header left
header left mirrored

Народность узбеки

Народность узбеки

Численность:  15 502 человек

Районы проживания: 

Синьцзян-Уйгурский Авт. р-н 

Язык:  узбекский 

Религия:  ислам 

УЗБЕКИ, узбек (самоназв.), сарты (устар. рус. назв.)

Народ в Узбекистане (числ. 14 145 000. чел.).  Живут также в Таджикистане (1198 тыс. чел.),  Казахстане (322 тыс. чел.),  Киргизии (550 тыс. чел.),  Туркмении (317 тыс. чел.),  России (127 тыс. чел.).  В Афганистане 1,78 млн., в Китае 15 тыс. чел.  Говорят на узб. яз. тюрк. группы алтайской семьи.  Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское, огузское и многочисленные переходные говоры и диалекты.  Распространены также рус. и тадж. языки.  Письменность на основе рус. графики. Верующие У. – мусульмане-сунниты. 

Этногенез У. протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных р-нах. В формировании У. принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточно-иранских языках – согдийцы, баткрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа н. э., в связи с продвижением кочевых племен Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 в.) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века осн. этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться У., особенно активизировался в 11-12 вв., когда Ср. Азия была завоевана объединением тюрк. племен, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монг. племен влилась в состав населения Ср. Азии после монг. завоевания 13 в. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (2-я пол. 14-15 вв.). Этноним У. утвердился значительно позднее, после ассимиляции в ее среде дештикыпчакских У. (назв. Кочевников Золотой Орды со времен хана Узбека, 14 в.), пришедших в конце 15-15 вв. во главе с Шейбани-ханом из степей Казахстана. 

К нач. 20 в. в составе У. выделялись три большие субэтнич. группы: сарты – древнее оседлое население оазисов; тюрки – сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племен Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; У. – потомки дештикыпчакских племен, переход к-рых к оседлости завершился лишь к началу 20 в. Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в 19 в. процесс национальной консолидации У. значительно усилился. В 1924 образовалось Узб. ССР, с 1991- Респ. Узбекистан. 

Традиц. занятиями У. в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремесла и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали гл. обр. зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, любия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свекла, лук, редис, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лен, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и сушеном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в еще большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, к-рым занимались в осн. женщины. земледельч. работы выполняли преим. мужчины. женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лен, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах. 

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (гл. обр. на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали неск. голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорожденных ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в осн. из среды оседлого населения – У. и таджиков. В предгорной и особенно в степной зонах у полукочевых У. скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили гл. обр. для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был муж. делом, а жен. – ведение молочного х-ва (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовлением разл. изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, переметные сумы, скатерти, попоны и др.). 

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные вилы ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготавливая полуфабрикаты. Были распространены и жен. промыслы (прядение, шитье одежды, вышивание, ковроткачество и др.). 

С 1960-х гг. результаты реорганизации с.х-ва были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на др. культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения. 

Стр-во крупных водохранилищ в Голодной степи, Центр. Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиц. культуры, их хоз. навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на др. отраслях земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в овцеводстве привел к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайжари), выведенных трудом многих поколений узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения. 

На формирование особенностей быта У. оказали глубокое воздействие общинные традиции – выработанные веками навыки организации коллективных работ, твердые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых У., сохранявших родо-плем. деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и «родовой» общине было свойственно глубокое соц. расслоение. Устойчивости общинных традиций способствовала неразделенная семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки и притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых У. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом. 

Господствующей формой совр. семьи является малая, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома и родителей, с которыми остается обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства (кишлак, в крупных селениях и городах – квартал (махалля). Эта традиция превратилась в одну из черт нац. культуры У., их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придается большое значение обществ. мнению. 

В жилищном стр-ве используются, особенно в селах, черты традиц. строит. иск-ва: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и др. утвари. 

Муж. и жен. одежа У. состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стеганного на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С кон. 19- нач. 20 вв. распространилась верх. одежда в талию – камзол. Головные уборы у мужчин – тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин -–платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку – паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса – чачваном. Девушки и женщины до рожде6ния первого ребенка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины – в две косы. Традиц. обувь – кожаные сапожки на мягкой подошве, на к-рые надевались кожаные, позднее – резиновые калоши. 

В одежде У. ныне можно проследить все стадии развития ее форм за последнее столетие – от глубоко традиц., состоящей из рубахи и халата свободного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма совр. европейских модных фасонов. Наряду с распространением европ. стандартов прослеживается и др. процесс – стирание локальных различий и сложение общенац. форм (напр., муж. прямоспинный халат и черная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающегося с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне осн. головной убор женщин – платок. 

Пища У. состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепешек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашенным молоком, красным перцем и разл. травами. Излюбленное блюдо – плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток – чай, чаще зеленый. Нац. колорит сохраняют посуда и застольный этикет. 

Семейные обряды сохраняют нац. специфику. Однако многие из них потеряли свое былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (напр., ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиц. виды нар. иск-ва (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отд. историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное нар. творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны нар. театр и цирк – выступление острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается проф. культура. 

Источник:  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   Б.Х.Кармышева 

Национальность узбеки 

Узбеки расселены в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, сосредоточены в городах Инин, Тачэн, Урумчи. 

Говорят на узбекском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.  Узбеки имеют собственную письменность, созданную на основе арабской графики. Большинство узбеков использует уйгурскую письменность. 

Узбеки, как правило, исповедуют ислам. 

Предки узбеков в далеком прошлом переселились из Средней Азии в Китай. В первой половине XIV в. принадлежавшая Монгольской империи Золотая Орда под правлением хана Узбека достигла наивысшего расцвета. Вследствие этого государство стало называться Узбекским ханством, а его народ – узбеками. В эпоху династии Юань узбеки по Великому Шелковому пути из Синьцзяна прибыли во внутренние районы Китая, где стали заниматься торговлей. Часть осталась в городах Синьцзяна. В середине XVIII в. при династии Цин Синьцзян стал частью Китая. С этого времени увеличилось число переселенцев из Средней Азии в Китай. Переселение узбеков в Китай продолжалось вплоть до начала ХХ в.. Кроме купцов, переселенцами стали ремесленники, интеллигенция и крестьяне. Поскольку узбеки в основном сосредоточены в городах, они имеют больше возможностей получить хорошее образование. По этой причине среди узбеков много интеллигентов, работников просвещения. Узбеки внесли огромный вклад в развитие дело культуры и образования Синьцзяна. 

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования