header left
header left mirrored

Народность ва

Народность ва

Численность:  351 974 человек

Районы проживания: провинция Юньнань

Язык: ва

Религия: буддизм

ВА, брао, плао (самоназв.), кава, хава, лава

Народ группы монов горных на С.-В. Мьянмы (200 тыс. чел.), С.-З. Таиланда (10 тыс. чел.), в Лаосе (20 тыс. чел.) и в Китае (360 тыс. чел.), на Ю.-З. пров. Юньнань.  Общая числ. - 600 тыс. чел.  Родственны палаунг.  Говорят на яз. ва, или хава группы палаунг-ва австроазиат.семьи.  Распространены также кит., мьянма, кхмерский языки.  Сохраняются традиц. верования, часть – буддисты. 

В. – потомки древнейшего населения Индокитая.  Традиц. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (суходольный рис, пшеница, кукуруза, просо), охота на тигров, леопардов, горных козлов, медведей, лесное собирательство.  Охотой занимаются мужчины, земледелием и собирательством – женщины и дети.  Скотоводство развито слабо, имеет престижный характер (волов держат как жерт. животных).  В предгорных р-нах Бирмы и Китая перешли к пашенному земледелию.  Развиты ткачество, обработка бамбука, а также кузнечное ремесло.  У нек-рых китайских В. развито производство серебряных украшений. 

У В. высокогорных р-нов сильны пережитки первобытнообщинного строя.  Традиц. общинное поселение состоит из одной или неск. родств. групп, объединенных в племя.  Возглавляет общину выборный старейшина.  Общинную собственность составляли охотничья добыча, угодья, пустоши, большая часть обрабатываемой земли перешла в собственность отд. семей.  Бытовало домашнее рабство. Семья патриархальная.  Существовали обычаи выкупа за невесту, кровной мести, у вождей – полигиния. 

Традиц. поселения расположены на склонах гор, окружены рвом и обсажены колючим кустарником валом, сквозь к-рый внутрь поселка ведут узкие защищенные туннели.  Дома иногда на сваях, соломенная крыша спускается почти до земли.  Традиционная одежда – набедренная повязка у мужчин, несшитая короткая юбка у женщин.  Распространены татуировка тела и украшения: кольца, браслеты, ожерелья.  Осн. пища – растительная, мясо едят по праздникам. 

Религ. представления – тотемизм, анимизм и культ предков.  До 1940-х гг. были развиты культ черепов и охота за головами. 

В фольклоре много архаич. сюжетов, напр. о странствиях первопредков. 

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.    Я.В.Чеснов

Национальность ва

Народность ва главным образом проживает в уездах Симэн, Цанъюань, Мэнлянь и близлежащих горных районах провинции Юньнань. 

Язык ва относится к языковой ветви ва-дэан южноазиатской языковой семьи. Есть три диалекта языка ва: бажаокэ, ва и ава. 

Раньше у вайцев отсутствовала собственная письменность.  В 1957 г. был разработан проект письменности языка ва на основе латинского алфавита. 

У вайцев распространены анимистическое верование и поклонение духам природы. 

Вайцы являются одной из древних китайский национальностей, проживавшей в юго-западной части провинции Юньнань.  2000 лет назад они вместе с предками национальностей булан и дэан стали осваивать горные районы Гаолинь Гуншань и бассейн реки Ланьцанцзян.  Называли они себя “ва”, “бажаокэ”, “ава”, что в переводе означает “горец”.  В эпоху династий Чжоу и Цинь предки вайцев были ответвлением народности “байпу”.  В эпоху династии Тан их называли “байпумань”, в эпоху династии Сун – “пумань”, в эпоху династии Мин – “гуцы”, в эпоху династии Цин – “гэцы”, “хава” и др.  Местные люди из национальности дай называли вайцев “кава”.  “Ка” на языке дай обозначает “раб”. Это название носит оскорбительный оттенок.  После образования КНР, все национальные меньшинства получили равноправие и единство.  Народности было дано официальное название – “ва”.  С незапамятных времен вайцы жили в высокорьях, в труднодоступной местности с названием Ава, где отсутствовал транспорт.  Все это обуславливало редкое общение их с внешним миром и медленное развитие хозяйства.  И только после того, как вайцы стали настоящими хозяевами своего края, в их жизни произошли невиданные перемены;  вайцы встали на путь современного развития. 

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования