истории буи является их героическая борьба против гоминьдановских поработителей. В западных районах расселения буи разгорелось пламя народной борьбы. Гоминь- дановцам, несмотря на все их усилия, не удалось подавить этого широкого народного движения, которое завершилось в 1949 г. освобождением буи от гоминьдановского ига.

Основные занятия

Основным занятием б^и является земледелие. Природные условия юга Гуйчжоу благоприятны для этого: зима сравнительно теплая, среднегодовая температура выше +15°, количество осадков вполне достаточное (1100—1400 мм); речная сеть широко разветвлена; земли плодородны. Преобладают поливные поля. Буи — искусные земледельцы. Они, так же как чжуан и мяо, получают высокие урожаи заливного риса. В северных районах расселения буи снимается один урожай риса, в южных —два урожая. На поле вносится большое количество удобрений, главным образом навоза. Вспашку производят легкими деревянными плугами южнокитайского типа, имеющими железный наконечник. В плуг впрягается буйвол или бык. Универсальным сельскохозяйственным орудием является мотыга: ею рыхлят землю, если нет плуга и скота, чтобы вспахать поле; ею пропалывают поле, при ее помощи убирают урожай клубнеплодов. Сельскохозяйственные приемы буи очень близки к применяемым соседними народами, в частности чжуан.

На склонах гор сажают кукурузу, различные сорта батата, выращивают овощи, пшеницу, ячмень, рапс, сахарный тростник, хлопок, рами. Большие площади заняты табаком. Пшеница, ячмень, рапс являются в этих районах главными озимыми культурами. С одного му получали максимум 300 цзиней риса. Методы обработки земли были весьма примитивны. Пахали на глубину до 10 см. Удобрений в этих местах почти не вносили. Ранее широко был распространен еще подсечно-огневой способ обработки земли на горных склонах. После трех лет участок истощался, его забрасывали и расчищали новый.

Животноводство не играет существенной роли в занятиях буи. Разводят для работы в поле буйволов и быков, для целей транспорта — лошадей. Местами пастбищ для скота служат склоны гор. Зимой скот кормят рисовой соломой, добавляя в нее соль и отруби. Разводят свиней, овец, коз, а также домашнюю птицу (кур и уток).

В деревнях буи около домов часто растет несколько плодовых деревьев — банановых, мандариновых, сливовых и т. д. В лесах встречается свыше 100 различных древесных пород деревьев, есть еловые, туевые, камфорные деревья, эвкомия. В провинции Гуйчжоу, как и в других южных районах, широко распространено тунговое дерево, его экономическое значение весьма велико.

В приречных районах занимаются рыболовством.

Значительное развитие получили ремесла. В каждой деревне есть свои кузнецы, плотники, каменщики. Женщины искусны в прядении и ткачестве, почти в каждой семье имеется ткацкий станок. Распространено также плетение из бамбука. Плетеные изделия уезда Липо славятся по всему Китаю.

Раньше в районах расселения буи шоссейных дорог почти не было. Грузы переносились главным образом на плечах, перевозились на лодках по рекам или вьюками на лошадях.

Социально-экономические отношения

В прошлом основными классами общества буи были помещики и крестьяне. В общем по уровню политического и экономического развития буи существенно не отличались от населения соседних чжуанских районов. Концентрация земли в руках феодальной верхушки была очень высокой. Своей земли крестьяне буи имели очень мало. Малоземельные и безземельные крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков и кулаков. Условия аренды были самыми жесткими: не менее 50% урожая и, кроме того, не оплачиваемые отработки в течение нескольких дней. Но получить землю в аренду было делом отнюдь не легким. Если крестьянин не имел своего скота и инвентаря, то условия аренды были еще более тяжелыми (отдавалось до 70% урожая). Безземельные, а нередко и малоземельные крестьяне нанимались к помещику в батраки на различные сроки. За работу батраку платили совершенно ничтожную плату. Одной из основных форм эксплуатации феодальной верхушкой широких масс крестьянства было ростовщичество. Деньги и продовольствие помещик давал под залог участка земли, дома и т. д. Если крестьянин не был в состоянии вовремя вернуть долг и проценты, то заложенная земля или другое имущество переходили в руки заимодавца.

Крестьяне подвергались гнету не только со стороны местных феода- лов-буи, но и со стороны правящей верхушки старого полуфеодального- полуколониального Китая. Старики еще помнят о существовании в этих районах системы ту-сы, возникновение которой связано с приходом сюда в XVII в. значительного количества китайцев. В период гоминьдановского господства у буи, как и у других народностей Китая, была введена система баоцзя (круговой поруки). Бесчисленные поборы еще больше разоряли и без того обедневших крестьян.

У буи еще частично сохранялись некоторые пережитки первобытно* общинного строя. Так, в некоторых районах до самого последнего времени общей собственностью всех членов деревни являлись земли на склонах гор, в частности места для пастбищ. Сохранялись небольшие участки поливной земли, которыми сообща владела вся деревня. Эти участки обычно сдавались в аренду, доходы от них шли на устройство традиционных праздников, во время которых по обычаю жители всей деревни собирались вместе, закалывали быка или свинью, мясо съедали сообща. В некоторых местах еще до конца прошлого Ьека известной властью обладали старики, которые сообща решали порой очень важные вопросы (например, вопрос о принятии в деревню новой семьи).

Материальная культура

Деревня буи чаще всего имеет линейный характер, она вытянута по склону горы или вдоль реки. Разбивки на улицы в поселении нет. Деревня и прилегающие к ней земли имеют естественную границу (гребень гор, реку). Обычно в деревне живет около 30 родственных семей, объединенных двумя-тремя фамилиями. Дома бывают одноэтажные и двухэтажные. Дом каркасно-столбовой, стены деревянные. В южных районах есть дома с бамбуковыми стенами. Крыша двускатная, кроется черепицей, сланцем или травой. В двухэтажном доме первый этаж каменный, приспособлен для скота, второй жилой. Устройство одноэтажного дома и жилого этажа в двухэтажном доме одинаково. Это жилое помещение состоит из 3—5, реже 7 комнат. Легкие внутренние стены деревянные или бамбуковые..

В центре дома большая комната, играющая роль гостиной. В этой комната у задней стены находился семейный алтарь предков. Эта комната часто служила и столовой. В комнатах имеются столы, стулья, шкафы. За стеной, у которой находился алтарь предков, в доме обычно есть еще небольшая комната, служащая- спальней для старших членов семьи. По бокам гостиной располагаются внутренние^ боковые комнаты. Они несколько выступают вперед по отношению к гостиной. В одной боковой комнате находится очаг для приготовления пищи, хранится кое- какой сельскохозяйственный инвентарь, ступка; другая боковая комната служит спальней. Дети до 5 лет спят обычно с родителями, после 5 лет спят уже отдельно. Девочки и мальчики спят в разных комнатах. Кровать деревянная, обычно под пологом для защиты от комаров, есть матрацы, одеяла, покрывала, подушки. Если в комнатах места не хватает, то мужчины спят на чердаке, который также зачастую используется для хранения запасов продовольствия. В некоторых районах (особенно южных) для этой цели специально строят около дома небольшой амбар.

Пищу готовят женщины. В период сельскохозяйственных работ буи едят три раза в день (около 8 часов, около 12 часов и после работы, около 7 часов вечера), в свободное от сельскохозяйственных работ время — два раза (в 11 часов и в 6 часов вечера). Готовят пищу в железных котлах, которые ставят на печь, сложенную из камня и обмазанную глиной, или на металлический треножник. Посуда в основном покупная. Едят палочками. Воду держат в деревянных ведрах. В качестве хозяйственной утвари широко используется высушенная тыква-горлянка. Продовольствие хранят в сплетенных из бамбука корзинах самого различного размера. В пищу в основном употребляют рис, реже кукурузу, а также овощи и дикие травы. Добавляют различные специи (особенно перец). Пища обыкновенно имеет остро-кислый вкус. Очень широко распространены среди буи и любимы ими изделия из клейкого риса. Едят говядину, баранину, особенно любят свинину. Раньше лакомством было мясо собаки. Украшением стола является рыба, особенно свежая. Масло в пищу почти не употребляют. Буи любят пить вино, приготовленное из клейкого риса. Раньше вино приготовлялось в каждой семье, особенно на праздники, свадьбу и т. д.

Буи почти повсеместно носят в общем одинаковую одежду. В большинстве районов одежда остается неизменной, независимо от возраста владельца. Женщины искусные в прядении хлопка, почти все умеют ткать материю. Окрашивают материю местным индиго в синий цвет. Шьют одежду сами. Мужская одежда существенно не отличается от одежды чжуан. Женщины носят штаны и левополую кофточку. Женская кофточка имеет вышивку на рукавах, вокруг шейного выреза (ворота кофточка не имеет) и далее по краю левой полы до первой боковой застежки. Широко распространенным головным убором у мужчин и женщин является длинный кусок материи, повязанный на голове в виде тюрбана. Женская одежда буи района Бяньданынань отличается рядом особенностей. Женщины здесь до сих пор носят длинную юбку с обилием складок. Ткань юбки выкрашена способом батикования. Кофточка имеет более богатый узор вышивки. В этом районе одежда женщины различается и в ‘’зависимости от возраста. Девочки-подростки носят штаны и короткий левополый халат до колен, с поясом. В такой одежде они ходят до 14— 16 лет. После 17 лет они уже надевают кофту, несшитую юбку, фартук. Если раньше девочку выдавали замуж когда ей не исполнилось еще 14—16 лет, то она продолжала ходить в штанах и халате, но ей обязательно дарилась одежда взрослой женщины. До замужества девушка укладывает косы вокруг головы. После замужества делается другая, особая прическа: волосы зачесываются назад и коса укрепляется под углом, образуя выступ, поверх этой прически надевается также специальный головной убор — накидка.

Мужчины и женщины ходят босиком или носят сандалии из рисовой соломы,, из травы, а. также матерчатые туфли. Женские матерчатые туфли богато украшены вышивкой. Сейчас нередко используется покупная обувь.

Из украшений у буи наибольшее распространение имеют крупные серебряные ручные браслеты и гривны, различные серебряные заколки для волос. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования