Народность тибетцыЧисленность: 4 593 330 человек Районы проживания: Тибет, пров. Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Юньнань Язык: тибетский Религия: ламаизм ТИБЕТЦЫ, пёба (самоназв.) |
Народ, коренное население Тибета. Живут в осн. в Китае (4750 тыс. чел., Тибетский авт. р-н, пров. Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), также в Индии (70 тыс. чел.), Непале, Бутане, Швейцарии. Кроме общего самоназв. широко употребляются областные назв. Т.: амдова (Цинхай), камба, или кхмапа, сифань (Сычуань и соседние р-ны Тибета) и др. Говорят на диалектах тибет. яз. Письменность со своим алфавитом на основе санскритского в 7 в.
Терр. Тибета была обитаема уже в период палеолита и неолита. Предки Т. в 6 в. создали свою государственность. С тибет. правителями искали связи соседние гос-ва, в т.ч. Китай и Индия. В дальнейшем власть приняла форму теократич. правления во главе с далай-ламой и панчен-ламой.
По занятиям выделяются хозяйственно-культурные типы горных оседлых земледельцев – св. половины всех Т. (ячмень, пшеница, рис; применяется искусств. орошение), полуоседлых земледельцев-скотоводов и кочевников-скотоводов (яки, лошади, овцы, козы; як используется также как вьючное животное). Развиты ремесла – гончарное, ткацкое, литье из бронзы и меди, резьба по дереву и камню и др. В Китае у Т. возникает пром-сть. Традиц. жилища оседлых Т. – каменный дом-башня с плоской крышей (ниж. этаж для скота и инвентаря, верхний - жилой), на Ю. и В. – срубные, кочевники живут в шерстяных палатках.
Муж. одежда – куртка и штаны, поверх – халат запашной на правую сторону, с длинными рукавами и поясом, летний – из сукна или материи, зимний – из овчины (чуба). Одежда без карманов, поэтому все предметы, в т.ч. личную деревянную чашку для еды, носят за пазухой. Жен. одежда – короткая кофта, юбка, длинная безрукавка, полосатый цветной передник; зимой аналогична муж. чуба. Жен. головные уборы разнообразны, муж. – шляпа или меховая шапка. Женщины и часто мужчины носят косы и украшения. Обувь - кожаные сапоги с загнутыми носками, внутри – шерстяные чулки.
Осн. традиц. пища – цзамба (поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, иногда с чаем), молочный чай, мясо; у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Кислое молоко – почетное угощение; др. нац. напиток – ячменное пиво.
Сословное расселение было более четко выражено у земледельцев. Семья малая, брак преим. патрилокальный. У земледельцев вплоть до недавнего времени сохранялись полиандрия (с патрилокальностью) и полигамия (с матрилокальностью). У Т. солнечно-лунный календарь, в месяце 30 или 29 дней, в году 354 дня. Поэтому через каждые два с половиной или три года добавляется один месяц в 30 дней. Самый большой праздник - Новый год, накануне которого с монастырях устраивается мистериальное представление-пантомима лам с танцами – цам. В 15-й день отмечается праздник фонарей, во время которого все поселение украшается фонарями и выставляются картины из цветного масла. Особенно красивы праздники в Лхасе и Шигатцзе.
Т. – буддисты северного толка Махаяны, имеются секты, преобладает желтошапочная секта гелугпа. Сохраняется древняя шаманистическая религия бон. Богато и разнообразно нар. творчество. Широко бытует эпос. Большой популярностью пользуется праздник цам под аккомпанемент муз. инструментов – смычковых, свирелей, колокольчиков, сопровождаемый театрализов. представлениями.
Источник: "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. А.М.Решетов |
---|
Национальность тибетцы
Места преимущественного проживания тибетцев: Тибетский автономный район; Хайбэй-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-тибетский, Юйшу-тибетский и Хайси-монгол-тибетский автономные округа провинции Цинхай; Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд провинции Ганьсу; Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд провинции Сычуань; Дицин-тибетский автономный округ провинции Юньнань
Тибетский язык относится к тибетской языковой ветви тибетско-бирманской языковой группы китайско-тибетской языковой семьи. Есть три диалекта: вэйцзан, кан и аньдо.
Тибетская письменность была создана в VII в. на основе санскрита и представляет собой поперечно записываемое звуко-буквенное письмо.
У тибетцев общераспространен ламаизм.
Предки тибетцев с незапамятных времен обитали в бассейне среднего течения реки Цангпо. Здесь археологами обнаружены остатки древних цивилизаций палеолита, неолита и железного века. В VI в. вождь обитавшего в районе Шаньнань племени стал “цанпо”, т.е. предводителем объединенных племен тибетцев. В этот период в тибетском обществе уже господствовал рабовладельческий строй. В в VII в. Сронцан Гампо установил господство над территорией всего Тибета. Предки тибетцев того времени назывались “туфань”. Брак Сронцан Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн оказал позитивное влияние на развитие тибетской нации. Династия Юань установила господство над Тибетом, официально учредила в Тибете свою власть и режим. Правительство Цинской династии официально установило титулы далай-ламы и панчен-ламы, а также местное тибетское правительство “Гася” и назначило вельмож в Тибете. Вплоть до 50-х гг. ХХ в. в Тибете господствовал теократический строй феодально-рабовладельческого типа. После проведения в 1959 г. всесторонней демократической революции тибетский народ получил новую жизнь. За годы социалистической революции и строительства тибетский народ сумел распрощаться с отсталым прошлым и преобразовать свои районы проживания.
Источник: Китайский информационный Интернет-центр |
---|