header left
header left mirrored

Народность эвенки

Народность эвенки

Численность:  26 315 человек

Районы проживания: авт. р-н Внутренняя Монголия, пров. Хэйлунцзян 

Язык: эвенкский, ханьский 

ЭВЕНКИ, эвэнк (самоназв.)

Народ в Рос. Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского м. на В. до Енисея на З., от Сев. Ледовитого ок. на С. до Прибайкалья и р. Амур на Ю.: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском р-не Таймырского АО, Туруханском р-не Красноярского кр. (4,34 тыс. чел.), Иркутская обл. (1,37 тыс. чел.), Читинской обл. (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,6 8тыс. чел.), Амурской обл. (1,62 тыс. чел.), Хабаровском кр. (3,7 тыс. чел.), Сахалинской обл. (138 чел.), а также на С. –В. Китая (20 тыс. чел., отроги хр. Хинган) и в Монголии (ок. оз. Буир-Нур и верховья р. Иро). Местные самоназв. Э.: орочен (от р. Оро или от орон – «олень») – забайкальско-амурские Э.; илэ («человек») – катангские и верхнеленские; килэн – Охотское побережье и др. Китайцы наз. Э. килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен»), маньчжуры – орочнун, монголы – хамнеган (см. Хамниганы), татары и якуты – тонгус; устар. рус. назв. – тунгусы. 

Говорят на эвенкийском яз. тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: сев. – к С. от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима, юж. – к Ю. от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима и вост. – к В. от Витима и Лены. Распространены также рус. (свободно владеют 55,7% Э., считают родным – 28,3%), якут. и бурят. яз. 

Верующие – православные. 

Э. сложились на осн. смещение местного нас. Вост. Сибири с тунгусскими племенами, расселившимися из Прибайкалья и Забайкалья с кон. 1-го тыс. н. э. В результате этого смещения образовались разл. хозяйственно-культурные типы Э. – «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (рус. солоны), онгкоры, в ср. Приамурье – как бирарчен (бирары), манягир (манегры), кумарчен (по р. Кумара) и др. Контакты с русскими с 1606, к сер. 17 в. были обложены ясаком. С 17 в. Э. вытесняются якутами, русскими и бурятами со ср. Вилюя, Ангары, Бирюсы, верх. Ингоды, ниж. и ср. Баргузина, левобережья Амура, манегры и бирары переселились в сев. Китай. В 19 в. Э. появились на ниж. Амуре и Сахалине, часть Э. с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Э. были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и ниж. Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. 

В кон. 19 в. насчитывали 63 тыс. чел., из них «бродячих» (охотников) – 28,5 тыс. чел., кочевых (конных) – 29,7 тыс. чел.; в Китае в нач. 20 в. жило 10,5 тыс. Э., Монголии – ок. 2 тыс. чел. По переписи 1926-27 в СССР насчитывалось 17,5 тыс. Э. 

В 1927 были созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский нац. р-ны, в 1930 объединенные в Эвенкийский нац. округ. 

Осн. занятие «пеших», или «сидячих», Э. – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксиллла). Оленеводы охотились верхом на оленях. 

Оленеводство имело в осн. транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона неск. семей обычно соединялись и перекочевывали в удобные для отёла места. Совместные выпас оленей продолжался все лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам – летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. у нек-рых группы были известны парты разл. типов, заимствованные у ненцев и якутов. 

«Конные» Э. разводили лошадей, верблюдов, овец. 

Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озерных р-нах к Ю. от оз. Ессей, на верх. Вилюе, в юж. Забайкалье и на Охотском побережье – также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя. 

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом – долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утунгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанной на месте (мурекэ). 

Была развита дом. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т.ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению кр. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х создавались оленеводч. кооперативы, строились оседлые поселки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на Ю. – ячмень, овес). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины. 

Основа традиц. пищи – мясо (диких животных, у конных Э. – конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб: к З. от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на В. – пресные лепешки. Осн. напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью. 

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние – до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конич. остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочевках каркаса оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, юрта-балаган, в Забайкалье – бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья – четырехугольное бревенчатое жилище типа фанзы. 

Традиц. одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы к-рого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Жен. нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой ниж. край, муж. (хэлми) – углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась бахромой, вышивкой конским волосом, металлич. бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы рус. одежды. 

Общины Э. объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск. родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Напр., до 20 в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. 19 в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многоженство (до 5 жен). До 17 в. было известно до 360 отцовских родов числ. в среднем по 100 чел., управляющих старейшинами – «князьцами». В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы. 

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культу, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника - обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поедания его мяса, захоронением костей. Христианизация Э. проводилась с 17 в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. 

Фольклор включал песни-импровизации, мифологич. и историч. эпос, сказки о животных, историч. и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отд. строки за сказителем. Отд. группы Э. имели своих эпич. героев (сонинг). Постоянные герои – комич. персонажи были также у бытовых рассказов. Из муз. инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художест. резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у вост. Э. – шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины). 

В 1928-29 была создана письменность на осн. лат., в 1937 – рус. алфавита. С 1930-х гг. на эвенк. яз. ведется преподавание в школах. В Якутии ведется радиовещание. Формируется нац. интеллигенция. ее представители занимаются также сбором и публикацией эвенк. фольклором. 

Источник:  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   С.Н. Горохов

Национальность эвенки 

Эвенки проживают в основном в Хулунбуйр-эвенкийском автономном аймаке и соседних аймаках автономного района Внутренняя Монголия, уезде Нэхэ провинции Хэйлунцзян и других регионах. 

Эвенки говорят на эвенкийском языке, относящемся к алтайской языковой семье тунгусо-маньчжурской языковой группы тунгусской языковой ветви. Есть три диалекта эвенкийского языка: халар, чэнбаэрху и аолугур. 

Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность. 

В прошлом у большинства эвенков был распространен шаманизм, эвенки-кочевники одновременно исповедовали ламаизм. 

“Эвенки” – самоназвание народности, означает: “живующий в горных лесах народ”. Исторически расселенные в различных местностях эвенки прежде назывались “солунами”, “тунгусами”, “якутами”. В 1957 г., исходя из пожеланий представителей этой народности, им было дано единое название – “эвенки”. Предки эвенков населяли горные леса к востоку от озера Байкал и в верховьях р. Хэйлунцзян (Амур), занимались рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Впоследствии они стали перемещаться на восток. Ныне численность населения эвенков невелика, но проживают они на довольно обширных территориях, в большинстве своем – в степных районах отлогого западного склона Большого Хингана бок о бок с монголами, даурами, китайцами и орочонами. После образования нового Китая незначительная часть эвенков, населявших сомон Аргунь, придерживалась патриархально-общинной системы позднего первобытного общества, жила в первобытных лесах в убогих юртах - “цзолоцзы”, вела скитальческий образ жизни. В силу того, что они занимались оленеводством, их часто называли “эвенками, использующими прирученных оленей”. Вели они первобытно-общинный образ жизни, характерными моментами которого являются совместная охота и равномерное распределение добычи. После образования нового Китая был создан ряд новых поселений эвенков, стало развиваться оседлое скотоводство, и в корне изменился кочевой образ жизни.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования