header left
header left mirrored

Народность казахи

Народность казахи

Численность:  1 111 718 человек

Районы проживания: провинции Ганьсу, Цинхай, СУАР 

Язык:  казахский 

Религия:  ислам 

КАЗАХИ, казах (самоназв.), устар. – киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки

Народ, коренное население Казахстана.  Общая числ. К. более 9,4 млн. чел., в т.ч. в Казахстане 6540 тыс. чел.  Живут также в Узбекистане (807 тыс. чел.), в Российской Федерации (636 тыс. чел.), в Туркмении, Киргизии, на Украине и в Таджикистане, в Китае 1150 тыс. чел., в Монголии 125 тыс. чел., в Афганистане 40 тыс. чел., в Турции 25 тыс. чел. и т.д.  Говорят на казахском яз. тюрк. группы алтайской семьи. Письменность на рус. графич. основе.  Верующие – мусульмане-сунниты. 

Этногенез К. происходил в условиях длит. взаимодействия разнородных кочевых племен.  В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иран. племена эпохи бронзы.  В 1-м тыс. до н. э.  Казахстан – зона обитания ираноязычных сакских племен.  В 1-й пол. 1-го тыс. н. э.  Происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и др. тюркоязычных племен на терр. Казахстана.  Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных племен с сер. 1-го тыс. (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.).   В 9-11 вв. политич. гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам.  В 11-13 вв. терр. Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности.  В сер. 12 в. в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в нач. 13 в. – найманы и кереиты.  Этот период по антропологическим материалам Казахстана является ранним этапом становления характерного фенооблика для казахов.  Последовавшие затем монг. завоевания и вхождение терр. Казахстана в состав монг.-татарских гос-в (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.) оказали значит. воздействие на этнич. процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение разл. племен и народностей, в ходе к-рых монголы полностью ассимилировались местным тюрк. населением. в кон. 14- нач. 15 вв. большинство тюрко-язычных племен Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханства. С возникновением Казахского ханства во 2-й пол. 15 в. произошло завершение этногенетич. процесса, сформировалась казах. этнич. общность.  В ее составе сложились три хозяйственно-культурных объединения – жуза, каждый из к-рых включал группу племен и занимал обособленный р-н: Семиречье – Старший жуз (улу жуз), Центр. Казахстан – Средний жуз (орта жуз) т Зап.Казахстан – Младший жуз (киши жуз).   В 1731 добровольно вошли в состав России К. Младшего жуза, в 1740 – К. Среднего и части Старшего жуза;  присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е гг. 19 в.  В состав РСФСР в 1920 была образована Кирг. АССР, переим.  В 1925 в Казах. АССР, к-рая в 1936 преобразована в Казах. ССР. С 1991- Респ. Казахстан. 

Традиц. занятие – полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в осн. грубошерстных курдючных пород, кр. рог. скот, коз), в т.ч. коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота.  Радиус перекочевок достигал 1000-1200 км.  Каждая кочевая группа имела строго определенные пастбища и кочевые пути.  Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в осн. на юге – при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе – при вертикальном кочевании; летом – соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер.  В последующие годы интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий (в результате рос. колонизации) и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников. 

Традиц. ремесла у женщин – прядение овечье и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитье золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин – ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи. 

Традиц. поселения – аул. Осн. вид традиц. жилища – юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочевках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дерна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй). 

Традиц. муж. одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета – узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником.  Верх. одежда – халат (шапан); у богатых К. халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом.  Непременная часть муж. одежды – кожаный пояс.  Головной убор мужчин – тюбетейка, поверх нее надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак – зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи. 

Традиц. жен. одежда – рубахи-платье, штаны хл.-бум. платье – темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка.  У молодых женщин – нагрудник из сукна и др. тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями.  Жен. головные уборы различались в зависимости от плем. принадлежности, возраста и семейного положения.  Характерен свадебный убор (саукеле) – высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек – род капюшона из белой хл.-бум., реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан.  Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др. 

Основу традиц. питания с весны и до осени составляло молоко, в осн. в сквашенном виде (катык или айран – из овечьего и коровьего молока, кумыс – из кобыльего), сыр; с ноября – мясные и растит. продукты. 

Основа традиц. социальной организации – кочевая община, главой ячейки к-рой была малая семья с патриархальными устоями.  Брак патрилокальный.  Были распространены обычаи левирата и сорората.  Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма. 

У К. сохраняется богатый фольклор (песни, эпич. сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов – акынов).  Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания.

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   

Х.Аргынбаев, О.Исмагулов

Национальность казахи

В основном казахи расселены в Или-казахском автономном округе, Мулэй-казахском и Баликун-казахском автономных уездах Синьцзян-Уйгурского автономного района, меньшинство – в Аксай-казахском автономном уезде провинции Ганьсу. 

Казахи говорят на казахском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.  Казахский язык имеет два диалекта: юго-западный и северо-восточный. 

Казахская письменность возникла во второй половине XIX в., дважды реформировалась в Советском Союзе, а в 1954 г. была переработана в Китае и в настоящее время основана на арабской графике. 

Большинство казахов исповедуют ислам. 

Казахская нация имеет древнюю историю.  Древними предками казахов были усуни, которые в эпоху Хань населяли территории к югу и северу от Тянь-Шаня (II в. до н.э. – II в. н. э.).  В последствии важную роль в этногенезе казахов сыграли тюрки (середина VI в. н.э.), древние племена гэлоулу, хуэйху (X в.-XII в.), кидани (XII в.), кереиты, найманы, цинча (XIII в.). Впервые название нации появилось в середине XV в., когда казахи создали Казахское ханство.  Согласно народным преданиям казахов, “казах” означает: “белый гусь”.  Некоторые считают, что название нации произошло от древних китайских названий племен “гэса”, “эса”, “кэса”, другие объясняют название “казах” как “воин”, “вольный человек”, “беглец”.  За исключением незначительного числа занимающихся сельскохозяйственным производством, большинство казахов занимаются скотоводством.  Живут они в живописных степях.  Жизнь и работа казахов не обходятся без лошадей.  Каждый казах может похвастаться превосходной ездой на лошадях и гордится тем, что нация казахов – “нация наездников”.  Гордость казахов – знаменитые скакуны Или, которые благодаря своей красоте и великолепию более 2000 лет назад были названы императором Хань Уди “небесными скакунами”. 

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования