header left
header left mirrored

Народность уйгуры

Народность уйгуры

Численность:  7 214 431 человек

Районы проживания: 

Синьцзян-Уйгурский Авт. р-н 

Язык: уйгурский 

Религия: ислам 

УЙГУРЫ, уйгур (самоназв.)

Народ в Китае (7505 тыс. чел., Синьцзян-Уйгурский авт. р-н). Живут также в Казахстане (185 тыс. чел.), Киргизии (37 тыс. чел.), Узбекистане (36 тыс. чел.), России (3 тыс. чел.), Афганистане (2 тыс. чел.) и др. Общ. числ. – 7,77 млн. чел. Говорят на уйгурском, или ново-уйгурском, яз. тюрк. группы алтайской семьи. Диалекты: северо-западный, или центральный, с говорами (турфанским, кучарским, аксуйским, яркендским, кашгарским, илийским, урумчинским, карашарским и др.). Распространены рус., казах., узбек., киргиз. и кит. языки в зависимости от мест проживания той или иной группы. С кон. 1-го тыс. письменность на основе согдийской графики. Письменность в Китае на основе араб. графики, в пределах быв. СССР – на основе рус. графики. верующие У. – мусульмане-сунниты. 

Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки У.) упоминаются в источниках с 3 в. Этноним У. Сохранился в орхонских рунических надписях 8 в. В сер. 8 в У., жившие в долинах рр. Селенга, Орхон и Тола, образовали государство. После его разгрома в 840 енисейскими киргизами У. Переселились на З.- в Вост. Туркестан и в зап. часть Ганьсу, где создали независимые гос-ва с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь У. Постепенно ассимилировали местное, преим. ирано- и тихароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и нек-рые виды ремесел. в Этот период среди У., религией к-рых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство (несторианство). Гос-во У. в Ганьсу было в 11 в. уничтожено тангутами, а вост.-туркестанское гос-во в 12 в. стало вассалом каракитаев, в 14 в. вошло в состав Джагатайского (Чагатайского) улуса, а затем – в Моголистан. В 14-17 вв. среди У. Распространился ислам, вытеснивший другие религии. К этому времени относится формирование совр. уйгурского этноса с новоуйгурским яз. Длительное господство завоевателей, политико-адм. разобщенность и ряд др. причин привели к тому, что этноним У. Почти перестал употребляться. У. стали называть по месту жительства – кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия – таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этнич. самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Вост. Туркестане существовало гос-во У., к-рое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 в Китае был образован Уйгурский авт р-н. 

Осн. занятие У. – поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, разл. технич. культуры, овощи), садоводство. В нек-рых р-нах (у лобнорцев, в горных р-нах Хотана и Хами) занимаются гл. обр. скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия – рыболовство, охота, собирательство. Ремесла – ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть У. занята в промышленности. Преобладает линейная планировка поселения. Традиционное жилище У. глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом – крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках. Очаг типа камина расположен в стене. Муж. одежда – рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская – длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейки покрываются обильной вышивкой. Осн. пища – мучная6 лепешки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэван – бараний шашлык. Повсеместно распространен чай, в вост. оазисах – с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дины, свежие и сушеные фрукты. 

Брак патрилокальный. Семья малая, но патронимич. связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и др. обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причем в дом невесты все необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционны вечера отдыха (машраб), отдельно устраиваемые мужчинами и женщинами-сверстницами. Традиц. верования – культ духов, шаманство. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор.

Источник:  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   А.М. Решетов 

Национальность уйгуры 

Большинство уйгуров проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, преимущественно в оазисах, расположенных к югу от гор Тянь-Шань. Часть уйгуров проживает в уездах Таоюань, Чандэ провинции Хунань. 

Говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Есть 3 языковых диалекта: центральный, хэтянь и лобу. Уйгуры имеют собственную письменность, созданную на основе арабской графики. 

Большинство уйгуров исповедует ислам. 

Уйгурская нация является одной из древних северо-западных национальностей Китая. Самоназвание “уйгур” означает “солидарность”, “единство”. Уйгуры восходят к жившему в III в. до н.э. северному кочевому народу динлин и телэ. Телэ относились к западно-тюркскому каганату. В VII в. образовалось ханское государство Хуэйхэ, которое поддерживало добрые отношения с династией Тан и находилось от нее в вассальной зависимости. Потом хуэйхэ стали называться хуэйгу. В IX в. хуэйгу оказались в Синьцзяне, слились с местным разноплеменным населением, постепенно формируя национальность уйгуры. 

Основное занятие уйгуров – сельское хозяйство: хлопководство, виноградарство, садоводство. Экономика уйгуров развивается стремительными темпами. После образования КНР, 1 октября 1955 года образован Синьцзян-Уйгурский автономный район. При поддержке и помощи со стороны государства, а также благодаря трудолюбию уйгуров и народов других национальных меньшинств Синьцзяна, автономный район достиг невиданного развития в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования