Народность киргизыЧисленность: 141 549 человек Районы проживания: СУАР, провинция Хэйлунцзян Язык: киргизский Религия: ислам КИРГИЗЫ, кыргыз (самоназв.) |
Народ, осн. население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Российской Федерации (ок.41,7 тыс.), Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в зап. р-нах), на С.-В. Афганистана и Пакистана. Общая числ. более 2,5 млн. чел. В КНР - 143,5 тыс. чел. Говорят на кирг. яз. тюркской группы алтайской семьи. Письменность на рус. графич. основе. верующие – мусульмане-сунниты.
Кирг. этнос формировался на основе двух этнич. массивов: центр-азиат.-южносибир. и среднеазиат. Согласно письменным источникам, на терр. центр. Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времен до 16 в. упоминаются этнич. назв.: саки, усуни, юечжи, хунны, эфалиты, дулу, нушиби, тюргеши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана. Процесс сложения К. шел с нач. 2-го тыс. и завершился на рубеже 15-16 вв. Енисейские К., переселившиеся в 9-10 вв. (отчасти позднее – в 13-14 вв.) на Тянь-Шань, составили ядро в формировании К.
Согласно географ. сведениям о древних К., их прародиной считается Сев.-Зап. Монголия с ц. в окрестностях озера Хиргис-нур. В сер. 1 в. до н. э. населяли в осн. минусинскую котловину, уход К. из Сев.-Зап. Монголии к С. от Саян связывается с передвижением на С.-З. гуннов. До прихода К. Минусинскую котловину населяли динлины, к-рые были ассимилированы пришельцами из р-на озера Хиргис-нур. Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (1-5 вв.). На основании археол. материала (в т.ч. портретных погребальных масок) и кит. источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего ее тепсейский этап (3-5 вв.), древнекирг. или протокирг. культурой. В 6-8 вв. енисейские К. входили в Тюркский каганат, сохраняя известную полит. самостоятельность. В сер. 8 в. К. становится данниками уйгур. ханов (сменивших тюрк. каганов), вступают в борьбу с уйгурами, к-рая оканчивается в 1-й пол. 9 в. победой К. и установлением их господства в Центр. Азии (Кирг. каганат). К в 40-х гг. 9 в. завоевали племена Алтая, верх. Енисея и Монголии. Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с кит. имп. двором и распространяет свою власть на З. до степей совр. Казахстана, на Ю. – до Тибета. Власть енисейских К. в 9-10 вв. распространяется на терр. от Маньчжурии на В. до р. Иртыш на З., от Красноярска на С. до Вост. Туркестана на ю. часть енис. К., преследуя уйгуров на Ю.-З., проникла в вост. Тянь-Шань, где они составили впоследствии осн. ядро кирг. народа.
Однако в 1-й четв. 10 в. под давлением киданей енисейские К. оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию. Сведения о енис. К. 11-12 вв. немногочисленны. Накануне монг. завоевания они образовывали два княжества: Кыргыз (в Минусин. котловине) и Кем-Кемджиут (на Верх. Енисее). В 1209 они были захвачены Чингисханом. К нач. 17в., когда на Енисее появились русские, енис. К. были численно небольшой группой. Во 2-й пол. 17 в. границы кочевой К. сместились по Енисею на Ю., вплоть до Саян. хребта. остатки енисейских К. вошли в состав хакасского народа.
В 1-й пол. 2-го тыс., особенно после нашествия татаро-монголов в Казахстан и Ср. Азию, часть тюркоязычных племен передвинулись в Центр. и Зап. Тянь-Шань, а затем и южнее – до Памира. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье кирг. народности, к-рая объединила также местные тюркоязычные племена Семиречья и Маверан-нахра, в т.ч. карлуков и др., позднее – монг. племена, а в 16-17 вв. – и часть племен казахского и ногайского происхождения. В 16 в. К. представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую, однако, сложный этнич. состав. формирование кирг. народности и ее расселение в пределах совр. обитания завершилось в осн. во 2-й пол. 18 в. С сер. 19 в. К. начали переходить в рус. подданство, в 60-70-х годах вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Ср. Азия образована в 1924 Кара-Кирг. АО (с 1925 – Кирг.; в 1926 преобразована в Кирг. АССР, в 1936- в Кирг. ССР); с 1991 – Республика Кыргызстан.
Традиц. занятие К. – кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочевки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). До присоединения к России разводили гл. обр. лошадей, в меньшем кол-ве – овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, все большее значение стало приобретать разведение кр. рог. скота, особенно в бедняцких х-вах. На Вост. Памире и в юж. части Ошской обл. разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще – поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочевывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в т.ч. с помощью ловчих птиц – одно из древнейших занятий К. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремесла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. юж. К. жгли уголь и продавали его в городах Ферганы. Со временем животноводство стало отгонно-пастбищным, развитие получило земледелие (зерновые, техн. и др. культуры).
Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиц. материальную культуру К. До 50-60-х гг. 19 в. К. жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми гл. обр. по генеалогич. признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) осн. масса К. продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, к-рая делилась на муж. и жен. половины. За годы сов. власти условия быта К. в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части К. как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.
Традиц. одежда разнообразна. На С. жен. костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В юж. р-нах платье без воротника, с разрезом на груди, скрепленным брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Жен. нац. головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан – элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельбемчи). Муж. костюм на С. – туникообразная рубаха со стоячим воротником, темный камзол до колен со стоячим воротником, стеганный чапан с широкими клиньями внизу; на Ю. – длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиат. покроя, с широким шагом. Зимняя одежда – нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые темной тканью. Распространенный головной убор – белая войлочная шляпа (неск. вариантов), зимой – шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь – мягкие сапоги с калошами. Нац. особенности одежды сохраняются гл. обр. в сел .местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т.д.).
К. жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров. Одежду богатых шили из привозных шелковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин. Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у К. на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе «Манас» – «ак-калпак»). Наряду с традиц. верованиями, судя по енисейским рунич. текстам, часть К. исповедовала христианство и буддизм. Археол. находки буддийских статуэток позволяют высказать предположение, что К. были знакомы и с буддизмом.
Традиц. пища в осн. молочная (в теплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда – кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растертым и разбавленным водой), топленое масло, кипяченые сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиц. лепешек, готовят боорсок – кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печеные в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток – чай (на Ю. гл. обр. зеленый, на С. черный, в нек-рых местах – с молоком). Популярные виды спорт. развлечений – скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель к-рых – поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его с условленному месте, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).
Сохраняется богатый фольклор (героич. эпос «Манас», исполняемый сказителями - манасчи, и др. творчество поэтов-импровизаторов – акынов. Сформировалась проф. культура. Богат песенный и инструментальный фольклор.
Источник (за исключением численности) : "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. О.К.Караев |
---|
Национальность киргизы
Киргизы в основном расселены в Кызылсу-киргизском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также разрозненно в других областях Синьцзяна и уезде Фуюй провинции Хэйлунцзян.
Используемый язык – киргизский, относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Есть два диалекта киргизского языка: южный и северный. Киргизы, живущие на юге Синьцзяна, владеют также уйгурским языком, а проживающие в провинции Хэйлунцзян – китайским и монгольским языками.
Киргизы имеют собственную письменность, в основе которой лежит арабская графика.
Большинство киргизов исповедуют ислам, меньшинство – последователи ламаизма или шаманизма.
“Киргиз” – тюркское самоназвание народности, его значение имеет несколько толкований: “сорок девушек”, “сорок племен” или “степняк”. Предков киргизов в древности называли “гэкунь”, “цзянькунь”, “гэгу”, “сягэсы”, “киргиз”, “циргиз”, “булутэ” и др. Прежде киргизы населяли верховье бассейна реки Енисей, впоследствии мигрировали в сторону юго-запада к Тянь-Шаню и смешались с местными тюрками и монголами. Главным занятием местного населения было животноводство, охота, земледелие, ремесло и торговля. До основания КНР в кочевой жизни киргизов сохранялись элементы родоплеменного строя. Каждое племя насчитывало несколько семей, которые составляли базовую производственную структуру племени. В прошлом производство было экстенсивным, методы управления – первобытными, производительные силы – отсталыми. Сегодня киргизы добились значительных успехов, в степных местах проживания киргизов наблюдается картина процветания.
Источник: Китайский информационный Интернет-центр |
---|