header left
header left mirrored

Народность киргизы

Народность киргизы

Численность:  141 549 человек

Районы проживания: СУАР, провинция Хэйлунцзян 

Язык: киргизский 

Религия: ислам 

КИРГИЗЫ, кыргыз (самоназв.)

Народ, осн. население Киргизии (2229,7 тыс. чел.).  Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Российской Федерации (ок.41,7 тыс.), Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в зап. р-нах), на С.-В. Афганистана и Пакистана.   Общая числ. более 2,5 млн. чел.  В КНР - 143,5 тыс. чел.  Говорят на кирг. яз. тюркской группы алтайской семьи.  Письменность на рус. графич. основе. верующие – мусульмане-сунниты. 

Кирг. этнос формировался на основе двух этнич. массивов: центр-азиат.-южносибир. и среднеазиат.  Согласно письменным источникам, на терр. центр. Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времен до 16 в. упоминаются этнич. назв.: саки, усуни, юечжи, хунны, эфалиты, дулу, нушиби, тюргеши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана.  Процесс сложения К. шел с нач. 2-го тыс. и завершился на рубеже 15-16 вв. Енисейские К., переселившиеся в 9-10 вв. (отчасти позднее – в 13-14 вв.) на Тянь-Шань, составили ядро в формировании К. 

Согласно географ. сведениям о древних К., их прародиной считается Сев.-Зап. Монголия с ц. в окрестностях озера Хиргис-нур.   В сер. 1 в. до н. э. населяли в осн. минусинскую котловину, уход К. из Сев.-Зап. Монголии к С. от Саян связывается с передвижением на С.-З. гуннов.  До прихода К. Минусинскую котловину населяли динлины, к-рые были ассимилированы пришельцами из р-на озера Хиргис-нур.  Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (1-5 вв.).  На основании археол. материала (в т.ч. портретных погребальных масок) и кит. источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего ее тепсейский этап (3-5 вв.), древнекирг. или протокирг. культурой.   В 6-8 вв. енисейские К. входили в Тюркский каганат, сохраняя известную полит. самостоятельность.   В сер. 8 в. К. становится данниками уйгур. ханов (сменивших тюрк. каганов), вступают в борьбу с уйгурами, к-рая оканчивается в 1-й пол. 9 в. победой К. и установлением их господства в Центр. Азии (Кирг. каганат).   К в 40-х гг. 9 в. завоевали племена Алтая, верх. Енисея и Монголии.  Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с кит. имп. двором и распространяет свою власть на З. до степей совр. Казахстана, на Ю. – до Тибета.   Власть енисейских К. в 9-10 вв. распространяется на терр. от Маньчжурии на В. до р. Иртыш на З., от Красноярска на С. до Вост. Туркестана на ю. часть енис. К., преследуя уйгуров на Ю.-З., проникла в вост. Тянь-Шань, где они составили впоследствии осн. ядро кирг. народа. 

Однако в 1-й четв. 10 в. под давлением киданей енисейские К. оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию.  Сведения о енис. К. 11-12 вв. немногочисленны.  Накануне монг. завоевания они образовывали два княжества: Кыргыз (в Минусин. котловине) и Кем-Кемджиут (на Верх. Енисее).  В 1209 они были захвачены Чингисханом.  К нач. 17в., когда на Енисее появились русские, енис. К. были численно небольшой группой.  Во 2-й пол. 17 в. границы кочевой К. сместились по Енисею на Ю., вплоть до Саян. хребта. остатки енисейских К. вошли в состав хакасского народа. 

В 1-й пол. 2-го тыс., особенно после нашествия татаро-монголов в Казахстан и Ср. Азию, часть тюркоязычных племен передвинулись в Центр. и Зап. Тянь-Шань, а затем и южнее – до Памира.  Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье кирг. народности, к-рая объединила также местные тюркоязычные племена Семиречья и Маверан-нахра, в т.ч. карлуков и др., позднее – монг. племена, а в 16-17 вв. – и часть племен казахского и ногайского происхождения. В 16 в. К. представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую, однако, сложный этнич. состав. формирование кирг. народности и ее расселение в пределах совр. обитания завершилось в осн. во 2-й пол. 18 в.   С сер. 19 в. К. начали переходить в рус. подданство, в 60-70-х годах вошли в состав России.  По национально-государственному размежеванию Ср. Азия образована в 1924 Кара-Кирг. АО (с 1925 – Кирг.; в 1926 преобразована в Кирг. АССР, в 1936- в Кирг. ССР); с 1991 – Республика Кыргызстан. 

Традиц. занятие К. – кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа.  Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочевки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах).  До присоединения к России разводили гл. обр. лошадей, в меньшем кол-ве – овец и верблюдов.  Затем первое место заняло овцеводство, все большее значение стало приобретать разведение кр. рог. скота, особенно в бедняцких х-вах.  На Вост. Памире и в юж. части Ошской обл. разводили яков.  Подсобной отраслью было земледелие, чаще – поливное.  Система орошения позволяла кочевникам после посева откочевывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в т.ч. с помощью ловчих птиц – одно из древнейших занятий К.  Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже.  Были распространены кузнечное и ювелирное ремесла, вышивка, резьба по дереву.  На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. юж. К. жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.   Со временем животноводство стало отгонно-пастбищным,  развитие получило земледелие (зерновые, техн. и др. культуры). 

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиц. материальную культуру К.  До 50-60-х гг. 19 в. К. жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми гл. обр. по генеалогич. признаку.  После возникновения оседлых поселений (кыштаков) осн. масса К. продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа.  Преобладающим типом жилища была юрта, к-рая делилась на муж. и жен. половины.  За годы сов. власти условия быта К. в корне изменились.  Юрта сохраняется в быту лишь части К. как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах. 

Традиц. одежда разнообразна.  На С. жен. костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником.  В юж. р-нах платье без воротника, с разрезом на груди, скрепленным брошью.  Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Жен. нац. головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан – элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельбемчи).  Муж. костюм на С. – туникообразная рубаха со стоячим воротником, темный камзол до колен со стоячим воротником, стеганный чапан с широкими клиньями внизу; на Ю. – длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков.  Штаны общего среднеазиат. покроя, с широким шагом.  Зимняя одежда – нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые темной тканью.  Распространенный головной убор – белая войлочная шляпа (неск. вариантов), зимой – шапки, отороченные мехом (тебетей).  Обувь – мягкие сапоги с калошами.  Нац. особенности одежды сохраняются гл. обр. в сел .местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т.д.). 

К. жили большими патриархальными семьями.  Многоженство было обычным явлением.  За невесту выплачивали калым скотом.  Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров.  Одежду богатых шили из привозных шелковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин.  Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями.  Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у К. на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе «Манас» – «ак-калпак»).  Наряду с традиц. верованиями, судя по енисейским рунич. текстам, часть К. исповедовала христианство и буддизм.  Археол. находки буддийских статуэток позволяют высказать предположение, что К. были знакомы и с буддизмом. 

Традиц. пища в осн. молочная (в теплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой).  Молочные блюда – кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растертым и разбавленным водой), топленое масло, кипяченые сливки (каймак) и др.  Из муки, кроме традиц. лепешек, готовят боорсок – кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печеные в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины.  Излюбленный напиток – чай (на Ю. гл. обр. зеленый, на С. черный, в нек-рых местах – с молоком).  Популярные виды спорт. развлечений – скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель к-рых – поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его с условленному месте, уходя от противников, старающихся отнять козла.  Распространена борьба на лошадях (эниш). 

Сохраняется богатый фольклор (героич. эпос «Манас», исполняемый сказителями - манасчи, и др. творчество поэтов-импровизаторов – акынов.  Сформировалась проф. культура. Богат песенный и инструментальный фольклор.

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.    О.К.Караев 

Национальность киргизы

Киргизы в основном расселены в Кызылсу-киргизском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также разрозненно в других областях Синьцзяна и уезде Фуюй провинции Хэйлунцзян. 

Используемый язык – киргизский, относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Есть два диалекта киргизского языка: южный и северный.  Киргизы, живущие на юге Синьцзяна, владеют также уйгурским языком, а проживающие в провинции Хэйлунцзян – китайским и монгольским языками. 

Киргизы имеют собственную письменность, в основе которой лежит арабская графика. 

Большинство киргизов исповедуют ислам, меньшинство – последователи ламаизма или шаманизма. 

“Киргиз” – тюркское самоназвание народности, его значение имеет несколько толкований: “сорок девушек”, “сорок племен” или “степняк”.  Предков киргизов в древности называли “гэкунь”, “цзянькунь”, “гэгу”, “сягэсы”, “киргиз”, “циргиз”, “булутэ” и др.  Прежде киргизы населяли верховье бассейна реки Енисей, впоследствии мигрировали в сторону юго-запада к Тянь-Шаню и смешались с местными тюрками и монголами.  Главным занятием местного населения было животноводство, охота, земледелие, ремесло и торговля.  До основания КНР в кочевой жизни киргизов сохранялись элементы родоплеменного строя.  Каждое племя насчитывало несколько семей, которые составляли базовую производственную структуру племени.  В прошлом производство было экстенсивным, методы управления – первобытными, производительные силы – отсталыми.  Сегодня киргизы добились значительных успехов, в степных местах проживания киргизов наблюдается картина процветания. 

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования