header left
header left mirrored

Народность таджики

Народность таджики

Численность:  33 583 человек

Районы проживания: Синьцзян-Уйгурский авт. р-н 

Язык: таджикский 

Религия: ислам 

ТАДЖИКИ, тоджик (самоназв.)

Народ, осн. нас. Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Числ. в Таджикистане 3172 тыс. чел., в Афганистане – 3700 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (934,5 тыс. чел.), в Рос. Федерации 938 тыс. чел.), Казахстане (25 тыс. чел.), Киргизии (34 тыс. чел.), 50 тыс. чел. – в остане Хорасан в Иране. 

Общая числ. 8280 тыс. чел. Говорят на тадж. яз. западно-иранской группы индоевроп. семьи. Письменность на основе арабской и рус. графики. Верующие Т. – в осн. мусульмане-сунниты. 

Этногенетич. процесс, предшествовавшие сложению тадж. народа, восходят к кон. 2-го – нач. 1-го тыс. н.э., когда Ср. Азию и степи Евразии заселяли племена индоиран. общности, из к-рые впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местным населением эпохи бронзы. У осн. населения среднеазиат. оазисов, долин и степей распространились вост-иранские языки. Прямыми предками Т. были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагенские племена Памиро-Тань-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преим. искусств. орошения, в горных и степных р-нах – скотоводством и разнообразным ремесленным производством. Во 2 в. до н. э. в Бактрию проникли юэчжи (тохары), к-рых нек-рые исследователи причисляют к сакам-масагетам. Одна из ветвей – кушаны создали могуществ. Кушанское царство. С образованием в 6 в. Тюрк. Каганата усилилось проникновение тюрк. этнич. элементов. 

Ко времени араб. завоевания (8 в.) на терр. Ср. Азии выделились 3 осн. этнич. области: согдийская на С., ферганская на С.-В. и тохарская на Ю., население к-рых и в дальнейшем сохранило нек-рые свои культурные и бытовые особенности. С образованием гос-ва Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнич. ядра Т., что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-тадж. языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развились культура и наука иран. народов (Т. и персов), создавалась их богатая лит-ра (первые письм. памятники – 9 в.). Письменно зафиксированное время появления этнонима «Т.» – 11 в., однако фактически относится к более ранней эпохе. С 10 в. начался многовековой процесс ассимиляции Т. восточноиранских по языку народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах совр. таджикского яз. (дарвазском, каратегинском, бадахшанском и др.). Консолидация нации у Т. не завершилась и к кон. 20 в., продолжаются в Таджикистане этнич. процессы ассимиляции Т. восточноиранских по языку памирских народов и ягнобцев. С кон. 10 в. политич. преобладание в Ср. Азии перешло к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позже монг. племен проникли в области оседлого тадж. населения; начался многовековой процесс тюркизации Т., в осн. на равнинах, в меньшей степени - в горах и в больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Тадж .народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюрк. народами Ср. Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась судьба Т. во 2-й пол. 19- нач. 20 вв.; сев. р-ны тадж. оседлости вошли (1868) в состав России, а население Юж. Таджикистана оставалось под властью зависимого от России Бухарского эмирата. В 1924 образована Тадж. АССР, в 1929 преобразованная в Тадж. ССР, с 1991 Респ. Таджикистан. 

Исконным занятием Т. было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Зап. Памир) р-нах применялось искусст. орошение. Выращивались гл. обр. зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов. Скотоводство в с. х-ве равнинных р-нов играло вспомогат. роль (кр. рог. скот, в небольшом кол-ве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных Т. скотоводство составляло более существ. отрасль нар. х-ва. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но осн. население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные жен. товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочередно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п. У равнинных Т. издавна были развиты разл. ремесла – изготовление хл.-бум., шелковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное иск-во, гончарное и др.; многие из ремесел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декор. вышивка и др.). У горных Т. товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины). 

Традиц. селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов – дувалов. Дома в осн. глинобитные (в горных р-нах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на муж. и жен. половине: в женскую – внутр. часть дома – посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хл.-бум. и шерстяными паласами, коврами, на к-рых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стеганые одеяла для сидения (курпача), в центре – скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Т. стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов. 

Традиц. одежда Т. имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин – рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях – туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин – туникообразного покроя платья, в сел. р-нах – из гладких тканей, в горных юж. р-нах – вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного иск-ва. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор – платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горняков халатов не было. В совр. одежде Т. сочетаются традиц. элементы – верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиц. элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, к-рое широко распространено в Ср. Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиц. украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца. Основой питания в горных р-нах были хлеб (в виде лепешек) и молочные продукты, в т.ч. топленое масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, разл. каши; в равнинных – лепешки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растит. масло (в т.ч. хлопковое), овощи и фрукты. Лепешки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушеное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиц. угощение у равнинных Т. – плов, у горных – суп из баранины (шурбо). Традиц. сласти: халва, кристаллич. сахар (набот), нишало (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корян), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зеленый, черный – обычно в холодное время года. 

Фольклор Т. богат и разнообразен: трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные нар. песни (суруд), популярные четверостишия (рубаи), на наиб. интересны сказки – волшебные и сатирические, широко распространены юмористич. рассказы-анекдоты (латифы), напр. О Ходже Насреддине. Музыка Т. построена на диатонич. звукоряде, вокальная – одноголосая. Муз. инструменты разнообразны: струнные – дутор, рубаб, танбур и др., смычковые – гиджак, скрипка; духовые – най, кврнай, сурнай; цимбальные – чанг; ударные – таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны нар. танцы (в т.ч. шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные нар. зрелища – выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются нац. литература, наука, профессиональные виды искусства, в т.ч. музыка, балет.

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. Л.Ф.Моногарова  

Национальность таджики

Большинство таджиков живет в юго-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района, компактными поселениями в Ташкурган-таджикском автономном уезде. Остальные таджики живут в уездах Шачэ, Ипу, Ечэн и Пишань. 

Таджикский язык относится к памирской языковой ветви иранской языковой группы индо-европейской семьи. Таджики, живущие в Шачэ, говорят на уйгурском языке.   У таджиков общераспространена уйгурская письменность. 

Таджики, как правило, исповедуют ислам. 

Предки таджиков – одна из древнейших народностей Средней Азии, восходит к некоторым ираноязычным племенам, которые населяли Памирские высокогорья еще в Х в. до н.э. Далекими предками китайских таджиков были люди, населявшие государство, образованное во II-III вв. н.э. в районе Ташкурган, в Синьцзяне. С тех пор таджики жили на этой земле небольшими поселениями. В конце XVII в. в этот район переселились многие таджики из западного и южного районов Памира, став китайскими таджиками. “Таджик” – самоназвание этой национальности и означает “корона”. В прошлом таджики занимались, главным образом, скотоводством, параллельно – земледелием, вели полукочевой и полуоседлый образ жизни. После образования КНР, в 1954 году был основан Ташкурган-таджикский автономный уезд. При всемерной поддержке государства экономика таджиков развивается стремительными темпами, а также значительно поднялся уровень материальной и культурной жизни таджикской народа.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования