Народность ваЧисленность: 351 974 человек Районы проживания: провинция Юньнань Язык: ва Религия: буддизм ВА, брао, плао (самоназв.), кава, хава, лава |
Народ группы монов горных на С.-В. Мьянмы (200 тыс. чел.), С.-З. Таиланда (10 тыс. чел.), в Лаосе (20 тыс. чел.) и в Китае (360 тыс. чел.), на Ю.-З. пров. Юньнань. Общая числ. - 600 тыс. чел. Родственны палаунг. Говорят на яз. ва, или хава группы палаунг-ва австроазиат.семьи. Распространены также кит., мьянма, кхмерский языки. Сохраняются традиц. верования, часть – буддисты.
В. – потомки древнейшего населения Индокитая. Традиц. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (суходольный рис, пшеница, кукуруза, просо), охота на тигров, леопардов, горных козлов, медведей, лесное собирательство. Охотой занимаются мужчины, земледелием и собирательством – женщины и дети. Скотоводство развито слабо, имеет престижный характер (волов держат как жерт. животных). В предгорных р-нах Бирмы и Китая перешли к пашенному земледелию. Развиты ткачество, обработка бамбука, а также кузнечное ремесло. У нек-рых китайских В. развито производство серебряных украшений.
У В. высокогорных р-нов сильны пережитки первобытнообщинного строя. Традиц. общинное поселение состоит из одной или неск. родств. групп, объединенных в племя. Возглавляет общину выборный старейшина. Общинную собственность составляли охотничья добыча, угодья, пустоши, большая часть обрабатываемой земли перешла в собственность отд. семей. Бытовало домашнее рабство. Семья патриархальная. Существовали обычаи выкупа за невесту, кровной мести, у вождей – полигиния.
Традиц. поселения расположены на склонах гор, окружены рвом и обсажены колючим кустарником валом, сквозь к-рый внутрь поселка ведут узкие защищенные туннели. Дома иногда на сваях, соломенная крыша спускается почти до земли. Традиционная одежда – набедренная повязка у мужчин, несшитая короткая юбка у женщин. Распространены татуировка тела и украшения: кольца, браслеты, ожерелья. Осн. пища – растительная, мясо едят по праздникам.
Религ. представления – тотемизм, анимизм и культ предков. До 1940-х гг. были развиты культ черепов и охота за головами.
В фольклоре много архаич. сюжетов, напр. о странствиях первопредков.
Источник (за исключением численности) : "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. Я.В.Чеснов |
---|
Национальность ва
Народность ва главным образом проживает в уездах Симэн, Цанъюань, Мэнлянь и близлежащих горных районах провинции Юньнань.
Язык ва относится к языковой ветви ва-дэан южноазиатской языковой семьи. Есть три диалекта языка ва: бажаокэ, ва и ава.
Раньше у вайцев отсутствовала собственная письменность. В 1957 г. был разработан проект письменности языка ва на основе латинского алфавита.
У вайцев распространены анимистическое верование и поклонение духам природы.
Вайцы являются одной из древних китайский национальностей, проживавшей в юго-западной части провинции Юньнань. 2000 лет назад они вместе с предками национальностей булан и дэан стали осваивать горные районы Гаолинь Гуншань и бассейн реки Ланьцанцзян. Называли они себя “ва”, “бажаокэ”, “ава”, что в переводе означает “горец”. В эпоху династий Чжоу и Цинь предки вайцев были ответвлением народности “байпу”. В эпоху династии Тан их называли “байпумань”, в эпоху династии Сун – “пумань”, в эпоху династии Мин – “гуцы”, в эпоху династии Цин – “гэцы”, “хава” и др. Местные люди из национальности дай называли вайцев “кава”. “Ка” на языке дай обозначает “раб”. Это название носит оскорбительный оттенок. После образования КНР, все национальные меньшинства получили равноправие и единство. Народности было дано официальное название – “ва”. С незапамятных времен вайцы жили в высокорьях, в труднодоступной местности с названием Ава, где отсутствовал транспорт. Все это обуславливало редкое общение их с внешним миром и медленное развитие хозяйства. И только после того, как вайцы стали настоящими хозяевами своего края, в их жизни произошли невиданные перемены; вайцы встали на путь современного развития.
Источник: Китайский информационный Интернет-центр |
---|