header left
header left mirrored

Лаху, Куцун, Ачан

Народность лаху насчитывает 139 тыс. чел. Они в основном расселены в трех уездах провинции Юньнань — Ланьцан, Цзиндун и Шуанцзян. В местах преимущественного расселения созданы автономные уезды: автономный уезд Ланьцан народности лаху и автономный уезд Мэнлянь народности тай, лаху и кава.

Самоназвание — лаху, что означает ’тигр, съеденный сообща’. В этимологии самоназвания отразилось прежнее основное занятие лаху — охота. По преданиям, в древние времена лаху, разделенные на рода, объединялись для совместной традиционной охоты. Охотники должны были поймать живым тигра, которого затем убивали и съедали все сообща. Тигр на языке лаху — ла, а обряд коллективного поедания добычи — ху.

По языку лаху относятся к языковой подгруппе ицзу тибето-бирманской группы китайско-тибетской семьи языков.

Исторические сведения

Согласно преданиям, предки лаху обитали значительно севернее современных уездов Ланьцан и Цзиндун. Под натиском китайцев они пришли на юньнаньскую равнину, затем их оттеснили в район Дали, и уже в последние столетия они пришли в Ланьцан.

Учитывая эти.данные, а также обрядовое значение охоты на тигра и языковое родство, можно допустить, что древние лаху вместе с ачан и ицзу в прошлом представляли единство, социальным выражением которого явилось государство Наньчжао-Дали. Уничтожение этого государства привело к обособлению отдельных племенных групп.

Лаху в китайских исторических хрониках впервые упоминаются в XVII в. В 1726 г. они вместе с тай выступили против цинской монархии, но восстание было жестоко подавлено. Зверские расправы карателей не сломили боевого духи народа. Оставшиеся в живых ушли дальше на юг и продолжали борьбу. В 1887 г. цинское правительство направило крупные воинские части в район Ланьцан и Мэнлянь, рассчитывая навсегда привести к покорности лаху и кава, но каратели не добились успеха. Борьба против господства цинской монархии, а затем и гоминьдановской реакции не прекращалась долгие годы.

Хозяйство

Селения лаху большей частью расположены в горных субтропических районах Юньнани, где выпадают обильные осадки и течет множество горных рек и ручьев. При весьма благоприятных условиях для занятия поливным и богарным земледелием охота у лаху продолжала сохранять важное значение. Охота на диких животных и боровую птицу начиналась после уборки урожая (риса, кукурузы, овощей) и продожалась не менее одного месяца.

До 1949 г. селения лаху представляли собой сельскую общину во главе со старейшиной. Поливные земли и приусадебные участки находились в частной собственности членов общины, а лес и пустоши вокруг селения были собственностью всей общины. В годы цинской империи всеми лаху управляли 18 ту-сы и 22 ту-му, которым были подчинены старейшины. В большинстве общин феодальный способ производства был господствующим, лишь незначительное число общин лаху в отдаленных районах сохраняло свою независимость от феодальных управителей ту-сы.

Неполивные земли лаху обрабатывали подсечно-огневым способом. Урожаи были чрезвычайно низкие. Голод, нищета, эпидемии сопутствовали лаху на протяжении многих веков.

Несмотря на проникновение феодальных отношений, в жизни лаху устойчиво сохранялись традиции взаимопомощи. Особенно это проявлялось в постройке жилища. Жилище лаху — жилище малой семьи. Строят его всей общиной. Мужчины рубят лес или бамбук, а женщины собирают траву или тростник. Дом лаху имеет деревянные или бамбуковые стены и двускатную крышу, крытую соломой. Очаг сооружается в ямо, выкопанной в центре дома.

Семья, культура

Семья у лаху моногамная. Молодые свободны в своем выборе. Добрачные встречи во время лунных танцев и других молодежных игр дают возможность юноше и девушке испытать свои чувства. Влюбленные устраивают песенную перекличку на праздниках и обмениваются браслетами или другими украшениями, что символизирует их обоюдное согласие на брак. Вернувшись домой, юноша просит тетку или дядю со стороны матери сказать о его желании родителям. Если родители согласны, то они идут в дом невесты, чтобы в свою очередь просить ее дядю со стороны матери о согласии на брак молодых. На второй день после свадьбы молодые поселяются в доме невесты и три года работают на поле ее родителей, затем три года живут в доме жениха и работают в хозяйстве его родителей, после чего ставят свой дом.

Если же между молодыми нет согласия, то брак расторгается. Когда брак расторгнут, молодые могут вновь жениться и выходить замуж, что не вызывает никакого осуждения.

При отправлении различных обрядов и за праздничным столом особое значение имеет курица. Ее приносят в жертву духам, в особо торжественных случаях подают к столу, причем голову дают самому почетному гостю.

По своим религиозным воззрениям лаху анимисты. Широко распространен также культ предков. Отдельные их группы — буддисты и христиане.

После 1949 г. на латинской основе была создана письменность лаху. Прежде лаху для записей пользовались зарубками на деревянной дощечке. Если было нацарапано три прямых линии, это означало, что «писавший» готов вступить в торговую сделку. Если на верхнем конце дощечки был насыпан порох или вделана свинцовая пуля, это означало призыв к войне.

В 1954 г. действовала одна средняя и 63 начальных школы лаху, где обучалось 8000 детей. В 1958—1959 гг. число учащихся в школах составило 60—70% всех детей лаху школьного возраста.

В уездах Ланьцан и Мэнлянь с 1958 г. начато строительство современных промышленных объектов, на 40 существующих уже сейчас небольших предприятиях работают рабочие лаху.

КУЦУН

Куцун (общая численность свыше 3500 чел.) живут основной массой (свыше 3200 чел.) в уезде Цзиньпин (пров. Юньнань), самоназвание основной части — лахуси, небольшой группы — гэцо. Часть куцун (свыше 300 чел.) живет компактно в 4 деревнях горного районах уезда Иу. Китайцы прежде оскорбительно называли куцун ежэнъ (дикари).

Язык куцун близок языку лаху и относится к подгруппе ицзу тибето- бирманской группы. Языковая близость живущих в отдалении куцун и лаху, очевидно, говорит об их этнических связях, хотя ряд авторов сближает куцун с хани.

Куцун до середины XX в. почти не знали земледелия, ведя кочевой образ жизни охотников и собирателей. Охота и плетение были преимущественно мужскими занятиями, собирательство и ткачество — женскими. Употребляли деревянный и бамбуковый лук, стрелы и т. д. В каждой семье был небольшой металлический нож, представлявший собой универсальное орудие труда и оружие. С помощью палки-копалки и примитивных мотыг они ведут земледелие подсечно-огневым способом, сажают в основном кукурузу. В последние годы появилось поливное рисосеяние. Поле для риса вспахивают легким плугом, в упряжке буйвол. Около домов держат свиней, кур.

В деревне куцун живет обычно около 30 семей. Дома легкие, шалашеобразные, остов делается из бамбука или из тростника. Такой дом очень легко и быстро сооружается. Спят куцун вокруг очага.

Взрослые мужчины и женщины носят набедренные повязки из материи, коры кокосовой пальмы или листа банана, зимой используют шкуры. Женщины носят также серебряные украшения. Дети ходят голыми.

В питании куцун продукты собирательства и охоты играют довольно значительную роль. В последние годы все большее значение получают продукты земледелия (кукуруза и даже рис).

Старейшина родовой группы решал основные вопросы жизни группы: о распределении обязанностей между всеми членами группы, о переселениях, выборе места для нового поселения и т. д. У куцун существовал обычай: после смерти одного из членов деревни уходить на новое место, забрасывая старое. У куцун наряду с анимистическими верованиями развит культ предков. Для жертвоприношений предкам по мужской линии использовали рис.

В последние годы на развитие куцун все большее влияние оказывают соседние народы — тай, хани, хань (китайцы), яо.

АЧАН

Народность ачан насчитывает 18 тыс. человек. Селения ачан расположены в долине р. Даинцзян уезда Инцзян и в уездах Лянхэ и Лунгуань Дэхунского автономного округа тай и цзинпо провинции Юньнань. Область, включающая местности Хуса и Ласа уезда Инцзян и северо-восточную часть уезда Лянхэ, — основная для современного расселения ачан. Хуса и Ласа лежат в обширном горном ущелье на высоте 1.5 тыс. м над уровнем моря. Теплый субтропический климат, обильные дожди создают здесь благоприятные условия для земледелия.

По языку и духовной культуре ачан чрезвычайно близки к ицзу. Язык ачан относится к подгруппе языков ицзу тибето-бирманской группы китайско-тибетской языковой семьи.

Ачан являются потомками той племенной группы, которая в XIII в. н. э. выделилась из общего для ицзу древнего ствола после разгрома знаменитого государства Наньчжао-Дали. Будучи сопричисленными к правящим классам этого государства, ачан сохранили следы древней высокой культуры и, оказавшись в благоприятных условиях долины, имели достаточно высокий (по сравнению с другими народами ицзу) уровень развития сельского хозяйства и ремесла.

В районы Хуса и Ласа, согласно китайским хроникам, ачан пришли в XIV— XV вв., и здесь их впервые отметили летописцы. К этому времени ачан уже находились под властью тайских ту-сы, сыгравших немалую роль в разгроме Дали. Интересно отметить, что тай считают ачан аборигенами Юньнани.

Основным занятием ачан является плужное поливное земледелие. В районах Хуса и Ласа для 10% ачан основным занятием служило ремесло.

На полях выращивали заливной рис, кукурузу, картофель, разные овощи. Широко использовался рабочий скот. Орудия труда ачан такие же, как и у тай, и у китайцев этих же районов. Ачан проводят трехразовую вспашку плугом и бороньбу своих поливных полей, удобряют их золой и навозом. Урожай риса достигает сам-восемьдесят, сам-девяносто.

Большая часть земель (прежде всего все поливные) принадлежала или тайским ту-сы или китайским помещикам. Крестьяне за аренду платили более 60% урожая и, кроме того, несли различные повинности и затраты при свадьбе или похоронах в семье ту-сы.

Ремесленники ачан — кузнецы и жестяцщики — изготовляли железные орудия труда, мечи, ножи, металлическую утварь. Их продукция находила широкий спрос не только внутри селения, но и за его пределами и за пределами Китая — в Бирме. Славятся у ачан рудознатцы, ювелиры, резчики по янтарю и нефриту.

До последних лет у ачан сохранились пережитки доклассовой социальной организации. Деревня — поселение родственников — имела своего старейшину цзочжи (ср. организацию у ицзу — цоси). Несколько деревень объединялись и имели своего главу — кантоу. В условиях проникновения феодальных отношений эти организации являлись местной администрацией тайских феодалов.

Семья у ачан моногамная, малая. Молодожены живут с родителями не более года или двух лет, после чего выделяются и строят свой дом.

Заключению брака предшествует длительный срок знакомства и встреч молодых. Юноши из одной деревни в свободное от работы время приходят в соседнюю деревню, и девушки должны выйти навстречу гостям. В знак желания петь вместе песни и веселиться парням подносят угощение. Такие встречи дают возможность молодым познакомиться и в случае обоюдного согласия они обращаются к своим родителям с просьбой разрешить им вступить в брак. Если же родители невесты не согласны, то совершается обряд умыкания. В ряде мест умыкание сохраняется традиционно и совершается даже при согласии всех сторон. Семья, не имеющая *сыновей, если у нее была взрослая дочь, вывешивала на дверях дома знак — «приглашение зятя в дом», в таком случае родившиеся дети получали имя :матери.

Ачан не имели письменности, но их устное народное творчество, как 1Г У других родственных народов, чрезвычайно богато и содержательно. Песни и танцы исполняются под народные инструменты — бамбуковую лютню, маленький барабан, флейты. Песни разделяются на четыре типа: песни обрядовые, исполняемые на годовых праздниках Чжамачжа; песни во 'время танца — Элоудэ; похоронные песни—Маланъни и большой д;икл любовных песен молодежи.

От первобытнообщинной эпохи до недавнего времени у мужчин сохранялся обычай татуировки.

Национальный костюм забыт не только мужчинами, но и женщинами, которые носят одежду и украшения тайского типа, а в районе Лянхэ даже цзинпоского.

За исключением района Лянхэ, где господствовали анимистические .представления, ачан являются буддистами ветви Хинаяна. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования